1. ОБЛАГАЕТСЯ ЛИ НДФЛ И ЕСН СУММА СУТОЧНЫХ, ВЫПЛАЧИВАЕМЫХ РАБОТНИКАМ СВЕРХ УСТАНОВЛЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ НОРМ? 2. СЛЕДУЕТ ЛИ УПЛАЧИВАТЬ НДФЛ И ЕСН СО СТОИМОСТИ ДОСТАВКИ РАБОТНИКОВ ТРАНСПОРТОМ ОРГАНИЗАЦИИ ДО МЕСТА РАБОТЫ И ОБРАТНО ПРИ УСЛОВИИ, ЧТО У ОРГАНИЗАЦИИ ДАННЫЕ РАСХОДЫ НЕ УМЕНЬШАЮТ НАЛОГООБЛАГАЕМУЮ БАЗУ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ, А ДОСТАВКА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В ЧЕРТЕ ГОРОДА? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 17 июля 2007 г. N 03-04-06-01/247 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о налогообложении налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом суточных, выплачиваемых при направлении в служебные командировки, а также стоимости доставки сотрудников до места работы и обратно и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее. 1. Налогообложение налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом суточных, выплачиваемых при направлении в служебные командировки. В соответствии с п. 1 ст. 236 Кодекса объектом налогообложения единым социальным налогом для лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам. При этом п. 3 ст. 236 Кодекса установлено, что данные выплаты не признаются объектом налогообложения у налогоплательщиков-организаций, если они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде. Согласно п. 3 ст. 217 и пп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, включая возмещение командировочных расходов. Положениями указанных статей предусмотрено, что при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы не подлежат налогообложению суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством. То есть в отношении таких расходов, как суточные, предусматривается законодательное установление соответствующих норм. Нормы расходов организаций на выплату суточных утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 93 "Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией". Поскольку установления специальных норм суточных только для целей обложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом Кодексом не предусмотрено, полагаем, что использование в этих целях Норм расходов организаций на выплату суточных, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 93, не будет противоречить положениям Кодекса. При этом фактический размер суточных, выплачиваемых работнику при направлении его в служебную командировку, может превышать Нормы, установленные указанным Постановлением Правительства Российской Федерации, и в соответствии со ст. 168 "Возмещение расходов, связанных со служебной командировкой" Трудового кодекса Российской Федерации определяться коллективным договором или локальным нормативным актом организации. Сумма суточных, превышающая установленные нормы, будет являться объектом обложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом с учетом п. 3 ст. 236 Кодекса. 2. Налогообложение стоимости доставки сотрудников до места работы и обратно. Налог на доходы физических лиц. Статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса. Согласно п. 1 ст. 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. Оплата за налогоплательщика (полностью или частично) организациями товаров (работ, услуг) в его интересах в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 211 Кодекса признается доходом, полученным налогоплательщиком в натуральной форме. Таким образом, доставка работников до места работы и обратно на транспорте организации при условии, что работники имеют возможность добираться до места работы и обратно на общественном транспорте самостоятельно, признается доходом работников, полученным в натуральной форме. Соответственно, стоимость указанной доставки подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке. Доход каждого налогоплательщика можно рассчитать на основе общей стоимости проезда и данных из табеля учета рабочего времени или других аналогичных документов. В случае если работники не имеют возможности добираться до места работы и обратно общественным транспортом, доставка работников на транспорте организации не может быть признана экономической выгодой (доходом) работника. Соответственно, стоимость проезда работников на транспорте организации к месту работы и обратно при отсутствии общественного транспорта не подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц. Единый социальный налог. В соответствии с п. 1 ст. 237 Кодекса при определении налоговой базы налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам, учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника. Стоимость проезда работников до места работы и обратно на транспорте организации при условии, что работники имеют возможность добираться до места работы и обратно на общественном транспорте самостоятельно, является налоговой базой для исчисления единого социального налога в общеустановленном порядке с учетом п. 3 ст. 236 Кодекса. В случае если сотрудники организации не имеют иной возможности добраться до места работы и обратно, то предоставление такой бесплатной доставки не может рассматриваться как оплата услуг, предназначенных для работника. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 17 июля 2007 г. N 03-04-06-01/247 |