О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАБОТЫ С ТВОРЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖЬЮ В ЦЕЛЯХ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СТОЛИЧНОГО РЕПЕРТУАРНОГО ТЕАТРА. Постановление. Правительство Москвы. 07.08.07 679-ПП

           О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАБОТЫ
         С ТВОРЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖЬЮ В ЦЕЛЯХ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
                   СТОЛИЧНОГО РЕПЕРТУАРНОГО ТЕАТРА

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

                          7 августа 2007 г.
                               N 679-ПП

                                (ПРМ)


     В целях  совершенствования  работы  по   созданию   условий   для
деятельности  творческой  молодежи,  развития  театрального  искусства
столицы и дальнейшей реализации постановлений Правительства Москвы  от
10 октября 2000 г. N 802 "О мерах по дальнейшей поддержке театрального
искусства в Москве"  и  от  21  октября  2003  г.  N  879-ПП  "О  ходе
проведения  эксперимента  по созданию свободных сценических площадок и
мерах по поддержке театральных инновационных  проектов"  Правительство
Москвы постановляет:
     1. Одобрить предложенную  Департаментом  культуры  города  Москвы
Концепцию   создания  наиболее  благоприятных  условий  для  поддержки
талантливой творческой молодежи и  кадрового  укрепления  репертуарных
театров города Москвы (приложение).
     2. С целью  обеспечения  притока  в  театр  молодых  актерских  и
режиссерских  кадров  осуществить в порядке эксперимента сроком на три
года со второго  полугодия  2007  г.  по  30  июня  2010  г.  создание
молодежных  студий на базе Государственного учреждения культуры города
Москвы "Московский театр "Мастерская П.Н.Фоменко"  и  Государственного
учреждения  культуры  города  Москвы  "Московский  драматический театр
имени А.С.Пушкина".
     3. Поддержать  предложение  Департамента культуры города Москвы о
создании курса актеров и режиссеров театра кукол в  качестве  целевого
государственного заказа Правительства Москвы для кадрового обеспечения
московских театров молодыми специалистами в период с 2008 по 2012 гг.
     4. Департаменту культуры города Москвы:
     4.1. При формировании проекта бюджета на 2008 год  и  последующие
годы  в  составе  расходов  по  отрасли  "Культура,  кинематография  и
средства массовой коммуникации"  в  рамках  проекта  "Открытая  сцена"
предусматривать   средства   на   финансирование   молодежных  студий,
создаваемых на базе Государственного учреждения культуры города Москвы
"Московский   театр   "Мастерская   П.Н.Фоменко"   и  Государственного
учреждения культуры  города  Москвы  "Московский  драматический  театр
имени А.С.Пушкина".
     4.2. При формировании проекта бюджета на 2008 год  и  последующие
годы  предусматривать  финансирование  обучения  молодежи  на  целевом
государственном курсе актеров и режиссеров театра кукол для  кадрового
обеспечения московских театров.
     4.3. По итогам эксперимента (п.2) по созданию  молодежных  студий
внести    в    Правительство   Москвы   предложения   по   дальнейшему
совершенствованию работы с творческой молодежью и созданию условий для
их  полноценной  профессиональной  деятельности  в московских театрах,
обратив особое внимание на возможность создания молодежных театральных
студий на базе театров кукол и музыкальных театров города.
     4.4. Продолжить   практику    освоения    высвобождающихся    или
неэффективно   используемых   театральных  помещений,  а  также  более
широкого использования  площадок  домов  культуры  и  клубов  в  целях
дальнейшего   развития   проекта   "Открытая   сцена"   и   расширения
театрального пространства для осуществления инновационных проектов.
     4.5. До  1  октября 2007 г.  обратиться в Министерство культуры и
массовых коммуникаций Российской Федерации с предложением по изменению
трудового  кодекса  Российской  Федерации  в  части  переноса трудовых
правоотношений между работодателем и творческими работниками в  группу
правоотношений заключения обязательных срочных трудовых договоров.
     4.6. По итогам работы с творческой молодежью в 2007 г. и с учетом
концепции  (п.1)  до  1  февраля  2008  г.  разработать  план основных
мероприятий по  оказанию  содействия  творческой  молодежи  в  театрах
системы   Департамента   культуры   города  Москвы  и  представить  на
утверждение руководителю Комплекса социальной сферы города Москвы.
     5. Пресс-службе  Мэра и Правительства Москвы оказывать содействие
в освещении наиболее крупных творческих акций  с  участием  творческой
молодежи Москвы.
     6. Комитету  рекламы,  информации  и  оформления  города   Москвы
оказать   содействие   в   размещении  на  объектах  наружной  рекламы
информационных  материалов  о  мероприятиях,  проводимых  в  поддержку
творческой   молодежи,   по  заявке  организаторов  в  соответствии  с
действующими нормативными документами Правительства Москвы.
     7. Комитету  по телекоммуникациям и средствам массовой информации
города Москвы оказывать содействие в  показе  на  московских  теле-  и
радиоканалах  наиболее  крупных  мероприятий  в  поддержку  творческой
молодежи города.
     8. Контроль  за выполнением настоящего постановления возложить на
первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.
     О ходе  выполнения  постановления  доложить  Мэру Москвы в январе
2008 г.

