ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 26 апреля 2007 г. N 05-04-05/208803 (Д) Департамент финансовой политики, рассмотрев письма, сообщает, что в настоящее время Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 08.08.2005 N 100н "Об утверждении Правил размещения страховщиками средств страховых резервов" (далее - Правила) устанавливает следующие требования: - Размещение средств страховых резервов может осуществляться страховщиком самостоятельно, а также путем передачи части средств страховых резервов (не более 20%) в доверительное управление доверительным управляющим, являющимся резидентами Российской Федерации. При передаче средств страховых резервов в доверительное управление и выборе инвестиционных направлений страховщик должен руководствоваться установленными требованиями диверсификации, возвратности, доходности и ликвидности, а также учитывать структуру своего страхового портфеля, сроки действия договоров страхования, вероятность наступления страхового события, возможность исполнения обязанности по осуществлению страховых выплат при нахождении средств страховых резервов в доверительном управлении. Учитывая изложенное, а также принимая во внимание необходимость соблюдения страховщиком при инвестировании средств страховых резервов принципа диверсификации активов, проверка выполнения утвержденных структурных соотношений осуществляется по всем активам страховщика, включая активы, находящиеся в доверительном управлении у доверительных управляющих. - В соответствии с требованиями, изложенными в разделе III Правил, к части активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, установлено требование о наличии у эмитента ценных бумаг, банка, доверительного управляющего рейтинга международных рейтинговых агентств "Стэндард энд Пурс", "Мудис Инвестор Сервис" и "Фитч Инк" не менее двух уровней от суверенного рейтинга Российской Федерации, но не ниже уровня BB-, Ba3 и BB- соответственно или рейтинг аналогичного уровня российских рейтинговых агентств. Применяемая рейтинговыми агентствами рейтинговая шкала состоит из четырех классов (A, B, C и D), которые характеризуют различные уровни надежности. Каждый из классов разделяется на уровни (обычно не более трех), обозначаемых рейтинговыми агентствами несколькими буквами. Каждый из уровней разделяется на несколько подуровней, обозначаемых рейтинговыми агентствами различными индексами "+", " ", "-" или "1", "2", "3" или "++", "+", " " и т.д. и указывающих на первую, вторую и третью степень надежности в рейтинговом уровне. Уровни, их характеристику, а также подуровни рейтинговых шкал условно можно привести в виде следующей таблицы (на примере нескольких рейтинговых агентств). Значения, являющиеся допустимыми в настоящее время, выделены жирным. ---------------------------------------------------------------------------------- | Уровень и значение | Рейтинговые агентства | | рейтинга |----------------------------------------------------------| | | "Фитч |"Мудис |"Стэндард|"Эксперт|"Рус - |"Национальное| | | Инк" |Инвестор|энд |РА" |Рейтинг"|рейтинговое | | | |Сервис" |Пурс" | | |агентство" | | | | | | | | | | | | | | | | | |---------------------|-------|--------|---------|--------|--------|-------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |---------------------|-------|--------|---------|--------|--------|-------------| | 1 уровень | | | | | | | |---------------------|-------|--------|---------|--------|--------|-------------| | Рейтингуемая |AAA | Aaa | AAA | A++ *| AAA * | AAA * | | организация имеет | | | | | | | | исключительную | | | | | | | | кредитоспособность | | | | | | | | и минимальный | | | | | | | | уровень риска | | | | | | | | (наивысшая | | | | | | | | надежность) | | | | | | | |---------------------|-------|--------|---------|--------|--------|-------------| | 2 уровень | | | | | | | |---------------------|-------|--------|---------|--------|--------|-------------| | Рейтингуемая |AA+, | Aa1, | AA+, | A+ * | AA+, * | AA+, * | | организация имеет |AA, | Aa2, | AA, | | AA, * | AA, * | | отличную |AA- | Aa3 | AA- | | AA- * | AA- * | | кредитоспособность, | | | | | | | | но более | | | | | | | | восприимчива к | | | | | | | | долгосрочным рискам | | | | | | | | (отличная | | | | | | | | надежность) | | | | | | | |---------------------|-------|--------|---------|--------|--------|-------------| | 3 уровень | | | | | | | |---------------------|-------|--------|---------|--------|--------|-------------| | Рейтингуемая |A+, | A1, | A+, | A * | A+, * | A+, * | | организация имеет |A, | A2, * | A, | | A, * | A, * | | хорошую |A- * | A3 * | A- | | A- * | A- * | | кредитоспособность, | | | | | | | | однако | | | | | | | | восприимчивость к | | | | | | | | рискам может | | | | | | | | привести к | | | | | | | | ухудшению положения | | | | | | | | (очень высокая | | | | | | | | надежность) | | | | | | | |---------------------|-------|--------|---------|--------|--------|-------------| | 4 уровень | | | | | | | |---------------------|-------|--------|---------|--------|--------|-------------| | Рейтингуемая |BBB+, *| Baa1, *| BBB+, *| B++ *| BBB+, *| BBB+, * | | организация имеет |BBB, * | Baa2, *| BBB, * | | BBB, * | BBB, * | | адекватную |BBB- * | Baa3 * | BBB- * | | BBB- * | BBB- * | | кредитоспособность, | | | | | | | | но не | | | | | | | | достает некоторых | | | | | | | | элементов защиты | | | | | | | | или они не надежны | | | | | | | | в долгосрочной | | | | | | | | перспективе (высокая| | | | | | | | надежность) | | | | | | | |---------------------|-------|--------|---------|--------|--------|-------------| | 5 уровень | | | | | | | |---------------------|-------|--------|---------|--------|--------|-------------| | Рейтингуемая |BB+, * | Ba1, * | BB+, * | B+ * | BB+, * | BB+, * | | организация |BB, * | Ba2, * | BB, * | | BB, * | BB, * | | кредитоспособна, но |BB- * | Ba3 * | BB- * | | BB- * | BB- * | | недостаточно | | | | | | | | надежна в | | | | | | | | долгосрочной | | | | | | | | перспективе | | | | | | | | (удовлетворительная | | | | | | | | надежность) | | | | | | | |---------------------|-------|--------|---------|--------|--------|-------------| | 6 уровень | | | | | | | |---------------------|-------|--------|---------|--------|--------|-------------| | Рейтингуемая |B+, | B1, | B+, | B | B+, | B+, | | организация |B, | B2, | B, | | B, | B, | | кредитоспособна, но |B- | B3 | B- | | B- | B- | | вероятность | | | | | | | | своевременного | | | | | | | | выполнения | | | | | | | | обязательств по | | | | | | | | прошествии | | | | | | | | длительного периода | | | | | | | | низка (приемлемая | | | | | | | | надежность) | | | | | | | |---------------------|-------|--------|---------|--------|--------|-------------| | 7 уровень | | | | | | | |---------------------|-------|--------|---------|--------|--------|-------------| | Рейтингуемая |CCC+, | Caa1, | CCC+, | C++ | CCC+, | CCC+, | | организация имеет |CCC, | Caa2, | CCC, | | CCC, | CCC, | | чрезвычайно низкую |CCC- | Caa3 | CCC- | | CCC- | CCC- | | кредитоспособность, | | | | | | | | может быть признана | | | | | | | | банкротом или | | | | | | | | существует угроза | | | | | | | | ее финансовому | | | | | | | | состоянию (очень | | | | | | | | низкая надежность) | | | | | | | |---------------------|-------|--------|---------|--------|--------|-------------| | 8 уровень | | | | | | | |---------------------|-------|--------|---------|--------|--------|-------------| | Рейтингуемая |CC+, | Ca1, | CC+, | C+ | CC+, | CC+, | | организация |CC, | Ca2, | CC, | | CC, | CC, | | объявила дефолт по |CC- | Ca3 | CC- | | CC- | CC- | | своим обязательствам| | | | | | | | (отсутствие | | | | | | | | надежности) | | | | | | | |---------------------|-------|--------|---------|--------|--------|-------------| | 9 уровень | | | | | | | |---------------------|-------|--------|---------|--------|--------|-------------| | Рейтингуемая |C, | C | C, | C | C, | C, | | организация |D | | D | | D | D | | объявила дефолт по | | | | | | | | своим обязательствам| | | | | | | | и возможность | | | | | | | | улучшения ситуации | | | | | | | | маловероятна | | | | | | | | (банкротство) | | | | | | | ---------------------------------------------------------------------------------- Основное ограничение, принятое Министерством финансов Российской Федерации в вышеуказанном нормативном акте, состоит в том, что установлен нижний фиксированный уровень рейтинга, означающий удовлетворительную надежность (рейтингуемая организация кредитоспособна, но недостаточно надежна в долгосрочной перспективе), т.е. допустимые значения рейтинга эмитентов ценных бумаг, банков и доверительных управляющих не могут быть ниже зафиксированного уровня. Значения нижнего уровня BB-, Ba3 и BB- установлены на примере применяемых шкал международных рейтинговых агентств "Стэндард энд Пурс", "Мудис Инвестор Сервис" и "Фитч Инк". Используемые российскими рейтинговыми агентствами шкалы несколько отличаются, но могут быть сопоставлены. В соответствии с требованиями пункта 7 Правил размещения страховщиками средств страховых резервов, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.08.2005 N 100н, ценные бумаги (за исключением векселей, жилищных сертификатов, инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов и депозитные сертификаты) могут быть приняты для покрытия страховых резервов при условии наличия у эмитента рейтинга, определенного Правилами уровня, хотя бы одного из международных или российских рейтинговых агентств. - В соответствии с требованиями Приказа суммарная стоимость инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов и сертификатов долевого участия в общих фондах банковского управления страховой организации не может превышать 10% от величины страховых резервов по страхованию жизни и 5% от величины страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, при этом стоимость прав собственности на долю в общих фондах банковского управления одного доверительного управляющего не может превышать 15% от суммарной величины страховых резервов. Дополнительно сообщаем, что в настоящее время проводится работа по совершенствованию требований Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 08.08.2005 N 100н "Об утверждении Правил размещения страховщиками средств страховых резервов", в том числе с учетом предстоящей специализации страховых организаций по осуществлению страхования, в соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", разделяющая к 1 июля 2007 года страховые организации на те, которые осуществляют страхование жизни, и те, которые осуществляют страхование иное, чем страхование жизни. Кроме того, предложения, изложенные в письмах, будут также рассмотрены в ходе работы по совершенствованию вышеуказанного нормативного правового акта. - В соответствии с требованиями подпункта 7) пункта 7 Требований, предъявляемых к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2005 N 149н, для покрытия собственных средств страховщика принимаются активы в размере наибольшего из двух показателей: - минимального размера уставного капитала, установленного Законом Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации"; - нормативного размера маржи платежеспособности, рассчитанного в соответствии с пунктами 6 - 8 Положения о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.11.2001 N 90н, в частности принимаются инвестиционные паи открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов, а для страховщиков, занимающихся страхованием жизни, - также инвестиционные паи закрытых паевых инвестиционных фондов. Обращаем внимание на то, что для покрытия собственных средств в размере, превышающем наибольший из двух перечисленных показателей, ограничений на сумму инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов не установлено. Директор департамента А.Л.САВАТЮГИН 26 апреля 2007 г. N 05-04-05/208803 |