О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО СОВЕТА ПО СОТРУДНИЧЕСТВУ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Решение. Экономический совет Содружества Независимых Государств. 30.03.07

Оглавление

             О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО СОВЕТА
            ПО СОТРУДНИЧЕСТВУ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                               РЕШЕНИЕ

        ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОВЕТ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

                           30 марта 2007 г.


                                 (Д)


     Экономический совет Содружества Независимых Государств решил:
     1. Одобрить Доклад о деятельности Межправительственного совета по
сотрудничеству  в  строительной деятельности, подготовленный указанным
Советом  совместно  с  Исполнительным  комитетом  СНГ  и рассмотренный
Комиссией по экономическим вопросам.
     2.    Рекомендовать    Межправительственному    совету   обратить
первоочередное внимание на решение следующих задач:
     разработка     приоритетных     межгосударственных    документов,
направленных   на   реализацию  Градостроительной  хартии  Содружества
Независимых Государств от 4 июня 1999 года;
     организация   подготовки   и   переподготовки  кадров  в  области
архитектуры,  строительства  и  жилищно-коммунального хозяйства, в том
числе    с    использованием    возможностей   постоянно   действующих
международных   семинаров   по   изучению   опыта  развития  жилищного
строительства,    проектирования    строительства,   реконструкции   и
эксплуатации жилья и объектов социальной сферы.

                                                             (Подписи)


                        ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
                  СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

