О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО СОВЕТА ФНПР ОТ 13.04.2005 N 8-3 "О РАБОТЕ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФНПР С ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ ВСЕХ УРОВНЕЙ И МЕРАХ ПО ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ" ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЦИЯ НЕЗАВИСИМЫХ ПРОФСОЮЗОВ РОССИИ 13 марта 2007 г. N 1-18 (Д) Участие в законотворчестве в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере социально-экономических и трудовых отношений является приоритетным направлением деятельности Федерации Независимых Профсоюзов России; соответствующие решения зафиксированы в Программном документе ФНПР "За достойный труд", резолюциях VI съезда ФНПР, Постановлении Исполкома ФНПР от 23.08.2006 N 3-3 "О совершенствовании практики взаимодействия ФНПР с Федеральным Собранием Российской Федерации в соответствии с Постановлением Генерального Совета ФНПР от 13.04.2005 N 8-3 "О работе профсоюзных организаций ФНПР с законодательными органами власти всех уровней и мерах по ее совершенствованию". Во исполнение принятых решений руководство ФНПР в истекший период всемерно содействовало расширению практики создания в Государственной Думе рабочих групп на многосторонней основе по актуальным социально-экономическим проблемам. Так, Комитет Госдумы по труду и социальной политике 14 декабря 2006 года утвердил персональный состав постоянно действующей рабочей группы по дальнейшему совершенствованию трудового законодательства, рассмотрению которой подлежат все проекты федеральных законов, вносящие изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации. В соответствии с рекомендацией профсоюзной стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в состав рабочей группы включен заместитель Председателя ФНПР Нетеребский О.В. В группу экспертов вошли также секретарь ФНПР Гладков Н.Г. и вице-президент Института профсоюзного движения Академии труда и социальных отношений Суриков А.И. Кроме того, Комитет Госдумы по труду и социальной политике принял решение привлекать к участию в заседаниях рабочей группы в качестве экспертов других специалистов (в том числе от профсоюзов), не являющихся формально членами рабочей группы или группы экспертов. В осеннюю сессию Федерального Собрания Российской Федерации 2006 года представители ФНПР принимали участие в деятельности рабочей группы Комитета Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока. Подготовленные группой проекты Федеральных законов "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", "О районировании Севера Российской Федерации", "О перечне районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части "северных" аспектов регулирования социально-трудовых отношений), а также проект методики районирования Севера России 9 ноября 2006 года одобрены Президиумом Генерального Совета политической партии "Единая Россия". Комитет Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока 7 декабря 2006 года рассмотрел четыре из пакета законопроектов о районировании российского Севера и принял решение поддержать их и направить на рассмотрение Экспертного консультативного совета фракции в Государственной Думе "Единая Россия". В формате консультаций Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Грызлова Б.В. с руководством ФНПР и Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы решалась задача приближения минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму. 8 декабря 2006 года Государственной Думой принят в первом чтении проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты". Законопроект вызвал неоднозначные оценки, в том числе в профсоюзном сообществе, однако мнения оппонентов сходятся в том, что минимальный размер оплаты труда необходимо повышать. Фракция в Госдуме "Единая Россия" поддерживает требование ФНПР о том, что минимальный размер оплаты труда должен достичь величины прожиточного минимума трудоспособного населения к концу 2008 года. 2 декабря 2006 года на VII съезде Всероссийской политической партии "Единая Россия" получил статус партийного приоритета проект "Достойный труд", инициированный заместителем Председателя ФНПР (на общественных началах), председателем Комитета Госдумы по труду и социальной политике Исаевым А.К. и поддержанный Исполкомом ФНПР 23 августа 2006 года. Цель проекта - создание достойных и безопасных условий труда. При этом определение "достойный труд" включает достойную оплату труда и соблюдение трудовых прав граждан, что концептуально совпадает с Программным документом ФНПР. Под давлением профсоюзов (прежде всего Ассоциации профсоюзов базовых отраслей) рекомендован к принятию в первом чтении проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", сохраняющий повышенный размер базовой части трудовой пенсии для лиц, проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно 15 и 20 календарных лет, при выезде их за пределы указанных районов и местностей. ФНПР продолжает сотрудничество с Общественной палатой Российской Федерации. Совместно с комиссиями Общественной палаты организован и проведен ряд мероприятий по социальным проблемам (общероссийские общественные слушания, межрегиональная научно-практическая конференция и др.); 8 февраля 2007 года в штаб-квартире ФНПР прошло заседание клуба Общественной палаты Российской Федерации "О перспективах формирования гражданского общества в России". Специалисты ФНПР участвуют в рабочей группе Общественной палаты по разработке единой системы социальных стандартов качества жизни. Взаимодействие ФНПР с Общественной палатой Российской Федерации способствует как решению важнейших для профсоюзов социально-трудовых проблем, так и дальнейшему росту авторитета профсоюзов в обществе. Исполком ФНПР отмечает, что, представляя и защищая права и интересы работников, ФНПР, ее членские организации базируют в целом свою деятельность в сфере нормотворчества на системе мониторинга, анализа действующих и разрабатываемых законодательных решений, прогнозирования последствий их влияния на формирование цивилизованных трудовых отношений, расширяют практику участия в рассмотрении проектов законов, постановлений и внесения в них предложений, касающихся социально-трудовой сферы, взаимодействуют с соответствующими структурами