Мэр Москвы
                                                            Ю.М.Лужков
7 августа 2007 г.
N 679-ПП


                                                            Приложение

                                  к постановлению Правительства Москвы
                                                от 7 августа 2007 года
                                                              N 679-ПП

                              КОНЦЕПЦИЯ
        создания наиболее благоприятных условий для поддержки
        талантливой творческой молодежи и кадрового укрепления
                  репертуарных театров города Москвы

                       Цели и задачи Концепции

     Концепция создания  наиболее  благоприятных условий для поддержки
талантливой творческой молодежи и  кадрового  укрепления  репертуарных
театров  города  Москвы  (далее  -  Концепция)  разработана  на основе
научного анализа,  сделанного по итогам  социологических  исследований
кадровой ситуации,  сложившейся в столичных театрах, и обобщения опыта
работы  Департамента  культуры  города  Москвы  (далее  -  Департамент
культуры) по оказанию поддержки творческой молодежи.
     Цель Концепции  -  обозначить,  исходя  из  первоочередных  задач
Правительства   Москвы   в   области  культуры,  основные  направления
государственной поддержки творческой молодежи столичного репертуарного
театра   на  ближайший  период.  Для  обеспечения  притока  творческой
молодежи в столичные репертуарные театры и введения в  практику  новых
форм театрального дела, направленных на поддержку творческой молодежи,
Концепцией предусматривается решение следующих задач:
     - дальнейшее  расширение  работы  Департамента  культуры в тесном
взаимодействии с театральной общественностью города, с Советом молодых
специалистов  по  театрально-концертной  деятельности при Департаменте
культуры по организационной и финансовой поддержке творчества  молодых
в отечественном репертуарном театре, являющемся подлинным национальным
достоянием отечественной культуры;
     - поиск   экспериментальных  путей  обеспечения  притока  молодых
кадров   (режиссеров,    актеров,    драматургов,    композиторов    и
музыкантов-исполнителей) в репертуарные театры Москвы;
     - освоение  новых  форм  театрального  дела,   направленного   на
осуществление  проектов  молодых театральных деятелей (многопрофильная
адресная  поддержка  молодых   творческих   кадров),   в   том   числе
формирование  условий  для  реализации  творческого потенциала молодых
театральных критиков и театроведов,  способствующих своим  творчеством
развитию  лучших  традиций  отечественного театрального и музыкального
искусства, русской театральной и музыкальной критики.
     Для определения  дальнейших  путей работы с творческой молодежью,
ближайших и долгосрочных перспектив  этой  деятельности  в  2006  году
Департаментом    культуры    было    инициировано    проведение   ряда
социологических  исследований  Высшей  школой  деятелей   сценического
искусства  при РАТИ (ГИТИС) и Государственным научно-исследовательским
учреждением "Московский  институт  социально-культурных  программ"  по
теме "Приоритетные направления развития творческого потенциала театров
и воспитания специалистов в области театрального искусства".
     Итогами исследования стали:
     - оценка кадровой ситуации,  сложившейся в  репертуарных  театрах
Москвы;
     - определение  форм  и  путей   государственного   стимулирования
творчества молодых театральных деятелей в целях развития репертуарного
театра.
     С целью сохранения преемственности лучших традиций отечественного
театра   Концепция   предполагает    совершенствование    деятельности
Департамента   культуры   по   поддержке,  адаптации,  продвижению  на
профессиональную сцену нынешнего и  последующих  поколений  творческой
молодежи по следующим основным направлениям:
     - оказание  адресной  организационной  и   финансовой   поддержки
творческой молодежи в области театрального и музыкального искусства;
     - расширение  свободного  сценического   пространства   (создание
площадок) для осуществления и проката молодежных проектов;
     - организация дискуссионных клубов, семинаров, "круглых столов" с
целью  привлечения  широкой  театральной  общественности  к творчеству
молодых;
     - создание экспериментальных молодежных театральных студий;
     - осуществление государственного  заказа  на  подготовку  целевых
актерско-режиссерских  курсов дефицитных театральных профессий на базе
государственных театральных вузов столицы;
     - популяризация  спектаклей лучших молодых творческих коллективов
через их участие в наиболее значимых  всероссийских,  международных  и
московских театральных и музыкальных фестивалях.
     Переход к  новым  формам  организации  культурной  жизни   города
возможен    при    условии,   что   он   будет   системно   реализован
государственными органами власти в тесном  контакте  с  художественной
общественностью страны, деятелями культуры и искусства.

