ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕМОРАНДУМА О ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ "БАНК РАЗВИТИЯ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"). Распоряжение. Правительство РФ. 27.07.07 1007-Р

Оглавление


                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                           27 июля 2007 г.
                               N 1007-р

                                 (Д)


     1.  В  соответствии  с  частью  2 статьи 6 Федерального закона "О
банке развития" утвердить прилагаемый Меморандум о финансовой политике
государственной   корпорации   "Банк  развития  и  внешнеэкономической
деятельности (Внешэкономбанк)" (далее - Меморандум).
     2.  Положения  Меморандума  распространяются  на  правоотношения,
возникшие с даты его утверждения.
     При расчете показателей, предусмотренных пунктами 10, 17, 18 и 27
Меморандума,   используется  фактический  размер  собственных  средств
(капитала)     государственной    корпорации    "Банк    развития    и
внешнеэкономической    деятельности    (Внешэкономбанк)"    (далее   -
Внешэкономбанк).
     Принять   к   сведению,   что   в   2007  году  уставный  капитал
Внешэкономбанка составит 250 млрд. рублей.
     3.  Правление Внешэкономбанка представляет наблюдательному совету
Внешэкономбанка  в  месячный срок с даты вступления в силу Меморандума
информацию:
     о   сделках,   совершенных   Внешэкономбанком  при  осуществлении
инвестиционной   деятельности   с   даты  государственной  регистрации
Внешэкономбанка  до  даты  вступления  в  силу  Меморандума,  и  об их
соответствии (несоответствии) требованиям, установленным Меморандумом;
     о  соответствии  (несоответствии)  состава  и  структуры портфеля
ценных  бумаг,  формируемого  в  целях  управления временно свободными
денежными    средствами   (ликвидностью)   и   рисками,   требованиям,
установленным Меморандумом;
     об   участии  Внешэкономбанка  в  уставных  капиталах  финансовых
организаций  (кредитных организаций, профессиональных участников рынка
ценных бумаг, страховых организаций).
     4.  Порядок  участия  Внешэкономбанка  в  реализации  федеральных
целевых    программ    и   государственных   инвестиционных   программ
устанавливается Правительством Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                             М.ФРАДКОВ
27 июля 2007 г.
N 1007-р


                                                             УТВЕРЖДЕН
                                           распоряжением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                  от 27 июля 2007 года
                                                              N 1007-р

                              МЕМОРАНДУМ
                О ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
           КОРПОРАЦИИ "БАНК РАЗВИТИЯ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
                    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ВНЕШЭКОНОМБАНК)"

