О КОНЦЕПЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РФ РЕШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ 31 января 1997 г. КОЛЛЕГИЯ ГТК РОССИИ 31 января 1997 г. (Д) Рассмотрев и обсудив проект концепции модернизации таможенной службы Российской Федерации, коллегия ГТК России решила: 1. Одобрить, в основном, концепцию модернизации таможенной службы Российской Федерации, основные направления и этапы ее реализации. В трехнедельный срок доработать представленный проект концепции модернизации таможенной службы с учетом замечаний и предложений, высказанных в ходе обсуждения; 2. Организационно-инспекторскому управлению (В.В.Шпагин) совместно с дирекцией Федеральной целевой программы развития таможенной службы Российской Федерации на 1996-1997 годы и на период до 2000 года (В.И.Мещеряков) и Российской таможенной академией (Н.М.Блинов) в двухмесячный срок подготовить и представить на утверждение проекты приказов по разработке программ реализации модернизации таможенной службы России. 3. Научное обеспечение и сопровождение работ по модернизации таможенной службы Российской Федерации возложить на Российскую таможенную академию (Н.М.Блинов). 4. Российской таможенной академии (Н.М.Блинов), Управлению кадров и учебных заведений (Ю.Ф.Азаров), Финансовому управлению (П.Г.Городецкий) в месячный срок подготовить и представить на утверждение проекты приказов о создании временных творческих коллективов для выполнения исследований по модернизации таможенной службы Российской Федерации и смете расходов на научное обеспечение и сопровождение работ по модернизации таможенной службы России. 5. Начальникам управлений и самостоятельных отделов центрального аппарата, начальникам региональных таможенных управлений и таможен обеспечить организацию работы таможенных органов с учетом подготовки и проведения модернизации таможенной службы России. Определить сотрудников для тренинговой подготовки, создать условия для их обучения и проведения диагностики состояния дел в таможенных органах всех уровней. Председатель коллегии, Председатель Государственного таможенного комитета РФ А.С. Круглов Концепция модернизации таможенной службы Российской Федерации Принятие Правительством России Федеральной целевой программы развития таможенной службы Российской Федерации на 1996 - 1997 годы и на период до 2000 года знаменует переход российской таможенной службы на качественно новый уровень организации таможенного дела в России. Структурная перестройка промышленности и внешнеэкономической деятельности, дальнейшая интеграция России в систему мирохозяйственных связей и международного разделения труда определяют необходимость модернизации таможенной службы. Целью модернизации таможенной службы России является повышение эффективности реализации экономической политики государства и стратегии безопасности России, всемерное способствование развитию внешней торговли. В качестве приоритетных направлений модернизации таможенной службы выступают: - совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы; - совершенствование системы управления таможенной службой; - развитие таможенной структуры и инфраструктуры; - совершенствование технологий таможенной деятельности, автоматизация всех процессов таможенного контроля и таможенного оформления; - совершенствование информационного обеспечения таможенной службы; - совершенствование кадровой работы. Основными задачами модернизации таможенной службы России являются: в области законодательной и нормативно-правовой базы: - разработка пакета проектов законодательных актов, регламентирующих деятельность органов ГТК России, разработка проектов новых и своевременная корректировка действующих внутриведомственных нормативных документов; - разработка законодательных актов по правовому обеспечению функций оперативно-розыскной деятельности, регулирования таможенных режимов, использования ТСТК, охраны объектов интеллектуальной собственности, изменение и дополнение статей Закона "О таможенном тарифе"; - разработка мер по совершенствованию взаимодействия органов ГТК России с иными правоохранительными органами: Генеральной прокуратурой, МВД, ФСБ, Федеральной службой налоговой полиции, ФПС; в области системы управления таможенной службой: - модернизация структур управления, совершенствование организации процесса управления и моделей принятия управленческих решений; - совершенствование стиля руководства и управленческой деятельности (обучение руководящих кадров, разработка и внедрение современных принципов руководства, совершенствование методов руководства, оптимизация функций руководства, активизация использования АСУ, разработка критериев определения эффективности и качества руководства); в области