ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ, СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 12 февраля 1994 г. N 100 (РГ 94-37) Во исполнение Законов Российской Федерации "О стандартизации", "Об обеспечении единства измерений" и "О сертификации продукции и ус- луг" и в целях совершенствования государственного управления стандар- тизацией, метрологией и сертификацией продукции и услуг Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемые: Положение о порядке создания и правилах пользования федеральным фондом государственных стандартов, общероссийских классификаторов тех- нико-экономической информации, международных (региональных) стандар- тов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стан- дартов зарубежных стран; Положение о порядке опубликования государственных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической информации; Положение о государственных научных метрологических центрах; порядок утверждения положений о метрологических службах федераль- ных органов исполнительной власти и юридических лиц; порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений; Положение о метрологическом обеспечении обороны в Российской Фе- дерации. 2. Установить, что подведомственные Комитету Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации центры стандартизации и метрологии, в том числе Российский центр испытаний и сертификации - Москва и Центр испытаний и сертификации - Санкт-Петербург, являются территориальными органами этого Комитета и осуществляют государствен- ный контроль и надзор за соблюдением субъектами хозяйственной деятель- ности обязательных требований государственных стандартов, правил обя- зательной сертификации и за сертифицированной продукцией, а также го- сударственный метрологический контроль и надзор. Установить Комитету Российской Федерации по стандартизации, мет- рологии и сертификации предельную численность государственных инспек- торов, осуществляющих указанные контроль и надзор, в количестве 2200 единиц. Финансирование расходов на содержание этих инспекторов осущест- влять за счет средств федерального бюджета по разделу "Народное хо- зяйство". 3. Установить, что: главным государственным инспектором Российской Федерации по над- зору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений является председатель Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации; главными государственными инспекторами республики в составе Рос- сийской Федерации, края, области, автономного образования, города по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измере- ний являются руководители соответствующих территориальных органов Ко- митета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертифика- ции. 4. Определить, что цены на работы и услуги в области стандартиза- ции, метрологии и сертификации, выполняемые территориальными органами Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертифи- кации, регулируются этим Комитетом по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации в установленном ими порядке. 5. Рекомендовать органам исполнительной власти республик в соста- ве Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, го- родов Москвы и Санкт-Петербурга, а также других городов: оказывать необходимое содействие территориальным органам Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации в осуществлении ими государственного контроля и надзора; устанавливать для этих территориальных органов льготные условия оплаты оказываемых им услуг (связь, электроэнергия, водои теплоснабже- ние, аренда помещений); предоставлять государственным инспекторам указанных территориаль- ных органов право на бесплатный проезд на всех видах городского и при- городного пассажирского транспорта (кроме такси) при исполнении ими служебных обязанностей. 6. Комитету Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации совместно с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством науки и технической политики Российской Федерации при- нять меры к оказанию государственной поддержки государственным научным метрологическим центрам, а по вопросам, требующим решения Правительст- ва Российской Федерации, подготовить соответствующие предложения. Ввести в государственных научных метрологических центрах долж- ность "ученый - хранитель государственного эталона". Министерству тру- да Российской Федерации по представлению Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации утвердить разряд оплаты труда по единой тарифной сетке и квалификационные характеристики, со- ответствующие этой должности. 7. Комитету Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации и Государственному комитету Российской Федерации по про- мышленной политике с участием заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации осуществить меры по применению международных (ре- гиональных) стандартов, признанию международных сертификатов, а также обеспечить ускорение проведения работ по обязательной и добровольной сертификации продукции и международному признанию отечественных серти- фикатов. О ходе и результатах этой работы доложить Правительству Российс- кой Федерации в I квартале 1994 г. 8. Комитету Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, Государственному комитету Российской Федерации по про- мышленной политике и Министерству экономики Российской Федерации дора- ботать с участием заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации проект федеральной целевой программы "Сертификация и метро- логия" с учетом требований Законов Российской Федерации "О стандарти- зации", "Об обеспечении единства измерений" и "О сертификации продук- ции и услуг". 