РЕГИСТРАЦИЯ ЛИЦ, ПОСТРАДАВШИХ ОТ РАДИАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ И ПОДВЕРГШИХСЯ РАДИАЦИОННОМУ ОБЛУЧЕНИЮ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РЕКОМЕНДАЦИИ ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РФ 22 марта 2007 г. N 0100/2872-07-34 (Д) УТВЕРЖДАЮ Заместитель Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Л.П.ГУЛЬЧЕНКО 22 марта 2007 года N 0100/2872-07-34 Методические рекомендации определяют порядок организации работ по регистрации лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате радиационных аварий и инцидентов. В Методических рекомендациях даны определения категорий лиц, подлежащих регистрации, и порядок их регистрации в организациях Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Методические рекомендации разработаны: д.м.н. Романовичем И.К., д.м.н. профессором Шубиком В.М., к.ф.-м.н. Сукальской С.Я. (ФГУН НИИРГ имени профессора П.В. Рамзаева Роспотребнадзора), к.м.н. Перминовой Г.С., Липатовой О.В., Степановым В.С. (Роспотребнадзор), к.м.н. Тутельян О.Е. (ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии"). 1. Общие положения 1.1. Регистрация лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов, проводится организациями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (Собрание законодательства Российской Федерации, 12.07.2004 N 28, ст. 2899) и в целях реализации Приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека N 233 от 08.08.06 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации. Регистрационный N 8262 от 14 сентября 2006 г.). 1.2. Для осуществления регистрации лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов, на базе Федерального государственного учреждения здравоохранения "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора создается приказом руководителя учреждения Федеральный банк данных на лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов (далее - ФБД ЛПРВ), который является федеральным уровнем банка. В организациях Роспотребнадзора ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации приказом главного врача по согласованию с руководителем управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации создаются и функционируют региональные банки данных лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов (далее - РБД ЛПРВ). ФБД ЛПРВ и РБД ЛПРВ составляют единый банк данных, работают по единому методическому и программному обеспечению и включают в себя данные в соответствии с настоящими Рекомендациями. Деятельность ФБД ЛПРВ и РБД ЛПРВ координируется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Научное, методическое и программное сопровождение обеспечивает Санкт-Петербургский НИИ радиационной гигиены им. профессора П.В. Рамзаева (Роспотребнадзора). 2. Основные пределы доз облучения населения и персонала при нормальных условиях эксплуатации источников ионизирующего излучения 2.1. В соответствии со статьей 9 Федерального закона "О радиационной безопасности населения" и Нормами радиационной безопасности (НРБ-99) СП 2.6.1.758-99 (ст. 3.1) на территории Российской Федерации установлены следующие допустимые пределы доз облучения в результате использования источников ионизирующего излучения: - для населения годовая эффективная доза в среднем за любые последовательные 5 лет равна 1 мЗв, но не более 5 мЗв в год или эффективная доза за период жизни (70 лет) - 70 мЗв (начало периода введено с 1 января 2000 года); таким образом в отдельные годы допустимы большие значения эффективной дозы при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 1 мЗв; - для работников годовая эффективная доза в среднем за любые последовательные 5 лет равна 20 мЗв, но не более 50 мЗв в год или эффективная доза за период трудовой деятельности (50 лет) - 1000 мЗв (начало периода введено с 1 января 2000 года); таким образом допустимо облучение в годовой эффективной дозе до 50 мЗв при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 20 мЗв. Нормируется также эквивалентная доза за год в хрусталике глаза, составляющая для персонала группы А 150 мЗв, населения - 15 мЗв, а также коже (соответственно 500 и 50 мЗв), кистях и стопах (500 и 50 мЗв). 