ПРИКАЗОМ МИНТРАНСА РОССИИ ОТ 08.11.2006 N 134 БЫЛИ ВВЕДЕНЫ ФОРМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ПАССАЖИРСКОГО БИЛЕТА И БАГАЖНОЙ КВИТАНЦИИ. КАК БУДУТ ПОДТВЕРЖДАТЬСЯ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ РАСХОДЫ РАБОТНИКОВ, НАПРАВЛЯЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В КОМАНДИРОВКУ, ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ПРОЕЗДА С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОННОГО ПАССАЖИРСКОГО БИЛЕТА? УЧИТЫВАЯ, ЧТО ПРИМЕНЯЕМАЯ СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННОГО ОФОРМЛЕНИЯ БИЛЕТА НЕ СОДЕРЖИТ ЦИФРОВОЙ ПОДПИСИ И ПЕЧАТИ, КАКОЙ ДОКУМЕНТ БУДЕТ СЛУЖИТЬ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СТАВКИ НДС 18% ИЛИ 0%? ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПАССАЖИРСКОГО БИЛЕТА ЧЕРЕЗ АГЕНТСКУЮ СЕТЬ С ПРИМЕНЕНИЕМ ККТ НА КАКУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ (АВИАПЕРЕВОЗЧИКА ЛИБО АГЕНТА) ДОЛЖНА БЫТЬ ЗАРЕГИСТРИРОВАНА ККТ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 13 августа 2007 г. N 03-01-10/6-239 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по поставленным в письме вопросам сообщает следующее. В соответствии с положениями ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Таким образом, если для поездки в командировку был приобретен авиабилет, оформленный в бездокументарной форме, то оправдательными документами для признания расходов в целях налогообложения прибыли могут являться, по нашему мнению, распечатка электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе и посадочный талон. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом ставки налога на добавленную стоимость, применяемые к таким операциям, установлены ст. 164 Кодекса. Указанной ст. 164 Кодекса особенностей налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении услуг по перевозке пассажиров и багажа по территории Российской Федерации не предусмотрено. Поэтому такие услуги на основании п. 3 данной статьи Кодекса подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 18 процентов. Что касается услуг по перевозке пассажиров и багажа в международном сообщении, то согласно пп. 4 п. 1 ст. 164 Кодекса налогообложение налогом на добавленную стоимость таких услуг производится по ставке в размере 0 процентов при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов. Перечень документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки налога в отношении указанных услуг, установлен п. 6 ст. 165 Кодекса. Согласно положениям данного пункта налогоплательщик должен представить в налоговые органы выписки банка, подтверждающие поступление выручки за оказанные услуги, и реестр единых международных перевозочных документов, определяющих маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения. Учитывая изложенное, действующий порядок применения налога на добавленную стоимость не обязывает налогоплательщиков, оказывающих услуги по перевозке пассажиров и багажа воздушными судами, представлять в налоговые органы перевозочные документы, в том числе в форме электронных пассажирских билетов. Что касается вопроса, на какую организацию должна быть зарегистрирована контрольно-кассовая техника (авиаперевозчика либо агента) в случае оформления электронного пассажирского билета через агентскую сеть с применением ККТ, то следует руководствоваться положением п. 1 ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, в соответствии с которым контрольно-кассовая техника, применяемая организациями, должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации в качестве налогоплательщика. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 13 августа 2007 г. N 03-01-10/6-239 |