                          I. Общие положения

     1.  Меморандум  о  финансовой политике государственной корпорации
"Банк  развития  и  внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)"
(далее  -  Меморандум)  определяет  основные  направления и показатели
инвестиционной  и  финансовой  деятельности государственной корпорации
"Банк  развития  и  внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)"
(далее  -  Внешэкономбанк),  в том числе количественные и качественные
ограничения инвестиционной и финансовой деятельности Внешэкономбанка в
целях обеспечения его финансовой устойчивости.
     Меморандум  также устанавливает основные условия, порядок и сроки
предоставления  кредитов и займов, выдачи гарантий, участия в уставных
капиталах  хозяйственных  обществ,  страхования  экспортных кредитов и
количественные ограничения на привлечение заемных средств.
     2. Меморандум устанавливает основы для определения инвестиционной
и финансовой политики, политики управления рисками Внешэкономбанка.
     3.   Внешэкономбанк   выполняет  банковские  и  другие  операции,
предусмотренные  Федеральным  законом  "О  банке  развития",  с учетом
ограничений,    установленных    Меморандумом.   Банковские   операции
Внешэкономбанк  осуществляет  при  реализации инвестиционных проектов,
отвечающих   требованиям,  установленным  Меморандумом,  и  управлении
временно свободными денежными средствами (ликвидностью) в соответствии
с  требованиями,  установленными  Меморандумом.  Положения Меморандума
являются  обязательными  для  исполнения  правлением  и  председателем
Внешэкономбанка.
     4.   Деятельность   Внешэкономбанка   основывается  на  следующих
принципах:
     а)    отсутствие    конкуренции   с   коммерческими   финансовыми
институтами.    При    осуществлении    инвестиционной    деятельности
Внешэкономбанк   отдает   предпочтение  инвестиционным  проектам,  при
реализации  которых  он  не  конкурирует  с  коммерческими финансовыми
институтами.   Как  правило,  Внешэкономбанк  участвует  в  реализации
инвестиционных  проектов,  если  они  не  могут  быть профинансированы
коммерческими  финансовыми  институтами  на  условиях,  сопоставимых с
условиями финансирования, осуществляемого Внешэкономбанком;
     б)  публичность.  Деятельность  Внешэкономбанка осуществляется на
основе   публичности   и   открытости   инвестиционной   и  финансовой
деятельности   с   использованием   лучшей   практики   корпоративного
управления;
     в)   безубыточность.   Внешэкономбанк   участвует   в  реализации
инвестиционных  проектов  при  условии,  что такие проекты не являются
убыточными;
     г)   частно-государственное  партнерство.  Внешэкономбанк  отдает
предпочтение  проектам,  реализация  которых  основана  на  механизмах
частно-государственного партнерства;
     д)  экологическая  ответственность. Внешэкономбанк не участвует в
реализации  инвестиционных  проектов,  не  соответствующих требованиям
охраны окружающей среды и стандартам экологической эффективности.
     5.  Анализ  соответствия  принципам,  предусмотренным  пунктом  4
Меморандума,  осуществляется  на  этапе  проведения  в  соответствии с
Меморандумом экспертизы инвестиционных проектов.
     Результаты  выполнения  указанных  принципов отражаются в годовом
отчете Внешэкономбанка.

                       II. Основные направления
             инвестиционной деятельности Внешэкономбанка

     6.    Основными    направлениями    инвестиционной   деятельности
Внешэкономбанка являются:
     а) реализация инвестиционных проектов, направленных на устранение
инфраструктурных  ограничений  экономического  роста, включая развитие
энергетической    и    транспортной   инфраструктуры,   инфраструктуры
жилищно-коммунального хозяйства, а также туризма;
     б)  реализация  инвестиционных проектов, направленных на развитие
инноваций;
     в)  участие  в  реализации  проектов,  направленных  на повышение
эффективности  использования  природных  ресурсов,  охрану  окружающей
среды и улучшение экологической обстановки;
     г) участие в реализации проектов, направленных на развитие малого
и  среднего  предпринимательства,  посредством  кредитования кредитных
организаций  и  юридических  лиц,  осуществляющих  поддержку  малого и
среднего предпринимательства;
     д) поддержка экспорта промышленной продукции и услуг, в том числе
в целях диверсификации национального экспорта.
     7. Основными отраслевыми приоритетами инвестиционной деятельности
Внешэкономбанка на 2007 - 2010 годы являются:
     а) авиастроение и ракетно-космический комплекс;
     б) судостроение;
     в) электронная промышленность;
     г) атомная промышленность, в том числе атомная энергетика;
     д) транспортное, специальное и энергетическое машиностроение;
     е) металлургия (производство специальных сталей);
     ж) деревообрабатывающая промышленность;
     з) оборонно-промышленный комплекс.
     8.  Внешэкономбанк участвует в реализации инвестиционных проектов
в  порядке  и  на условиях, устанавливаемых Меморандумом и внутренними
документами Внешэкономбанка, путем:
     а)  предоставления  кредитов,  займов,  осуществления  лизинговых
операций   и  финансирования  на  возвратной  основе  в  иных  формах,
предусмотренных  Федеральным  законом  "О  банке  развития"  (далее  -
финансирование на возвратной основе);
     б) выдачи гарантий и поручительств;
     в) участия в уставных капиталах хозяйственных обществ;
     г) страхования экспортных кредитов от коммерческих и политических
рисков в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
     д) гарантийной поддержки экспорта.
     9. Внешэкономбанк участвует в реализации инвестиционных проектов,
имеющих  общегосударственное  значение  и  осуществляемых  на условиях
частно-государственного партнерства, в том числе финансируемых за счет
средств   Инвестиционного   фонда   Российской   Федерации,   а  также
инвестиционных проектов, связанных с созданием объектов инфраструктуры
и  иных  объектов,  предназначенных  для  обеспечения функционирования
особых экономических зон.
     Внешэкономбанк участвует в инвестиционных проектах, реализуемых в
рамках  федеральных  целевых  программ, если эти проекты соответствуют
требованиям, установленным Меморандумом.
     В  исключительных случаях Внешэкономбанк в порядке и на условиях,
определяемых  решением  наблюдательного  совета Внешэкономбанка, может
участвовать в реализации других инвестиционных проектов.
     10.  При осуществлении инвестиционной деятельности Внешэкономбанк
обеспечивает  соблюдение  минимально  допустимого  уровня коэффициента
достаточности капитала в размере 10 процентов.
     Коэффициент  достаточности  капитала  определяется  как отношение
размера  собственных средств (капитала) Внешэкономбанка и величины его
активов, взвешенных по уровню риска.
     Методика расчета размера собственных средств (капитала), величины
активов, взвешенных по уровню риска, а также методика расчета значения
коэффициента   достаточности  капитала  разрабатываются  на  основании
нормативных  актов  Банка России и утверждаются наблюдательным советом
Внешэкономбанка по представлению правления Внешэкономбанка.