9. Комитету Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, Министерству обороны Российской Федерации и Государс- твенному комитету Российской Федерации по оборонным отраслям промыш- ленности разработать с участием заинтересованных министерств и ведомс- тв Российской Федерации мероприятия по организации совместных работ в области стандартизации, метрологии и сертификации общей техники, а по вопросам, требующим решения Правительства Российской Федерации, в 3-месячный срок подготовить соответствующие предложения. 10. Министерству Российской Федерации по сотрудничеству с госу- дарствами - участниками Содружества Независимых Государств и Комитету Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации в 3-месячный срок разработать и утвердить программу углубления межгосу- дарственного сотрудничества в области стандартизации, метрологии и сертификации продукции и услуг с государствами - участниками Содру- жества Независимых Государств. 11. Министерству финансов Российской Федерации, Министерству эко- номики Российской Федерации и Министерству науки и технической полити- ки Российской Федерации предусматривать выделение из федерального бюд- жета Комитету Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации средств для проведения работ, подлежащих обязательному государственному финансированию, а также валютных средств на уплату членских взносов в международные организации по стандартизации, метро- логии, сертификации и качеству. 12. Внести изменение в межведомственное распределение обязаннос- тей по основным направлениям деятельности межведомственной комиссии по ГАТТ, утвержденное постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1993 г. N 141 "О межведомственной комиссии по ГАТТ" (Собрание актов Президента и Правительства Российс- кой Федерации, 1993, N 9, ст.739), изложив пункт 14 в следующей редак- ции: "14. Технические барьеры в торговле Госстандарт России МВЭС Рос- сии МИД России Минздрав России Госкомсанэпиднадзор России Минпри- роды России" Председатель Правительства Российской Федерации В.Черномырдин УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 100 П О Л О Ж Е Н И Е о порядке создания и правилах пользования федеральным фондом государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран 1. Общие положения 1. Федеральный фонд государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, международных (реги- ональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран (далее именуется - федераль- ный фонд стандартов) представляет собой совокупность документов по стандартизации, метрологии и сертификации, содержащих предназначенные для многократного применения нормы, правила и характеристики, касающи- еся продукции, работ и услуг. 2. Федеральный фонд стандартов создается и ведется Комитетом Рос- сийской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации во вза- имодействии с министерствами и ведомствами, субъектами хозяйственной деятельности, общественными объединениями, международными и зарубежны- ми организациями по стандартизации, метрологии и сертификации. 3. В состав федерального фонда стандартов входят информационные фонды стандартов министерств и ведомств, представляющие собой совокуп- ность тематически или логически связанных документов по стандартиза- ции, метрологии и сертификации по направлениям деятельности министерс- тв и ведомств. 4. Информационные фонды стандартов формируются и ведутся минис- терствами и ведомствами. 5. Федеральный фонд стандартов осуществляет формирование информа- ционных ресурсов, организацию их хранения, учета и обеспечивает всес- тороннее использование документов федерального фонда стандартов в ин- тересах граждан, общества и государства. 6. Финансирование деятельности федерального фонда стандартов осу- ществляется за счет средств федерального бюджета, средств федеральных органов исполнительной власти, субъектов хозяйственной деятельности, общественных объединений и физических лиц, заинтересованных в получе- нии информации и копий документов федерального фонда стандартов. 7. Информационные ресурсы федерального фонда стандартов являются федеральной собственностью и приватизации не подлежат. II. Структура и функции федерального фонда стандартов 8. Федеральный фонд стандартов состоит из: главного информационного центра стандартов, являющегося структур- ным подразделением центрального аппарата Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации; информационных центров стандартов, являющихся специализированными организациями или структурными подразделениями организаций (предприя- тий) министерств и ведомств. 