Страницы: 1 2 | | наружные установки категорий | | | | | | | Ан, Бн, Вн, Гн; площадки | | | | | | | хранения транспортных | | | | | | | средств для перевозки | | | | | | | опасных грузов классов 2 - | | | | | | | 4, 8 и подкласса 9.1 по ГОСТ | | | | | | | 19433 | | | | | |---|------------------------------|--------------|--------------|------------------|--------| |2 | Производственные здания | | | | | | | категорий В и Д, помещения | | | | | | | категорий В1 - В4 и Д, | | | | | | | наружные установки Дн: | | | | | | | | | | | | | |------------------------------|--------------|--------------|------------------|--------| | | здания I, II, IIIа (с | 6 | 12 | 6 | 9 | | | нулевым пределом | | | | | | | распространения огня | | | | | | | ограждающих конструкций стен | | | | | | | и покрытий) степени | | | | | | | огнестойкости | | | | | | |------------------------------|--------------|--------------|------------------|--------| | | здания III, IIIа степени | 9 | 16 | 9 | 12 | | | огнестойкости | | | | | | |------------------------------|--------------|--------------|------------------|--------| | | здания IIIб, IV, IVа, V | 12 | 20 | 12 | 18 | | | степени огнестойкости и | | | | | | | наружные установки категории | | | | | | | Дн | | | | | |---|------------------------------|--------------|--------------|------------------|--------| |3 | Административные и бытовые | 18 | 25 | 18 | 25 | | | здания | | | | | |---|------------------------------|--------------|--------------|------------------|--------| |4 | Открытые площадки и навесы | 6 | 12 | 6 | 9 | | | для хранения транспортных | | | | | | | средств | | | | | |---|------------------------------|--------------|--------------|------------------|--------| |5 | До оси внутренних | 10 | 15 | 10 | 15 | | | железнодорожных путей | | | | | | | предприятия | | | | | |---|------------------------------|--------------|--------------|------------------|--------| |6 | До края проезжей части | 5 | 9 | 5 | 9 | | | автомобильных дорог | | | | | | | предприятия | | | | | |---|------------------------------|--------------|--------------|------------------|--------| |7 | Здания и сооружения с | 100 | 100 | 100 | 100 | | | наличием радиоактивных и | | | | | | | вредных веществ I и II | | | | | | | классов опасности по ГОСТ | | | | | | | 12.1.007-76*; площадки | | | | | | | хранения транспортных | | | | | | | средств для перевозки | | | | | | | опасных грузов классов 1, 5 | | | | | | | - 7 и подкласса 9.2 по ГОСТ | | | | | | | 19433 | | | | | ---------------------------------------------------------------------------------------------- Примечания. 1. Расстояния до зданий, указанные в строке 2, не нормируются, а расстояния, указанные в строке 3, допускается уменьшать на 50%, если стена здания, обращенная в сторону топливозаправочного пункта, является противопожарной и не имеет проемов. 2. В таблице приведены расстояния до очистных сооружений, относящихся к топливозаправочному пункту и отвечающих требованиям настоящих норм. Расстояния до очистных сооружений предприятия определяются в зависимости от их категории. 3. Расстояния, указанные в строке 4, приведены до площадок хранения легкового и мототранспорта в количестве не более 10 ед. При увеличении этого количества до 50 ед. указанные расстояния должны быть увеличены на 30%, а свыше 50 ед. - на 60%. При организации стоянок для других транспортных средств расстояния следует увеличивать на 50%. 4. При размещении в зданиях категорий В и Д помещений категорий А, Б, Г расстояния до стен (перегородок) этих помещений должны приниматься не менее 30 м. 2. Помещение операторной топливозаправочного пункта допускается размещать в зданиях другого назначения категорий В или Д при обеспечении визуального контроля из этого помещения за процессами наполнения резервуаров из АЦ и выдачи топлива потребителям. 3. Эвакуационные выходы из близлежащих к топливозаправочному пункту зданий и сооружений предприятия, предназначенных для одновременного пребывания 50 человек и менее, должны размещаться на расстоянии не менее 12 м от наземно расположенного топливного оборудования АЗС и площадок для АЦ, а более 50 человек - не менее 15 м. Приложение 3 Обязательное ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРЕДВИЖНЫМ АВТОЗАПРАВОЧНЫМ СТАНЦИЯМ I. Требования к технологическому оборудованию 1. Единичная емкость резервуаров (камер) ПАЗС, предназначенных для использования на территории населенных пунктов, не должна превышать 10 куб. м, а ПАЗС, предназначенных для использования вне населенных пунктов, - 20 куб. м. 2. Использование автотопливозаправщиков в качестве ПАЗС запрещается. 3. Технологическая система ПАЗС должна отвечать требованиям, предъявляемым к технологической системе АЗС с надземным расположением резервуаров, при этом: использование одностенных резервуаров и двустенных с одностенным перекрытием не допускается; система непрерывного автоматического контроля за герметичностью межстенного пространства резервуара ПАЗС должна обеспечивать сохранение своей работоспособности как во время движения ПАЗС (с учетом возможных вибраций), так и при остановке ПАЗС; дублирование элементов системы предотвращения переполнения резервуаров ПАЗС допускается не предусматривать; предохранительные мембраны резервуаров ПАЗС должны быть защищены от механических повреждений с обеспечением сохранения площади сбросного сечения при возможном опрокидывании ПАЗС. Оснащение резервуаров ПАЗС предохранительными клапанами взамен предохранительных мембран не допускается; высота верхнего среза трубопровода линии деаэрации резервуара ПАЗС, определяемая от уровня проездов для транспортных средств, должна быть не менее 2,5 м; дыхательный клапан должен быть установлен над резервуаром ПАЗС с обеспечением проветривания окружающего его пространства. Конструкция дыхательного клапана должна обеспечивать предотвращение выхода через него жидкой фазы топлива при опрокидывании ПАЗС. 4. Допускается использование для нескольких ТРК общего трубопровода подачи бензина или дизельного топлива из резервуара ПАЗС при условии наличия запорной арматуры на этом трубопроводе перед каждой ТРК. 5. Внутренний резервуар должен быть оборудован устройствами, предотвращающими образование в нем волны топлива при движении ПАЗС. 6. Все подходящие к резервуару ПАЗС трубопроводы должны быть выполнены только с верхней разводкой. Места соединения патрубков, смотровых окон, штуцеров и т.п. с резервуаром должны располагаться выше уровня топлива при номинальном заполнении резервуара. 7. Конструкция ПАЗС должна обеспечивать возможность заполнения резервуара ПАЗС с полным опорожнением трубопровода наполнения от жидкого топлива. На трубопроводе наполнения в месте подсоединения его к резервуару должен быть установлен огнепреградитель. Указанный трубопровод должен быть оснащен запорной арматурой, устанавливаемой у заправочной муфты (если последняя не является самозакрывающейся при расстыковке соединения) и над цистерной. 8*. ТРК должны устанавливаться в технологическом отсеке, располагаемом в задней торцевой части (днище) резервуара ПАЗС. Технологический отсек должен быть оборудован поддоном для сбора утечек топлива. 9. Электропитание ТРК должно осуществляться либо от независимого источника (при установке ПАЗС на территории АЗС с подземным расположением резервуаров для хранения топлива), либо от электрогенератора или аккумуляторов ПАЗС. Расстояние от технологического отсека и дыхательного клапана до моторного отсека, выпускной трубы базового автомобиля, электрогенератора и аккумуляторов должно быть не менее 3 м. Подсоединительные разъемы кабелей электропитания и сигнальных кабелей должны иметь механические крепления, предотвращающие случайное их отсоединение. Отключение электропитания насосов линии выдачи должно обеспечиваться из технологического отсека и кабины водителя ПАЗС. 10. На линиях выдачи рекомендуется предусматривать погружные насосы, жестко устанавливаемые в резервуаре на расстоянии не менее чем 0,05 м выше нижнего среза трубопровода наполнения. В случае если установка насосов линий выдачи топлива предусмотрена в технологическом отсеке ПАЗС или конструкция погружных насосов не обеспечивает прекращение поступления топлива по трубопроводу этой линии по принципу "сифона", указанный трубопровод следует оснащать обратным клапаном, которым должен препятствовать обратному току топлива при обесточивании насосов и открываться только при достижении разрежения или давления в этом трубопроводе, соответствующих разрежению или давлению, создаваемым насосом линии выдачи. Обратный клапан должен быть установлен либо внутри резервуара, либо в верхней точке трубопровода выдачи топлива. Над резервуаром (у места подсоединения трубопровода линии выдачи к резервуару) должна быть установлена запорная арматура. Выдача топлива потребителям самотеком запрещается. 