               Накопленный опыт и первоочередные задачи

     Благодаря реализуемой  в  последние  годы  политике Правительства
Москвы   по   поддержке   театрального   и   музыкального    искусства
Департаментом   культуры  была  осуществлена  значительная  работа  по
активной интеграции сценической молодежи в театральный процесс. Анализ
принятых  результативных  практических  мер  позволяет  сформулировать
задачи  по  поддержке  творческой  молодежи  по   следующим   основным
направлениям.

                      I. Проект "Открытая сцена"

     Осуществление на  постоянной  основе  проводимого  с  2001  г.  в
качестве  эксперимента  проекта  "Открытая   сцена",   созданного   по
инициативе Департамента культуры и поддержанного Правительством Москвы
и  широкой  театральной   общественностью   столицы,   по   системному
пополнению кадрового резерва режиссерского корпуса столичных театров и
поддержке молодых драматургов.
     Претворение в  жизнь  проекта "Открытая сцена" позволило ввести в
практику столичных репертуарных театров,  в дополнение к  их  текущему
репертуару,  создание  спектаклей молодыми режиссерами,  постановку на
столичной сцене  произведений  молодых  драматургов.  Всего  в  рамках
проекта  "Открытая  сцена",  начиная  с  2001  г.,  более  50  молодых
театральных  режиссеров  осуществили  на  профессиональной  московской
сцене  около  200 новых постановок,  многие из которых вызвали большой
интерес в профессиональной среде, стали предметом повышенного внимания
театральной публики.  Опыт показал,  что в процессе реализации проекта
"Открытая сцена" Департаментом культуры были введены в практику  новые
формы театрального дела:
     - разработан механизм реализации на конкурсной  основе  адресного
государственного  финансирования  авторских  молодежных  театральных и
музыкальных проектов;
     - найдены   возможности   обеспечения   стабильного   притока   в
репертуарные театры Москвы  и  профессионального  становления  молодых
режиссерских   кадров   из   числа  наиболее  талантливых  выпускников
театральных ВУЗов столицы;
     - осуществлены  шаги  по  более  активному освоению отечественным
репертуарным театром произведений современной  драматургии,  благодаря
чему   преодолен   возникший   на   рубеже  веков  кризис  в  развитии
отечественной драматургии.
     Развитием проекта   "Открытая   сцена"   должно  стать  возможное
увеличение проката спектаклей,  созданных в  его  рамках  независимыми
театральными труппами,  а также осуществление специальных издательских
программ с целью продвижения лучших произведений  молодой  драматургии
на профессиональную сцену.
     В рамках  "Открытой   сцены"   целесообразно   также   расширение
творческого    взаимодействия    Департамента   культуры   с   высшими
театральными учебными заведениями столицы по целевой подготовке кадров
дефицитных театральных профессий,  по привлечению наиболее талантливых
выпускников  столичных  театральных   вузов   к   созданию   конечного
репертуарного продукта.

