ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА 2 марта 2007 г. N МГ-03-27/1513 (Д) Федеральное агентство лесного хозяйства в отношении лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, разъясняет. В советский период все леса состояли в исключительной собственности государства и предоставлялись только в пользование. В соответствии со статьей 4 Закона СССР от 17 июня 1977 г. N 5906-IX "Об утверждении Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик" все леса в СССР образовывали единый государственный лесной фонд, который подразделялся на: 1) леса государственного значения, то есть леса, находившиеся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городские леса, закрепленные леса (в их число, в частности, входили леса, закрепленные за совхозами) и леса заповедников; 2) колхозные леса, то есть леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование. Основами лесного законодательства Российской Федерации (утв. ВС РФ 06.03.1993, N 4613-1) подтверждалась принадлежность всех лесов и предоставленных для ведения лесного хозяйства земель к землям лесного фонда (статья 2). В соответствии со статьей 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации от 6 марта 1993 г. N 4613-1 во владении колхозов, совхозов находились леса, ранее переданные колхозам в бессрочное пользование, а также леса, закрепленные за совхозами. Лесным кодексом Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ также было установлено, что леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций (далее - сельские леса), входят в границы лесного фонда и предоставляются сельскохозяйственным организациям на праве безвозмездного пользования (статьи 36 и 130 Лесного кодекса Российской Федерации). Таким образом, в материалах государственного учета лесного фонда за весь период учета участки лесов, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, учитывались как участки лесного фонда. В сельских лесах проводилось лесоустройство, утверждалась расчетная лесосека, участки лесного фонда передавались в пользование. Кроме того, участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, в установленном порядке переводились в земли иных категорий. Так, в 2005 и 2006 гг. из состава земель лесного фонда в земли иных категорий было переведено 3152 тыс. га, в том числе из сельских лесов - 73 тыс. га. При этом принадлежность участков сельских лесов к землям лесного фонда не оспаривалась. В то же время состав земель лесного фонда в том виде, в каком он определен законодательством Российской Федерации, зачастую не находит отражения в земельном балансе. Несмотря на то, что статья 77 Земельного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон N 136-ФЗ от 25.10.2001) содержит исчерпывающий перечень земель, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения, леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, в земельном балансе незаконно учтены как лесные земли в категории "Земли сельскохозяйственного назначения". В месте с тем понятия "лесные земли" и "нелесные земли" применялись лишь в отношении земель лесного фонда (статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ). Несоответствие сложившейся практики учета земель лесного фонда требованиям законодательства Российской Федерации имеет негативные последствия и приводит к незаконному изъятию земель лесного фонда и передаче их в пользование, не связанное с целями лесного хозяйства. Так за период с 1998 по 2006 год площадь участков лесного фонда в связи с неправомерным отнесением их к землям сельскохозяйственного назначения уменьшилась на 1879,8 тыс. га. Расхождения данных земельного баланса с данными учета лесного фонда являются одной из причин отказа территориальных органов Росрегистрации в ряде субъектов Российской Федерации в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесные участки в составе земель лесного фонда, проводимой Федеральным агентством лесного хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним". Учитывая изложенное, Рослесхоз считает, что данные государственного земельного кадастра в отношении земель лесного фонда, являющихся федеральной собственностью, должны быть приведены в соответствие с материалами лесоустройства и государственного учета лесного фонда. Просим предпринять активные действия по приведению данных государственного земельного кадастра в соответствие с законодательством Российской Федерации, в том числе по подготовке материалов для направления в правоохранительные органы и в суд. Заместитель Руководителя М.Д.ГИРЯЕВ 2 марта 2007 г. N МГ-03-27/1513 |