11. Исполнение оборудования ПАЗС должно предусматривать возможность проведения периодических гидравлических или пневматических (инертным газом) испытаний резервуара и трубопроводов на герметичность в соответствии с требованиями ТЭД на ПАЗС, а также возможность пожаровзрывобезопасной очистки резервуаров от остатков хранимого топлива закрытым способом, дегазации и проветривания при подготовке их к ремонту. 12. ПАЗС должны быть оснащены четырьмя выдвижными опорами устойчивости, снабженными креплениями для установки на них барьеров, ограничивающих подъезд транспортных средств к ПАЗС не менее чем на 1 м. Опоры и барьеры должны быть окрашены световозвращающими красками с хорошо заметным рисунком (например, штриховкой). ПАЗС должны быть оборудованы проблесковыми маячками оранжевого цвета. 13. Шасси базового автомобиля ПАЗС должно отвечать требованиям ГОСТ Р 50913. II. Требования к площадкам для размещения ПАЗС 14. Размещение ПАЗС в пределах населенных пунктов допускается только на территории традиционных АЗС в период проведения на АЗС регламентных и ремонтных работ, не связанных с огневыми работами, заполнением и выдачей топлива с использованием оборудования этих АЗС. Во время нахождения ПАЗС на территории традиционных АЗС эксплуатация зданий сервисного обслуживания не допускается. При размещении ПАЗС вне населенных пунктов, а также, в исключительных случаях, на их территории ее следует устанавливать на специально оборудованных для этой цели площадках, предусматриваемых в районах, недостаточно обеспеченных АЗС других типов. Места расположения таких площадок должны быть согласованы с территориальными подразделениями ГПС с учетом требований, предъявляемых к АЗС с надземными резервуарами, и следующих положений: на территории традиционных автозаправочных станций ПАЗС должны размещаться рядом с заправочным островком на одном из проездов таким образом, чтобы был обеспечен безопасный подъезд транспортных средств для заправки по противоположному проезду, относящемуся к этому островку. При этом спереди и сзади ПАЗС следует устанавливать временные ограждения; площадку для установки ПАЗС следует выбирать исходя из условия возможности только одностороннего подъезда к ней транспортных средств с продольной стороны ПАЗС; расстояния от ПАЗС до зданий и сооружений следует принимать в соответствии с таблицей 1 (как для надземных резервуаров). Расстояние от ПАЗС до приемных колодцев ливневой канализации (при их наличии) должно быть не менее 10 м; площадка для установки ПАЗС и подъезды к ней должны иметь твердое покрытие, исключающее проникновение топлива в грунт; площадка для установки ПАЗС должна быть оснащена устройством подсоединения заземления ПАЗС, отвечающего требованиям ПУЭ. Приложение 4 Обязательное ТРЕБОВАНИЯ К АЗС, НА КОТОРЫХ ПРЕДУСМАТРИВАЕТСЯ ПРИМЕНЕНИЕ ОДНОСТЕННЫХ РЕЗЕРВУАРОВ С НАДЗЕМНЫМ РАСПОЛОЖЕНИЕМ 1. Применение одностенных резервуаров с надземным расположением допускается только на АЗС, размещаемых вне территорий населенных пунктов и предприятий, при выполнении требований настоящих норм, а также с учетом изложенных ниже положений. 2. Разделение контейнерной АЗС на тип А и Б проводится исходя из условий: тип А - общая вместимость резервуаров АЗС от 20 до 60 куб. м; тип Б - общая вместимость резервуаров АЗС не более 20 куб. м. Общая вместимость резервуаров модульной АЗС должна составлять: для типа А - от 40 до 100 куб. м, для типа Б - не более 40 куб. м. Единичная емкость резервуаров не должна превышать 10 куб. м. 3*. Минимальные расстояния от АЗС до объектов, не относящихся к АЗС, принимаются в соответствии с таблицей. ------------------------------------------------------------------------ | N | Наименование зданий, | Расстояние (м) от АЗС типа | |п/п| сооружений и других объектов |-------------------------------| | | | А | Б | |---|----------------------------------|-------------------------------| |1 | Производственные, складские и | 30 | | | административно-бытовые здания и | | | | сооружения промышленных | | | | предприятий (за исключением | | | | указанных в строке 10) | | |---|----------------------------------|-------------------------------| |2 | Лесные массивы: | | | | |----------------------------------|----------------|--------------| | | хвойных и смешанных пород | 50 | 40 | | |----------------------------------|----------------|--------------| | | лиственных пород | 20 | 15 | |---|----------------------------------|----------------|--------------| |3 | Жилые и общественные здания | 100 | 50 | |---|----------------------------------|-------------------------------| |4 | Места массового пребывания людей | 100 | |---|----------------------------------|-------------------------------| |5 | Индивидуальные гаражи и открытые | 40 | 30 | | | стоянки для автомобилей | | | |---|----------------------------------|-------------------------------| |6 | Торговые палатки и киоски | 50 | |---|----------------------------------|-------------------------------| |7 | Автомобильные дороги общей сети | | | | | (край проезжей части): | | | | |----------------------------------|----------------|--------------| | | I, II и III категории | 25 | 20 | | |----------------------------------|----------------|--------------| | | IV и V категории | 15 | 12 | |---|----------------------------------|-------------------------------| |8 | Железные дороги общей сети (до | 30 | | | подошвы насыпи или бровки | | | | выемки) | | |---|----------------------------------|-------------------------------| |9 | Очистные канализационные | 40 | 30 | | | сооружения и насосные станции, | | | | | не относящиеся к АЗС | | | |---|----------------------------------|----------------|--------------| |10 | Технологические установки | 100 | 100 | | | категорий Ан, Бн, Гн, здания и | | | | | сооружения с наличием | | | | | радиоактивных и вредных веществ | | | | | I и II классов опасности по ГОСТ | | | | | 12.1.007 | | | |---|----------------------------------|----------------|--------------| |11 | Линии электропередач, | По ПУЭ | По ПУЭ | | | электроподстанции (в том числе | | | | | трансформаторные подстанции) | | | |---|----------------------------------|----------------|--------------| |12 | Склады: лесных материалов, | 50 | 35 | | | торфа, волокнистых веществ, | | | | | сена, соломы, а также участки | | | | | открытого залегания торфа | | | ------------------------------------------------------------------------ Примечания. 1. При размещении АЗС рядом с лесными массивами расстояния до лесного массива хвойных и смешанных пород допускается сокращать в два раза, при этом вдоль границ лесного массива и прилегающей территории АЗС должны предусматриваться наземное покрытие, выполненное из материалов, не распространяющих пламя по своей поверхности, или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 м. 2. При оснащении технологической системы АЗС системой флегматизации или иными системами, предотвращающими воспламенение и/или сгорание паровоздушных смесей внутри технологического оборудования, указанные в таблице расстояния допускается уменьшать не более чем на 25% (за исключением указанных в строках 3, 4, 10, 11). 