О ЗАДАЧАХ ПРОФСОЮЗОВ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И РОСТУ ТАРИФНОЙ ЧАСТИ В НЕЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЦИЯ НЕЗАВИСИМЫХ ПРОФСОЮЗОВ РОССИИ 14 марта 2007 г. N 2-3 (Д) Заслушав и обсудив доклад Председателя ФНПР "О задачах профсоюзов по увеличению заработной платы и росту тарифной части в ней", Генеральный Совет отмечает: Сохраняющийся на протяжении последних лет экономический рост создает благоприятные условия для значительного повышения доходов работников. Однако, несмотря на существенные темпы роста реальной заработной платы, уровень оплаты труда большинства работников не отвечает параметрам достойного труда и не соответствует справедливой его оценке: зарплата каждого четвертого работника не достигает или находится на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения; средний уровень заработной платы по стране не обеспечивает воспроизводство рабочей силы, ущемляя жизненно необходимые потребности работника и его семьи в полноценном питании, жилье, отдыхе, образовании; невысокая доля официальной заработной платы в валовом внутреннем продукте и чрезмерная дифференциация в заработке свидетельствуют о несправедливом распределении результатов труда; низкая заработная плата не обеспечивает достаточной финансовой базы для социального страхования и социального обеспечения работников. Основные усилия профсоюзов в этой ситуации должны быть нацелены на принципиальное решение проблемы достижения справедливой цены труда на основе достойных гарантий в сфере оплаты труда. Это касается как государственных гарантий, так и гарантий, фиксируемых в договорах и соглашениях различного уровня. Трудовой кодекс Российской Федерации законодательно обеспечивает основные параметры для формирования систем оплаты труда во всех организациях, независимо от форм собственности и источника финансирования, устанавливает обязательность основной части заработной платы в виде тарифа, оклада, должностного оклада, базовой части заработной платы и целого ряда доплат и надбавок социального и компенсационного характера. Однако не все виды доплат и надбавок по уровню определены законодательно, и их конкретные уровни устанавливаются в процессе переговоров в системе социального партнерства. Трудовой кодекс Российской Федерации также определил, что заработная плата - это оплата за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, определяемых на основе нормирования труда. Важную роль в качестве определенного уровня гарантии в оплате труда играет минимальный размер оплаты труда. Однако в оплате труда в профессионально-квалификационном разрезе более важную роль в качестве гарантии играет система регулирования тарифной (базовой) части заработной платы, принятая непосредственно в организации либо на уровне отрасли, региона, Российской Федерации. В борьбе за достойный уровень заработной платы наибольшую значимость приобретает переговорная система регулирования трудовых отношений, а также разработка и внедрение в отраслях и регионах социальных стандартов оплаты труда. Практика свидетельствует о ряде серьезных упущений в работе членских организаций ФНПР и первичного звена профсоюзов в борьбе как за общий уровень заработной платы, так и за справедливость ее установления: тарифная часть заработной платы в большинстве случаев не соответствует своей социальной функции - воспроизводство рабочей силы, особенно квалифицированной, в структуре заработной платы растет число и размеры различного рода доплат за дополнительные условия, что свидетельствует о росте уровня эксплуатации работников. В большинстве отраслевых соглашений отраслевое регулирование заработной платы заканчивается установлением минимального тарифа (минимальной заработной платы). В преобладающем числе отраслевых и региональных соглашений, несмотря на решения, принятые на Генсовете и Исполкоме ФНПР, не установлены ориентиры по росту средней заработной платы. Отраслевой мониторинг заработной платы членов профсоюза ведется в Горно-металлургическом профсоюзе России, Российском независимом профсоюзе работников угольной промышленности, Всероссийском "Электропрофсоюзе", Общероссийском профсоюзе работников связи Российской Федерации, Российском профсоюзе железнодорожников и транспортных строителей и ряде других профсоюзов России. Обязательные отраслевые тарифные сетки установлены лишь в соглашениях по ОАО "Газпром" (2004 - 2006 гг.), межотраслевому промышленному железнодорожному транспорту (2004 - 2006 гг.); по организациям текстильной и легкой промышленности установлены межразрядные коэффициенты в соглашении для организаций текстильной, легкой и фарфоро-фаянсовой промышленности (2005 - 2007 гг.). Рекомендуемые тарифные сетки имеются в соглашениях по строительству и промышленности строительных материалов (2005 - 2007 гг.); специальному строительству (2005 - 2007 гг.); организациям судостроительной промышленности (2006 - 2008 гг.); электроэнергетике (2005 - 2006 гг.); автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту (2005 - 2007 гг.); организациям бюджетной сферы внутреннего водного транспорта (2006 - 2008 гг.). В региональных соглашениях тарифные сетки основных рабочих профессий и служащих носят рекомендательный характер и имеются только в каждом восьмом соглашении. По данным Федеральной службы государственной статистики фактическая величина тарифа в заработной плате составляет 43,4%, что меньше рекомендованного действующим Генеральным соглашением. Доля тарифной части заработной платы для рабочих низка даже в благополучно развивающихся отраслях - в добыче полезных ископаемых (24,1%), на железнодорожном транспорте (36,7%), в