                   II. Фестивали, смотры, конкурсы

     Оказание финансовой  и  организационной  поддержки при проведении
международных,  всероссийских и московских театральных  и  музыкальных
фестивалей, смотров, конкурсов, направленных на продвижение творчества
молодых.  В  последние  годы  Департамент  культуры  оказывал   особую
поддержку   двум  крупнейшим  театральным  фестивалям:  Всероссийскому
театральному фестивалю "Золотая маска" и  Международному  театральному
фестивалю им.А.П.Чехова, поскольку участие в них дает молодым деятелям
театрального  искусства  общественное  признание,  открывает   широкие
творческие  перспективы,  а знакомство с высшими достижениями мирового
театрального  искусства   способствует   расширению   их   творческого
кругозора.
     В фестивале "Золотая маска" за последние  три  года  в  различных
номинациях   было   представлено   семь   молодежных  и  инновационных
спектаклей, получивших гранты в рамках проекта "Открытая сцена".
     Одновременно в  рамках  фестиваля  "Золотая маска" осуществляется
проведение  всевозможных  акций,   направленных   на   обмен   опытом,
презентацию молодежных проектов широкому кругу российских и зарубежных
театров. В том числе Департаментом культуры оказывается содействие при
проведении  такой  акции как театральный рынок "PROТеатр",  на котором
осуществляется презентация молодежных театральных проектов.
     Способствует творческому  росту и интеграция театральной молодежи
в мировую  театральную  инфраструктуру,  инициированная  Департаментом
культуры   при   проведении   Международного   театрального  фестиваля
им.А.П.Чехова.  При поддержке  города  этот  крупнейший  международный
фестиваль  предоставляет  театральной публике возможность знакомства с
наиболее интересными молодежными театральными проектами.
     В развитие    этого   направления   Департамент   культуры   стал
инициатором проведения в Москве,  наряду с крупными  всероссийскими  и
международными фестивалями, специальных смотров, отражающих творчество
молодых деятелей театрального и музыкального искусства.
     В последнее   время   наметилась   динамика   в   развитии  этого
направления.  В первые годы реализации проекта "Открытая сцена" только
два   фестиваля   отражали  творчество  молодых:  "Открытая  сцена"  -
фестиваль театральных и  музыкальных  постановок  молодых  режиссеров,
получивших   на   конкурсной   основе   гранты  Департамента  культуры
(проводимый  совместно  с  Театральным  центром  "На   Страстном")   и
Международный   фестиваль   современной   музыки   "Московская  осень"
(проводимый совместно с Союзом московских композиторов).
     В настоящее время благодаря целенаправленным усилиям Департамента
культуры и в тесном взаимодействии с творческими союзами, театральными
и  музыкальными  организациями  в  столице  ежегодно  проводятся новые
фестивали, конкурсы и смотры творческой молодежи по самым разным видам
и жанрам театрального и музыкального искусства:
     - "Твой  шанс"  -  фестиваль  дипломных  спектаклей   выпускников
государственных   театральных   вузов  города  Москвы  -  совместно  с
Театральным центром "На Страстном";
     - "Московский  фестиваль-конкурс  "Арфовое  искусство  России"  -
совместно с Русским арфовым обществом;
     - "Московский  конкурс хоровых дирижеров" - совместно с Академией
хорового искусства;
     - "От  М.Глинки  до  Г.Свиридова"  -  ежегодные  циклы  концертов
молодых артистов-вокалистов -  совместно  с  Благотворительным  фондом
И.Архиповой;
     - "Программа продвижения  молодых  исполнителей"  -  совместно  с
Московской государственной академической филармонией;
     - "Молодые композиторы и музыканты Москвы -  любимой  столице"  -
ежегодный  цикл  симфонических  концертов  - совместно с Симфоническим
оркестром Москвы "Русская филармония";
     - "Музыка   детских   сердец"   -  ежегодный  цикл  симфонических
концертов,  адресованных детской аудитории  -  совместно  с  Юношеским
симфоническим оркестром России;
     - "Приношение   Борису   Чайковскому"   -    фестиваль    молодых
исполнителей  и композиторов - совместно с Российской Академией музыки
им.Гнесиных;
     - цикл  хоровых концертов из произведений композиторов московской
композиторской школы - совместно с Музыкальной академией им.А.Шнитке и
ряд других.
     Немаловажно, что   многие   участники,   номинанты   и   лауреаты
фестивалей  являются  одновременно  и  участниками  проекта  "Открытая
сцена".  И на фестивалях,  смотрах,  конкурсах все  больше  появляется
театральной продукции,  созданной молодежными творческими группами под
эгидой  Департамента  культуры  в  рамках  проекта  "Открытая  сцена".
Активизируется   профессиональная  деятельность  творческой  молодежи,
включающейся в производственный  и  художественный  процесс  столичных
репертуарных театров.

               III. "Московский театральный фестиваль"

     Новым направлением  в столичном театральном фестивальном движении
стало возобновление по инициативе  Департамента  культуры  с  2006  г.
ежегодного  театрально-музыкального  фестиваля государственных театров
Москвы "Московский театральный фестиваль" (ранее "Театральная весна"),
который  не  проводился  с начала 90-х годов.  Он возрожден в ответ на
возникшую потребность в проведении на совершенно новом организационном
и  содержательном уровне исключительно московского творческого смотра,
на котором можно было бы проанализировать итоги сезона всех  столичных
театров.
     Однако, если  ранее  целью  этого  фестиваля  было   ознакомление
публики  с  лучшими  премьерами  московских  театров,  то  сегодня  он
возрожден в совершенно новом качестве.  Одной из  ключевых  его  задач
стало   представление   широкой   театральной   публике  лучших  работ
творческой молодежи.
     По предложению  Департамента  культуры  одной  из новых номинаций
фестиваля явилось награждение "За лучший режиссерский дебют". В рамках
фестиваля  были запланированы круглые столы,  молодежные дискуссионные
клубы, пресс-конференции, зрительские конференции.
     В ближайшее  время Департаменту культуры целесообразно ввести для
участников данного фестиваля новые номинации для  творческой  молодежи
различных   театральных  профессий,  создать  условия  для  увеличения
количества премьерных работ молодых.
     В целом  же  Департаменту  культуры  целесообразно при проведении
такого  рода  мероприятий,  наряду  с   поддержкой   международных   и
всероссийских фестивалей,  проводимых различными организациями, особое
внимание оказывать городским фестивалям.

