Страницы: 1 2 ОБ ИНСТРУКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЕДИНОГО ПОРЯДКА УСТАНОВЛЕНИЯ ИТОГОВ ГОЛОСОВАНИЯ, СОСТАВЛЕНИЯ ПРОТОКОЛОВ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ, ПОЛУЧЕНИЯ, ПЕРЕДАЧИ И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ВЫБОРЫ" ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЯТОГО СОЗЫВА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РФ 8 июня 2007 г. N 15/128-5 (Д) В соответствии со статьей 25 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить Инструкцию по организации единого порядка установления итогов голосования, составления протоколов избирательных комиссий, определения результатов выборов, получения, передачи и обработки информации с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва (прилагается). 2. Признать утратившим силу Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 25 августа 2003 года N 21/150-4 "Об Инструкции по организации единого порядка установления итогов голосования, составления протоколов избирательных комиссий, определения результатов выборов, получения, передачи и обработки информации с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва". 3. Опубликовать настоящее Постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации". Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации В.Е.ЧУРОВ Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Н.Е.КОНКИН 8 июня 2007 г. N 15/128-5 УТВЕРЖДЕНА Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 8 июня 2007 года N 15/128-5 ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЕДИНОГО ПОРЯДКА УСТАНОВЛЕНИЯ ИТОГОВ ГОЛОСОВАНИЯ, СОСТАВЛЕНИЯ ПРОТОКОЛОВ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ, ПОЛУЧЕНИЯ, ПЕРЕДАЧИ И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ВЫБОРЫ" ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЯТОГО СОЗЫВА 1. Общие положения 1.1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с пунктом 13 статьи 21 и статьями 68, 74 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пунктами 3, 5 статьи 25, статьями 78 - 82 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", а также подпунктами 1, 2 пункта 2 и пунктом 4 статьи 6, пунктом 5 статьи 13 и статьей 23 Федерального закона "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы". 1.2. Нормативно-правовой основой использования Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации являются Федеральные законы "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об основных гарантиях), "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о выборах депутатов Государственной Думы), "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" (далее - Федеральный закон о ГАС "Выборы"), нормативные акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. При проведении выборов с использованием технических средств подсчета голосов дополнительно необходимо руководствоваться инструкцией о порядке использования технических средств подсчета голосов избирателей, утвержденной соответствующим постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, при использовании комплексов для электронного голосования избирательные комиссии руководствуются инструкцией о порядке установления итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, на котором проводится электронное голосование, утвержденной соответствующим постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1.3. В соответствии с частью 5 статьи 87 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы с момента начала голосования и до момента подписания соответствующей избирательной комиссией протокола об итогах голосования ГАС "Выборы", по телекоммуникационным каналам связи которой данные из нижестоящих избирательных комиссий передаются в вышестоящие избирательные комиссии, используется для наблюдения за ходом голосования и установлением его итогов. В соответствии с пунктом 4 статьи 74 Федерального закона об основных гарантиях и частью 6 статьи 87 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы данные о ходе голосования и его результаты, полученные с использованием ГАС "Выборы", являются предварительной, не имеющей юридического значения информацией, за исключением случаев использования технических средств подсчета голосов избирателей и (или) комплексов для электронного голосования в порядке, установленном Федеральным законом об основных гарантиях. 1.4. В соответствии с пунктом 3 статьи 74 Федерального закона об основных гарантиях, статьей 23 Федерального закона о ГАС "Выборы" и частью 3 статьи 87 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы соответствующая избирательная комиссия своим решением образует из числа членов соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса и членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса группу контроля за использованием ГАС "Выборы" либо отдельных ее технических средств. Численный состав группы контроля: в территориальной избирательной комиссии - 3 - 7 человек, в избирательной комиссии субъекта Российской Федерации - 5 - 9 человек. Члены группы контроля избирают из своего состава руководителя группы контроля, который должен быть членом избирательной комиссии с правом решающего голоса. Группы контроля должны быть сформированы на основании соответствующих решений избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, территориальных избирательных комиссий не позднее чем за две недели до дня голосования. Группа контроля имеет право: 1) проверять готовность к работе комплекса средств автоматизации, других технических средств ГАС "Выборы" с участием системного администратора; 2) следить за соблюдением требований инструкций и других документов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Федерального центра информатизации при ЦИК России к использованию ГАС "Выборы", в том числе комплексов обработки избирательных бюллетеней и комплексов для электронного голосования; 3) знакомиться с любой информацией, вводимой в ГАС "Выборы" и выводимой из нее, передаваемой в соответствующую избирательную комиссию по телекоммуникационным каналам связи ГАС "Выборы", а также с иной информацией, необходимой для осуществления контрольных функций; 4) контролировать правильность ввода данных из протоколов участковых избирательных комиссий и правильность повторного ввода или корректировки введенных данных, если об этом было принято соответствующее мотивированное решение избирательной комиссии; 5) сопоставлять результаты ручной и автоматизированной обработки информации; 6) требовать от работников, эксплуатирующих комплексы средств автоматизации в соответствующей избирательной комиссии, разъяснения их действий; 7) следить за обязательным документированием фактов выполнения действий, предусмотренных регламентами и планами соответствующих избирательных комиссий (записями в журнале, актами, компьютерными распечатками, заверенными подписями членов группы контроля); 8) привлекать к своей работе экспертов и специалистов в области автоматизированных систем обработки информации по запросу руководителя группы контроля; 9) обращаться в соответствующий информационный центр с предложениями и замечаниями. 1.5. С момента начала голосования ГАС "Выборы" используется для автоматизации следующих основных процессов: учет движения избирательных бюллетеней и открепительных удостоверений; обработка (ввод и суммирование) и представление в вышестоящие избирательные комиссии данных об открытии помещений для голосования и сведений об участии избирателей в выборах; ручной ввод данных об итогах голосования из протоколов участковых избирательных комиссий, суммирование данных, их передача в вышестоящие избирательные комиссии. При этом обеспечивается проверка правильности суммирования данных соответствующих протоколов и их хранение в защищенном от искажений виде; подготовка информационных материалов в виде таблиц, пригодных для вывода на бумажный носитель и удобных для просмотра на средствах отображения, таких, как табло, экраны, а также для публикации в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет. 1.6. ГАС "Выборы" при обработке данных протоколов избирательных комиссий об итогах голосования препятствует предумышленному или непредумышленному искажению данных, вводимых в базу данных ГАС "Выборы" из протоколов участковых избирательных комиссий. При этом ведется автоматическая запись о всех вводах данных протоколов участковых избирательных комиссий в ГАС "Выборы", включая фиксирование времени и причины их ввода. Данная информация доступна для просмотра и анализа. 1.7. Подготовка и настройка программного обеспечения комплекса средств автоматизации ГАС "Выборы" производится системным администратором в соответствии с эксплуатационной документацией, утвержденной Федеральным центром информатизации при ЦИК России. 1.8. В случае совмещения выборов разных уровней (выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) выборов в органы местного самоуправления) в территориальных избирательных комиссиях при вводе данных протоколов участковых избирательных комиссий в первую очередь вводятся данные протокола об итогах голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, потом - по выборам депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, затем - по выборам в органы местного самоуправления. 1.9. Основные термины и понятия, используемые в настоящей Инструкции: 1.9.1. ГАС "Выборы" - Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы". 