О ЛЕСАХ, РАНЕЕ НАХОДИВШИХСЯ ВО ВЛАДЕНИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ). Письмо. Федеральное агентство лесного хозяйства. 02.03.07 МГ-03-27/1513


                                ПИСЬМО

               ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

                           2 марта 2007 г.
                           N МГ-03-27/1513

                                 (Д)


     Федеральное  агентство лесного хозяйства в отношении лесов, ранее
находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, разъясняет.
     В   советский   период   все   леса   состояли  в  исключительной
собственности  государства  и  предоставлялись только в пользование. В
соответствии со статьей 4 Закона СССР от 17 июня 1977 г. N 5906-IX "Об
утверждении   Основ  лесного  законодательства  Союза  ССР  и  союзных
республик"  все леса в СССР образовывали единый государственный лесной
фонд,  который подразделялся на: 1) леса государственного значения, то
есть  леса,  находившиеся  в  ведении  государственных органов лесного
хозяйства, городские леса, закрепленные леса (в их число, в частности,
входили  леса,  закрепленные  за  совхозами)  и  леса заповедников; 2)
колхозные  леса,  то есть леса, находящиеся на землях, предоставленных
колхозам в бессрочное пользование.
     Основами  лесного  законодательства Российской Федерации (утв. ВС
РФ  06.03.1993,  N  4613-1) подтверждалась принадлежность всех лесов и
предоставленных  для ведения лесного хозяйства земель к землям лесного
фонда (статья 2).
     В  соответствии  со  статьей  10  Основ  лесного законодательства
Российской Федерации от 6 марта 1993 г. N 4613-1 во владении колхозов,
совхозов  находились  леса,  ранее  переданные  колхозам  в бессрочное
пользование, а также леса, закрепленные за совхозами.
     Лесным кодексом Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ
также  было  установлено,  что  леса,  ранее  находившиеся во владении
сельскохозяйственных  организаций  (далее  -  сельские леса), входят в
границы   лесного   фонда   и   предоставляются   сельскохозяйственным
организациям  на  праве  безвозмездного  пользования  (статьи 36 и 130
Лесного кодекса Российской Федерации).
     Таким  образом, в материалах государственного учета лесного фонда
за  весь  период  учета  участки лесов, ранее находившиеся во владении
сельскохозяйственных  организаций,  учитывались  как  участки  лесного
фонда.
     В   сельских   лесах   проводилось  лесоустройство,  утверждалась
расчетная  лесосека, участки лесного фонда передавались в пользование.
Кроме  того,  участки  лесного  фонда,  ранее находившиеся во владении
сельскохозяйственных организаций, в установленном порядке переводились
в  земли  иных  категорий.  Так,  в  2005 и 2006 гг. из состава земель
лесного  фонда  в земли иных категорий было переведено 3152 тыс. га, в
том  числе  из  сельских  лесов  - 73 тыс. га. При этом принадлежность
участков сельских лесов к землям лесного фонда не оспаривалась.
     В  то же время состав земель лесного фонда в том виде, в каком он
определен  законодательством Российской Федерации, зачастую не находит
отражения в земельном балансе.
     Несмотря  на  то,  что  статья  77  Земельного кодекса Российской
Федерации   (Федеральный   закон  N  136-ФЗ  от  25.10.2001)  содержит
исчерпывающий    перечень    земель,    входящих   в   состав   земель
сельскохозяйственного назначения, леса, ранее находившиеся во владении
сельскохозяйственных организаций, в земельном балансе незаконно учтены
как лесные земли в категории "Земли сельскохозяйственного назначения".
В  месте  с  тем понятия "лесные земли" и "нелесные земли" применялись
лишь  в  отношении  земель  лесного  фонда  (статья  8 Лесного кодекса
Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ).
     Несоответствие  сложившейся  практики  учета земель лесного фонда
требованиям  законодательства  Российской  Федерации  имеет негативные
последствия  и  приводит  к незаконному изъятию земель лесного фонда и
передаче  их  в  пользование, не связанное с целями лесного хозяйства.
Так  за  период  с  1998  по 2006 год площадь участков лесного фонда в
связи  с  неправомерным  отнесением  их к землям сельскохозяйственного
назначения уменьшилась на 1879,8 тыс. га.
     Расхождения  данных  земельного  баланса  с данными учета лесного
фонда   являются   одной  из  причин  отказа  территориальных  органов
Росрегистрации в ряде субъектов Российской Федерации в государственной
регистрации права собственности Российской Федерации на лесные участки
в  составе  земель  лесного  фонда,  проводимой Федеральным агентством
лесного хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N
122-ФЗ  "О государственной регистрации права на недвижимое имущество и
сделок с ним".
     Учитывая    изложенное,    Рослесхоз    считает,    что    данные
государственного земельного кадастра в отношении земель лесного фонда,
являющихся   федеральной   собственностью,  должны  быть  приведены  в
соответствие  с  материалами  лесоустройства  и государственного учета
лесного фонда.
     Просим   предпринять   активные  действия  по  приведению  данных
государственного     земельного     кадастра    в    соответствие    с
законодательством  Российской  Федерации,  в  том  числе по подготовке
материалов для направления в правоохранительные органы и в суд.

Заместитель Руководителя
                                                            М.Д.ГИРЯЕВ
2 марта 2007 г.
N МГ-03-27/1513