ОБ ОБОБЩЕНИИ ПРАКТИКИ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ К ИСПОЛНЕНИЮ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО ИМУЩЕСТВЕННЫМ И НЕИМУЩЕСТВЕННЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ К ПРАВИТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОРГАНАМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОСС. Письмо. Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования РФ. 31.05.06 12/01-4700-НВ

                        ОБ ОБОБЩЕНИИ ПРАКТИКИ
         ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ К ИСПОЛНЕНИЮ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ
          ПО ИМУЩЕСТВЕННЫМ И НЕИМУЩЕСТВЕННЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ
      К ПРАВИТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОРГАНАМ
        ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
                    СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                ПИСЬМО

                ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

                            31 мая 2006 г.
                           N 12/01-4700-НВ

                                 (Д)


     В  целях  обеспечения единообразия исполнения судебных решений по
искам   к  Правительству  Российской  Федерации,  федеральным  органам
исполнительной  власти  и  органам  государственной  власти  субъектов
Российской  Федерации Федеральной службой судебных приставов совместно
с  территориальными  органами  ФССП  России проведен анализ исполнения
исполнительных   документов  данной  категории  и  выявлены  проблемы,
возникающие при исполнении.
     В 2005 году в ФССП России находилось на исполнении более 340 тыс.
исполнительных  производств  о  взыскании  денежных сумм с получателей
средств федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации и
местного  бюджета,  из  них  220 тыс. исполнительных производств (65%)
окончены  фактическим  исполнением.  В  результате  принятых судебными
приставами-исполнителями  мер  взыскано 8,5 млрд. руб., что составляет
23% от суммы, подлежащей взысканию.
     До  1  января  2006  г.  исполнительные  документы имущественного
характера,   в   соответствии   с   Правилами   исполнения  требований
исполнительных  листов  судебных  органов  по  денежным обязательствам
получателей     средств     федерального     бюджета,    утвержденными
Постановлениями  Правительства  Российской Федерации от 22 января 2001
г.  N  143 "Об утверждении Правил исполнения требований исполнительных
листов   и   судебных   приказов   о  взыскании  средств  по  денежным
обязательствам  получателей средств федерального бюджета" и от 26 июля
2004   г.   N   379   "Об   изменении  порядка  исполнения  требований
исполнительных листов судебных органов о взыскании средств по денежным
обязательствам     получателей    средств    федерального    бюджета",
предъявлялись  в  орган  Федерального  казначейства  по месту открытия
должником  лицевых  счетов  для  учета средств федерального бюджета, а
также  средств,  полученных  от  предпринимательской и иной приносящей
доход деятельности.
     Основной  причиной  неисполнения судебных решений рассматриваемой
категории  является  то,  что  должники  не  имеют  счетов, открытых в
кредитных  организациях, либо на них отсутствуют денежные средства, на
которые  возможно  обратить взыскание. Бюджетные средства выделяются в
распоряжение  получателей  бюджетных  средств  с  указанием конкретных
направлений финансирования.
     Существующие  проблемы по исполнению исполнительных листов данной
категории   не   позволяют  обеспечить  в  полном  объеме  фактическое
исполнение   требований   судебных  актов  по  искам  к  Правительству
Российской   Федерации,  федеральным  органам  исполнительной  власти,
органам  государственной  власти  субъектов  Российской Федерации, что
приводит  к нарушению законных прав взыскателей и порождает увеличение
числа      необоснованных      жалоб      на     действия     судебных
приставов-исполнителей.
     Теме   взыскания   денежных   средств  было  посвящено  заседание
пленарного  заседания Европейской комиссии по эффективности правосудия
7  -  9  декабря  2005 г. в г. Страсбурге, по результатам которого был
утвержден  отчет,  подтверждающий низкую эффективность принудительного
исполнения  судебных  решений  по искам к органам федеральной власти в
России.
     Проблемы,   возникающие  при  принудительном  взыскании  денежных
средств  с федеральных органов исполнительной власти, присущи всем без
исключения субъектам Российской Федерации. Вместе с тем решаются они в
различных  регионах  по-разному.  Например,  в подразделениях Главного
управления  ФССП  России  по  Иркутской  области из 274 исполнительных
производств  в  отношении  федеральных органов исполнительной власти и
органов   государственной   власти  субъекта  в  2005  г.  фактическим
исполнением  было  окончено  141 исполнительное производство, или 51%.
