О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ИНСТРУКЦИЮ ПО ДВИЖЕНИЮ ПОЕЗДОВ И МАНЕВРОВОЙ РАБОТЕ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Указание. Министерство путей сообщения РФ (МПС России). 21.12.98 Б-1482У

                  О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
         В ИНСТРУКЦИЮ ПО ДВИЖЕНИЮ ПОЕЗДОВ И МАНЕВРОВОЙ РАБОТЕ
               НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                               УКАЗАНИЕ

                   МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РФ

                          21 декабря 1998 г.
                              N Б-1482у

                                 (Д)


     В  целях  приведения  Инструкции по движению поездов и маневровой
работе  на  железных  дорогах  Российской  Федерации  в соответствие с
Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации
и  Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам Министерство
путей сообщения Российской Федерации приказывает:
     1. Внести в Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на
железных   дорогах   Российской  Федерации,  утвержденную  МПС  России
02.10.93 N ЦД/206, следующие изменения и дополнения:
     1.1. По "Общим положениям":
     1.1.1. Абзац четвертый пункта 11 изложить в следующей редакции:
     "При  наличии  в  поезде  вагонов  с  опасными  грузами  класса 1
(взрывчатыми  материалами)  к  номеру поезда при сообщении добавляются
буквы  "ВМ"  (например, 2783ВМ). Соответствующие буквы к номеру поезда
добавляются   также   в  случаях  отправления  и  следования  поездов:
пассажирских,    обслуживаемых   одним   машинистом,   "М",   грузовых
тяжеловесных   "Т",   длинносоставных   "Д",  повышенного  веса  "ПВ",
повышенной  длины  "ПД",  соединенных  "СП". При отправлении поездов с
негабаритными  грузами  к  номеру  поезда  после буквы "Н" и знака "-"
добавляется  установленный  в  Инструкции  по  перевозкам негабаритных
грузов  цифровой индекс, характеризующий зоны и степени негабаритности
грузов (например, 2785Н-0430).".
     1.1.2. Абзац девятый пункта 11 изложить в следующей редакции:
     "На  двухпутных  участках  с интенсивным движением, оборудованных
автоблокировкой, передача уведомлений от станции к станции о прибытии,
отправлении  и  проследовании  поездов  может  быть установлена лишь о
поездах,  следующих  с  отклонением от графика, а передача уведомлений
поездному диспетчеру, кроме того, и не с каждой станции, расположенной
на  участке. Указанный порядок не распространяется на людские поезда и
поезда,   к  номеру  которых  добавляются  соответствующие  буквы  или
цифровой индекс.".
     1.2. Подпункт "а" пункта 6.3 изложить в следующей редакции:
     "а)  с  опасными  грузами  класса  1  (взрывчатыми  материалами),
негабаритными грузами, поезда: соединенные, повышенных веса и длины, а
также обслуживаемые одним машинистом;".
     1.3. По пункту 6.4.
     1.3.1. Подпункт "а" пункта 6.4 изложить в следующей редакции:
     "а)  поезда,  на  отправление  которого  до  перерыва  связи было
получено   разрешение   от   станции   преимущественного   направления
(блок-сигнал  согласия  при  полуавтоматической  блокировке,  поездная
телефонограмма  при  телефонных средствах связи, изъятый жезл перегона
при  электрожезловой  системе).  Это исключение не распространяется на
однопутные перегоны с двусторонней автоблокировкой;".
     1.3.2. Дополнить пункт 6.4 абзацем 4 следующего содержания:
     "Дежурный  по  станции,  как преимущественного направления, так и
направления,  противоположного преимущественному, получив требование с
перегона     об     оказании     помощи,     организует    отправление
восстановительного, пожарного поезда или вспомогательного локомотива с
вручением  машинисту  разрешения  на  бланке  белого  цвета  с красной
полосой   по   диагонали   согласно   требованиям  главы  7  настоящей
Инструкции". Абзац 4 считать абзацем 5.
     1.4.  Абзац  второй  пункта  6.5 после слов "отправлен со станции
только"  изложить в следующей редакции: "после обеспечения дежурным по
станции  натурной  проверки  свободности перегона на всем протяжении с
одновременной  доставкой  дежурному  по  соседней  станции письменного
извещения   о   дальнейшем   порядке   движения  поездов.  О  проверке
