ОБ УЧЕТЕ В СОСТАВЕ РАСХОДОВ НА ОПЛАТУ ТРУДА ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ, А ТАКЖЕ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЕСН И НДФЛ СУММ ПРЕВЫШЕНИЯ ФАКТИЧЕСКИ ВЫПЛАЧИВАЕМОГО ПОСОБИЯ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ В ПРЕДЕЛАХ ФАКТИЧЕСКОГО (СРЕДНЕГО) ЗАРАБОТКА Н. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 08.08.07 03-04-05-01/287

           ОБ УЧЕТЕ В СОСТАВЕ РАСХОДОВ НА ОПЛАТУ ТРУДА ПРИ
           ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ, А ТАКЖЕ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ
        НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЕСН И НДФЛ СУММ ПРЕВЫШЕНИЯ ФАКТИЧЕСКИ
        ВЫПЛАЧИВАЕМОГО ПОСОБИЯ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ
           В ПРЕДЕЛАХ ФАКТИЧЕСКОГО (СРЕДНЕГО) ЗАРАБОТКА НАД
              МАКСИМАЛЬНЫМ РАЗМЕРОМ ПОСОБИЯ ПО ВРЕМЕННОЙ
                  НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ, ВЫПЛАЧИВАЕМОГО
                        ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФСС РФ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          8 августа 2007 г.
                          N 03-04-05-01/287

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  ООО и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
     В  соответствии со ст. 183 Трудового кодекса Российской Федерации
размеры  пособий  по временной нетрудоспособности и условия их выплаты
устанавливаются федеральным законом.
     Федеральным  законом  о  бюджете  Фонда  социального  страхования
Российской  Федерации  на  текущий  год  устанавливается  максимальный
размер  пособия  по  временной  нетрудоспособности и по беременности и
родам.
     Так,  ст.  13  Федерального закона от 19.12.2006 "О бюджете Фонда
социального страхования Российской Федерации на 2007 год" установлено,
что  максимальный  размер пособия по временной нетрудоспособности и по
беременности  и родам, выплачиваемого из Фонда социального страхования
Российской Федерации, не может превышать 16 125 руб.
     Однако  размер фактически выплачиваемого работодателем пособия по
временной  нетрудоспособности  и  пособия  по  беременности  и  родам,
исчисленных  согласно трудовым договорам и законодательству Российской
Федерации, может превышать сумму 16 125 руб.
     В  целях  гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса в расходы
налогоплательщика   на   оплату   труда  включаются  любые  начисления
работникам  в  денежной  и  (или)  натуральной  формах,  стимулирующие
начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом
работы  или  условиями  труда,  премии  и единовременные поощрительные
начисления,   расходы,   связанные   с  содержанием  этих  работников,
предусмотренные   нормами   законодательства   Российской   Федерации,
трудовыми  договорами  (контрактами)  и (или) коллективными договорами
(абз. 1 ст. 255 Кодекса).
     Согласно п. 15 ст. 255 Кодекса к расходам на оплату труда в целях
налогообложения  прибыли относятся, в частности, расходы на доплату до
фактического  заработка  в  случае  временной утраты трудоспособности,
установленную законодательством Российской Федерации.
     Таким  образом,  в  случае  если размер фактически выплачиваемого
работодателем  пособия  по  временной нетрудоспособности, исчисленного
согласно  трудовому  договору, превышает 16 125 руб., налогоплательщик
имеет право отнести в соответствии с п. 15 ст. 255 Кодекса к расходам,
уменьшающим  полученные  доходы в целях налогообложения прибыли, сумму
превышения    фактически    выплачиваемого    пособия   по   временной
нетрудоспособности  в  пределах  фактического (среднего) заработка над
максимальным   размером   пособия   по  временной  нетрудоспособности,
выплачиваемого из Фонда социального страхования Российской Федерации.
     В  соответствии  с  п.  1 ст. 236 Кодекса для налогоплательщиков,
производящих выплаты в пользу физических лиц, объектом налогообложения
единым  социальным  налогом  признаются выплаты и иные вознаграждения,
начисляемые  налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и
гражданско-правовым  договорам,  предметом которых является выполнение
работ,  оказание  услуг  (за исключением вознаграждений, выплачиваемых
индивидуальным  предпринимателям,  адвокатам, нотариусам, занимающимся
частной практикой), а также по авторским договорам.
     При  этом п. 3 ст. 236 Кодекса установлено, что данные выплаты не
признаются   объектом  налогообложения  единым  социальным  налогом  у
налогоплательщиков-организаций,  если  они  не  отнесены  к  расходам,
уменьшающим  налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем
отчетном (налоговом) периоде.
     Согласно  пп.  1 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежат налогообложению
единым  социальным  налогом  государственные  пособия, выплачиваемые в
соответствии     с     законодательством     Российской     Федерации,
законодательными  актами  субъектов  Российской  Федерации,  решениями
представительных  органов местного самоуправления, в том числе пособия
по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком,
пособия по безработице, беременности и родам.
     Поскольку  сумма  превышения фактически выплачиваемого пособия по
временной   нетрудоспособности   в  пределах  фактического  (среднего)
заработка    над    максимальным   размером   пособия   по   временной
нетрудоспособности,  выплачиваемого  из  Фонда социального страхования
Российской  Федерации,  отнесена  к  расходам,  уменьшающим полученные
доходы  в  целях  налогообложения  прибыли,  то  такая  сумма  доплаты
подлежит налогообложению единым социальным налогом в общеустановленном
порядке.
     В соответствии с п. 1 ст. 217 Кодекса не подлежат налогообложению
налогом   на   доходы   физических  лиц  государственные  пособия,  за
исключением  пособий  по временной нетрудоспособности (включая пособие
по  уходу  за  больным  ребенком), а также иные выплаты и компенсации,
выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом
к  пособиям,  не  подлежащим  налогообложению,  относятся  пособия  по
безработице, беременности и родам.
     Доплата  до среднего заработка в сумме, превышающей установленный
Фондом   социального  страхования  Российской  Федерации  максимальный
размер  пособия  по  беременности  и  родам, в соответствии с трудовым
договором    работника    не    может   рассматриваться   в   качестве
государственного  пособия,  и,  следовательно,  облагается  налогом на
доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
8 августа 2007 г.
N 03-04-05-01/287