9. Главный информационный центр стандартов: организует формирование и ведение федерального фонда стандартов; ведет централизованный учет сведений о документах федерального фонда стандартов; взаимодействует с международными (региональными) организациями по стандартизации, метрологии и сертификации; подготавливает предложения по координации деятельности информаци- онных центров стандартов министерств и ведомств и осуществлению орга- низационно-методического руководства ими; организует обеспечение пользователей информацией о документах фе- дерального фонда стандартов и копиями документов главного информацион- ного центра стандартов Комитета Российской Федерации по стандартиза- ции, метрологии и сертификации. Задачи, функции, структура, права и обязанности главного информа- ционного центра стандартов определяются положением о нем, утверждаемым Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и серти- фикации. 10. Информационные центры стандартов министерств и ведомств: осуществляют комплектование и хранение документов информационных фондов стандартов министерств и ведомств; взаимодействуют с главным информационным центром стандартов, пре- доставляют ему справочную и библиографическую информацию о документах информационных фондов стандартов министерств и ведомств; организуют обеспечение пользователей информацией о документах ин- формационных фондов стандартов министерств и ведомств и их копиями. Задачи, функции, структура, права и обязанности информационных центров стандартов определяются положениями о них, утверждаемыми ми- нистерствами и ведомствами. 11. Для определения принципов функционирования федерального фонда стандартов и выработки рекомендаций по обеспечению его взаимодействия с пользователями информации о документах по стандартизации, метрологии и сертификации Комитет Российской Федерации по стандартизации, метро- логии и сертификации создает совет федерального фонда стандартов (да- лее именуется - совет). Совет формируется из представителей министерств и ведомств и возглавляется заместителем председателя Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации. Положение о совете и его персональный состав утверждаются этим Комитетом по согласованию с за- интересованными министерствами и ведомствами. III. Формирование информационных ресурсов федерального фонда стандартов и правила пользования ими 12. Порядок отнесения документов по стандартизации, метрологии и сертификации независимо от источника образования, вида носителя и мес- та хранения к документам федерального фонда стандартов, а также прави- ла комплектования фонда такими документами устанавливаются Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации. 13. Федеральный фонд стандартов комплектуется следующими докумен- тами: нормативные акты, государственные реестры, правила и рекомендации в области стандартизации, метрологии и сертификации продукции и услуг; государственные стандарты и их проекты, общероссийские классифи- каторы технико-экономической информации; информация о стандартах отраслей, стандартах научнотехнических, инженерных обществ и других общественных объединений; международные договоры в области стандартизации, метрологии и сертификации продукции и услуг, стандарты, правила, нормы и рекоменда- ции по стандартизации международных (региональных) организаций, стан- дарты зарубежных стран; библиографическая и другая информация о документах информационных фондов стандартов министерств и ведомств. 14. Информационные фонды стандартов министерств и ведомств комп- лектуются документами по стандартизации, метрологии и сертификации, разработанными министерствами и ведомствами в пределах своей компетен- ции, а также другими документами по определению этих министерств и ве- домств. 15. Информация о документах федерального фонда стандартов регу- лярно публикуется в информационных изданиях Комитета Российской Феде- рации по стандартизации, метрологии и сертификации. Запросы пользователей для получения информации о документах феде- рального фонда стандартов и копий документов направляются в главный информационный центр стандартов или информационные центры стандартов министерств и ведомств. 16. Главный информационный центр стандартов и информационные центры стандартов министерств и ведомств обеспечивают предоставление пользователям: информации о документах федерального фонда стандартов (о наличии документов, сроках их действия, об изменениях документов, их замене и отмене); информации о разработчиках документов; копий документов. Указанная информация и копии документов субъектам хозяйственной деятельности, общественным объединениям и физическим лицам предостав- ляются на договорной основе. 17. Доходы от деятельности федерального фонда стандартов по ока- занию платных услуг направляются Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, министерствами и ведомства- ми на развитие технической базы федерального фонда стандартов. УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 100 П О Л О Ж Е Н И Е о порядке опубликования государственных стандартов и общероссийских классификаторов техникоэкономической информации 1. Комитету Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации и Государственному комитету Российской Федерации по воп- росам архитектуры и строительства принадлежит исключительное право официального опубликования как вновь вводимых в действие, так и пере- издаваемых государственных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической информации (далее именуются - общероссийские классификаторы). На первой странице всех официальных изданий государственных стан- дартов и общероссийских классификаторов Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации и Государственного коми- тета Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства по- мещается надпись: "Настоящий не может быть полностью (наименование документа) или частично воспроизведен, тира- жирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертифи- кации (Государственного комитета Российской Федерации по вопросам ар- хитектуры и строительства)". 