ОБ ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ СТ. 78 НК РФ НА СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ И ОБ ОТСУТСТВИИ ОПРЕДЕЛЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РФ УПОЛНОМОЧЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА, КОТОРЫЙ ДОЛЖЕН ПРОИЗВОДИТЬ ЗАЧЕТ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 26.01.07 03-04-06-02/12

        ОБ ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ
           СТ. 78 НК РФ НА СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ
         ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ И ОБ ОТСУТСТВИИ ОПРЕДЕЛЕННОГО
        ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РФ УПОЛНОМОЧЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
          ОРГАНА, КОТОРЫЙ ДОЛЖЕН ПРОИЗВОДИТЬ ЗАЧЕТ (ВОЗВРАТ)
              ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ СУММ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          26 января 2007 г.
                           N 03-04-06-02/12

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по  вопросу  зачета  (возврата)  излишне  уплаченных страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование и в соответствии со ст.
34.2   Налогового   кодекса  Российской  Федерации  (далее  -  Кодекс)
разъясняет следующее.
     Согласно  ст.  3  Федерального  закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об
обязательном  пенсионном  страховании в Российской Федерации" (далее -
Закон   N   167-ФЗ)   страховые   взносы  на  обязательное  пенсионное
страхование  -  это  индивидуально  возмездные  обязательные  платежи,
которые  уплачиваются  в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации
(далее  -  ПФР)  и  персональным  целевым назначением которых является
обеспечение  права  гражданина  на  получение  пенсии по обязательному
пенсионному  страхованию  в  размере,  эквивалентном  сумме  страховых
взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
     При  этом страховые взносы на обязательное пенсионное страхование
не  отвечают  понятию налога, закрепленному в ст. 8 Налогового кодекса
Российской  Федерации (далее - Кодекс), и не являются составной частью
единого  социального  налога  (Постановление Президиума ВАС Российской
Федерации  от  22.04.2003 N 12355/02; Информационное письмо Президиума
ВАС Российской Федерации от 11.08.2004 N 79).
     В  соответствии  со  ст. 9 Закона N 167-ФЗ финансирование выплаты
страховой  и  накопительной  частей  трудовой пенсии осуществляется за
счет   средств   бюджета   ПФР.   При   этом   финансирование  выплаты
накопительной  части  трудовой  пенсии  осуществляется  за  счет  сумм
пенсионных  накоплений,  учтенных  в специальной части индивидуального
лицевого счета застрахованного лица.
     Таким  образом,  поскольку  Законом  N  167-ФЗ предусмотрена иная
природа  этих  обязательных  платежей,  то  на них не распространяются
положения  ст.  78 "Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога,
сбора, а также пени" Кодекса.
     При этом вышеуказанным Законом не определен уполномоченный орган,
который  должен  производить  зачет  (возврат) излишне уплаченных сумм
страховых  взносов  и  порядок  его  проведения,  в  связи  с  чем его
проведение в настоящее время не представляется возможным.
     Вместе  с тем в соответствии с положениями Федерального закона "О
бюджетной    классификации   Российской   Федерации"   администратором
поступлений  в  бюджеты  Российской  Федерации по страховым взносам на
обязательное  пенсионное  страхование  признана  Федеральная налоговая
служба. При этом ст. 2 указанного Федерального закона установлено, что
администраторами  поступлений в бюджеты Российской Федерации считаются
федеральные  органы, осуществляющие в соответствии с законодательством
Российской  Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью   уплаты,  начисление,  учет,  взыскание  и  принятие
решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в
бюджет, пеней и штрафов по ним.
     Статья  25  Закона  N 167-ФЗ возлагает на налоговые органы только
контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на
обязательное    пенсионное   страхование   в   порядке,   определяемом
законодательством   Российской  Федерации,  регулирующем  деятельность
налоговых органов.
     Учитывая  изложенное,  в  настоящее  время  Министерство финансов
Российской  Федерации  обратилось  к  Минздравсоцразвития  России, как
федеральному  органу исполнительной власти, осуществляющему функции по
выработке     государственной    политики    и    нормативно-правовому
регулированию  в  сфере  пенсионного  обеспечения, а также координацию
деятельности   Пенсионного  фонда  Российской  Федерации,  с  просьбой
ускорить  внесение соответствующих изменений в Закон N 167-ФЗ, которые
определят  как  орган,  который  должен  производить  зачет  (возврат)
излишне  уплаченных  сумм страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование,  так и порядок его проведения (одновременно Минфин России
направил текст подготовленных поправок в Закон N 167-ФЗ).

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
26 января 2007 г.
N 03-04-06-02/12