ГОРОД МОСКВА ЗАКОН О ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ (Редакция на 06.06.2007) Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города Москвы определяет основы торговой деятельности в городе Москве. Действие настоящего Закона распространяется на торговую деятельность, связанную с реализацией товаров потребительского назначения и предоставлением услуг общественного (массового) питания. Глава 1. Общие положения Статья 1. Цель Закона Целью настоящего Закона является регулирование отношений в сфере торговой деятельности для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения города в товарах и услугах. Статья 2. Принципы организации торговой деятельности в городе Москве Основными принципами организации торговой деятельности в городе Москве являются: - развитие предпринимательской деятельности и конкуренции; - создание эффективной системы мер по защите прав потребителей; - участие государственных органов в регулировании торговой деятельности, включая поддержку социально значимых видов торговой деятельности; - поддержка отечественных товаропроизводителей. Статья 3. Основные термины и определения Торговая деятельность - вид предпринимательской деятельности, направленный на удовлетворение покупательского спроса путем реализации товаров потребительского назначения и предоставления услуг общественного (массового) питания. Торговая политика города Москвы (далее - торговая политика) - совокупность организационных, правовых, экономических, контрольных и иных мер, проводимых органами государственной власти города Москвы совместно с общественными организациями и предпринимателями для реализации целей и принципов, установленных настоящим Законом. Уполномоченный орган - отраслевой орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий управление и регулирование в сфере торговой деятельности. Компетенция Уполномоченного органа определяется Правительством Москвы. Товары (услуги) потребительского назначения - продукты труда, обладающие определенными потребительскими свойствами, предметы личного, бытового, семейного потребления, продукция общественного питания. Часть пятая исключена. Розничная торговля - вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров потребительского назначения непосредственно потребителю для личного, семейного, домашнего использования. Мелкорозничная торговля - разновидность розничной торговли, связанная с реализацией товаров, не требующих особых условий продажи, через объекты мелкорозничной сети. Оптовая торговля - вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров производителями или торговыми посредниками для дальнейшего использования в розничной торговле или профессионального использования. Мелкооптовая торговля - разновидность оптовой торговли, связанная с реализацией партий товаров производителями и торговыми посредниками для последующей перепродажи в розничной торговле и ином коммерческом обороте. Минимальная партия товара при мелкооптовой торговле не может быть меньше, чем количество единиц соответствующего товара в одной упаковке производителя для розничной реализации. Общественное (массовое) питание - вид деятельности, связанной с производством, переработкой, реализацией и организацией потребления продуктов питания. Стационарные (капитальные) торговые объекты - торговые объекты, установленные на заглубленных фундаментах, присоединенные к городским инженерным коммуникациям. Нестационарные торговые объекты - торговые объекты, установленные без заглубленных фундаментов, вне зависимости от присоединения к городским инженерным коммуникациям, строительных конструкций и габаритов. Статья 4. Субъекты, объекты и виды торговой деятельности Субъекты торговой деятельности - юридические лица различных организационно-правовых форм, осуществляющие торговую деятельность, объединения субъектов торговой деятельности, а также граждане, осуществляющие торговую деятельность (индивидуальные предприниматели) и зарегистрированные в установленном порядке. Торговые объекты (торговые предприятия) - имущественные комплексы, используемые субъектами торговой деятельности для осуществления торговой деятельности. Торговые объекты могут быть отнесены к стационарным и нестационарным в зависимости от архитектурно-строительных характеристик предприятия. Категории торговых объектов (универмаг, универсам, торговый комплекс и т.д.) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, устанавливающими требования к ассортименту реализуемой продукции, технической оснащенности помещений, методам обслуживания, квалификации персонала, качеству обслуживания, перечню предоставляемых услуг. Видами торговой деятельности являются розничная (мелкорозничная), оптовая (мелкооптовая) торговля и предоставление услуг общественного (массового) питания. Глава 2. Государственное регулирование торговой деятельности Статья 5. Разграничение компетенции Российской Федерации и города Москвы в сфере торговой деятельности В соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом города Москвы город Москва обладает всей полнотой государственной власти по определению порядка организации оптовой и розничной торговли товарами потребительского назначения и предоставления услуг общественного (массового) питания на своей территории. Органы государственной власти города Москвы в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы: - принимают законы и иные нормативные правовые акты города Москвы, регулирующие осуществление торговой деятельности в городе Москве; - определяют основные направления и реализуют торговую политику города Москвы; решают вопросы защиты прав потребителей, осуществляют государственный контроль за качеством товаров (услуг) потребительского назначения; - в целях защиты прав потребителей устанавливают дополнительные ограничения, специальные защитные меры в отношении поступающих в розничную продажу товаров потребительского назначения в пределах компетенции города Москвы как субъекта Российской Федерации; - отрабатывают системы сертификации и идентификации товаров потребительского назначения; устанавливают и отменяют городские налоги и сборы, взимаемые с субъектов торговой деятельности, определяют порядок предоставления льгот по ним; - устанавливают штрафные санкции и иные виды ответственности за нарушение установленного порядка осуществления торговой деятельности; - осуществляют лицензирование отдельных видов деятельности на территории города; контролируют соблюдение законодательства в сфере торговой деятельности; - определяют порядок размещения торговых объектов на территории города; - определяют требования к размещению и функционированию объектов мелкорозничной сети на территории города Москвы; - определяют упрощенный порядок предоставления торговых мест на сельскохозяйственных рынках, сельскохозяйственных кооперативных рынках; порядок заключения договора о предоставлении торгового места на рынке; примерную форму договора о предоставлении торгового места на рынке и упрощенную форму договора о предоставлении торговых мест на сельскохозяйственных рынках и на сельскохозяйственных кооперативных рынках; требования к торговым местам; количество торговых мест для осуществления деятельности по продаже товаров товаропроизводителями на сельскохозяйственных рынках; - осуществляют иные функции, необходимые для обеспечения потребностей населения в товарах и услугах. По предметам совместного ведения, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере торговой деятельности, до принятия соответствующих федеральных законов город Москва вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, с последующим их приведением в соответствие с законодательством Российской Федерации. Органы государственной власти города Москвы вправе участвовать в осуществлении полномочий Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов посредством: принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов города Москвы; разработки, утверждения и реализации городских программ обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов на потребительском рынке; осуществления совместно с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти контроля и надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов. Статья 6. Методы государственного регулирования торговой деятельности Методами государственного регулирования торговой деятельности являются: - развитие и совершенствование нормативно-правового обеспечения деятельности отрасли; - лицензирование отдельных видов торговой деятельности в установленном порядке; - сертификация продукции потребительского назначения, услуг торговли и общественного (массового) питания в установленном порядке; - реализация государственной монополии на отдельные виды товаров и (или) отдельные виды торговой деятельности, установленной Российской Федерацией, и введение отдельных ограничений на осуществление торговой деятельности в пределах компетенции города Москвы как субъекта Российской Федерации; - поддержка отечественных товаропроизводителей в сфере торговой деятельности и социально значимых видов торговой деятельности; - финансирование в установленном порядке инвестиционных и инновационных проектов за счет бюджетных, внебюджетных источников, городских заимствований на конкурсной основе; - государственный контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы; - разработка и реализация комплексной программы развития отрасли и целевых городских программ в сфере потребительского рынка. Статья 7. Государственные информационные ресурсы города Москвы в сфере торговой деятельности В целях получения полной и достоверной информации о субъектах и объектах торговой деятельности, реализации торговой