ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ, СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ. Постановление. Правительство РФ. 12.02.94 100

         ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, ОБЕСПЕЧЕНИЮ
          ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ, СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ
                ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          12 февраля 1994 г.

                                N 100

                              (РГ 94-37)


     Во исполнение  Законов  Российской  Федерации "О стандартизации",
"Об обеспечении единства измерений" и "О сертификации продукции и  ус-
луг"  и в целях совершенствования государственного управления стандар-
тизацией,  метрологией и сертификацией продукции и услуг Правительство
Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
     1. Утвердить прилагаемые:
     Положение о  порядке  создания и правилах пользования федеральным
фондом государственных стандартов, общероссийских классификаторов тех-
нико-экономической  информации,  международных (региональных) стандар-
тов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стан-
дартов зарубежных стран;
     Положение о порядке опубликования  государственных  стандартов  и
общероссийских классификаторов технико-экономической информации;
     Положение о государственных научных метрологических центрах;
     порядок утверждения положений о метрологических службах федераль-
ных органов исполнительной власти и юридических лиц;
     порядок аккредитации  метрологических  служб  юридических  лиц на
право поверки средств измерений;
     Положение о  метрологическом обеспечении обороны в Российской Фе-
дерации.
     2. Установить, что подведомственные Комитету Российской Федерации
по стандартизации,  метрологии и сертификации центры стандартизации  и
метрологии,  в  том  числе Российский центр испытаний и сертификации -
Москва и Центр испытаний и сертификации  -  Санкт-Петербург,  являются
территориальными  органами этого Комитета и осуществляют государствен-
ный контроль и надзор за соблюдением субъектами хозяйственной деятель-
ности обязательных требований государственных стандартов,  правил обя-
зательной сертификации и за сертифицированной продукцией,  а также го-
сударственный метрологический контроль и надзор.
     Установить Комитету Российской Федерации по стандартизации,  мет-
рологии и сертификации предельную численность государственных  инспек-
торов,  осуществляющих указанные контроль и надзор,  в количестве 2200
единиц.
     Финансирование расходов  на  содержание этих инспекторов осущест-
влять за счет средств федерального бюджета по  разделу  "Народное  хо-
зяйство".
     3. Установить,  что:
     главным государственным инспектором Российской Федерации по  над-
зору  за государственными стандартами и обеспечению единства измерений
является председатель Комитета Российской Федерации по стандартизации,
метрологии и сертификации;
     главными государственными  инспекторами республики в составе Рос-
сийской Федерации,  края,  области, автономного образования, города по
надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измере-
ний являются руководители соответствующих территориальных органов  Ко-
митета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертифика-
ции.
     4. Определить, что цены на работы и услуги в области стандартиза-
ции,  метрологии и сертификации, выполняемые территориальными органами
Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертифи-
кации,  регулируются этим Комитетом по  согласованию  с  Министерством
экономики Российской Федерации в установленном ими порядке.
     5. Рекомендовать органам исполнительной власти республик в соста-
ве Российской Федерации,  краев, областей, автономных образований, го-
родов Москвы и Санкт-Петербурга, а также других городов:
     оказывать необходимое содействие территориальным органам Комитета
Российской Федерации по стандартизации,  метрологии и  сертификации  в
осуществлении ими государственного контроля и надзора;
     устанавливать для этих территориальных органов  льготные  условия
оплаты оказываемых им услуг (связь, электроэнергия, водои теплоснабже-
ние, аренда помещений);
     предоставлять государственным инспекторам указанных территориаль-
