РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 27 июля 2007 г. N 1007-р (Д) 1. В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона "О банке развития" утвердить прилагаемый Меморандум о финансовой политике государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (далее - Меморандум). 2. Положения Меморандума распространяются на правоотношения, возникшие с даты его утверждения. При расчете показателей, предусмотренных пунктами 10, 17, 18 и 27 Меморандума, используется фактический размер собственных средств (капитала) государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (далее - Внешэкономбанк). Принять к сведению, что в 2007 году уставный капитал Внешэкономбанка составит 250 млрд. рублей. 3. Правление Внешэкономбанка представляет наблюдательному совету Внешэкономбанка в месячный срок с даты вступления в силу Меморандума информацию: о сделках, совершенных Внешэкономбанком при осуществлении инвестиционной деятельности с даты государственной регистрации Внешэкономбанка до даты вступления в силу Меморандума, и об их соответствии (несоответствии) требованиям, установленным Меморандумом; о соответствии (несоответствии) состава и структуры портфеля ценных бумаг, формируемого в целях управления временно свободными денежными средствами (ликвидностью) и рисками, требованиям, установленным Меморандумом; об участии Внешэкономбанка в уставных капиталах финансовых организаций (кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций). 4. Порядок участия Внешэкономбанка в реализации федеральных целевых программ и государственных инвестиционных программ устанавливается Правительством Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации М.ФРАДКОВ 27 июля 2007 г. N 1007-р УТВЕРЖДЕН распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2007 года N 1007-р МЕМОРАНДУМ О ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ "БАНК РАЗВИТИЯ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ВНЕШЭКОНОМБАНК)" I. Общие положения 1. Меморандум о финансовой политике государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (далее - Меморандум) определяет основные направления и показатели инвестиционной и финансовой деятельности государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (далее - Внешэкономбанк), в том числе количественные и качественные ограничения инвестиционной и финансовой деятельности Внешэкономбанка в целях обеспечения его финансовой устойчивости. Меморандум также устанавливает основные условия, порядок и сроки предоставления кредитов и займов, выдачи гарантий, участия в уставных капиталах хозяйственных обществ, страхования экспортных кредитов и количественные ограничения на привлечение заемных средств. 2. Меморандум устанавливает основы для определения инвестиционной и финансовой политики, политики управления рисками Внешэкономбанка. 3. Внешэкономбанк выполняет банковские и другие операции, предусмотренные Федеральным законом "О банке развития", с учетом ограничений, установленных Меморандумом. Банковские операции Внешэкономбанк осуществляет при реализации инвестиционных проектов, отвечающих требованиям, установленным Меморандумом, и управлении временно свободными денежными средствами (ликвидностью) в соответствии с требованиями, установленными Меморандумом. Положения Меморандума являются обязательными для исполнения правлением и председателем Внешэкономбанка. 4. Деятельность Внешэкономбанка основывается на следующих принципах: а) отсутствие конкуренции с коммерческими финансовыми институтами. При осуществлении инвестиционной деятельности Внешэкономбанк отдает предпочтение инвестиционным проектам, при реализации которых он не конкурирует с коммерческими финансовыми институтами. Как правило, Внешэкономбанк участвует в реализации инвестиционных проектов, если они не могут быть профинансированы коммерческими финансовыми институтами на условиях, сопоставимых с условиями финансирования, осуществляемого Внешэкономбанком; б) публичность. Деятельность Внешэкономбанка осуществляется на основе публичности и открытости инвестиционной и финансовой деятельности с использованием лучшей практики корпоративного управления; в) безубыточность. Внешэкономбанк участвует в реализации инвестиционных проектов при условии, что такие проекты не являются убыточными; г) частно-государственное партнерство. Внешэкономбанк отдает предпочтение проектам, реализация которых основана на механизмах частно-государственного партнерства; д) экологическая ответственность. Внешэкономбанк не участвует в реализации инвестиционных проектов, не соответствующих требованиям охраны окружающей среды и стандартам экологической эффективности. 