1.9.2. Зал для голосования - часть помещения для голосования, в которой размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей. 1.9.3. Избирательная кампания - деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов. 1.9.4. Избирательная комиссия - коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов. 1.9.5. Избирательная комиссия вышестоящая (вышестоящая избирательная комиссия) - определенная в качестве таковой законом избирательная комиссия, организующая и обеспечивающая подготовку и проведение выборов, по отношению к иным избирательным комиссиям, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение этих же выборов. 1.9.6. Избирательная комиссия нижестоящая (нижестоящая избирательная комиссия) - определенная в качестве таковой законом избирательная комиссия, организующая и обеспечивающая подготовку и проведение выборов, по отношению к иным избирательным комиссиям, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение этих же выборов. 1.9.7. Избирательная комиссия, организующая выборы (организующая выборы избирательная комиссия), - избирательная комиссия, на которую законом возложено руководство деятельностью всех избирательных комиссий по подготовке и проведению соответствующих выборов. 1.9.8. Наблюдатель - гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов. 1.9.9. Наблюдатель иностранный (международный) (иностранный (международный) наблюдатель) - представитель иностранной или международной организации, наделенный правом осуществлять в порядке, установленном законом, наблюдение за подготовкой и проведением выборов в Российской Федерации. 1.9.10. Помещение для голосования - помещение, в котором участковой избирательной комиссией организуется и проводится голосование. 1.9.11. Представитель средства массовой информации - лицо, имеющее редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий его полномочия представителя организации, осуществляющей выпуск средств массовой информации. 2. Работа участковой избирательной комиссии 2.1. Организация работы участковой избирательной комиссии в день голосования 2.1.1. В день голосования до наступления времени голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчитывают и погашают, отрезая левый верхний угол, не допуская повреждения номера открепительного удостоверения, неиспользованные открепительные удостоверения. Участковая избирательная комиссия составляет акт о погашении неиспользованных открепительных удостоверений с указанием их количества. Председатель участковой избирательной комиссии в 8.00 объявляет помещение для голосования открытым и предъявляет к осмотру членам участковой избирательной комиссии, присутствующим избирателям, лицам, указанным в подпункте 2.3.2 настоящей Инструкции, пустые переносные и стационарные ящики для голосования, которые затем опечатываются печатью участковой избирательной комиссии (пломбируются). Председатель участковой избирательной комиссии предъявляет указанным лицам также опечатанные (опломбированные) переносные ящики для голосования с избирательными бюллетенями, заполненными избирателями, проголосовавшими досрочно, если таковые имеются, и акты о предъявлении и опечатывании пустых переносных ящиков для досрочного голосования. 2.1.2. Незамедлительно после открытия помещения для голосования участковая избирательная комиссия передает информацию об открытии помещения для голосования (по состоянию на 8.00 местного времени) в территориальную избирательную комиссию по телефону, а в течение дня голосования в соответствии с установленными ЦИК России сроками передачи данных (по состоянию на 10.00, 14.00, 17.00, 19.00 местного времени) информирует территориальную избирательную комиссию об участии избирателей в выборах. 2.2. Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования 2.2.1. Участковая избирательная комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке. 2.2.2. Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования должен быть составлен на одном листе формата A3. В исключительных случаях протокол может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый лист должен быть пронумерован, подписан всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и заверен печатью участковой избирательной комиссии. 2.2.3. Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования должен содержать: 1) номер экземпляра; 2) название выборов, дату голосования; 3) слово "Протокол"; 4) адрес помещения для голосования с указанием номера избирательного участка; 5) следующие строки протокола: а) строка 1: число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования; б) строка 2: число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией; в) строка 3: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно; г) строка 4: число избирательных бюллетеней, выданных участковой избирательной комиссией избирателям в помещении для голосования в день голосования; д) строка 5: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования; е) строка 6: число погашенных избирательных бюллетеней; ж) строка 7: число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования; з) строка 8: число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования; и) строка 9: число недействительных избирательных бюллетеней; к) строка 10: число действительных избирательных бюллетеней; л) строка 11: число открепительных удостоверений, полученных участковой избирательной комиссией; м) строка 12: число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования; н) строка 13: число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке; о) строка 14: число погашенных неиспользованных открепительных удостоверений; п) строка 15: число открепительных удостоверений, выданных избирателям территориальной избирательной комиссией; р) строка 16: число утраченных избирательных бюллетеней; с) строка 17: число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении; т) строка 18 и последующие строки, в которые вносятся наименования политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, в порядке их размещения в избирательном бюллетене, а также число голосов избирателей, поданных за каждый федеральный список кандидатов; 6) сведения о количестве поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу; 7) фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и их подписи (если протокол составлен более чем на одном листе - на каждом листе протокола); 8) дату и время (часы и минуты) подписания протокола (если протокол составлен более чем на одном листе - на каждом листе протокола); 9) печать участковой избирательной комиссии (если протокол составлен более чем на одном листе - на каждом листе протокола). 2.2.4. Числа по всем строкам заносятся в протокол об итогах голосования цифрами и прописью. Цифры вносятся в предназначенные для этих целей клетки, которые подлежат обязательному заполнению. Если при заполнении протокола количество цифр в строке окажется менее четырех, то в свободных клетках, стоящих в начале ряда, проставляются нули. Например: ------------------------------ ----------------------------- | 0| 8| 7| 4| или | 0| 0| 3| 6| ------------------------------ ----------------------------- В случае если в строку должна быть внесена цифра "0", то нули проставляются во всех четырех клетках, а справа от них записывается слово "ноль". В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы на избирательном участке, образованном за пределами территории Российской Федерации, может быть зарегистрировано более 3000 избирателей. При этом, если количество цифр в строке окажется более четырех, цифра, обозначающая значение "десятки тысяч", пишется слева от четырех клеток. 2.2.5. При проведении выборов с использованием технических средств подсчета голосов протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования, подготовленный с помощью комплексов обработки избирательных бюллетеней, имеет форму и вид согласно требованиям инструкции о порядке использования технических средств подсчета голосов избирателей; при использовании комплексов для электронного голосования протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования составляется в соответствии с инструкцией о порядке установления итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, на котором проводится электронное голосование. Бланк протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования может быть изготовлен с помощью средств вычислительной техники (если таковые имеются в участковой избирательной комиссии). 2.3. Подготовка к непосредственному подсчету голосов избирателей 2.3.1. Подсчет голосов избирателей проводится открыто и гласно, с оглашением и соответствующим внесением в увеличенную форму протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования последовательно всех результатов осуществляемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. 