3. Категории граждан, подлежащих регистрации в ФБД ЛПРВ и РБД ЛПРВ 3.1. Регистрации подлежат все лица, вновь выявленные начиная с 1 июля 2004 года, пострадавшие от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов. 3.2. Регистрации в ФБД ЛПРВ и РБД ЛПРВ подлежат: 3.2.1. Лица, пострадавшие от радиационного воздействия, у которых в результате радиационной аварии возникли детерминированные или другие эффекты, в отношении которых экспертными советами или иными уполномоченными организациями диагностирована и официально установлена причинно-следственная связь с аварийным облучением (далее - пострадавшие) <*>, в том числе при отсутствии данных о полученной дозе облучения (в результате прошлых аварий). -------------------------------- <*> В группу "пострадавших" переводятся и те лица из группы "облученных", у которых установлена связь возникшего впоследствии заболевания с воздействием радиации. Тем самым устанавливается надзор за возникновением детерминированных или других эффектов. 3.2.2. Лица из числа персонала, подвергшиеся радиационному воздействию в результате радиационной аварии или планируемого повышенного облучения, с годовой эффективной дозой или накопленной за трудовую деятельность более установленных основных пределов доз - раздел 2 (т.е. более 20 мЗв в среднем за любые последовательные 5 лет, с эффективной дозой более 50 мЗв за год, годовой эквивалентной дозой на хрусталик глаза более 150 мЗв, коже, кистях и стопах более 500 мЗв, или имеющие за трудовую деятельность (50 лет) эффективную дозу более 1000 мЗв (далее - облученные)). 3.2.3. Лица из населения, подвергшиеся аварийному облучению с годовой эффективной дозой или накопленной за период жизни более установленных пределов доз - раздел 2 (т.е. более 1 мЗв в среднем за любые последовательные 5 лет, с эффективной дозой более 5 мЗв в год, годовой эквивалентной дозой на хрусталик глаза более 15 мЗв, коже, кистях и стопах более 50 мЗв, или имеющие за период жизни (70 лет) эффективную дозу более 70 мЗв (далее - облученные)). 4. Информация, включаемая в ФБД ЛПРВ и РБД ЛПРВ 4.1. Банк должен содержать данные: 4.1.1. О пострадавших и облученных лицах в соответствии с Приказом Роспотребнадзора от 8 августа 2006 г. N 233, приложение N 1 "Сведения о лицах, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов". В разделе "Сведения об облучении" указанного выше приложения при регистрации пострадавших и облученных лиц вносится информация о полученной индивидуальной дозе. Для определения индивидуальных доз облучения используются: - прямые измерения с помощью индивидуальных дозиметров (персональные дозы облучения граждан); - результаты расчетов индивидуальной дозы облучения граждан на основе данных контроля радиационной обстановки, а также полученных с помощью фантомов и счетчиков излучений человека; - реконструкция индивидуальной дозы облучения граждан по биологическим, биохимическим и биофизическим эффектам в облученном организме; - реконструкция индивидуальной дозы облучения граждан по радиационным эффектам в различных материалах. Контроль и учет индивидуальных доз облучения граждан проводится на основе единого нормативного, методического, метрологического и информационного обеспечения. При внесении данных необходимо указать источник их получения (из выше перечисленных). 4.1.2. Об организациях (только на региональном уровне), использующих источники ионизирующего излучения, в которых были зарегистрированы радиационные аварии или инциденты, последствия которых привели к появлению пострадавших лиц, по следующим (шести) ниже перечисленным позициям: - наименование организации; - категория объекта; - физическая характеристика используемых источников (рентгеновские, радиоизотопные и их активность); - количество персонала группы А и группы Б; - сведения о ранее произошедших на предприятии авариях; - сведения об организации радиационного контроля, в том числе индивидуального (где и кто проводит); - а также следующая документация на бумажном носителе: копия материалов по расследованию аварии (инцидента) - акт расследования радиационной аварии (инцидента); санитарно-эпидемиологическая экспертиза условий труда работников и условий воздействия радиационного облучения на население (в том числе профессионалов) в условиях радиационной аварии. 