                      МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ СОВЕТ
            ПО СОТРУДНИЧЕСТВУ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                ДОКЛАД
                 О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО
         СОВЕТА ПО СОТРУДНИЧЕСТВУ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     Экономический   подъем   в  любой  стране  сопровождается  ростом
строительства     жилья,    объектов    социального    назначения    и
производственной сферы.
     В  январе  -  августе  2006  года  по сравнению с соответствующим
периодом  предыдущего  года  объем  инвестиций  в  основной  капитал в
государствах  Содружества  увеличился,  как  и в январе - августе 2005
года,  в  среднем  на 13%; общей площади жилых домов введено больше на
12% (на 10%).
     Прогнозные  оценки  Межгосударственного  статистического комитета
СНГ  темпов  роста инвестиций в основной капитал государств-участников
СНГ на 2007 год свидетельствуют о постоянной тенденции к росту.
     Строительство   является   одной   из   важнейших   сфер  периода
экономического    реформирования.    Сложно    переоценить    значение
строительной  отрасли,  которая  коренным  образом влияет не только на
развитие  экономической  ситуации,  но  и  на  социальное,  культурное
развитие государств и регионов, уровень жизни населения.
     При  всей  значимости  других  отраслей  экономики  строительство
является одной из основных отраслей, что обусловливает особое внимание
к   ней.   Большая   заслуга   руководителей   строительных  отраслей,
предприятий  и  организаций в том, что в тяжелый период экономического
спада они сумели сохранить коллективы, технику, специалистов.
     Путь к повышению эффективности и конкурентоспособности строителей
государств  Содружества  на  внутреннем  и  внешнем  рынках в рыночных
условиях  лежит в развитии нормативной базы, формировании конкурентной
среды,  широком  развитии  системы  подрядных  конкурсов, укреплении и
совершенствовании договорной дисциплины, повсеместном применении работ
и продукции на основе международных стандартов.
     Для  выработки  согласованной  политики,  объединения  усилий  по
стабилизации   и  дальнейшему  развитию  строительства  и  координации
деятельности     строительных     комплексов     главы    правительств
государств-участников  Содружества  в 1994 году подписали Соглашение о
сотрудничестве  в  строительной деятельности, в соответствии с которым
создан  Межправительственный  совет  по  сотрудничеству в строительной
деятельности (далее - Совет).
     Основной целью созданного Совета является развитие сотрудничества
в   строительной   деятельности,  под  которой  понимается  выполнение
инженерных   изысканий   в  строительстве,  проектных  работ,  включая
разработку  градостроительной документации, архитектурная деятельность
и   выполнение   строительно-монтажных  работ,  а  также  производство
строительных   материалов,   изделий   и   конструкций,   изготовление
строительных  и  дорожных  машин  и  различной  строительной техники в
интересах участников Соглашения.
     К функциям Совета отнесены:
     - согласование   и   совместная   реализация  межгосударственного
сотрудничества  в  строительной  деятельности  по  наиболее  важным  и
актуальным направлениям;
     - выработка   рекомендаций   по   сближению   законодательства  в
строительной деятельности участников Соглашения;
     - определение    основных    направлений    совместных    научных
исследований   и   межгосударственных  научно-технических  программ  и
проектов;
     - разработка и контроль за ходом реализации совместных программ и
проектов,   а   также   разработка  прогнозов  развития  и  размещения
промышленности  строительных  материалов  и производства конструкций и
изделий, строительного и дорожного машиностроения;
     - содействие  созданию  совместных предприятий, фирм, акционерных
обществ   в  строительстве,  промышленности  строительных  материалов,
строительном и дорожном машиностроении;
     - оказание     содействия     формированию     межгосударственных
инвестиционного,  подрядного  и проектного рынков, а также развитию их
инфраструктуры;
     - осуществление    согласованной    деятельности    в    вопросах
технического нормирования, стандартизации и сертификации с последующим
сближением   нормативной   базы   в   соответствии   с  международными
требованиями;
     - согласование    методологического    обеспечения    организации
проектирования,  деятельности  государственного строительного надзора,
экспертизы,  ценообразования  в  строительстве,  нормирования  расхода
материальных  ресурсов, тарификации строительных работ, нормирования и
охраны труда;
     - взаимодействие    в    вопросах    организации   лицензирования
строительной деятельности, сертификации продукции;
     - содействие  в  разработке  программ подготовки и переподготовки
кадров   строительных   комплексов  для  работы  в  условиях  рыночной
экономики;
     - организация  взаимопомощи  при  ликвидации  последствий крупных
аварий и стихийных бедствий.
     Первое  заседание  Совета  состоялось  8  декабря  1994 года в г.
Минске.  Заседания  также проходили в Российской Федерации, Республике
Беларусь  по  четыре  раза,  Республике  Молдова  -  три, в Республике
Армения,   Республике  Казахстан,  Кыргызской  Республике,  Республике
Таджикистан  и Украине - по два, Азербайджанской Республике и Грузии -
по одному разу.
     На   заседании  Совета  заслушиваются  и  обсуждаются  актуальные
вопросы  строительной  деятельности  и жилищно-коммунального хозяйства
государств-участников  СНГ. Широкий перечень вопросов, рассмотренных в
рамках  повесток дня заседаний в период с 1994 по 2006 год, приведен в
Приложении.
     Заседания   Совета,  по  сути,  являются  значимыми  событиями  в
деятельности   соответствующих   национальных  органов  управления  по
строительству   и   жилищно-коммунальному  хозяйству.  Рассматриваемые
вопросы  позволяют аккумулировать и использовать в практической работе
весь   приобретенный  государствами  Содружества  опыт  в  организации
строительной   деятельности,   избежать  многих  ошибок  и  просчетов,
сэкономить  средства  для  решения  многих технических и экономических
вопросов,   не   допускать  параллельной  разработки  ряда  научных  и
прикладных задач.
     В  рамках Совета при непосредственном и активном участии всех его
членов  разработаны  и  затем  подписаны  на  заседаниях  Совета  глав
правительств Содружества Независимых Государств следующие документы:
     1.  Соглашение  о  взаимном  признании  лицензий на осуществление
строительной    деятельности,    выдаваемых   лицензионными   органами
государств-участников  Содружества Независимых Государств, от 27 марта
1997 года.
     Данное  Соглашение регулирует взаимоотношение сторон по взаимному
признанию  лицензий  на осуществление строительной деятельности, в том
числе определяет терминологию, срок действия лицензий, размер оплаты.
     2.    Соглашение   о   межгосударственной   экспертизе   проектов
строительства,      представляющих      взаимный      интерес      для
государств-участников Содружества Независимых Государств, от 13 января
1999 года.
     Соглашение  упорядочило  вопрос  строительства  объектов, которые
представляют   взаимный   интерес   для   двух   государств  и  более;
приграничных объектов, сооружаемых на территории одного из государств,
расчетная  зона влияния которых на окружающую среду пересекает границы
сопредельных  государств;  линейно-протяженных  объектов,  прохождение
которых  планируется  по территории двух государств и более, объектов,
сооружаемых  на  средства  инвесторов двух государств и более, а также
