О ПОРЯДКЕ УЧЕТА ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РАСХОДОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ У ЗАСТРОЙЩИКОВ (ЗАКАЗЧИКОВ, ИНВЕСТОРОВ) ИЗ ИНВЕСТИЦИОННЫХ КОНТРАКТОВ, В РАМКАХ КОТОРЫХ ПРЕДУСМОТРЕНЫ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА (ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРЕМЕНЕНИЯ) ПЕРЕД ОРГАНАМИ ГОСУДА. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 23.05.07 01-02-01/03-893

           О ПОРЯДКЕ УЧЕТА ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ
         ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РАСХОДОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ У ЗАСТРОЙЩИКОВ
        (ЗАКАЗЧИКОВ, ИНВЕСТОРОВ) ИЗ ИНВЕСТИЦИОННЫХ КОНТРАКТОВ,
             В РАМКАХ КОТОРЫХ ПРЕДУСМОТРЕНЫ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
             (ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРЕМЕНЕНИЯ) ПЕРЕД ОРГАНАМИ
             ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ИЛИ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО
          САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ИЛИ ФИНАНСИРОВАНИЮ
          ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ И КОММУНАЛЬНОЙ
                            ИНФРАСТРУКТУРЫ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                            23 мая 2007 г.
                          N 01-02-01/03-893

                                 (Д)