2.3.2. В соответствии с положениями частей 1, 5 и 6 статьи 29 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы на всех заседаниях любой избирательной комиссии, а также при подсчете голосов избирателей и осуществлении соответствующей избирательной комиссией работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами и со сводными таблицами об итогах голосования вправе присутствовать члены и работники аппаратов вышестоящих избирательных комиссий, уполномоченный представитель политической партии, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, либо кандидат из указанного списка. Для присутствия на заседаниях избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами перечисленным лицам не требуется дополнительное разрешение избирательной комиссии. На всех заседаниях избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать представители средств массовой информации. С момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, в дни досрочного голосования и до получения сообщения вышестоящей избирательной комиссии о принятии протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели. Наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать при установлении иными избирательными комиссиями итогов голосования, определении результатов выборов, составлении протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей. Наблюдателей вправе назначить каждая политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов. В соответствии с частью 5 статьи 30 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы политическая партия может назначить в каждую участковую избирательную комиссию несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одной политической партии. Всем членам избирательной комиссии, иным лицам, перечисленным выше, должен быть обеспечен доступ в помещение участковой избирательной комиссии, сформированной на избирательном участке, образованном в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и других местах временного пребывания избирателей, а также доступ в помещение для голосования и помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей. 2.3.3. По истечении времени голосования (в 20.00 по местному времени) председатель участковой избирательной комиссии объявляет, что получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования. После того как проголосовали все избиратели, находившиеся в помещении для голосования при объявлении председателем участковой избирательной комиссии об истечении времени голосования, председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии доводит до сведения находящихся в помещении для голосования, в котором будет производиться подсчет голосов избирателей, перечень лиц, перечисленных в подпункте 2.3.2 настоящей Инструкции, которые имеют право присутствовать при подсчете голосов. 2.3.4. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, иные лица, указанные в подпункте 2.3.2 настоящей Инструкции, присутствовавшие при подсчете голосов избирателей. 2.3.5. Наблюдатели и иные лица, которые в соответствии с нормами Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы имеют право присутствовать при подсчете голосов, занимают места, определенные соответствующей избирательной комиссией, позволяющие им наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней, за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей; визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением участковой избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов, вести фото- и видеосъемку процесса голосования, процедуры подсчета голосов избирателей, не допуская при этом нарушений тайны голосования и не препятствуя работе избирательной комиссии. 2.3.6. В помещении, где проводится подсчет голосов избирателей, вывешивается увеличенная форма протокола участковой избирательной комиссии. В увеличенной форме протокола подписи членов участковой избирательной комиссии не воспроизводятся. Увеличенная форма протокола должна быть расположена в помещении для голосования таким образом, чтобы лица, перечисленные в подпункте 2.3.2 настоящей Инструкции, могли прочитать в ней данные об итогах голосования. Увеличенная форма протокола об итогах голосования не заменяет собой протокол участковой избирательной комиссии, а данные, занесенные в нее, не имеют юридического значения. 2.4. Проверка готовности к подсчету голосов Председатель участковой избирательной комиссии до окончания времени голосования обязан проверить наличие всех составленных в день голосования либо ранее (при проведении досрочного голосования) избирательных документов и готовых для заполнения бланков следующих документов: 1) реестр учета жалоб (заявлений), обращений на нарушение Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы, поступивших в участковую избирательную комиссию; 2) акт о передаче территориальной избирательной комиссией избирательных бюллетеней соответствующей участковой избирательной комиссии; 3) акт о передаче территориальной избирательной комиссией открепительных удостоверений; 4) заверенная выписка из реестра выдачи открепительных удостоверений, переданная территориальной избирательной комиссией; 5) акты о погашении испорченных избирательных бюллетеней, если они составлялись; 6) личные письменные заявления избирателей о включении их в список избирателей, об ошибке или неточности в сведениях о них в списке избирателей, если такие заявления поступили; 7) заявления избирателей о выдаче им открепительных удостоверений, если они поступили; 8) доверенности на получение открепительного удостоверения, если они предъявлялись; 9) акты о проведении досрочного голосования, если проводилось досрочное голосование; 10) акт о числе погашенных неиспользованных открепительных удостоверений; 11) реестр регистрации поданных заявлений (обращений) избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования; 12) письменные заявления избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, если такие заявления поступили; 13) ведомость выдачи избирательных бюллетеней членам участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса для выдачи их избирателям при проведении голосования вне помещения для голосования; 14) акт о проведении голосования вне помещения для голосования, если оно проводилось; 15) список лиц, присутствовавших при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протокола об итогах голосования (заполняется с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования); 16) образец акта о признании недействительными избирательных бюллетеней, находившихся в переносном ящике для голосования; 17) образец акта о признании избирательных бюллетеней бюллетенями неустановленной формы; 18) незаполненный реестр выдачи заверенных копий протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке; 19) бланки решения участковой избирательной комиссии; 20) бланки письма участковой избирательной комиссии. В случаях использования технических средств подсчета голосов на избирательных участках председатель участковой избирательной комиссии также должен проверить наличие документов, определенных в инструкциях по их применению. В связи с использованием специальных знаков (марок) председатель участковой избирательной комиссии должен убедиться в наличии соответствующих актов об их получении и использовании. Председатель участковой избирательной комиссии, убедившись в том, что все готово к подсчету голосов, информирует присутствующих об использовании специальных знаков (марок) в целях защиты избирательных бюллетеней от подделки и приглашает членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса приступить к процедуре подсчета голосов. 2.5. Объявление последовательности и порядка действий членов участковой избирательной комиссии После окончания времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет присутствующим при подсчете голосов избирателей общую последовательность действий членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса: 1) подсчет и погашение неиспользованных избирательных бюллетеней; 2) работа со списком избирателей; 3) осуществление подсчета избирательных бюллетеней установленной формы в переносных ящиках для голосования (поочередно по каждому переносному ящику) отдельно по каждой избирательной кампании (в случае совмещения выборов); 4) вскрытие стационарных ящиков для голосования, сортировка избирательных бюллетеней; 5) подсчет голосов избирателей по избирательным бюллетеням и проверка контрольных соотношений (отдельно по каждой избирательной кампании в случае совмещения выборов); 6) проведение итогового заседания участковой избирательной комиссии, рассмотрение жалоб (заявлений), поступивших в ходе подсчета голосов избирателей, подписание протокола. Выдача копий протокола. При использовании на избирательном участке технических средств подсчета голосов - программно-технических комплексов обработки избирательных бюллетеней в случаях, когда не проводится контрольный (ручной) подсчет голосов, сортировка избирательных бюллетеней не проводится. 2.6. Процедура погашения неиспользованных избирательных бюллетеней, работа с погашенными избирательными бюллетенями и неиспользованными открепительными удостоверениями 2.6.1. В ходе работы по подсчету и погашению неиспользованных избирательных бюллетеней председатель участковой избирательной комиссии поэтапно разъясняет присутствующим при подсчете голосов избирателей требования Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы и последовательность действий членов участковой избирательной комиссии. 2.6.2. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии лиц, указанных в подпункте 2.3.2 настоящей Инструкции, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени, затем оглашают и вносят в строку 6 протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы число погашенных избирательных бюллетеней, которое определяется как сумма числа неиспользованных избирательных бюллетеней и числа избирательных бюллетеней, испорченных избирателями при голосовании. В случае несоответствия количества специальных знаков (марок) количеству избирательных бюллетеней, а также в случае порчи специальных знаков (марок) при их использовании составляется акт в двух экземплярах. 