                        IV. Свободные площадки

     За последние несколько лет в Москве  по  инициативе  Департамента
культуры  создана  стройная система поддержки театральных организаций,
работающих по  принципу  свободных  сценических  площадок.  Фактически
родилась совершенно новая форма театральной организации.
     В таком формате с 2003 г.  Департаментом культуры были  учреждены
следующие театральные организации:
     - ГУК "Центр драматургии и режиссуры п/р А.Казанцева и М.Рощина";
     - ГУК "Театральный центр "Практика";
     - ГУК "Дирекция "Открытая сцена".
     Эта новая  форма организации государственного учреждения культуры
позволяет при сохранении принципов репертуарного театра приглашать для
работы  в  каждой  конкретной  постановке  новый  актерский  ансамбль,
состоящий   из   актеров-единомышленников,    работающих    в    общем
художественном направлении.
     Важно, что  эти  театральные  образования  по  своей  организации
принципиально   отличаются   от   коммерческой  антрепризы,  поскольку
сочетают лучшие  традиции  репертуарного  театра  с  экспериментальной
работой свободных молодежных творческих объединений.
     В этих  театрах  выстраивается  целостная   программа   поддержки
творческой   молодежи,   отрабатываются   механизмы   ее   дальнейшего
продвижения.
     В развитие   данного   направления  предусматривается  продолжить
практику  расширения  театрального  пространства   для   осуществления
инновационных,    прежде    всего    молодежных   проектов   за   счет
высвобождающихся или неэффективно используемых театральных площадок.
     В ближайшее  время Департаментом культуры будут созданы следующие
свободные площадки:
     - "Театр  на  Беговой"  путем перепрофилирования ГУК "Театральный
центр "Вернисаж" с начала сезона 2007-2008 гг. в свободную сценическую
площадку, работающую в рамках проекта "Открытая сцена";
     - "Щукинская сцена" - в здании,  расположенном на территории сада
Эрмитаж.
     В перспективе при формировании программы развития  города  Москвы
до    2020    г.   предусмотрено   также   создание   сети   свободных
трансформируемых театрально-концертных площадок во всех округах города
Москвы.

        V. Эксперимент по поддержке нового студийного движения

     Социологические исследования,  проведенные по заказу Департамента
культуры   Московским   институтом   социально-культурных    программ,
показали,  что  на  протяжении  последних  15  лет  произошло заметное
старение театральных трупп государственных  драматических  театров.  В
настоящее   время   они  укомплектованы  исполнителями  до  35  лет  в
процентном отношении только от 15 до  25%,  ежегодный  приток  молодых
актеров  в  каждый  московский  театр,  в лучшем случае,  составляет в
среднем 1-2 человека.
     При этом  отмечено,  что  слабый приток молодежи объясняется тем,
что действующее в настоящее  время  законодательство  и  экономическая
ситуация  в  стране  не  позволяют  ввести  в  государственных театрах
контрактую систему.
     Учитывая сложившуюся    ситуацию,   необходимо   внедрение   иных
механизмов интеграции молодежи в  репертуарный  театр.  В  этой  связи
плодотворным  представляется  обращение к опыту отечественного театра,
одним из наиболее перспективных направлений которого,  со времен  К.С.
Станиславского,   было   создание   молодежных   театральных   студий.
Исторический опыт показал,  что уже через десять  лет  после  открытия
Московского   художественного  театра  К.С.Станиславский  приступил  к
созданию студий для проведения в них экспериментальной работы,  поиска
новых средств выразительности, обновления актерского состава.
     В целях  отработки  механизмов   омоложения   кадрового   состава
репертуарных театров целесообразно поддержать предложение Департамента
культуры об организации и финансировании в порядке эксперимента сроком
на 3 года,  начиная с 2007 г.,  молодежных студий на базе ГУК г.Москвы
"Мастерская   П.Фоменко"    и    "Московский    драматический    театр
им.А.С.Пушкина". В создании молодежных студий при этих двух московских
театрах на данном этапе решающую роль должны сыграть их художественные
руководители П.Н.Фоменко и Р.Е.Козак,  имеющие огромный педагогический
опыт и являющиеся руководителями  курсов  государственных  театральных
вузов столицы.
     Немаловажно, что  этот  путь  имеет  принципиальное  отличие   от
московского студийного движения второй половины ХХ века. В этот период
студии являлись своеобразным полигоном для создания в дальнейшем на их
базе  самостоятельных репертуарных театров ("Современник",  "Таганка",
"Новый драматический", "Мастерская П.Фоменко" и многие другие).
     Задача данного эксперимента состоит в том, чтобы пополнить труппы
репертуарных  театров  творческой  молодежью,   без   создания   новых
государственных учреждений культуры.