4. Резервуары контейнера хранения топлива должны быть установлены в емкость для сбора аварийного пролива топлива. Вместимость указанной емкости должна быть не менее вместимости наибольшего из резервуаров контейнера хранения топлива. 5. При установке нескольких резервуаров в общую емкость для сбора аварийного пролива топлива эту емкость следует секционировать перегородками, размещаемыми между резервуарами. Высота перегородок должна быть равна половине высоты борта указанной емкости. Перегородки должны быть выполнены из негорючих материалов. Места соединений перегородок с емкостью должны быть герметичными. 6. Контейнеры хранения топлива должны быть оборудованы автоматическими установками пожаротушения (например, самосрабатывающими огнетушителями). Приложение 5 Рекомендуемое ПРИМЕРЫ СИСТЕМ КОНТРОЛЯ ГЕРМЕТИЧНОСТИ ОДНОСТЕННЫХ РЕЗЕРВУАРОВ ИЛИ МЕЖСТЕННОГО ПРОСТРАНСТВА ДВУСТЕННЫХ РЕЗЕРВУАРОВ 1. Примеры систем периодического контроля герметичности одностенных резервуаров для хранения топлива 1.1. Контроль герметичности одностенных подземных резервуаров можно проводить путем периодического отбора проб (газовых или жидкостных), осуществляемого в наиболее низкой части пространства, образуемого стенками резервуаров и оболочек, для их анализа на наличие топлива. С этой целью в материале, которым заполняется указанное пространство, следует предусматривать специальные замерные патрубки. 1.2. Контроль герметичности одностенных резервуаров можно проводить, осуществляя наблюдение за падением уровня топлива в резервуаре в период его длительного хранения (операции приема и выдачи топлива не проводятся в течение 3 ч и более) путем нескольких замеров метроштоком или посредством высокоточного электронного уровнемера. 1.3. Контроль герметичности одностенных резервуаров можно проводить посредством периодических пневматических испытаний. Испытания должны проводиться путем создания в опорожненных от топлива резервуарах избыточного давления инертного газа и последующего наблюдения за его сохранением в течение не менее 30 мин. Для исключения возможности повреждения резервуара при проведении пневматических испытаний в арматуру, предусматриваемую в конструкции технологической системы для указанных испытаний, следует включать предохранительный клапан, предотвращающий превышение допустимого избыточного давления в резервуаре, регламентированного ТЭД. 1.4*. Контроль герметичности одностенных резервуаров можно проводить посредством периодического обследования негорючего материала, которым заполнено пространство между оболочкой и резервуаром, на предмет наличия топлива методом сравнения электрофизических свойств указанного материала. 2. Примеры систем периодического контроля герметичности межстенного пространства двустенных резервуаров для хранения топлива 2.1. Контроль герметичности межстенного пространства двустенных резервуаров можно проводить посредством периодических пневматических испытаний. Испытания должны проводиться путем создания избыточного давления инертного газа в указанном пространстве при выполнении требований, указанных в п. 1.3 настоящего приложения. 2.2. Контроль герметичности межстенного пространства двустенных резервуаров можно проводить путем периодического контроля уровня жидкости, которой заполняется межстенное пространство. В качестве такой жидкости допускается использовать вещества, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям: плотность жидкости должна быть выше плотности топлива; температура вспышки жидкости не должна быть ниже 100 град. C, жидкость не должна вступать в реакцию с материалами и веществами, применяемыми в конструкции резервуара, и топливом; жидкость должна сохранять свойства, обеспечивающие ее функциональное назначение при температурах окружающей среды в условиях эксплуатации резервуаров. Жидкостью должно быть заполнено все межстенное пространство резервуара. Межстенное пространство должно быть оснащено системой откачки из него жидкости закрытым способом. Возможность образования воздушного пространства при увеличении плотности жидкости за счет снижения температуры окружающего воздуха должна быть исключена (например, посредством устройства расширительного бака). Дыхательный патрубок межстенного пространства должен быть оборудован огнепреградителем. 3. Примеры систем постоянного контроля герметичности одностенных резервуаров для хранения топлива 3.1. Контроль герметичности одностенных резервуаров можно проводить путем непрерывного наблюдения за наличием утечек топлива в наиболее низкой части пространства, образуемого стенками резервуаров и оболочек, в автоматическом режиме с использованием специальных стационарно установленных датчиков. 3.2. Контроль герметичности одностенных резервуаров можно проводить путем непрерывного наблюдения за сохранением массового баланса топлива в технологической системе с использованием автоматизированной системы количественного учета топлива при его приеме, хранении и выдаче. 4. Примеры систем постоянного контроля герметичности межстенного пространства двустенных резервуаров для хранения топлива 4.1. Контроль герметичности межстенного пространства двустенных резервуаров можно проводить путем непрерывного автоматического контроля уровня жидкости, которой заполняется межстенное пространство, с помощью соответствующего датчика-сигнализатора уровня. Порог срабатывания системы должен соответствовать уменьшению высоты столба жидкости в расширительном баке, установленном над межстенным пространством резервуара, на величину, указанную в ТЭД. При этом на такую систему распространяются требования, изложенные в п. 2.2 настоящего Приложения. 4.2. Контроль герметичности межстенного пространства двустенных резервуаров можно проводить путем непрерывного автоматического контроля избыточного давления инертного газа в межстенном пространстве резервуара с помощью соответствующего датчика-сигнализатора давления. Величина избыточного давления инертного газа не должна превышать 0,02 МПа. Для предотвращения превышения величины избыточного давления в межстенном пространстве резервуара, равной 0,02 МПа, необходимо предусматривать предохранительный клапан. Порог срабатывания системы должен соответствовать уменьшению давления в межстенном пространстве на величину, указанную в ТЭД. 5. Пример системы объединенного контроля герметичности межстенного пространства двустенных резервуаров для хранения топлива Контроль герметичности межстенного пространства двустенных резервуаров можно проводить путем непрерывного автоматического контроля за концентрацией паров топлива у дна межстенного пространства резервуара с помощью соответствующего датчика-сигнализатора в сочетании с периодическим контролем, осуществляемым путем периодических пневматических испытаний, требования к которым изложены в п. 2.1 настоящего приложения. Порог срабатывания системы должен соответствовать превышению величины концентрации этих паров, равной 20% от наименьшего из значений НКПР паров топлив, допускаемых к хранению в резервуаре. Для исключения возможности воспламенения паров топлива в межстенном пространстве резервуара это пространство должно заполняться инертным газом (например, азотом) путем вытеснения воздуха. При этом концентрация кислорода в межстенном пространстве резервуара не должна превышать 10% (об.). Приложение 6* Обязательное ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МНОГОТОПЛИВНЫМ АВТОЗАПРАВОЧНЫМ СТАНЦИЯМ I. Требования к размещению и территории многотопливных АЗС 1. На многотопливных АЗС не допускается размещение: - передвижных АЗС для заправки любым видом топлива; - пунктов заправки топливом, не относящихся к наполнению резервуаров (емкостей, баллонов) технологической системы АЗС или топливных систем транспортных средств; - газораспределительной станции или пункта. 