5. Анализ соответствия принципам, предусмотренным пунктом 4 Меморандума, осуществляется на этапе проведения в соответствии с Меморандумом экспертизы инвестиционных проектов. Результаты выполнения указанных принципов отражаются в годовом отчете Внешэкономбанка. II. Основные направления инвестиционной деятельности Внешэкономбанка 6. Основными направлениями инвестиционной деятельности Внешэкономбанка являются: а) реализация инвестиционных проектов, направленных на устранение инфраструктурных ограничений экономического роста, включая развитие энергетической и транспортной инфраструктуры, инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, а также туризма; б) реализация инвестиционных проектов, направленных на развитие инноваций; в) участие в реализации проектов, направленных на повышение эффективности использования природных ресурсов, охрану окружающей среды и улучшение экологической обстановки; г) участие в реализации проектов, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства, посредством кредитования кредитных организаций и юридических лиц, осуществляющих поддержку малого и среднего предпринимательства; д) поддержка экспорта промышленной продукции и услуг, в том числе в целях диверсификации национального экспорта. 7. Основными отраслевыми приоритетами инвестиционной деятельности Внешэкономбанка на 2007 - 2010 годы являются: а) авиастроение и ракетно-космический комплекс; б) судостроение; в) электронная промышленность; г) атомная промышленность, в том числе атомная энергетика; д) транспортное, специальное и энергетическое машиностроение; е) металлургия (производство специальных сталей); ж) деревообрабатывающая промышленность; з) оборонно-промышленный комплекс. 8. Внешэкономбанк участвует в реализации инвестиционных проектов в порядке и на условиях, устанавливаемых Меморандумом и внутренними документами Внешэкономбанка, путем: а) предоставления кредитов, займов, осуществления лизинговых операций и финансирования на возвратной основе в иных формах, предусмотренных Федеральным законом "О банке развития" (далее - финансирование на возвратной основе); б) выдачи гарантий и поручительств; в) участия в уставных капиталах хозяйственных обществ; г) страхования экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; д) гарантийной поддержки экспорта. 9. Внешэкономбанк участвует в реализации инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях частно-государственного партнерства, в том числе финансируемых за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, а также инвестиционных проектов, связанных с созданием объектов инфраструктуры и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования особых экономических зон. Внешэкономбанк участвует в инвестиционных проектах, реализуемых в рамках федеральных целевых программ, если эти проекты соответствуют требованиям, установленным Меморандумом. В исключительных случаях Внешэкономбанк в порядке и на условиях, определяемых решением наблюдательного совета Внешэкономбанка, может участвовать в реализации других инвестиционных проектов. 10. При осуществлении инвестиционной деятельности Внешэкономбанк обеспечивает соблюдение минимально допустимого уровня коэффициента достаточности капитала в размере 10 процентов. Коэффициент достаточности капитала определяется как отношение размера собственных средств (капитала) Внешэкономбанка и величины его активов, взвешенных по уровню риска. Методика расчета размера собственных средств (капитала), величины активов, взвешенных по уровню риска, а также методика расчета значения коэффициента достаточности капитала разрабатываются на основании нормативных актов Банка России и утверждаются наблюдательным советом Внешэкономбанка по представлению правления Внешэкономбанка. III. Условия, порядок, сроки, ограничения и лимиты предоставления банковских кредитов, займов, гарантий и поручительств, осуществление финансирования на возвратной основе 11. Внешэкономбанк предоставляет кредиты, займы, гарантии и поручительства, а также осуществляет финансирование на возвратной основе в целях реализации инвестиционных проектов, соответствующих основным направлениям инвестиционной деятельности Внешэкономбанка, установленным Меморандумом, а также следующим критериям: а) срок окупаемости проекта - более 5 лет; б) общая стоимость проекта - более 2 млрд. рублей. 