              III. Условия, порядок, сроки, ограничения
             и лимиты предоставления банковских кредитов,
           займов, гарантий и поручительств, осуществление
                 финансирования на возвратной основе

     11.  Внешэкономбанк  предоставляет  кредиты,  займы,  гарантии  и
поручительства,  а  также  осуществляет  финансирование  на возвратной
основе  в  целях  реализации  инвестиционных проектов, соответствующих
основным  направлениям  инвестиционной  деятельности  Внешэкономбанка,
установленным Меморандумом, а также следующим критериям:
     а) срок окупаемости проекта - более 5 лет;
     б) общая стоимость проекта - более 2 млрд. рублей.
     12. Минимальный размер предоставляемых Внешэкономбанком кредитов,
займов,  гарантий, поручительств и финансирования на возвратной основе
в целях реализации инвестиционного проекта устанавливается в размере 1
млрд. рублей или в размере суммы в иностранной валюте, эквивалентной 1
млрд. рублей.
     13.  Условия и порядок предоставления кредитов, займов, гарантий,
поручительств  и  финансирования  на  возвратной  основе,  в том числе
требования к обеспечению по кредиту, займу и требования, предъявляемые
к   заемщику,   устанавливаются   положением   о   кредитной  политике
Внешэкономбанка,  утверждаемым  наблюдательным советом Внешэкономбанка
по предложению правления Внешэкономбанка.
     14.   Внешэкономбанк   при   принятии  решений  о  предоставлении
кредитов,  займов,  гарантий и поручительств, а также об осуществлении
финансирования    на   возвратной   основе   осуществляет   экспертизу
инвестиционного   проекта   в   порядке,  предусмотренном  пунктом  41
Меморандума.
     15.   Внешэкономбанк   осуществляет   преимущественно  среднее  и
долгосрочное (более 3 лет) кредитование инвестиционных проектов.
     16.  Доля  долгосрочных  и среднесрочных кредитов, займов в общем
портфеле  кредитов,  займов  устанавливается  в  размере  не  менее 80
процентов    общего    объема    кредитов,   займов,   предоставленных
Внешэкономбанком.
     17.   В   целях   ограничения  кредитного  риска  Внешэкономбанка
устанавливаются следующие лимиты:
     а)  максимальный  размер риска на 1 заемщика или группу связанных
заемщиков не должен превышать 25 процентов размера собственных средств
(капитала) Внешэкономбанка;
     б)  совокупный  размер  крупных  рисков  не  должен превышать 800
процентов размера собственных средств (капитала) Внешэкономбанка.
     18.  Наблюдательный  совет  Внешэкономбанка  вправе устанавливать
дополнительные  лимиты,  в том числе относительно структуры кредитного
портфеля Внешэкономбанка.
     19. Методика и порядок расчета показателей и лимитов, указанных в
пункте  17  Меморандума,  устанавливаются  с  учетом подходов к оценке
риска,  изложенных  в  нормативных  актах Банка России, и утверждаются
наблюдательным советом Внешэкономбанка.