свободности  перегона  делается  запись  в  Журнале движения поездов с
указанием   способа   проверки  и  фамилии  работника,  производившего
проверку.".
     1.5. Пункт 6.11 дополнить абзацем следующего содержания:
     "Переход  на движение поездов при посредстве письменных извещений
оформляется записью в журнале поездных телефонограмм по форме:
     Дата.   Время.   В   связи  с  перерывом  действия  всех  средств
сигнализации  и  связи на перегоне... движение поездов установлено при
посредстве письменных извещений.
     СП... (название станции и подпись).".
     1.6. Абзац третий пункта 7.11 изложить в следующей редакции:
     "Запрещается  оставлять на перегоне без охраны составы, в которых
имеются  вагоны  с  людьми  и  опасными  грузами класса 1 (взрывчатыми
материалами).".
     1.7. Абзац шестой пункта 7.18 изложить в следующей редакции:
     "Запрещается  для оказания помощи отцеплять локомотив от людского
поезда  и  поезда,  в  котором есть вагоны с опасными грузами класса 1
(взрывчатыми материалами)." и далее по тексту.
     1.8.  В  главе  7  в  предусмотренной  пунктом  7.5  форме бланка
"Разрешение"  белого  цвета  с  красной  полосой по диагонали в абзаце
втором после слов "с запрещающим показанием" дополнить словами: "после
получения  указания дежурного по станции, переданного по радиосвязи,",
далее по тексту.
     1.9. Пункт 8.2 дополнить абзацем следующего содержания:
     "Запрещается  предоставление  "окна"  для  производства  работ на
перегоне   и   станции   при  отсутствии  руководителя  данных  работ,
указанного  в  разрешении  начальника отделения железной дороги, а при
отсутствии  в  составе  железной  дороги  отделений  железной дороги -
главного инженера железной дороги.".
     1.10. По пункту 9.18.
     1.10.1. В абзаце первом слова "с разрядными" заменить словами: "с
опасными грузами класса 1 (взрывчатыми материалами)".
     1.10.2. Абзац второй изложить в следующей редакции:
     "Меры   безопасности,   подлежащие   соблюдению   при   приеме  и
отправлении  поездов  с  негабаритными  и  опасными  грузами  класса 1
(взрывчатыми материалами), устанавливаются Правилами перевозок опасных
грузов  по  железным  дорогам, Инструкцией по перевозке негабаритных и
тяжеловесных   грузов  на  железных  дорогах  и  главой  16  настоящей
Инструкции.".
     1.11. Абзац восьмой пункта 10.1 изложить в следующей редакции:
     "  -  следить  за следованием поездов по перегонам, своевременным
приемом,  отправлением  и  пропуском  поездов  станциями, особенно при
обслуживании   локомотивов  одним  машинистом,  нарушениях  нормальной
работы  устройств  СЦБ  и  связи,  при  обгонах  и скрещениях поездов:
пассажирских,     грузо-пассажирских,     людских,    длинносоставных,
тяжеловесных,  с опасными грузами класса 1 (взрывчатыми материалами) и
негабаритными   грузами   с   другими  поездами;  принимать  меры  для
выполнения  графика  движения,  обеспечения  безопасности, недопущения
нарушений   установленного  времени  непрерывной  работы  локомотивных
бригад.".
     1.12.  В  абзаце первом пункта 10.3 слова "с разрядными" заменить
словами:  "с  опасными  грузами  класса 1 (взрывчатыми материалами)" и
далее по тексту.
     1.13. Подпункт "д" пункта 10.6 изложить в следующей редакции:
     "д)   об   отправлении   поездов  с  опасными  грузами  класса  1
(взрывчатыми материалами) и негабаритными грузами;".
     1.14. По пункту 11.7:
     1.14.1. Абзац первый изложить в следующей редакции:
     "Вагоны  с грузами отдельных категорий в соответствии с Правилами
перевозок  грузов,  а  также  Правилами  перевозок  опасных  грузов по
железным  дорогам  при производстве маневров должны иметь прикрытие от
паровоза,  работающего  на  твердом  топливе,  из вагонов с неопасными
грузами или порожних вагонов.".
     1.14.2.  В  абзаце  втором  исключить  слова:  "вагонов с грузами
отдельных категорий, требующими особой осторожности".
     1.14.3. Пункт 11.7 дополнить абзацем следующего содержания:
     "Вагоны  с  людьми, в том числе вагоны с проводниками, специально
выделенными  работниками для сопровождения грузов, караулами, нарядами
охраны,  а  также  вагоны  с  живностью  могут  ставиться  в поезд как
впереди,  так и сзади вагонов с опасными грузами класса 1 (взрывчатыми
