ОБРАЩЕНИЕ О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО ПЕРЕХОДУ ОТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФОРМ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ К УПРАВЛЕНИЮ ИМИ СОБСТВЕННИКАМИ ЖИЛЬЯ МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА 11 июля 2007 г. N 13 (Д) Мэру Москвы Ю.М. Лужкову Уважаемый Юрий Михайлович! Законом города Москвы от 14 февраля 2007 года N 4 "Об установлении сроков проведения открытых конкурсов по выбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в городе Москве" продлен срок, в течение которого жители города Москвы могут самостоятельно выбирать управляющую организацию. Необходимость принятия такого решения была обусловлена тем, что жители оказались неподготовленными к тому, чтобы сделать этот выбор осознанно. Тот факт, что переход к рыночным методам управления многоквартирными домами приведет к экономии финансовых ресурсов граждан, вызывает сомнение у каждого, кто реально отдает себе отчет в степени физического и морального износа жилищного фонда и инженерной инфраструктуры. В то же время заключение договора с управляющей организацией не позволит жителям самоустраниться от работы по контролю за ее деятельностью, поэтому нужны очевидные стимулы, благодаря которым граждане захотели бы взять на себя эти обязанности. Нужно отметить, что плата за жилищно-коммунальные услуги постоянно увеличивается. До сих пор неразрешенным остается вопрос о капитальном ремонте. Жители длительное время не ремонтировавшихся домов небезосновательно полагают, что будет предпринята попытка за их счет решить вопросы, связанные с капитальным ремонтом. Таким образом, несмотря на рыночные приоритеты, государство не может себе позволить самоустраниться из жилищной сферы и должно активно формировать цивилизованную рыночную среду. Переход на договорные отношения требует точно определить предмет договора, а работа по передаче гражданам технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям, - не выполнена. Таким образом, москвичи вынуждены заключать договор управления многоквартирным домом, точно не зная, в каком состоянии находится имущество, за которое они должны будут самостоятельно отвечать. В то же время до приведения жилья в соответствующее эксплуатационным нормативам состояние проблемы капитального ремонта не должны возлагаться только на население. При заключении договора управления многоквартирными домами налицо очевидное неравенство сторон договора. Управляющие организации имеют специалистов, способных оценить и объем работ, выполнение которых требуется по каждому конкретному дому, и финансовые ресурсы, необходимые для их выполнения, чего нельзя сказать о большинстве граждан, которые не смогут получить соответствующую информацию в короткий срок без помощи органов государственной власти. Это открывает дорогу мошенничеству, последствия которого в очередной раз придется компенсировать за счет средств бюджета города Москвы. Другим препятствием для перехода на рыночные отношения является существование разных категорий собственников. Некоторые граждане должны оплачивать все расходы из своего кармана, другие имеют право на получение льгот по оплате услуг или субсидий из бюджетов разного уровня. Часть такой финансовой помощи поступает непосредственно на персональные счета граждан, другая - напрямую ресурсоснабжающим организациям. И в том, и в другом случае эти граждане лишены возможности управлять этими средствами. Они не могут, например, приостановить платеж за услугу в случаях, когда начисление произведено, а услуга не оказана. Отказ от оплаты неоказанных или некачественных услуг является наиболее действенной формой самозащиты гражданских прав. Невозможность использования такой формы будет тормозить развитие рыночных отношений и мешать принятию совместных решений различными категориями собственников. Отдельно необходимо решать вопрос о представителе собственника - города. Необходимо создание института представителей, закрепленных за каждым конкретным домом. Правительство Москвы приняло ряд постановлений, посвященных реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации в сфере управления многоквартирными домами, однако некоторые вопросы остаются нерешенными. В связи с изложенным Московская городская Дума, поддерживая принимаемые Правительством Москвы меры по реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации, обращает внимание не необходимость определения следующих приоритетов в этой работе: 1) организовать проведение бесплатных семинаров для собственников квартир в многоквартирных домах и управляющих организаций об их правах и обязанностях, необходимости заключения и исполнения договоров управления такими домами, проведение обучающих семинаров для представителей муниципалитетов; 2) привлекать окружные и районные средства массовой информации к разъяснению порядка заключения и исполнения договоров управления многоквартирными домами; 3) организовать проведение публичных дискуссий и телемостов между представителями управляющих организаций, органов государственной власти и органов жилищного самоуправления на радио и телевидении; 4) подготовить и утвердить постановлением Правительства Москвы примерный договор управления многоквартирным домом; 5) органам исполнительной власти разработать методические рекомендации и информационные брошюры для населения по вопросам, связанным с управлением многоквартирным домом; 6) разработать форму и порядок внесения в технический паспорт многоквартирного дома описания состава общего имущества в многоквартирном доме. Обеспечить передачу собственникам по их требованию технического паспорта многоквартирного дома; 7) не допускать заключения договора управления без оформления двухстороннего акта состояния общего имущества в многоквартирном доме, подписываемого уполномоченным представителем организации, которая осуществляла управление многоквартирным домом, и уполномоченным представителем организации, которая будет управлять многоквартирным домом; 8) довести до собственников помещений в многоквартирном доме, а также до нанимателей, арендаторов и других пользователей помещениями, находящимися в собственности города Москвы, что представителем собственника помещений города Москвы со дня регистрации юридического лица - государственного учреждения города Москвы "Инженерная служба района" будет являться лицо, уполномоченное данным учреждением соответствующего района; 9) подготовить предложения по выполнению обязательств города Москвы по капитальному ремонту многоквартирных домов; 10) разработать и внедрить систему персональных расчетных счетов граждан для оплаты жилищно-коммунальных услуг при предоставлении субсидий из бюджетов разного уровня; 11) обеспечить финансирование перечисленных мероприятий. Председатель Московской городской Думы В.М. Платонов 11 июля 2007 г. N 13 |