объектов,  сооружаемых  одним  государством  на  средства  одного  или
нескольких государств.
     В  рамках  Соглашения  Комиссией по межгосударственной экспертизе
проектов Совета проведена межгосударственная экспертиза:
     - по   обоснованию  инвестиций  в  реконструкцию  и  модернизацию
нефтепровода Атырау - Самара (Казахстан - Россия);
     - проекта "Радиоастрономическая обсерватория РТ-70 на плато Суффа
Республики Узбекистан";
     - технико-экономического    обоснования   создания   космического
ракетного  комплекса  "Байтарек"  на  космодроме "Байконур" Республики
Казахстан;
     - рабочего  проекта  "Реконструкция и усиление здания школы N 6 в
г. Гюмри Республики Армения".
     В   2006   году   межгосударственная  экспертиза  проводилась  по
следующим объектам Республики Армения:
     - расширение  и  реконструкция  Государственного  педагогического
института г. Гюмри;
     - восстановление трех русских церквей на территории г. Гюмри;
     - строительство  спортивного зала школы N 19 Министерства обороны
Российской Федерации в г. Гюмри;
     - строительство   незавершенного   72-квартирного   жилого   дома
Министерства обороны Российской Федерации в г. Гюмри;
     - расширение больничного комплекса в п. Ахурян.
     3. Градостроительная хартия Содружества Независимых Государств от
4  июня 1999 года, определившая цели, приоритеты, основные направления
совместных  действий  по  устойчивому пространственному планированию и
градостроительному развитию территорий сопредельных государств.
     Этот  межгосударственный  документ  служит основой для расширения
дальнейшего  взаимовыгодного  сотрудничества  между  заинтересованными
организациями  СНГ  в  области управления, планирования и обустройства
территорий, взаимосогласованного развития приграничных регионов, в том
числе  по  вопросам  окружающей  среды,  взаимоувязанного развития зон
транспортно-коммуникационных    коридоров;    внедрению    современных
информационных   технологий   при  разработке  генеральных,  зональных
планов;  подготовки  научных,  проектных  и  педагогических  кадров  в
строительной деятельности, других направлениях.
     Самую  активную  роль  в  этом  направлении  играет  Министерство
архитектуры    и   строительства   Республики   Беларусь,   являющееся
штаб-квартирой Комиссии по градостроительству Совета.
     Проведен   ряд   мероприятий  по  выполнению  основных  положений
Градостроительной  хартии  СНГ:  разработана и утверждена Решением N 9
двенадцатого  заседания  Совета (г. Душанбе, июнь 2000 года) Программа
деятельности национальных органов управления в области строительства и
градостроительства  стран  СНГ  по реализации Градостроительной хартии
СНГ,  в  соответствии  с  которой определены ответственные исполнители
межгосударственных документов.
     В  рамках  выполнения  обязательств Белорусской Стороной с учетом
предложений  заинтересованных  организаций  Содружества начиная с 2001
года разработаны:
     - Концепция  экологической  реконструкции  населенных  пунктов  и
территорий  государств  Содружества  в связи с переходом к устойчивому
развитию;
     - проект  Соглашения  о  системе  подготовки  и  переподготовки в
государствах  Содружества  специалистов  органов  управления, научных,
проектных   и   педагогических   кадров   в   сфере  градостроительной
деятельности;
     - проект Комплексной научно-технической программы по приоритетным
направлениям градостроительной деятельности;
     - проект    Перечня    головных    (ведущих)    национальных    и
межгосударственных   научно-исследовательских,   проектных  и  учебных
организаций в сфере градостроительной деятельности, создания и ведения
государственного  градостроительного  и  территориального  кадастров в
государствах Содружества;
     - проект   Соглашения   о   разработке   и  порядке  согласования
представляющих  взаимный  интерес программ и проектов по строительству
отдельных  объектов  (комплексов),  развитию  приграничных  территорий
(регионов)  и  зон влияния трансграничных транспортно-коммуникационных
коридоров государств Содружества.
     Документы    подготовлены    Комиссией   по   градостроительству,
возглавляемой заместителем министра Республики Беларусь, и согласованы
в национальных органах управления в области архитектуры, строительства
и градостроительства государств-участников СНГ.
     В  2003  году  издан  Перечень  головных (ведущих) национальных и
межгосударственных   научно-исследовательских,   проектных  и  учебных
организаций в сфере градостроительной деятельности, создания и ведения
государственного  градостроительного  и  территориального  кадастров в
государствах Содружества.
     В  целях  практической  реализации  Градостроительной  хартии СНГ
национальным органам управления в области архитектуры, строительства и
градостроительства государств-участников СНГ в перспективе потребуется
приложить    дополнительные    усилия    по   обеспечению   разработки
межгосударственных  документов  с учетом актуальности проблем, стоящих
перед строительными комплексами государств-участников СНГ.
     Эффективным   механизмом   Совета   стала  работа  13  профильных
комиссий,    созданных    по   различным   направлениям   строительной
деятельности.   В   процессе  непосредственного  общения  специалисты,
объединяя усилия и накопленный опыт, отрабатывают общие для государств
Содружества вопросы с учетом всестороннего их рассмотрения.
     Существенное   значение   для  строительных  отраслей  государств
Содружества  имеет  обмен научно-технической информацией, проектными и
конструкторскими    наработками,    опытом   создания   и   реализации
научно-технических   и   социально-экономических   программ.  Наиболее
значимые  профильные комиссии наработали ценный практический материал,
востребованный в государствах Содружества.
     Межгосударственная научно-техническая комиссия по стандартизации,
техническому  нормированию  и  сертификации  в  строительстве (МНТКС),
образованная в соответствии с Решением совещания руководителей органов
государственного управления строительством стран СНГ в июне 1992 года,
осуществляет  свою  работу при Совете и одновременно работает в рамках
Межправительственного   совета   по   стандартизации,   метрологии   и
сертификации,  где  ей  предоставлено  право принимать соответствующие
документы в области строительства.
     Основной   задачей  МНТКС  является  создание  межгосударственной
нормативной  базы  по  строительству  в  государствах-участниках СНГ и
организация   разработки   нормативных   документов   по  приоритетным
направлениям    стандартизации    и    технического   нормирования   в
строительстве. Работы, проводимые МНТКС, позволяют ускорить создание в
государствах  национальных  систем  нормирования  и  стандартизации  в
строительстве,  сосредоточить  научный потенциал государств-участников
СНГ и повысить в целом эффективность этой работы.
     За  время  своей  работы  МНТКС  к началу 2006 года разработала и
приняла  233  нормативных  документа:  межгосударственные строительные
нормы  (МСН) - 23, межгосударственные своды правил по проектированию и
строительству  (МСП)  -  12,  межгосударственные  стандарты  в области
строительства (ГОСТ) - 198, а также 92 изменения.
     Среди   разработанных   и   принятых   нормативных  документов  -
основополагающие  строительные нормы по пожарной безопасности, опасным
геофизическим   воздействиям,  вопросам  энергосбережения  в  зданиях,
естественному    и   искусственному   освещению,   железным   дорогам,
железнодорожным  и автодорожным тоннелям. Межгосударственные стандарты
разработаны  в  первую  очередь  на  методы  испытаний  конструкций  и
строительных   материалов,   а   также   на   наиболее  массовые  виды