материалами), но всегда впереди вагонов, загруженных опасными грузами,
в  перевозочных  документах  на  которые имеются штемпели: "Ядовито" и
"Прикрытие".
     Вагоны    с    легковоспламеняющимися   жидкостями   на   станции
формирования  должны  ставиться  в  поезд  за вагонами с ВМ (считая от
головы поезда).".
     1.15. Абзац девятый пункта 11.12 изложить в следующей редакции:
     "Перекатка  вручную  вагонов,  занятых людьми и опасными грузами,
запрещается.".
     1.16.  В  пункте  11.22  слова  "загруженными разрядными грузами"
заменить словами: "загруженными опасными грузами класса 1 (взрывчатыми
материалами),  а  также  опасными  грузами  других  классов, имеющих в
перевозочных  документах  штемпель "Не спускать с горки" и "Спускать с
горки осторожно" и далее по тексту.
     1.17. По пункту 11.46:
     1.17.1.  В  абзаце  первом  слова "с разрядными грузами" заменить
словами:  "с  опасными  грузами  класса 1 (взрывчатыми материалами)" и
далее по тексту.
     1.17.2.  Дополнить  пункт  после  первого  абзаца  двумя абзацами
следующего содержания:
     "Вагоны с взрывчатыми материалами (ВМ), в перевозочных документах
на  которые  имеется  штемпель  "Не  спускать  с  горки",  цистерны со
сжиженными  газами  и  порожние  цистерны из-под сжиженных газов после
постановки  на  сортировочные  пути  должны  немедленно ограждаться со
стороны горки, полугорки или вытяжного пути двумя охранными тормозными
башмаками,  укладываемыми  на оба рельса через 25 метров друг от друга
таким  образом,  чтобы  общее  расстояние  от  ограждаемых  вагонов до
тормозного    башмака,   расположенного   первым   от   сортировочного
устройства, было не менее 50 метров.
     Последующие   отцепы,  направляемые  на  эти  пути,  должны  быть
остановлены  перед  местом расположения охранных тормозных башмаков до
накопления  группы,  состоящей  не менее чем из 10 вагонов. Нормальный
режим  роспуска  вагонов  или  их направления при маневрах толчками на
такие   пути   может  восстанавливаться  только  в  том  случае,  если
ограждаемые  вагоны  прикрыты  этой  группой  вагонов,  предварительно
соединенной   с  ними.  Если  расстояние  от  ограждаемых  вагонов,  в
перевозочных  документах  на  которые  имеется штемпель "Не спускать с
горки",  до  конца  парковой  тормозной  позиции  со стороны горки или
вытяжки  менее  50  метров,  то  последующие отцепы на эти пути должны
направляться только посредством осаживания.".
     1.17.3.  В  последнем  абзаце  после  слов  "с  грузами отдельных
категорий"  дополнить  словами: "названных в Правилах перевозок грузов
по  железным  дорогам  и Правилах перевозок опасных грузов по железным
дорогам," и далее по тексту.
     Абзац 2 считать абзацем 4.
     1.18. По пункту 11.47:
     1.18.1. Абзац третий изложить в следующей редакции:
     "вагоны  с  грузами  отдельных  категорий,  названных  в Правилах
перевозок  грузов  по  железным  дорогам  и Правилах перевозок опасных
грузов по железным дорогам;".
     1.18.2. В абзаце десятом слова "а для вагонов с грузами отдельных
категорий,  требующими  особой осторожности в соответствии с Правилами
перевозок  грузов,  а  также  Правилами  перевозок опасных и разрядных
грузов  -  не  более  3  км/ч." заменить словами: "Если в перевозочных
документах  на  вагоны  имеется  штемпель "Не спускать с горки" или на
вагонах  и  специальном подвижном составе имеется трафарет "С горки не
спускать",  то  маневры  с  ними  должны производиться осаживанием или
"съемом"  локомотивом со стороны подгорочного парка с соблюдением норм
прикрытия  с  особой  осторожностью,  без  толчков и резких остановок.
Скорость  соединения  таких  вагонов и специального подвижного состава
при  их  сцеплении  с  другими  вагонами  или  с локомотивом не должна
превышать   3  км/ч.  Пропуск  их  через  сортировочную  горку  должен
производиться только с локомотивом.".
     1.18.3. Абзац одиннадцатый пункта 11.47 исключить.
     1.19.  В  абзаце третьем пункта 11.60 исключить слова "разрядными
и".
     1.20.  В  подпункте  "а"  пункта  14.7 слова "вагоны с разрядными
грузами"  заменить  словами:  "вагоны  с  опасными  грузами  класса  1
(взрывчатыми материалами)" и далее по тексту.
     1.21. Главу 16 изложить в следующей редакции:

         "Глава XVI. ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА МАНЕВРОВОЙ РАБОТЫ,
       ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОПУСКА ПОЕЗДОВ С ВАГОНАМИ, ЗАГРУЖЕННЫМИ
         ОПАСНЫМИ ГРУЗАМИ КЛАССА 1 (ВЗРЫВЧАТЫМИ МАТЕРИАЛАМИ)

                           Общие положения

     16.1.  Для  организации  поездной и маневровой работы с вагонами,
загруженными   взрывчатыми  материалами  (далее  -  ВМ),  используется
информация, имеющаяся в перевозочных документах.
     В  перевозочных  документах  на вагоны с ВМ в графе "Наименование
груза" указывается наименование этого груза или его условный номер.
     На  перевозочные  документы на вагоны с ВМ ставят штемпели, в том
числе:
     а) при перевозке ВМ с условными номерами 119, 136, 137, 141, 179,
182  -  штемпели  красного цвета "Особо опасно, ВМ N...", "Прикрытие",
"Не  спускать  с горки". На основании штемпеля "Особо опасно, ВМ N..."
устанавливается  норма  прикрытия  согласно  графе  2  приложения  5 к
настоящей Инструкции;
     б)  при  перевозке  остальных  ВМ - штемпели красного цвета "ВМ",
"Прикрытие",   а  также  "Не  спускать  с  горки"  при  наличии  этого
требования в Правилах перевозок опасных грузов по железным дорогам.
     Кроме того, могут ставиться дополнительные штемпели:
     - "Секция. Не расцеплять";
     - "Ядовито";
     - "В сопровождении специалиста";
     - "С печным отоплением";
     - "Охрана ж.д." и другие.
     Штемпель  "ВМ"  должен  быть дополнен дописанным от руки условным
номером  перевозимого груза, а штемпель "Прикрытие" дополнен отметкой:
"по  п.  3.6.6,  схема  А"  или  "по  п. 3.6.6, схема Б", на основании
которой  устанавливается норма прикрытия (графы, соответственно, 2 и 3
приложения 5 к настоящей Инструкции).
     16.2.  В  вагонном  листе формы ГУ-38 в графе "Код прикрытия" для
вагонов с ВМ под условными номерами 115, 119, 121, 126, 128, 130, 134,
137,  141,  143,  148,  154,  155,  156,  167, 168, 176, 179, 182, 199
указывается код 9, для вагонов с остальными ВМ указывается код 3.
     При  этом  для  вагонов  с  ВМ,  имеющих код прикрытия 9, в графе
"Негабаритность,  живность,  ДБ,  НГ"  указывается  код  7 (вагоны, не
подлежащие роспуску с горки).
     16.3.  На  всех  сортировочных  и  участковых  станциях, станциях
погрузки,  выгрузки, перегрузки, перестановки вагонов с одной колеи на
другую,  а  также  при  необходимости  и на других станциях в качестве
приложения   к   техническо-распорядительным   актам   станций  должна
разрабатываться  местная  инструкция  о  порядке  работы  с  вагонами,
загруженными ВМ, утверждаемая начальником отделения железной дороги, а
при  отсутствии  в составе железной дороги отделений железной дороги -
заместителем начальника железной дороги.
     Местная  инструкция о порядке работы с вагонами, загруженными ВМ,
должна  соответствовать  требованиям,  изложенным в Правилах перевозок
опасных грузов по железным дорогам.
     Запрещается  передавать  сведения  о поездах с вагонами с ВМ и об
отдельных  вагонах  с  ВМ  лицам,  не участвующим в обслуживании таких
поездов и вагонов.
     Использование   парковой   связи   железнодорожных   станций  для
оповещения о работах, производимых с вагонами с ВМ, допускается только
при отсутствии других средств связи.
     16.4.  Вагоны  с  ВМ  на  станциях  вне  поездов,  за исключением
вагонов,  находящихся  под  накоплением на путях сортировочных парков,
должны     устанавливаться    на    особых    путях,    указанных    в
техническо-распорядительном  акте  станции,  где  стоянка  их наиболее
безопасна.  Такие  вагоны  должны быть сцеплены, надежно закреплены от
ухода и ограждены переносными сигналами остановки. Стрелки, ведущие на
пути  стоянки  таких вагонов, устанавливаются в положение, исключающее
возможность  заезда  на  эти  пути,  и запираются. Порядок запирания и
хранения      ключей     от     этих     стрелок     указывается     в
техническо-распорядительном акте станции.
     Вагоны  с  нарядами  охраны или со специалистами грузоотправителя
(грузополучателя) ставятся на том же или смежном пути на расстоянии не
более  50  м  от сопровождаемых ими вагонов с ВМ. Закрепление вагонов,
загруженных  ВМ,  на  станционных  путях  производится  в порядке и по
нормам, установленным техническо-распорядительным актом станции.
     16.5.  Вагоны  с  ВМ в поездах и при маневрах, а также при подаче
(уборке)  на  подъездные  пути  предприятий и организаций должны иметь
прикрытие  в  соответствии с нормами, предусмотренными приложением 5 к
настоящей Инструкции.
     В  качестве  прикрытия  в поездах, в которых следуют вагоны с ВМ,
должны  ставиться  порожние  вагоны или вагоны, загруженные неопасными
грузами.
     Порожние  вагоны должны быть очищены от остатков грузов и мусора,
двери  и  люки  закрыты.  Порожние  цистерны  должны  быть  очищены от
остатков  груза,  крышки  люков закрыты. Не допускается использовать в
качестве   прикрытия   специальные   цистерны,   а   также   цистерны,
специализированные  для  перевозки опасных грузов. Порожние и груженые
платформы  (в  т.ч.  указанные  в  пункте  10 приложения 5 к настоящей
Инструкции), а также транспортеры ставятся в качестве прикрытия, кроме
первого вагона, непосредственно прицепляемого к вагону с ВМ.
     16.6.  Перед  подачей вагонов под погрузку ВМ дежурный по станции
(маневровый  диспетчер)  или  другой работник станции, распоряжающийся
маневрами,  в порядке, установленном техническо-распорядительным актом
станции,  обязан  по  журналу  ф.  ВУ-14  убедиться  в том, что вагоны
осмотрены  и признаны годными в техническом отношении для перевозки ВМ
в  соответствии  с  требованиями  Правил  перевозок  опасных грузов по
железным дорогам.
     16.7.  В  местных  инструкциях  по обслуживанию подъездных путей,
принимающих  под  выгрузку  или  отправляющих вагоны с ВМ, должны быть
определены   маршруты   подачи   и   уборки  таких  вагонов,  скорости
передвижения  маневровых  составов  с  ними,  порядок следования через
переезды  и  охраны  маршрутов,  а  также другие меры, необходимые для
обеспечения безопасности в зависимости от местных условий.
     Подача,  уборка  вагонов с ВМ на подъездные пути арсеналов, баз и
складов  производится,  как  правило,  тепловозами  или  паровозами на
жидком топливе.