2.6.3. В увеличенную форму протокола участковой избирательной комиссии данные об итогах голосования по мере их поступления вправе заносить председатель, заместитель председателя, секретарь или член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, организующий подсчет голосов избирателей. 2.6.4. Далее члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса оглашают число погашенных неиспользованных открепительных удостоверений, указанное в акте, составленном в соответствии с частью 8 статьи 74 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы, и вносят его в строку 14 протокола и его увеличенной формы. 2.6.5. С погашенными избирательными бюллетенями и открепительными удостоверениями вправе визуально ознакомиться присутствующие при подсчете голосов лица, указанные в подпункте 2.3.2 настоящей Инструкции, под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. 2.7. Заполнение строк 2 и 11 протокола об итогах голосования 2.7.1. Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии оглашает указанное в акте количество избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией, и вносит в строку 2 протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией, а также оглашает указанное в акте количество открепительных удостоверений и вносит в строку 11 протокола и его увеличенной формы число открепительных удостоверений, полученных участковой избирательной комиссией. 2.7.2. В случае если в участковую избирательную комиссию в силу исключительных обстоятельств поступило по соответствующему акту дополнительное количество избирательных бюллетеней, председатель участковой избирательной комиссии оглашает их суммарное число. 2.8. Работа со списком избирателей 2.8.1. В ходе работы со списком избирателей председатель участковой избирательной комиссии поэтапно разъясняет присутствующим при подсчете голосов избирателей требования Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы и последовательность действий членов участковой избирательной комиссии. 2.8.2. Работа со списком избирателей должна вестись в соответствии с подпунктом 4.1 инструкции о составлении, уточнении и использовании списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва и на выборах Президента Российской Федерации, утвержденной соответствующим постановлением ЦИК России (далее - Инструкция по работе со списками избирателей). Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вносят на каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице: 1) число избирателей, включенных в список избирателей на момент окончания голосования (без учета избирателей, которым выданы открепительные удостоверения в территориальной и участковой избирательных комиссиях, а также избирателей, исключенных из списка избирателей по другим причинам). В это число входят избиратели, дополнительно включенные в список избирателей, в том числе на основании открепительных удостоверений; 2) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей); 3) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу отметок "Голосовал вне помещения для голосования" в списке избирателей); 4) число избирателей, проголосовавших досрочно (устанавливается по числу отметок "Голосовал досрочно" в списке избирателей); 5) число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования (устанавливается по числу отметок "Выдано открепительное удостоверение N ----- в УИК" в списке избирателей); 6) число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке (устанавливается по числу отметок "Голосовал по открепительному удостоверению N --" в списке избирателей); 7) число открепительных удостоверений, выданных избирателям территориальной избирательной комиссией (устанавливается по числу отметок "Выдано открепительное удостоверение N ---- в ТИК" в списке избирателей и проверяется по заверенной выписке из реестра выдачи открепительных удостоверений, полученной из территориальной избирательной комиссии). 2.8.3. После внесения указанных данных каждая страница списка избирателей подписывается внесшим эти данные членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, который затем их оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой избирательной комиссии, лицам, присутствующим при подсчете голосов избирателей. Итоговые данные, которые определяются как сумма вышеуказанных данных, установленных по всем страницам списка избирателей, председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии оглашает, вносит в последнюю страницу списка избирателей, заверяет своей подписью и печатью участковой избирательной комиссии. Для удобства подсчета итогов по всем страницам списка избирателей целесообразно использовать таблицу суммирования данных списка избирателей (приложение N 10 к Инструкции по работе со списками избирателей) для внесения в нее суммарных данных с каждой страницы списка избирателей. Однако в этом случае перед суммированием необходимо убедиться в идентичности записей по каждой странице списка избирателей и записей, внесенных в таблицу суммирования. Если список избирателей состоит из нескольких книг, на последней странице каждой книги записываются суммарные данные по соответствующей книге списка избирателей. При этом суммарные данные по всем страницам всех книг списка избирателей вносятся на последний лист последней книги списка избирателей. 2.8.4. Дальнейшая работа участковой избирательной комиссии должна быть организована следующим образом: председатель участковой избирательной комиссии оглашает полученные данные, заместитель председателя участковой избирательной комиссии заносит их в увеличенную форму протокола об итогах голосования (в случае его отсутствия эта работа организуется в соответствии с подпунктом 2.6.3 настоящей Инструкции), а секретарь участковой избирательной комиссии - непосредственно в протокол об итогах голосования: 1) в строку 1 - число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования; 2) в строку 3 - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно; 3) в строку 4 - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования; 4) в строку 5 - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования; 5) в строку 12 - число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования; 6) в строку 13 - число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке; 7) в строку 15 - число открепительных удостоверений, выданных избирателям территориальной избирательной комиссией. После этих действий следует провести предварительную проверку контрольного соотношения: 2 равно 3 + 4 + 5 + 6 + 16 - 17 в соответствии с подпунктом 2.15 настоящей Инструкции. 2.8.5. После внесения указанных данных в протокол и его увеличенную форму со списком избирателей вправе ознакомиться лица, перечисленные в подпункте 2.3.2 настоящей Инструкции, а члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности произведенного подсчета. 2.8.6. Дальнейшая работа со списком избирателей не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования. Список избирателей на это время убирается в сейф либо в иное специально приспособленное для хранения документов место. Хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования, обеспечивается председателем или секретарем участковой избирательной комиссии. Разброшюрование книг, из которых состоит список избирателей, не допускается. 2.9. Непосредственный подсчет голосов избирателей 2.9.1. Перед началом непосредственного подсчета голосов избирателей председатель участковой избирательной комиссии разъясняет присутствующим требования Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы, предъявляемые к порядку подсчета голосов, а также проверяет отсутствие письменных принадлежностей у членов участковой избирательной комиссии. 2.9.2. Непосредственный подсчет голосов избирателей осуществляется по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюллетеням членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. 2.9.3. Непосредственный подсчет голосов избирателей производится в помещении для голосования в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов участковой избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, за исключением председателя, заместителя председателя и секретаря участковой избирательной комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями, кроме случаев, предусмотренных частями 13 и 16 статьи 79 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы, когда на вызвавшем сомнение избирательном бюллетене необходимо произвести запись о признании его действительным либо недействительным и заверить подписями не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Все действия членов участковой избирательной комиссии должны находиться в поле зрения лиц, присутствующих при непосредственном подсчете голосов избирателей. 2.9.4. При сортировке избирательных бюллетеней участковая избирательная комиссия отделяет бюллетени неустановленной формы, то есть изготовленные неофициально, без наличия специального знака (марки) либо не заверенные участковой избирательной комиссией. Избирательные бюллетени неустановленной формы при непосредственном подсчете голосов избирателей не учитываются. Такие избирательные бюллетени упаковываются отдельно и опечатываются. В случае обнаружения участковой избирательной комиссией в переносных или стационарных ящиках для голосования избирательных бюллетеней неустановленной формы участковая избирательная комиссия составляет соответствующий акт, в котором указывается количество таких избирательных бюллетеней, причина, по которой они считаются бюллетенями неустановленной формы. Акт с первым экземпляром протокола участковой избирательной комиссии направляется в территориальную избирательную комиссию. 