строительных  изделий  и  материалов,  эксплуатационные характеристики
зданий.
     24  -  25  мая  2006  года МНТКС провела 29 заседание, на котором
рассмотрен   План   работ   по   межгосударственной  стандартизации  и
техническому нормированию на 2006 год. Планом предусмотрена разработка
типовой    структуры   общего   технического   регламента,   а   также
межгосударственных нормативных документов.
     Комиссией  по  энергосбережению в строительстве, стройиндустрии и
жилищно-коммунальному  хозяйству (КЭС) в 2004 - 2005 годах проводилась
последовательная  работа  по  реализации  политики  энергосбережения в
строительной отрасли.
     В  соответствии  с  планом  работ  КЭС головными исполнителями от
государств-участников  СНГ  обобщен  и проанализирован имеющийся опыт,
подготовлены   и   представлены   на  рассмотрение  Совета  отчеты  по
выполнению энергосберегающих программ и проектов.
     Государственный     комитет     строительства    и    архитектуры
Азербайджанской Республики:
     - расширение законодательной базы в области энергосбережения;
     - внедрение поквартальных систем отопления;
     - повсеместное внедрение приборов адресного учета и регулирования
энергетических и водных ресурсов;
     - реализация    государственной    программы   по   использованию
альтернативных  -  возобновляемых  источников энергии на период 2005 -
2013 годы.
     Министерство градостроительства Республики Армения:
     - расширение  перечня  нормативных  документов в области экономии
энергоресурсов;
     - предложения    по    принятию    концептуального   подхода   по
восстановлению  и  развитию  централизованного  теплоснабжения  жилого
фонда;
     - реализация Национальной программы по энергосбережению.
     Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь:
     - реализация пятилетней и ежегодной программ по энергосбережению;
     - внедрение   научно-исследовательских   работ   в   строительные
технологии;
     - введение     новых    нормативных    документов    в    области
энергосбережения;
     - внедрение  систем  качества на базе стандартов ИСО серий 9000 и
систем  управления  окружающей  средой  на  базе  стандартов ИСО серии
14000.
     Комитет  по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан:
     - расширение нормативной базы;
     - создание   новых  производственных  мощностей  по  производству
теплоизоляционных и стеновых материалов.
     Федеральное  агентство  по  строительству и жилищно-коммунальному
хозяйству Российской Федерации:
     - активизация административно-нормативных мер;
     - совершенствование правил учета и контроля энергоресурсов;
     - создание   системы   экономического  стимулирования  в  области
энергосбережения;
     - реализация    Подпрограммы   "Реформирование   и   модернизация
жилищно-коммунального  комплекса  Российской Федерации ФЦП "Жилище" на
2002 - 2010 годы".
     Государственный  комитет  строительства  и архитектуры Республики
Таджикистан:
     - создание нормативной базы энергосбережения;
     - широкое использование энергии солнца в производстве энергоемкой
продукции,   при   строительстве   жилья   для  отопления  и  горячего
водоснабжения.
     Комиссии  по  совершенствованию систем качества в строительстве в
соответствии  с  утвержденным Советом планом работ на 2006 - 2007 годы
предстоит:
     - разработать    межгосударственные    строительные   нормы   МСН
"Проведение экспертизы проектов, нормативных документов";
     - разработать   межгосударственные   своды  правил  МСП  "Порядок
поставки на рынок строительной продукции";
     - разработать  МСП  "Положения о порядке деятельности Комиссии по
техническому   освидетельствованию   новой   строительной   продукции,
снаряжения и процессов";
     - разработать     МСП     "Правила     разработки    технического
освидетельствования   новой   строительной   продукции,  снаряжения  и
процессов";
     - ознакомиться  с  опытом  работы  органов  контроля  качества  в
строительстве    государств-участников   СНГ:   Республика   Беларусь,
Республика Казахстан, Российская Федерация;
     - провести  семинары  по  изучению  современных  методов контроля
качества в строительстве.
     Комиссия    по    сейсмостойкому   строительству   и   уменьшению
природно-техногенных  последствий  по  поручению  Совета  выполнила  и
выполняет следующие работы:
     - конкретизация   МСП   "Предотвращение   аварийных   ситуаций  в
строительстве"  ("сейсмонадежность") путем первоочередной разработки и
распространения  в  государствах-участниках СНГ нормативного документа
по предотвращению прогрессирующего обрушения строительных сооружений;
     - конкретизация МСП "СейсмоПолис", разработка и распространение в
государствах-участниках   СНГ  (кроме  Белоруссии)  Альбома  эталонных
технических решений и строительных технологий по сейсмоусилению зданий
массовый застройки;
     - разработка на примере г. Тбилиси эталонного проекта по проблеме
превентивной надежности (сохранности) памятников зодчества;
     - организация   постоянно   действующей   (1  -  2  раза  в  год)
школы-семинара  по  подготовке,  повышению  квалификации  специалистов
государств-участников  СНГ  в  области  строительства  и  эксплуатации
зданий   и  сооружений  в  условиях  сложных  и  опасных  природных  и
техногенных воздействий;
     - формирование   Коллегии  экспертов  международного  класса  (по
результатам  подготовки  и  сертификации  экспертов)  для  инженерного
обследования    и    анализа    строительных    аварий,    последствий
террористических  актов,  природно-техногенных  и  социальных бедствий
крупного масштаба и рекомендаций для ликвидации возникших чрезвычайных
ситуаций и превентивной безопасности строительных сооружений;
     - подготовка    и    передача    на    рассмотрение/внедрение   в
государствах-участниках     СНГ     на     правах     МСН    следующих
нормативно-технических документов:
     проект ГОСТ "шкала для измерения бедствий",
     проект      межгосударственного      стандарта     "Классификация
(сейсмической) уязвимости строительных сооружений",
     СНиП   "Реконструкция,   восстановление   и   усиление  зданий  и
сооружений";
     - организация  национальных  ассоциаций/обществ по сейсмостойкому
строительству   и   оформление  их  членства  в  Европейской  (ЕАС)  и
Международной (МАСС) ассоциациях по сейсмостойкому строительству.
     За  время существования Комиссии по межгосударственной экспертизе
проектов Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной
деятельности  состоялось  10  заседаний, на которых были рассмотрены и
приняты следующие документы:
     1.   Положение   о   Комиссии  по  межгосударственной  экспертизе
проектов;
     2.    Соглашение   о   межгосударственной   экспертизе   проектов
строительства,      представляющих      взаимный      интерес      для
государств-участников СНГ;
     3.   Положение   о   межгосударственной   экспертной   группе  по
рассмотрению  проектов  строительства, представляющих взаимный интерес
для государств-участников СНГ;
     4.   Основные   требования   по  составу  и  содержанию  сводного
заключения межгосударственной экспертизы;
     5.  Межгосударственная  инструкция о составе, порядке разработки,
согласования   и   утверждения  проектной  документации  строительства
зданий, сооружений и их комплексов в государствах-участниках СНГ.
     Кроме того, на заседании Комиссии обсуждались следующие вопросы:
     1.   О   необходимости   создания   банка  данных  нормативных  и
методических  документов  в  области  проектирования  и строительства,
используемых   при  экспертизе  проектов  в  каждой  стране,  а  также
накопление  и  систематизация фонда экспертных заключений по объектам,
