ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ РОСРЕГИСТРАЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПОЛНОМОЧИЙ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ КОДЕКСОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ПО ПРОЦЕДУРАМ БАНКРОТСТВА И ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНАЯ РЕГИСТРАЦИОННАЯ СЛУЖБА 28 мая 2007 г. N 102 (Д) В целях организации и осуществления работы по реализации прав, предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1), Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1), Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст. 4190), Положением о Федеральной регистрационной службе, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1315 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4110), приказываю: 1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по организации деятельности должностных лиц Росрегистрации по осуществлению полномочий, предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по процедурам банкротства и финансового оздоровления. 2. Считать утратившими силу Методические рекомендации по организации деятельности территориальных органов Федеральной регистрационной службы по осуществлению полномочий, предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по процедурам банкротства и финансового оздоровления, утвержденные Приказом Федеральной регистрационной службы от 30 мая 2005 г. N 62, и Общие рекомендации по осуществлению полномочий, предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по делам о нарушениях законодательства о банкротстве, направленные в территориальные органы письмом Федеральной регистрационной службы от 22 сентября 2006 г. N 7-3302-СМ. Директор С.В.ВАСИЛЬЕВ 28 мая 2007 г. N 102 ---------------------------------------------------------------------- Не нуждается в государственной регистрации. Письмо Минюста России от 2 июля 2007 г. N 01/6469-АБ. Приложение к Приказу Федеральной регистрационной службы от 28 мая 2007 года N 102 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ РОСРЕГИСТРАЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПОЛНОМОЧИЙ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ КОДЕКСОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ПО ПРОЦЕДУРАМ БАНКРОТСТВА И ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ 1. Общие положения 1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1), Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст. 4190), Положением о Федеральной регистрационной службе, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1315 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4110), Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 марта 2005 г. N 22 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной регистрационной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 марта 2005 г., регистрационный N 6440). 1.2. Данный документ рекомендован для реализации должностными лицами Росрегистрации и ее территориальных органов (далее - должностные лица Росрегистрации) прав и полномочий, предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) при рассмотрении обращений на действия (бездействие) арбитражных управляющих в процессе исполнения последними требований по осуществлению обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". 2. Рекомендации по рассмотрению поступивших обращений 2.1. Предложения, заявления или жалобы на действия (бездействие) арбитражных управляющих подлежат рассмотрению должностными лицами Росрегистрации в соответствии с порядком, установленным действующими федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации и Росрегистрации. 2.2. При получении должностным лицом Росрегистрации сообщения, не содержащего сведений о неправомерных действиях арбитражного управляющего, рекомендуется направлять указанное сообщение в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих (далее - СРО) для проведения проверки в порядке, установленном Правилами проведения саморегулируемой организацией арбитражных управляющих проверки деятельности своих членов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2003 г. N 366 (Собрание законодательства Российской Федерации, 30 июня 2003 г., N 26, ст. 2663). В данном случае ответ заявителю дает СРО. Если материалы направляются в СРО с контролем исполнения, то СРО дает ответ по результатам проверки в установленный законом срок заявителю и Росрегистрации. 2.3. В соответствии со статьей 28.3 Кодекса уполномоченные должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, составляют протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.12 Кодекса (фиктивное или преднамеренное банкротство), частями 1 - 3 статьи 14.13 Кодекса (неправомерные действия при банкротстве), статьей 14.23 Кодекса (осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом), частью 1 статьи 19.4 Кодекса (неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), частью 1 статьи 19.5 Кодекса (невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства), статьей 19.6 Кодекса (непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения), статьей 19.7 Кодекса (непредставление сведений (информации), в случае, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими. 2.4. При получении сообщения, являющегося поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 28.1 Кодекса, и содержащего достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, уполномоченным должностным лицом составляется протокол об административном правонарушении. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 28.1 Кодекса являются: - непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; - поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, а также сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве - сообщения и заявления собрания (комитета) кредиторов; - сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьями 14.12, 14.13, 14.23 Кодекса). В том случае, если жалобы, сообщения и заявления о наличии в действиях арбитражного управляющего административных правонарушений, предусмотренных статьями 14.12, 14.13, 14.23 Кодекса, поступили от физических и юридических лиц, а также содержались в сообщениях средств массовой информации, рекомендуется организовать проверку доводов, изложенных в этой жалобе, направить запросы в соответствующие территориальные органы либо поручить совершение отдельных действий, предусмотренных Кодексом, запросить необходимые документы у арбитражного управляющего, в саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой является арбитражный управляющий, или в арбитражном суде и по результатам проверки составить протокол об административном правонарушении либо вынести определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. В соответствии со статьей 26.9 Кодекса поручения и запросы подлежат исполнению не позднее чем в пятидневный срок со дня получения указанного поручения либо запроса. В соответствии с частью 3 статьи 28.1 Кодекса дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частью 1 указанной статьи Кодекса, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. 2.5. В соответствии со статьей 4.5 Кодекса срок привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве) установлен один год со дня совершения правонарушения. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения, сроки, предусмотренные частью 1 названной статьи, начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении. Согласно пунктам 1 - 3 части 4 статьи 28.1 Кодекса дело об административном правонарушении по процедурам банкротства и финансового оздоровления считается возбужденным с момента: - составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 Кодекса, - доставление, изъятие документов; - составления протокола об административном правонарушении; - вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 Кодекса. 2.6. Согласно части 1 статьи 28.5 Кодекса протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения, при наличии достаточных данных, указывающих на событие и состав административного правонарушения. 2.7. Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, в соответствии с частью 2 статьи 28.5 Кодекса, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. При этом рекомендуется учитывать разъяснения, данные Постановлениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 г. N 10, по вопросу нарушения административным органом установленных статьями 28.5 и 28.8 Кодекса сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье. 2.8. В соответствии со статьей 25.5 Кодекса для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может участвовать защитник. В качестве защитника к участию в производстве по делу допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката подтверждаются удостоверением адвоката и ордером. Полномочия иного лица удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом. Защитник допускается к участию в производстве по делу с момента составления протокола об административном правонарушении. Защитник, допущенный к участию в деле об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановления по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом. 3. Возбуждение дела и административное расследование 3.1. При наличии повода для возбуждения дела об административном правонарушении, но при необходимости производства экспертизы или совершения иных процессуальных действий, предусмотренных законом и требующих значительных временных затрат, в соответствии со статьей 28.7 Кодекса уполномоченным должностным лицом выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении и административном расследовании. При проведении административного расследования рекомендуется руководствоваться требованиями указанной статьи и Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". С учетом положений абзаца второго подпункта "а" пункта 3 указанного Постановления вопрос о проведении административного расследования решается при возбуждении дела должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении (статья 28.3 Кодекса), а также прокурором (часть 2 статьи 28.7 Кодекса). При этом рекомендуется учитывать, что административное расследование допускается только при выявлении административных правонарушений в отраслях законодательства, перечисленных в части 1 статьи 28.7 Кодекса. Не рекомендуется возбуждение дела об административном правонарушении и проведение административного расследования по административным правонарушениям, предусмотренным статьями 19.4, 19.5, 19.6, 19.7 Кодекса. 3.2. Рекомендуется учитывать, что Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" определяет административное расследование как комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий должностных лиц, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений. В этой связи рекомендуется в ходе административного расследования осуществлять действия по сбору необходимых доказательств, в том числе путем проведения экспертизы, установления свидетелей, проживающих в другой местности, отбора их показаний, направления поручений и запросов в соответствующие территориальные органы, истребования сведений, необходимых для разрешения дела. Таким образом, при вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и административном расследовании рекомендуется учитывать следующее: необходимость истребования письменных доказательств по делу об административном правонарушении в саморегулируемых организациях арбитражных управляющих, уполномоченных органах, расположенных в иной местности; истребование объяснений от свидетелей, проживающих в другой местности; установления места нахождения нарушителя и истребования от него письменных объяснений; выполнение иных процессуальных действий, в том числе проведение экспертизы (почерковедческой), изъятие документов, доставление нарушителя для составления протокола об административном правонарушении и т.