2. На территории многотопливных АЗС, автомобильных газозаправочных и газонаполнительных компрессорных станций, помимо зданий (сооружений), указанных в п. 20 настоящих норм, допускается предусматривать отдельно стоящее здание или сооружение котельной АЗС (если отсутствует возможность подключения к существующей сети теплоснабжения), здания и сооружения с помещениями категории "А" по взрывопожарной и пожарной опасности, предназначенные только для размещения оборудования со сжатым природным газом и для перекачивания сжиженного углеводородного газа (СУГ), которое относится к технологической системе АЗС. 3. Площадка зданий, сооружений и оборудования для приема, подготовки и хранения сжатого природного газа, а также складская площадка с резервуарами СУГ должны иметь самостоятельные ограждения, которые обозначают территорию, закрытую для посторонних лиц, и выполнены из негорючих материалов, не препятствующих свободному проветриванию. В местах въездов-выездов с территории указанных площадок должны быть предусмотрены ограничители проезда. 4. Минимальные расстояния от АЗС до объектов, к ней не относящихся, принимаются в соответствии с таблицей П.6.1. Таблица П.6.1 ------------------------------------------------------------------------ | N | Наименование объектов, |Расстояние, м, от зданий, сооружений| |п/п| до которых определяется | и оборудования технологических | | | расстояние | систем АЗС | | | |------------------------------------| | | |с наличием СУГ | с наличием сжатого | | | | | газа | |---|-----------------------------|---------------|--------------------| |1 | Производственные, | 40 | 25 | | | складские и | | | | | административно-бытовые | | | | | здания и сооружения | | | | | промышленных предприятий | | | | | (за исключением указанных в | | | | | строке 10) | | | |---|-----------------------------|---------------|--------------------| |2 | Лесные массивы: | | | | |-----------------------------|---------------|--------------------| | | хвойных и смешанных пород | 50 | 30 | | |-----------------------------|---------------|--------------------| | | лиственных пород | 25 | 15 | |---|-----------------------------|---------------|--------------------| |3 | Жилые и общественные здания | 60 | 35 | |---|-----------------------------|---------------|--------------------| |4 | Места массового пребывания | 60 | 35 | | | людей | | | |---|-----------------------------|---------------|--------------------| |5 | Индивидуальные гаражи и | 40 | 30 | | | открытые стоянки для | | | | | автомобилей | | | |---|-----------------------------|---------------|--------------------| |6 | Торговые палатки и киоски | 60 | 35 | |---|-----------------------------|---------------|--------------------| |7 | Автомобильные дороги общей | | | | | сети (край проезжей части): | | | | |-----------------------------|---------------|--------------------| | | I, II и III категории | 25 | 15 | | |-----------------------------|---------------|--------------------| | | IV и V категории | 20 | 12 | | |-----------------------------|---------------|--------------------| | | Маршруты | 25 | 15 | | | электрифицированного | | | | | городского транспорта (до | | | | | контактной сети) | | | |---|-----------------------------|---------------|--------------------| |8 | Железные дороги общей сети | 40 | 30 | | | (до подошвы насыпи или | | | | | бровки выемки) | | | |---|-----------------------------|---------------|--------------------| |9 | Очистные канализационные | 60 | 15 | | | сооружения и насосные | | | | | станции, не относящиеся к | | | | | АЗС | | | |---|-----------------------------|---------------|--------------------| |10 | Технологические установки | 100 | 100 | | | категорий Ан, Бн, Гн, | | | | | здания и сооружения с | | | | | наличием радиоактивных и | | | | | вредных веществ I и II | | | | | классов опасности по ГОСТ | | | | | 12.1.007-76* | | | |---|-----------------------------|------------------------------------| |11 | Линии электропередач, | По ПУЭ | | | электроподстанции (в том | | | | числе трансформаторные | | | | подстанции) | | |---|-----------------------------|------------------------------------| |12 | Склады лесных материалов, | 50 | 30 | | | торфа, волокнистых горючих | | | | | веществ, сена, соломы, а | | | | | также участки открытого | | | | | залегания торфа | | | ------------------------------------------------------------------------ Примечания. 1. Расстояния от заглубленного или подземно расположенного технологического оборудования с наличием сжатого природного газа, указанные в строках 1, 5 и 12, допускается уменьшать не более чем на 50%. 2. При размещении АЗС рядом с лесными массивами хвойных и смешанных пород расстояния между ними и технологическим оборудованием с наличием сжатого природного газа допускается сокращать не более чем в два раза, если указанное оборудование расположено подземно или заглублено. При этом вдоль границ лесного массива и прилегающей территории АЗС должны предусматриваться наземное покрытие, выполненное из материалов, не распространяющих пламени по своей поверхности, или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 м. 3. Минимальное расстояние от сбросной трубы паров СУГ до объектов, не относящихся к АЗС, определяется расчетом в соответствии с требованиями настоящих норм. 5. Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями АЗС следует принимать по табл. П.6.2. Таблица П.6.2 ------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование | Минимальное расстояние между соответствующими | |п/п| зданий и | зданиями и сооружениями в порядке их записи в | | | сооружений | графе "Наименование...", м | | | |-----------------------------------------------| | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |6 |7 |8 |9 |10 |11|12|13|14| |---|-------------------|---|---|---|---|---|--|--|--|--|---|--|--|--|--| |1 | Подземные | - | -| * | * | 20|20|20|- |10|15 | 9|35|35|15| | | резервуары | | | | | | | | | | | | | | | | | хранения СУГ | | | | | | | | | | | | | | | |---|-------------------|---|---|---|---|---|--|--|--|--|---|--|--|--|--| |2 | Подземные | - | -| * | * | 10|10|**|- |10|** |**|20|**|**| | | резервуары | | | | | | | | | | | | | | | | | хранения | | | | | | | | | | | | | | | | | жидкого | | | | | | | | | | | | | | | | | моторного | | | | | | | | | | | | | | | | | топлива | | | | | | | | | | | | | | | |---|-------------------|---|---|---|---|---|--|--|--|--|---|--|--|--|--| |3 | Здания | * | * | * | 10| 10| 6|10|10|* | - | 9|25|25|10| | | (сооружения) с | | | | | | | | | | | | | | | | | оборудованием, | | | | | | | | | | | | | | | | | содержащим сжатый | | | | | | | | | | | | | | | | | природный газ | | | | | | | | | | | | | | | |---|-------------------|---|---|---|---|---|--|--|--|--|---|--|--|--|--| |4 | Здания | * | * | 10| * | 20|20|20| 6|10|15 | 9|35|35| 6| | | (сооружения) с | | | | | | | | | | | | | | | | | оборудованием для | | | | | | | | | | | | | | | | | перекачивания СУГ | | | | | | | | | | | | | | | |---|-------------------|---|---|---|---|---|--|--|--|--|---|--|--|--|--| |5 | Заправочная | 20| 10| 10| 20| - | 4| 4|20|15| 4 | 9|35|35|10| | | колонка СУГ | | | | | | | | | | | | | | | |---|-------------------|---|---|---|---|---|--|--|--|--|---|--|--|--|--| |6 | Заправочная | 20| 10| 6| 20| 4| -| 8|20|15| 4 | 9|20|20|10| | | колонка сжатого | | | | | | | | | | | | | | | | | природного газа | | | | | | | | | | | | | | | |---|-------------------|---|---|---|---|---|--|--|--|--|---|--|--|--|--| |7 | Заправочная | 20| **| 10| 20| 4| 8| -|20|15| 4 |**|20|**|**| | | колонка жидкого | | | | | | | | | | | | | | | | | моторного топлива | | | | | | | | | | | | | | | |---|-------------------|---|---|---|---|---|--|--|--|--|---|--|--|--|--| |8 | Площадка для | - | - | 10| 6 | 20|20|20|- |15|15 | 9|35|35|15| | | автоцистерны СУГ | | | | | | | | | | | | | | | | | и наружные | | | | | | | | | | | | | | | | | установки | | | | | | | | | | | | | | | | | перекачивания СУГ | | | | | | | | | | | | | | | |---|-------------------|---|---|---|---|---|--|--|--|--|---|--|--|--|--| |9 | Наземные и | 10| 10| * | 10| 15|15|15|15|- | 4 | 9|35|35|15| | | надземные | | | | | | | | | | | | | | | | | наружные | | | | | | | | | | | | | | | | | технологические | | | | | | | | | | | | | | | | | установки со | | | | | | | | | | | | | | | | | сжатым