ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО ПОЛУЧАЕТ МАТЕРИАЛЬНУЮ ВЫГОДУ В ВИДЕ ЭКОНОМИИ НА ПРОЦЕНТАХ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ КРЕДИТНЫМИ СРЕДСТВАМИ. ОБЯЗАН ЛИ БАНК ВЫПОЛНЯТЬ ФУНКЦИИ НАЛОГОВОГО АГЕНТА, ЕСЛИ КЛИЕНТ НЕ УПОЛНОМОЧИЛ ЕГО ПРЕДСТАВЛЯТЬ СВОИ ИНТЕРЕСЫ В ОТНОШЕНИЯХ С НАЛОГОВЫМИ ОРГ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 25.06.07 03-04-06-01/198

             ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО ПОЛУЧАЕТ МАТЕРИАЛЬНУЮ ВЫГОДУ
             В ВИДЕ ЭКОНОМИИ НА ПРОЦЕНТАХ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ
           КРЕДИТНЫМИ СРЕДСТВАМИ. ОБЯЗАН ЛИ БАНК ВЫПОЛНЯТЬ
        ФУНКЦИИ НАЛОГОВОГО АГЕНТА, ЕСЛИ КЛИЕНТ НЕ УПОЛНОМОЧИЛ
            ЕГО ПРЕДСТАВЛЯТЬ СВОИ ИНТЕРЕСЫ В ОТНОШЕНИЯХ С
            НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ? ОСВОБОЖДАЕТСЯ ЛИ БАНК ОТ
         ОБЯЗАННОСТИ ПО ИСЧИСЛЕНИЮ, УДЕРЖАНИЮ И ПЕРЕЧИСЛЕНИЮ
          В БЮДЖЕТ НДФЛ С СУММ МАТЕРИАЛЬНОЙ ВЫГОДЫ ЗАЯВЛЕНИЕ
            КЛИЕНТА О НЕУДЕРЖАНИИ НАЛОГА С УКАЗАННЫХ СУММ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                           25 июня 2007 г.
                          N 03-04-06-01/198

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по  вопросу  уплаты налога на доходы физических лиц с дохода в
виде  материальной  выгоды,  полученной  от  экономии  на процентах за
пользование  налогоплательщиком  заемными (кредитными) средствами, и в
соответствии  со  ст.  34.2  Налогового  кодекса  Российской Федерации
(далее - Кодекс) разъясняет следующее.
     В  соответствии с п. 2 ст. 212 Кодекса определение налоговой базы
при  получении  дохода  в  виде  материальной  выгоды,  выраженной как
экономия  на  процентах  при  получении  заемных  (кредитных) средств,
осуществляется налогоплательщиком в сроки, определяемые пп. 3 п. 1 ст.
223 Кодекса, но не реже чем один раз в налоговый период.
     Таким образом, положения ст. 212 Кодекса регулируют общий порядок
определения  налоговой  базы при получении доходов в виде материальной
выгоды,  не  определяя,  на  кого возложены обязанности по удержанию и
перечислению  налога  на  доходы  физических  лиц  в бюджетную систему
Российской Федерации.
     Согласно  п. 1 ст. 226 Кодекса российские организации, от которых
или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы,
обязаны  исчислить,  удержать  у  налогоплательщика  и  уплатить сумму
налога на доходы физических лиц.
     Исключение  составляют  доходы,  в отношении которых исчисление и
уплата  налога  осуществляются  в соответствии со ст. ст. 214.1, 227 и
228 Кодекса.
     Таким  образом,  при  получении налогоплательщиком от организации
дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах
за  пользование  заемными средствами, указанная организация признается
на  основании  ст.  226 Кодекса налоговым агентом и обязана исчислить,
удержать  у  налогоплательщика  и  уплатить  сумму  налога в бюджетную
систему Российской Федерации.
     В  соответствии  с  п. 4 ст. 226 Кодекса налоговые агенты обязаны
удержать   начисленную   сумму   налога   непосредственно  из  доходов
налогоплательщика при их фактической выплате.
     В  рассматриваемой ситуации у организации отсутствует возможность
удержать   налог   на  доходы  физических  лиц  у  налогоплательщиков,
поскольку  в  момент  получения  дохода  в виде материальной выгоды не
происходит выплаты денежных средств налогоплательщику.
     Согласно  п.  5  ст.  226  Кодекса  при  невозможности удержать у
налогоплательщика  исчисленную  сумму  налога налоговый агент обязан в
течение   одного   месяца   с  момента  возникновения  соответствующих
обстоятельств  письменно  сообщить  в  налоговый орган по месту своего
учета   о   невозможности   удержать   налог   и  сумме  задолженности
налогоплательщика.
     В  такой ситуации исчисление и уплату налога на доходы физических
лиц    налогоплательщик   осуществляет   самостоятельно   в   порядке,
предусмотренном ст. 228 Кодекса.
     Обязанности  налогового  агента  возложены на организацию ст. 226
Кодекса,  и  для их исполнения не требуется получения доверенностей от
физических  лиц на удержание и перечисление налога в бюджетную систему
Российской Федерации.
     В   то   же  время  статус  организации  как  налогового  агента,
приобретаемый  на  основании  норм  Кодекса,  не может быть изменен по
заявлению физического лица о неудержании налога.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
25 июня 2007 г.
N 03-04-06-01/198