О МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ КРУПНЫХ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ В ОПТОВОМ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ КОМПЛЕКСЕ ГОРОДА МОСКВЫ (РЕДАКЦИЯ НА 20.03.2007). Постановление. Правительство Москвы. 30.11.04 827-ПП

Оглавление


Страницы: 1  2  



       О МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ КРУПНЫХ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ
         В ОПТОВОМ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ КОМПЛЕКСЕ ГОРОДА МОСКВЫ
                       (Редакция на 20.03.2007)

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

                          30 ноября 2004 г.
                               N 827-ПП

                                (ЮИАИ)




     Одной  из  главных  задач  Правительства Москвы является создание
системы обеспечения продовольственной безопасности столицы.
     Важнейшей  составляющей этой системы является развитие интеграции
и  кооперации  московских  предприятий  оптовой  торговли,  пищевой  и
перерабатывающей  промышленности с сельскохозяйственными предприятиями
регионов России.
     Для  стимулирования  процессов  интеграции  Правительство  Москвы
приняло ряд нормативных правовых актов по вопросам увеличения поставок
отечественного  продовольствия  в  город  Москву, развития собственной
ресурсной    базы    московских   предприятий   в   регионах   России,
финансирования   закупок  продовольствия  и  инвестирования  бюджетных
средств  в  агропромышленные холдинги. Осуществлен переход на поставку
продовольствия  в  город  по  годовым  программам  предприятий,  а для
интегрированных  агрохолдингов  вводится  порядок  оказания финансовой
поддержки   программ   на  три  года.  Все  это  создало  условия  для
дальнейшего  развития  агропромышленных  холдингов  на базе московских
предприятий продовольственного комплекса.
     В    настоящее   время   19   московских   предприятий   оптового
продовольственного  комплекса города создали интегрированные структуры
с  75  сельскохозяйственными  предприятиями  в 19 субъектах Российской
Федерации.
     В  2003-2004  годах  на  приобретение  контрольных  пакетов акций
(долей)   интегрированных   сельхозпредприятий,   их  реконструкцию  и
развитие   предприятиями  оптово-продовольственного  комплекса  города
направлено  более  5  млрд.  рублей,  в  том  числе  1300000000 рублей
льготных долгосрочных кредитов Правительства Москвы.
     В  результате  проведенной  работы объемы поставок в город мяса и
мясопродуктов  из  интегрированных структур составят к концу 2004 года
75  тыс. тонн, основных видов овощей 134 тыс. тонн, что соответственно
в 3 и 1,9 раза больше уровня 2002 года.
     В   соответствии  с  Целевой  программой  интеграции  предприятий
продовольственного  комплекса Москвы с сельхозпроизводителями регионов
России  на  2004-2006  годы, утвержденной постановлением Правительства
Москвы  от  21.09.2004  N  635-ПП, предусматривается увеличение в 2006
году  поставок  мяса  в город интегрированными структурами до 190 тыс.
тонн,  что  составит  17% от его общего потребления в городе, зерна до
450  тыс.  тонн,  или 50%, основных видов овощей до 170 тыс. тонн, или
24%.
     В  целях  развития  инфраструктуры  материально-технической  базы
предприятий  оптового продовольственного комплекса города, в том числе
агрохолдингов,   разработана  Генеральная  схема  размещения  объектов
оптовой торговли продовольствием на территории города Москвы на период
до  2020  года с учетом основных направлений развития оптовой торговли
продовольствием  в  городе  Москве  на 2005-2007 годы и потребностей в
дополнительных    земельных   участках   всех   предприятий   оптового
продовольственного  комплекса,  включая  сетевые  структуры города для
создания ими оптово-распределительных центров.
     Ведутся  работы  по  созданию информационно-аналитической системы
оптового  продовольственного  рынка  города  Москвы,  одной из функций
которой   является  мониторинг  состояния  товарно-сырьевых  рынков  и
поставок  продовольствия  из  регионов  России,  включая  поставки  из
интегрированных  хозяйств. В настоящее время осуществляется мониторинг
всех предприятий плодоовощного комплекса в автоматизированном режиме.
     Возможности    указанной    информационно-аналитической   системы
позволяют  использовать  ее  при  организации  мониторинга  качества и
безопасности продовольствия.
     В   соответствии   с   прогнозом  Департамента  продовольственных
ресурсов  города Москвы предусматривается к 2010 году за счет развития
кооперации  и  интеграции  увеличить  в 1,5 раза объемы организованных
поставок основных видов продовольствия из регионов России по сравнению
с  уровнем  2003  года  и  снизить  импортную зависимость по продукции
животноводства с 68% до 25-30%.
     Для   обеспечения   процессов   агропродовольственной  интеграции
требуется  привлечение дополнительных финансовых ресурсов, в том числе
за  счет  средств Фонда инвестиционного развития регионов Центрального
федерального   округа   Российской  Федерации  и  регионов  Российской
Федерации,  кредитов  коммерческих  банков,  в том числе с выплатой на
возвратной   основе   части  процентной  ставки,  за  счет  финансовой
поддержки  в  рамках годовых программ развития материально-технической
базы  хозяйств-поставщиков  сельскохозяйственной продукции в Москву, а
также       необходимо       дальнейшее       ускоренное      развитие
информационно-аналитической  системы оптового продовольственного рынка
города  Москвы,  усиление  контроля  за  качеством и безопасностью при
обороте  продовольствия,  решение  ряда  вопросов нормативно-правового
характера.   Необходимо   усиление   координации  действий  на  уровне
регионов,   Министерства  сельского  хозяйства  Российской  Федерации,
Центрального  федерального  округа  в  вопросах  дальнейшего  развития
продовольственной   политики,  в  том  числе  крупных  интегрированных
предприятий, прежде всего в регионах Центрального федерального округа.
     В   целях   дальнейшего   развития   кооперации  и  интеграции  и
безусловного  выполнения  показателей,  намеченных  Целевой программой
интеграции   предприятий   продовольственного   комплекса   Москвы   с
сельхозпроизводителями    регионов    России    на   2004-2006   годы,
Правительство Москвы постановляет:
     1.  Согласиться  с  прогнозными  показателями, предусматривающими
увеличение  к  2010  году  за  счет  развития  кооперации и интеграции
объемов    организованных    поставок    социально    значимых   видов
продовольствия  из  регионов  России в 1,5 раза по сравнению с уровнем
2003  года,  при  доведении  доли поставок из интегрированных хозяйств
мяса  - до 25%, зерна - до 50%, круп - до 25%, основных видов овощей -
до 30% от объемов их потребления.
     2.  Для  увеличения  объемов  организованных  поставок  в  Москву
отечественного    продовольствия    и    повышения    доли   продукции
интегрированных предприятий:
     2.1.  Разрешить  Департаменту  продовольственных  ресурсов города
Москвы осуществлять финансирование интеграционных проектов предприятий
оптового     продовольственного     комплекса    города    Москвы    с
сельхозтоваропроизводителями  и  предприятиями  пищевой промышленности
агропромышленного   комплекса   (АПК)  регионов  России  и  Республики
Белоруссия     для     организации     производства     и     поставок
сельскохозяйственной  продукции  и  продовольствия  в  город Москву, а
также  мероприятий  по  развитию оптовой торговли в Москве за счет и в
пределах    имеющихся    в    обороте    бюджетных   ассигнований   на
продовольственное  обеспечение  города, но не более 25% от общей суммы
указанных средств.
     2.2.  Принять предложение Департамента продовольственных ресурсов
города  Москвы  о предоставлении предприятиям оптовой торговли города,
интегрированным  с  сельхозпредприятиями,  производящими  картофель  и
овощи:
     - права   хранить   ресурсы  этой  продукции,  предназначенные  к
поставкам  по  годовым  программам,  а  также объемы городского заказа
непосредственно в местах производства;
     - бюджетных  кредитов  на  срок  до  трех  лет  с взиманием одной
четвертой   ставки   рефинансирования  Центрального  банка  Российской
Федерации   на   развитие   материально-технической   базы   в  местах
производства сельскохозяйственной продукции.
     3.    Управлению   информатизации   города   Москвы   осуществить
финансирование  в  2005  году работ по разделу "Реализация программных
мероприятий  по  использованию  ИКТ  в  оптовой  торговле" за счет и в
пределах   средств,   предусмотренных   на   указанные  цели  в  Плане
мероприятий   Городской  целевой  программы  "Электронная  Москва"  на
2004-2005  годы,  утвержденном  постановлением Правительства Москвы от
03.08.2004 N 526-ПП.
     4.   Департаменту  продовольственных  ресурсов  города  Москвы  и
Департаменту  финансов  города Москвы с участием Аппарата Полномочного
представителя    Президента   Российской   Федерации   в   Центральном
федеральном   округе,   Министерства  сельского  хозяйства  Российской
Федерации проработать вопрос о возможности использования средств Фонда
инвестиционного  развития  регионов  Центрального  федерального округа
Российской Федерации, а также федеральных бюджетных средств, имеющихся
в  распоряжении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации,
на  увеличение  производства и поставки в Москву сельскохозяйственного
сырья   и   продовольствия  за  счет  развития  интеграционных  связей
предприятий  продовольственного комплекса Москвы с предприятиями АПК в
регионах России и создании объектов оптовой торговли продовольствием в
городе Москве и в 50-километровой зоне от МКАД в Московской области.
     5.   Утвердить  Генеральную  схему  размещения  объектов  оптовой
торговли продовольствием на территории города Москвы на период до 2020
года  (приложение)  с  учетом  основных  направлений  развития оптовой
торговли  продовольствием  в городе Москве на 2005-2007 годы и баланса
площади всех субъектов оптовой торговли города.
     6. Департаменту продовольственных ресурсов города Москвы:
     - представить   в   I   квартале   2005   года   на  рассмотрение
Правительства    Москвы    Программу    развития    оптовой   торговли
продовольствием в городе Москве на 2005-2007 годы;
     - проработать  в  2005  году вопрос организации снабжения сетевых
продовольственных   магазинов  продукцией,  имеющейся  в  распоряжении
созданных   на   базе   действующих   предприятий   оптовой   торговли
распределительных    центров    и    комплексов    оптовой    торговли
продовольствием.
     7.  Москомархитектуре  по  заявке  Департамента продовольственных
ресурсов города Москвы в целях реализации Генеральной схемы размещения
объектов  оптовой торговли продовольствием на территории города Москвы
на период до 2020 года:
     7.1.  В  2005  году  разработать  и  представить  на рассмотрение
Объединенной  коллегии  исполнительных  органов государственной власти
Москвы  и  Московской области предложения о взаимоувязанном размещении
крупных объектов оптовой торговли продовольствием на территории города
Москвы и Московской области с учетом проектов, осуществляемых в рамках
создания    крупных    интегрированных    формирований    в    оптовом
продовольственном комплексе города.
     7.2.  Ежегодно  осуществлять мониторинг развития объектов оптовой
торговли  продовольствием  и актуализацию Генеральной схемы размещения
объектов  оптовой торговли продовольствием на территории города Москвы
на период до 2020 года.
     7.3.  В 2005-2007 годах разработать проекты уплотнения территорий
действующих  крупных  предприятий  оптовой  торговли продовольствием с
целью интенсификации их использования по прямому назначению.
     7.4.  В течение 2005-2006 годов провести предпроектные проработки
возможного  размещения  объектов  оптовой  торговли продовольствием на
период  2010-2020  гг. на производственных (внеселитебных) территориях
Юго-Восточного   и  Южного  административных  округов  города  Москвы,
подготовить  предложения о взаимоувязанном размещении крупных объектов
оптовой  торговли  продовольствием  на  территории Москвы и Московской
области (до 2010 года).
     7.5.  Исключить  практику  разработки  проектов  распорядительных
документов   Правительства   Москвы  о  размещении,  проектировании  и
строительстве    объектов    оптовой   торговли   сельскохозяйственной
продукцией    и    продовольствием    в   городе   Москве,   а   также
исходно-разрешительной  документации,  предусматривающей строительство
объектов    оптовой   торговли   сельскохозяйственной   продукцией   и
продовольствием,  без  согласования  с Департаментом продовольственных
ресурсов города Москвы.
     8.  Принять  к  сведению согласие ГУП КС "Агрострой" осуществлять
функции  заказчика  по  работам,  предусмотренным пунктом 7 настоящего
постановления.
     9.  Департаменту  экономической политики и развития города Москвы
по   заявке  Департамента  продовольственных  ресурсов  города  Москвы
обеспечивать  начиная  с  2005  года  в рамках адресных инвестиционных
программ  финансирование  работ,  предусмотренных пунктом 7 настоящего
постановления.
     10. Департаменту продовольственных ресурсов города Москвы:
     10.1.   Внести   в   III   квартале  2005  года  на  рассмотрение
Правительства    Москвы    концепцию    Закона    города   Москвы   "О
продовольственной  безопасности  города  Москвы",  предусмотрев  в нем
раздел "Агропромышленные холдинги".
     10.2.  С  участием  Министерства  сельского  хозяйства Российской
Федерации,  Аппарата  Полномочного представителя Президента Российской
Федерации  в  Центральном  федеральном округе, других заинтересованных
структур  и  региональных органов управления АПК провести в I квартале
2005   года  "круглый  стол"  по  проблемам  и  перспективам  развития
агропромышленных  холдингов  и продовольственной безопасности регионов
Центрального  федерального  округа  и  до 1 июля 2005 года подготовить
предложения   о   создании   общественного   совета   по   координации
деятельности агрохолдингов России.
     10.3.  Совместно  с  Департаментом  науки и промышленной политики
города Москвы и с участием Министерства сельского хозяйства Российской
Федерации,  Аппарата  Полномочного представителя Президента Российской
Федерации  в  Центральном  федеральном  округе  представить  в  первом
полугодии  2005  года в Правительство Москвы конкретные предложения об
усилении   координации   действий  на  уровне  регионов,  Министерства
сельского  хозяйства  Российской  Федерации, Центрального федерального
округа  по вопросам дальнейшего развития продовольственной политики, в
том числе крупных интегрированных предприятий, прежде всего в регионах
Центрального федерального округа.
     11.  Комитету  межрегиональных  связей  и  национальной  политики
города  Москвы  совместно  с  Департаментом продовольственных ресурсов
города  Москвы  при  разработке проектов соглашений о сотрудничестве с
регионами  России  и  Республикой  Белоруссия  предусматривать  в  них
возможность  развития  интеграционных  связей, в том числе возможность
создания  агропромышленных  холдингов  на  базе московских предприятий
оптового продовольственного комплекса и предприятий АПК регионов.
     12. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
министра Правительства Москвы Бабурина А.И.
     О  ходе  выполнения  постановления доложить Мэру Москвы в декабре
2005 года.