п. 3.3. В соответствии с частью 3 статьи 28.7 Кодекса в определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, а также данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, и статья Кодекса, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. Обращаем внимание, что в определении рекомендуется перечислять конкретные действия, которые планируется выполнить в ходе расследования, а также указывать на выполнение иных процессуальных действий. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу, в отношении которого оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные главой 25 Кодекса, о чем делается запись в определении. 3.4. В соответствии с частью 3.1 статьи 28.7 Кодекса копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении в течение суток вручается под расписку либо высылается заказным письмом с уведомлением о вручении физическому лицу, в отношении которого оно вынесено. 3.5. Административное расследование в соответствии со статьей 28.7 Кодекса проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении. 4. Обстоятельства, подлежащие установлению в процессе административного расследования 4.1. На основании статьи 26.1 Кодекса по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. 4.2. Доказательствами по делу об административном правонарушении, в соответствии со статьей 26.2 Кодекса, являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. 4.3. Совершение административного правонарушения может быть установлено протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, привлекаемого к административной ответственности, показаниями свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. В соответствии с частью 3 статьи 26.2 Кодекса не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. 4.4. Согласно Кодексу для выяснения всех обстоятельств административного правонарушения предусмотрена возможность проведения следующих процессуальных действий по возбужденному делу: 1) получение объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (статья 26.3 Кодекса); 2) получение показаний свидетелей по делу об административном правонарушении (статья 26.3 Кодекса); 3) проведение экспертизы (статья 26.4 Кодекса); 4) фотографирование или фиксирование иным способом вещественных доказательств (статья 26.6 Кодекса); 5) направление поручения для совершения определенных действий по делу об административном правонарушении (статья 26.9 Кодекса); 6) направление запроса по делу об административном правонарушении (статья 26.9 Кодекса); 7) истребование сведений, необходимых для разрешения дела (статья 26.10 Кодекса); 8) доставление (статья 27.2 Кодекса); 9) изъятие документов (статья 27.10 Кодекса). 4.5. В соответствии со статьей 25.2 Кодекса потерпевшим является физическое или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен имущественный или моральный вред. Однако в связи с тем, что действующим законодательством предусмотрен особый порядок рассмотрения в судах дел по возмещению морального вреда и имущественного ущерба, привлечение в качестве потерпевших физических и юридических лиц на стадии административного расследования не рекомендуется. Полагаем возможным рекомендовать указанным лицам обращаться за защитой своих нарушенных прав непосредственно в суд. 4.6. В соответствии со статьей 26.3 Кодекса объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу. Объяснения отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу. В этом случае объяснения указанных лиц оформляются протоколом показаний, с соблюдением требований, предусмотренных главой 25 Кодекса. 5. Назначение экспертизы 5.1. В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, должностное лицо, в производстве которого находится дело, на основании статьи 26.4 Кодекса выносит определение о назначении экспертизы. 5.2. В соответствии с частью 2 статьи 26.4 Кодекса в определении указываются: 1) основания для назначения экспертизы; 2) фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза; 3) вопросы, поставленные перед экспертом; 4) перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта. Кроме того, в определении должно быть отражено разъяснение эксперту его прав и обязанностей, а также предупреждение об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. 5.3. В соответствии с частью 4 статьи 26.4 Кодекса до направления определения для исполнения должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, обязано ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, разъяснить права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных им лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта. 5.4. Согласно части 6 статьи 26.4 Кодекса заключение эксперта не является обязательным для должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано. 5.5. На основании статьи 26.5 Кодекса для проведения экспертизы должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, образцы иных предметов, необходимых для проведения экспертизы. В случае необходимости при взятии проб и образцов применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. О взятии проб и образцов составляется протокол в соответствии со статьей 27.10 Кодекса. 