2.10. Подсчет числа избирательных бюллетеней в переносных ящиках для голосования 2.10.1. В ходе подсчета числа избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования, председатель участковой избирательной комиссии разъясняет присутствующим при подсчете голосов очередность действий членов участковой избирательной комиссии и порядок заполнения строки 7 протокола об итогах голосования. 2.10.2. В первую очередь производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Сначала вскрываются переносные ящики для голосования с избирательными бюллетенями, которые заполнили досрочно проголосовавшие избиратели, затем - с избирательными бюллетенями, которые заполнили избиратели, проголосовавшие вне помещения для голосования в день голосования. 2.10.3. Перед вскрытием каждого переносного ящика для голосования оглашается из акта о проведении досрочного голосования или из акта о проведении голосования вне помещения для голосования число избирателей, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования. 2.10.4. Перед вскрытием переносного ящика для голосования также проверяется неповрежденность печатей (пломб) на переносном ящике для голосования, в чем председатель участковой избирательной комиссии предлагает удостовериться членам указанной комиссии, иным лицам, присутствующим при подсчете голосов избирателей. 2.10.5. Подсчет избирательных бюллетеней проводится таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования, при этом отделяются избирательные бюллетени неустановленной формы. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в строку 7 увеличенной формы протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, при этом запись производится справа от квадратов, предназначенных для записи суммарных данных (непосредственно в строку 7 протокола вносятся только суммарные данные по всем переносным ящикам для голосования). Если в данном переносном ящике для голосования число обнаруженных избирательных бюллетеней установленной формы не превышает предварительно объявленного числа избирателей, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования, участковая избирательная комиссия приступает к вскрытию следующего переносного ящика для голосования. 2.10.6. Если число обнаруженных в соответствующем переносном ящике для голосования избирательных бюллетеней установленной формы превышает число отметок в списке избирателей о том, что избиратель проголосовал досрочно, либо число заявлений избирателей, содержащих отметку о получении избирательного бюллетеня, все избирательные бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными, о чем составляется отдельный акт, который прилагается к первому экземпляру протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой избирательной комиссии, проводивших досрочное голосование либо голосование вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования (в случае проведения выборов разных уровней, при возникновении вышеуказанной ситуации, недействительными признаются избирательные бюллетени только соответствующего уровня выборов). Число признанных в этом случае недействительными избирательных бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных избирательных бюллетеней, выявленных при сортировке бюллетеней. На лицевой стороне каждого из этих избирательных бюллетеней на квадратах, расположенных справа от наименований политических партий, делается запись "Бюллетень недействителен в соответствии с частью 13 статьи 79 ФЗ о выборах депутатов", которая заверяется подписями двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и печатью данной комиссии, а сами избирательные бюллетени упаковываются отдельно, опечатываются и при дальнейшем подсчете голосов избирателей не учитываются. 2.10.7. После вскрытия всех переносных ящиков для голосования участковая избирательная комиссия суммирует данные о числе избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования, по всем переносным ящикам для голосования, оглашает и заполняет строку 7 протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы. Затем участковая избирательная комиссия приступает к вскрытию стационарных ящиков для голосования. 2.11. Вскрытие стационарных ящиков для голосования, сортировка избирательных бюллетеней 2.11.1. Перед вскрытием стационарных ящиков для голосования председатель участковой избирательной комиссии разъясняет присутствующим при подсчете голосов лицам порядок дальнейшей работы членов участковой избирательной комиссии с избирательными бюллетенями. 2.11.2. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них. 2.11.3. После вскрытия стационарных ящиков для голосования извлеченные из них избирательные бюллетени смешиваются с избирательными бюллетенями, извлеченными из переносных ящиков для голосования. Если одновременно с выборами депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проводятся выборы депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, выборы в органы местного самоуправления, избирательные бюллетени по данным выборам сортируются в отдельные пачки. При этом участковая избирательная комиссия обязана предпринять меры для обеспечения сохранности бюллетеней после их сортировки по отдельным пачкам, в том числе при раздельном хранении указанных пачек. В этом случае в первую очередь ведется подсчет голосов избирателей по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, затем - по выборам депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, затем - по выборам в органы местного самоуправления. Одновременный подсчет голосов избирателей по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выборам депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, выборам в органы местного самоуправления не допускается. 2.11.4. Прежде чем приступить к обработке избирательных бюллетеней по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членам участковой избирательной комиссии необходимо убедиться, что после проведенной сортировки в пачках с избирательными бюллетенями по выборам депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, выборам в органы местного самоуправления не содержатся избирательные бюллетени по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 2.12. Подсчет числа голосов избирателей и составление протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования 2.12.1. Перед началом сортировки избирательных бюллетеней председатель участковой избирательной комиссии разъясняет присутствующим при подсчете голосов порядок действий членов участковой избирательной комиссии и требования Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы, касающихся работы с избирательными бюллетенями. 2.12.2. Для удобства сортировки избирательных бюллетеней для голосования возможно использование табличек с наименованиями политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов. 2.12.3. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса сортируют, раскладывая в отдельные пачки, избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам избирателей, поданным за каждый зарегистрированный федеральный список кандидатов, одновременно отделяя избирательные бюллетени неустановленной формы, то есть изготовленные неофициально, без наличия специального знака (марки) либо не заверенные указанной комиссией, и недействительные избирательные бюллетени (недействительными считаются избирательные бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных справа от наименований политических партий, или в которых отметки проставлены более чем в одном квадрате). Если участковые избирательные комиссии избирательных участков, образованных в отдаленных и труднодоступных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях, за пределами территории Российской Федерации, принимали решения о самостоятельном изготовлении избирательных бюллетеней, в этом случае бюллетенями неустановленной формы признаются бюллетени, не заверенные указанными участковыми комиссиями. 2.12.4. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя этот избирательный бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки участковая избирательная комиссия решает вопрос о действительности каждого из вызвавших сомнение избирательных бюллетеней путем голосования, при этом на оборотной стороне каждого из таких бюллетеней делается запись о признании его действительным или недействительным. Эта запись заверяется подписями не менее чем двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и печатью данной комиссии. Избирательный бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке бюллетеней. 2.12.5. При сортировке избирательных бюллетеней члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя и представляют бюллетени для визуального контроля лицам, присутствующим при подсчете голосов избирателей. Одновременное оглашение содержащихся в двух и более избирательных бюллетенях отметок избирателей не допускается. 