представляющим  взаимный  интерес  при  помощи системы информационного
обеспечения органов экспертизы.
     2.  О  целесообразности  сопоставления  национальных нормативов с
российскими  и создание банка данных нормативных правовых документов в
области экспертизы государств-участников СНГ.
     3.   О  необходимости  разработки  межгосударственного  документа
(конвенции) о государственной экспертизе градостроительной и проектной
документации в государствах-участниках СНГ.
     4.  О  целесообразности  принятия  к  сведению  Перечня  основных
нормативных   документов   Российской   Федерации,   используемых  при
экспертизе    проектов    строительства   объектов   производственного
назначения.
     5.   О   целесообразности  использования  в  практической  работе
экспертными  организациями  государств СНГ, представленных в Комиссии,
межгосударственных  строительных  стандартов,  приведенных  в  Перечне
межгосударственных    нормативных    документов    в    строительстве,
разработанных   и   принятых   Межгосударственной   научно-технической
комиссией  по стандартизации, техническому нормированию и сертификации
в строительстве и др.
     На XX заседании Совета, состоявшемся 29 - 30 сентября 2004 года в
Москве, подписано межведомственное Соглашение о взаимодействии органов
государственного управления по строительству государств-участников СНГ
при  восстановлении  зданий  и  сооружений,  пострадавших от стихийных
бедствий.    Данным   Соглашением   предусмотрены   специальные   меры
взаимопомощи    между    органами   государственного   управления   по
строительству  государств-участников  СНГ  при возникновении стихийных
бедствий.
     Члены Совета:
     - оказывают помощь в оценке ущерба;
     - разрабатывают особый порядок финансирования;
     - оказывают   содействие   в   разработке   упрощенного   порядка
предпроектной  и  проектной  стадии строительства, а также упрощенного
порядка  проведения  конкурса на строительство и восстановление жилья,
пострадавшего от стихийных бедствий;
     - обмениваются информацией о практике ограничения строительства и
освоении территорий в зонах повышенного риска;
     - сотрудничают  в  решении вопросов внедрения системы страхования
жилья   и   инженерной  инфраструктуры  для  оперативного  привлечения
финансовых ресурсов;
     - разрабатывают   проекты   комплектов  быстровозводимого  жилья,
отвечающего    требованиям    действующих    строительных    норм   по
долговечности,   сейсмостойкости,   энергоэффективности,   комфорту  и
соответствующего  климатическим,  геологическим  и другим особенностям
региона строительства.
     В   соответствии   с   Решением   N   8  XXII  заседания  Совета,
состоявшегося  17  -  18  октября  2005  года в г. Душанбе, проведен I
Международный  конкурс на лучшую строительную и проектную организацию,
предприятие  строительных  материалов  и  стройиндустрии  за 2005 год.
Утверждено Положение о проведении конкурса. Конкурс проводился в целях
выявления,  поощрения,  пропаганды и распространения передового опыта,
наиболее  эффективно работающих предприятий и организаций строительных
комплексов государств-участников СНГ.
     На предложение об участии в конкурсе откликнулись 157 организаций
и предприятий из Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Молдовы,
России  и  Таджикистана.  Среди  них  89  строительных организаций, 48
предприятий  строительных  материалов  и стройиндустрии и 22 проектные
организации.
     Для  решения организационных вопросов по ходу проведения конкурса
и  подведения  его итогов был сформирован оргкомитет из представителей
Азербайджана,   Армении,   Беларуси,   Казахстана,   Молдовы,  России,
Таджикистана, Узбекистана.
     Итоги  конкурса  подводились среди предприятий и организаций всех
форм  собственности,  различного  организационно-правового  статуса  и
ведомственной  принадлежности  по  основным показателям деятельности в
соответствии  с  утвержденным Положением о конкурсе, дифференцированно
по трем группам предприятий:
     первая - строительные предприятия и организации;
     вторая - предприятия строительных материалов и стройиндустрии;
     третья - проектные организации.
     Методика  оценки  эффективности  работы предприятий по сумме всех
критериев   их   деятельности   утверждена  по  аналогии  с  методикой
российских конкурсов.
     При  подведении  итогов  выявлены  победители конкурса: по первой
группе  - 31 предприятие; по второй - 10; по третьей - 10 организаций.
Всего - 51 предприятие и организация: 36 из Российской Федерации, 6 из
Беларуси,  3  из  Таджикистана,  по  2  из  Армении и Молдовы, по 1 из
Казахстана и Азербайджана.
     Все  предприятия-победители  конкурса  являются  ведущими в своей
области   деятельности,  неоднократными  победителями  региональных  и
республиканских   конкурсов  за  достижение  высокой  эффективности  и
конкурентоспособности за предыдущие годы.
     Организации и предприятия, награжденные дипломами и сертификатами
конкурса:
     - могут   использовать   символы,   полученные   ими   дипломы  и
сертификаты в своих рекламных целях;
     - участники  конкурса, награжденные дипломами в течение трех лет,
рекомендуются  Советом  для  получения  подряда  строительных  работ в
государствах-участниках СНГ.
     Награждение   победителей  конкурса  рекомендовалось  провести  в
торжественной   обстановке   накануне   Дня  строителя  руководителями
министерств  и  госкомитетов  строительства государств-участников СНГ.
Результаты конкурса со списками его победителей опубликованы в журнале
"Бюллетень   строительной   техники",   отраслевых   печатных  органах
государств-участников   СНГ,  других  средствах  массовой  информации.
Информация  о  предприятиях-победителях  конкурса будет опубликована в
"Золотой книге строительных организаций (предприятий) стран-участников
СНГ".
     Последнее    в    2006    году    очередное    XXIII    заседание
Межправительственного   совета   по   сотрудничеству   в  строительной
деятельности  состоялось  9  июля  2006 года в г. Минске. На заседании
Совета  присутствовали  руководители  национальных  органов управления
строительством  из Азербайджана, Армении, Грузии, Казахстана, Молдовы,
России,  Таджикистана,  Узбекистана  и  Украины.  Председателем Совета
избран   министр   архитектуры  и  строительства  Республики  Беларусь
Селезнев  А.И.  На  заседании обсуждены вопросы повестки дня и приняты
решения,   определяющие   направления   дальнейшей   работы  Совета  и
конкретные меры по реализации уже достигнутых договоренностей.
     Официальным  печатным  органом  Межправительственного  совета  по
сотрудничеству  в  строительной  деятельности  является  журнал  "БСТ"
(Бюллетень  строительной  техники), организующий публикацию материалов
заседаний  Совета;  новых, передовых методов производства строительных
работ;   изготовления   строительных   материалов   и  стройиндустрии;
материалов, касающихся строительной деятельности государств-участников
СНГ.
     Межправительственным  советом  по  сотрудничеству  в строительной
деятельности   во   главу   угла   ставится  необходимость  работы  на
перспективу,  которую  требуется  проводить  вместе  с профессионалами
отрасли.  Благодаря  взаимодействию в рамках Совета лучше и конкретнее
определяются   "болевые"   точки,   присущие  строительной  отрасли  в
государствах  Содружества,  находятся  более  эффективные пути решения
насущных  проблем.  На  заседаниях  Совета, встречах различного уровня
руководители    строительных    отраслей,   предприятий,   специалисты
государств-участников  СНГ  получают  концентрированную  информацию из
первых рук о состоянии дел в отрасли, чувствуют ритм ее жизни.