природным | | | | | | | | | | | | | | | | | газом | | | | | | | | | | | | | | | |---|-------------------|---|---|---|---|---|--|--|--|--|---|--|--|--|--| |10 | Очистные | 15| **| - | 15| 4 | 4| 4|15| 4| - |**| 4|**|**| | | сооружения для | | | | | | | | | | | | | | | | | атмосферных | | | | | | | | | | | | | | | | | осадков, | | | | | | | | | | | | | | | | | загрязненных | | | | | | | | | | | | | | | | | нефтепродуктами | | | | | | | | | | | | | | | | | (включая приемные | | | | | | | | | | | | | | | | | лотки) | | | | | | | | | | | | | | | |---|-------------------|---|---|---|---|---|--|--|--|--|---|--|--|--|--| |11 | Отдельно стоящее | 9 | * | 9 | 9 | 9 | 9|**| 9| 9|** | -| 9|**|**| | | здание | | | | | | | | | | | | | | | | | (сооружение) | | | | | | | | | | | | | | | | | операторной | | | | | | | | | | | | | | | |---|-------------------|---|---|---|---|---|--|--|--|--|---|--|--|--|--| |12 | Здания | 35| 20| 25| 35| 35|20|20|35|35| 4 | 9|20|35|35| | | (сооружения) | | | | | | | | | | | | | | | | | котельной, постов | | | | | | | | | | | | | | | | | технического | | | | | | | | | | | | | | | | | обслуживания и | | | | | | | | | | | | | | | | | мойки автомобилей | | | | | | | | | | | | | | | | | на СУГ и сжатом | | | | | | | | | | | | | | | | | природном газе | | | | | | | | | | | | | | | |---|-------------------|---|---|---|---|---|--|--|--|--|---|--|--|--|--| |13 | Здания и | 35| **| 25| 35| 35|20|**|35|35|** |**|35|**|**| | | сооружения, кроме | | | | | | | | | | | | | | | | | указанных в | | | | | | | | | | | | | | | | | строках 1 - 12 | | | | | | | | | | | | | | | |---|-------------------|---|---|---|---|---|--|--|--|--|---|--|--|--|--| |14 | Площадка АЦ с | 15| **| 10| 6 | 10|10|**|15|15|** |**|35|**| -| | | жидким моторным | | | | | | | | | | | | | | | | | топливом | | | | | | | | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------- Примечания. 1. Расстояния, отмеченные знаком "-", не нормируются и определяются исходя из конструктивных особенностей, знаком "*" - должны быть не менее 1,5 высоты более высокого здания (сооружения), а знаком "**" - определяются по табл. 2. 2. Расстояние от наружных технологических установок со сжатым природным газом, емкостное оборудование которого заглублено, до зданий и сооружений, указанных в табл. П.6.2 (за исключением строки 10), допускается уменьшать не более чем на 50%. При этом расстояние до зданий должно быть не менее 1,5 высоты этих зданий. 3. Расстояние от подземно расположенного технологического оборудования со сжатым природным газом до зданий и сооружений сервисного обслуживания водителей и пассажиров должно быть не менее 10 м, а до остальных зданий и сооружений, указанных в табл. П.6.2, - не менее 4 м. 4. При оснащении заправочных островков сжатого природного газа защитными экранами, аналогичными защитным экранам заправочных островков СУГ, расстояния от заправочных колонок сжатого природного газа до зданий и сооружений АЗС, указанных в колонках 2, 3, 7, 9 - 13, допускается уменьшать не более чем на 50%. 5. Расстояния от котельной АЗС с использованием котла на дизельном топливе до зданий, сооружений и оборудования, указанных в табл. 2, следует определять по табл. 2, а до остальных зданий, сооружений и оборудования допускается уменьшать не более чем на 50%. Расстояния от котельной АЗС с использованием электрокотла определяются как от здания (помещения) операторной АЗС. 6. Минимальное расстояние от сбросной трубы паров СУГ до зданий и сооружений АЗС определяется расчетом в соответствии с требованиями настоящих норм. 6. Размещение многотопливных АЗС на территории предприятий не допускается, за исключением автотранспортных предприятий, где такие АЗС используются в качестве топливозаправочных пунктов. Минимальные расстояния от сооружений многотопливной АЗС до зданий, сооружений и наружных установок автотранспортного предприятия, на котором она размещается, следует принимать в соответствии с таблицей П.6.3. Таблица П.6.3 ----------------------------------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование зданий, | Расстояния, | Расстояния, м, | Расстояния, м,|Расстояния, м,| |п/п| сооружений и наружных | м, до зданий с | до наружных | до заправочной|до площадки | | | установок автотранспортного | оборудованием | установок | колонки с |для АЦ с СУГ | | | предприятия | технологической| технологической| наличием | | | | | системы АЗС | системы | | | | | | с наличием | АЗС с | | | | | | | наличием | | | | | |----------------|----------------|---------------| | | | |СУГ|сжатого |СУГ|сжатого |СУГ|сжатого | | | | | |газа | |газа | |газа | | |---|------------------------------|---|------------|---|------------|---|-----------|--------------| |1 | Производственные здания и | 40| 30 | 40| 30 | 40| 30 | 40 | | | помещения категорий А, Б и | | | | | | | | | | Г. Наружные установки | | | | | | | | | | категорий Ан, Бн, Вн, Гн; | | | | | | | | | | площадки для хранения | | | | | | | | | | транспортных средств, | | | | | | | | | | предназначенных для | | | | | | | | | | перевозки опасных грузов | | | | | | | | | | классов 2 - 4, 8 и подкласса | | | | | | | | | | 9.1 по ГОСТ 19433 | | | | | | | | | | | | | | | | | | |---|------------------------------|---|------------|---|------------|---|-----------|--------------| |2 | Производственные здания | | | | | | | | | | категорий В и Д, помещения | | | | | | | | | | категорий В1 - В4 и Д, | | | | | | | | | | наружные установки: | | | | | | | | | |------------------------------|---|------------|---|------------|---|-----------|--------------| | | здания I, II, IIIа (с | 25| 10 | 25| 15 | 25| 15 | 25 | | | нулевым пределом | | | | | | | | | | распространения огня | | | | | | | | | | ограждающих конструкций стен | | | | | | | | | | и покрытий) степени | | | | | | | | | | огнестойкости и наружные | | | | | | | | | | установки категории Дн | | | | | | | | | |------------------------------|---|------------|---|------------|---|-----------|--------------| | | здания III, IIIа степени | 30| 15 | 30| 20 | 30| 20 | 30 | | | огнестойкости | | | | | | | | | |------------------------------|---|------------|---|------------|---|-----------|--------------| | | здания IIIб, IV, IVа и V | 35| 20 | 35| 25 | 35| 25 | 35 | | | степени огнестойкости | | | | | | | | |---|------------------------------|---|------------|---|------------|---|-----------|--------------| |3 | Административные и бытовые | 35| 20 | 35| 25 | 35| 25 | 35 | | | здания | | | | | | | | |---|------------------------------|---|------------|---|------------|---|-----------|--------------| |4 | Открытые площадки и навесы | 20| 10 | 20| 15 | 20| 15 | 20 | | | для хранения транспортных | | | | | | | | | | средств | | | | | | | | |---|------------------------------|---|------------|---|------------|---|-----------|--------------| |5 | До края проезжей части | 15| 10 | 20| 15 | 15| 10 | 20 | | | автомобильных дорог | | | | | | | | | | предприятия | | | | | | | | |---|------------------------------|----------------------------------------------------------------| |6 | Площадки для хранения | 100 | | | транспортных средств, | | | | предназначенных для | | | | перевозки опасных грузов | | | | классов 1, 5 - 7 и подкласса | | | | 9.2 по ГОСТ 19433 | | ----------------------------------------------------------------------------------------------------- Примечание. Минимальное расстояние от сбросной трубы паров СУГ до зданий и сооружений предприятия определяется расчетом в соответствии с требованиями настоящих норм. 7. К оборудованию, в котором обращаются топливо и/или его пары, должны быть предусмотрены подъезды для передвижной пожарной техники, обеспечивающие возможность ее установки на расстоянии не менее 5 и не более 25 м от указанного оборудования. II. Требования к зданиям и сооружениям многотопливных АЗС 8. При проектировании котельных многотопливных АЗС помимо указанных допускается применение автоматизированных водогрейных котлов с использованием в качестве топлива природного газа, размещаемых в отдельно стоящих зданиях. 