ных органов право на бесплатный проезд на всех видах городского и при-
городного  пассажирского  транспорта  (кроме такси) при исполнении ими
служебных обязанностей.
     6. Комитету Российской Федерации по стандартизации,  метрологии и
сертификации совместно с Министерством финансов Российской Федерации и
Министерством  науки  и технической политики Российской Федерации при-
нять меры к оказанию государственной поддержки государственным научным
метрологическим центрам, а по вопросам, требующим решения Правительст-
ва Российской Федерации, подготовить соответствующие предложения.
     Ввести в  государственных  научных  метрологических центрах долж-
ность "ученый - хранитель государственного эталона". Министерству тру-
да Российской Федерации по представлению Комитета Российской Федерации
по стандартизации,  метрологии и сертификации утвердить разряд  оплаты
труда по единой тарифной сетке и квалификационные характеристики,  со-
ответствующие этой должности.
     7. Комитету Российской Федерации по стандартизации,  метрологии и
сертификации и Государственному комитету Российской Федерации по  про-
мышленной  политике с участием заинтересованных министерств и ведомств
Российской Федерации осуществить меры по применению международных (ре-
гиональных) стандартов,  признанию международных сертификатов, а также
обеспечить ускорение проведения работ по обязательной  и  добровольной
сертификации продукции и международному признанию отечественных серти-
фикатов.
     О ходе  и результатах этой работы доложить Правительству Российс-
кой Федерации в I квартале 1994 г.
     8. Комитету Российской Федерации по стандартизации,  метрологии и
сертификации,  Государственному комитету Российской Федерации по  про-
мышленной политике и Министерству экономики Российской Федерации дора-
ботать с участием заинтересованных министерств и  ведомств  Российской
Федерации  проект федеральной целевой программы "Сертификация и метро-
логия" с учетом требований Законов Российской Федерации "О  стандарти-
зации",  "Об обеспечении единства измерений" и "О сертификации продук-
ции и услуг".
     9. Комитету Российской Федерации по стандартизации,  метрологии и
сертификации,  Министерству обороны Российской Федерации  и  Государс-
твенному  комитету  Российской Федерации по оборонным отраслям промыш-
ленности разработать с участием заинтересованных министерств и ведомс-
тв  Российской Федерации мероприятия по организации совместных работ в
области стандартизации,  метрологии и сертификации общей техники, а по
вопросам,  требующим  решения  Правительства  Российской Федерации,  в
3-месячный срок подготовить соответствующие предложения.
     10. Министерству  Российской  Федерации по сотрудничеству с госу-
дарствами - участниками Содружества Независимых Государств и  Комитету
Российской  Федерации  по стандартизации,  метрологии и сертификации в
3-месячный срок разработать и утвердить программу углубления  межгосу-
дарственного  сотрудничества  в  области стандартизации,  метрологии и
сертификации продукции и услуг с государствами  -  участниками  Содру-
жества Независимых Государств.
     11. Министерству финансов Российской Федерации, Министерству эко-
номики Российской Федерации и Министерству науки и технической полити-
ки Российской Федерации предусматривать выделение из федерального бюд-
жета  Комитету  Российской  Федерации по стандартизации,  метрологии и
сертификации средств для проведения  работ,  подлежащих  обязательному
государственному  финансированию,  а  также валютных средств на уплату
членских взносов в международные организации по стандартизации, метро-
логии, сертификации и качеству.
     12. Внести изменение в межведомственное распределение  обязаннос-
тей по основным направлениям деятельности межведомственной комиссии по
ГАТТ,  утвержденное постановлением Совета  Министров  -  Правительства
Российской  Федерации от 22 февраля 1993 г.  N 141 "О межведомственной
комиссии по ГАТТ" (Собрание актов Президента и Правительства  Российс-
кой Федерации, 1993, N 9, ст.739), изложив пункт 14 в следующей редак-
ции:
     "14. Технические барьеры в торговле Госстандарт России МВЭС  Рос-
     сии МИД России Минздрав России Госкомсанэпиднадзор России Минпри-
     роды России"