Взыскано  145278000  руб.,  что  составляет  79%  от суммы, подлежащей
взысканию. Подобная положительная тенденция складывается в структурных
подразделениях   Главного  управления  ФССП  России  по  Новосибирской
области,  Главного  управления  ФССП  России  по  Ростовской  области.
Нормализовалось  положение  в  Управлении  ФССП  России по Воронежской
области,  хотя  произошло это после многочисленных обращений граждан в
Европейский суд по правам человека и после того, как ситуацию взяли на
контроль Администрация Президента Российской Федерации и Правительство
Российской Федерации.
     Вместе   с   тем  в  подразделениях  Управления  ФССП  России  по
Хабаровскому  краю  из  291  исполнительного  производства в отношении
федеральных  органов  исполнительной  власти и органов государственной
власти  субъекта  в  2005 г. фактическим исполнением было окончено 109
исполнительных  производств,  что составляет 37% от общего количества.
Взыскано 8099100 руб., то есть 4% от суммы, подлежащей взысканию.
     Постановлением  Конституционного  Суда Российской Федерации от 14
июля  2005  г.  N  8-П  по делу о проверке конституционности отдельных
положений  федеральных  законов  о федеральном бюджете на 2003 год, на
2004 год и 2005 год и Постановления Правительства Российской Федерации
"О  порядке  исполнения  Министерством  финансов  Российской Федерации
судебных  актов  по  искам  к  казне Российской Федерации о возмещении
вреда,  причиненного  незаконными  действиями  органов государственной
власти  либо должностных лиц органов государственной власти" в связи с
жалобами  граждан  Жуховицкого  Э.Д., Поймана И.Г., Понятовского А.В.,
Чеславского А.Е. и ОАО "Хабаровскэнерго" было установлено, что порядок
исполнения   судебных  актов  не  может  быть  регламентирован  актами
Правительства  Российской Федерации, поскольку указанная регламентация
является исключительной прерогативой "федерального законодателя".
     С   учетом   вышеуказанного  Постановления,  после  вступления  в
законную  силу  с  1  января 2006 г. Федерального закона от 27 декабря
2005  г.  N 197-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской
Федерации,  Гражданский  процессуальный  кодекс  Российской Федерации,
Арбитражный  процессуальный  кодекс Российской Федерации и Федеральный
закон  "Об  исполнительном  производстве"  порядок исполнения судебных
решений данной категории изменился.
     Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от 20 марта
2006  г.  N  147 "О признании утратившими силу некоторых постановлений
Правительства   Российской   Федерации"   Постановления  Правительства
Российской  Федерации  от  22  февраля  2001  г. N 143 "Об утверждении
Правил исполнения требований исполнительных листов и судебных приказов
судебных  органов  о  взыскании  средств  по  денежным  обязательствам
получателей  средств  федерального бюджета" и от 26 июля 2004 г. N 379
"Об  изменении  порядка  исполнения  требований  исполнительных листов
судебных  органов  о  взыскании  средств  по  денежным  обязательствам
получателей средств федерального бюджета" признаны утратившими силу.
     Наиболее  распространенная  категория  исполнительных  документов
неимущественного  характера  - о предоставлении жилья. Данная проблема
присуща   практически   всем  территориальным  органам.  Например,  на
исполнении  в подразделениях только ГУ ФССП России по Москве находятся
363  подобных  исполнительных  листа. Более того, это одна из основных
причин  обращения  граждан  в  Европейский суд по правам человека. Как
показала   практика  рассмотрения  жалоб  "Тетерин  против  Российской
Федерации",  "Сорокин против Российской Федерации", "Привалихин против
Российской   Федерации"   и   многих  других,  в  большинстве  случаев
исполнительные    производства   длительное   время   не   исполнялись
"благодаря" неприкрытому бездействию должностных лиц в регионах и были
исполнены   только  после  вмешательства  центрального  аппарата  ФССП
России.
