О ПРИМЕНЕНИИ НУЛЕВОЙ СТАВКИ НДПИ В ЧАСТИ НОРМАТИВНЫХ ПОТЕРЬ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ ПРЯМОГО И КОСВЕННОГО МЕТОДА УЧЕТА КОЛИЧЕСТВА ДОБЫТОГО ПОЛЕЗНОГО ИСКОПАЕМОГО, А ТАКЖЕ О ПРИМЕНЕНИИ ПОСЛЕДНИХ ИЗ УТВЕРЖДЕННЫХ НОРМАТИВОВ ПОТЕРЬ В СЛУЧАЕ ОТСУТСТВИЯ У НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА НА МОМЕНТ НАСТУПЛЕНИЯ СРОКА УПЛАТЫ НАЛОГА УТВЕРЖДЕННЫХ НОРМАТИВОВ ПОТЕРЬ НА ОЧЕРЕДНОЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ГОД ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 22 мая 2007 г. N 03-06-06-01/21 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с письмом по вопросам применения норм гл. 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Налогового кодекса Российской Федерации сообщает следующее. Согласно п. 2 ст. 339 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) количество добытого полезного ископаемого в целях исчисления налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) определяется прямым методом (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным методом (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье). При этом в соответствии с п. 3 данной статьи Кодекса в случае применения налогоплательщиком прямого метода при определении количества добытого полезного ископаемого учитываются фактические потери полезного ископаемого, определяемые как разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. При косвенном методе фактические потери полезного ископаемого включены в расчетные данные его содержания в минеральном сырье. Согласно положениям пп. 1 п. 1 ст. 342 Кодекса нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В соответствии с вышеуказанным подпунктом данной статьи Кодекса в части нормативных потерь при добыче полезных ископаемых налогообложение производится по ставке 0 руб. При этом положениями ст. 339 Кодекса не установлено, при каком методе учета количества добытого полезного ископаемого возможно применение данной нормы. Следовательно, применение нулевой ставки НДПИ в части нормативных потерь правомерно при использовании налогоплательщиком как прямого, так и косвенного метода учета количества добытого полезного ископаемого. По вопросу применения утвержденных нормативных потерь необходимо отметить следующее. Абзацем 3 пп. 1 п. 1 ст. 342 Кодекса (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 151-ФЗ) установлено, что в случае, если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов потерь применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а по вновь разрабатываемым месторождениям применяются нормативы потерь, установленные техническим проектом. Данное положение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 г. Из изложенного следует, что вновь утверждаемые нормативы потерь действуют с момента их утверждения. Перерасчет по НДПИ при утверждении новых нормативов потерь законодательством не предусмотрен. Кроме того, при отсутствии утвержденных на 2006 и 2007 гг. нормативов потерь налогоплательщик вправе впредь до их утверждения при исчислении НДПИ применять нормативы потерь, последние из утвержденных в установленном порядке, а по вновь разрабатываемым месторождениям - нормативы потерь, установленные техническим проектом. Учитывая изложенное, в 2006 г. налогоплательщиками могут применяться нормативы технологических потерь, утвержденные в 2005 г., а в 2007 г. данные нормативы могут применяться до момента утверждения новых нормативов. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Н.А.КОМОВА 22 мая 2007 г. N 03-06-06-01/21 |