12. Минимальный размер предоставляемых Внешэкономбанком кредитов, займов, гарантий, поручительств и финансирования на возвратной основе в целях реализации инвестиционного проекта устанавливается в размере 1 млрд. рублей или в размере суммы в иностранной валюте, эквивалентной 1 млрд. рублей. 13. Условия и порядок предоставления кредитов, займов, гарантий, поручительств и финансирования на возвратной основе, в том числе требования к обеспечению по кредиту, займу и требования, предъявляемые к заемщику, устанавливаются положением о кредитной политике Внешэкономбанка, утверждаемым наблюдательным советом Внешэкономбанка по предложению правления Внешэкономбанка. 14. Внешэкономбанк при принятии решений о предоставлении кредитов, займов, гарантий и поручительств, а также об осуществлении финансирования на возвратной основе осуществляет экспертизу инвестиционного проекта в порядке, предусмотренном пунктом 41 Меморандума. 15. Внешэкономбанк осуществляет преимущественно среднее и долгосрочное (более 3 лет) кредитование инвестиционных проектов. 16. Доля долгосрочных и среднесрочных кредитов, займов в общем портфеле кредитов, займов устанавливается в размере не менее 80 процентов общего объема кредитов, займов, предоставленных Внешэкономбанком. 17. В целях ограничения кредитного риска Внешэкономбанка устанавливаются следующие лимиты: а) максимальный размер риска на 1 заемщика или группу связанных заемщиков не должен превышать 25 процентов размера собственных средств (капитала) Внешэкономбанка; б) совокупный размер крупных рисков не должен превышать 800 процентов размера собственных средств (капитала) Внешэкономбанка. 18. Наблюдательный совет Внешэкономбанка вправе устанавливать дополнительные лимиты, в том числе относительно структуры кредитного портфеля Внешэкономбанка. 19. Методика и порядок расчета показателей и лимитов, указанных в пункте 17 Меморандума, устанавливаются с учетом подходов к оценке риска, изложенных в нормативных актах Банка России, и утверждаются наблюдательным советом Внешэкономбанка. IV. Условия и порядок участия в уставных капиталах хозяйственных обществ и (или) приобретения облигаций хозяйственных обществ, ограничения и лимиты участия в уставных капиталах хозяйственных обществ и (или) приобретения облигаций хозяйственных обществ 20. Внешэкономбанк принимает решение об участии в уставных капиталах и (или) о приобретении облигаций хозяйственных обществ в случае, если хозяйственное общество осуществляет реализацию инвестиционных проектов, соответствующих основным направлениям инвестиционной деятельности Внешэкономбанка, установленным Меморандумом, а также следующим критериям: а) срок окупаемости проекта - более 5 лет; б) объем финансирования, необходимый для реализации проекта, - более 2 млрд. рублей. 21. Минимальный размер средств, направляемых для участия в уставном капитале одного хозяйственного общества и (или) приобретения облигаций хозяйственного общества, устанавливается в размере 1 млрд. рублей или в размере суммы в иностранной валюте, эквивалентной 1 млрд. рублей. 22. Внешэкономбанк при принятии решений об участии в уставном капитале хозяйственного общества и (или) о приобретении облигаций хозяйственного общества осуществляет экспертизу инвестиционного проекта в порядке, предусмотренном пунктом 41 Меморандума. 23. Внешэкономбанк может участвовать в уставном капитале финансовых организаций (кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций) в соответствии с Федеральным законом "О банке развития" и на основании решения наблюдательного совета Внешэкономбанка. 24. Предусмотренные пунктами 20 - 23 Меморандума ограничения не распространяются на операции с ценными бумагами хозяйственных обществ при осуществлении Внешэкономбанком деятельности по управлению временно свободными денежными средствами (ликвидностью) и рисками в соответствии с требованиями, установленными Меморандумом. V. Условия и порядок гарантийной поддержки экспорта, страхования экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков, ограничения и лимиты гарантийной поддержки и страхования 25. Внешэкономбанк осуществляет финансовую и гарантийную поддержку экспорта промышленной продукции, страхование экспортных кредитов или кредитных линий в соответствии с целями и функциями своей деятельности. 