И.о. Мэра Москвы
                                                           В.П. Шанцев
30 ноября 2004 г.
N 827-ПП


                                                            Приложение

                                  к постановлению Правительства Москвы
                                                от 30 ноября 2004 года
                                                              N 827-ПП


            ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ОПТОВОЙ
                ТОРГОВЛИ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ НА ТЕРРИТОРИИ
                 ГОРОДА МОСКВЫ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

              1. Современное состояние оптовой торговли
                       продовольствием в Москве

     Продовольственный  рынок  Москвы является крупнейшей в Российской
Федерации  региональной  системой обращения продовольственных товаров,
обеспечивающей  потребности столичного мегаполиса с населением порядка
13  млн.  человек,  включая  приезжих,  или  около  9% всего населения
России.   Важной   составной  частью  этой  системы  является  оптовая
торговля,   через   которую  осуществляется  снабжение  предприятий  и
организаций     розничной    торговли    и    общественного    питания
продовольственными   товарами,  а  также  пищевой  и  перерабатывающей
промышленности - сырьем.

           1.1. Итоги выполнения Программы развития оптовой
        торговли продовольствием в г. Москве на 2002-2004 годы

     Реализация  Программы развития оптовой торговли продовольствием в
Москве  на  2002-2004  годы  <1>  и  принятых в последние годы решений
Правительства   Москвы   по  развитию  агропромышленной  интеграции  и
формированию  устойчивой  сырьевой  базы  снабжения в регионах России,
созданию современной инфраструктуры оптового продовольственного рынка,
защите  экономических  и  имущественных  интересов  города  в  оптовом
продовольственном  комплексе, совершенствованию системы финансирования
продовольственного  обеспечения  и  финансовой  поддержке предприятий,
развитию       информационно-аналитической       системы      оптового
продовольственного  рынка и ряда других направлений позволила добиться
положительных   результатов   в   деле   укрепления  продовольственной
безопасности столицы.
     Рост  реальных  доходов  и  покупательной способности населения в
условиях   насыщенного   продовольственного   рынка  Москвы  обеспечил
повышение  уровня  потребления  основных  продуктов  питания  в семьях
москвичей  на  3,5-6,0%  в  год. Улучшился качественный состав рациона
питания за счет более ценных продуктов питания.
     Объем розничного товарооборота продовольственных товаров в Москве
в  2003  году составил 480,5 млрд. руб., или 24,3% от соответствующего
показателя в целом по России.
     На  продовольственном рынке города наблюдается тенденция снижения
темпов  роста  потребительских  цен.  За  9  месяцев  2004  года темпы
прироста  потребительских  цен  по  группе  продовольственных  товаров
замедлились  в  1,2 раза по сравнению с тем же периодом 2003 года. При
этом  уровень  инфляции в Москве был ниже среднероссийского и составил
105,1% против 107,2% в среднем по России.
     Стоимость  минимального  набора  продуктов  питания,  входящих  в
потребительскую  корзину, в столице за 9 месяцев 2004 года возросла на
3,8%,  тогда  как в Санкт-Петербурге - на 5,0%, в Московской области -
на 5,8%, в среднем по России - на 5,9%.
     Социологические  опросы  населения  свидетельствуют  о достаточно
высокой  оценке  москвичами  качества продуктов питания отечественного
производства  и  их  предпочтении  импортному продовольствию. В пользу
российских товаров высказываются свыше 90% опрошенных жителей города.
     За  счет отечественного производителя в настоящее время полностью
обеспечивается  потребность  города  в цельном молоке и столовом яйце,
практически   полностью   формируются   продовольственные  ресурсы  по
картофелю  и  овощам, в значительной степени - по маслу растительному,
рыбной   продукции,  сахару,  зерну,  крупе.  За  последние  два  года
увеличились  объемы  поставок  в  город  из российских регионов мяса и
мясопродуктов  -  в  1,4  раза  (со  194,3  до 264,0 тыс. тонн), масла
животного  -  в  1,2  раза  (с 19,5 до 22,8 тыс. тонн). Доля импортных
поставок  мяса  и  мясопродуктов  за этот период в общем объеме завоза
снизилась с 74% до 65%, масла животного - с 65% до 62%.
     В  решении  задач повышения уровня потребления продуктов питания,
насыщения  продовольственного  рынка  и создания благоприятной ценовой
конъюнктуры  на  основные социально значимые продукты питания решающую
роль  сыграло  развитие  в  городе  оптовой  торговли продовольствием,
оборот  которой  за 2002-2003 гг. вырос с 7,0 до 8,4 млн. тонн. В 2004
году  ожидается  дальнейший рост этого показателя до 9,1 млн. тонн. На
долю  Москвы  приходится  около  46%  от общего объема оборота оптовой
торговли  продовольственными  товарами  в  России  по  кругу крупных и
средних оптовых организаций.
     Сеть  действующих  предприятий оптовой торговли продовольствием в
Москве имеет следующие основные характеристики:
     - инфраструктура   оптовой   торговли  представлена  96  оптовыми
предприятиями, складскими комплексами и базами, в том числе:
     15  мясомолочными  и  рыбными  хладокомбинатами  с общей емкостью
единовременного  хранения  217,4  тыс.  тонн,  в том числе с холодом -
157,9 тыс. тонн;
     22  оптовыми плодоовощными предприятиями, располагающими с учетом
филиалов   в   Московской  области  общими  емкостями  единовременного
хранения  на  915,6  тыс. тонн, в том числе с охлаждением - 520,5 тыс.
тонн;
     7  крупными  общетоварными базами, имеющими 120,2 тыс. кв. метров
складской площади;
     - через  оптовую торговлю осуществляется снабжение более 9,7 тыс.
предприятий  розничной торговли, реализующих продовольственные товары,
9,2  тыс. предприятий общественного питания, включая социальную сферу,
96  сельскохозяйственных  и  продовольственных  рынков.  Общая емкость
продовольственной  розничной  сети  Москвы составляет порядка 4,6 млн.
кв.  метров при уровне обеспеченности в расчете на одну тысячу жителей
- 354 кв. метров общей площади.
     По  основным видам продовольственных товаров объем организованных
поставок  в  2004 году оценивается в 4,3 млн. тонн, что составляет 67%
от  годового  фонда  потребления  социально значимых продуктов питания
жителями Москвы;
     - оптовая торговля обеспечивает деятельность 469 крупных, средних
и  малых предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности города,
в   том   числе  6  мелькомбинатов  и  мельниц,  28  хлебозаводов,  18
мясокомбинатов,   8   молокозаводов,   7   кондитерских   фабрик.  Эти
предприятия,  в  свою очередь, являются активными участниками оптового
продовольственного  рынка  и  реализуют  свою  продукцию  не  только в
Москве, но и в регионах России;
     - на   долю   15   холодильников   и   хладокомбинатов  с  учетом
коммерческих   организаций,   арендующих  складские  площади  на  этих
предприятиях, приходится около 38% от общих объемов оптовых поставок в
Москву  мяса  и мясопродуктов, 58% масла животного, 73% пищевой рыбной
продукции и др.;
     - группа  оптовых  плодоовощных  предприятий с учетом арендаторов
обеспечивает в настоящее время порядка 40% от общих объемов реализации
в Москве картофеля и овощей, а на 13 из них размещается на межсезонное
хранение  городской  заказ  на  картофель и овощи (в объемах продукции
урожая 2004 года - 66,0 тыс. тонн);
     - оптовая торговля продовольствием в городе поддерживается, кроме
предприятий    оптового    звена,    распределительными   складами   и
холодильниками предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности и
оптовых  коммерческих  структур; в этих секторах товаропроводящей сети
имеется порядка 320,0 тыс. кв. метров складской площади и до 65,0 тыс.
тонн холодильных емкостей;
     - на   продовольственный   рынок   города   ориентирована   часть
снабженческо-складской   инфраструктуры,  расположенной  в  Московской
области,   включая   крупные   таможенные  терминалы,  холодильники  и
складские  комплексы  вблизи МКАД. Особое значение имеет развитие базы
хранения  картофеля  и  овощей  в  хозяйствах  области,  общая емкость
которой  в  настоящее  время  составляет  порядка 290 тыс. тонн, в том
числе  около  75 тыс. тонн арендуется Московскими плодоовощными базами
для  хранения  картофеля  и  овощей,  выращенных  в  этих хозяйствах и
проданных базам в счет выполнения годовых программ.
     В  рамках  Программы  развития оптовой торговли продовольствием в
Москве  на  2002-2004 годы ускоренными темпами осуществлялось развитие
материально-технической   базы   действующих   оптовых  предприятий  с
созданием   на   их  основе  перспективных  типов  торговых  объектов:
распределительных  центров и комплексов оптовой торговли. За 2002-2004
годы   обеспечена   модернизация   оптовых   предприятий  с  вводом  в
эксплуатацию  16  распределительных  центров  и  10 комплексов оптовой