     Вместе с тем длительность неисполнения исполнительных производств
данной  категории  обусловлена  рядом  причин,  повлиять на устранение
которых   судебный   пристав-исполнитель  не  может.  Например,  отказ
судебных   органов  в  разъяснении  решения  суда  в  порядке  ст.  17
Федерального  закона  "Об  исполнительном  производстве",  а  также  в
изменении   способа   и   порядка   исполнения   судебного  решения  в
соответствии   со   ст.  18  Федерального  закона  "Об  исполнительном
производстве";  отказ  в  предоставлении  судом  отсрочки  исполнения;
затягивание  сроков  совершения  исполнительных  действий в результате
сбора и подготовки документов по передаче жилья взыскателям.
     Другая  причина  неисполнения  судебных  актов  органами местного
самоуправления  состоит  в  недофинансировании  либо,  как  правило, в
отсутствии  финансирования  дополнительных  выплат  по обязательствам,
возложенным   на   них  решениями  судов.  Таким  образом,  исполнение
исполнительных  производств данной категории ставится в зависимость от
поступления средств из федерального бюджета на приобретение жилья.
     Одной из распространенных проблем является несогласие взыскателей
с  предоставляемыми  жилыми  помещениями  в связи с их несоответствием
установленным   санитарно-техническим   нормам  либо  расположением  в
отдалении от районных центров или на окраине города. В таких ситуациях
руководителям   территориальных   органов  ФССП  России  рекомендовано
привлекать   специалиста   в   соответствии   с  требованиями  ст.  41
Федерального  закона  "Об  исполнительном производстве". При получении
заключения,  в котором специалист указывает, что предоставляемое жилье
соответствует  санитарным  требованиям, судебному приставу-исполнителю
рекомендовано принимать меры к окончанию исполнительного производства.
Эта проблема неоднократно являлась предметом жалоб, поступивших в ФССП
России.
     По   результатам  обобщения  практики  исполнения  исполнительных
документов  о предоставлении жилья выявлены факты непринятия судебными
приставами-исполнителями    всего   комплекса   мер,   предусмотренных
Федеральным  законом  "Об  исполнительном производстве". В то же время
руководителями  территориальных  органов ФССП России отмечается, что в
большинстве  случаев  постановления  судебных приставов-исполнителей о
наложении   штрафов   обжалуются   должниками  в  судебном  порядке  и
признаются   судом   незаконными  в  связи  с  тем,  что  у  должников
отсутствует реальная возможность исполнить судебное решение.
     Представления  о привлечении должника к уголовной ответственности
в  соответствии  со  ст. 315 УК РФ, направляемые в органы прокуратуры,
возвращаются с постановлениями об отказе в возбуждении уголовного дела
в  связи  с отсутствием прямого умысла со стороны должностного лица и,
как следствие, отсутствия состава преступления.
     Неоднократно  проводившиеся проверки по поступающим в центральный
аппарат    ФССП    России    обращениям    показали,    что   судебные
приставы-исполнители  не используют всех возможностей, предоставленных
им законодательством. В частности, в случае вынесения постановления об
отказе   в   возбуждении   уголовного  дела  данное  постановление  не
обжалуется  судебными  приставами-исполнителями  в  вышестоящие органы
прокуратуры,   однако,   как   показывает   практика,  это  достаточно
эффективная  возможность  повлиять  на  должника  с  целью надлежащего
исполнения решений суда.
     Так,  по  обращению  помощника  Президента Российской Федерации -
начальника  Контрольного  управления  Президента  Российской Федерации
Беглова  А.Д.  Федеральной  службой  судебных  приставов  организована
проверка   по   жалобе   Бубнова   В.В.   о   неисполнении   судебными
приставами-исполнителями  ГУ  ФССП  по  Москве  исполнительного  листа
Московского гарнизонного военного суда от 10 июля 2002 г. Руководством
Военного  университета радиационной, химической и биологической защиты
Минобороны  России  решение суда не исполнялось на протяжении полутора
лет,  должник  был  дважды подвергнут штрафам в соответствии со ст. 85
Федерального  закона  "Об исполнительном производстве", и в Московскую
городскую   военную   прокуратуру   31   марта   2003   г.  направлено
представление  о  привлечении  начальника  ВУ  РХБЗ  МО РФ к уголовной
ответственности  за злостное неисполнение решения суда. Постановлением
военного   прокурора   отдела  надзора  Московской  городской  военной
прокуратуры  от  30  апреля  2003 г. отказано в возбуждении уголовного
дела  за  отсутствием состава преступления. В связи с этим Федеральной
службой   судебных   приставов   направлено  обращение  в  Генеральную
прокуратуру    Российской   Федерации   с   ходатайством   об   отмене
Постановления  Московской  городской  военной прокуратуры от 30 апреля
2003 г. и о проведении проверки бездействия начальника ВУ РХБЗ МО РФ в
порядке  ст.  144  и 145 УПК РФ. По результатам рассмотрения обращения
Директора  ФССП  России в Генеральную прокуратуру Российской Федерации
Постановление  Московской  городской  военной прокуратуры от 30 апреля
2003 г. об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении начальника
ВУ РХБЗ МО РФ генерал-лейтенанта Манченко В.Д. отменено и в Московской
городской   военной   прокуратуре   23   мая   2005   г.  в  отношении
генерал-лейтенанта   Манченко   В.Д.   возбуждено  уголовное  дело  по
признакам состава преступления, предусмотренного ст. 315 УК РФ.