2.12.6. Недействительные избирательные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Общее число недействительных избирательных бюллетеней (с учетом числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными на основании части 13 статьи 79 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы, то есть избирательные бюллетени, которые были извлечены из переносного ящика для голосования и признаны недействительными по той причине, что их количество превысило число отметок в списке избирателей о том, что избиратель проголосовал досрочно, либо число заявлений избирателей, содержащих отметку о получении избирательного бюллетеня) оглашается и вносится в строку 9 протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы. 2.12.7. После сортировки избирательных бюллетеней производится подсчет рассортированных избирательных бюллетеней установленной формы (по каждой пачке отдельно) по голосам избирателей, поданным за каждый зарегистрированный федеральный список. При этом избирательные бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете голосов избирателей, могли видеть отметку избирателя в каждом избирательном бюллетене. Одновременный подсчет избирательных бюллетеней из разных пачек не допускается. Полученные данные после оглашения вносятся в строку 18 и последующие строки протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы. 2.13. Учет участковой избирательной комиссией голосов избирателей, поданных за зарегистрированный федеральный список кандидатов, выбывший после либо в период досрочного голосования групп избирателей 2.13.1. Если на избирательном участке проводилось досрочное голосование отдельных групп избирателей и после начала досрочного голосования один или несколько зарегистрированных федеральных списков кандидатов выбыли, председатель участковой избирательной комиссии разъясняет присутствующим при подсчете голосов порядок обработки избирательных бюллетеней, в которых избиратели поставили отметки в квадратах справа от сведений о федеральных списках кандидатов, выбывших после либо в период досрочного голосования. 2.13.2. В случае если зарегистрированный федеральный список кандидатов выбыл после либо в период проведения досрочного голосования и на избирательном участке среди отдельных групп избирателей было проведено досрочное голосование, при установлении итогов голосования участковая избирательная комиссия после сортировки избирательных бюллетеней по голосам, в том числе поданным за указанный федеральный список кандидатов, принимает решение о признании этих избирательных бюллетеней недействительными (приложение N 1), которое прилагается к протоколу об итогах голосования. Общее количество избирательных бюллетеней, признанных недействительными по указанным основаниям, суммируется с количеством других недействительных бюллетеней и вносится в строку 9 протокола об итогах голосования и его увеличенную форму. 2.13.3. Если выбыло два и более зарегистрированных федеральных списков кандидатов, количество признанных недействительными избирательных бюллетеней, в которых голоса избирателей поданы за указанные федеральные списки кандидатов, суммируется. 2.13.4. Избирательные бюллетени, признанные недействительными по указанным основаниям, упаковываются в отдельные пачки по федеральным спискам кандидатов и опечатываются. 2.14. Заполнение строк 8 и 10 протокола об итогах голосования, ознакомление с рассортированными избирательными бюллетенями 2.14.1. Перед заполнением строк 8 и 10 протокола об итогах голосования председатель участковой избирательной комиссии разъясняет присутствующим требования Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы к их заполнению. 2.14.2. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса определяют число действительных избирательных бюллетеней путем суммирования данных, содержащихся в строке 18 и последующих строках протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, оглашают его и вносят в строку 10 протокола и его увеличенной формы. 2.14.3. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса определяют число бюллетеней установленной формы, находившихся в стационарных ящиках для голосования (путем вычитания данных строки 7 из суммы данных строк 9 и 10), оглашают его и вносят в строку 8 протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы. 2.14.4. После этого с рассортированными избирательными бюллетенями вправе визуально ознакомиться наблюдатели, а также иные лица, присутствующие при подсчете голосов участковой избирательной комиссией (под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса), а члены указанной комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета. 2.15. Проверка контрольных соотношений 2.15.1. В ходе проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования (числами обозначены строки протокола, пронумерованные в соответствии со статьей 78 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы), председатель участковой избирательной комиссии разъясняет присутствующим при подсчете голосов порядок проверки. 2.15.2. После ознакомления членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей с рассортированными избирательными бюллетенями проводится проверка следующих контрольных соотношений: 1 больше или равно 3 + 4 + 5 2 равно 3 + 4 + 5 + 6 + 16 - 17 7 + 8 равно 9 + 10 10 равно 18 + все последующие строки протокола. Перед проведением проверки контрольных соотношений проверяется соответствие записей данных в строках протокола, выполненных цифрами и прописью. Второе контрольное соотношение (2 равно 3 + 4 + 5 + 6 + 16 - 17) вначале проверяется при значениях строк 16 и 17 протокола, равных 0. 2.15.3. Если контрольные соотношения выполняются, в строках 16 и 17 протокола и его увеличенной формы проставляется цифра "0". 2.15.4. Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая избирательная комиссия принимает решение о дополнительном подсчете данных по всем или отдельным строкам протокола, в том числе о дополнительном подсчете избирательных бюллетеней и данных по листам списка избирателей. Также проверяется достоверность акта о получении тиража избирательных бюллетеней от территориальной избирательной комиссии. Если в результате дополнительного подсчета необходимо внести изменения в протокол, заполняется новый бланк протокола, а в его увеличенную форму вносятся соответствующие исправления. При этом на каждой странице старого бланка протокола делается отметка "Ошибочный". 2.15.5. Если в результате дополнительного подсчета по строкам 2, 3, 4, 5 и 6 протокола контрольные соотношения не выполняются снова, участковая избирательная комиссия составляет соответствующий акт, прилагаемый к протоколу, и вносит данные о расхождении в специальные строки протокола: в строку 16 "Число утраченных избирательных бюллетеней" и строку 17 "Число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении". Если число, указанное в строке 2, больше суммы чисел, указанных в строках 3, 4, 5 и 6, разность между числом, указанным в строке 2, и суммой чисел, указанных в строках 3, 4, 5 и 6, вносится в строку 16, при этом в строке 17 проставляется цифра "0". Если сумма чисел, указанных в строках 3, 4, 5 и 6, больше числа, указанного в строке 2, разность между суммой чисел, указанных в строках 3, 4, 5 и 6, и числом, указанным в строке 2, вносится в строку 17, при этом в строке 16 проставляется цифра "0". После этого второе контрольное соотношение (2 равно 3 + 4 + 5 + 6 + 16 - 17) проверяется при значениях строк 16 и 17 протокола, равных значениям, вычисленным согласно данному подпункту настоящей Инструкции. Перед проверкой этого контрольного соотношения участковая избирательная комиссия должна убедиться в строгом соблюдении вышеописанного порядка вычисления значений строк 16 и 17 протокола. 2.15.6. Если в ходе указанной проверки участковая избирательная комиссия пришла к выводу, что имело место хищение (утрата) избирательных бюллетеней, не выданных избирателям, то избирательные бюллетени, ранее признанные бюллетенями неустановленной формы, проверяются вторично, а также проверяется достоверность акта о получении тиража избирательных бюллетеней от территориальной избирательной комиссии. Если после произведенной проверки предварительный вывод участковой избирательной комиссии подтвердился, участковая избирательная комиссия направляет соответствующее заявление в правоохранительные органы. 2.15.7. Участковой избирательной комиссии после проведения проверки контрольных соотношений рекомендуется проверить выполнение следующих соотношений: а) 11 равно 12 + 14 Проверка этого соотношения позволяет оценить работу участковой избирательной комиссии с открепительными удостоверениями. При неисполнении этого соотношения участковой избирательной комиссии предлагается удостовериться в правильности занесения данных в указанные строки протокола. В случае если ошибка в заполнении строк не выявлена, участковая избирательная комиссия определяет причину неисполнения соотношения и составляет соответствующий акт, который приобщается к первому экземпляру протокола об итогах голосования; б) 3 + 4 + 5 больше или равно 9 + 10 4 больше или равно 8 3 + 5 больше или равно 7. Проверка этих соотношений позволяет оценить работу участковой избирательной комиссии по подсчету действительных и недействительных избирательных бюллетеней, а также избежать технических ошибок при заполнении строк 7 и 8. При возникновении ситуации, описанной в подпункте 2.10.6 настоящей Инструкции, проверка соотношения 3 + 5 больше или равно 7 не производится. Если в ходе проверки участковая избирательная комиссия пришла к выводу, что существует факт превышения числа избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования, над числом избирательных бюллетеней, выданных участковой избирательной комиссией избирателям в помещении для голосования в день голосования, то участковой избирательной комиссии прежде всего предлагается убедиться в том, что число в строке 8 протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования вычислено верно (подпункт 2.14.3 настоящей Инструкции), еще раз проверить все бюллетени для голосования на предмет их соответствия установленной форме, включая проверку оттиска печати, внешний вид специального знака (марки), на котором в случае ксерокопирования появляется темная полоса, а также проверку подписей членов участковой избирательной комиссии, заверявших избирательные бюллетени. Если после произведенной проверки предварительный вывод участковой избирательной комиссии не изменился, участковая избирательная комиссия составляет акт о превышении числа избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования, над числом избирательных бюллетеней, выданных участковой избирательной комиссией избирателям в помещении для голосования в день голосования, который приобщается к первому экземпляру протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссии. Участковая избирательная комиссия вправе направить соответствующее заявление в правоохранительные органы. 