СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ЯПОНИИ В СОПРЕДЕЛЬНЫХ РАЙОНАХ ДВУХ ГОСУДАРСТВ В СФЕРЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ О ВОЗНИКНОВЕНИИ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЙ, ИЗВЕРЖЕНИЙ ВУЛКАНОВ И ЦУНАМИ ПРОГРАММА ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 28 февраля 2007 г. (Д) Правительство Российской Федерации и Правительство Японии (далее именуемые Сторонами), признавая необходимость дальнейшего развития практического и научного сотрудничества, в том числе в целях последовательной реализации положений Меморандума между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о сотрудничестве по предотвращению и ликвидации последствий крупномасштабных стихийных бедствий и катастроф от 21 ноября 2005 г., исходя из того, что в ходе российско-японской встречи на высшем уровне, состоявшейся 18 ноября 2006 г. в г. Ханое, было выражено единое мнение о необходимости продвижения сотрудничества в сопредельных районах Российской Федерации и Японии в области прогнозирования, предупреждения о возникновении и ликвидации последствий таких стихийных бедствий, как землетрясения, извержения вулканов и цунами, подтверждая общее понимание того, что углубление взаимодействия в данной сфере отвечает интересам Российской Федерации и Японии, так как их сопредельные районы находятся в сейсмоопасной зоне, принимая во внимание, что Российская Федерация и Япония накопили богатые знания и опыт в области прогнозирования, а также ликвидации последствий землетрясений, извержений вулканов и цунами, будучи уверенными в том, что укрепление сотрудничества в области научных исследований, касающихся стихийных бедствий, оперативное и непрерывное получение точной информации о землетрясениях, вулканической активности и цунами, а также расширение обменов соответствующими специалистами позволит Сторонам усовершенствовать систему защиты населения российского Дальнего Востока и Японии и в значительной степени уменьшить ущерб, наносимый стихийными бедствиями, позитивно оценивая обмен информацией о землетрясениях, вулканической активности и цунами между Российской Федерацией и Японией в рамках различных международных структур, а также заявляя о намерении и далее развивать данное сотрудничество, подтверждая готовность к оказанию взаимной помощи при возникновении стихийных бедствий, высказали намерение развивать сотрудничество по следующим конкретным направлениям: 1. Содействие развитию исследований в области наблюдения за тектоническими процессами в зоне субдукции на Дальнем Востоке России и в Северо-Восточной части Японии с целью прогнозирования возникновения сильных землетрясений и повышения точности прогнозирования цунами в сопредельных районах двух государств. В этих целях предполагается: 1) установить в районах, где высока возможность возникновения сильных землетрясений, комплексную систему мониторинга, предполагающую, в частности, создание на островах Сахалин и Шикотан комплексных геофизических обсерваторий (КГО), аналогичных эффективно функционирующей на Камчатке российско-японской КГО "Карымшина"; 2) изучить вопросы развертывания в сопредельных районах обоих государств сейсмологической сети широкополосных наблюдений за землетрясениями и сети GPS-мониторинга (Глобальной системы позиционирования), а также развития исследований вулканической активности в целях построения геодинамической модели региона в целом; 3) рассмотреть перспективы совместного развития методов средне- и долгосрочного сейсмического прогноза в зоне субдукции на Дальнем Востоке России и в Северо-Восточной части Японии. Ведущими организациями по осуществлению сотрудничества, предусмотренного настоящим пунктом, являются Геофизическая служба (ГС) РАН, Институт вулканологии и сейсмологии Дальневосточного отделения (ИВиС) РАН, Институт морской геологии и геофизики (ИМГиГ) ДВО РАН, Институт тектоники и геофизики (ИТиГ) ДВО РАН, Институт прикладной математики (ИПМ) ДВО РАН, Институт физики Земли (ИФЗ) РАН, а также Институт географии Японии и сообщество университетов, в том числе Университет Хоккайдо. 2. Непрерывный мониторинг и обмен информацией о состоянии сейсмоактивных зон в сопредельных районах двух государств. В этих целях предполагается: 1) рассмотреть возможность цифровой регистрации и обмена соответствующими данными в постоянных пунктах мониторинга землетрясений; 2) изучить вопрос создания многоканальных цифровых измерительных систем, обеспечивающих возможность обработки и передачи данных в режиме реального времени. Ведущими организациями по осуществлению сотрудничества, предусмотренного настоящим пунктом, являются ГС РАН, ИПМ ДВО РАН, ИВиС ДВО РАН, ИМГиГ ДВО РАН, ИТиГ ДВО РАН, а также Метеорологическая служба Японии и сообщество университетов, в том числе Университет Хоккайдо. 