политики, создания условий для защиты прав потребителей Уполномоченный орган формирует и использует государственные информационные ресурсы города Москвы в сфере торговой деятельности. Правительство Москвы устанавливает порядок (регламент) формирования государственных информационных ресурсов города Москвы в сфере торговой деятельности и определяет перечень документированной информации, представляемой субъектами торговой деятельности. Формирование и ведение реестра розничных рынков города Москвы осуществляются уполномоченным Правительством Москвы органом на основании сведений, содержащихся в разрешениях на право организации рынков, и иных сведений, предусмотренных федеральным законодательством. Плата за внесение информации в государственные информационные ресурсы города Москвы в сфере торговой деятельности с субъектов торговой деятельности не взимается. Статья 8. Комплексная программа развития отрасли и целевые городские программы В целях реализации торговой политики Уполномоченный орган совместно с заинтересованными органами исполнительной власти города Москвы разрабатывает городскую целевую программу в области торговой деятельности. При разработке городской целевой программы в области торговой деятельности Уполномоченный орган взаимодействует с органами местного самоуправления, Московской торгово-промышленной палатой и общественными организациями в установленном законодательством города Москвы порядке. Городская целевая программа в области торговой деятельности разрабатывается в соответствии с Генеральным планом развития города Москвы, основными направлениями социально-экономического развития города и приоритетными направлениями деятельности в сфере потребительского рынка с учетом текущего состояния, краткосрочных и долгосрочных прогнозов. Часть исключена. Городская целевая программа в области торговой деятельности разрабатывается, утверждается и выполняется в соответствии с законодательством города Москвы о государственных целевых программах. Статья 9. Управление государственными торговыми предприятиями Государственные унитарные предприятия и государственные учреждения отрасли находятся в ведомственном подчинении Уполномоченного органа, который осуществляет контроль за их хозяйственной деятельностью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и города Москвы и уставом предприятия. Руководитель предприятия (учреждения) назначается и освобождается от должности Уполномоченным органом в порядке, определяемом Правительством Москвы. Статья 10. Управление долями города В органы управления субъектов торговой деятельности, акции (доли, паи) которых закреплены в государственной собственности города Москвы, по представлению Уполномоченного органа назначаются представители города (управляющие пакетами акций, долями). Акции (доли, паи) города могут быть переданы в доверительное управление хозяйствующим субъектам в порядке, определяемом Правительством Москвы. Статья 11. Крупные торговые объекты К категории крупных торговых объектов относятся принадлежащие субъектам торговой деятельности имущественные комплексы с общей площадью торговых помещений свыше 3100 квадратных метров. Решение о предоставлении разрешения на строительство крупных торговых объектов или об отнесении действующих объектов к категории крупных принимается Правительством Москвы в соответствии с Генеральной схемой размещения крупных торговых объектов. Часть третья исключена. Статья 11.1. Организация розничных рынков в городе Москве Организация розничных рынков осуществляется в соответствии с планом, предусматривающим организацию розничных рынков на территории города Москвы, утверждаемым Правительством Москвы в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, а также с учетом потребностей в рынках того или иного типа, которые определяются исходя из необходимости обеспечения населения города Москвы теми или иными товарами. Статья 12. Меры поддержки отечественных товаропроизводителей Мерами поддержки отечественных товаропроизводителей в сфере торговой деятельности являются: - организация московских и межрегиональных ярмарок, выставок - продаж товаров отечественного производства; - учет интересов московской промышленности в межрегиональных соглашениях; - разработка и внесение в федеральные органы исполнительной власти предложений по вопросам таможенной политики на товары потребительского назначения; - введение дополнительных мер контроля за качеством реализуемых в городе товаров потребительского назначения; - предоставление в установленном порядке рекламной и информационной поддержки товаров московской промышленности; - регулирование деятельности крупных торговых объектов в части реализации товаров отечественного производства; - создание оптовых и оптово-розничных систем при участии московских товаропроизводителей; - использование мер кредитно-финансовой