     В  связи  с  запросом  в  отношении учета в целях налогообложения
прибыли    дополнительных   расходов,   возникающих   у   застройщиков
(заказчиков,   инвесторов)   при  реализации  условий  инвестиционного
контракта,   связанных   с  исполнением  обязательств  перед  органами
государственной  власти  или  органами местного самоуправления, Минфин
России сообщает следующее.
     В  ходе  строительства  по  условиям  инвестиционного контракта у
застройщиков    (заказчиков,    инвесторов)   помимо   непосредственно
строительства объектов жилого и нежилого фонда возникает обязанность в
строительстве  или финансировании дополнительных объектов социальной и
коммунальной   инфраструктуры,  а  также  инженерных  сетей  для  нужд
государственных  или  муниципальных  органов  власти,  в  чьем ведении
находятся земельные участки, отчуждаемые под строительство.
     Речь   идет  об  обязательствах,  которые  возникают  в  связи  с
получением  прав на необходимый для строительства земельный участок (в
случае   если   он   находится  в  государственной  или  муниципальной
собственности),  а  также  разрешения  на  строительство  (в том числе
реконструкцию, капитальный ремонт) объектов жилого и нежилого фонда.
     Возникновение  данных  обязательств  обусловлено  тем, что органы
государственной  власти  и  органы  местного самоуправления в качестве
дополнительных      условий      предоставления     налогоплательщикам
соответствующих   прав  для  создания  (строительства,  реконструкции,
капитального  ремонта)  объектов  жилого  и нежилого фонда предъявляют
требования  по  созданию  (строительству,  реконструкции, капитальному
ремонту)  объектов  социальной  и  коммунальной  инфраструктуры (в том
числе объектов жилого и нежилого фонда), а также инженерных сетей.
     Глава  25  "Налог  на  прибыль  организаций"  Налогового  кодекса
Российской  Федерации  (далее  - Кодекс) не предусматривает отраслевых
особенностей  налогообложения  налогом  на прибыль доходов и расходов,
возникающих  в  ходе  строительства  объектов недвижимости. Вследствие
этого  для  указанных  налогоплательщиков  применяется  общий  порядок
отражения  в  целях  налогообложения  прибыли  организаций  доходов  и
расходов, установленный гл. 25 Кодекса.
     В  соответствии  с  п.  1 ст. 252 Кодекса в целях налогообложения
прибыли    расходами    признаются    обоснованные   и   документально
подтвержденные        затраты,       осуществленные       (понесенные)
налогоплательщиком. При этом расходами признаются любые обоснованные и
документально  подтвержденные затраты при условии, что они произведены
для  осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Под
обоснованными  расходами  понимаются экономически оправданные затраты,
оценка которых выражена в денежной форме.
     В   силу   того,   что  осуществление  застройщиком  (заказчиком,
инвестором) указанных дополнительных расходов непосредственно вытекает
из   условий  инвестиционного  контракта  и  связано  с  деятельностью
организации,  направленной  на  получение прибыли, эти расходы в целях
налогообложения прибыли признаются экономически обоснованными.
     В  то  же  время  согласно  п.  5 ст. 270 Кодекса при определении
налоговой  базы  по  налогу  на  прибыль  не  учитываются  расходы  по
приобретению  и  (или)  созданию  амортизируемого  имущества,  а также
расходы,   осуществленные   в   случаях   достройки,   дооборудования,
реконструкции,   модернизации,  технического  перевооружения  объектов
основных  средств.  С  учетом этого дополнительные расходы застройщика
(заказчика,   инвестора),   связанные   с  наличием  в  инвестиционном
контракте   дополнительных   обременений,   как  расходы  капитального
характера формируют первоначальную стоимость объекта строительства.
     В  соответствии  с  п.  1 ст. 257 Кодекса в целях налогообложения
прибыли  первоначальная  стоимость основного средства определяется как
сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство
получено  налогоплательщиком  безвозмездно,  -  как  сумма,  в которую
оценено  такое  имущество  в  соответствии  с  п.  8 ст. 250 Кодекса),
сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором
оно  пригодно  для использования, за исключением налога на добавленную
стоимость   и  акцизов.  В  целях  налогообложения  прибыли  расходом,
связанным   с   эксплуатацией  амортизируемого  имущества,  признается
амортизация,  исчисленная  в  соответствии с положениями ст. ст. 256 -
259 Кодекса.
     Однако   из  письма  следует,  что  по  завершении  строительства
объектов,      предусмотренных      дополнительными     обременениями,
осуществляется   их  безвозмездная  передача  органам  государственной
власти  и  органам местного самоуправления. Пунктом 16 ст. 270 Кодекса
установлено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы
в  виде  стоимости  безвозмездно  переданного имущества (работ, услуг,
имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей.
     Согласно  п.  2  ст.  248  Кодекса имущество (работы, услуги) или
имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение
этого  имущества  (работ,  услуг)  или имущественных прав не связано с
возникновением    у    получателя   обязанности   передать   имущество
(имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица
работы, оказать передающему лицу услуги).
     Исходя  из  изложенного,  в  случае если в рамках инвестиционного
контракта   на   строительство   объекта   недвижимости  предусмотрены
дополнительные  обременения  в пользу органов государственной власти и
органов  местного  самоуправления,  без несения расходов на выполнение
которых    у    организации   отсутствует   возможность   осуществлять
строительство  объекта  недвижимости,  и  при  этом со стороны органов
государственной  власти  и  органов  местного самоуправления возникают
встречные  возмездные  обязательства  (в  виде  предоставления прав на
необходимый для строительства земельный участок, а также разрешения на
строительство),  то  указанные  расходы  капитального  характера можно
рассматривать  как  экономически  обоснованные  расходы  по выполнению
работ  (оказанию услуг) соответствующим органам государственной власти
и   органам   местного  самоуправления,  учитываемые  при  определении
налоговой базы по налогу на прибыль.
     Вместе   с  тем  обращаем  внимание  на  то  обстоятельство,  что
размещение   заказов   на   выполнение   работ,   оказание  услуг  для
государственных   или   муниципальных  нужд  должно  осуществляться  в
соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении
заказов  на  поставки  товаров,  выполнение  работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд". О правомерности применения норм
указанного  Федерального  закона  к  рассматриваемой ситуации Минфином
России  направлен соответствующий запрос в Минэкономразвития России, о
результатах будет сообщено дополнительно.

Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
                                                           С.Д.ШАТАЛОВ
23 мая 2007 г.
N 01-02-01/03-893