9. Помещения для технического обслуживания и мойки автомобилей, работающих на сжатом и сжиженном газе, должны предусматриваться в одном или нескольких отдельно стоящих зданиях. В этих зданиях допускается предусматривать помещения для мойки и технического обслуживания автомобилей, работающих на бензине и дизельном топливе. При этом помещение мойки автомобилей может быть общим, а помещения технического обслуживания автомобилей, работающих на сжатом или сжиженном газе, должны проектироваться под установку одного автомобиля и отделяться от других помещений противопожарными перегородками 1 типа. Предусматривать окрасочные работы с применением горючих материалов не допускается. 10. Раскрытие легкосбрасываемых конструкций помещений категории "А" не должно приводить к повреждению зданий, сооружений и технологического оборудования. 11. Сбросная труба паров СУГ должна иметь высоту, диаметр, конструкцию и расположение, исключающие образование взрывоопасных смесей в зоне размещения объектов, не относящихся к АЗС, а также в зоне технологического оборудования, зданий, сооружений АЗС и в местах возможного пребывания водителей и пассажиров АЗС. При этом допускается определять параметры указанной сбросной трубы по методике, регламентированной приложением 2 ПУиБЭФ-91. Сбросные трубы сжатого природного газа должны располагаться вертикально с организацией выброса газа вверх. Верхний срез сбросного трубопровода сжатого природного газа должен превышать высоту зданий и сооружений, расположенных в радиусе 5 м от указанного трубопровода, не менее чем на 1 м. При этом высота сбросного трубопровода от уровня планировочной площадки должна быть не менее 3 м. 12. Устройство навесов над резервуарами с СУГ, а также над заправочными площадками для АЦ не допускается. Устройство навесов с непроветриваемыми объемами (пазухами, карманами) над оборудованием со сжатым природным газом, включая общий навес над площадками заправочных островков, на которых, помимо заправки автомобилей бензином, дизельным топливом или СУГ, осуществляется заправка сжатым природным газом, не допускается. 13. На одном заправочном островке СУГ должна предусматриваться единовременная заправка только одного автомобиля. Между заправочными островками с СУГ, а также между ними и заправочными островками с другими видами топлива следует устраивать защитные экраны из бетона высотой, превышающей не менее чем на 0,5 м высоту заправляемых транспортных средств, допускаемых согласно проекту АЗС к заправке. Ширина защитных экранов должна превышать не менее чем на 0,5 м в обе стороны длину заправляемых транспортных средств, предусматриваемых проектом АЗС. Устройство заправочных островков для СУГ, бензина и дизельного топлива должно исключить возможность перетекания аварийных проливов топлива от островка к островку. 14. Площадка для автоцистерны с СУГ должна быть: - оборудована отбортовкой, обеспечивающей предотвращение растекания СУГ за ее пределы при аварийной разгерметизации АЦ, высотой не менее 150 мм; - выполнена (включая отбортовку) из твердых негорючих материалов, исключающих проникновение в них СУГ и его паров. Для въезда и выезда АЦ борта заправочной площадки должны быть оборудованы пандусами (пологими участками); - оборудована наружной системой отсоса паров СУГ, обеспечивающей подвижность паровоздушной среды (по горизонтали на уровне верхнего края отбортовки) в любой точке площадки не менее 2 м/с и выброс паровоздушной среды через сбросную трубу. Совмещение указанной сбросной трубы со сбросной трубой для паров СУГ технологической системы АЗС определяется возможностью одновременного пожаробезопасного аварийного сброса паров СУГ из технологического оборудования и с площадки для АЦ. Приемные устройства системы должны быть расположены на уровне верхнего края отбортовки и защищены от попадания в них посторонних предметов, способных привести к нарушению параметров работы системы. Оборудование системы должно иметь взрывобезопасное и искробезопасное исполнение. Запуск и остановка системы должны быть обеспечены как в автоматическом режиме, так и вручную с площадки для АЦ и дистанционно из операторной АЗС. При этом автоматический запуск системы отсоса паров СУГ должен осуществляться от датчиков довзрывоопасных концентраций, а остановка - от датчиков обнаружения пожара. 15. При проектировании многотопливных АЗС не допускается предусматривать: - общие заправочные площадки для АЦ с жидким моторным топливом и для автоцистерн с СУГ; - одновременное нахождение на АЗС двух автоцистерн и более; - наполнение резервуаров жидким моторным топливом или СУГ без приостановки работы АЗС. 16. Использование АЦ для СУГ, не отвечающих требованиям "Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом", а также АЦ для СУГ совместно с прицепом-цистерной не допускается. При этом регламентированные указанными "Правилами ..." устройства, автоматически предотвращающие выход СУГ из цистерны при аварийных расходах газа по сливо-наливным коммуникациям, в том числе и при аварийной разгерметизации этих коммуникаций, должны отвечать требованиям ДОПОГ в части защиты от механических повреждений и воздействия пламени, способных привести к отказу указанных устройств. 17. На многотопливных АЗС допускается устройство приямков под емкости и сосуды сжатого природного газа, которые должны быть выполнены из негорючих материалов. При этом следует предусматривать гидроизоляцию стенок этих сооружений. При использовании для гидроизоляции горючих материалов указанная гидроизоляция должна выполняться со стороны окружающего грунта. 18. Устройство очистных сооружений, включая приемные лотки и соединительные трубопроводы, должно исключать возможность распространения по ним СУГ и его паров за пределы каждого заправочного островка и площадки для АЦ. III. Требования к технологическому оборудованию многотопливных АЗС 19. Общие требования 19.1. На многотопливных АЗС допускается использование технологических систем для приема, хранения и выдачи бензина и дизтоплива, отвечающих требованиям, предъявляемым к технологическим системам традиционной АЗС. 19.2. Технологические системы, наполнение резервуаров (сосудов) которых предусматривается посредством их насосного или компрессорного оборудования, должны быть оснащены (независимо от автоматического выключения) ручными выключателями электропитания этого оборудования, располагаемыми в помещении операторной и у насосов (компрессоров). Самостоятельные участки технологических систем должны оснащаться выключателями электрооборудования этих участков, за исключением систем противоаварийной защиты постоянного действия. 19.3. При наполнении резервуара СУГ, бензином или дизельным топливом должны быть обеспечены в автоматическом режиме предотвращение возможности наполнения остальных резервуаров, отключение остального компрессорного оборудования и всех раздаточных колонок АЗС. 19.4. При срабатывании автоматических систем противоаварийной защиты одного из участков должно быть предусмотрено автоматическое приведение в действие систем противоаварийной защиты всех технологических участков (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс сжатого газа, включение системы орошения, обесточивание оборудования и т.п.), обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии. 19.5. Электроснабжение систем противоаварийной защиты (включая аварийную вентиляцию и систему отсоса паров СУГ с площадки для АЦ) должно соответствовать первой категории надежности по ПУЭ. 19.6. Автоматический запуск аварийной вентиляции должен осуществляться от сигнализаторов довзрывоопасных концентраций при достижении концентрацией горючих газов и паров величины, превышающей 10% НКПР. Сигнализаторы довзрывоопасных концентраций природного газа должны быть установлены под потолком помещения, а СУГ - на высоте от 50 до 100 мм от пола или поверхности площадок. При возникновении пожара должно быть обеспечено автоматическое отключение общеобменной, местной и аварийной вентиляции. 