                         Формирование поездов

     16.8.  Опасные грузы класса 1 (ВМ) перевозятся в грузовых поездах
одиночными  вагонами,  группами  вагонов с постановкой во всех случаях
соответствующего  прикрытия,  сформированных в пределах норм по весу и
длине,  предусмотренных графиком движения поездов, а также маршрутами,
не  превышающими  вместимость  приемо-отправочных путей на участках их
следования.
     Запрещается ставить вагоны с ВМ в поезда:
     - пассажирские  и  почтово-багажные  (кроме  перевозок табельного
оружия  и  боеприпасов к нему, воинских караулов и команд Министерства
обороны  Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской
Федерации,   других   государственных  военизированных  организаций  и
нарядов военизированной охраны железных дорог);
     - людские,  а  также  имеющие в составе (кроме воинских эшелонов)
отдельные  вагоны  с  людьми  (кроме  вагонов, занятых личным составом
эшелона);
     - соединенные;
     - с  негабаритными  грузами  верхней  третьей,  нижней  третьей и
больших степеней, боковой четвертой и больших степеней негабаритности;
     - превышающие длину, установленную графиком движения поездов.
     Кроме того, запрещается ставить вагоны с ВМ с условными номерами,
указанными  в  пункте  16.2  настоящей  Инструкции, в грузовые поезда,
имеющие в своем составе вагоны:
     - со сжатыми и сжиженными газами (класс 2);
     - легковоспламеняющимися жидкостями (класс 3);
     - легковоспламеняющимися  твердыми веществами, самовозгорающимися
веществами   и   веществами,  выделяющими  воспламеняющиеся  газы  при
взаимодействии с водой, а также влагой воздуха (класс 4);
     - окисляющимися веществами и органическими пероксидами (класс 5);
     - ядовитыми веществами (подкласс 6.1).
     16.9.  Между  сортировочными  и участковыми станциями вагоны с ВМ
могут  следовать  со  всеми грузовыми поездами в соответствии с планом
формирования.  Такие  вагоны  с  промежуточных  станций  на  ближайшие
участковые  или  сортировочные  станции и в обратном направлении могут
следовать   со  сборными,  вывозными  поездами  или  с  диспетчерскими
локомотивами,  а  между  станциями  узла  и предузловыми станциями - с
передаточными и вывозными поездами.
     Сборный  поезд,  в  состав  которого включены вагоны с ВМ, должен
обслуживаться  работником  составительской  или кондукторской бригады,
помощником машиниста, выполняющим обязанности главного кондуктора.
     Не   допускается   постановка  вагонов  с  ВМ  в  поезда  ближних
назначений,  если  по  плану  формирования  для  отправки этих вагонов
предусмотрены более дальние поезда.
     Дежурный по отделению, а при отсутствии отделений железной дороги
в  составе  железной  дороги  -  старший  диспетчер  службы перевозок,
станционные  и  маневровые диспетчеры при планировании поездной работы
обязаны    специально    рассматривать   возможность   первоочередного
отправления  поступающих  на  станцию вагонов с ВМ меньшим количеством
поездов.
     16.10. Для сопровождения вагонов с ВМ военизированной охраной МПС
России,  не  далее  чем за 5 вагонов от этих вагонов, должен ставиться
вагон  с тормозной площадкой или специально выделенный порожний крытый
вагон.
     Если  группа  вагонов,  охраняемая  военизированной  охраной  МПС
России,  расположена  в  головной  части  поезда  не далее чем через 5
вагонов  от  электровоза  или  тепловоза,  при  отсутствии  вагонов  с
тормозными  площадками,  разрешается  проезд  стрелков военизированной
охраны  в  кабине  локомотива поезда с предварительным их инструктажем
машинистом о порядке проезда на локомотиве.
     В  составе  поездов,  в которых следуют воинские транспорты с ВМ,
могут ставиться вагоны с ВМ, не относящиеся к указанным транспортам.
     При  сопровождении  вагонов  с  ВМ  специалистами  или  воинскими
караулами   грузоотправителя   (грузополучателя),   а  также  нарядами
военизированной  охраны  МПС  России  охраняемые ими вагоны ставятся в
поезд  одной  группой.  В  тех  случаях,  когда  эти  вагоны, согласно
настоящей  Инструкции,  включаются  в поезд с прикрытием друг от друга
вагонами  с неопасными грузами или порожними, не относящимися к данной
группе вагонов, такое прикрытие не должно превышать минимальных норм.
     Постановка  вагонов между вагонами с ВМ и вагонами сопровождения,
входящими в состав специальной секции (схемы), не требуется.
     16.11.  В воинских эшелонах допускается совместная перевозка ВМ и
других  опасных  грузов,  принадлежащих данному эшелону, с постановкой
между ними прикрытия - не менее одного вагона.
     Платформы  и  полувагоны  с  танками, самоходными артиллерийскими
установками,  артиллерийскими  тягачами и крытыми бронетранспортерами,
снабженными   боекомплектами,  могут  следовать  в  составе  воинского
эшелона без прикрытия.

