ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЯЕТ РАБОТНИКАМ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА ПО ДОГОВОРАМ ЗАЙМА. ПО УСЛОВИЯМ ДОГОВОРОВ ЗАЕМЩИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНО ИСЧИСЛЯЮТ МАТЕРИАЛЬНУЮ ВЫГОДУ ОТ СУММ ЭКОНОМИИ НА ПРОЦЕНТАХ И УПЛАЧИВАЮТ НДФЛ. ДОЛЖНА ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК НАЛОГОВЫЙ АГЕНТ ЕЖЕГОДНО. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 12.07.07 03-04-06-01/226

        ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЯЕТ РАБОТНИКАМ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА
          ПО ДОГОВОРАМ ЗАЙМА. ПО УСЛОВИЯМ ДОГОВОРОВ ЗАЕМЩИКИ
         САМОСТОЯТЕЛЬНО ИСЧИСЛЯЮТ МАТЕРИАЛЬНУЮ ВЫГОДУ ОТ СУММ
              ЭКОНОМИИ НА ПРОЦЕНТАХ И УПЛАЧИВАЮТ  НДФЛ.
          ДОЛЖНА ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК НАЛОГОВЫЙ АГЕНТ ЕЖЕГОДНО
               ПРЕДСТАВЛЯТЬ В НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ СВЕДЕНИЯ
               О СУММАХ МАТЕРИАЛЬНОЙ ВЫГОДЫ РАБОТНИКОВ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                           12 июля 2007 г.
                          N 03-04-06-01/226

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по  вопросу  налогообложения  налогом на доходы физических лиц
дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах
за  пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, и
в  соответствии  со  ст.  34.2 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) разъясняет следующее.
     Как    указывается    в   рассматриваемом   письме,   организация
предоставляет  займы  своим  сотрудникам, при этом за счет экономии на
процентах  за пользование заемными (кредитными) средствами у заемщиков
в  соответствии  с  п.  2  ст.  212  Кодекса  образуется  доход в виде
материальной выгоды.
     Согласно  п. 1 ст. 226 Кодекса российские организации, от которых
или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы,
обязаны  исчислить,  удержать  у  налогоплательщика  и  уплатить сумму
налога на доходы физических лиц.
     Исключение  составляют  доходы,  в отношении которых исчисление и
уплата  налога  осуществляются  в соответствии со ст. ст. 214.1, 227 и
228 Кодекса.
     Таким  образом,  при  получении налогоплательщиком от организации
дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах
за   пользование   заемными   средствами,  организация  признается  на
основании  ст.  226  Кодекса  налоговым  агентом  и обязана исчислить,
удержать  у  налогоплательщика  и  уплатить  сумму  налога в бюджетную
систему Российской Федерации.
     В  соответствии  с  п. 4 ст. 226 Кодекса налоговые агенты обязаны
удержать   начисленную   сумму   налога   непосредственно  из  доходов
налогоплательщика при их фактической выплате.
     Удержание    у   налогоплательщика   начисленной   суммы   налога
производится   налоговым  агентом  за  счет  любых  денежных  средств,
выплачиваемых  налоговым  агентом  налогоплательщику,  при фактической
выплате  указанных  денежных  средств  налогоплательщику  либо  по его
поручению  третьим  лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может
превышать 50 процентов суммы выплаты.
     Таким  образом,  если  организация  помимо  выдачи беспроцентного
займа   осуществляет   выплату  налогоплательщику  каких-либо  доходов
(например,  заработной  платы), то из таких выплат должен удерживаться
налог на доходы физических лиц с дохода в виде материальной выгоды.
     Согласно  п.  5  ст.  226  Кодекса  при  невозможности удержать у
налогоплательщика  исчисленную  сумму  налога налоговый агент обязан в
течение   одного   месяца   с  момента  возникновения  соответствующих
обстоятельств  письменно  сообщить  в  налоговый орган по месту своего
учета   о   невозможности   удержать   налог   и  сумме  задолженности
налогоплательщика.
     В  такой ситуации исчисление и уплату налога на доходы физических
лиц    налогоплательщик   осуществляет   самостоятельно   в   порядке,
предусмотренном ст. 228 Кодекса.
     Обязанности  налогового  агента  возложены на организацию ст. 226
Кодекса.  Статус  организации  как налогового агента, приобретаемый на
основании  норм  Кодекса,  не  может быть изменен положениями договора
займа, заключаемого между работодателем и работником.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
12 июля 2007 г.
N 03-04-06-01/226