О ВОПРОСАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ И ЗАДАЧАХ ПО ЗАЩИТЕ ПЕНСИОННЫХ ПРАВ ЧЛЕНОВ ПРОФСОЮЗОВ. Постановление. Федерация независимых профсоюзов России. 13.03.07 1-14

          О ВОПРОСАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ И ЗАДАЧАХ
             ПО ЗАЩИТЕ ПЕНСИОННЫХ ПРАВ ЧЛЕНОВ ПРОФСОЮЗОВ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

               ФЕДЕРАЦИЯ НЕЗАВИСИМЫХ ПРОФСОЮЗОВ РОССИИ

                           13 марта 2007 г.
                                N 1-14

                                 (Д)


     Результаты  пятилетнего  этапа  реализации  пенсионной  реформы и
внедрения накопительных механизмов финансирования пенсий показали, что
большинство  из  намеченных  целей  не  достигнуты.  Нет положительных
сдвигов   в   уровне   пенсионного  обеспечения  граждан  и  улучшении
благосостояния   пенсионеров,  не  решены  задачи  усиления  страховых
принципов   функционирования   пенсионной   системы,   обеспечения  ее
устойчивости и снижения зависимости от демографических факторов.
     Доля  расходов  на пенсионное обеспечение в России составляет 5,7
процента  ВВП,  что  в  2  - 2,5 раза ниже показателей развитых стран.
Покупательная   способность   пенсии   падает.   Действующий   порядок
индексации  трудовых  пенсий  не  позволяет компенсировать фактическую
инфляцию.   Средняя  пенсия  составляет  немногим  более  прожиточного
минимума пенсионера.
     Отступление   от   страховых   принципов   формирования   доходов
пенсионной системы, введение единого социального налога и регрессивной
шкалы  его отчислений, существенное снижение платежей ЕСН в Пенсионный
фонд  Российской  Федерации с 28 до 20 процентов от фонда оплаты труда
стало  одной  из  причин  несостоятельности пенсионной реформы. Это не
продвинуло решение задач легализации трудовых доходов и стимулирования
сокращения  теневого  сектора  на рынке труда, но привело к пересмотру
параметров  пенсионной  реформы,  лишило работников среднего поколения
права на накопительную составляющую пенсии.
     Непостоянство  пенсионной политики государства, непредсказуемость
действий,  меняющиеся  "правила  игры"  подрывают  доверие  граждан  и
снижают их уверенность в реальности долгосрочной стратегии реформы.
     Отсутствие целевых установок и ориентиров не позволяет объективно
оценивать  финансовое  состояние  пенсионной системы, устанавливать на
базе  актуарных  расчетов  тарифы  платежей,  обеспечивать оптимальное
соотношение   объема  фонда  оплаты  труда  и  размеров  отчислений  в
пенсионный   бюджет,   достаточных   для   выполнения  государственных
пенсионных обязательств перед застрахованным работником.
     Продекларировав  переход  на  пенсионное  страхование, реформа на
деле  не решила вопрос восстановления нарушенного соотношения пенсии и
заработной  платы,  дифференциации  пенсии  в зависимости от трудового
вклада.   Вследствие   законодательно   не  установленного  показателя
замещения  пенсией  утраченного заработка соотношение средней пенсии и
средней заработной платы по стране по факту имеет устойчивую тенденцию
к  снижению.  За  годы  реформы  этот  показатель  снизился с 32 до 26
процентов, у квалифицированных работников - до 15 - 20 процентов.
     Низкий  уровень  пенсий  во многом является следствием проводимой
Правительством   Российской   Федерации   политики  сдерживания  роста
заработной  платы,  невысокий  уровень  которой препятствует не только
обеспечению   достаточности   средств   в  пенсионной  системе,  но  и
возможности самим работникам формировать дополнительные пенсии за счет
участия в пенсионном страховании.
     ФНПР  предупреждала  об этих факторах и возможных последствиях до
начала  пенсионной реформы, пыталась конструктивно регулировать ход ее
проведения,  настаивала  на необходимости соблюдения баланса интересов
поколений.  Но авторы реформы, проигнорировав требования и предложения
профсоюзов, сегодня вынуждены признать наличие сбоев в ее проведении.