6. Вещественные доказательства 6.1. В соответствии со статьей 26.6 Кодекса, в случае необходимости, вещественные доказательства фотографируются или фиксируются иным установленным способом и приобщаются к делу об административном правонарушении. О наличии вещественных доказательств делается запись в протоколе об административном правонарушении или в ином протоколе, предусмотренном Кодексом. Должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, обязано принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств. 6.2. В соответствии со статьей 26.7 Кодекса документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации. 6.3. В необходимых случаях должностное лицо, осуществляющее административное расследование, в соответствии со статьей 27.10 Кодекса вправе произвести изъятие документов, имеющих значение доказательств по делу. Об изъятии составляется протокол, в котором указываются сведения о виде и реквизитах изъятых документов. В случае необходимости изъятые документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия. Изъятые документы до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие документов, в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти. 7. Поручения и запросы по делу 7.1. В соответствии со статьей 26.9 Кодекса для получения доказательств по делу об административном правонарушении должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе направлять запросы в соответствующие территориальные органы Росрегистрации либо поручения о совершении отдельных действий, предусмотренных Кодексом, должностному лицу соответствующего территориального органа. В поручении (запросе) рекомендуется подробно указывать перечень действий, необходимых для исполнения должностным лицом, которому адресуется поручение. Поручение либо запрос по делу об административном правонарушении подлежит исполнению не позднее чем в пятидневный срок со дня получения указанного поручения либо запроса (часть 2 статьи 26.9 Кодекса). 7.2. На основании статьи 26.10 Кодекса должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела. В определении следует разъяснять правовые последствия неисполнения или несвоевременного исполнения запроса должностного лица. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения. Следует учитывать, что при невозможности представления указанных сведений должностное лицо, организация обязаны в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме должностное лицо, вынесшее определение. 7.3. Рекомендуем учитывать, что непредставление сведений (информации) или несвоевременное представление сведений (информации) может явиться основанием для привлечения виновного в этом лица к административной ответственности по статье 19.7 Кодекса. 8. Меры обеспечения процессуального производства по делу 8.1. На основании статей 27.2 и 27.10 Кодекса в целях составления протокола должностным лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, может применяться такая мера обеспечения производства по делу, как изъятие вещей и документов, доставление лица, привлекаемого к административной ответственности, должностными лицами органов внутренних дел (милиции) в служебное помещение органа внутренних дел (милиции) или в помещение органа местного самоуправления. Доставление осуществляется в соответствии с требованиями статьи 27.2 Кодекса, в возможно короткие сроки, на основании обращения должностного лица, уполномоченного составлять протокол об административном правонарушении, в орган внутренних дел (милицию). 8.2. Процессуальная форма обращения в органы внутренних дел (милицию) Кодексом не предусмотрена, поэтому обращение рекомендуется оформлять в форме служебного письма. 8.3. О доставлении лица, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, органом внутренних дел (милицией) составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе. 9. Окончание административного расследования 9.1. В соответствии с частью 5 статьи 28.7 Кодекса срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца. 9.2. В соответствии с частью 6 статьи 28.7 Кодекса по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении. 9.3. В соответствии со статьей 24.5 Кодекса производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: - отсутствие события административного правонарушения; - отсутствие состава административного правонарушения; - истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; - наличие по одному и тому же факту совершения противоправных деяний лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо постановления о возбуждении уголовного дела; - смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу. Определение о прекращении производства по делу выносится на основании статьи 28.9 Кодекса, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 Кодекса. 9.4. При установлении в ходе административного расследования виновности лица в совершении административного правонарушения в соответствии со статьей 28.8 Кодекса составляется протокол об административном правонарушении, который в течение суток с момента составления вместе с материалами дела направляется для рассмотрения в соответствующий суд. Исходя из требований статьи 28.2 Кодекса, протокол об административном правонарушении должен составляться в присутствии лица, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении. Вместе с тем рекомендуется учитывать разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" о возможности составления протокола в отсутствие привлекаемого к административной ответственности лица только при наличии сведений о надлежащем его извещении о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также при отсутствии ходатайства данного лица об отложении указанного действия, либо в случае оставления такого ходатайства без удовлетворения должностным лицом, уполномоченным составлять протокол. 9.5. Следует также учитывать, что надлежащим извещением лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может рассматриваться извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в случаях: - если с указанного лицом места жительства (регистрации) поступило сообщение о том, что оно фактически не проживает по указанному адресу; - если адресат отказался от получения извещения Управления Росрегистрации и этот отказ зафиксирован; - если адресат не явился в орган связи за получением заказного письма о вызове его для составления протокола об административном правонарушении, о чем орган связи проинформировал Управление Росрегистрации; - если извещение о вызове, направленное по известному регулирующему органу месту жительства, не вручено в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем орган связи проинформировал Росрегистрацию. 9.6. В случае неявки лица для составления протокола об административном правонарушении без уважительных причин и отсутствия его ходатайства об отложении составления протокола необходимо установить, не препятствует ли его неявка полному, объективному и всестороннему выяснению обстоятельств совершения административного правонарушения. 