В КАКОМ РАЗМЕРЕ ДОЛЖНА УПЛАЧИВАТЬСЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА ЗА ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ КАЖДОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО СОГЛАШЕНИЯ К РАНЕЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАННОМУ ДОГОВОРУ АРЕНДЫ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА (НЕЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ), ПРЕДУСМАТРИВАЮЩЕГО ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАПИСИ ЕГРП, НО КОТОРОЕ НЕ ТРЕБУЕТ ПЕРЕРЕГИСТРАЦИИ ДАННОГО ДОГОВОРА АРЕНДЫ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 2 октября 2006 г. N 03-06-03-04/79 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение о порядке уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию дополнительных соглашений к ранее зарегистрированным договорам аренды недвижимого имущества (нежилого помещения), связанных с изменением (увеличением) площади переданного в аренду нежилого помещения, с изменением размера годовой арендной платы за пользование этим помещением, а также с продлением срока договора аренды на недвижимое имущество, и сообщает. Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" ограничение (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных данным Законом. В соответствии с п. 67 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним" лист записи об изменениях используется для внесения в Единый государственный реестр прав таких сведений, которые не влекут за собой существенного изменения объекта, а также прекращения или перехода права на него. К таким сведениям, в частности, относятся смена фамилии, имени, отчества, места жительства физического лица, наименование юридического лица или его юридического адреса, уточнение площади объекта, изменения при незначительной реконструкции объекта и т.п. Данный перечень является открытым. При этом следует учитывать, что изменения могут быть внесены только в уже существующие записи ЕГРП. Дополнительное соглашение к ранее зарегистрированному договору аренды недвижимого имущества, в том числе нежилого помещения, которое изменяет содержание и условия обременения вещных прав арендодателя, но не влечет изменения объекта, а также прекращения или перехода права на него, является неотъемлемой частью договора аренды недвижимого имущества. Данная позиция изложена в Постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15.06.2005 (дело N АЗЗ-20264/04-С2-Ф02-2254/05-С2), Постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20.03.2006 (дело N Ф09-963/06-Сб), Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.06.2006 (дело N А05-17873/2005-24). Согласно пп. 21 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных пп. 25 данного пункта, государственная пошлина уплачивается организациями в размере 300 руб. Таким образом, за государственную регистрацию каждого дополнительного соглашения к ранее зарегистрированному договору аренды недвижимого имущества (нежилого помещения), предусматривающего внесение изменений в записи ЕГРП, но которое не требует перерегистрации данного договора аренды, должна уплачиваться государственная пошлина в размерах, определенных пп. 21 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку дополнительное соглашение не является самостоятельным основанием возникновения права аренды, а заключение дополнительного соглашения к уже действующему договору аренды недвижимого имущества влечет необходимость внесения изменений в записи ЕГРП. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И.ИВАНЕЕВ 2 октября 2006 г. N 03-06-03-04/79 |