26. Порядок осуществления Внешэкономбанком страхования экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков утверждается Правительством Российской Федерации. 27. Максимальный размер обязательств Внешэкономбанка, связанных с осуществлением гарантийной поддержки экспорта и (или) страхования, в отношении одного заемщика или группы связанных заемщиков не должен превышать 25 процентов размера собственных средств (капитала) Внешэкономбанка. VI. Условия, порядок и ограничения финансовой поддержки кредитных организаций и юридических лиц в целях развития малого и среднего предпринимательства 28. Внешэкономбанк предоставляет гарантии, поручительства и кредиты кредитным организациям и юридическим лицам, осуществляющим поддержку малого и среднего предпринимательства, в порядке, утверждаемом наблюдательным советом Внешэкономбанка. 29. Срок кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства составляет более 2 лет. Размер предоставляемого кредита - не более 150 млн. рублей. 30. Общая сумма гарантий, поручительств и кредитов, предоставляемых кредитным организациям и юридическим лицам, осуществляющим поддержку малого и среднего предпринимательства, ежегодно, начиная с 2007 года, определяется наблюдательным советом Внешэкономбанка на очередной год. 31. Сумма гарантий, поручительств и кредитов, предоставленных Внешэкономбанком в целях поддержки малого и среднего предпринимательства, учитывается при расчете показателей и лимитов, установленных пунктами 17 и 18 настоящего Меморандума. VII. Основные направления финансовой деятельности Внешэкономбанка 32. Основными направлениями финансовой деятельности Внешэкономбанка являются: а) увеличение ресурсной базы; б) управление временно свободными денежными средствами (ликвидностью); в) управление рисками. 33. В целях увеличения ресурсной базы и управления временно свободными денежными средствами (ликвидностью) и рисками Внешэкономбанк вправе: а) привлекать заимствования на внутреннем и внешнем рынках, в том числе на рынке межбанковского кредитования; б) размещать временно свободные денежные средства на внутреннем и внешнем рынках, в том числе на рынке межбанковского кредитования; в) участвовать в сделках, предусматривающих обязательства сторон уплачивать денежные средства в зависимости от изменения цен на товары и ценные бумаги, курса валюты, величины процентной ставки и уровня инфляции; г) осуществлять куплю-продажу иностранной валюты. 34. Внешэкономбанк вправе привлекать заимствования путем выпуска и размещения облигаций и других ценных бумаг на внешнем и внутреннем рынках в соответствии с законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг и применимым иностранным законодательством. Принятие решения о выпуске облигаций и порядка выпуска Внешэкономбанком ценных бумаг осуществляется наблюдательным советом Внешэкономбанка. 35. В целях предотвращения конфликта интересов не допускается приобретение Внешэкономбанком выпускаемых им корпоративных облигаций и других ценных бумаг при осуществлении функций государственной управляющей компании по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений в соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона "О банке развития" и агента Пенсионного фонда Российской Федерации. 36. В целях управления временно свободными денежными средствами (ликвидностью) Внешэкономбанк вправе осуществлять операции на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации. 37. Наблюдательный совет Внешэкономбанка вправе устанавливать требования к размеру и структуре портфеля ценных бумаг и иных финансовых инструментов, формируемого в целях управления временно свободными денежными средствами (ликвидностью), а также к объему и характеру операций, проводимых Внешэкономбанком в соответствии с пунктом 33 Меморандума. 38. Наблюдательный совет Внешэкономбанка ежегодно, начиная с 2007 года, определяет предельный размер средств, направляемых на цели управления временно свободными денежными средствами (ликвидностью) Внешэкономбанка. 