                    IV. Условия и порядок участия
              в уставных капиталах хозяйственных обществ
        и (или) приобретения облигаций хозяйственных обществ,
          ограничения и лимиты участия в уставных капиталах
              хозяйственных обществ и (или) приобретения
                   облигаций хозяйственных обществ

     20.  Внешэкономбанк  принимает  решение  об  участии  в  уставных
капиталах  и  (или)  о  приобретении облигаций хозяйственных обществ в
случае,    если   хозяйственное   общество   осуществляет   реализацию
инвестиционных   проектов,   соответствующих   основным   направлениям
инвестиционной     деятельности     Внешэкономбанка,     установленным
Меморандумом, а также следующим критериям:
     а) срок окупаемости проекта - более 5 лет;
     б)  объем  финансирования,  необходимый для реализации проекта, -
более 2 млрд. рублей.
     21.  Минимальный  размер  средств,  направляемых  для  участия  в
уставном  капитале одного хозяйственного общества и (или) приобретения
облигаций  хозяйственного  общества, устанавливается в размере 1 млрд.
рублей или в размере суммы в иностранной валюте, эквивалентной 1 млрд.
рублей.
     22.  Внешэкономбанк  при  принятии  решений об участии в уставном
капитале  хозяйственного  общества  и  (или)  о приобретении облигаций
хозяйственного   общества   осуществляет   экспертизу  инвестиционного
проекта в порядке, предусмотренном пунктом 41 Меморандума.
     23.   Внешэкономбанк   может   участвовать  в  уставном  капитале
финансовых   организаций   (кредитных   организаций,  профессиональных
участников рынка ценных бумаг, страховых организаций) в соответствии с
Федеральным   законом  "О  банке  развития"  и  на  основании  решения
наблюдательного совета Внешэкономбанка.
     24.  Предусмотренные  пунктами 20 - 23 Меморандума ограничения не
распространяются  на операции с ценными бумагами хозяйственных обществ
при осуществлении Внешэкономбанком деятельности по управлению временно
свободными   денежными   средствами   (ликвидностью)   и   рисками   в
соответствии с требованиями, установленными Меморандумом.

              V. Условия и порядок гарантийной поддержки
      экспорта, страхования экспортных кредитов от коммерческих
             и политических рисков, ограничения и лимиты
                 гарантийной поддержки и страхования

     25.   Внешэкономбанк   осуществляет   финансовую   и  гарантийную
поддержку  экспорта  промышленной  продукции,  страхование  экспортных
кредитов или кредитных линий в соответствии с целями и функциями своей
деятельности.
     26. Порядок осуществления Внешэкономбанком страхования экспортных
кредитов   от   коммерческих   и   политических   рисков  утверждается
Правительством Российской Федерации.
     27. Максимальный размер обязательств Внешэкономбанка, связанных с
осуществлением  гарантийной  поддержки экспорта и (или) страхования, в
отношении  одного  заемщика  или  группы связанных заемщиков не должен
превышать   25   процентов   размера  собственных  средств  (капитала)
Внешэкономбанка.

                  VI. Условия, порядок и ограничения
              финансовой поддержки кредитных организаций
              и юридических лиц в целях развития малого
                    и среднего предпринимательства

