ПИСЬМО ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ 31 августа 2005 г. N 23-12/16700 (Д) Анализ материалов, направляемых таможнями для рассмотрения рабочей группой, созданной приказом Управления от 11.04.2005 N 121, показывает, что отдельные юридические лица - претенденты на включение в Реестр владельцев складов временного хранения (далее - Реестр), а также должностные лица таможенных органов не всегда верно трактуют требования ст. 107 Таможенного кодекса Российской Федерации в части организации склада временного хранения (далее - СВХ) в виде открытой площадки, его функциональной принадлежности, обустройства и оборудования. При рассмотрении заявлений организаций по включению юридических лиц в Реестр, а также при изучении конструктивных особенностей складов, на наш взгляд, необходимо применять метод комплексного подхода, т.е. учитывать требования не только Таможенного кодекса Российской Федерации и Положения о порядке включения в Реестр владельцев складов временного хранения, утвержденного приказом ГТК России от 26.09.2003 N 1070 (далее - Положение), но и ряда других нормативных документов, определяющих, например, порядок применения процедуры внутреннего таможенного транзита, временного хранения, декларирования, таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, обустройства, оборудования, технического оснащения и др., а также характерные особенности помещений склада, склада в виде открытой площадки и прилегающей к ним территории. Статьей 107 Таможенного кодекса Российской Федерации в качестве СВХ (места хранения товаров) определен склад в виде помещения и (или) склад в виде открытой площадки. Следует отметить, что открытая площадка - это, в первую очередь, склад, предназначенный для хранения товаров, которые физически или в силу своих особенностей не могут быть помещены для хранения на склад в виде помещения. К таким товарам относятся громоздкие, крупногабаритные, негабаритные, длинномерные, а также размещаемые насыпью, навалом, в контейнерах и др. Не противоречит требованиям Таможенного кодекса Российской Федерации и хранение на складе в виде открытой площадки товаров без их выгрузки из транспортного средства (письмо ГТК России от 30.06.2004 N 91-06/24112). К конструкции, обустройству и оборудованию склада в виде открытой площадки распространяются требования, установленные ст. 107 ТК РФ, а также разделом III Положения, выполнение которых должно обеспечить сохранность товаров, исключить доступ посторонних лиц и обеспечить возможность проведения в отношении товаров таможенного контроля. Такой склад должен иметь четкие границы и соответствующие ограничения по периметру, так как его площадь входит в расчет полезной площади, подлежащей обеспечению таможенных платежей и страхованию риска гражданской ответственности. На наш взгляд, обозначение склада в виде открытой площадки табличками на стойках, линиями на асфальтовом покрытии, а также ограждение склада натянутыми на столбиках (как правило, переносными) ленточками, тросиками, цепочками и т.д. либо переносными турникетами не могут в полной мере обеспечить выполнение требований по обеспечению сохранности товаров и исключению доступа посторонних лиц. Учитывая вышеизложенные факторы, а также специфику складов (открытых площадок) в зависимости от вида транспорта при перемещении товаров, их тип и характер товаров, которые могут быть помещены на хранение, считаем, что такие склады должны иметь преимущественно стационарное ограждение и только в исключительных случаях могут быть обозначены. Размеры складов в виде открытых площадок зависят в основном от характера помещаемых товаров, в случае необходимости - хранения товаров без их выгрузки из транспортных средств, а также потенциальной возможности таможенного органа по своевременному (в установленные сроки) оформлению товаров. В случае если владелец склада, кроме основных видов товаров, для хранения которых предназначены склады в виде открытых площадок, предполагает (планирует) в том числе осуществлять и хранение товаров без их выгрузки из транспортных средств, площадь такого склада должна быть в значительной степени увеличена из расчета примерно 70 кв. м (с учетом возможности маневрирования) на одно транспортное средство (предельная длина автопоезда 24 м, ширина 2,4-2,5 м, плюс место для маневра). Учитывая, что возможности таможенных органов по оформлению товаров, например в Московском регионе, ограничиваются 25-30 ГТД за один рабочий день (средний показатель), владельцы складов, заключая договоры с клиентами, с одной стороны, должны регулировать грузопоток прибывающих транспортных средств, количество которых не должно превышать возможностей таможенного органа, с другой стороны, создать условия для размещения всех прибывающих транспортных средств на прилегающей к складу(ам) территории, а при необходимости и хранения товаров на складе в виде открытой площадки без выгрузки их из транспортных средств. Рекомендуемые размеры прилегающей территории и склада в виде открытой площадки (/) при ежедневном грузопотоке: - от 50 до 60 транспортных средств - 4000 кв. м/1000 кв. м; - от 70 до 80 транспортных средств - 5500 кв. м/2000 кв. м; - от 90 до 100 транспортных средств - 7000 кв. м/3000 кв. м; - от 110 до 150 транспортных средств - 8500 кв. м/4000 кв. м и т.д. Просим довести содержание настоящего информационного письма до владельцев складов временного хранения. Начальник службы организации таможенного контроля Управления полковник таможенной службы А.А. Юрлаков 31 августа 2005 г. N 23-12/16700 |