2. Официальными изданиями, содержащими государственные стандарты и общероссийские классификаторы, а также изменения, дополнения и поп- равки к ним, являются публикации на русском языке, выполненные типог- рафским способом издательско-полиграфическими комплексами Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации и Государственного комитета Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства или другими организациями по договорам, заключенным с этими комитетами. На первой странице титульного листа и на первой странице госу- дарственного стандарта и общероссийского классификатора, издаваемых отдельно или в составе сборника, а также на титульном листе сборников и указателей государственных стандартов помещается надпись: "Издание официальное". Допускается не издавать типографским способом общероссийские классификаторы, если их объем превышает 30 учетно-издательских листов или количество ежегодно вносимых в них изменений, дополнений и попра- вок превышает 2 процента общего объема классификатора. Официальное опубликование таких общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений, дополнений и поправок осуществляется организацией-разработ- чиком. 3. Информация о принятии, об отмене, о замене государственных стандартов и общероссийских классификаторов, о внесенных в них измене- ниях, дополнениях, поправках, а также тексты этих изменений, дополне- ний и поправок публикуются Комитетом Российской Федерации по стандар- тизации, метрологии и сертификации и Государственным комитетом Рос- сийской Федерации по вопросам архитектуры и строительства в ежемесячно выпускаемых информационных указателях "Государственные стандарты Рос- сийской Федерации". Перечень действующих на территории Российской Федерации государс- твенных стандартов и общероссийских классификаторов публикуется Коми- тетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертифика- ции и Государственным комитетом Российской Федерации по вопросам архи- тектуры и строительства в ежегодно выпускаемых указателях "Государс- твенные стандарты Российской Федерации". 4. Вопросы, связанные с подготовкой, печатанием и распространени- ем государственных стандартов и общероссийских классификаторов, реша- ются Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации. УТВЕРЖДЕН постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 100 П О Р Я Д О К аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений 1. Средства измерений, подлежащие государственному метрологичес- кому контролю и надзору, подвергаются поверке органами государственной метрологической службы при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации. Допускаются продажа и выдача напрокат только поверенных средств измерений. 2. По решению Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации право поверки средств измерений может быть предоставлено аккредитованным метрологическим службам юридических лиц. Аккредитация метрологической службы Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется на основе правил, согласованных между Комите- том Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации и Министерством обороны Российской Федерации. 3. Требования, предъявляемые к метрологическим службам юридичес- ких лиц при их аккредитации для получения права поверки средств изме- рений, перечень групп средств измерений, подлежащих поверке, а также правила проведения поверочных работ и порядок представления средств измерений на поверку устанавливаются Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации. 4. Аттестат аккредитации метрологической службы юридического лица на право поверки выдается Комитетом Российской Федерации по стандарти- зации, метрологии и сертификации на срок до 5 лет на основании акта органа государственной метрологической службы или государственного на- учного метрологического центра, выполнявших работы по аккредитации в пределах их компетенции. 5. Поверочная деятельность, осуществляемая аккредитованными мет- рологическими службами юридических лиц, контролируется органами госу- дарственной метрологической службы по месту расположения этих юриди- ческих лиц. 6. Ответственность за ненадлежащее выполнение поверочных работ и несоблюдение требований соответствующих нормативных документов несут юридические лица, аккредитованными метрологическими службами которых выполнены поверочные работы. 7. Поверочные работы, выполняемые аккредитованными метрологичес- кими службами юридических лиц, оплачиваются заинтересованными юриди- ческими и физическими лицами в соответствии с условиями заключаемых договоров. УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 100 П О Л О Ж Е Н И Е о государственных научных метрологических центрах 1. Государственные научные метрологические центры (далее именуют- ся - ГНМЦ) образуются из числа находящихся в ведении Комитета Российс- кой Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации предприятий и организаций или структурных подразделений этих предприятий и органи- заций, выполняющих работы по созданию, совершенствованию, хранению и применению государственных эталонов единиц величин, а также ведущих разработку нормативных документов по обеспечению единства измерений и имеющих высококвалифицированные научные кадры. 