9.7. При соблюдении вышеперечисленных требований по надлежащему извещению лица и отсутствии препятствий к полному, объективному и всестороннему выяснению всех обстоятельств дела по административному правонарушению уполномоченное должностное лицо вправе составить протокол об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении. В этот же день копия протокола, содержащего разъяснение прав, предусмотренных статьей 28.2 Кодекса, направляется заказным письмом с уведомлением лицу, в отношении которого он составлен, а также иным лицам, перечисленным в вышеуказанной статье. 9.8. В случае, когда составление протокола невозможно в отсутствие по уважительной причине лица, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, и при наличии его ходатайства об отложении составления протокола, рекомендуется, согласно пункту 3 части 1 статьи 29.4 Кодекса и пункту 7 части 1 статьи 29.7 Кодекса, вынести определение об отложении производства по делу либо составить акт (справку) о причине, по которой протокол в указанный день не был составлен, вновь назначить день составления протокола, с обязательным уведомлением лица, в отношении которого составляется протокол. При этом рекомендуется учитывать, что время, необходимое для выполнения перечисленных процессуальных действий, не должно выходить за пределы срока административного расследования. 9.9. В соответствии с частью 2 статьи 28.2 Кодекса в протоколе об административном правонарушении указываются: а) время, дата и место его составления; б) должность, фамилия и инициалы лица, его составившего; в) сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении; г) фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей (если таковые имеются); д) место, время и событие административного правонарушения; е) статья Кодекса, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение; ж) объяснение (если таковое представлено) физического лица, в отношении которого возбуждено дело; з) иные сведения, необходимые для разрешения дела. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления административного правонарушения (часть 1 статьи 28.5 Кодекса). При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности. Права лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, предусмотрены статьей 25.1 Кодекса. Права законных представителей физического лица предусмотрены статьей 25.3 Кодекса. Права и обязанности специалиста предусмотрены статьей 25.8 Кодекса. Права и обязанности эксперта предусмотрены статьей 25.9 Кодекса. Об ознакомлении перечисленных лиц с правами делается запись в протоколе (часть 3 статьи 28.2 Кодекса). Физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанное лицо в соответствии с частью 4 статьи 28.2 Кодекса вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанного лица от подписания протокола в нем делается соответствующая запись (часть 5 статьи 28.2 Кодекса). Физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (часть 6 статьи 28.2 Кодекса). 9.10. В соответствии с частью 3 статьи 28.8 Кодекса, если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса (неправильное составление протокола и оформления других материалов либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела), недостатки протокола и других материалов устраняются в срок не более трех суток со дня поступления их от судьи. Материалы дела с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанному судье в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков. 10. Подсудность дел 10.1. Рекомендуется учитывать, что в соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса протоколы с материалами дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 Кодекса, направляются для рассмотрения в мировой суд по месту совершения административного правонарушения (статья 29.5 Кодекса). По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. Дело об административном правонарушении, подведомственное суду общей юрисдикции, по которому было проведено административное расследование, рассматривается в районном суде по месту нахождения органа, проводившего расследование (часть 2 статьи 29.5 Кодекса). Также следует учитывать, что согласно главе 25 Кодекса должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, рассматриваемый в соответствии со статьей 23.1 Кодекса судом общей юрисдикции, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях и, следовательно, не наделены правом обжалования постановления суда общей юрисдикции. 10.2. В соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса дела об административных правонарушениях, предусмотренные частью 2 статьи 14.12 Кодекса, частями 1 - 3 статьи 14.13 Кодекса, статьей 14.23 Кодекса, совершенные индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судьями арбитражных судов. 10.3. Дела об административных правонарушениях, рассмотрение которых подведомственно арбитражным судам, рассматриваются в арбитражном суде по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении (статья 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). 10.4. Необходимо учитывать, что при направлении протокола и материалов дела об административном правонарушении в арбитражный суд другого субъекта Российской Федерации (по месту проживания или нахождения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении), одновременно в соответствующий территориальный орган Росрегистрации направляются копии заявления, протокола и материалов данного дела вместе с поручением об участии представителей этого органа в заседании арбитражного суда для поддержания позиции территориального органа, возбудившего дело об административном правонарушении. 