торговли  продовольствием,  что  соответствует задаче, предусмотренной
Программой  развития  оптовой  торговли продовольствием в г. Москве на
2002-2004 гг.
     Модернизация  оптовых  предприятий позволила значительно повысить
эффективность  их  финансово-хозяйственной  деятельности. Рост объемов
собственного  оптового  оборота предприятий составил в среднем 82%, их
налоговые платежи в бюджет города возросли на 76%.
     Кроме   того,  для  обеспечения  свободного  доступа  на  оптовый
продовольственный   рынок   региональных  товаропроизводителей,  минуя
многочисленных  посредников,  осуществляются  мероприятия  по созданию
новых   современных   объектов  оптовой  торговли  в  зоне  МКАД  <2>.
Разработана исходно-разрешительная документация и определены инвесторы
по  7  земельным  участкам.  По 4 участкам в 2005 году будут проведены
инвестиционные конкурсы и определены инвесторы.
     Перспективное  развитие и размещение предприятий оптовой торговли
увязано  с  реализацией  новых  градостроительных  концепций,  схемами
градостроительного  и  функционального  зонирования территории города,
планами   развития   административных   округов.   Этим  целям  служит
разработанная и представленная в настоящем документе Генеральная схема
размещения  оптовой  торговли  продовольствием  на  территории  города
Москвы на период до 2020 года.
     Генеральная   схема  основывается  на  приоритетных  направлениях
продовольственной    политики   Правительства   Москвы   и   учитывает
происходящие   объективные   изменения  в  системе  продовольственного
обеспечения города, включая агропромышленную сферу.
     В   2003   году   в   Москву  из  регионов  России  поставлено  в
организованном  порядке 2,7 млн. тонн основных видов продовольствия на
общую  сумму  порядка  63,5  млрд.  руб.  Около  85%  от  этих объемов
составили  поставки  по долговременным устойчивым хозяйственным связям
(кооперация     и    интеграция)    между    предприятиями    оптового
продовольственного      комплекса      города      и     региональными
товаропроизводителями.
     Наиболее   активно   по   двусторонним   договорам  о  кооперации
развивается    сотрудничество    Москвы   с   областями   Центрального
федерального  округа, из которых в город поступает до 70% мяса и масла
животного  от  общего  объема  российских  поставок, более 90% молока,
картофеля и овощей.
     В  2002-2004  гг.  19  московских  предприятий  оптовой торговли,
пищевой  и  перерабатывающей  промышленности  создали  интегрированные
структуры  в форме агрохолдингов с товаропроизводителями в 19 регионах
России.  Общий  объем инвестиций в агрохолдинги составил более 5 млрд.
руб.,  в  том числе за счет льготных долгосрочных кредитов из средств,
предназначенных  на  продовольственное обеспечение города, - 1,5 млрд.
руб.
     В   настоящее   время   в   области   животноводства   в  составе
агрохолдингов  участвуют  8  свинокомплексов,  2  комплекса по откорму
крупного  рогатого  скота,  9 птицефабрик, 9 мясокомбинатов в регионах
России  по забою и первичной переработке мяса. По оценкам, общий объем
собственного производства мяса в агрохолдингах в 2004 году составит 60
тыс.  тонн  мяса  (включая мясо птицы), кроме того, около 80 тыс. тонн
мяса   будет   поставлено  в  Москву  с  интегрированных  региональных
мясокомбинатов  и  по  совместной  программе  Правительства  Москвы  и
Правительства  Московской  области  по  развитию  отрасли птицеводства
Московской области на 2002-2005 годы.
     В плодоовощном комплексе Москвы 9 оптовых предприятий в настоящее
время  интегрированы  с  11 сельхозпроизводителями Московской области,
Краснодарского  края,  Волгоградской  и  Ростовской  областей, которые
располагают  в  общей  сложности  58  тыс. га посевных площадей. Объем
валового  производства  картофеля и овощей в действующих агрохолдингах
составляет более 190 тыс. тонн.
     В  целях  реализации основных направлений инвестиционной политики
Правительства  Москвы  в  агропромышленной  сфере  разработана Целевая
программа интеграции предприятий продовольственного комплекса Москвы с
сельхозпроизводителями  регионов России на 2004-2006 годы <3>, которой
предусматривается   увеличение   в   2006   году   поставок  в  Москву
интегрированными  предприятиями:  мяса  и  мясопродуктов - до 190 тыс.
тонн,  молока  - до 60 тыс. тонн, плодоовощной продукции - до 237 тыс.
тонн, зерна и крупы - до 484 тыс. тонн.
     С   2003   года   существенно   изменился   финансовый   механизм
формирования и обслуживания городского продовольственного фонда <4>. В
соответствии  с  новым  порядком  финансирования  произошел переход от
кредитования разовых договоров поставки к финансовой поддержке годовых
программ  закупок  основных  социально значимых видов продовольствия с
размещением  в  их составе оборачиваемых запасов предприятиями оптовой
торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности.
     Годовые    программы    формируются    исходя    из   конъюнктуры
продовольственного  рынка в основном за счет внебюджетных источников и
при   финансовой   поддержке   из  средств  городского  бюджета.  Так,
реализация  годовых  программ  2004 года на 73% обеспечивается за счет
внебюджетных  источников,  а  уровень  их финансовой поддержки в целом
составляет 27%.
     Как показала практика 2003-2004 гг., данный механизм обеспечивает
непрерывное  финансирование  поставок  в  течение  года, а закупленные
объемы  продовольствия  в  рамках  годовых программ более чем в 2 раза
превышают объемы поставок за счет бюджетных средств в предыдущие годы.
     Важным   направлением  продовольственной  политики  Правительства
Москвы  стала  защита экономических и имущественных интересов города и
предприятий    оптовой    торговли,    пищевой    и   перерабатывающей
промышленности. В этих целях утвержден перечень 55 предприятий, работа
которых связана с обеспечением продовольственной безопасности столицы,
с  присвоением  им  статуса  "Предприятие  городского  значения"  <5>.
Профиль  деятельности  и имущественный комплекс предприятий городского
значения находятся под контролем Оперативного штаба, который принимает
меры  по  их защите от недружественного поглощения и при необходимости
оказывает организационную, правовую и административную поддержку.
     Реализована  система  мер  по  финансовому оздоровлению и санации
оптовых продовольственных предприятий. В том числе завершена работа по
акционированию  5  государственных унитарных предприятий с последующей
продажей  или  передачей  в  доверительное управление части городского
пакета   акций   с   обязательным   условием  погашения  задолженности
предприятий.  Проведена реструктуризация просроченной задолженности по
бюджетным   средствам  предприятий,  принимающих  участие  в  создании
современных  объектов  оптовой торговли. Реализован пилотный проект по
выводу  ценных бумаг ЗАО "Новые Черемушки" на фондовый рынок. Эти меры
позволили  не  только существенно сократить число предприятий, имеющих
неудовлетворительное    финансовое    положение,    но    и   повысить
инвестиционную активность в продовольственном комплексе города.
     В  рамках  создания  информационно-аналитической системы оптового
продовольственного  рынка  Москвы  в  2003  году введен в эксплуатацию
головной   Информационно-маркетинговый   центр  системы  на  базе  ОАО
"Оптовые продовольственные рынки Москвы". Формируется сеть современных
локальных    информационных    центров    на   предприятиях   оптового
продовольственного комплекса города.
     С  сентября  2004  года  функционирует  первая  очередь  системы,
обеспечивающая   мониторинг   товародвижения  и  цен  на  предприятиях
плодоовощного   комплекса.   В   декабре  2004  года  намечен  ввод  в
эксплуатацию  информационного блока формирования и мониторинга годовых
программ  поставок основных социально значимых видов продовольствия на
предприятиях,   имеющих  Генеральные  соглашения  о  сотрудничестве  с
Департаментом   продовольственных  ресурсов  города  Москвы.  Налажено
взаимодействие  информационно-аналитической  системы с информационными
службами  Минсельхоза России, Минсельхозпрода Московской области, ряда
других   регионов   России,  а  также  с  информационно-маркетинговыми
центрами крупных региональных поставщиков продовольствия в Москву.
     Информационно-аналитическая    система   позволяет   осуществлять
мониторинг    движения    партий    товаров    на   основе   первичных
товаросопроводительных   документов   и  сертификатов  о  соответствии
качества  продукции, что обеспечивает возможности ее использования для
информационной поддержки системы технического регулирования качества и
безопасности  пищевых  продуктов. С 2004 года для этих целей введены в
действие  Реестр  складских  помещений  города  Москвы  и Региональная
система   добровольной   сертификации   хранилищ  сельскохозяйственной
продукции  и  продовольственных  товаров.  Основной  задачей указанных
инструментов  государственной  координации  оптовой  торговли является
противодействие   "теневым"   каналам  поступления  продовольствия  на
московский рынок.