электроэнергетике (37,4%), в металлургии (37,6%). Более 2/3 отраслевых и половина региональных соглашений не содержат фиксированную долю тарифа в заработной плате. Вопросам тарифного регулирования, нормирования, определения квалификационных разрядов уделяется крайне незначительное внимание при переговорах по оплате труда, они практически отданы на откуп предпринимателям. Значительная часть региональных и отраслевых соглашений переориентирует решение задач по установлению дополнительных, по сравнению с законодательством, гарантий по оплате на уровень коллективных договоров. В то же время меры по эффективному контролю выполнения даже прописанных в соглашениях и договорах норм отсутствуют. Недостаточно используются возможности единой переговорной кампании по поддержке процесса переговоров на всех уровнях профсоюзной системы. Практически не используются в переговорных кампаниях протестные акции, забастовки и другие предусмотренные законодательством активные формы защиты прав и интересов членов профсоюзов. Все это демонстрирует недостаток согласованности в деятельности профсоюзов разного уровня, отсутствие или низкую эффективность организационных механизмов по обеспечению повышения заработной платы и гарантий в сфере оплаты труда. Генеральный Совет ФНПР постановляет: 1. Считать основной задачей профсоюзов на всех уровнях социального партнерства достижение достойной оплаты труда работников через закрепление и установление в коллективных договорах и соглашениях конкретных контролируемых гарантий в области оплаты труда. 2. Руководству ФНПР: 2.1. В целях контроля за исполнением норм Трудового кодекса Российской Федерации в части формирования заработной платы обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением: организовать ежегодный мониторинг систем оплаты труда, уровней тарифов и других видов выплат по структуре заработной платы; провести мониторинг состояния нормирования труда в организациях; провести мониторинг соответствия работ и должностей в организациях официальным квалификационным характеристикам. 2.2. На основе мониторингов совместно с социальными партнерами выработать рекомендации по системам оплаты труда, структуре заработной платы, уровню ее базовой тарифной части. 2.3. Внести данные предложения в перечень вопросов для переговоров по новому Генеральному соглашению. 2.4. Совместно с общероссийскими профсоюзами и Академией труда и социальных отношений подготовить предложения по системе обучения профсоюзного актива вопросам организации труда и заработной платы. 3. Руководству ФНПР и общероссийским профсоюзам: 3.1. Обратиться к Правительству Российской Федерации о необходимости активизации деятельности Минздравсоцразвития России, связанной с разработкой комплекса мер по совершенствованию оплаты работников бюджетной сферы. 3.2. Инициировать переговорный процесс по разработке отраслевых систем оплаты труда. 4. Общероссийским профсоюзам: 4.1. Добиваться включения в соглашения в качестве обязательных требований - формирования отраслевых тарифных систем регулирования заработной платы, установления минимальных тарифных ставок на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного человека в соответствующем регионе, межотраслевых тарифных коэффициентов с учетом сложности, квалификации и других характеристик труда. 4.2. Добиваться установления в организациях (предприятиях) постоянной части (тарифа) заработной платы на уровне 70% заработка. 4.3. Добиваться утверждения процедуры индексации тарифной части заработной платы и всех гарантируемых Трудовым кодексом Российской Федерации доплат на уровне, обеспечивающем повышение покупательной способности заработной платы. 4.4. С целью обоснованности требований и контроля за исполнением договоров и соглашений в части повышения заработной платы и тарифной части в ней организовать систематический мониторинг применяемых в организациях систем оплаты труда, уровней заработной платы, тарифных ставок, выплат компенсационного характера, обоснованности устанавливаемых тарифов и взаимосвязи их с нормированием труда, участия работников в распределении прибыли предприятий. 5. Секретарям ФНПР, представителям ФНПР в федеральных округах: 5.1. Продолжить работу во всех округах по заключению соглашений, уделяя особое внимание обеспечению единства подходов к регулированию оплаты труда и обеспечения гарантий в части заработной платы и тарифных ставок работников. 6. Территориальным объединениям организаций профсоюзов: 6.1. Инициировать переговоры по установлению в региональных соглашениях минимальной заработной платы, гарантий по тарифным ставкам работников бюджетных отраслей, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, с учетом дифференциации стоимости жизни в регионах. 6.2. Для территориальных объединений организаций профсоюзов, представляющих регионы-доноры, добиваться безусловного вывода минимальной заработной платы на уровень прожиточного минимума региона. 6.3. Для остальных территориальных объединений, организаций профсоюзов добиваться установления минимальной заработной платы выше уровня МРОТ, при обязательном включении в коллективные договоры и соглашения графика доведения минимальной заработной платы до прожиточного минимума в регионе. 7. Генсовет призывает депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации при принятии Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" сохранить принцип дифференциации минимальной заработной платы в зависимости от условий труда и региональной специфики, одновременно принять график доведения минимального размера оплаты труда (МРОТ) до прожиточного минимума к 1 декабря 2008 года. 14 марта 2007 г. N 2-3 |