таможенной инфраструктуры: - разработка схемы оптимального размещения объектов таможенной инфраструктуры с учетом перспективы расширения Таможенного союза; приведение существующей инфраструктуры таможенных органов в соответствие с требованиями современных технологий таможенного контроля и оформления; - разработка региональных программ развития околотаможенной сферы, создание и реконструкция складов для хранения и обработки таможенных грузов, предприятий по переработке товаров на таможенной территории; - совершенствование технической базы таможенных органов, организация разработки, создания и эксплуатации необходимых технических средств таможенного контроля; - осуществление мероприятий по совершенствованию управления капитальным строительством в ГТК России, создание ведомственной проектной организации, автоматизированной системы проектирования, разработка типовых проектов; в области технологии таможенной деятельности, автоматизации процессов таможенного контроля и таможенного оформления: - полномасштабное введение в действие таможенных режимов, предусмотренных Таможенным кодексом, создание научно-методической базы определения их оптимального состава, предоставления льготных режимов, оценки соответствия применяемых режимов законодательным нормам; - разработка положений по определению таможенной стоимости в зависимости от применяемых таможенных режимов, разработка комментариев к Таможенному кодексу; - упрощение и унификация таможенных процедур и требований к таможенным документам и документам для целей таможенного оформления и контроля; - совершенствование методов таможенного контроля; совершенствование технологии таможенного оформления с учетом введения института таможенных брокеров; - формирование информационно-технической сети для контроля за обоснованностью принимаемых решений и согласование ее функций с ЕАИС ГТК России, формирование баз данных в правоохранительных целях; повышение уровня компьютеризации и автоматизации таможенных процедур, упрощение процедур статистической отчетности; в области информационного обеспечения: - уточнение состава задач информатизации деятельности таможенных органов и автоматизации процессов управления, критериев оценки деятельности службы, создание автоматизированных методик анализа, прогнозирования, моделирования, оптимизации и принятия решений; - создание единой системы таможенной информации, унифицированной системы документов, разработка информационно-функциональной модели таможенной службы и системы управления таможенными органами, разработка методов и средств разграничения доступа и защиты информации; - модернизация технологической платформы единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) ГТК России, совершенствование технологий и технических средств решения задач информатизации; в области кадрового обеспечения: - оптимизация структуры и штатной численности таможенных органов; совершенствование системы комплектования кадров; - разработка и внедрение новых технологий профессионального образования таможенных кадров (мультимедийных, активных и дистанционных методов обучения и т.п.); - создание современной правовой основы и мотивационных механизмов прохождения службы в таможенных органах; совершенствование системы воспитательной работы с личным составом, обеспечение социальной защищенности таможенников и членов их семей. Этапы проведения модернизации: 1 этап - организационный (январь - май 1997 года). Разработка научно-методического обеспечения диагностики и системного анализа таможенных органов. Формирование организационно-правового и экономического механизмов обеспечения модернизации; II этап - проектный (июнь - декабрь 1997 года). Диагностика и системный анализ таможенной службы на экспериментальных полигонах. Разработка программ модернизации таможенных органов различных уровней; III этап - реализационный (1998 - 2000 годы). Формирование и реализация программ модернизации таможенной службы во всех региональных управлениях, таможнях, на уровне ГТК России. Создание информационно-аналитической системы и банка таможенных технологий. Основные ожидаемые результаты: Решение основных задач модернизации таможенной службы обеспечит развитие внешнеэкономических связей, повышение качества и сокращение времени обслуживания участников ВЭД, увеличение поступлений платежей в бюджет, повышение эффективности в пресечении контрабанды наркотиков, оружия, культурных ценностей, выведение из теневого оборота значительных материальных ресурсов, ослабление базы международной организованной преступности, выполнение обязательств Российской Федерации, предусмотренных двусторонними и международными договорами, содействие вступлению России во Всемирную торговую организацию. |