     Председатель Правительства
     Российской Федерации                            В.Черномырдин



                                                    УТВЕРЖДЕНО
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                           от 12 февраля 1994 г. N 100

                          П О Л О Ж Е Н И Е
     о порядке создания и правилах пользования федеральным фондом
      государственных стандартов, общероссийских классификаторов
    технико-экономической информации, международных (региональных)
      стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации,
               национальных стандартов зарубежных стран

     1. Общие положения
     1. Федеральный  фонд  государственных стандартов,  общероссийских
классификаторов технико-экономической информации, международных (реги-
ональных) стандартов,  правил,  норм и рекомендаций по стандартизации,
национальных стандартов зарубежных стран (далее именуется -  федераль-
ный  фонд  стандартов)  представляет  собой совокупность документов по
стандартизации,  метрологии и сертификации, содержащих предназначенные
для многократного применения нормы, правила и характеристики, касающи-
еся продукции, работ и услуг.
     2. Федеральный фонд стандартов создается и ведется Комитетом Рос-
сийской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации во вза-
имодействии  с министерствами и ведомствами,  субъектами хозяйственной
деятельности, общественными объединениями, международными и зарубежны-
ми организациями по стандартизации, метрологии и сертификации.
     3. В состав федерального фонда стандартов  входят  информационные
фонды стандартов министерств и ведомств, представляющие собой совокуп-
ность тематически или логически связанных документов  по  стандартиза-
ции, метрологии и сертификации по направлениям деятельности министерс-
тв и ведомств.
     4. Информационные  фонды  стандартов формируются и ведутся минис-
терствами и ведомствами.
     5. Федеральный фонд стандартов осуществляет формирование информа-
ционных ресурсов,  организацию их хранения, учета и обеспечивает всес-
тороннее  использование документов федерального фонда стандартов в ин-
тересах граждан, общества и государства.
     6. Финансирование деятельности федерального фонда стандартов осу-
ществляется за счет средств федерального бюджета,  средств федеральных
органов  исполнительной власти,  субъектов хозяйственной деятельности,
общественных объединений и физических лиц,  заинтересованных в получе-
нии информации и копий документов федерального фонда стандартов.
     7. Информационные ресурсы федерального фонда стандартов  являются
федеральной собственностью и приватизации не подлежат.

     II. Структура  и  функции федерального фонда стандартов
     8. Федеральный фонд стандартов состоит из:
     главного информационного центра стандартов, являющегося структур-
ным подразделением центрального аппарата Комитета Российской Федерации
по стандартизации, метрологии и сертификации;
     информационных центров стандартов, являющихся специализированными
организациями  или структурными подразделениями организаций (предприя-
тий) министерств и ведомств.
     9. Главный информационный центр стандартов:
     организует формирование и ведение федерального фонда  стандартов;
     ведет централизованный  учет  сведений  о документах федерального
фонда стандартов;
     взаимодействует с международными (региональными) организациями по
стандартизации, метрологии и сертификации;
     подготавливает предложения по координации деятельности информаци-
онных центров стандартов министерств и ведомств и осуществлению  орга-
низационно-методического руководства ими;
     организует обеспечение пользователей информацией о документах фе-
дерального фонда стандартов и копиями документов главного информацион-
ного центра стандартов Комитета Российской Федерации  по  стандартиза-
ции, метрологии и сертификации.
     Задачи, функции, структура, права и обязанности главного информа-
ционного центра стандартов определяются положением о нем, утверждаемым
Комитетом Российской Федерации по стандартизации,  метрологии и серти-
фикации.
     10. Информационные центры стандартов министерств и ведомств:
     осуществляют комплектование  и хранение документов информационных
фондов стандартов министерств и ведомств;
     взаимодействуют с главным информационным центром стандартов, пре-
доставляют ему справочную и библиографическую информацию о  документах
информационных фондов стандартов министерств и ведомств;
     организуют обеспечение пользователей информацией о документах ин-
формационных фондов стандартов министерств и ведомств и их копиями.
     Задачи, функции,  структура,  права и обязанности  информационных
центров  стандартов определяются положениями о них,  утверждаемыми ми-
нистерствами и ведомствами.
     11. Для определения принципов функционирования федерального фонда
стандартов и выработки рекомендаций по обеспечению его  взаимодействия
с пользователями информации о документах по стандартизации, метрологии
и сертификации Комитет Российской Федерации по стандартизации,  метро-
логии  и сертификации создает совет федерального фонда стандартов (да-
лее именуется - совет).
     Совет формируется  из  представителей  министерств  и  ведомств и
возглавляется заместителем председателя Комитета Российской  Федерации
по стандартизации, метрологии и сертификации. Положение о совете и его
персональный состав утверждаются этим Комитетом по согласованию с  за-
интересованными министерствами и ведомствами.