               1.2. Проблемы развития оптовой торговли

     Достигнутые  позитивные количественные и качественные изменения в
оптовом  продовольственном  комплексе  Москвы  не  снимают ряда острых
проблем,   имеющих   место   в  настоящее  время  и  прогнозируемых  в
перспективе с учетом развития общеэкономической ситуации.
     В первую очередь, речь идет о недостаточной социальной ориентации
продовольственного  рынка  города  в  условиях  высокой дифференциации
доходов  населения, пятая часть которого находится за чертой бедности.
Наблюдается  нехватка  в  оптовом  звене распределительных центров для
магазинов  сниженных  цен,  магазинов  "шаговой  доступности" и других
социально ориентированных предприятий потребительского рынка. Для этих
целей     следует     более     активно     использовать     имеющуюся
материально-техническую  базу  оптовых  предприятий, а также земельные
участки,  выделяемые  в  соответствии  с Генеральной схемой размещения
объектов оптовой торговли продовольствием на территории города Москвы.
     Не   в   полной   мере   обеспечена   экономическая   доступность
продовольствия   для   жителей   Москвы,  в  результате  чего  уровень
потребления  москвичами  многих  социально  значимых продуктов питания
находится  ниже  норм, рекомендуемых Институтом питания РАМН. В первую
очередь, это относится к малообеспеченным группам населения.
     По-прежнему   актуальным  является  проблема  ценообразования  на
продовольствие  в  городе. Среди основных факторов, обостряющих данную
ситуацию,  следует  отметить  высокие издержки обращения при наличии в
цепочке товародвижения значительного количества посреднических звеньев
(до  5-6),  недостаточный  уровень  логистики  в  оптовом  звене, рост
тарифов  естественных  монополий,  а также несовершенство действующего
механизма внешнеэкономического регулирования торговли продовольствием,
включая распределение импортных квот на мясо и мясопродукты.
     Важной  проблемой является неустойчивость товарно-сырьевой базы в
регионах   России   и   низкая   конкурентоспособность  отечественного
сельского хозяйства, в результате чего по отдельным социально значимым
видам  продовольствия,  таким  как  мясо,  масло животное, сохраняется
высокий  уровень  импортной зависимости московского рынка. Планируемое
присоединение  России  к  Всемирной  торговой организации существенным
образом  осложнит  ситуацию  для  российских  сельхозпроизводителей  -
возрастут объемы импортируемой продукции, усилится конкуренция. В этих
условиях   необходимо   ускорить   интеграцию   предприятий   оптового
продовольственного  комплекса  Москвы  с региональными производителями
сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
     Росту  издержек  обращения продовольственных товаров способствует
неразвитость   инфраструктуры  хранения  в  местах  производства.  Это
приводит   к   тому,   что  значительные  объемы  сельскохозяйственной
продукции  закладываются  на межсезонное хранение на городских оптовых
предприятиях,  что  снижает  оборачиваемость  товаров  и эффективность
использования инфраструктуры оптового звена.
     Формирование   эффективной   системы   товародвижения  затрудняет
устаревшая  материально-техническая  база  оптового продовольственного
комплекса   (например,   износ  основных  производственных  фондов  на
большинстве  хладокомбинатов  достигает  65-85%), а также неразвитость
сферы оказания логистических услуг. Значительные средства требуются на
модернизацию  и  техническое  перевооружение  оптовых  предприятий, на
основе   которых   создаются   современные   типы  торговых  объектов.
Особенности  строительных решений существующей инфраструктуры оптового
звена  не  всегда  позволяют  использовать  прогрессивные технологии и
схемы логистики.
     В  Москве  (и  близлежащих  районах Московской области) ощущается
нехватка   отдельных  типов  складской  инфраструктуры,  в  том  числе
общетоварных складов европейских стандартов качества - категорий "А" и
"Б",     отвечающих     требованиям     современной    логистики,    и
низкотемпературных  емкостей  с режимами хранения товаров до -24 град.
C.  При  этом  до  настоящего  времени не решены вопросы строительства
опытных  холодильников, использующих новые источники получения холода,
на   территориях   газораспределительных   станций,   расположенных  в
периферийных районах города.
     Недостаточными  темпами  осуществляется  работа  по  выделению  и
оформлению  исходно-разрешительной  документации  по  новым  земельным
участкам  в зоне МКАД, предназначенным для размещения крупных объектов
оптовой  торговли  продовольствием.  На  участках имеются обременения,
приводящие к значительному снижению их полезной площади.
     Недостаток    оптовых    предприятий,    работающих    в   режиме
межрегиональных распределительных центров и расположенных за пределами
МКАД,  приводит к значительным транзитным потокам продовольствия через
городскую инфраструктуру оптовой торговли.
     Ряд   предприятий  оптовой  торговли  размещается  в  центральных
районах города, что создает серьезные транспортные проблемы и ухудшает
экологическую   обстановку   в   городе.   Необходимы  мероприятия  по
перебазированию  данных  предприятий  в  существующие  или создаваемые
производственные зоны в периферийных районах Москвы.
     Высокий   уровень   цен  на  отдельные  виды  товаров  обусловлен
недостаточным  уровнем  конкуренции на продовольственном рынке города.
Отдельные  его  сегменты  монополизированы,  в  том  числе московскими
товаропроизводителями.
     В  плане  защиты экономических и имущественных интересов города в
оптовом     продовольственном     комплексе     актуальным    является
противодействие      переделу     собственности,     приводящему     к
перепрофилированию   и  ликвидации  предприятий  городского  значения.
Особого  внимания заслуживает процесс активного освоения рынка оптовых
торговых   услуг  и  складской  инфраструктуры  крупными  иностранными
инвесторами,  который,  несомненно,  усилится при вступлении России во
Всемирную торговую организацию.
     Имеется отставание в таких важных вопросах развития сферы оптовой
торговли  продовольствием,  как: создание системы рыночной информации,
организация   технического   регулирования   качества  и  безопасности
продовольствия,    обеспечение    химической    безопасности   оптовых
предприятий,     совершенствование    нормативно-правовой    базы    и
организационной   структуры   управления   оптовым   продовольственным
комплексом.