39. Внешэкономбанк формирует фонды за счет своей прибыли и на основании положения о фондах Внешэкономбанка, утверждаемого наблюдательным советом Внешэкономбанка. Проекты, направленные на оказание благотворительной и спонсорской поддержки, финансируются за счет прибыли Внешэкономбанка. Программа осуществления Внешэкономбанком благотворительной и спонсорской поддержки на очередной год утверждается наблюдательным советом Внешэкономбанка. VIII. Экспертиза инвестиционных проектов 40. Для участия в реализации инвестиционных проектов и проектов экспортных контрактов российских экспортеров Внешэкономбанк проводит экспертизу этих проектов. 41. По результатам экспертизы инвестиционного проекта и проекта экспортного контракта российского экспортера, осуществляемой Внешэкономбанком, составляется заключение, включающее анализ качественных и количественных параметров, оценку эффективности этих проектов и их соответствия требованиям, установленным Меморандумом. Порядок проведения указанной экспертизы утверждается правлением Внешэкономбанка. IX. Условия и порядок осуществления Внешэкономбанком деятельности в качестве инвестиционного консультанта по реализации инвестиционных проектов 42. Внешэкономбанк осуществляет на комиссионной основе деятельность в качестве инвестиционного консультанта по реализации инвестиционных проектов, соответствующих основным направлениям инвестиционной деятельности Внешэкономбанка и отвечающих требованиям, установленным Меморандумом, в том числе структурирование финансирования инвестиционного проекта. 43. Размер комиссионного вознаграждения и другие условия осуществления Внешэкономбанком деятельности в качестве инвестиционного консультанта по реализации инвестиционных проектов утверждаются правлением Внешэкономбанка. X. Основные положения политики управления рисками 44. Внешэкономбанк формирует резервы на возможные потери по ссудной и приравненной к ней задолженности на основании утверждаемых наблюдательным советом Внешэкономбанка положений и требований, которые устанавливаются в соответствии с подходами, изложенными в нормативных актах Банка России, а также с принятыми в международной практике принципами и подходами. 45. Внешэкономбанк формирует резервный фонд. Минимальный объем ежегодных отчислений в резервный фонд устанавливается в размере 20 процентов прибыли Внешэкономбанка. XI. Отчетность и представление информации 46. Внешэкономбанк представляет в Правительство Российской Федерации годовой отчет, ежегодную консолидированную финансовую отчетность, подготовленную в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, и заключение аудиторов в срок не позднее 10 рабочих дней с даты поступления заключения аудиторов. 47. Внешэкономбанк дополнительно представляет наблюдательному совету Внешэкономбанка информацию: а) об инвестиционных проектах, соответствующих требованиям, установленным Меморандумом, в отношении которых Внешэкономбанком проведена экспертиза и принято решение о предоставлении финансирования, включая информацию о размерах и формах участия в реализации проектов, - ежеквартально; б) об инвестиционных проектах, соответствующих требованиям, установленным Меморандумом, в отношении которых Внешэкономбанком проведена экспертиза и принято решение об отказе в предоставлении финансирования, включая информацию о причинах отказа, - ежеквартально; в) об инвестиционных проектах, объем финансирования которых составляет более 1 процента размера собственных средств (капитала) Внешэкономбанка, - ежеквартально; г) о размере и структуре портфеля ценных бумаг, формируемого в целях управления временно свободными денежными средствами (ликвидностью) и рисками, - ежеквартально. 48. Внешэкономбанк размещает на своем сайте в сети Интернет краткую информацию о своей деятельности (за исключением информации, размещение которой ограничено либо запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации). Перечень и состав этой информации, а также порядок и сроки ее размещения утверждаются наблюдательным советом Внешэкономбанка. 49. Контроль за исполнением Меморандума возлагается на правление Внешэкономбанка, службу внутреннего контроля Внешэкономбанка и аудитора. Служба внутреннего контроля Внешэкономбанка ежеквартально готовит отчет, который рассматривается наблюдательным советом Внешэкономбанка. |