19.7. При проектировании многотопливных АЗС не допускается предусматривать системы, осуществляющие заправку сжатым и сжиженным газом оборудования, не относящегося к топливным бакам транспортных средств. 19.8. Сосуды с негорючим газом, находящиеся под давлением и расположенные на расстоянии менее 20 м от наземно (надземно) расположенного оборудования для топлива и площадок для автоцистерн, должны устанавливаться в помещениях категории В4 или Д. Допускается устанавливать указанные сосуды в шкафах из негорючих материалов, расположенных на расстоянии не менее 10 м от перечисленного оборудования. 19.9. Запорная трубопроводная арматура, применяемая на технологическом оборудовании, в котором обращается сжатый природный газ, СУГ и его пары, должна быть выполнена по классу А герметичности затворов по ГОСТ Р 50430. Паспортные значения параметров испытаний на надежность запорной арматуры, предназначенной для герметизации резервуаров СУГ от отводящих трубопроводов и патрубков, а также запорной, предохранительной и регулирующей арматуры систем противоаварийной защиты должны быть не хуже следующих значений: наработка на отказ - не менее 20000 циклов (20000 часов); периодичность технического обслуживания, связанного с заменой элементов, - не чаще чем раз в 5 лет. Полный назначенный ресурс применяемой запорной арматуры, в том числе с принудительным приводом, должен превышать его расчетную величину не менее чем на 20% и должен быть указан в ТЭД. 19.10. Размещение оборудования с наличием горючих жидкостей (масла, охлаждающие жидкости и т.п.) в помещениях с оборудованием, температура стенок которого равна или превышает 80% от температуры самовоспламенения этих жидкостей, не допускается (в соответствии с ГОСТ 12.1.004). 19.11. Конструкция технологических систем должна предусматривать возможность проведения пожаровзрывобезопасного опорожнения от топлива и продувки инертным газом как внутреннего пространства оборудования, в котором находятся сжатый природный газ, СУГ и его пары, без его демонтажа, так и межстенных пространств оборудования для СУГ. При этом должно быть предусмотрено дистанционное (из операторной АЗС) и автоматическое (при срабатывании систем противоаварийной защиты участков технологической системы) управление процессом сброса сжатого природного газа и опорожнения отсеченных от резервуаров трубопроводов от СУГ (путем сброса его паров) на сбросные трубы. 19.12. Если завод-изготовитель не гарантирует герметичность всего топливного оборудования технологической системы в течение срока службы, регламентированного технико-эксплуатационной документацией на эту систему, то конструкция указанного оборудования должна позволять проводить пожаробезопасные периодические испытания на его герметичность непосредственно на объекте. 19.13. Размещение приборных панелей автоматизированных систем контроля работы, управления и аварийного отключения каждого самостоятельного технологического участка должно предусматриваться в операторной АЗС. Устройства дублирования указанных систем допускается размещать в отдельном помещении здания, имеющем выход из этого здания непосредственно наружу, или снаружи ограждающих конструкций сооружения, в которых расположены технологические системы АЗС. Запорная арматура на входных и отводящих топливных трубопроводах должна располагаться снаружи здания (сооружения). 20. Требования к самостоятельному участку технологической системы многотопливной АЗС, предназначенному для приема, хранения и выдачи СУГ 20.1. Резервуары для хранения СУГ должны быть расположены подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м. На многотопливных АЗС, размещаемых в черте населенных пунктов, общая вместимость резервуаров для СУГ не должна превышать 20 куб. м, а единичная - 10 куб. м. Общую и единичную вместимость резервуаров для СУГ на АЗС, размещаемых вне территории населенных пунктов, допускается увеличивать не более чем в 2 раза. 20.2. Резервуары для хранения СУГ и их оснастка (патрубки, штуцеры, фланцы, заглушки и т.п.), имеющая сварные соединения, а также все разъемные соединения до первой запорной арматуры, обеспечивающей перекрытие места выхода СУГ и его паров из резервуаров, должны быть двустенными. Они должны быть оснащены системами постоянного контроля герметичности их межстенного пространства, обеспечивающими автоматическую сигнализацию (световым и звуковым сигналом) обслуживающему персоналу АЗС о разгерметизации и автоматическое отключение компрессорного оборудования, прекращение операций по наполнению резервуаров топливом и выдаче его потребителю на всех технологических участках многотопливной АЗС. 20.3. Трубопроводы СУГ должны быть размещены подземно. Помимо патрубков, указанных в п. 20.2, трубопроводы линий наполнения резервуаров, выдачи и рециркуляции паров СУГ должны быть выполнены двустенными по всей длине (включая разъемные соединения) и оснащены системами постоянного контроля герметичности их межтрубного пространства, обеспечивающими автоматическую сигнализацию (световым и звуковым сигналом) обслуживающему персоналу АЗС о разгерметизации, автоматическое прекращение подачи СУГ и его паров в разгерметизированный участок трубопровода с одновременным его перекрытием, операций по наполнению резервуаров топливом и выдаче его потребителю на всех технологических участках многотопливной АЗС, а также отключение компрессорного оборудования. 20.4. Следует исключить возможность образования в межстенном пространстве резервуаров и межтрубном пространстве взрывоопасной смеси СУГ с воздухом в случае разгерметизации стенок внутренних резервуаров и трубопроводов (например, за счет заполнения этого пространства азотом). 20.5. Резервуары для хранения СУГ должны быть оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (80% их геометрического объема). 20.6. Ввод трубопроводов в резервуары для хранения СУГ должен осуществляться только в местах, расположенных выше номинального уровня их заполнения. Устройство люков, штуцеров, патрубков и т.п. ниже указанного уровня не допускается. 20.7. В случае применения технических решений, создающих в аварийной ситуации возможность повышения давления СУГ или его паров на каких-либо участках технологической системы выше допустимых значений, приведенных в ТЭД, необходимо предусматривать систему автоматического контроля давления на указанных участках. При повышении давления на контролируемых участках трубопроводов выше допустимых значений система автоматического контроля давления должна обеспечивать подачу сигнализации (световым и звуковым сигналом), прекращение операций по наполнению резервуаров топливом и выдаче его потребителю на всех технологических участках многотопливной АЗС, а также отключение компрессорного оборудования. 20.8. Наполнение резервуаров СУГ должно быть предусмотрено только из АЦ. Эти резервуары должны быть оснащены линией их аварийного опорожнения в АЦ. 20.9. Технологические колодцы с оборудованием для СУГ, шахты (с наличием свободного пространства) резервуаров, заправочные площадки для АЦ с СУГ и заправочные островки должны быть оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций. Эти сигнализаторы, наряду с сигнализаторами довзрывоопасных концентраций, установленными в помещениях с оборудованием для СУГ и сжатого природного газа, должны обеспечивать при достижении концентрацией паров СУГ величины, превышающей 10% от НКПР, сигнализацию (световым и звуковым сигналом) о месте разгерметизации, автоматическое прекращение операции наполнения резервуара и отключение топливораздаточных устройств. Датчики довзрывоопасных концентраций должны располагаться на высоте 50 - 100 мм от: - дна технологических колодцев и шахт; - уровня площадки для установки транспортного средства под заправку СУГ (у раздаточной колонки СУГ); - уровня площадки для АЦ с СУГ (у разъемного соединения сливного рукава АЦ с линией наполнения резервуара). При срабатывании сигнализаторов довзрывоопасных концентраций, установленных в помещении перекачивания СУГ (насосной или компрессорной), наряду с выполняемыми автоматически операциями прекращения слива СУГ из АЦ, перекрытия запорной арматуры на трубопроводах подачи СУГ в резервуар и паров СУГ в свободное пространство АЦ, включения аварийной вентиляции и срабатывания сигнализации об утечке, должно быть обеспечено автоматическое опорожнение участков линий наполнения и возврата паров СУГ, отсеченных от резервуара до штуцеров для подсоединения АЦ, посредством сброса паров СУГ через сбросную трубу. 