2. Присвоение конкретному предприятию, организации или структур- ному подразделению предприятия, организации статуса ГНМЦ не изменяет формы собственности и организационно-правовой формы, а означает отне- сение их к категории объектов, предполагающей особые формы государс- твенной поддержки. 3. Основными функциями ГНМЦ являются: создание, совершенствование, хранение и применение государствен- ных эталонов единиц величин; выполнение фундаментальных и прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области метрологии, в том числе по созданию уникальных опытно-экспериментальных установок, шкал и исход- ных мер для обеспечения единства измерений; передача размеров единиц величин от государственных эталонов еди- ниц величин исходным эталонам; проведение государственных испытаний средств измерений; разработка оборудования, необходимого для оснащения органов госу- дарственной метрологической службы; разработка и совершенствование научных, нормативных, организаци- онных и экономических основ деятельности по обеспечению единства изме- рений в соответствии со специализацией; взаимодействие с метрологическими службами федеральных органов исполнительной власти, предприятий и организаций, являющихся юридичес- кими лицами; информационное обеспечение предприятий и организаций по вопросам единства измерений; проведение работ, связанных с деятельностью государственной служ- бы времени и частоты и определения параметров вращения Земли, госу- дарственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, государственной службы стандартных справочных данных о фи- зических константах и свойствах веществ и материалов; проведение экспертизы разделов метрологического обеспечения феде- ральных и иных программ, а также содействие формированию этих разде- лов; проведение метрологической экспертизы и измерений по поручению органов суда, прокуратуры, арбитражного суда и федеральных органов ис- полнительной власти; подготовка и переподготовка высококвалифицированных кадров в об- ласти метрологии; участие по поручению Комитета Российской Федерации по стандарти- зации, метрологии и сертификации в сличении государственных эталонов с национальными эталонами других стран, разработке международных норм и правил. 4. Обязательному государственному финансированию за счет средств, выделяемых из федерального бюджета, подлежат осуществляемые ГНМЦ: разработка, совершенствование, хранение и применение государс- твенных эталонов единиц величин; фундаментальные исследования в области метрологии по утвержденным Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и серти- фикации планам; работы, связанные с деятельностью государственной службы времени и частоты и определения параметров вращения Земли, государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, государственной службы стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов; разработка оборудования, необходимого для оснащения органов госу- дарственной метрологической службы; разработка утверждаемых Комитетом Российской Федерации по стан- дартизации, метрологии и сертификации нормативных документов по обес- печению единства измерений. 5. Метрологические работы (услуги), выполняемые ГНМЦ для юриди- ческих и физических лиц (испытания для последующего утверждения типа средств измерений, поверка, сертификация и калибровка средств измере- ний, аттестация методик выполнения измерений, экспертиза нормативных документов, аккредитация метрологических служб и лабораторий, другие услуги) оплачиваются заинтересованными лицами в соответствии с услови- ями заключаемых договоров. 6. Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации осуществляет контроль за ежегодным расходованием бюджет- ных средств, выделяемых ГНМЦ, а также с участием заинтересованных ми- нистерств, ведомств и научных общественных организаций производит один раз в два года оценку эффективности научно-технической деятельности ГНМЦ. УТВЕРЖДЕН постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 100 П О Р Я Д О К утверждения положений о метрологических службах федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц 1. Положения о метрологических службах или иных организационных структурах по обеспечению единства измерений федеральных органов ис- полнительной власти, а также предприятий, организаций, учреждений, яв- ляющихся юридическими лицами (далее именуются - метрологические служ- бы), разрабатываются в соответствии с Законом Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений" и другими нормативными актами. Положения о метрологических службах утверждаются руководителями федеральных органов исполнительной власти или предприятий, организа- ций, учреждений, являющихся юридическими лицами. В положениях о метрологических службах определяются основные за- дачи, функции, права, порядок образования и организации работы метро- логических служб. При подготовке положений допускается использование типовых текстов. 