       1.3. Тенденции в развитии и размещении объектов оптовой
                    торговли на территории Москвы

     Существующая  сеть  предприятий  оптовой торговли продовольствием
городского  уровня представлена 44 объектами общей площадью территории
382,6  га,  расположенными  по  территории  8 административных округов
Москвы  (табл.  1).  Среднее  значение  коэффициента застройки участка
составляет 52,6%.
     По функциональному назначению объекты оптовой торговли городского
уровня  в  настоящее  время  делятся  на  плодоовощные предприятия (22
объекта),  предназначенные для хранения сельскохозяйственной продукции
и  продовольственных товаров при температурных режимах -2 град. C - +2
град.   C,   мясомолочные   и   рыбные   холодильники  (15  объектов),
предусматривающие  хранение продукции с температурой до -18 град. C, а
также общетоварные склады (7 объектов) (рис. 1 - не приводится).
     По  площади  занимаемой  территории  выделяются  три типа оптовых
предприятий:  крупные  -  площадь  территории  более  20 га; средние -
площадь  территории  в  диапазоне  от  10  до  20  га; малые - площадь
территории  до  10 га. Структура существующей сети оптовых предприятий
включает: 5 крупных объектов; 10 средних; 30 малых.
     Анализ   размещения  предприятий  городского  оптового  звена  на
территории  Москвы  позволил  установить  следующие  градостроительные
особенности:
     - преобладающее  число  (около  75%) предприятий оптовой торговли
размещено  в  срединной  части города, в зоне малого кольца Московской
железной дороги;
     - сеть действующих оптовых предприятий расположена на территориях
производственных   зон;   концентрация   объектов   оптовой   торговли
отмечается   в   производственных   зонах  Восточного,  Юго-Восточного
административных  округов (районы Метрогородок, Южнопортовый); в Южном
административном  округе  (территория, ограниченная районами Нагорный,
Северное Чертаново, Москворечье-Сабурово); в Западном административном
округе (район Очаково);
     - существующие объекты оптовой торговли, за исключением двух (ОАО
"Хладокомбинат  N  5-6",  ОАО "Мосхладокомбинат N 3"), располагаются в
зонах    сохранения   и   интенсификации   производительных   функций,
предусмотренных   градостроительными   планами   развития  округов,  и
подлежат дальнейшему развитию;
     - размещение  оптовых  предприятий по территории административных
округов   характеризуется   концентрацией   объектов   в  Восточном  и
Юго-Восточном административных округах, в границах Щелковского шоссе и
Волгоградского  проспекта,  особенно  в  зоне  развития общегородского
центра  и  срединной  зоне.  В  этом ареале размещены 15 объектов, что
составляет  около  1/3  от  общего  числа. Остальная часть предприятий
оптовой   торговли   сгруппирована  по  несколько  объектов  в  районе
Варшавского  шоссе, ЮАО (7 объектов); в районе МКАД и Рябиновой улицы,
ЗАО (5 объектов); вблизи Хорошевского шоссе, САО (4 объекта); в районе
пересечения  МКАД  и  окружной  железной  дороги,  САО (4 объекта); по
Алтуфьевскому   шоссе,   СВАО   (4   объекта).  Распределение  оптовых
предприятий    по    территории    административных   округов   Москвы
осуществляется  следующим  образом:  на  территории  ЦАО расположены 4
объекта  (площадь  территории  7,84  га),  САО  -  7 объектов (площадь
территории  80,20  га),  СВАО  - 4 объекта (площадь территории - 35,14
га), ВАО - 6 объектов (площадь территории 55,27 га), ЮВАО - 9 объектов
(площадь  территории  48,98  га), ЮАО - 5 объектов (площадь территории
77,20  га), ЗАО - 8 объектов (площадь территории 63,93 га), Зеленоград
- 1 объект (площадь территории 14,0 га).
     В систему оптового оборота Москвы входят также складские емкости,
расположенные   на   территории  Московской  области:  15  предприятий
плодоовощного  комплекса имеют в области емкости по хранению картофеля
и  овощей  -  на  191,4  тыс. тонн, в том числе в составе 6 филиалов -
141,0  тыс.  тонн  и  9 хозяйств, входящих в агрохолдинги, - 50,4 тыс.
тонн (табл. 2, рис. 2 - не приводится).
     Концентрация   оптовых   предприятий   в   секторе,  ограниченном
восточным и западным направлениями, обусловлена значительными объемами
поставок продовольствия из районов Московской области, расположенных в
пойме   р.  Оки  (молоко,  картофель,  овощи),  областей  Центрального
федерального  округа  -Белгородской,  Брянской,  Калужской,  Липецкой,
Орловской,   Смоленской   и   др.   (молоко,   мясо,   зерно,  овощи),
Краснодарского  и  Ставропольского  краев (молоко, мясо, зерно, крупа,
овощи,  фрукты)  и  ряда  других  регионов, расположенных по указанным
направлениям (рис. 3 - не приводится).
     Анализ   эффективности   использования  территорий,  занятых  под
оптовыми   предприятиями,   позволил   определить   диапазон  значений
плотности   застройки.   По  существующим  объектам  значение  данного
показателя  колеблется  от  2,0 до 5,0 тыс. кв. м/га, среднее значение
плотности  застройки  составляет  2,0-2,5  тыс.  кв.  м/га, что меньше
принимаемого для расчетов современного показателя плотности - 3,5 тыс.
кв.   м/га.   Для   сравнения   оптовый   продовольственный   комплекс
"Меркаваленсия"  (Испания) имеет плотность застройки 4,8 тыс. кв. м/га
(площадь  участка  -  48,5  га, площадь используемых помещений - 231,0
тыс. кв. м).
     Для   Москвы   характерно  преобладающее  размещение  всех  типов
предприятий  оптового  звена,  включая крупные, в пределах города, что
обуславливает  необходимость  повышения эффективности использования их
территории.  Ограничивающим  фактором  в повышении плотности застройки
являются    технологические   особенности   оптового   товародвижения:
возможность повышения высотности хранилищ за счет увеличения ярусности
хранения  товара,  а  не  этажности  сооружения;  повышения пропускной
способности   объекта   за  счет  увеличения  погрузочно-разгрузочного
фронта, расширения территорий под стоянку автотранспорта.
     В  то же время зарубежный опыт свидетельствует о целесообразности
размещения крупных оптовых предприятий за пределами границ города, что
обусловлено   экологическими,   экономическими   и  градостроительными
факторами.
     Этому  способствуют также наметившиеся тенденции к формированию в
Московском  регионе,  включающем  город  Москву  и Московскую область,
единой товаропроводящей сети продовольствия, проявляющиеся в:
     - увеличении  объемов  снабжения  предприятий  розничной торговли
области,  включая  крупные торговые объекты на внешней стороне МКАД, с
оптовых предприятий города;
     - росте   объемов   поставок   в   область  продукции  московских
предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности;
     - развитии     процессов    интеграции    предприятий    оптового
продовольственного    комплекса    города   с   хозяйствами   области,
обеспечивающей  возможности перемещения базы хранения сезонных запасов
продовольствия в места производства;
     - активизации   на  продовольственном  рынке  Москвы  предприятий
пищевой и перерабатывающей промышленности области;
     - развитии  в Московской области инфраструктуры оптовой торговли,
ориентированной на поставки продовольствия в город.
     С  позиций  перспективного развития и размещения объектов оптовой
торговли  продовольствием  на  территории  Москвы  определяющими также
являются  следующие тенденции и структурные изменения в оптовом звене,
агропродовольственной сфере и на потребительском рынке города:
     - укрепление позиций отечественных производителей, рост объемов и
доли   на  рынке  поставок  сельскохозяйственной  продукции,  сырья  и
продовольственных  товаров  из  регионов  России  на  основе  развития
агропродовольственной  кооперации  и  интеграции с участием московских
предприятий;
     - создание  современной рыночной инфраструктуры оптовой торговли,
включающей  организацию  крупных  оптовых  продовольственных  рынков и
комплексов,   развитие   сетевых   и   территориальных   (независимых)
распределительных     центров,    при    активном    понижении    доли
неорганизованной торговли и сокращении теневых каналов товародвижения;
     - ускорение  товарного  обращения  за счет рационализации каналов
товародвижения,    прежде   всего,   канала,   обеспечивающего   выход
независимых производителей, оптовых продавцов и оптовых покупателей на
конкурентный рынок города;
     - оптимальное  снижение  объемов  страховых  и сезонных запасов и
резервов  продовольствия,  находящихся  на  городских предприятиях, за
счет  их  размещения  в  аграрных  подразделениях  агрохолдингов  и  в
хозяйствах, имеющих договоры о совместной деятельности с предприятиями
оптового продовольственного комплекса Москвы;
     - приоритетное    развитие   при   поддержке   города   социально
ориентированных объектов розничной торговли;
     - переход  к  сетевым  принципам организации розничной торговли и
распределения,  значительный  рост  числа  крупных  торговых  объектов
(гипер-  и супермаркеты, магазины-склады типа "Кэш энд Кэрри" и др.) и
их доли в торговом обороте.
     Разработка    градостроительных,   экономических   и   социальных
требований  к  размещению  объектов  оптовой  торговли продовольствием
направлена на решение следующих задач:
     - обеспечение   потребности   города   в  торговой,  складской  и
транспортной  инфраструктуре  с учетом перспектив роста и комплексного
развития  системы  розничной  торговли, общественного питания и других
социальных сфер обслуживания;
     - разработка  системы транспортных связей между объектами оптовой
и   розничной   торговли,  направленной  на  сокращение  автомобильных
маршрутов по территории Москвы;
     - разработка   структуры  размещения  объектов  оптовой  торговли
продовольствием с учетом экологической карты Москвы, сокращающей время
доставки   и   гарантирующей   регулярную   поставку   малых   объемов
скоропортящихся  видов  продукции  для  объектов  розничной торговли и
общественного питания.
     Приоритетным   направлением   развития  городской  инфраструктуры
является  размещение  крупных объектов оптовой и розничной торговли на
территориях,  прилегающих  к МКАД и 3-му транспортному кольцу, а также
использование  коммунально-складских  и  промышленных зон (в том числе
территорий  предприятий,  выводимых  за пределы города) для дислокации
объектов оптовой торговли продовольствием.
     Ориентация  и размещение крупных интегрированных объектов оптовой
торговли  целесообразны  в  районе  грузовых  станций  большого кольца
железной  дороги  для  сокращения  транзита  по  территории Московской
области и города Москвы.
     Анализ отечественного и зарубежного опыта современной организации
оптовой   торговли   продовольствием  позволяет  установить  следующую
типологию предприятий:
     - оптовые  продовольственные  рынки  и комплексы оптовой торговли
регионального, городского и районного (зонального) значения;
     - распределительные  центры  различных типов, подразделяющиеся на
сетевые и территориальные (независимые) (рис. 4 - не приводится).
     Определяющий  характеристикой  для  оптового предприятия является
отношение  к  собственности  на  товар. Предприятия, реализующие право
собственности  на  товар, - распределительные центры, магазины-склады,
дистрибьюторские   центры   на   промышленных   предприятиях;   и   не
использующие право собственности на товар, - оптовые продовольственные
рынки и комплексы, склады коммерческого хранения.
     Оптовый  продовольственный  рынок  - предприятие, предоставляющее
торговые  места арендаторам и обеспечивающее условия для осуществления
ими   преимущественно   на   конкурентной   основе   оптовой  торговли
сельскохозяйственной   продукцией  и  продовольствием  в  определенном
месте,  в  определенное  время  и  по  установленным правилам. Оптовый
продовольственный  рынок  является  организатором  оптового  оборота и
оказывает   оптовым  продавцам  и  покупателям  необходимые  сервисные
услуги.
     Территориальный    (независимый)    распределительный   центр   -
предприятие,   осуществляющее  реализацию  на  бесконкурентной  основе
определенного  ассортимента  продовольственных  товаров, принадлежащих
предприятию, для любого обращающегося к нему оптового покупателя.
     Сетевой  распределительный  центр  -  предприятие, осуществляющее
обслуживание  только розничных торговых предприятий, входящих в одну с
ним сетевую компанию.
     К  современным  видам предприятий мелкооптовой торговли относятся
магазины-склады,     формирующие    районный    (зональный)    уровень
обслуживания.
     Магазины-склады   с   технологией  работы  "Кэш  энд  Кэрри"  при
размещении   могут   быть   лимитированы   единственным  специфическим
фактором: территория, отводимая под его размещение, должна как минимум
в  два  раза  превышать  площадь застройки для организации автостоянки
транспорта оптовых покупателей.
     Дистрибьюторские центры формируются на базе предприятий пищевой и
перерабатывающей    промышленности,    осуществляющих    распределение
производимой продукции, и относятся к городскому уровню обслуживания.
     Для  обеспечения  выполнения  оптовым  предприятием  определенных
функций  его  материально-техническая  база  и документы, определяющие
регламент работы, должны отвечать ряду требований.
     Требования к материально-технической базе:
     - для  оптового  продовольственного  рынка  и  комплекса  оптовой
торговли:
     наличие  обособленных  торговых  мест, в том числе с охлаждением,
обеспечивающих  размещение  реализуемого  товара  и  складирование его
оперативного запаса;
     наличие   внутриплощадочных   проездов,   погрузочно-разгрузочных
площадок и стоянок автотранспорта;
     наличие   укомплектованных   и   технически   оснащенных   служб,
обеспечивающих   выполнение   функций:   предоставления  информации  о
рыночной  конъюнктуре; проверки качества продаваемых на рынке товаров;
уборки  мусора  и  отходов; охраны территории оптового рынка; оказания
коммунальных  услуг  (тепло-,  энерго-,  водоснабжение и канализация);
технического  обслуживания  торговых  мест  и  принадлежащего оптовому
рынку    оборудования;    расчетно-кассовых   и   юридических   услуг,
предоставления услуг по рекламе;
     - для распределительного центра:
     наличие   складских   емкостей,   в   том  числе  с  охлаждением,
обеспечивающих   размещение   реализуемого  товара  и  экспедиционного
участка для комплектации приобретаемых клиентами партий товаров;
     наличие   внутриплощадочных   проездов,   погрузочно-разгрузочных
площадок и стоянок автотранспорта;
     наличие   укомплектованных  и  оснащенных  служб,  обеспечивающих
выполнение  функций:  предоставление  информации  о наличии и ценах на
товары,   прием   и   комплектацию   заказов   с  применением  средств
вычислительной     техники     (локальных    вычислительных    сетей),
расчетно-кассовые операции.