     Рост   числа   плательщиков,   переходящих   на  льготные  режимы
налогообложения,  нерешенность  вопросов формирования профессиональных
пенсионных   систем,   расширение  "нестраховых"  функций  и  расходов
Пенсионного  фонда  Российской  Федерации  углубляют проблемы дефицита
бюджета  пенсионной  системы  и  роста  ее зависимости от возможностей
федерального бюджета.
     Решению  задач  пенсионной  реформы  препятствует незавершенность
формирования  законодательной  базы.  Не  приняты федеральные законы о
профессиональных   пенсионных  системах,  закон,  определяющий  статус
Пенсионного    фонда    Российской    Федерации,    не    сформирована
законодательная     база,    регламентирующая    порядок    исчисления
накопительной   части  трудовой  пенсии,  ее  выплаты  правопреемникам
застрахованных лиц.
     Не   оправдывает   ожиданий   развитие   накопительного  элемента
пенсионной  системы:  государством  не  созданы  гарантии преумножения
накоплений,  их  сохранности  на  уровне не ниже инфляции, достаточные
стимулы   для   привлечения   к   работе  с  пенсионными  накоплениями
негосударственных участников рынка. Слабо использовались возможности и
рекомендации Общественного совета по инвестированию средств пенсионных
накоплений, деятельность которого в настоящее время заморожена.
     Несовершенство действующего пенсионного законодательства приводит
к  фактам  ущемления  пенсионных  прав  граждан, массовым обращениям в
судебные  инстанции,  в  том  числе  в  связи  с  отказом  в досрочном
назначении  трудовых пенсий, нарушением ранее приобретенных пенсионных
прав, назначением пенсий по старости не в полном объеме из-за неуплаты
работодателями страховых платежей за работников.
     В  этих  условиях  работа  профсоюзных организаций по контролю за
соблюдением  пенсионных  прав  застрахованных  лиц  приобретает особое
значение.  Многие профсоюзные организации создают пенсионные комиссии,
включают   в   коллективные  договоры  обязательства  работодателя  по
своевременному   перечислению   страховых   взносов  и  предоставлению
сведений  персонифицированного  учета  в  Пенсионный  фонд  Российской
Федерации,   контролируют   исполнение   обязательств,   реагируют  на
допущенные   нарушения,   участвуют  в  работе  комиссий  по  вопросам
погашения    задолженности   по   страховым   взносам,   разрабатывают
рекомендации   по  оказанию  практической  помощи  членам  профсоюзов,
проводят консультации и разъяснительную работу в трудовых коллективах,
оказывают юридическую помощь членам профсоюзов.
     Такая  работа  предметно  проводится профсоюзными организациями в
Башкортостане,  Дагестане,  Республике  Марий  Эл,  Мордовии, Северной
Осетии,    Татарстане,   Хакасии,   Чувашии,   Якутии,   Красноярском,
Ставропольском  и  Хабаровском  краях,  городе  Москве,  Белгородской,
Брянской,   Иркутской,   Кировской,   Курганской,  Омской,  Рязанской,
Самарской,   Смоленской,  Тамбовской,  Тверской,  Тульской,  Тюменской
областях, общероссийских профсоюзов авиационных работников, трудящихся
авиационной  промышленности,  автотранспорта  и  дорожного  хозяйства,
Горно-металлургического  профсоюза  России, работников государственных
учреждений    и    общественного    обслуживания,    жизнеобеспечения,
здравоохранения,  народного  образования  и  науки,  машиностроителей,
железнодорожников  и  транспортных строителей, Нефтегазстройпрофсоюза,
радиоэлектронной,    пищевой    и   перерабатывающей   промышленности,
работников   связи,   строительства   и   промышленности  строительных
материалов, химических отраслей промышленности, Электропрофсоюза.