     III. Формирование информационных ресурсов федерального
            фонда стандартов и правила пользования ими
     12. Порядок отнесения документов по стандартизации,  метрологии и
сертификации независимо от источника образования, вида носителя и мес-
та хранения к документам федерального фонда стандартов, а также прави-
ла комплектования фонда такими документами  устанавливаются  Комитетом
Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации.
     13. Федеральный фонд стандартов комплектуется следующими докумен-
тами:
     нормативные акты, государственные реестры, правила и рекомендации
в области стандартизации, метрологии и сертификации продукции и услуг;
     государственные стандарты и их проекты,  общероссийские классифи-
каторы технико-экономической информации;
     информация о стандартах отраслей,  стандартах  научнотехнических,
инженерных обществ и других общественных объединений;
     международные договоры в  области  стандартизации,  метрологии  и
сертификации продукции и услуг, стандарты, правила, нормы и рекоменда-
ции по стандартизации международных (региональных) организаций,  стан-
дарты зарубежных стран;
     библиографическая и другая информация о документах информационных
фондов стандартов министерств и ведомств.
     14. Информационные фонды стандартов министерств и ведомств  комп-
лектуются  документами  по стандартизации,  метрологии и сертификации,
разработанными министерствами и ведомствами в пределах своей компетен-
ции, а также другими документами по определению этих министерств и ве-
домств.
     15. Информация  о  документах федерального фонда стандартов регу-
лярно публикуется в информационных изданиях Комитета Российской  Феде-
рации по стандартизации, метрологии и сертификации.
     Запросы пользователей для получения информации о документах феде-
рального  фонда  стандартов  и копий документов направляются в главный
информационный центр стандартов или информационные  центры  стандартов
министерств и ведомств.
     16. Главный  информационный  центр  стандартов  и  информационные
центры  стандартов  министерств и ведомств обеспечивают предоставление
пользователям:
     информации о  документах федерального фонда стандартов (о наличии
документов,  сроках их действия, об изменениях документов, их замене и
отмене);
     информации о разработчиках документов;
     копий документов.
     Указанная информация и копии документов  субъектам  хозяйственной
деятельности,  общественным объединениям и физическим лицам предостав-
ляются на договорной основе.
     17. Доходы  от деятельности федерального фонда стандартов по ока-
занию платных услуг направляются  Комитетом  Российской  Федерации  по
стандартизации, метрологии и сертификации, министерствами и ведомства-
ми на развитие технической базы федерального фонда стандартов.


                                                   УТВЕРЖДЕНО
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                           от 12 февраля 1994 г. N 100

                          П О Л О Ж Е Н И Е
        о  порядке  опубликования государственных стандартов и
    общероссийских классификаторов техникоэкономической информации

     1. Комитету Российской Федерации по стандартизации,  метрологии и
сертификации и Государственному комитету Российской Федерации по  воп-
росам  архитектуры  и  строительства  принадлежит исключительное право
официального опубликования как вновь вводимых в действие,  так и пере-
издаваемых государственных стандартов и общероссийских классификаторов
технико-экономической информации  (далее  именуются  -  общероссийские
классификаторы).
     На первой странице всех официальных изданий государственных стан-
дартов  и общероссийских классификаторов Комитета Российской Федерации
по стандартизации,  метрологии и сертификации и Государственного коми-
тета  Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства по-
мещается надпись: "Настоящий не может быть полностью
           (наименование документа) или частично воспроизведен,  тира-
жирован и распространен в качестве официального издания без разрешения
Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертифи-
кации (Государственного комитета Российской Федерации по вопросам  ар-
хитектуры и строительства)".
     2. Официальными изданиями,  содержащими государственные стандарты
и общероссийские классификаторы,  а также изменения, дополнения и поп-
равки к ним,  являются публикации на русском языке, выполненные типог-
рафским  способом  издательско-полиграфическими  комплексами  Комитета
Российской Федерации по стандартизации,  метрологии и  сертификации  и
Государственного комитета Российской Федерации по вопросам архитектуры
и строительства или другими организациями по договорам,  заключенным с
этими комитетами.
     На первой  странице  титульного  листа и на первой странице госу-
дарственного стандарта и  общероссийского  классификатора,  издаваемых
отдельно или в составе сборника,  а также на титульном листе сборников
и указателей государственных стандартов помещается  надпись:  "Издание
официальное".
     Допускается не  издавать  типографским  способом   общероссийские
классификаторы,  если их объем превышает 30 учетно-издательских листов
или количество ежегодно вносимых в них изменений,  дополнений и попра-
вок  превышает  2  процента общего объема классификатора.  Официальное
опубликование таких общероссийских классификаторов и  вносимых  в  них
изменений, дополнений и поправок осуществляется организацией-разработ-
чиком.
     3. Информация о принятии,  об отмене,  о  замене  государственных
стандартов и общероссийских классификаторов, о внесенных в них измене-
ниях,  дополнениях, поправках, а также тексты этих изменений, дополне-
ний  и поправок публикуются Комитетом Российской Федерации по стандар-
тизации,  метрологии и сертификации и Государственным  комитетом  Рос-
сийской Федерации по вопросам архитектуры и строительства в ежемесячно
выпускаемых информационных указателях "Государственные стандарты  Рос-
сийской Федерации".
     Перечень действующих на территории Российской Федерации государс-
твенных  стандартов и общероссийских классификаторов публикуется Коми-
тетом Российской Федерации по стандартизации,  метрологии и сертифика-
ции и Государственным комитетом Российской Федерации по вопросам архи-
тектуры и строительства в ежегодно выпускаемых  указателях  "Государс-
твенные стандарты Российской Федерации".
     4. Вопросы, связанные с подготовкой, печатанием и распространени-
ем государственных стандартов и общероссийских классификаторов,  реша-
ются Комитетом Российской Федерации по  стандартизации,  метрологии  и
сертификации.