     Исходя   из   вышеизложенного,   полагаем,   что   исполнительные
производства   в   отношении   Правительства   Российской   Федерации,
федеральных  органов  исполнительной  власти и органов государственной
власти  субъектов  Российской  Федерации  следует  относить к наиболее
сложным и актуальным и руководствоваться при их исполнении положениями
Приказа  Министерства юстиции Российской Федерации от 23 мая 2001 г. N
156  "Об  утверждении  Положения  о  порядке  координации  действий  и
осуществления  контроля  над  исполнительными  производствами  главным
судебным   приставом   Российской   Федерации   и  главными  судебными
приставами субъектов Российской Федерации".
     Критерием отнесения исполнительных производств к данной категории
является особая экономическая, социальная или общественно-политическая
значимость  исполнительного производства для Российской Федерации либо
субъекта Российской Федерации.
     Целесообразность   выделения   исполнительного   производства   в
указанную категорию определяется исходя из конкретных местных условий,
обстановки,      складывающейся      вокруг      действий     судебных
приставов-исполнителей,  и  необходимости  координации  этих  действий
между центральным аппаратом и территориальными органами ФССП России.
     Учитывая  особую  значимость  данных исполнительных производств и
тот  факт,  что  представителями  должника  являются  лица, занимающие
высшие  должности  в  органах  государственной и исполнительной власти
Российской   Федерации   и  субъектов  Российской  Федерации,  считаем
необходимым   установить   порядок,  в  соответствии  с  которым,  при
возбуждении  исполнительных  производств  по исполнительным документам
этой    категории,    постановления   о   возбуждении   исполнительных
производств,   адресованные   должникам,   должны  быть  направлены  в
центральный   аппарат   ФССП   России.   Кроме  того,  с  руководством
центрального   аппарата   ФССП   России   следует   согласовывать  все
последующие  исполнительные  действия,  в  том числе и применение мер,
предусмотренных   ст.   85   Федерального  закона  "Об  исполнительном
производстве".
     Несмотря   на   пробелы   в   законодательстве,   при  исполнении
исполнительных   документов   в   отношении  Правительства  Российской
Федерации,   федеральных   органов  исполнительной  власти  и  органов
исполнительной   власти   субъектов   Российской   Федерации   следует
руководствоваться  нормами  Федеральных  законов  от 21 июля 1997 г. N
119-ФЗ  "Об  исполнительном  производстве"  и  от 27 декабря 2005 г. N
197-ФЗ  "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации,
Гражданский  процессуальный  кодекс  Российской Федерации, Арбитражный
процессуальный  кодекс  Российской  Федерации  и Федеральный закон "Об
исполнительном  производстве".  Кроме  того, необходимо использовать в
работе  Методические  рекомендации  по  исполнению  судебных  актов по
обращению  взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации, утвержденные Приказом ФССП России от 23 марта 2006 г. N 33,
и  Методические  рекомендации  о  повышении  эффективности организации
работы   по   исполнению  судебных  решений  о  предоставлении  жилья,
направленные  в территориальные органы ФССП России 29 сентября 2005 г.
(N 12/1-01-2947-АГ).

Директор
                                                        Н.А.ВИННИЧЕНКО
31 мая 2006 г.
N 12/01-4700-НВ