                                                            Приложение

                               ВОПРОСЫ,
              РАССМОТРЕННЫЕ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫМ СОВЕТОМ
            ПО СОТРУДНИЧЕСТВУ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
                   В РАМКАХ ПОВЕСТОК ДНЯ ЗАСЕДАНИЙ
                     В ПЕРИОД С 1994 ПО 2006 ГОД

     I заседание 8 декабря 1994 года, г. Минск
     1. О Межправительственном совете по сотрудничеству в строительной
деятельности - общая информация.
     2.  Утверждение  Положения  о  Секретариате Межправительственного
совета и назначение руководителя Секретариата Совета.
     3. Формирование Комиссий и вспомогательных органов Совета.
     4.  Предложения  по перечню важнейших Межгосударственных программ
по строительной деятельности и их финансированию.

     II заседание 17 - 19 мая 1995 года, г. Алма-Ата
     1. Жилищная политика стран СНГ на современном этапе.
     2. Основные направления энергосбережения в строительстве.
     3.   Архитектурно-градостроительный  надзор  и  лицензирование  в
строительной деятельности стран СНГ.

     III заседание 11 - 14 октября 1995 года, г. Кишинев
     1.  Организация  Кадастровой  системы  для  градостроительства  в
странах СНГ.
     2. Обеспечение сейсмостойкости зданий и сооружений.
     3. Организация экспертизы проектов строительства в странах СНГ.

     IV заседание 16 - 17 мая 1996 года, г. Киев
     1. Подготовка к международной конференции Хабитат II.
     2. Совершенствование систем качества в строительстве.
     3.   Проблемы   территориального  развития  и  градостроительного
планирования в странах СНГ.

     V заседание 16 - 20 сентября 1996 года, г. Бишкек
     1.   МЭК   и   Межправительственный  совет  по  сотрудничеству  в
строительной деятельности.
     2.  О ходе работ по созданию Межгосударственных строительных норм
и стандартов.
     3. Сертификация строительной продукции в странах СНГ.

     VI заседание 24 - 26 апреля 1997 года, г. Москва
     Концепция  жилищной  политики и проблемы финансирования жилищного
строительства в государствах-участниках СНГ.

     VII заседание 1 - 2 октября 1997 года, г. Ереван
     1.  Концептуальные  подходы  к  вопросу усиления и восстановления
поврежденных  зданий и сооружений и опыт усилительно-восстановительных
работ в странах СНГ.
     2.  Концептуальные  подходы к ценообразованию в рыночных условиях
строительной деятельности государств Содружества.
     3.  Проблемы  возрождения  и освоения горных территорий в странах
СНГ.
     4.   Об   организации   Межгосударственного   бюро  обмена  места
жительства и операций с недвижимостью.

     VIII заседание 27 - 29 мая 1998 года, г. Минск
     1.  Опыт работы Комиссии по градостроительству. Градостроительная
хартия стран СНГ.
     2.  Опыт  реформ  в жилищной и коммунальной сферах в государствах
Содружества Независимых Государств.
     3. О развитии конкурентной среды в строительной деятельности.
     4.  Использование  в  жилищном строительстве Российской Федерации
внебюджетных источников финансирования.
     5.   О  государственной  политике  стран  Содружества  в  области
социального жилья.
     6.   О   взаимном   признании   квалификационных  сертификатов  в
строительстве.
     7.   Энергосбережение   в   строительстве   стран   СНГ.  Опыт  и
перспективы.

     IX заседание 30 сентября - 2 октября 1998 года, г. Тбилиси
     1.  Опыт разработки и реализации государственных целевых программ
развития малых и средних городов в условиях экономической реформы.
     2.  Проблемы реконструкции жилищного фонда первых массовых серий.
Опыт и пути их решения в странах СНГ.
     3. Опыт развития конкурентной среды в строительной деятельности в
странах СНГ.
     4.    О   состоянии   и   путях   гармонизации   законодательной,
информационной и сметно-нормативной базы по вопросам ценообразования в
строительстве.
     5.  Организация  системы  учета  строящихся жилых домов в странах
СНГ.
     6.  Новая  правовая,  социально-экономическая  среда  и  проблемы
градостроительства на примере Грузии.

     X заседание 25 - 28 мая 1999 года, г. Киев
     1. О Концепции устойчивого развития населенных пунктов стран СНГ.
     2. Градостроительное планирование территорий.
     3. О Градостроительной хартии Содружества Независимых Государств.
     4. Реформа жилищно-коммунального хозяйства стран СНГ.
     5.  О  проблемах  взаимодействия  надзорных ведомств стран СНГ по
стандартизации, сертификации и аккредитации в области строительства.
     6.    Обустройство    приграничных   территорий   стран   СНГ   и
финансирования проектных работ по их обустройству.
     7. О работе Комиссий Межправительственного совета.
     8. Проблемы и задачи национальных органов управления строительной
отраслью  в  связи  с  вступлением независимых государств во Всемирную
торговую организацию.

     XI заседание 22 - 23 сентября 1999 года, г. Кишинев
     1.  О  социальной  защите  населения  в  условиях  реформирования
жилищно-коммунального хозяйства.
     2.   Сотрудничество   по   совершенствованию   законодательной  и
нормативной  базы  в  области  проектирования и строительства, а также
энергоресурсосбережения   в   строительстве   и   жилищно-коммунальном
хозяйстве стран СНГ.
     3. Проблемы повышения сейсмостойкости зданий, опыт их решения.
     4.  Основные  проблемы  использования городских земель в условиях
рыночной экономики в странах СНГ.
     5.   О   расширении   интеграции   стран   СНГ  в  инвестиционной
деятельности,  в  том  числе  в  развитии материально-технической базы
строительной отрасли.
     6.     Вопросы     организации     сотрудничества     в     сфере
архитектурно-строительного контроля (инспекции) стран СНГ.
     7. О работе Комиссии по градостроительству.

