ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ (ТУ) БАНКА РОССИИ В КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ БЫЛИ НАПРАВЛЕНЫ ПИСЬМА, В КОТОРЫХ В СВЯЗИ С ВСТУПЛЕНИЕМ В СИЛУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 27.07.2006 N 147-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 5 И 7 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА" УСТАНОВЛЕНО ТРЕБОВАНИЕ ВНЕСТИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА (ДАЛЕЕ - ПРАВИЛА) И НАПРАВИТЬ ИХ НА СОГЛАСОВАНИЕ В ТУ БАНКА РОССИИ НЕ ПОЗДНЕЕ 11.09.2006. В СВЯЗИ С УСТАНОВЛЕННЫМ ТРЕБОВАНИЕМ КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ СТОЛКНУЛИСЬ С НЕОБХОДИМОСТЬЮ ВНОСИТЬ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВИЛА И НАПРАВЛЯТЬ ИХ НА СОГЛАСОВАНИЕ В ОТСУТСТВИЕ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ИЗМЕНЕНИЙ В НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ БАНКА РОССИИ (ПОЛОЖЕНИЕ ОТ 19.08.2004 N 262-П "ОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ КЛИЕНТОВ И ВЫГОДОПРИОБРЕТАТЕЛЕЙ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА", ИНСТРУКЦИЯ ОТ 28.04.2004 N 113-И "О ПОРЯДКЕ ОТКРЫТИЯ, ЗАКРЫТИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБМЕННЫХ ПУНКТОВ И ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ БАНКАМИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ И ИНЫХ СДЕЛОК С НАЛИЧНОЙ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТОЙ И ВАЛЮТОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЧЕКАМИ (В ТОМ ЧИСЛЕ ДОРОЖНЫМИ ЧЕКАМИ), НОМИНАЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ КОТОРЫХ УКАЗАНА В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ, С УЧАСТИЕМ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ)". В ТО ЖЕ ВРЕМЯ УКАЗАННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ БАНКА РОССИИ УСТАНАВЛИВАЮТ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ К УЧЕТУ ПОСЛЕДНИМИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЕМ П. 2 СТ. 7 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА". ТАКИМ ОБРАЗОМ, СКЛАДЫВАЕТСЯ СИТУАЦИЯ, КОГДА КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ БУДУТ ВЫНУЖДЕНЫ ПОСЛЕ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ БАНКА РОССИИ ВНОВЬ ПРОВЕСТИ ПРОЦЕДУРУ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ, ВНУТРЕННЕГО СОГЛАСОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВИЛ НА СОГЛАСОВАНИЕ В ТУ БАНКА РОССИИ В ЦЕЛЯХ УЧЕТА РЕКОМЕНДАЦИЙ, УСТАНОВЛЕННЫХ БАНКОМ РОССИИ. ТАКЖЕ МНОГИЕ КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ НЕ ИМЕЮТ РЕАЛЬНОЙ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОВЕСТИ ВНУТРЕННЕЕ СОГЛАСОВАНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ ПРАВИЛ В СРОКИ, УСТАНОВЛЕННЫЕ ТУ БАНКА РОССИИ. ПРАВОМЕРНО ЛИ УСТАНОВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ БАНКА РОССИИ КОНКРЕТНЫХ СРОКОВ ВНЕСЕНИЯ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРАВИЛА, А ТАКЖЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭТИХ ИЗМЕНЕНИЙ НА СОГЛАСОВАНИЕ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ БАНКА РОССИИ ПРИ ОТСУТСТВИИ ПОДОБНЫХ ТРЕБОВАНИЙ СО СТОРОНЫ БАНКА РОССИИ? ПИСЬМО ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ 20 февраля 2007 г. N 12-1-5/393 (Д) Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон) не устанавливает порядка и сроков приведения организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, разработанных в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ), в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации в случае его изменения. В соответствии с абз. 9 п. 2 ст. 7 Федерального закона правила внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. Однако Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" не установлен порядок утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в случае внесения изменений в действующие законодательство Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ. Вместе с тем в соответствии с п. 2 указанного Постановления Правительства правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения. Следует отметить, что нормы Федерального закона от 27.07.2006 N 147-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" являются нормами прямого действия и вступили в силу с 9 августа 2006 г. При этом Банком России было издано Письмо Банка России от 23.08.2006 N 112-Т "О применении Инструкции Банка России от 28 апреля 2004 года N 113-И и Положения Банка России от 19 августа 2004 года N 262-П", согласно которому отдельные положения Инструкции Банка России от 28.04.2004 N 113-И "О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц" и Положения Банка России от 19.08.2004 N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" применяются в части, не противоречащей п. 1.1 и 1.2 ст. 7 Федерального закона. В то же время в соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Таким образом, в случае внесения изменений в Федеральный закон кредитные организации обязаны актуализировать свои правила внутреннего контроля. В этой связи, по нашему мнению, территориальные учреждения Банка России в рамках осуществления надзорных функций могут направлять в адрес кредитных организаций письма, обращающие их внимание на необходимость приведения правил внутреннего контроля в соответствие с изменениями, внесенными в Федеральный закон, с указанием рекомендуемых сроков для выполнения данной работы. В то же время у Банка России и его территориальных учреждений отсутствуют полномочия на установление конкретных сроков представления кредитными организациями доработанных и утвержденных правил внутреннего контроля на согласование в соответствующие территориальные учреждения Банка России. Для урегулирования проблемы, связанной с установлением единого порядка приведения организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, включая кредитные организации, правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации в случае его изменения, по нашему мнению, достаточно полномочий Правительства Российской Федерации, установленных абз. 9 п. 2 ст. 7 Федерального закона. В связи с вышеизложенным полагаем целесообразным Ассоциации российских банков выступить с инициативой о внесении соответствующих изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 N 6. Директор Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Е.И.ИЩЕНКО 20 февраля 2007 г. N 12-1-5/393 |