     Ассоциацией   профсоюзов   базовых   отраслей   промышленности  и
строительства  Российской  Федерации  при  поддержке других ассоциаций
профсоюзов   и   ФНПР   24   января   2007  года  в  Москве  проведена
предупредительная акция протеста "За достойную пенсию!" с требованиями
корректировки механизмов пенсионной реформы, установления к концу 2008
года  минимального  размера  пенсии  на  уровне прожиточного минимума,
обеспечения   замещения  трудовыми  пенсиями  не  менее  40  процентов
утраченного заработка.
     Результаты  переговоров  31  января  2007  года с представителями
Правительства  Российской Федерации и профильных министерств по итогам
акции   оценены   как   неудовлетворительные.  В  рамках  Комиссии  по
рассмотрению  вопросов  совершенствования пенсионного законодательства
правительственная  сторона  не определила конкретных мер по реализации
требований Ассоциации в полном объеме.
     Вместе  с  тем  поступающие  в  ФНПР  обращения  граждан,  анализ
информации  о  деятельности  членских организаций по защите пенсионных
прав  членов  профсоюзов  свидетельствуют,  что не все профорганизации
системно   занимаются  этой  работой,  руководствуются  Постановлением
Исполкома  ФНПР  от  21.05.2003  N  2-2  "О  деятельности  профсоюзных
организаций  в  связи  с  проведением  пенсионной реформы в Российской
Федерации",  решениями Постоянной комиссии Генерального Совета ФНПР по
социальным   гарантиям,   используют   размещаемые  на  Интернет-сайте
Федерации  рекомендации  по  пенсионным  вопросам. Пассивная позиция в
решении этих вопросов не только отрицательно сказывается на социальной
защищенности  работников,  но  и не способствует укреплению авторитета
профсоюзов и мотивации профсоюзного членства.
     Обсудив вопросы реализации пенсионной реформы и защиты пенсионных
прав членов профсоюзов, Исполнительный комитет ФНПР постановляет:
     1.   Отметить,   что   деятельность   органов  законодательной  и
исполнительной   власти   не   обеспечивает  эффективность  реализации
пенсионной реформы, не способствует решению главной задачи - повышению
уровня   пенсионного   обеспечения   граждан   и   его  приближению  к
общепризнанным международным нормам.
     2.   Добиваться   ратификации   Российской  Федерацией  Конвенций
Международной  организации  труда  N  102  и  N  128, законодательного
установления  размера замещения трудовой пенсией утраченного заработка
работника на уровне не ниже 40 процентов.
     Считать   одним   из   приоритетов  деятельности  ФНПР,  членских
организаций  работу  по  защите  пенсионных  прав работающих граждан и
повышению  уровня  их  пенсионного  обеспечения. Обеспечить проведение
постоянного   переговорного   процесса   с   работодателями,  органами
законодательной  и исполнительной власти по вопросам защиты пенсионных
прав трудящихся и добиваться:
     реализации   мер  по  легализации  доходов  населения,  повышению
заработной   платы  работников  как  источника  наполнения  пенсионной
системы и условия формирования дополнительных пенсий;
     укрепления  страховых  принципов  пенсионной  системы,  отказа от
налогового   механизма   формирования   страховых   средств,  перевода
обеспечения   базовой   части   пенсии  на  бюджетное  финансирование,
исключения  расходов  "нестрахового"  характера из бюджета Пенсионного
фонда Российской Федерации, перехода к автономной от решения бюджетных
задач  пенсионной  системе,  установления экономически обоснованных на
базе    актуарных    расчетов    страховых   тарифов,   обеспечивающих
согласованный   социальными   партнерами   уровень  замещения  пенсией
утраченного заработка;
     внесения     изменений     в     пенсионное     законодательство,
предусматривающих  установление базовой части пенсии на уровне не ниже
прожиточного   минимума   пенсионера   в  регионе,  пересмотр  формулы
конвертации  ранее  приобретенных  пенсионных  прав  в  целях усиления
зависимости  размера  трудовой пенсии от стажа и заработка, исключение
заявочного   принципа   перерасчета   пенсий  работающим  пенсионерам,
проведение   опережающей   реальную   инфляцию  индексации  базовой  и
страховой частей пенсии, расчетного пенсионного капитала;
     разработки  механизма  безусловной  реализации права работника на
страховую  и  накопительную  части  пенсии  независимо  от финансового
положения  страховщика  и  выполнения работодателем обязанности уплаты
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование работников;
     законодательного    установления    статуса   Пенсионного   фонда
Российской  Федерации  как  государственного страховщика, освобождения
его от "нестраховых" функций;
     рассмотрения   возможностей   формирования   обособленных  систем
обязательного  пенсионного  страхования  для  работающих  на  малых  и
средних предприятиях, самозанятых работников;
     перевода  обеспечения  досрочных  пенсий  на финансирование через
профессиональные   пенсионные   системы   при  соблюдении  условий  их
обязательности,  наличия государственных гарантий сохранности средств,
сопоставимости  размеров профессиональной пенсии с трудовой пенсией по
старости;
     реализации  механизма  паритетного участия социальных партнеров в
управлении   и   контроле   за   расходованием   пенсионных   средств,
восстановления  работы  Общественного совета по инвестированию средств
пенсионных накоплений.