20.10. Сбросная труба паров СУГ должна быть защищена от воздействия пожара (теплоизоляция, водяное орошение и т.п.) таким образом, чтобы обеспечить ее функционирование в течение времени, необходимого для прибытия и развертывания передвижной пожарной техники и определяемого по согласованию с территориальными подразделениями ГПС. 21. Требования к участку технологической системы многотопливной АЗС, предназначенному для приема, хранения и выдачи сжатого природного газа 21.1. Сосуды технологической системы для сжатого природного газа, находящиеся под избыточным давлением и установленные наземно, должны быть оборудованы теплоизоляцией или системой водяного орошения, предотвращающими разрушение защищаемых сосудов в течение не менее 30 мин. Время сброса избыточного давления газа из указанных сосудов (через сбросную трубу) в этом случае не должно превышать 20 мин. Теплоизоляцию или водяное орошение стенок указанных сосудов допускается не предусматривать в случае их размещения в приямке на глубине (расстояние по вертикали от прилегающей к приямку площадки до верхней части сосуда) не менее 500 мм. При этом запорная, предохранительная, регулирующая и измерительная арматура, относящаяся к этим сосудам, должна располагаться в зоне свободного доступа с поверхности прилегающей к ней наземно расположенной технологической площадки. 21.2. На компрессорных установках следует предусматривать систему их автоматического отключения и индикацию при разгерметизации подводящего к АЗС трубопровода природного газа. 21.3. Оборудование технологической системы для сжатого природного газа должно быть защищено от воздействия внешнего очага пожара таким образом, чтобы обеспечить сброс газа из указанного оборудования до его разгерметизации. 21.4. При устройстве теплоизоляции газового оборудования и в помещениях, в которых оно установлено, использование материалов, способных адсорбировать природный газ, не допускается. 21.5. Размещение приборных панелей контрольно-измерительных приборов, кнопок управления и т.п., к которым в процессе эксплуатации АЗС необходимо обеспечить доступ персонала, должно быть предусмотрено в помещениях (отсеках), отделенных от остального оборудования технологической системы АЗС перегородками 1-го типа и имеющих выход из здания или сооружения непосредственно наружу, или в щитах управления и контроля, расположенных снаружи здания или сооружения. IV. Требования к средствам противопожарной защиты многотопливных АЗС 22. Многотопливные АЗС, независимо от места их размещения, должны быть оснащены наружным противопожарным водопроводом. АЗС, на которых осуществляется заправка транспортных средств СУГ, должны быть оснащены кольцевым противопожарным водопроводом высокого давления. 23. По согласованию с территориальными подразделениями ГПС подача воды на наружное пожаротушение и орошение может осуществляться посредством насосной станции пожаротушения от противопожарных водоемов или резервуаров общей вместимостью не менее 200 куб. м, расположенных от АЗС на расстоянии не более чем 200 м. Время восстановления после пожара неприкосновенного запаса воды не должно превышать 24 ч. 24. Для обеспечения водяного орошения оборудования с СУГ в случае его возгорания следует предусматривать не менее двух лафетных стволов, установленных на расстоянии не менее 10 м от заправочной площадки АЦ и надземно расположенной арматуры резервуаров с СУГ и обеспечивающих равномерное водяное орошение поверхности указанного оборудования. Лафетные стволы следует устанавливать на высоте не более 1,5 м от поверхности земли, оборудовать защитными экранами и подключать к кольцевому водопроводу АЗС с установкой запорно-пусковой арматуры (с дистанционным пуском из помещения операторной) непосредственно у этой кольцевой сети на расстоянии не менее 15 м от заправочной площадки АЦ и надземно расположенной арматуры резервуаров с СУГ. Кнопки дистанционного управления пожарными насосами (при наличии) следует располагать в помещении операторной с круглосуточным пребыванием в нем персонала АЗС. 25. Расход воды на наружное пожаротушение многотопливной АЗС определяется расчетом как суммарный расход воды, включающий в себя максимальное из значений расхода на пожаротушение зданий и общий расход воды на охлаждение АЦ, наземно расположенного оборудования с СУГ и сжатым природным газом. Интенсивность подачи воды на охлаждение АЦ и наземно расположенного оборудования с СУГ и сжатым природным газом следует принимать: - для поверхности АЦ - 0,1 л/с на 1 кв. м защищаемой поверхности; - для мест расположения функционального оборудования, включая емкости, баллоны, штуцеры и предохранительные клапаны, узлы отключающей арматуры, трубопроводы и оборудование насосной - 0,5 л/с на 1 кв. м защищаемой поверхности. 26. Помещения, в которых обращается сжатый природный газ и СУГ, должны оборудоваться автоматической пожарной сигнализацией. 27. При срабатывании пожарной сигнализации в помещении АЗС должны быть обеспечены в автоматическом режиме: - подача сигнала о пожаре в помещение операторной с круглосуточным пребыванием в нем персонала АЗС; - прекращение операций по наполнению резервуаров (сосудов) топливом; - перекрытие запорной арматуры на трубопроводах подачи СУГ в резервуар и паров СУГ в свободное пространство АЦ; - отключение всех топливораздаточных колонок и компрессорного оборудования. 28. Помещения, в которых обращается сжатый природный газ (за исключением котельной) и СУГ, должны оснащаться автоматическими установками пожаротушения. Приложение 7* Обязательное НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ ГОСТ 12.1.007-76*. ССБТ. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности. ГОСТ 12.1.033-81. ССБТ. Пожарная безопасность. Термины и определения. ГОСТ 19433-88. Грузы опасные. Классификация и маркировка. ГОСТ 9544-93. Арматура трубопроводная запорная. Нормы герметичности затворов. ГОСТ Р 50913-96. Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов. Типы, параметры и общие технические требования. СНиП 2.04.02-84*. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.09-84. Пожарная автоматика зданий и сооружений. СНиП 10-01-94. Система нормативных документов в строительстве. Основные положения. СНиП 2.01.02-85*. Противопожарные нормы. ППБ 01-93*. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. НПБ 02-93. Порядок участия органов государственного пожарного надзора Российской Федерации в работе комиссий по выбору площадок (трасс) для строительства. НПБ 03-93. Порядок согласования органами государственного пожарного надзора Российской Федерации проектной документации на строительство. НПБ 105-95. Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности. НПБ 107-97. Определение категорий наружных установок по пожарной опасности. НПБ 110-96. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками тушения и обнаружения пожара. ПУЭ-86. Правила устройства электроустановок. Правила защиты от статического электричества в производствах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности. РД 34.21.122-87. Инструкция по устройству молниезащиты зданий и сооружений. ПЭЭП-92. Правила эксплуатации электроустановок потребителей. Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденные Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 08.08.1995 N 73. ДОПОГ. Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов. ГОСТ Р 50430-92. Арматура трубопроводная запорная. Нормы герметичности затворов. ГОСТ 12.1.004-91. Пожарная безопасность. Общие требования. СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. ПУиБЭФ-91. Правила устройства и безопасной эксплуатации факельных систем. Страницы: 1 2 |