        VI. Подготовка актеров и режиссеров кукольных театров

     Как показали исследования,  наиболее сложная ситуация в настоящее
время сложилась в Москве с подготовкой актеров и режиссеров  кукольных
театров,  работающих  с  детской аудиторией.  На протяжении нескольких
десятилетий вузы Москвы не выпускали специалистов данного профиля, что
привело  к  старению,  а по ряду показателей,  по мнению специалистов,
критиков  и  теоретиков  театра,  к  творческому  застою   в   труппах
московских театров кукол.
     В связи с чем назрела острая необходимость воспитания актерских и
режиссерских кадров для кукольных театров города.
     В целях укрепления кадрового  состава  московских  театров  кукол
целесообразно   поддержать   инициативу   Департамента   культуры   об
организации в первоочередном порядке набора на период с 2008  по  2012
год  на  базе  одного  из московских государственных театральных вузов
целевого курса актеров, режиссеров и сценографов театра кукол.
     По мнению экспертов и специалистов,  а также практиков театра это
позволит в ближайшие  годы  значительно  обновить  творческие  составы
столичных   кукольных  театров,  повлиять  на  обновление  репертуара,
адресованного детскому зрителю.  Это  даст  реальные  возможности  для
расширения  творческих  новаций и синтетического развития самых разных
жанров кукольных театров (марионеток, тростевых, верховых-перчаточных,
ростовых, паркетных, теневых и других).

                 VII. Работа с молодыми драматургами

     Подлинное развитие  отечественного  репертуарного театра не может
происходить без притока молодой  драматургии,  затрагивающей  наиболее
острые проблемы жизни современного общества, позволяющей театру во все
времена быть сопричастным духовному развитию общества.
     В последние  годы  Департаментом  культуры  освоены  новые  формы
поддержки   молодой   драматургии,    обеспечения    ее    творческого
взаимодействия со столичными театрами.
     Благодаря реализации  проекта  "Открытая  сцена"  с  2001  г.  на
московской  сцене  было  поставлено  заметное  количество пьес молодых
драматургов.
     Департаментом культуры    осуществляется   ежегодная   финансовая
поддержка  издания  пьес  современных  молодых  авторов  на  страницах
журнала "Современная драматургия". Произведения более тридцати молодых
авторов были опубликованы благодаря  открытым  конкурсам  по  созданию
драматургических произведений патриотической направленности для детей,
подростков и юношества "Долг.  Честь.  Достоинство" и "Мы - дети твои,
Россия",   ежегодно  проводимым  Департаментом  культуры  совместно  с
"Благотворительным   Фондом   поддержки   современной    драматургии".
Современная  драматургия  находит  постоянную  поддержку  Департамента
культуры в его совместных проектах  с  Всероссийским  драматургическим
конкурсом  "Действующие  лица",  ГУК "Центр драматургии и режиссуры" и
рядом других организаций.  Благодаря  этой  работе  появились  молодые
драматические писатели,  ставшие широко известными театрам и зрителям.
За  несколько  последних  столичных  сезонов  в   репертуарной   афише
утвердились  имена А.Железцова,  В.Коркия,  Ю.Клавдиева,  М.Курочкина,
А.Попова,    С.Решетникова,    Е.Садур,    В.Сорокина,     В.Сигарева,
К.Степанычевой, Л.Черняускайте, О.Шишкина, А.Шипенко и ряда других.
     Накопленный Департаментом  культуры  опыт   работы   с   молодыми
авторами показывает, что первоочередными задачами по поддержке молодой
современной драматургии должны стать:
     - включение   номинаций   молодых   современных   драматургов   в
проводимые   Департаментом   культуры    совместно    с    творческими
организациями фестивали, смотры, конкурсы;
     - организация и проведение совместно со  всеми  заинтересованными
творческими    организациями,   театрами   и   литературными   кругами
конференций и семинаров,  на  которых  отрабатывается  профессионализм
драматических  писателей и реализуется связь драматургии с театральной
практикой;
     - поддержка   изданий  сборников  пьес  современных  драматургов,
информирование  театральной  общественности  о  наиболее  значительных
достижениях  драматургии  с  помощью современных электронных средств и
публикаций на страницах профессиональных театральных журналов.