     28.   Внешэкономбанк  предоставляет  гарантии,  поручительства  и
кредиты  кредитным  организациям  и  юридическим лицам, осуществляющим
поддержку   малого   и   среднего   предпринимательства,   в  порядке,
утверждаемом наблюдательным советом Внешэкономбанка.
     29.    Срок    кредитования    субъектов    малого   и   среднего
предпринимательства  составляет  более  2 лет. Размер предоставляемого
кредита - не более 150 млн. рублей.
     30.    Общая    сумма   гарантий,   поручительств   и   кредитов,
предоставляемых    кредитным   организациям   и   юридическим   лицам,
осуществляющим   поддержку   малого  и  среднего  предпринимательства,
ежегодно,  начиная  с  2007  года, определяется наблюдательным советом
Внешэкономбанка на очередной год.
     31.  Сумма  гарантий,  поручительств  и кредитов, предоставленных
Внешэкономбанком    в    целях    поддержки    малого    и    среднего
предпринимательства,  учитывается  при  расчете показателей и лимитов,
установленных пунктами 17 и 18 настоящего Меморандума.

                      VII. Основные направления
               финансовой деятельности Внешэкономбанка

     32.     Основными     направлениями    финансовой    деятельности
Внешэкономбанка являются:
     а) увеличение ресурсной базы;
     б)    управление   временно   свободными   денежными   средствами
(ликвидностью);
     в) управление рисками.
     33.  В  целях  увеличения  ресурсной  базы  и управления временно
свободными    денежными    средствами    (ликвидностью)    и   рисками
Внешэкономбанк вправе:
     а) привлекать заимствования на внутреннем и внешнем рынках, в том
числе на рынке межбанковского кредитования;
     б) размещать временно свободные денежные средства на внутреннем и
внешнем рынках, в том числе на рынке межбанковского кредитования;
     в)  участвовать в сделках, предусматривающих обязательства сторон
уплачивать  денежные средства в зависимости от изменения цен на товары
и  ценные  бумаги,  курса  валюты, величины процентной ставки и уровня
инфляции;
     г) осуществлять куплю-продажу иностранной валюты.
     34.  Внешэкономбанк вправе привлекать заимствования путем выпуска
и  размещения  облигаций и других ценных бумаг на внешнем и внутреннем
рынках в соответствии с законодательством Российской Федерации о рынке
ценных  бумаг  и  применимым  иностранным  законодательством. Принятие
решения  о выпуске облигаций и порядка выпуска Внешэкономбанком ценных
бумаг осуществляется наблюдательным советом Внешэкономбанка.
     35.  В  целях  предотвращения  конфликта интересов не допускается
приобретение Внешэкономбанком выпускаемых им корпоративных облигаций и
других   ценных   бумаг   при  осуществлении  функций  государственной
управляющей   компании   по   доверительному   управлению   средствами
пенсионных накоплений в соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального
закона  "О  банке  развития"  и  агента  Пенсионного  фонда Российской
Федерации.
     36.  В  целях управления временно свободными денежными средствами
(ликвидностью)  Внешэкономбанк  вправе  осуществлять операции на рынке
ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     37.  Наблюдательный  совет  Внешэкономбанка  вправе устанавливать
требования  к  размеру  и  структуре  портфеля  ценных  бумаг  и  иных
финансовых  инструментов,  формируемого  в  целях  управления временно
свободными  денежными  средствами  (ликвидностью),  а также к объему и
характеру  операций,  проводимых  Внешэкономбанком  в  соответствии  с
пунктом 33 Меморандума.
     38. Наблюдательный совет Внешэкономбанка ежегодно, начиная с 2007
года,  определяет  предельный  размер  средств,  направляемых  на цели
управления  временно  свободными  денежными  средствами (ликвидностью)
Внешэкономбанка.
     39.  Внешэкономбанк  формирует  фонды  за счет своей прибыли и на
основании    положения   о   фондах   Внешэкономбанка,   утверждаемого
наблюдательным советом Внешэкономбанка.
     Проекты, направленные на оказание благотворительной и спонсорской
поддержки,  финансируются  за  счет прибыли Внешэкономбанка. Программа
осуществления   Внешэкономбанком   благотворительной   и   спонсорской
поддержки   на   очередной  год  утверждается  наблюдательным  советом
Внешэкономбанка.