государственной власти всех уровней и органами местного самоуправления. Многообразие применяемых методов увеличивает результативность воздействия профсоюзов на подготовку, принятие и реализацию решений. Право профсоюзной законодательной инициативы, не признанное официально на федеральном уровне, осуществляется в субъектах Российской Федерации и на уровне местного самоуправления. Более чем в 40 субъектах Российской Федерации профсоюзы фактически обладают правом законодательной инициативы на региональном уровне. При этом значение регионального законотворчества в системе российского законодательства в настоящее время растет. Обобщение поступающих сведений показывает, что большинство членских организаций ФНПР принимают активное участие в избирательных кампаниях, содействуют избранию своих представителей в региональные парламенты и представительные органы местного самоуправления, участвуют в работе региональных и городских общественных палат. Вместе с тем по-прежнему существует ряд проблем, осложняющих диалог российских профессиональных союзов с органами законодательной власти всех уровней по вопросам представительства и защиты прав и интересов наемных работников. Когда профсоюзы продвигают свои инициативы на общефедеральный уровень через региональные законодательные собрания, возникает проблема несогласованности, "нестыковки" законодательных инициатив по одному и тому же вопросу, что снижает и эффективность участия профсоюзов в законотворчестве, и эффективность реализации права законодательной инициативы региональными парламентами. Для координации работы парламентариев по объединению усилий для успешного продвижения региональных инициатив на федеральный уровень созданы парламентские ассоциации, в которые входят законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, находящиеся в пределах того или иного федерального округа. В связи с этим требует тщательной проработки предложение Федерации профсоюзов Свердловской области о создании Всероссийской ассоциации профсоюзных депутатов. При совершенствовании законодательства Российской Федерации профсоюзам следует ориентироваться на "пакетный" принцип внесения изменений и дополнений (вырабатывая комплекс поправок) в действующие законы с обсуждением их в кругу профсоюзного и экспертного сообщества, поскольку тактика внесения "точечных" изменений или дополнений одной или нескольких правовых норм бесперспективна в условиях сложной и многоуровневой системы современного российского законодательства. Кроме того, профсоюзы испытывают острую потребность в кадрах, способных находить нетривиальные решения междисциплинарных политико-правовых и управленческих задач на современном уровне. Координация работы профсоюзных организаций ФНПР с законодательными (представительными) органами власти всех уровней - важная задача на предстоящие годы. Исполнительный комитет ФНПР постановляет: 1. Утвердить Рекомендации Комитета политического анализа и действий ФНПР от 12 марта 2007 года (прилагаются). 2. Совершенствовать систему обмена информацией по вопросам участия профсоюзных организаций в процессе законотворчества на федеральном и региональном уровнях; в целях повышения авторитета профсоюзов и совершенствования технологии взаимодействия профсоюзных организаций с органами законодательной власти признать целесообразным согласование на уровне ФНПР проектов федеральных законов и предложений к ним, направляемых членскими организациями ФНПР в Государственную Думу как непосредственно от своего имени, так и через законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации. 3. Руководству ФНПР: 3.1. Обратиться к Председателю Правительства Российской Федерации Фрадкову М.Е., руководителю рабочей группы Государственной Думы по реформированию системы социального страхования наемных работников, первому заместителю Председателя Государственной Думы Морозову О.В. с предложением активизировать работу группы. 3.2. На совместном заседании с межфракционной депутатской группой по взаимодействию с профсоюзным движением "Солидарность" в целях реализации Рекомендаций парламентских слушаний "Направления совершенствования законодательства о профессиональных союзах с учетом истории и опыта их деятельности" рассмотреть вопрос о процедуре и технологии совместной разработки и продвижения в установленном порядке предложений к законодательным инициативам. 4. Руководству ФНПР и руководителям членских организаций более тесно взаимодействовать с законодательными (представительными) органами власти Российской Федерации и ее субъектов, заключая соответствующие соглашения, осуществлять контроль за исполнением соглашений, проводить совместные совещания и консультации по проектам нормативных правовых актов по вопросам регулирования социально-трудовых отношений. 5. Департаменту Аппарата ФНПР по взаимодействию с Федеральным Собранием Российской Федерации, партиями и общественными движениями в целях определения направлений и источников интенсивного развития системы участия ФНПР, ее организаций в сфере законотворчества, механизмов повышения ее продуктивности и гибкости, разработки механизмов концентрации ресурсов воздействия профсоюзов на формирование законодательства, реализацию правозащитных функций подготовить и направить в членские организации информационно-аналитические материалы: до 13 апреля 2007 года - о практике работы профсоюзных организаций ФНПР с законодательными органами власти всех уровней, органами местного самоуправления; до 19 сентября 2007 года - о деятельности межфракционной депутатской группы по взаимодействию с профсоюзным движением "Солидарность" в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации IV созыва; до 19 сентября 2007 года - о реализации Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии между фракцией в Госдуме "Единая Россия" и Федерацией Независимых Профсоюзов России от 12 октября 2004 года. 6. Департаменту общественных связей Аппарата ФНПР при модернизации официального сайта ФНПР обратить особое внимание на раздел "Профсоюзы и власть" с тем, чтобы его структура и содержание отвечали задаче координации усилий членских организаций ФНПР для отстаивания позиций профсоюзов по рассматриваемым проектам федеральных законов совместного ведения. Председатель ФНПР М.В.ШМАКОВ 13 марта 2007 г. N 1-18 |