5. Основные цели и задачи ФБД ЛПРВ 5.1. Основной целью работы ФБД ЛПРВ является регистрация пострадавших и облученных лиц на Федеральном уровне. 5.2. Основными задачами ФБД ЛПРВ являются: - регистрация пострадавших лиц; - контроль за накопленными дозами профессионального и аварийного облучения пострадавших лиц; - профилактика превышения основных дозовых пределов при работах с использованием источников ионизирующего излучения и детерминированных эффектов у лиц из персонала и населения, пострадавших при радиационных авариях и инцидентах. 5.3. Обеспечение единых методов сбора, обработки и автоматизированного учета пострадавших лиц, анализ и хранение информации. 6. Федеральный уровень банка данных на пострадавших и облученных лиц обеспечивает 6.1. Ведение Федерального банка на пострадавших и облученных лиц. 6.2. Сбор и хранение информации в электронном виде в формате базы данных ФБД ЛПРВ. 6.3. Ежегодное обобщение и анализ доз облучения отдельно по субъектам и в целом по Российской Федерации. 6.4. Ежегодное в срок до 1 июня после отчетного года, а также по запросам представление в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека информации о зарегистрированных лицах, пострадавших и облученных. 6.5. Конфиденциальность информации, поступающей и хранящейся в ФБД ЛПРВ. 7. Основные цели и задачи РБД ЛПРВ 7.1. Основной целью работы РБД ЛПРВ является регистрация пострадавших и облученных лиц на уровне субъекта. 7.2. Получение оперативной информации о превышении основных дозовых пределов облучения персонала и аварийного облучения населения. 7.3. Профилактика случаев превышения основных пределов доз. 7.4. Выделение лиц с "критическими" (приближающимися к гигиеническому нормативу или недостоверными) дозами облучения и динамическое наблюдение за дозами облучения этих лиц в течение 5 лет (в соответствии с требованиями НРБ-99). 7.5. Получение и хранение информации об аварийных ситуациях, лицах, пострадавших в аварийных и радиационных инцидентах, и дозах их облучения. 7.6. Связь с органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации по вопросам медицинского обеспечения лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся облучению выше установленных основных пределов доз, а также о лицах, у которых установлена связь заболевания, инвалидности, смерти с радиационным воздействием. 7.7. Хранение информации о расследовании аварий и инцидентов. 7.8. Подготовка информации для Федерального банка данных. 7.9. Взаимосвязь с региональными и федеральным банками данных (на базе ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора) по форме N 1-ДОЗ "Сведения о дозах облучения лиц из персонала в условиях нормальной эксплуатации техногенных источников ионизирующего излучения" и N 2-ДОЗ "Сведения о дозах облучения лиц из персонала в условиях радиационной аварии или планируемого повышенного облучения, а также лиц из населения, подвергшегося аварийному облучению". 8. Порядок работы по регистрации пострадавших и облученных лиц на уровне субъекта Российской Федерации 8.1. Основанием для включения определенного (конкретного) лица в Федеральный банк является установление факта отнесения его к одной их категорий лиц, критерии которых определены в разделе 2 настоящих Методических рекомендаций. 8.2. Для рассмотрения и принятия решения о необходимости внесении конкретного лица в Федеральный банк на региональном или на федеральном уровне следует: 8.2.1. Получить информацию о дозах облучения конкретного лица, полученную в результате аварии или инцидента, по форме 2-ДОЗ. 8.2.2. Запросить и получить в официальном виде (заверенную руководителем организации) информацию о дозах облучения указанного лица за предыдущие 5 лет. 8.2.3. Получить официальную информацию о дозах облучения конкретного лица из банка данных по форме N 1-ДОЗ. 8.2.4. Оценить полученные дозы на соответствие основным дозовым пределам и критериям, определенным в п. 3.2 настоящего документа (достоверность и сопоставимость данных, полученных из 2-х источников, а также при надзоре за данным учреждением). 