               VIII. Экспертиза инвестиционных проектов

     40.  Для  участия в реализации инвестиционных проектов и проектов
экспортных  контрактов  российских экспортеров Внешэкономбанк проводит
экспертизу этих проектов.
     41.  По  результатам экспертизы инвестиционного проекта и проекта
экспортного    контракта    российского   экспортера,   осуществляемой
Внешэкономбанком,    составляется    заключение,   включающее   анализ
качественных  и  количественных  параметров, оценку эффективности этих
проектов и их соответствия требованиям, установленным Меморандумом.
     Порядок  проведения  указанной экспертизы утверждается правлением
Внешэкономбанка.

                 IX. Условия и порядок осуществления
               Внешэкономбанком деятельности в качестве
              инвестиционного консультанта по реализации
                       инвестиционных проектов

     42.    Внешэкономбанк   осуществляет   на   комиссионной   основе
деятельность  в  качестве  инвестиционного  консультанта по реализации
инвестиционных   проектов,   соответствующих   основным   направлениям
инвестиционной  деятельности Внешэкономбанка и отвечающих требованиям,
установленным    Меморандумом,    в    том    числе   структурирование
финансирования инвестиционного проекта.
     43.   Размер   комиссионного   вознаграждения  и  другие  условия
осуществления Внешэкономбанком деятельности в качестве инвестиционного
консультанта   по   реализации  инвестиционных  проектов  утверждаются
правлением Внешэкономбанка.

          X. Основные положения политики управления рисками

     44.  Внешэкономбанк  формирует  резервы  на  возможные  потери по
ссудной  и  приравненной к ней задолженности на основании утверждаемых
наблюдательным советом Внешэкономбанка положений и требований, которые
устанавливаются  в соответствии с подходами, изложенными в нормативных
актах  Банка  России,  а  также  с  принятыми в международной практике
принципами и подходами.
     45. Внешэкономбанк формирует резервный фонд.
     Минимальный   объем   ежегодных   отчислений   в  резервный  фонд
устанавливается в размере 20 процентов прибыли Внешэкономбанка.

              XI. Отчетность и представление информации

     46.   Внешэкономбанк   представляет  в  Правительство  Российской
Федерации   годовой   отчет,  ежегодную  консолидированную  финансовую
отчетность, подготовленную в соответствии с международными стандартами
финансовой  отчетности,  и  заключение  аудиторов в срок не позднее 10
рабочих дней с даты поступления заключения аудиторов.
     47.  Внешэкономбанк  дополнительно  представляет  наблюдательному
совету Внешэкономбанка информацию:
     а)   об  инвестиционных  проектах,  соответствующих  требованиям,
установленным   Меморандумом,  в  отношении  которых  Внешэкономбанком
проведена    экспертиза    и    принято   решение   о   предоставлении
финансирования,  включая  информацию  о  размерах  и  формах участия в
реализации проектов, - ежеквартально;
     б)   об  инвестиционных  проектах,  соответствующих  требованиям,
установленным   Меморандумом,  в  отношении  которых  Внешэкономбанком
проведена  экспертиза  и  принято  решение  об отказе в предоставлении
финансирования, включая информацию о причинах отказа, - ежеквартально;
     в)  об  инвестиционных  проектах,  объем  финансирования  которых
составляет  более  1  процента  размера собственных средств (капитала)
Внешэкономбанка, - ежеквартально;
     г)  о  размере  и структуре портфеля ценных бумаг, формируемого в
целях    управления    временно    свободными   денежными   средствами
(ликвидностью) и рисками, - ежеквартально.
     48.  Внешэкономбанк  размещает  на  своем  сайте  в сети Интернет
краткую  информацию  о  своей деятельности (за исключением информации,
размещение   которой   ограничено  либо  запрещено  в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации).
     Перечень  и  состав  этой  информации, а также порядок и сроки ее
размещения утверждаются наблюдательным советом Внешэкономбанка.
     49.  Контроль за исполнением Меморандума возлагается на правление
Внешэкономбанка,   службу   внутреннего   контроля  Внешэкономбанка  и
аудитора.  Служба  внутреннего  контроля Внешэкономбанка ежеквартально
готовит   отчет,   который   рассматривается   наблюдательным  советом
Внешэкономбанка.
Оглавление