     XII заседание 7 - 10 июня 2000 года, г. Душанбе
     1.  Об  опыте работ по возрождению и освоению горных территорий в
странах СНГ.
     2.   Межгосударственный  лизинг  в  строительной  деятельности  в
развитии Конвенции о межгосударственном лизинге СНГ с целью подготовки
межгосударственных соглашений.
     3.  Об  опыте  проектирования, усиления объектов, пострадавших от
стихийных бедствий и эксплуатируемых зданий с учетом требований СНиП.
     4.  Адаптация  и гармонизация законодательств стран СНГ в области
лицензирования  и  совершенствования  работы надзорных органов в целях
создания единого рынка строительных услуг.
     5.     Выработка    единого    методологического    подхода    по
совершенствованию   сметной  нормативной  базы  по  ценообразованию  в
строительстве.
     6.  О  защите  интересов  строительных  компаний  стран  СНГ  при
размещении заказов на основе тендеров.
     7.  О  направлениях реструктуризации предприятий стройиндустрии и
промышленности строительных материалов и опыте их реализации в странах
СНГ.
     8. О работе Комиссии по жилищной политике и коммунальной реформе.
     9. Организация взаимодействия государств-участников СНГ в области
создания системы ипотечного жилищного кредитования.
     10.  О  проблемах  и  задачах  государственных жилищных инспекций
стран СНГ.
     11.  О работе Комиссий Межправительственного совета за 1999 год и
утверждения планов работ на 2000 - 2001 годы.
     12.  Вопросы  организации  сотрудничества  в  области  подготовки
межправительственных соглашений. Проблемы и перспективы.

     XIII заседание 20 - 21 сентября 2000 года, г. Баку
     1.  О проблемах сохранения исторического наследия и рационального
использования      сложившегося     архитектурно-художественного     и
социально-культурного потенциала в современном градостроительстве.
     2.  Определение  общих  принципов  гармонизации нормативной базы,
регламентирующей  разработку,  согласование,  экспертизу и утверждение
проектно-изыскательской документации.
     3. Проблемы жилищного хозяйства на рубеже веков.
     4.   Основные   направления  государственной  стратегии  развития
жилищной реформы в 2001 - 2005 годах и на долгосрочную перспективу.
     5. Состояние капитального строительства в странах СНГ и обобщение
их опыты.
     6.   Законодательное   обеспечение   планирования   и   застройка
территорий в странах СНГ.
     7. О состоянии работы надзорных органов в строительстве стран СНГ
и унификация их деятельности.
     8. Методы усиления поврежденных зданий и сооружений.
     9.   Вопросы  организации  сотрудничества  в  области  подготовки
межправительственных соглашений.

     XIV заседание 13 - 14 июня 2001 года, г. Астана
     1.   Десять   лет   независимости   Казахстана  и  пути  развития
строительного комплекса.
     2.  Современное состояние и проблемы обновления жилищного фонда в
странах СНГ.
     3.   Формирование  цен  на  проектные,  изыскательские  работы  и
экспертизу  проектно-сметной документации. Разработка нормативной базы
с учетом опыта развитых европейских стран.
     4. О ходе реализации Градостроительной хартии стран СНГ.
     5.  О  демонополизации  жилищно-коммунальной  сферы и защите прав
потребителей.
     6.   О   деятельности   Совета   в   2000   году  и  перспективах
многостороннего межправительственного сотрудничества в строительстве и
промышленности строительных материалов в СНГ.
     7. О работе Комиссии по межгосударственной экспертизе проектов.
     8.  О  работе  Комиссии  по развитию материально-технической базы
строительного комплекса.

     XV заседание 24 - 25 октября 2001 года, г. Москва
     1.  Об  опыте изучения основных направлений развития конкурентной
среды в строительстве стран СНГ.
     2.  Возможности  свободного применения странами СНГ информативных
документов   других   стран   СНГ   и  создания  единого  нормативного
пространства.
     3.  Принципы  формирования  жилищного  законодательства в странах
СНГ.
     4.  Об итогах участия в антидемпинговых расследованиях, связанных
с экспертными поставками строительных материалов на рынки Прибалтики.
     5. Кондоминиумы. Накопленный опыт в странах СНГ.
     6.  Санация  и  реабилитация  крупнопанельных  жилых домов первой
массовой застройки в странах СНГ.
     7. Концепция государственной стратегии в обеспечении безопасности
и   гармоничной  жизнедеятельности  приграничных  населенных  пунктов.
Градостроительные аспекты.
     8.  О  деятельности  органов  Содружества  за  10-летний период и
перспективах  многостороннего  сотрудничества в строительной индустрии
государств-участников СНГ.

     XVI заседание 6 - 7 июня 2002 года, г. Москва
     1.  О  методах  ценообразования  в  строительстве  в  современных
условиях.
     2. Опыт снижения стоимости строительства жилья.
     3. Тарифная политика в жилищно-коммунальной сфере.
     4.  Об  основах  градостроительной политики государств-участников
СНГ.
     5.   Опыт   восстановления   зданий  и  сооружений,  подвергшихся
сейсмическому воздействию.
     6.    Законотворческая   деятельность   стран   СНГ   в   области
строительства в новых экономических условиях.
     7. Информация Секретариата Межправительственного совета.