     3. Рекомендовать профсоюзным организациям всех уровней:
     разъяснять  профсоюзному  активу, членам профсоюзов цели, задачи,
позицию  и  действия  ФНПР  в  сфере  пенсионного обеспечения и защиты
пенсионных  прав работающих граждан, активно использовать в этих целях
средства массовой информации;
     анализировать  ситуацию  по  соблюдению  пенсионных  прав  членов
профсоюзов,     выявлять     проблемы     действующего     пенсионного
законодательства, направлять в органы законодательной и исполнительной
власти,  ФНПР  предложения  и  обоснования  по  внесению  изменений  и
дополнений в законодательные и иные нормативные правовые акты;
     вырабатывать и отстаивать экономически обоснованные требования по
реализации  пенсионных  прав  работающих  через участие представителей
профсоюзов  в  переговорных  процессах  с  органами  законодательной и
исполнительной  власти,  систему  социального  партнерства;  в случаях
необходимости   обеспечивать  мобилизационную  готовность  профсоюзных
организаций к проведению коллективных акций для защиты пенсионных прав
трудящихся;
     взять   под   постоянный   контроль   создание  и  восстановление
пенсионных   комиссий   с   участием   представителей  работодателя  и
работников  для  оказания  практической помощи в реализации пенсионных
прав  членов  профсоюзов;  осуществлять превентивные меры, позволяющие
предупреждать  нарушения  прав  работников на пенсионное обеспечение и
разрешать конфликтные ситуации в досудебном порядке;
     добиваться   включения   в   коллективные  договоры  (соглашения)
обязательств   работодателя   по  своевременному  и  в  полном  объеме
перечислению   за  работников  страховых  взносов  в  Пенсионный  фонд
Российской    Федерации,    предоставлению    сведений   для   ведения
индивидуального (персонифицированного) учета;
     взаимодействовать   с   органами   Пенсионного  фонда  Российской
Федерации  по  вопросам  обеспечения  защиты  пенсионных  прав  членов
профсоюзов;  принимать участие в работе комиссий по вопросам погашения
задолженности по страховым взносам;
     поручить  правовым  службам  оказывать  юридическую помощь членам
профсоюзов   в  подготовке  материалов,  связанных  с  нарушениями  их
пенсионных  прав,  в  судебные  органы,  участвовать в судебной защите
застрахованных лиц, представляя их интересы в судах.
     4. Департаменту социального развития Аппарата ФНПР:
     обобщать  и  направлять  в  федеральные  органы законодательной и
исполнительной  власти  предложения и обоснования членских организаций
ФНПР  по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты в
области  пенсионного страхования и пенсионного обеспечения и связанные
с ними сферы;
     разрабатывать   рекомендации   и  оказывать  практическую  помощь
членским  организациям ФНПР по пенсионным вопросам и защите пенсионных
прав работающих граждан.

Председатель ФНПР
                                                            М.В.ШМАКОВ
13 марта 2007 г.
N 1-14