                       Следование поездов с ВМ

     16.12.  Поезда,  в  составе  которых  имеются  вагоны  с  ВМ, при
следовании  по  участкам  должны  находиться  под постоянным контролем
поездного   диспетчера,   дежурных   по   станциям,   которые  обязаны
осуществлять   меры,  обеспечивающие  беспрепятственное  и  безопасное
следование этих поездов.
     МПС  России  устанавливает порядок пропуска транзитных поездов, в
составе  которых  имеются вагоны с ВМ, в обход крупных железнодорожных
узлов, имеющих такие обходы.
     О  предстоящем  отправлении  поезда,  в  составе которого имеются
вагоны  с  ВМ, дежурный по станции формирования поезда заблаговременно
сообщает поездному диспетчеру.
     16.13. Номер поезда с буквами "ВМ" должен проставляться в журнале
движения  поездов,  на  графике  исполненного  движения,  в письменных
разрешениях  и  предупреждениях,  выдаваемых  машинисту  локомотива, в
натурных   листах   и   других   документах,  связанных  с  приемом  и
отправлением поездов.
     16.14.  Об  ожидаемом  прибытии  поезда  с ВМ дежурный по станции
обязан   уведомить   работников   пунктов  технического  обслуживания,
коммерческого  осмотра,  военизированной  охраны  МПС  России и других
работников,  осуществляющих  прием  поезда и обработку вагонов с ВМ, в
соответствии  с  местной  инструкцией  о  порядке  работы  с вагонами,
загруженными ВМ.
     16.15.  Не допускается оставление поездов с ВМ без локомотивов на
промежуточных станциях.
     В  исключительных  случаях (при возникновении аварийной ситуации)
состав  поезда  с  ВМ  может  быть  временно оставлен на промежуточной
станции  без  локомотива  по  письменному приказу начальника отделения
железной  дороги, а при отсутствии отделений железной дороги в составе
железной  дороги  -  заместителя  начальника железной дороги. При этом
руководители и работники службы и отдела перевозок обязаны принять все
необходимые  меры  к  ускорению  отправления  по  назначению  временно
оставленного  состава  с  ВМ.  При  наличии  в  поезде  вагонов  с  ВМ
возможность  временного оставления его без локомотива на промежуточной
станции должна быть согласована в зависимости от принадлежности груза:
     Министерству обороны Российской Федерации - с военным комендантом
железнодорожного участка и станции;
     Министерству  внутренних  дел  Российской  Федерации, Федеральной
службе    безопасности    Российской   Федерации,   а   также   другим
министерствам,    ведомствам,   организациям,   охраняемым   караулами
внутренних  войск  МВД  России,  - с отделом специальных перевозок МВД
России.
     При  нахождении в поезде вагонов с ВМ, охраняемых военизированной
охраной  МПС  России,  поездной диспетчер ставит об этом в известность
начальника  ближайшего подразделения (караула) военизированной охраны,
на участке которого расположена станция.
     16.16.  Устранение  технических  и  коммерческих  неисправностей,
обнаруженных   в   пути   следования   у   отдельных   вагонов  с  ВМ,
сопровождаемых  военизированной охраной МПС России, а также у вагонов,
входящих  в  состав  секций  специального  подвижного  состава (схем),
воинских   транспортов   и   эшелонов,   в  зависимости  от  характера
технических  и  коммерческих  неисправностей, условий и объема работы,
может  производиться как с отцепкой и последующей подачей на отдельные
выделенные для этих целей пути, так и без отцепки от состава.
     Отцепка  на  станциях  отдельных  вагонов  с  ВМ по техническим и
коммерческим    неисправностям    от    групп    вагонов,   охраняемых
военизированной охраной МПС России, допускается только в случаях, если
обеспечивается   охрана   отцепляемых   вагонов.  В  противном  случае
отцепляется  вся  охраняемая  нарядом  военизированной  охраны  группа
вагонов.   Начальник   станции  обязан  вызвать  дополнительный  наряд
военизированной охраны и после его прибытия отправить исправные вагоны
отцепленной группы по назначению.
     Отцепка  вагонов  от  воинских  транспортов,  а  также  от  групп
вагонов,  следующих в сопровождении воинского караула или специалистов
грузоотправителя   (грузополучателя),   запрещается.   Для  устранения
неисправностей  или перегрузки грузов в исправные вагоны задерживается
весь  транспорт (группа вагонов), о чем дежурный по станции (начальник
станции) должен сообщить дежурному по отделению или старшему дорожному
диспетчеру  службы  перевозок  управления железной дороги, а последние
обязаны   также  поставить  в  известность  о  задержке  транспорта  в
установленном  порядке  военного коменданта железнодорожного участка и
станции и отдел специальных перевозок МВД России. По окончании ремонта
или перегрузки груза вагоны должны быть включены в состав задержанного
транспорта (группы вагонов) и отправлены по назначению.
     При  необходимости отцепочного ремонта вагонов, входящих в состав
секции  специального  подвижного  состава  для  перевозки  ВМ, а также
специально  сформированных  схем, такие вагоны могут быть отцеплены от
секции  (схемы)  и  поданы  на  ремонтные пути только с согласия и под
наблюдением  сопровождающего  груз  специалиста, начальника караула. В
этом  случае  весь  состав  секции (схемы), в которой обнаружен вагон,
требующий отцепочного ремонта, задерживается. Отремонтированные вагоны
должны  быть  включены  в  соответствующее  место секции (схемы). Если
порожний вагон секции (схемы) из-за технической неисправности не может
следовать   до  станции  назначения,  по  заявке  сопровождающих  груз
специалистов  или  начальника караула он может быть отцеплен от секции
(схемы) и отправлен по новому назначению с соответствующим оформлением
перевозочных документов.
     Во   всех   указанных   случаях   задержанные   вагоны  воинского
транспорта,  секции  специального  подвижного состава (схемы), а также
группы вагонов с ВМ в сопровождении военизированной охраны МПС России,
воинского  караула или специалистов грузоотправителя (грузополучателя)
устанавливаются на пути, предусмотренные в техническо-распорядительном
акте  станции  для  стоянки вагонов с ВМ в соответствии с требованиями
пункта 16.19 настоящей Инструкции.
     Порядок технического обслуживания и коммерческого осмотра поездов
и  вагонов с ВМ устанавливается местной инструкцией о порядке работы с
вагонами, загруженными ВМ.