            VIII. Работа с молодыми театральными критиками

     В последние  годы  отмечается  устойчивая  тенденция  к  снижению
профессионального  уровня  молодой  театральной и музыкальной критики,
особенно  сильно  проявившаяся  в  последнее  десятилетие,   а   также
превалирование  в  периодических изданиях критических статей заказного
характера.
     Изучение проблемы    показывает,    что   в   целях   обеспечения
объективности    и    подлинного    профессионализма     отечественной
художественной    критики    в    дальнейшем    необходимо    оказание
систематической  государственной  поддержки  периодическим  профильным
искусствоведческим  журналам,  посвященным  различным  видам искусств.
Осуществление  в   рамках   проекта   "Открытая   сцена"   специальных
издательских   проектов.  Целенаправленная  государственная  поддержка
искусствоведческой   периодики   позволит    художественной    критике
способствовать    развитию   искусств,   оставаясь   объективной,   не
ангажированной, независимой от частного заказчика.
     На смену      высокопрофессиональному      театроведческому     и
музыковедческому   анализу,   содействующему   позитивному    развитию
отечественного   искусства,   все   чаще   приходит   так   называемая
"бульварная"   критика.   Зачастую   ее    представители    откровенно
дистанцируются от современного репертуарного театра, намеренно снижают
художественные   требования   к    вновь    создаваемым    сценическим
произведениям,  активно  поощряют  отсутствие нравственных критериев в
сценических   произведениях,   адресованных   молодежной    аудитории,
противопоставляют критику и сцену.
     В связи с этим Департаментом  культуры  за  последние  годы  были
предприняты   конкретные   меры,   направленные   на  общее  повышение
профессионального уровня  публикаций,  поощрение  молодых  критиков  и
теоретиков театра, стремящихся развивать лучшие традиции отечественной
театральной критики.
     Эта политика   осуществляется   путем   поддержки   Департаментом
культуры специализированных театральных изданий: журналов "Современная
драматургия",   "Театральная   жизнь",   "Балет",  "Планета  Красота",
искусствоведческих   журналов,   адресованных   детской   читательской
аудитории:  "Мир  детского  театра"  и  "Антре"  (приложение к журналу
"Балет").
     В последнее  время на страницах этих изданий появились обширные и
серьезные  обзоры  и  отдельные  статьи  по   проблемам   современного
репертуарного   драматического   и   музыкального  театров,  готовятся
специальные  выпуски  номеров  журналов,  посвященные   подробному   и
доброжелательному   анализу  работы  столичных  театров,  театральному
процессу в целом.
     К работе  в экспертных советах наряду с маститыми специалистами в
области театрального и музыкального искусства  Департаментом  культуры
все шире привлекаются молодые театроведы и музыкальные критики.
     На основе    накопленного    Департаментом     культуры     опыта
взаимодействия   в   области   искусствознания  с  исследовательскими,
образовательными  учреждениями,   театрами   и   творческими   союзами
Департаменту   культуры   целесообразно   в   первоочередном   порядке
сосредоточиться на следующих направлениях работы с молодой критикой:
     - расширить  работу  с  критиками  в рамках фестивалей,  смотров,
конкурсов,  создавая специальные номинации для  молодежи  критического
цеха;  шире привлекать молодых специалистов к работе комиссий,  жюри и
экспертных советов фестивалей, конкурсов и смотров;
     - совместно с творческими союзами и театральными вузами расширить
практику проведения  обсуждения  спектаклей,  итогов  работы  театров,
привлекать   молодых  критиков  к  участию  в  семинарах  совместно  с
практиками театра, "круглых столах" и зрительских конференциях.