                                                             Таблица 1

                               ПЕРЕЧЕНЬ
            СУЩЕСТВУЮЩИХ КРУПНЫХ ОБЪЕКТОВ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
                       ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ В МОСКВЕ

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|N  | АО        |Наименование                    |Адрес                   | Тип объекта       |Площадь |Коэффициент |Площадь     |
|п/п|           |                                |                        |                   |участка,|застройки   |торговых    |
|   |           |                                |                        |                   |га      |участка, %  |и складских |
|   |           |                                |                        |                   |        |            |помещений,  |
|   |           |                                |                        |                   |        |            |тыс. кв. м  |
|---|-----------|--------------------------------|------------------------|-------------------|--------|------------|------------|
| 1 |     2     |               3                |           4            |         5         |   6    |     7      |     8      |
|---|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|   | I. Плодоовощные предприятия                                                                                                |
|---|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|1  | СВАО      |ОАО "Алтуфьево"                 |Алтуфьевское ш., 37     | Территориальный   |   16,0 |        40  |        87,2|
|   |           |                                |                        | распределительный |        |            |            |
|   |           |                                |                        | центр             |        |            |            |
|---|-----------|--------------------------------|------------------------|-------------------|--------|------------|------------|
|2  | ВАО       |ЗАО "Виктория"                  |Амурская ул., 1         | Комплекс оптовой  |   20,3 |        40  |        81,4|
|   |           |                                |                        | торговли          |        |            |            |
|---|-----------|--------------------------------|------------------------|-------------------|--------|------------|------------|
|3  | ВАО       |ЗАО "ГЛОРИ"                     |Амурская ул., 2         | Территориальный   |    3,7 |        57  |        15,0|
|   |           |                                |                        | распределительный |        |            |            |
|   |           |                                |                        | центр             |        |            |            |
|---|-----------|--------------------------------|------------------------|-------------------|--------|------------|------------|
|4  | ВАО       |ЗАО "Куйбышевское"              |Открытое ш., 15         | Плодоовощная база |   10,7 |        57  |        57,1|
|---|-----------|--------------------------------|------------------------|-------------------|--------|------------|------------|
|5  | ВАО       |ОАО "Перовское"                 |Кусковская ул., 12      | Комплекс оптовой  |    7,3 |        57  |        64,2|
|   |           |                                |                        | торговли          |        |            |            |
|---|-----------|--------------------------------|------------------------|-------------------|--------|------------|------------|
|6  | ВАО       |ЗАО "Русь"                      |Амурская ул., 2         | Территориальный   |    4,0 |        80  |        21,4|
|   |           |                                |                        | распределительный |        |            |            |
|   |           |                                |                        | центр             |        |            |            |
|---|-----------|--------------------------------|------------------------|-------------------|--------|------------|------------|
|7  | ЮВАО      |ГУП "Таганское"                 |Автомобильный пр., 10   | Территориальный   |    7,0 |        60  |        55,0|
|   |           |                                |                        | распределительный |        |            |            |
|   |           |                                |                        | центр             |        |            |            |
|---|-----------|--------------------------------|------------------------|-------------------|--------|------------|------------|
|8  | ЮВАО      |ЗАО "Деметра"                   |Иловайская ул., 3       | Комплекс оптовой  |   10,7 |        75  |        53,5|
|   |           |                                |                        | торговли          |        |            |            |
|---|-----------|--------------------------------|------------------------|-------------------|--------|------------|------------|
|9  | ЮВАО      |ЗАО "Кузьминское"               |Рязанский проспект, 4а  | Комплекс оптовой  |    5,3 |        70  |        51,9|
|   |           |                                |                        | торговли          |        |            |            |
|---|-----------|--------------------------------|------------------------|-------------------|--------|------------|------------|
|10 | ЮВАО      |ОАО "Малино"                    |Волочаевская ул., 5     | Территориальный   |    1,7 |        35  |        23,1|
|   |           |                                |                        | распределительный |        |            |            |
|   |           |                                |                        | центр             |        |            |            |
|---|-----------|--------------------------------|------------------------|-------------------|--------|------------|------------|
|11 | ЮВАО      |ОАО "Курьяновское"              |Курьяново,              | Комплекс оптовой  |   13,7 |        61  |       138,8|
|   |           |                                |Проектируемый пр., 1    | торговли          |        |            |            |
|---|-----------|--------------------------------|------------------------|-------------------|--------|------------|------------|
|12 | ЮАО       |ЗАО "Москворецкое"              |2-й Котляковский пер., 1| Комплекс оптовой  |   25,2 |        72  |       102,8|
|   |           |                                |                        | торговли          |        |            |            |
|---|-----------|--------------------------------|------------------------|-------------------|--------|------------|------------|
|13 | ЮАО       |ЗАО "Новые Черемушки"           |Ступинский пр., 1       | Комплекс оптовой  |   20,0 |        75  |        92,8|
|   |           |                                |                        | торговли          |        |            |            |
|---|-----------|--------------------------------|------------------------|-------------------|--------|------------|------------|
|14 | ЮАО       |ЗАО "ПБ Октябрьская"            |Каширский пр., 27       | Плодоовощная база |    3,8 |        84  |        32,0|
|---|-----------|--------------------------------|------------------------|-------------------|--------|------------|------------|
|15 | ЮАО       |ОАО "Садко"                     |Кавказский бульвар, 57  | Комплекс оптовой  |   13,2 |        45  |       112,5|
|   |           |                                |                        | торговли          |        |            |            |
|---|-----------|--------------------------------|------------------------|-------------------|--------|------------|------------|
|16 | ЗАО       |ЗАО "Гагаринское"               |Пос. Толстопальцево,    | Комплекс оптовой  |   16,8 |        54  |        64,0|
|   |           |                                |ул. Советская , 1       | торговли          |        |            |            |
|---|-----------|--------------------------------|------------------------|-------------------|--------|------------|------------|
|17 | ЗАО       |ЗАО "Киевское"                  |Рябиновая ул., 38       | Комплекс оптовой  |    8,0 |        60  |        15,1|
|   |           |                                |                        | торговли          |        |            |            |
|---|-----------|--------------------------------|------------------------|-------------------|--------|------------|------------|
|18 | ЗАО       |ЗАО "Кунцевское"                |Рябиновая ул., 87       | Территориальный   |   11,1 |        54  |        61,6|
|   |           |                                |                        | распределительный |        |            |            |
|   |           |                                |                        | центр             |        |            |            |
|---|-----------|--------------------------------|------------------------|-------------------|--------|------------|------------|
|19 | ЗАО       |ГУП "Солнцево"                  |Производственная ул.,   | Территориальный   |    8,3 |        47  |        63,1|
|   |           |                                |11                      | распределительный |        |            |            |
|   |           |                                |                        | центр             |        |            |            |
|---|-----------|--------------------------------|------------------------|-------------------|--------|------------|------------|
|20 | САО       |ЗАО "Вегетта"                   |Пос. Хлебниково,        | Комплекс оптовой  |   29,9 |        68  |       113,0|
|   |           |                                |ул. Южная, 11           | торговли          |        |            |            |
|---|-----------|--------------------------------|------------------------|-------------------|--------|------------|------------|
|21 | САО       |ЗАО "Красная Пресня"            |2-й Хорошевский пр., 1  | Комплекс оптовой  |   23,0 |        68  |       241,0|
|   |           |                                |                        | торговли          |        |            |            |
|---|-----------|--------------------------------|------------------------|-------------------|--------|------------|------------|
|22 | Зеленоград|ОАО "ОПК Зеленоградский"        |2-й Западный пр., 1     | Оптовый           |   14,0 |        40  |        80,1|
|   |           |                                |                        | плодоовощной      |        |            |            |
|   |           |                                |                        | комплекс          |        |            |            |