8.2.5. Получить материалы о расследовании случая превышения гигиенического норматива. 8.2.6. На основании оценки полученных данных решить вопрос о необходимости передачи информации о конкретном облученном лице на федеральный уровень или включить его в "контингент наблюдения", в любом случае на уровне субъекта Российской Федерации осуществлять динамическое наблюдение за накопленной дозой облучения зарегистрированных лиц в течение 5 последующих лет. 8.2.7. Зарегистрировать пострадавших лиц, заболевание, инвалидность и смертность которых признаны связанными с радиационным воздействием. Регистрируются в банках как на региональном, так и на федеральном уровнях по официальным данным органов управления здравоохранением субъекта Российской Федерации. 8.2.8. При решении о необходимости передачи информации о пострадавших, облученных на федеральный уровень банка - подготовить документы на каждого человека в соответствии и по форме вышеупомянутого Приказа и направить информацию в ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора (Москва, Варшавское шоссе, 18). 8.2.9. "Контингент наблюдения" - в указанный контингент включаются лица доза облучения которых: в настоящем году превысила годовую дозу в 20 мЗв у профессионалов или 1 мЗв у лиц из населения; если сведения об облучении за предыдущие 5 лет неизвестны (и отсутствуют данные по форме 1-ДОЗ); если был использован расчетный метод с неизвестными составляющими (например: при неизвестном времени облучения человека). 9. Региональный уровень банка данных на пострадавших и облученных лиц обеспечивает 9.1. Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в субъектах Российской Федерации: 9.1.1. Проводят, в том числе при осуществлении надзорных мероприятий, выявление лиц, подвергшихся воздействию радиационной аварии, и оценку индивидуальных доз облучения. 9.1.2. Организуют и контролируют работу по регистрации пострадавших лиц. 9.1.3. Координируют работу по обеспечению ведения региональных банков данных (РБД ЛПРВ) и хранение информации на лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе по восстановлению информации с 1 июля 2004 года. 9.1.4. Обеспечивают конфиденциальность информации РБД ЛПРВ. 9.1.5. Организуют ежегодно передачу информации в ФБД ЛПРВ в электронном виде в формате единого программного обеспечения по форме согласно приложению к Приказу Роспотребнадзора от 08.08.2006 N 233 "О регистрации лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов" в срок до 1 мая после отчетного года. 9.2. Федеральные государственные учреждения здравоохранения "Центры гигиены и эпидемиологии" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в субъектах Российской Федерации: 9.2.1. Осуществляют санитарно-эпидемиологическую экспертизу условий труда работников и условий воздействия радиационного облучения на население (в том числе персонал) в условиях радиационной аварии. 9.2.2. На основании материалов по расследованию радиационной аварии составляют регистрационную форму. 9.2.3. Обеспечивают конфиденциальность информации. 9.2.4. Обеспечивают ведение Федерального банка на пострадавших и облученных лиц на уровне субъекта Российской Федерации. 9.2.5. Осуществляют сбор и хранение информации в электронном виде в формате базы данных ФБД ЛПРВ и передачу ее в ФБД ЛПРВ. 9.2.6. Проводят ежегодное обобщение и анализ состояния банка данных на пострадавших и облученных лиц по субъекту Российской Федерации. Организуют взаимодействие с региональным банком данных по формам N 1-ДОЗ и 2-ДОЗ с целью выявления лиц, подлежащих регистрации в ФБД ЛПРВ на региональном и федеральном уровнях. 9.2.7. Представляют ежегодно в срок до 1 апреля после отчетного года, а также по запросам, в управление Федеральной службы по субъекту Российской Федерации информацию о зарегистрированных пострадавших и облученных лицах и итогах динамического наблюдения за лицами, включенными в "категорию наблюдения". 9.2.8. Обеспечивают конфиденциальность информации, передаваемой, поступающей и хранящейся в ФБД ЛПРВ. |