3. Развитие сотрудничества по наблюдению за вулканическими извержениями в районе от о. Хоккайдо до Камчатского полуострова включительно, в том числе в целях обеспечения безопасности воздушного движения. В этих целях предполагается: 1) обмениваться информацией о возникающих при извержениях вулканов облаках вулканического пепла, полученной с помощью снимков из космоса, а также данными наблюдений за динамикой деформаций на действующих вулканах, полученными с использованием технологии "In-SAR" (Интерферометрический радар с синтезированной апертурой); 2) осуществлять обмен данными о сейсмической активности, предваряющей и сопровождающей вулканические извержения; 3) проводить совместные полевые исследования активных вулканов; 4) исследовать цунами, вызываемые вулканической активностью, и проводить оценку степени их возможного риска. Ведущими организациями по осуществлению сотрудничества, предусмотренного настоящим пунктом, являются ИВиС ДВО РАН, ГС РАН, ИМГиГ ДВО РАН, ИПМ ДВО РАН, Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования (ВЦМП) МЧС России, Научно-производственное объединение (НПО) "Тайфун" Росгидромета, а также Институт Географии Японии, Метеорологическая служба Японии, Геологическая служба Японии Национального института передовых промышленных наук и технологии и сообщество университетов, в том числе Университет Хоккайдо. 4. Совершенствование программного, технологического и приборного обеспечения системы предупреждения о цунами и организация обмена сейсмическими и уровенными данными в режиме, близком к реальному времени. В этих целях предполагается: 1) реализовать совместный проект по повышению скорости передачи информации через фрагмент "Хабаровск-Токио" глобальной системы телесвязи до 64 кбит в секунду для улучшения качества обмена данными оповещения и предупреждения о цунами; 2) разработать схему использования японского стационарного метеорологического спутника для сбора уровенных данных; 3) изучить возможности оптимизации и совершенствования сети наблюдений за уровнем моря в сопредельных районах Российской Федерации и Японии, учитывая также рекомендации Межправительственной координационной группы Тихоокеанской системы предупреждения о цунами ("ICG/PTWS") по способам измерений и форматам обмена данными; 4) организовать обмен информацией по инженерному оборудованию пунктов наблюдения за уровнем моря в сопредельных районах двух государств. Ведущими организациями по осуществлению сотрудничества, предусмотренного настоящим пунктом, являются НПО "Тайфун" Росгидромета, Главный радиометеорологический центр (ГРМЦ) Росгидромета, Дальневосточный научно-исследовательский гидрометеорологический институт (ДВНИГМИ) Росгидромета, ГС РАН, Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ВНИИ ГО ЧС) МЧС России, а также Метеорологическая служба Японии. 5. Укрепление взаимодействия по вопросам предупреждения о возникновении цунами и ликвидации последствий других стихийных бедствий. В этих целях предполагается: 1) продолжать практику регулярного проведения совместных учебных тревог по цунами; 2) развивать взаимодействие между службами Сторон, ответственными за ликвидацию последствий стихийных бедствий и оказание помощи пострадавшему населению, в частности, определить регламент обмена соответствующей информацией. Ведущими организациями по осуществлению сотрудничества, предусмотренного настоящим пунктом, являются ВНИИ ГО ЧС МЧС России, Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) МЧС России, НПО "Тайфун" Росгидромета, ГС РАН, а также Аппарат кабинета министров Японии и Метеорологическая служба Японии. 6. Разработка моделей прогнозирования последствий воздействия цунами и землетрясений на земную поверхность, здания и сооружения. В этих целях предполагается: 1) определить частоту возникновения сильных землетрясений в прошлом путем совместного изучения следов, оставленных цунами; 2) подготовить совместный долгосрочный прогноз сильных землетрясений, а также провести предварительные вычисления высоты и зоны проникновения цунами; 3) изучить возможности создания карт риска возникновения цунами и сильных землетрясений на основе долгосрочного прогнозирования. Ведущими организациями по осуществлению сотрудничества, предусмотренного настоящим пунктом, являются ВНИИ ГО ЧС МЧС России, ИФЗ РАН, НПО "Тайфун" Росгидромета, ГС РАН, а также Аппарат кабинета министров Японии, Геологическая служба Японии Национального института передовых промышленных наук и технологии и сообщество университетов, в том числе Университет Хоккайдо. 7. Расширение в приемлемых для Сторон формах сотрудничества между соответствующими службами и организациями Российской Федерации и Японии, а также обменов специалистами в области научного прогнозирования стихийных бедствий и ликвидации их последствий. В этих целях предполагается: 1) продвигать совместные исследования по прогнозированию стихийных бедствий и ликвидации их последствий, включая совершенствование программной и приборной базы, в том числе в рамках Российско-Японской комиссии по научно-техническому сотрудничеству; 2) в необходимых случаях применять процедуры, предусмотренные в рамках Межправительственной договоренности от 14 октября 1991 года; 3) содействовать обменам и совместным исследованиям между Российским фондом фундаментальных исследований и Японским обществом содействия развитию наук. Стороны, как правило, не реже одного раза в год будут проводить консультации по вопросам реализации настоящей Программы и при необходимости дополнять конкретные сферы сотрудничества. Настоящая Программа, а также осуществляемое в соответствии с ней сотрудничество и меры по ее реализации, не должны рассматриваться как наносящие ущерб юридическим позициям и точкам зрения любой из Сторон по любым связанным с настоящей Программой вопросам. Совершено в г. Токио 28 февраля 2007 г. в двух экземплярах, каждый на русском и японском языках. (Подписи) |