2.16. Упаковка избирательных бюллетеней и открепительных удостоверений 2.16.1. В ходе упаковки избирательных бюллетеней председатель участковой избирательной комиссии разъясняет лицам, присутствующим при подсчете голосов избирателей, требования Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы к проведению данной работы. 2.16.2. Избирательные бюллетени после завершения подсчета упаковываются в отдельные пачки по голосам избирателей, поданным за зарегистрированные федеральные списки. В отдельные пачки упаковываются недействительные и погашенные избирательные бюллетени. На каждой пачке, в которой упакованы бюллетени, указывается число находящихся в ней избирательных бюллетеней, наименование политической партии, отмеченное в соответствующих избирательных бюллетенях, либо ставятся отметки "Недействительные бюллетени", "Погашенные бюллетени". Упакованные таким образом избирательные бюллетени, а также избирательные бюллетени, упакованные в соответствии с подпунктами 2.9.4 и 2.10.6 настоящей Инструкции, упакованные открепительные удостоверения, список избирателей (упаковывается отдельно) помещаются в мешки или коробки, на которых указывается наименование выборов и дата голосования, номер избирательного участка, общее число всех упакованных избирательных бюллетеней, общее число всех упакованных открепительных удостоверений. На избирательных участках, где использовались технические средства подсчета голосов - программно-технические комплексы обработки избирательных бюллетеней, после подписания протокола об итогах голосования избирательные бюллетени извлекаются из накопителей и без сортировки упаковываются в мешки или коробки, на которых указывается наименование выборов и дата голосования, номер избирательного участка, общее число всех упакованных избирательных бюллетеней. Мешки или коробки, в том числе со списком избирателей, опечатываются и могут быть вскрыты только по решению суда или вышестоящей избирательной комиссии. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены участковой избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса, иные лица, указанные в подпункте 2.3.2 настоящей Инструкции. 2.17. Проведение итогового заседания участковой избирательной комиссии 2.17.1. Перед проведением итогового заседания председатель участковой избирательной комиссии разъясняет присутствующим требования Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы по дальнейшим действиям членов участковой избирательной комиссии. 2.17.2. После осуществления всех необходимых действий и подсчетов участковая избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) на нарушения Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы, допущенные при голосовании и подсчете голосов избирателей. 2.17.3. Перед заполнением графы "Сведения о количестве поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу" в протоколе участковой избирательной комиссии об итогах голосования председатель участковой избирательной комиссии доводит до сведения присутствующих при подсчете голосов информацию о поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалобах (заявлениях) и решениях, принятых участковой избирательной комиссией по указанным жалобам (заявлениям), выясняет у присутствующих при подсчете голосов наличие замечаний, жалоб на действия участковой избирательной комиссии (при необходимости участковая избирательная комиссия рассматривает замечания, жалобы и принимает по ним решения). 2.17.4. После этого подписывается реестр учета жалоб (заявлений), обращений на нарушение Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы, поступивших в участковую избирательную комиссию, и заполняется графа протокола "Сведения о количестве поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу" (в случае отсутствия жалоб (заявлений), поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов, в соответствующей графе протокола проставляются нули). Жалобы (заявления), поступившие в участковую избирательную комиссию в данный период, но связанные с выборами депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, выборами в органы местного самоуправления, если они проводятся одновременно с выборами депутатов Государственной Думы, приобщаются к протоколу об итогах голосования по соответствующим выборам. 2.17.5. Затем подписывается протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования (в соответствии с частью 1 статьи 78 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы участковая избирательная комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке), а его заверенные копии выдаются лицам, указанным в подпункте 2.3.2 настоящей Инструкции, по их требованию. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (часы и минуты) его подписания. Подписанный протокол заверяется печатью участковой избирательной комиссии. Протокол, полученный с применением технического средства подсчета голосов, либо с использованием комплекса для электронного голосования, либо компьютера, приобретает юридическую силу после подписания его указанными лицами. Не допускается заполнение протокола карандашом, ручкой, технические свойства которой позволяют бесследно стирать написанный текст, и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов избирателей. 2.17.6. Если во время заполнения протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования некоторые члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается запись об этом с указанием причины их отсутствия, например, "Болен", "Командировка" и т.д. Запись заверяется подписью председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии. 2.17.7. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Если при подписании протокола подпись хотя бы одного члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса проставлена другим членом участковой избирательной комиссии или посторонним лицом, это является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов. 2.17.8. При подписании протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, несогласные с протоколом в целом или с его отдельными положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. 2.18. Порядок выдачи копии протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования 2.18.1. После подписания протокола об итогах голосования председатель участковой избирательной комиссии разъясняет присутствующим порядок дальнейших действий членов участковой избирательной комиссии и соответствующие требования Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы. 2.18.2. По требованию члена участковой избирательной комиссии, иных лиц, указанных в подпункте 2.3.2 настоящей Инструкции, участковая избирательная комиссия немедленно после подписания протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования (в том числе с отметкой "Повторный" и "Повторный подсчет голосов") обязана выдать указанным лицам заверенные копии протокола. Участковая избирательная комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии протокола в соответствующем реестре, в который вносятся фамилия, имя, отчество и статус в избирательной кампании лица, которому выдается заверенная копия протокола об итогах голосования, а лицо, получившее копию, расписывается в нем, указывая при этом контактный телефон, по которому он может быть извещен о проведении, в случае необходимости, заседания участковой избирательной комиссии для подписания повторного протокола либо проведения повторного подсчета голосов, а также дату и время получения копии протокола. 2.18.3. Ответственность за организацию работы по своевременной выдаче копий протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования несет председатель участковой избирательной комиссии либо лицо, его заменяющее, ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола. Копию протокола об итогах голосования, которая по форме и содержанию должна полностью соответствовать оригиналу протокола, заверяет председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии, предварительно проверив соответствие данных копии протокола данным, содержащимся в первом экземпляре протокола об итогах голосования, подписанном всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса (номер экземпляра, номер избирательного участка, адрес помещения для голосования, заполненные по всем строкам протокола числовые данные, - при этом в обязательном порядке проверяется соответствие значения числа, записанного цифрами и прописью), после чего в заверяемом документе на его лицевой стороне в правом верхнем углу проставляет надпись "Копия", затем, после строк протокола либо надписи с указанием даты и времени составления протокола, делает запись "Верно" или "Копия верна", указывает свою фамилию, имя, отчество, должность в избирательной комиссии, расписывается, а также в обязательном порядке указывает дату и время (часы, минуты) заверения и проставляет печать участковой избирательной комиссии. В случае если копия протокола об итогах голосования составляется более чем на одном листе, каждый ее лист заверяется в вышеуказанном порядке. 