                    Действия в аварийных ситуациях

     16.17.  Работники,  связанные с движением поездов, должны знать и
четко  выполнять  Правила  безопасности и порядок ликвидации аварийных
ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам.
     В  случае  опасности, угрожающей поезду с ВМ (горение букс, излом
оси,  сход  подвижного  состава,  возгорание  вагона или груза и др.),
локомотивные  и  кондукторские  бригады, лица, осуществляющие охрану и
сопровождение  грузов, дежурные по станциям, а также другие работники,
связанные  с приемом, отправлением, пропуском и обслуживанием поездов,
обязаны принять все зависящие от них меры к его остановке и ликвидации
опасности.
     Следование  поезда с вагонами, имеющими неисправности, выявленные
приборами  контроля состояния подвижного состава и его ходовых частей,
запрещается.
     16.18.  В  указанных в пункте 16.17 настоящей Инструкции случаях,
происшедших  на  перегоне,  машинист локомотива или главный кондуктор,
если  он  сопровождает  поезд,  обязаны  немедленно  сообщить  об этом
поездному  диспетчеру  или дежурному по ближайшей станции для принятия
мер.  При  этом  в  случае  аварии  (схода подвижного состава и т.п.),
пожара  -  сообщить  об  их  обстоятельствах, наличии и расположении в
составе  поезда  вагонов  с  ВМ  и  другими опасными грузами, передать
номера  аварийных  карточек  (указанных  на оборотной стороне дорожной
ведомости)  или  содержание  аварийных  карточек  (в случае, когда они
приложены  к перевозочным документам). На электрифицированных участках
поездной  диспетчер,  получив  это сообщение, при необходимости должен
дать  указание энергодиспетчеру о снятии напряжения с контактной сети.
Машинист   локомотива   или   главный   кондуктор  обязаны  исходя  из
создавшейся  обстановки  осуществлять  возможные  меры  по  ликвидации
аварийной   ситуации   и   ее  последствий,  руководствуясь  командами
поездного  диспетчера,  требованиями должностной инструкции, аварийных
карточек,  указаниями специалистов, сопровождающих ВМ и другие опасные
грузы.
     Дежурный  по  станции,  получив  сообщение  машиниста  поезда  об
аварии,  должен полностью передать его содержание поездному диспетчеру
и действовать в соответствии с его указаниями.
     16.19.  При  обнаружении  в  движущемся  поезде  с  ВМ возгорания
какого-либо груза или подвижного состава поезд должен быть остановлен.
Место  остановки  поезда  выбирается  с учетом наименьших последствий,
представляющих  угрозу поражения людей и загрязнения окружающей среды,
повреждения  тоннелей,  мостов,  жилых  и станционных зданий, складов,
находящегося на путях подвижного состава и т.д.
     После  остановки  поезда локомотивная бригада совместно с лицами,
сопровождающими  или  охраняющими  ВМ,  обязаны  немедленно произвести
отцепку  горящих  вагонов  и  отвод  их от другого подвижного состава,
предварительно  закрепив  в  установленном  порядке  оставшуюся  часть
состава,  и, с учетом особенностей данного груза, до прибытия пожарной
помощи  принять  возможные  меры  к ликвидации пожара в соответствии с
требованиями,  предусмотренными  Инструкцией  по  обеспечению пожарной
безопасности   на   локомотивах   и  моторвагонном  подвижном  составе
(ЦТ-ЦУО/175 от 27.04.1993).
     16.20.  При  возникновении  аварийной  ситуации  с  ВМ в пределах
станции  дежурный  по  станции обязан сообщить о случившемся поездному
диспетчеру  и  начальнику  станции  и установить возможность и условия
дальнейшего  пропуска  поездов,  производства  маневровой работы и при
необходимости принять меры к прекращению движения поездов и маневров.
     В  случае возникновения пожара в вагоне, не загруженном ВМ, или в
рядом  расположенном  здании,  сооружении,  обустройстве  вагоны  с ВМ
должны  быть  удалены  из  зоны пожара на безопасное расстояние, но не
менее чем на 100 м.
     16.21. О всех происшествиях с такими поездами и вагонами поездной
диспетчер   обязан   сообщить  дежурному  по  отделению  или  старшему
дорожному   диспетчеру   службы   перевозок   и   совместно   с   ними
незамедлительно  принимать  меры  к  быстрейшей ликвидации последствий
аварийных ситуаций.
     Дежурный  по  отделению  обязан сообщить о случившемся начальнику
отделения  железной  дороги  и  старшему  дорожному  диспетчеру службы
перевозок.
     Старший  диспетчер службы перевозок обязан сообщить о случившемся
заместителю начальника железной дороги.
     16.22.  Другие  действия  по  осуществлению  мер  безопасности  и
ликвидации  последствий  аварийных  ситуаций  с  ВМ должны проводиться
исходя  из  создавшейся  обстановки  согласно  Правилам безопасности и
порядку ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке
их по железным дорогам и Правилам перевозок опасных грузов по железным
дорогам.".
     1.22. По приложению 2 настоящей Инструкции:
     1.22.1. Пункт 1 изложить в следующей редакции:
     "1. При закреплении вагонов на станционных путях в соответствии с
требованиями,  изложенными в главе 11 настоящей Инструкции, необходимо
руководствоваться следующими минимальными нормами:
     1.1.  На  горизонтальных  путях  и  путях  с  уклонами  до 0,0005
включительно  -  по  одному  тормозному башмаку для закрепления любого
количества  вагонов  с  обеих  сторон  (состава,  группы  вагонов  или
одиночного вагона).
     1.2.   На   путях  с  уклонами  более  0,0005  нормы  закрепления
определяются по следующим расчетным формулам:
     1.2.1.  при  закреплении  одиночных вагонов, а также составов или
групп,  состоящих  из однородного по весу (брутто) подвижного состава:
грузовых  груженых или порожних вагонов независимо от их рода, вагонов
пассажирского   парка,   включая   моторвагонный   подвижной   состав;
рефрижераторных  вагонов при условии, что в группе (секции) все вагоны
груженые  или  все  порожние  (в  том числе порожняя секция с машинным
отделением); сплоток локомотивов в недействующем состоянии.
     1.2.2.  при  закреплении смешанных (разнородных по весу) составов
или  групп,  состоящих  из  груженых  и  порожних вагонов или груженых
вагонов   различного   веса,   при   условии,  что  тормозные  башмаки
укладываются  под  вагоны с нагрузкой на ось не менее 15 т (брутто), а
при  отсутствии таких вагонов - под вагоны с меньшей нагрузкой на ось,
но максимальной для закрепляемой группы.
     При   соблюдении   условий,   указанных  в  пп.  1.2.1  и  1.2.2,
применяется формула (1):

          n
     К = --- (1,5i + 1), (1)
         200

     где:
     К - необходимое количество тормозных башмаков;
     n - количество осей в составе (группе);
     i - средняя величина уклона пути или отрезка пути в тысячных;
     (1,5i + 1) - количество тормозных башмаков на каждые 200 осей.
     1.2.3. при закреплении смешанных составов или групп, состоящих из
разнородных  по  весу вагонов, если тормозные башмаки укладываются под
порожние  вагоны,  вагоны  с  нагрузкой  менее  15 т на ось брутто, не
являющиеся  самыми  тяжелыми  вагонами  в  группе,  или  под  вагоны с
неизвестной нагрузкой на ось, применяется формула (2):

