1. РЕШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ОРГАНА О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ОПЕРАЦИЙ ПО СЧЕТАМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА, НАПРАВЛЕННОЕ В БАНК, МОЖЕТ СОДЕРЖАТЬ ОДНОВРЕМЕННО ТРЕБОВАНИЕ О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ВСЕХ РАСХОДНЫХ ОПЕРАЦИЙ ПО СЧЕТАМ И УКАЗАНИЕ ПО СТРОКЕ <*> СУММЫ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ ВЗЫСКАНИЮ ПО РЕШЕНИЮ О ВЗЫСКАНИИ НАЛОГА ИЛИ СБОРА. ОБЯЗАН ЛИ БАНК ПРИОСТАНОВИТЬ ВСЕ РАСХОДНЫЕ ОПЕРАЦИИ ПО СЧЕТАМ ИЛИ ЖЕ ТОЛЬКО В ПРЕДЕЛАХ УКАЗАННОЙ СУММЫ? 2. ОСТАТОК ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА КАКОЙ МОМЕНТ ДОЛЖЕН УКАЗЫВАТЬСЯ БАНКОМ В СООБЩЕНИИ, НАПРАВЛЯЕМОМ В НАЛОГОВЫЙ ОРГАН В СООТВЕТСТВИИ С П. 5 СТ. 76 НК РФ: НА НАЧАЛО ОПЕРАЦИОННОГО ДНЯ, В ТЕЧЕНИЕ КОТОРОГО ПОСТУПИЛО РЕШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ОРГАНА О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ОПЕРАЦИЙ ПО СЧЕТАМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА; НА КОНЕЦ ОПЕРАЦИОННОГО ДНЯ, В ТЕЧЕНИЕ КОТОРОГО ПОСТУПИЛО ДАННОЕ РЕШЕНИЕ, ИЛИ НА МОМЕНТ ПРИНЯТИЯ К ИСПОЛНЕНИЮ ДАННОГО РЕШЕНИЯ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 12 июля 2007 г. N 03-02-07/1-325 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее. 1. Согласно п. 1 ст. 76 Кодекса приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора, если иное не предусмотрено п. 3 данной статьи. Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено п. 2 указанной статьи. Пунктом 2 ст. 76 Кодекса установлено, что приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в случае неисполнения им требования об уплате налога, пеней и штрафа означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке. В соответствии с п. 4 указанной статьи Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@ "Об утверждении форм требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, документа о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации" утверждена форма решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке. Форма указанного решения предусматривает описательную и резолютивную части. В описательной части решения излагаются обстоятельства существа установленного факта нарушения законодательства о налогах и сборах (неисполнение требования об уплате налогов, сборов, пеней и штрафов или непредставление в установленные законодательством о налогах и сборах сроки налоговых деклараций). Исходя из существа установленного факта нарушения законодательства о налогах и сборах, руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение о приостановлении расходных операций по счетам налогоплательщика на всю сумму денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика, в случае непредставления налоговой декларации в налоговый орган в течение десяти дней по истечении установленного срока ее представления, или в пределах суммы, подлежащей взысканию в соответствии с решением о взыскании за счет денежных средств на счетах в банках. В случае если в форме решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в строке <*> указывается сумма, подлежащая взысканию в соответствии с решением о взыскании за счет денежных средств на счетах в банках, это означает, что банк обязан приостановить все расходные операции по счетам налогоплательщика в банке в пределах суммы, указанной в строке <*>. 2. В соответствии с п. 5 ст. 76 Кодекса банк обязан сообщить в налоговый орган об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, не позднее следующего дня после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке. Согласно п. 7 ст. 76 Кодекса приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций. Дата и время получения банком такого решения указывается в уведомлении о вручении или в расписке о его получении. При направлении в банк указанного решения в электронном виде дата и время его получения банком определяется в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с ФНС России. Порядок направления в банк решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке и решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке на бумажном носителе утвержден Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/824@. Согласно п. 2 указанного Порядка моментом получения банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, принятого в соответствии со ст. 76 Кодекса, является для решения, направленного в банк заказным почтовым отправлением, - дата и время, указанные в уведомлении о вручении; для решения, врученного под расписку представителю банка, - дата и время, указанные в отметке о принятии решения. Учитывая изложенное, полагаем, что банк обязан сообщать в налоговый орган об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке на момент получения банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке. Кроме того, банк не вправе самостоятельно определять момент приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 12 июля 2007 г. N 03-02-07/1-325 |