|---|-----------|--------------------------------|------------------------|-------------------|--------|------------|------------|
|   | Итого     |                                |                        |                   |  273,7 |        59  |      1626,6|
|---|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|   | II. Хладокомбинаты                                                                                                         |
|---|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|23 | ЦАО       |ОАО "Первый хладокомбинат"      |Верхняя Красносельская  | Территориальный   |    2,78|            |        14,9|
|   |           |                                |ул., вл. 3а, стр. 1-18  | распределительный |        |            |            |
|   |           |                                |                        | центр             |        |            |            |
|---|-----------|--------------------------------|------------------------|-------------------|--------|------------|------------|
|24 | ЦАО       |ОАО "Мосхладокомбинат N 3"      |Дубининская ул., 39-41  | Территориальный   |    2,69|            |        20,7|
|   |           |                                |                        | распределительный |        |            |            |
|   |           |                                |                        | центр             |        |            |            |
|---|-----------|--------------------------------|------------------------|-------------------|--------|------------|------------|
|25 | ЦАО       |ОАО "Хладокомбинат N 5-6"       |Дубининская ул., 27-29  | Территориальный   |    1,53|            |         4,8|
|   |           |(рыбный)                        |                        | распределительный |        |            |            |
|   |           |                                |                        | центр             |        |            |            |
|---|-----------|--------------------------------|------------------------|-------------------|--------|------------|------------|
|26 | ЦАО       |ОАО "Хладокомбинат N 13"        |Центросоюзный пер.,     | Территориальный   |    0,84|        62  |        10,5|
|   |           |                                |21а                     | распределительный |        |            |            |
|   |           |                                |                        | центр             |        |            |            |
|---|-----------|--------------------------------|------------------------|-------------------|--------|------------|------------|
|27 | СВАО      |ОАО "Мосхладокомбинат N 9"      |Огородный пр., 16       | Комплекс оптовой  |    6,37|        33,3|        27,0|
|   |           |                                |                        | торговли          |        |            |            |
|---|-----------|--------------------------------|------------------------|-------------------|--------|------------|------------|
|28 | ВАО       |ОАО "ТД Преображенский"         |Открытое ш., 1/3        | Оптовый рынок     |    4,27|        56,2|        29,0|
|---|-----------|--------------------------------|------------------------|-------------------|--------|------------|------------|
|29 | ЮВАО      |ОАО "Сервис-Холод"              |Михайловский пр., 1     | Территориальный   |    2,56|        62,5|        12,0|
|   |           |                                |                        | распределительный |        |            |            |
|   |           |                                |                        | центр             |        |            |            |
|---|-----------|--------------------------------|------------------------|-------------------|--------|------------|------------|
|30 | ЮВАО      |ОАО "Холодильник N 11" (рыбный) |Михайловский пр., 3     | Распределительный |    2,19|        70,6|         7,8|
|   |           |                                |                        | центр             |        |            |            |
|---|-----------|--------------------------------|------------------------|-------------------|--------|------------|------------|
|31 | ЮАО       |ОАО "Мосрыбокомбинат" (рыбный)  |1-й Варшавский пр., 2   | Территориальный   |   15,0 |        28  |        14,8|
|   |           |                                |                        | распределительный |        |            |            |
|   |           |                                |                        | центр             |        |            |            |
|---|-----------|--------------------------------|------------------------|-------------------|--------|------------|------------|
|32 | ЗАО       |ОАО "Мосхладокомбинат N 14"     |Рябиновая ул., 47       | Территориальный   |    5,59|        50,0|        31,5|
|   |           |                                |                        | распределительный |        |            |            |
|   |           |                                |                        | центр             |        |            |            |
|---|-----------|--------------------------------|------------------------|-------------------|--------|------------|------------|
|33 | ЗАО       |ОАО "Айс-Фили"                  |Багратионовский пр., 5  | Распределительный |    6,88|        53,7|        10,1|
|   |           |                                |                        | центр             |        |            |            |
|---|-----------|--------------------------------|------------------------|-------------------|--------|------------|------------|
|34 | САО       |ОАО "Икма"                      |Ижорская ул., 3         | Распределительный |    5,5 |        39  |        23,7|
|   |           |                                |                        | центр             |        |            |            |
|---|-----------|--------------------------------|------------------------|-------------------|--------|------------|------------|
|35 | САО       |ОАО "Хладокомбинат N 7"         |Хорошевское ш., 25      | Оптовый рынок     |    3,7 |        48,6|        30,0|
|---|-----------|--------------------------------|------------------------|-------------------|--------|------------|------------|
|36 | САО       |ОАО "ПКП "Меридиан" (рыбный)    |Ижорская ул., 7         | Оптовый рынок     |    7,0 |        52,8|        19,7|
|---|-----------|--------------------------------|------------------------|-------------------|--------|------------|------------|
|37 | САО       |ООО "ТПФ Портхладокомбинат"     |Ленинградское ш., 69    | Оптовый рынок     |    5,5 |        45,5|        13,0|
|   |           |(рыбный)                        |                        |                   |        |            |            |
|---|-----------|--------------------------------|------------------------|-------------------|--------|------------|------------|
|   | Итого     |                                |                        |                   |   72,4 |        50,2|       269,5|
|---|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|   | III. Общетоварные склады                                                                                                   |
|---|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|38 | СВАО      |ОАО "Бакалейные товары          |Чермянская ул., 25      | Территориальный   |    2,77|        23,6|        10,5|
|   |           |и минеральные воды"             |                        | распределительный |        |            |            |
|   |           |                                |                        | центр             |        |            |            |
|---|-----------|--------------------------------|------------------------|-------------------|--------|------------|------------|
|39 | СВАО      |ОАО "ОПР Отрадное"              |Сигнальный пр., 35      | Оптовый рынок     |   10,0 |        42  |        13,3|
|---|-----------|--------------------------------|------------------------|-------------------|--------|------------|------------|
|40 | ЮВАО      |ЗАО "Предприятие МС"            |2-й Грайвороновский пр.,| Распределительный |    2,64|        27  |         1,1|
|   |           |                                |38                      | центр             |        |            |            |
|---|-----------|--------------------------------|------------------------|-------------------|--------|------------|------------|
|41 | ЮВАО      |ОАО "Центрсток"                 |Грайвороновская ул., 5  | Комплекс оптовой  |    3,19|        43,8|         4,6|
|   |           |                                |                        | торговли          |        |            |            |
|---|-----------|--------------------------------|------------------------|-------------------|--------|------------|------------|
|42 | ЗАО       |ОАО "ТПК Моссахар"              |Рябиновая ул., 65       | Распределительный |    3,1 |        37,4|        34,2|
|   |           |                                |                        | центр             |        |            |            |
|---|-----------|--------------------------------|------------------------|-------------------|--------|------------|------------|
|43 | ЗАО       |ОАО "Реалбаза N 1 "Очаково"     |Проектируемый пр.       | Распределительный |    4,16|        50,4|        17,0|
|   |           |                                |N 1980, 4               | центр             |        |            |            |
|---|-----------|--------------------------------|------------------------|-------------------|--------|------------|------------|
|44 | САО       |ОАО "Норт Карго"                |5-я Магистральная ул.,  | Территориальный   |    5,6 |        30,0|        39,5|
|   |           |                                |15                      | распределительный |        |            |            |
|   |           |                                |                        | центр             |        |            |            |
|---|-----------|--------------------------------|------------------------|-------------------|--------|------------|------------|
|   | Итого     |                                |                        |                   |   31,5 |        36,3|       120,2|
|---|-----------|--------------------------------|------------------------|-------------------|--------|------------|------------|
|   | Итого     |                                |                        |                   |  377,56|            |      2016,3|
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                                             Таблица 2