2. Создание метрологических служб является обязательным, когда государственный метрологический контроль и надзор распространяются на: здравоохранение, ветеринарию, охрану окружающей среды, обеспече- ние безопасности труда; торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продав- цом, в том числе на операции с применением игровых автоматов и уст- ройств; государственные учетные операции; обеспечение обороны государства; геодезические и гидрометеорологические работы; банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции; производство продукции, поставляемой по контрактам для государс- твенных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации; испытания и контроль качества продукции в целях определения соот- ветствия обязательным требованиям государственных стандартов Российс- кой Федерации; обязательную сертификацию продукции и услуг; измерения, проводимые по поручению органов суда, прокуратуры, ар- битражного суда, федеральных органов исполнительной власти; регистрацию национальных и международных спортивных рекордов. В случае принятия республиками в составе Российской Федерации, краями, областями, городами Москвой, Санкт-Петербургом и автономными образованиями нормативных актов о распространении метрологического контроля и надзора на другие сферы деятельности создание метрологичес- ких служб в федеральных органах исполнительной власти или на предприя- тиях, в организациях и учреждениях, являющихся юридическими лицами, считается обязательным. УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 100 П О Л О Ж Е Н И Е о метрологическом обеспечении обороны в Российской Федерации 1. Общие положения 1. Метрологическое обеспечение обороны - это деятельность Комите- та Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, Вооруженных Сил и других войск* Российской Федерации, федеральных ор- ганов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций, являющихся юридическими лицами, по установлению и применению научных и организационных основ, технических средств, норм и правил, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений в сфере оборо- ны. II. Основные задачи метрологического обеспечения обороны 2. Основными задачами метрологического обеспечения обороны явля- ются: обеспечение функционирования метрологических служб в Вооруженных Силах и других войсках Российской Федерации в целях поддержания их бо- евой готовности; обеспечение требуемого качества вооружения, военной и специальной техники (далее именуются - вооружение и военная техника), других видов оборонной продукции; повышение эффективности научных исследований, опытных разработок и производства вооружения и военной техники, сокращение сроков и зат- рат, необходимых для их создания, испытания, изготовления и эксплуата- ции; содействие повышению уровня мобилизационной подготовки. ----------------- * Перечень других войск, привлекаемых к обороне, указан в статье 1 раздела 1 Закона Российской Федерации "Об обороне". III. Функции метрологических служб в сфере обороны 3. Основными функциями метрологических служб в сфере обороны яв- ляются: разработка и применение метрологических правил, положений и норм, осуществление метрологического контроля и надзора, проведение метроло- гической экспертизы, военно-метрологическое сопровождение разработки, производства и испытаний вооружения и военной техники; обеспечение развития средств измерений военного назначения*, включая военные эталоны единиц величин**, осуществление разработки об- щих тактико-технических требований и методик испытаний этих средств, организация их заказа, разработки, производства и эксплуатации; проведение военно-научных исследований, научноисследовательских и опытно-конструкторских работ в области метрологического обеспечения обороны, в том числе по повышению живучести, автономности, мобильности и оперативности войсковой системы обеспечения единства измерений; выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке государс- твенной метрологической службы, предприятий, учреждений и организаций промышленности в целях решения задач метрологического обеспечения обо- роны в военное время; проведение работ по стандартизации и унификации в области метро- логического обеспечения обороны; подготовка и повышение квалификации метрологов. IV. Организация и управление метрологическим обеспечением обороны в Российской Федерации 4. Задачи метрологического обеспечения обороны решают Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, Во- оруженные Силы и другие войска Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, предприятия, учреждения и организации Российской Федерации, являющиеся юридическими лицами, разрабатывающие, изготавливающие и поставляющие вооружение и военную технику, другую оборонную продукцию, включая средства измерений военного назначения. 5. Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации: осуществляет межрегиональную и межотраслевую координацию деятель- ности по обеспечению единства измерений в сфере обороны; утверждает совместно с Министерством обороны Российской Федера- ции, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти нормативные документы, определяющие порядок проведения работ по обеспечению единства измерений в сфере обороны; по представлению Министерства обороны Российской Федерации прини- мает решение об отнесении технических устройств к средствам измерений военного назначения; утверждает совместно с Министерством обороны Российской Федерации тип средств измерений военного назначения. 