10.5. Рекомендуется учитывать, что в соответствии со статьей 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В заявлении указываются: - наименование арбитражного суда, в который подается заявление; - наименование заявителя, его место нахождения; - перечень прилагаемых документов. В заявлении должны быть также указаны: - дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении; - должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол об административном правонарушении; - сведения о лице, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении; - нормы закона, предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении; - требование заявителя о привлечении к административной ответственности. К заявлению прилагаются протокол об административном правонарушении и прилагаемые к протоколу документы, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающий направление копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении (часть 2 статьи 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). 10.6. Следует учитывать, что дела об административных правонарушениях согласно части 1 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются арбитражным судьей единолично в срок, не превышающий 15 дней со дня поступления заявления в арбитражный суд. 10.7. В случае несогласия с решением арбитражного суда рекомендуется его обжаловать в апелляционном, кассационном или надзорном порядке в соответствии с требованиями глав 34, 35 и 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 11. Организация контроля исполнения судебных решений 11.1. В соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 8 декабря 2006 г. N 168н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (признан не нуждающимся в государственной регистрации письмом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. N 01/12081-АБ) в случае вынесения постановления о наложении штрафа судом (мировым судьей) по результатам рассмотрения дела, направленного органом государственной власти, органом местного самоуправления, органом управления государственным внебюджетным фондом, администрирование соответствующих поступлений осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, органом управления государственным внебюджетным фондом, направившим дело на рассмотрение в суд (мировому судье). 11.2. В соответствии со статьей 32.2 Кодекса постановление мирового судьи или решение судьи арбитражного суда о назначении административного взыскания в виде штрафа должно быть исполнено путем уплаты штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления (решения) суда в законную силу. Следует учитывать, что при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления постановления (решения) судья, вынесший постановление (решение), направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, а также принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса. На органы Росрегистрации возложена обязанность по контролю за своевременностью уплаты штрафов, налагаемых судами по протоколам, составленным должностными лицами Росрегистрации, так как они осуществляют функции администратора поступлений в бюджет (Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (приложение N 11) в редакции Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 233-ФЗ ("Парламентская газета" от 21 декабря 2006 г.)). При осуществлении контроля за своевременной уплатой штрафов, наложенных судом, рекомендуется инициировать перед судами вопрос о направлении судьями соответствующих документов в органы внутренних дел, прокурору или в Росрегистрацию для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса в отношении лиц, уклоняющихся от добровольной уплаты штрафа. Следует обратить внимание, что протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса, согласно части 3 статьи 23.1 Кодекса рассматриваются судами общей юрисдикции. 11.3. Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания (статья 4.6 Кодекса). Это необходимо учитывать в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность в случае привлечения лица повторно в течение года к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения (статья 4.3 Кодекса). 12. Организация учета и отчетность по делам об административных правонарушениях 12.1. Учет дел, связанных с административными правонарушениями, ведется Росрегистрацией и ее территориальными органами в установленном порядке, при этом в номенклатуре дел рекомендуется предусматривать специальные разделы. В целях учета протоколу об административном правонарушении рекомендуется присваивать регистрационный номер, состоящий из восьми цифр. Четыре первые цифры обозначают порядковый номер протокола об административном правонарушении, две последующие цифры обозначают код субъекта Российской Федерации и Управления Росрегистрации, исчисленный в соответствии со статьей 65 Конституции Российской Федерации, две последние цифры - год составления протокола об административном правонарушении. Нумерация протоколов об административных правонарушениях в каждом календарном году начинается с 0001. Например: -------------------------- | | | | | | | -------------------------- - 0002 - протокол N 2; - 77 - код субъекта Российской Федерации - г. Москва; - 07 - год составления протокола об административном правонарушении 2007-й. 12.2. Учет определений о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования рекомендуется вести самостоятельно в таком же порядке. 12.3. Территориальные органы представляют в Росрегистрацию отчетность, связанную с делами об административных правонарушениях, в установленном порядке. 12.4. Управление по контролю за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих Росрегистрации ежемесячно учитывает и обобщает поступившую в его распоряжение отчетность территориальных органов, связанную с делами об административных правонарушениях. 12.5. Начальник Управления по контролю за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих на основании учетных данных по административным правонарушениям проводит анализ административной практики для применения в практической деятельности и устранения выявленных недостатков в работе. |