                               ПЕРЕЧЕНЬ
               СКЛАДСКИХ ОБЪЕКТОВ ОПТОВЫХ ПЛОДООВОЩНЫХ
      ПРЕДПРИЯТИЙ ГОРОДА (ВКЛЮЧАЯ ЗАГОРОДНЫЕ ФИЛИАЛЫ И ХОЗЯЙСТВА
      В СОСТАВЕ АГРОХОЛДИНГОВ) НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

---------------------------------------------------------------------
|N  | Название предприятия    | Адрес                  | Емкость    |
|п/п|                         |                        | хранилищ   |
|   |                         |                        | (тыс. тонн)|
|---|-------------------------|------------------------|------------|
|1  | ОАО "Алтуфьево"         | Дмитровский р-н,       |         5,5|
|   |                         | д. Синьково            |            |
|---|-------------------------|------------------------|------------|
|2  | ЗАО "Русь",             | Дмитровский р-н,       |        10,2|
|   | ООО "Фрухтринг"         | д. Горшково            |            |
|---|-------------------------|------------------------|------------|
|3  | ЗАО "Гагаринское",      | Раменский р-н          |         2,0|
|   | СПК "Путь Ленина"       |                        |            |
|---|-------------------------|------------------------|------------|
|4  | ОАО "Малино"            | Коломенский р-н,       |         1,5|
|   |                         | п. Субботово           |            |
|---|-------------------------|------------------------|------------|
|5  | ЗАО "Акатьевский"       | Коломенский р-н,       |         4,4|
|   |                         | п/о Акатьево           |            |
|---|-------------------------|------------------------|------------|
|6  | ООО "Сосновка",         | Озерский р-н           |        14,7|
|   | ЗАО "Озеры",            |                        |            |
|   | ОАО "Емельяновка"       |                        |            |
|---|-------------------------|------------------------|------------|
|7  | ООО "Красная звезда"    | Зарайский р-н,         |         6,0|
|   |                         | п/о Журавна            |            |
|---|-------------------------|------------------------|------------|
|8  | ЗАО "Городище"          | Ступинский р-н,        |         6,3|
|   |                         | п. Городище            |            |
|---|-------------------------|------------------------|------------|
|9  | ЗАО "Гагаринское",      | Серпуховский р-н,      |        57,8|
|   | ЗАО "Кузминское",       | д. Калиново            |            |
|   | ЗАО "Дашковка"          |                        |            |
|---|-------------------------|------------------------|------------|
|10 | ОАО "Малино",           | Ступинский р-н         |        83,0|
|   | ОАО "Перовское"         |                        |            |
|---|-------------------------|------------------------|------------|
|   | Итого                   |                        |       191,4|
---------------------------------------------------------------------

          2. Основные направления развития оптовой торговли
        продовольствием в Москве на 2005-2007 годы, на период
              до 2010 года и на перспективу до 2020 года

       2.1. Цели, задачи и приоритеты развития оптовой торговли

     С учетом итогов развития оптового продовольственного комплекса за
2002-2004  годы,  необходимости  решения существующих и прогнозируемых
проблем    и    поддержки   положительных   тенденций   в   укреплении
продовольственной  безопасности  и  организации  обеспечения населения
города   продуктами  питания  основные  направления  продовольственной
политики  Правительства  Москвы  на перспективу определяются следующим
образом.
     Главная   цель   государственной  координации  оптовой  торговли,
включая  среднесрочную  программу развития отрасли на 2005-2007 годы и

Страницы: 1  2  


Оглавление