ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕСТЬ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ РАСХОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С ФОРМИРОВАНИЕМ ОТЧЕТНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАНДАРТАМИ МСФО, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ КРЕДИТА В БАНКЕ ЗА РУБЕЖОМ (ЗАТРАТЫ НА ОПЛАТУ ТРУДА СОТРУДНИКОВ ОТДЕЛА МСФО, УСЛУ. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 03.04.07 20-12/031066

         ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕСТЬ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
        ПРИБЫЛИ РАСХОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С ФОРМИРОВАНИЕМ ОТЧЕТНОСТИ
         В СООТВЕТСТВИИ СО СТАНДАРТАМИ МСФО, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ
          ОФОРМЛЕНИЯ КРЕДИТА В БАНКЕ ЗА РУБЕЖОМ (ЗАТРАТЫ НА
            ОПЛАТУ ТРУДА СОТРУДНИКОВ ОТДЕЛА МСФО, УСЛУГ ПО
              ПРОВЕДЕНИЮ АУДИТА, КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ)?

                                ПИСЬМО

         УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ

                           3 апреля 2007 г.
                            N 20-12/031066

                                 (Д)


     Правовые основы    регулирования   аудиторской   деятельности   в
Российской Федерации  определены  Федеральным  законом  от  07.08.2001
N 119-ФЗ  "Об  аудиторской  деятельности"  (далее  -  Закон N 119-ФЗ).
     Согласно статье 1 Закона N 119-ФЗ аудиторская деятельность
(аудит)   представляет   собой   предпринимательскую  деятельность  по
независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской)
отчетности  организаций  и  индивидуальных  предпринимателей,  которая
осуществляется  в  соответствии с данным Законом, другими федеральными
законами   и   иными   нормативными  правовыми  актами  по  проведению
аудиторской деятельности.
     На  основании  пункта  3  статьи  1  Закона N 119-ФЗ целью аудита
является  выражение  мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской)
отчетности    аудируемых    лиц   и   соответствии   порядка   ведения
бухгалтерского учета законодательству РФ.
     При  этом  под  достоверностью понимается степень точности данных
финансовой  (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю
этой  отчетности  на  основании  ее  данных делать правильные выводы о
результатах  хозяйственной  деятельности,  финансовом  и имущественном
положении  аудируемых  лиц  и  принимать  базирующиеся на этих выводах
обоснованные решения.
     Законом   N   119-ФЗ   определено,   что  аудит  может  быть  как
добровольным, так и обязательным.
     Обязательный    аудит    осуществляется   ежегодно   в   случаях,
определенных  статьей  7  Закона  N  119-ФЗ.  Добровольный аудит также
осуществляется в соответствии с положениями Закона N 119-ФЗ.
     На  основании пункта 1 статьи 252 НК РФ для целей налогообложения
прибыли   налогоплательщик   уменьшает   полученные  доходы  на  сумму
произведенных  расходов  (за  исключением расходов, указанных в статье
270 НК РФ).
     Расходами  признаются обоснованные и документально подтвержденные
затраты  (а  в  случаях,  предусмотренных в статье 265 НК РФ, убытки),
осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     Под  обоснованными  расходами понимаются экономически оправданные
затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     Под  документально  подтвержденными расходами понимаются затраты,
подтвержденные    документами,    оформленными    в   соответствии   с
законодательством  РФ, либо документами, оформленными согласно обычаям
делового оборота, применяемым в иностранном государстве, на территории
которого   были   произведены   соответствующие   расходы,   и   (или)
документами,  косвенно  подтверждающими  произведенные  расходы (в том
числе  таможенной  декларацией,  приказом  о  командировке, проездными
документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
     Расходами   признаются   любые   затраты  при  условии,  что  они
произведены  для осуществления деятельности, направленной на получение
дохода.
     Согласно  статье  255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату
труда  включаются  любые  начисления  работникам  в  денежной  и (или)
натуральной    форме,    стимулирующие    начисления    и    надбавки,
компенсационные  начисления,  связанные с режимом работы или условиями
труда,  премии  и  единовременные  поощрительные  начисления, расходы,
связанные  с  содержанием  этих  работников,  предусмотренные  нормами
законодательства   РФ,  трудовыми  договорами  (контрактами)  и  (или)
коллективными договорами.
     В  подпункте  15  пункта  1  статьи  264 НК РФ установлено, что к
прочим  расходам,  связанным  с производством и реализацией, относятся
затраты  на  консультационные  и  иные  аналогичные услуги, которые, в
частности, включают консалтинговые услуги.
     Следовательно,   расходы  на  оплату  труда  сотрудников  отдела,
формирующего   отчеты   по   стандартам  МСФО,  и  расходы  по  оплате
консалтинговых  услуг,  понесенные  организацией  в  рамках подготовки
финансовой  отчетности  в соответствии со стандартами МСФО, могут быть
учтены  при  исчислении  налоговой  базы по налогу на прибыль только в
случае,   если   в   отношении   организации  установлена  обязанность
представлять финансовую отчетность согласно стандартам МСФО.
     На  основании  подпункта  17  пункта  1 статьи 264 НК РФ к прочим
расходам,  связанным  с  производством  и (или) реализацией, относятся
затраты  организации  на  аудиторские услуги. При этом данная норма не
содержит  каких-либо  ограничений  и исключений по отнесению затрат на
проведение  добровольного  аудита  в  состав прочих расходов для целей
налогообложения прибыли.
     Вместе  с  тем  при  решении  вопроса  об  отнесении  к  затратам
организации, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, расходов
на  аудиторские  услуги  необходимо  определить соответствие оказанных
услуг  понятию  аудиторских,  а  также  их экономическую оправданность
(установить,  связаны ли эти расходы с производственной деятельностью,
направленной на получение дохода).
     Таким   образом,   расходы   на   аудиторские  услуги,  оказанные
организации   согласно   Закону   N  119-ФЗ,  могут  быть  учтены  при
определении  налоговой  базы  по  налогу  на  прибыль в составе прочих
расходов,   связанных   с   производством  и  (или)  реализацией,  при
установлении   их   экономической   оправданности   и  документального
подтверждения  в  том числе первичными документами, договором оказания
аудиторских услуг и аудиторским заключением.
     Расходы на услуги по проведению аудита по МСФО также включаются в
состав  прочих  расходов,  связанных с производством и реализацией, но
только    если    для   налогоплательщиков   установлена   обязанность
представлять финансовую отчетность в соответствии с МСФО.
     Налогоплательщики,  в  отношении  которых  такой  обязанности  не
установлено,  расходы по проведению аудита по МСФО в налоговую базу по
налогу на прибыль не включают.
     При  этом  учитывая,  что  перечень  прочих расходов, связанных с
производством  и  реализацией,  указанный в статье 264 НК РФ, является
открытым,  организация  для целей налогообложения прибыли может учесть
затраты  по  проведению  аудита  отчетности  по МСФО, если эти расходы
удовлетворяют  требованиям  статьи  252 НК РФ в части их экономической
обоснованности.
     Основание: письма Минфина России от 18.04.2006 N 03-03-04/1/357 и
от 23.01.2007 N 03-03-06/1/28.

И.о. заместителя
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы 1-го класса
                                                          О.М. Спицына
3 апреля 2007 г.
N 20-12/031066