          Перспективные направления совершенствования работы
                    с творческой молодежью Москвы

     Анализ проделанной за последние годы работы Департамента культуры
по  поддержке  творческой  молодежи   позволяет   наметить   следующие
приоритетные  направления  кадровой  политики  в  отношении творческой
молодежи:
     - по итогам эксперимента по созданию молодежных студий определить
дальнейшие   пути   и   методы   обновления   творческих   коллективов
репертуарных  театров  в  соответствии  с  принимаемыми на федеральном
уровне мерами по реформированию бюджетной сферы;
     - продолжить  практику  осуществления  целевого  государственного
заказа на подготовку необходимых актерских или режиссерских кадров,  а
также    специалистов    других    театральных   профессий   на   базе
государственных вузов столицы;
     - формировать особо благоприятные условия кадровой и материальной
поддержки творческой молодежи в детских репертуарных театрах;
     - создавать   необходимые   условия   для   дальнейшего  развития
современной  драматургии,  в  том   числе   продолжить   осуществление
государственного   заказа  на  создание  пьес,  продвижения  на  сцены
московских театров произведений молодых авторов;
     - шире  использовать  различные  формы  работы  по стимулированию
профессиональной  деятельности   творческой   молодежи.   Осуществлять
финансирование   организаций  и  проведение  совместно  с  творческими
союзами и московскими театрами семинаров,  мастер-классов, зрительских
конференций, круглых столов;
     - содействовать  публикациям  произведений  молодых  драматургов,
театральных  и  музыкальных критиков совместно с редакциями профильных
периодических изданий;
     - рекомендовать   телевизионным   каналам   предусмотреть   показ
наиболее крупных мероприятий в поддержку творческой молодежи города, а
также  создание  цикла  передач,  посвященных  знакомству молодежной и
юношеской аудитории  телезрителей  с  творчеством  молодых;  средствам
массовой  информации  уделять  внимание  освещению  наиболее  значимых
творческих акций в поддержку и с участием творческой молодежи Москвы.

                    Механизмы реализации Концепции

     Исходя из основных целей и задач Концепции формируются  механизмы
ее реализации.
     Механизмы реализации Концепции предполагают:
     - целостный, системный подход к осуществлению мероприятий;
     - координацию  данной  Концепции  с   действующими   комплексными
городскими целевыми программами;
     - усиление  координации  взаимодействия  с   Союзом   театральных
деятелей Российской Федерации, другими заинтересованными организациями
по реализации программ поддержки творческой молодежи;
     - координацию     деятельности     с     федеральными    органами
государственной  власти  для  формирования  комплексного   подхода   в
реализации настоящей Концепции.

                   Ресурсное обеспечение Концепции

     1. Средства     бюджета,     направляемые    на    финансирование
запланированных мероприятий по поддержке творческой молодежи.
     2. Целевые  бюджетные средства,  выделяемые Департаменту культуры
на реализацию государственного заказа на конкурсной основе.
     3. Внебюджетные   средства,   предоставляемые  благотворительными
фондами, общественными организациями и спонсорами.

                         Ожидаемые результаты

     Реализация данной Концепции будет способствовать:
     - созданию    условий   для   дальнейшего   профессионального   и
творческого  роста  молодых  артистов,   режиссеров,   драматургов   и
критиков;
     - воспитанию нового поколения творческой смены для  сохранения  и
развития репертуарного театра;
     - появлению новых  талантливых  имен  в  режиссуре,  драматургии,
актерском,  композиторском,  музыкально-исполнительском  и критическом
цехах;
     - обновлению   репертуарного   театра,   расширению  театрального
предложения в Москве и привлечению молодежной аудитории в репертуарный
театр;
     - увеличению социального эффекта государственных вложений в сферу
театрального искусства;
     - укреплению кадрового состава и развитию творческого  потенциала
московских репертуарных театров за счет талантливой молодежи;
     - усилению социальной защищенности творческой молодежи театров.

          Нормативно-правовые основания разработки Концепции

     - Закон Российской Федерации  от  9  октября  1992  г.  N  3612-I
"Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
     - постановление Правительства Российской Федерации  от  25  марта
1999  г.  N  329 "О государственной поддержке театрального искусства в
Российской Федерации";
     - постановление Правительства Москвы от 10 октября 2000 г.  N 802
"О мерах по дальнейшей поддержке театрального искусства в Москве";
     - постановление Правительства Москвы от 20 марта 2001 г. N 261-ПП
"О проведении эксперимента по созданию свободных сценических  площадок
и мерах по поддержке театральных и инновационных проектов";
     - постановление Правительства Москвы от  18  декабря  2001  г.  N
1124-ПП  "О  порядке  проведения  эксперимента  по  созданию свободных
сценических площадок";
     - постановление  Правительства  Москвы  от  21  октября  2003  г.
N 879-ПП  "О  ходе  проведения  эксперимента  по  созданию   свободных
сценических  площадок  и  мерах по поддержке театральных инновационных
проектов";
     - постановление  Правительства Москвы от 17 мая 2005 г.  N 337-ПП
"О порядке реализации проекта "Открытая сцена".