поддержки промышленных предприятий и предприятий торговли, реализующих товары отечественного производства; - соблюдение ассортиментного минимума. Конкретные меры поддержки определяются Мэром и Правительством Москвы. Статья 13. Изменение профиля торговых объектов Юридические лица, осуществляющие торговую деятельность и получившие право на использование торговых объектов в процессе приватизации с условием сохранения профиля торговой деятельности, сохраняют профиль до истечения срока, указанного в договоре. Согласованию с префектами административных округов подлежат: - изменение профиля торгового объекта при переходе из сферы торговой деятельности в любую другую сферу деятельности; - изменение профиля специализированных торговых объектов, реализующих молочную, овощную продукцию, хлебобулочные изделия, детское и диетическое питание. Глава 3. Ответственность за нарушения в сфере торговой деятельности Статья 14. Контроль в сфере торговой деятельности Контроль за осуществлением торговой деятельности на территории города Москвы и применение ответственности за нарушения в сфере торговой деятельности осуществляются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы. Абзацы второй - четвертый утратили силу. Действия органов и лиц, осуществляющих проверку, могут быть обжалованы в судебном порядке. Статья 15. Исключена. Статья 16. Ликвидация юридических лиц, осуществляющих торговую деятельность, по решению суда Юридическое лицо, осуществляющее торговую деятельность, может быть ликвидировано по решению суда в случаях: - осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии); - осуществления деятельности, запрещенной федеральными законами; - неоднократных или грубых нарушений правил торговой деятельности, требований нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов города Москвы в сфере торговой деятельности. Требование о ликвидации юридического лица, осуществляющего торговую деятельность, предъявляется в порядке, установленном федеральным законодательством. Глава 4. Труд и кадровое обеспечение Статья 17. Правовое регулирование труда работников торговли Трудовые отношения, рабочее время и время отдыха, охрана труда регулируются трудовым законодательством Российской Федерации. Не допускается установление трудовыми договорами (контрактами), заключаемыми с работниками, условий труда, ухудшающих их положение по сравнению с федеральными законами. Руководители юридических лиц, осуществляющих торговую деятельность, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности обязаны заключать коллективные договоры по решению трудового коллектива. Случаи ограничения занятий торговой деятельностью для отдельных граждан устанавливаются административным, уголовным и трудовым законодательством. Статья 18. Требования к кадровому обеспечению Работодатель обязан проконтролировать и обеспечить наличие у работников, непосредственно связанных с обслуживанием потребителей и/или обеспечивающих процесс приготовления продукции общественного (массового) питания: - медицинских документов, перечень которых определяется органами санитарно-эпидемиологического надзора; - профессионального образования и профессиональной подготовки; - необходимых знаний в сфере техники безопасности. Глава 5. Заключительные положения Статья 19. Социальная защита отдельных категорий населения в торговом обслуживании Отдельным категориям граждан предоставляются преимущества и льготы в торговом обслуживании. Перечень категорий граждан и предоставляемые льготы и преимущества определяются нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы. Субъекты торговой деятельности обязаны предоставлять установленные льготы. Статья 20. Рассмотрение обращений граждан к субъектам торговой деятельности В целях защиты прав и законных интересов граждан в сфере торговой деятельности субъекты торговой деятельности обязаны рассматривать устные и письменные обращения (заявления, жалобы) граждан, предоставлять соответствующую информацию об их рассмотрении и принимать необходимые меры в соответствии с Законом города Москвы от 18 июня 1997 года N 25 "Об обращениях граждан". Обращения граждан по вопросам приобретения товаров ненадлежащего качества или товаров, использование которых по назначению невозможно по иным причинам, рассматриваются в порядке и в сроки, установленные Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей". Статья 21. Вступление настоящего Закона в силу Настоящий Закон вступает в силу с момента его опубликования. Статья 22. Приведение правовых актов органов исполнительной власти города Москвы в соответствие с настоящим Законом Нормативные правовые акты города Москвы должны быть приведены в соответствие с настоящим Законом в течение 6 месяцев с момента его вступления в силу. Мэр Москвы Ю.М. Лужков Москва, Московская городская Дума 9 декабря 1998 г. N 29 |