     XVII заседание 2 - 3 октября 2002 года, г. Кишинев
     1.    Проблемы   существующего   построенного   фонда   в   новых
социально-экономических условиях.
     2. Кондоминиумы. Накопленный опыт в странах СНГ.
     3. О сближении лицензионных требований и условий, предъявляемых к
лицензиатам     на     осуществление     строительной     деятельности
государств-участников СНГ.
     4.    Осуществление    контроля    за    качеством    выполняемых
строительно-монтажных  работ  на  объектах,  строящихся  на территории
Кыргызской   Республики   по   международным   договорам  иностранными
подрядчиками.
     5.  Опыт  стран  СНГ  по созданию инвестиционного климата в сфере
строительства жилья.
     6.   Опыт  инженерной  защиты  зданий  и  сооружений  от  влияния
природных   техногенных   явлений  с  использованием  прогрессивных  и
экономичных решений.

     XVIII заседание 4 - 5 июня 2003 года, г. Минск
     1. Система ценообразования в строительстве стран СНГ.
     2.  Политика  обустройства территорий приграничных территорий как
фактов,  влияющих  на  развитие  населенных  пунктов.  Опыт стран СНГ,
возможность разработки и утверждения совместных планов.
     3.  Об  опыте  организации  работ по восстановлению жилого фонда,
пострадавшего от стихийных бедствий.
     4. Об опыте решения проблем ресурсосбережения и энергоснабжения в
странах СНГ.
     5.  Опыт  градостроительного  планирования  в новых экономических
условиях.
     6.  Нормативная  база и опыт реставрации памятников архитектуры в
странах СНГ.
     7.  Об  опыте  работы  государств-участников СНГ в области защиты
потребителей в жилищно-коммунальной сфере.
     8.   Практика   контроля  за  качеством  строительства  объектов,
возводимых   в  странах  Содружества  по  международным  контрактам  с
участием иностранных подрядчиков.
     9. О сближении лицензионных требований и условий, предъявляемых к
лицензиатам     на     осуществление     строительной     деятельности
государств-участников СНГ.
     10.  О  возможном  расширении  деятельности  Исполнительного бюро
Программы ООН по населенным пунктам (ООН-Хабитат) при Госстрое России.

     XIX заседание 9 - 12 сентября 2003 года, г. Бишкек
     1.  Опыт  градостроительного  планирования  в новых экономических
условиях в Кыргызской Республике.
     2.   О   практике   внедрения   ипотечной   системы  кредитования
строительства жилья в страх СНГ.
     3.  Об  опыте  разработки  генеральных  планов городов Республики
Беларусь и стран СНГ.
     4.  Модернизация  крупнопанельных  жилых  домов,  построенных  по
типовым   проектам   первых   массовых   серий   с   учетом  тепло-  и
энергосберегающих мероприятий в Республике Беларусь.
     5. О состоянии и развитии нормативно-правовой базы по обеспечению
сейсмической безопасности в странах СНГ.
     6.    Пути    решения   проблем   модернизации   или   ликвидации
аварийно-опасных зданий и сооружений в странах СНГ.
     7.   Законодательное   и   нормативно-методическое  регулирование
подрядов в строительстве.

     XX заседание 29 - 30 сентября 2004 года, г. Москва
     1.  Перспективы  развития  строительного комплекса России и стран
СНГ.
     2.  Система  переподготовки,  повышения квалификации и аттестации
кадров в строительстве.
     3.  Опыт  оптимизации  процессов  разрешительных процедур в сфере
градостроительства.
     4.  Опыт  проектирования  и строительства высотных зданий выше 25
этажей. Пути совершенствования нормативной базы.
     5.  Вопросы  управления  многоквартирным жилым фондом: проблемы и
опыт.
     6.  Опыт привлечения инвестиций в строительство инженерных систем
водоснабжения и канализации.
     7.   Перепрофилирование   промышленных   и   гражданских   зданий
существующей застройки.
     8.   Опыт   реализации  законодательных  актов  в  архитектуре  и
строительстве в странах СНГ.
     9. Определение стоимости проектно-изыскательских работ в условиях
рыночной экономики.

     XXI заседание 20 - 21 мая 2005 года, г. Ереван
     1. Градостроительная политика в России и странах СНГ.
     2. Концепция управления многоквартирными жилыми домами.
     3.  Формирование  концептуальных  подходов  разработки модельного
правового  акта  по  проблемам  оптимизации  процессов  разрешительных
процедур в сфере градостроительства стран СНГ.
     4.   О   законодательной   базе   по   привлечению  инвестиций  и
налогообложении,  а  также  о  действующей тарифной политике на услуги
водоснабжения и канализации в странах СНГ.

     XXII заседание 17 - 18 октября 2005 года, г. Душанбе
     1. Проблемы снижения риска от стихийных бедствий.
     2.  Направление  реформирования  системы нормативных документов в
области строительства.
     3.   Охрана   культурного   и   природного   наследия.   Проблемы
исторических   городов,   управление   и   развитие  институциональных
возможностей.
     4.  Опыт  Республики  Беларусь  по  развитию  и формированию сети
сельских   базовых   населенных   пунктов  (агрогородков)  и  созданию
оптимальных    условий    жизнедеятельности    в   рамках   реализации
Государственной  программы  возрождения и развития села на 2005 - 2010
годы.
     5. О Государственной программе развития жилищного строительства в
Республике Казахстан и странах СНГ на 2005 - 2007 годы.
     6.   Практика   комплексной   автоматизации   ценообразования   в
строительстве на примере Республики Таджикистан и стран СНГ.

     XXIII заседание 7 - 8 июля 2006 года, г. Минск
     1  Комплексная программа развития строительной отрасли Республики
Беларусь на 2006 - 2010 годы.
     2.  Пути решения проблемы обеспечения граждан стран СНГ доступным
и комфортным жильем.
     3. Опыт стран СНГ в развитии строительной индустрии.
     4.  Об  опыте применения в жилых и гражданских зданиях автономных
систем   отопления   с   применением  современного  энергоэффективного
инженерного  оборудования.  Комплексное  решение  проблем  внедрения в
массовое строительство.
     5.   Законодательное   и   нормативно-методическое  регулирование
размещения подрядов в строительстве.
     6.  Об  опыте  организации  работ  по восстановлению построенного
фонда,  пострадавшего  от  стихийных бедствий, а также ветхих зданий и
сооружений.
Оглавление