 
                                                     УТВЕРЖДЕН
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                           от 12 февраля 1994 г. N 100

                            П О Р Я Д О К
          аккредитации метрологических служб юридических лиц
                  на право поверки средств измерений

     1. Средства измерений,  подлежащие государственному метрологичес-
кому контролю и надзору, подвергаются поверке органами государственной
метрологической службы при выпуске из производства  или  ремонта,  при
ввозе по импорту и эксплуатации. Допускаются продажа и выдача напрокат
только поверенных средств измерений.
     2. По  решению  Комитета  Российской Федерации по стандартизации,
метрологии и сертификации право поверки средств измерений  может  быть
предоставлено аккредитованным метрологическим службам юридических лиц.
     Аккредитация метрологической службы  Вооруженных  Сил  Российской
Федерации осуществляется на основе правил, согласованных между Комите-
том Российской Федерации по стандартизации,  метрологии и сертификации
и Министерством обороны Российской Федерации.
     3. Требования,  предъявляемые к метрологическим службам юридичес-
ких  лиц при их аккредитации для получения права поверки средств изме-
рений,  перечень групп средств измерений,  подлежащих поверке, а также
правила  проведения  поверочных  работ и порядок представления средств
измерений на поверку устанавливаются Комитетом Российской Федерации по
стандартизации, метрологии и сертификации.
     4. Аттестат аккредитации метрологической службы юридического лица
на право поверки выдается Комитетом Российской Федерации по стандарти-
зации,  метрологии и сертификации на срок до 5 лет на  основании  акта
органа государственной метрологической службы или государственного на-
учного метрологического центра,  выполнявших работы по аккредитации  в
пределах их компетенции.
     5. Поверочная деятельность,  осуществляемая аккредитованными мет-
рологическими службами юридических лиц,  контролируется органами госу-
дарственной метрологической службы по месту расположения  этих  юриди-
ческих лиц.
     6. Ответственность за ненадлежащее выполнение поверочных работ  и
несоблюдение  требований  соответствующих нормативных документов несут
юридические лица,  аккредитованными метрологическими службами  которых
выполнены поверочные работы.
     7. Поверочные работы,  выполняемые аккредитованными метрологичес-
кими  службами юридических лиц,  оплачиваются заинтересованными юриди-
ческими и физическими лицами в соответствии  с  условиями  заключаемых
договоров.


 
                                                    УТВЕРЖДЕНО
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                           от 12 февраля 1994 г. N 100