          n
     К = --- (4i + 1), (2)
         200

     где (4i + 1) - количество тормозных башмаков на каждые 200 осей.
     1.2.4.   нормы  закрепления,  рассчитанные  по  данным  формулам,
указываются в техническо-распорядительном акте (ТРА) станции.
     Необходимое  количество  тормозных  башмаков может определяться с
использованием  утвержденной  МПС  автоматизированной  системы расчета
норм закрепления.".
     1.22.2.  В  пункте  3  слова  "указанные  в п. п. 1 - 3" заменить
словами: "указанные в пункте 1".
     1.22.3.  В пункте 4 слова "по среднему значению профиля" заменить
словами:  "по  средней  величине  уклона  для  всей длины пути". Слова
"Границы таких отрезков и нормы закрепления вагонов в пределах каждого
отрезка указываются в ТРА станции" исключить.
     1.22.4. В пункте 5 слова "с подпунктом 1 "б" заменить словами: "с
подпунктом 1.2.3".
     1.22.5. В пункте 7 исключить слова: "На горизонтальных путях (или
путях  с  уклонами  менее  0,0005) башмаки укладываются с обеих сторон
состава.".  Слова "На уклонах от 0,0005 до 0,001 включительно порожние
вагоны  закрепляются"  заменить  словами:  "На уклонах более 0,0005 до
0,001 включительно вагоны закрепляются".
     1.22.6.  В абзаце втором пункта 10 слова "На горизонтальных путях
или   путях   с   уклонами   менее   0,0005"   заменить  словами:  "На
горизонтальных путях или путях с уклоном 0,0005 и менее".
     1.23. Приложение 5 Инструкции изложить в следующей редакции:

                          "МИНИМАЛЬНЫЕ НОРМЫ
     ПРИКРЫТИЯ В ПОЕЗДАХ И ПРИ МАНЕВРАХ ДЛЯ ВАГОНОВ, ЗАГРУЖЕННЫХ
         ОПАСНЫМИ ГРУЗАМИ КЛАССА 1 (ВЗРЫВЧАТЫМИ МАТЕРИАЛАМИ)

-----------------------------------------------------------------------
| Условия, при которых требуется прикрытие     |    Число вагонов     |
|                                              |      прикрытия       |
|                                              |----------------------|
|                                              |по схеме А |по схеме Б|
|----------------------------------------------|-----------|----------|
|                       1                      |     2     |    3     |
|----------------------------------------------|-----------|----------|
| От ведущего локомотива:                      |           |          |
|----------------------------------------------|-----------|----------|
| всех крытых специализированных вагонов с     |           |          |
| ВМ (независимо от вида тяги и топлива)       |3          |3         |
|----------------------------------------------|-----------|----------|
| платформ и полувагонов с ВМ от:              |           |          |
|----------------------------------------------|-----------|----------|
| паровоза на твердом топливе                  |5          |5         |
|----------------------------------------------|-----------|----------|
| других видов локомотивов                     |3          |3         |
|----------------------------------------------|-----------|----------|
| От хвоста поезда с учетом последнего вагона, |3          |3         |
| в том числе при подталкивании                |           |          |
|----------------------------------------------|-----------|----------|
| От вагонов, занятых личным составом эшелона  |3          |3         |
|----------------------------------------------|-----------|----------|
| От подвижного состава (вагонов, локомотивов  |3          |1         |
| в недействующем состоянии, кранов и других   |           |          |
| механизмов на железнодорожном ходу) с        |           |          |
| проводниками, специально выделенными         |           |          |
| работниками для сопровождения грузов,        |           |          |
| караулами, нарядами охраны                   |           |          |
|----------------------------------------------|-----------|----------|
| От вагонов с опасными грузами (кроме вагонов |3          |3         |
| с опасными грузами классов 2, 3, 4, 5 и      |           |          |
| подкласса 6.1)                               |           |          |
|----------------------------------------------|-----------|----------|
| От вагонов с опасными грузами классов 2, 3,  |Запрещается|3         |
| 4, 5 и подкласса 6.1                         |           |          |
|----------------------------------------------|-----------|----------|
| От порожних цистерн, предназначенных для     |1          |1         |
| перевозки опасных грузов                     |           |          |
|----------------------------------------------|-----------|----------|
| От вагонов с ВМ с условными номерами: 115,   |3          |3         |
| 119, 121, 126, 128, 130, 134, 137, 141, 143, |           |          |
| 148, 154, 155, 156, 167, 168, 176, 179, 182, |           |          |
| 199                                          |           |          |
|----------------------------------------------|-----------|----------|
| От вагонов с прочими ВМ                      |3          |0         |
|----------------------------------------------|-----------|----------|
| От платформ и полувагонов с лесоматериалами, |1          |1         |
| стальными и железобетонными балками,         |           |          |
| рельсами, трубами и аналогичными грузами,    |           |          |
| погруженными с выходом за пределы концевой   |           |          |
| балки и транспортеров                        |           |          |
|----------------------------------------------|-----------|----------|
| От паровоза на твердом топливе, тепловоза    |1          |1"        |
| (паровоза) при маневрах и при подаче         |           |          |
| (уборке) вагонов с ВМ на подъездные пути     |           |          |
-----------------------------------------------------------------------

     2.  Руководителям  департаментов  и  начальникам  управлений  МПС
России,  начальникам  железных  дорог,  начальникам отделений железных
дорог  обеспечить  проведение  соответствующего  инструктажа  со всеми
причастными   работниками,   изучение   и  выполнение  ими  настоящего
Указания.

Заместитель Министра
                                                           И.С.БЕСЕДИН
21 декабря 1998 г.
N Б-1482у