6. Министерство обороны Российской Федерации: решает совместно с Комитетом Российской Федерации по стандартиза- ции, метрологии и сертификации задачи по обеспечению единства измере- ний в сфере обороны; осуществляет метрологическое обеспечение Вооруженных Сил Российс- кой Федерации, формирует концепцию и основные направления развития метрологического обеспечения, реализует военно-техническую политику, направленную на обеспечение единства измерений в войсках (силах); организует взаимодействие в области метрологического обеспечения обороны с федеральными органами исполнительной власти, в подчинении которых находятся другие войска, привлекаемые к обороне; заказывает и финансирует на договорной основе научно-исследова- тельские и опытно-конструкторские работы по созданию средств измерений военного назначения, их производство и осуществляет закупку этих средств для Вооруженных Сил Российской Федерации; проводит испытания средств измерений военного назначения, пред- назначенных для применения в Вооруженных Силах Российской Федерации, ведет совместно с Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации специальный раздел Государственного реестра средств измерений; проводит в установленном порядке поверку средств измерений воен- ного назначения, применяемых в Вооруженных Силах и других войсках Рос- сийской Федерации, и аттестацию физических лиц в качестве поверителей этих средств; лицензирует в порядке, устанавливаемом Комитетом Российской Феде- рации по стандартизации, метрологии и сертификации деятельность воинс- ких частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации по из- готовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений военного наз- начения; осуществляет регистрацию воинских частей и подразделений Воору- женных Сил Российской Федерации, выполняющих работы по поверке, изго- товлению и ремонту средств измерений военного назначения; решает задачи метрологического обеспечения обороны в рамках меж- дународного сотрудничества, оказывает в установленном порядке воен- но-техническое содействие армиям зарубежных стран. 7. Федеральная пограничная служба - Главное командование Погра- ничных войск Российской Федерации, Министерство внутренних дел Рос- сийской Федерации, Федеральная служба контрразведки Российской Федера- ции, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Федеральное управление железнодорож- ных войск при Министерстве путей сообщения Российской Федерации и Ми- нистерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвы- чайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий участвуют по согласованию с Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации и Министерством обороны Российской Федерации в организации метрологического обеспечения обороны применительно к своей сфере деятельности, а подчиненные им войска решают задачи по метрологическому обеспечению обороны во взаимодействии с Вооруженными Силами Российской Федерации. Координация взаимодействия частей и подразделений Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации осуществляется метрологической службой Вооруженных Сил Российской Федерации в порядке, устанавливае- мом Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с феде- ральными органами исполнительной власти, в подчинении которых находят- ся другие войска. 8. Государственный комитет Российской Федерации по оборонным от- раслям промышленности, Комитет Российской Федерации по машиностроению, Министерство Российской Федерации по атомной энергии, Министерство связи Российской Федерации, а также другие министерства и ведомства, ответственные за выпуск и использование средств измерений в целях обеспечения обороны Российской Федерации, осуществляют совместно с Ко- митетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертифи- кации и Министерством обороны Российской Федерации управление метроло- гическим обеспечением разработки, производства и испытаний вооружения и военной техники, специальной и другой оборонной продукции, созданием средств измерений военного назначения. Предприятия, учреждения и организации промышленности решают зада- чи метрологического обеспечения обороны применительно к своей сфере деятельности во взаимодействии с органами государственной метрологи- ческой службы и военными представительствами. 9. Для выполнения работ по метрологическому обеспечению обороны в обязательном порядке в Вооруженных Силах и других войсках Российской Федерации создаются метрологические службы по обеспечению единства из- мерений. Структура и функции этих метрологических служб, права и обязан- ности их должностных лиц устанавливаются соответствующими руководите- лями на основании нормативных актов, утверждаемых в установленном по- рядке Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации. -------------- * Понятие "средство измерений военного назначения" обозначает средство измерений, разработанное и (или) применяемое в установленном порядке для измерений в сфере обороны. ** Понятие "военный эталон единицы величины" обозначает эталон, разработанный по заказу Министерства обороны Российской Федерации и признанный Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метроло- гии и сертификации в качестве исходного для Вооруженных Сил Российской Федерации. |