2.18.4. При проведении досрочного голосования всех избирателей избирательного участка данные из копии протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, выданной лицу из числа перечисленных в подпункте 2.3.2 настоящей Инструкции, не могут быть обнародованы ранее 21.00 по московскому времени дня голосования на выборах депутатов Государственной Думы. 2.19. Порядок работы с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования после его подписания 2.19.1. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на их получение, незамедлительно направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию и возврату в участковую избирательную комиссию не подлежит. Участковые избирательные комиссии, сформированные на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, первый экземпляр протокола вместе с приложенными к нему документами направляют непосредственно в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, а если в соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы сформирована территориальная избирательная комиссия, - в эту территориальную избирательную комиссию. 2.19.2. К первому экземпляру протокола прилагаются особые мнения членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, жалобы (заявления) на нарушения Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы, поступившие в избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей, а также принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой избирательной комиссии и составленные ею акты и реестры. Заверенные копии указанных документов и решений участковой избирательной комиссии прилагаются ко второму экземпляру протокола. Первый экземпляр протокола с приложенными к нему документами доставляется в территориальную избирательную комиссию председателем, секретарем или иным членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса по поручению ее председателя. При передаче протокола вправе присутствовать другие члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, направленные в эту участковую избирательную комиссию. 2.19.3. Все избирательные документы участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, в том числе избирательные бюллетени, за исключением первого экземпляра протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и приложенных к нему документов, представляемых в вышестоящую избирательную комиссию, хранятся в помещениях дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации не менее одного года со дня официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы, а затем уничтожаются с составлением акта в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. 2.19.4. В соответствии с пунктом 31 статьи 68 Федерального закона об основных гарантиях и частью 28 статьи 79 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы второй экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования предоставляется для ознакомления лицам, указанным в подпункте 2.3.2 настоящей Инструкции, а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой избирательной комиссией. Второй экземпляр протокола вместе с предусмотренными Федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы избирательными документами, включая опечатанные избирательные бюллетени, списки членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, иных лиц, указанных в подпункте 2.3.2 настоящей Инструкции, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протокола, список избирателей и печать участковой избирательной комиссии передаются на хранение в соответствующие территориальные избирательные комиссии не позднее чем через пять дней после официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы. Ответственность за сохранность списка избирателей и печати участковой избирательной комиссии после их передачи в территориальную избирательную комиссию несет председатель территориальной избирательной комиссии. Списки избирателей и печати участковых избирательных комиссий всех избирательных участков, образованных на соответствующей территории, хранятся в сейфе либо ином специально приспособленном для хранения документов месте, исключающем доступ к ним посторонних лиц. 2.19.5. Если после подписания протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и направления его первого экземпляра в территориальную избирательную комиссию участковая избирательная комиссия, составившая протокол, выявила неточность в строках 1 - 17 протокола (в том числе описку, опечатку или ошибку в суммировании данных) либо если неточность выявлена территориальной избирательной комиссией в ходе предварительной проверки правильности составления протокола, участковая избирательная комиссия обязана на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в строки 1 - 17 протокола. Участковая избирательная комиссия, информируя о проведении указанного заседания в соответствии с частью 2 статьи 29 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы, обязана указать, что на нем будет рассматриваться данный вопрос. О принятом решении участковая избирательная комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, представителей средств массовой информации, иных лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования. В этом случае участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка "Повторный". В случае необходимости внесения уточнений в строку 18 и последующие строки протокола проводится повторный подсчет голосов в порядке, предусмотренном частью 17 статьи 80 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы. Нарушение указанного порядка составления повторного протокола является основанием для признания этого протокола недействительным. По требованию члена участковой избирательной комиссии, лиц, перечисленных в подпункте 2.3.2 настоящей Инструкции, участковая избирательная комиссия выдает им копии протокола об итогах голосования с отметкой "Повторный" или "Повторный подсчет голосов", а также заверяет их в порядке, указанном в подпунктах 2.18.2, 2.18.3 настоящей Инструкции. Указанный протокол незамедлительно направляется в территориальную избирательную комиссию. Ранее представленный участковой избирательной комиссией в территориальную избирательную комиссию протокол приобщается к протоколу с отметкой "Повторный" или "Повторный подсчет голосов". 2.20. Использование технических средств подсчета голосов, передача по техническим каналам связи информации о выборах 2.20.1. По решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации или на основании ее поручения по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации участковые избирательные комиссии используют при голосовании на выборах депутатов Государственной Думы вместо стационарных ящиков для голосования технические средства подсчета голосов, при этом в случае проведения совмещенных выборов разных уровней использование этих технических средств обязательно при подсчете голосов на выборах всех уровней. Перечень избирательных участков, на которых используются технические средства подсчета голосов, определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по ее поручению соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации. При использовании технических средств подсчета голосов участковой избирательной комиссией подсчет голосов производится в соответствии с пунктом 24 статьи 68 Федерального закона об основных гарантиях. Полученный с применением технического средства подсчета голосов протокол об итогах голосования, заполненный в двух экземплярах, приобретает юридическую силу после его подписания всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. В протоколе проставляется дата и время (часы с минутами) его подписания. 2.20.2. При использовании технических средств подсчета голосов запрещается разглашение данных подсчета голосов, за исключением сведений об общем числе проголосовавших избирателей, до окончания голосования на избирательном участке. 2.20.3. Порядок и сроки передачи, обработки и использования информации о выборах, переданной по техническим каналам связи, при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва и выборов Президента Российской Федерации на избирательных участках, образованных на судах, находящихся в плавании, на полярных станциях, в отдаленных или труднодоступных местностях либо за пределами территории Российской Федерации определен Постановлением ЦИК России от 31 мая 2007 года N 13/111-5. 3. Работа территориальной избирательной комиссии 3.1. Подсчет открепительных удостоверений, погашение избирательных бюллетеней 3.1.1. В день голосования до начала голосования члены территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчитывают и погашают, отрезая левый верхний угол, неиспользованные открепительные удостоверения, находившиеся в территориальной избирательной комиссии. О числе погашенных неиспользованных открепительных удостоверений составляется соответствующий акт. 3.1.2. После истечения времени голосования члены территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса погашают, отрезая левый нижний угол, избирательные бюллетени, находившиеся в Страницы: 1 2 |