                          П О Л О Ж Е Н И Е
         о  государственных  научных метрологических центрах

     1. Государственные научные метрологические центры (далее именуют-
ся - ГНМЦ) образуются из числа находящихся в ведении Комитета Российс-
кой Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации предприятий
и организаций или структурных подразделений этих предприятий и органи-
заций,  выполняющих работы по созданию,  совершенствованию, хранению и
применению государственных эталонов единиц величин,  а  также  ведущих
разработку  нормативных документов по обеспечению единства измерений и
имеющих высококвалифицированные научные кадры.
     2. Присвоение конкретному предприятию,  организации или структур-
ному  подразделению предприятия,  организации статуса ГНМЦ не изменяет
формы собственности и организационно-правовой формы,  а означает отне-
сение  их к категории объектов,  предполагающей особые формы государс-
твенной поддержки.
     3. Основными функциями ГНМЦ являются:
     создание, совершенствование,  хранение и применение государствен-
ных эталонов единиц величин;
     выполнение фундаментальных  и прикладных научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ в области метрологии,  в том  числе  по
созданию уникальных опытно-экспериментальных установок,  шкал и исход-
ных мер для обеспечения единства измерений;
     передача размеров единиц величин от государственных эталонов еди-
ниц величин исходным эталонам;
     проведение государственных испытаний средств измерений;
     разработка оборудования, необходимого для оснащения органов госу-
дарственной метрологической службы;
     разработка и совершенствование научных,  нормативных, организаци-
онных и экономических основ деятельности по обеспечению единства изме-
рений в соответствии со специализацией;
     взаимодействие с  метрологическими  службами  федеральных органов
исполнительной власти, предприятий и организаций, являющихся юридичес-
кими лицами;
     информационное обеспечение  предприятий и организаций по вопросам
единства измерений;
     проведение работ, связанных с деятельностью государственной служ-
бы времени и частоты и определения параметров  вращения  Земли,  госу-
дарственной  службы  стандартных  образцов состава и свойств веществ и
материалов, государственной службы стандартных справочных данных о фи-
зических константах и свойствах веществ и материалов;
     проведение экспертизы разделов метрологического обеспечения феде-
ральных  и иных программ,  а также содействие формированию этих разде-
лов;
     проведение метрологической  экспертизы  и  измерений по поручению
органов суда, прокуратуры, арбитражного суда и федеральных органов ис-
полнительной власти;
     подготовка и переподготовка высококвалифицированных кадров в  об-
ласти метрологии;
     участие по поручению Комитета Российской Федерации по  стандарти-
зации, метрологии и сертификации в сличении государственных эталонов с
национальными эталонами других стран,  разработке международных норм и
правил.
     4. Обязательному государственному финансированию за счет средств,
выделяемых из федерального бюджета, подлежат осуществляемые ГНМЦ:
     разработка, совершенствование,  хранение и  применение  государс-
твенных эталонов единиц величин;
     фундаментальные исследования в области метрологии по утвержденным
Комитетом Российской Федерации по стандартизации,  метрологии и серти-
фикации планам;
     работы, связанные  с деятельностью государственной службы времени
и частоты и определения  параметров  вращения  Земли,  государственной
службы  стандартных  образцов  состава и свойств веществ и материалов,
государственной службы  стандартных  справочных  данных  о  физических
константах и свойствах веществ и материалов;
     разработка оборудования, необходимого для оснащения органов госу-
дарственной метрологической службы;
     разработка утверждаемых  Комитетом  Российской Федерации по стан-
дартизации,  метрологии и сертификации нормативных документов по обес-
печению единства измерений.
     5. Метрологические  работы (услуги),  выполняемые ГНМЦ для юриди-
ческих и физических лиц (испытания для последующего  утверждения  типа
средств измерений,  поверка, сертификация и калибровка средств измере-
ний,  аттестация методик выполнения измерений,  экспертиза нормативных
документов,  аккредитация метрологических служб и лабораторий,  другие
услуги) оплачиваются заинтересованными лицами в соответствии с услови-
ями заключаемых договоров.
     6. Комитет Российской Федерации по стандартизации,  метрологии  и
сертификации  осуществляет контроль за ежегодным расходованием бюджет-
ных средств,  выделяемых ГНМЦ, а также с участием заинтересованных ми-
нистерств, ведомств и научных общественных организаций производит один
раз в два года оценку  эффективности  научно-технической  деятельности
ГНМЦ.

 
                                                    УТВЕРЖДЕН
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                           от 12 февраля 1994 г. N 100

                            П О Р Я Д О К
           утверждения положений о метрологических службах
     федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц

     1. Положения о метрологических службах или  иных  организационных
структурах  по  обеспечению единства измерений федеральных органов ис-
полнительной власти, а также предприятий, организаций, учреждений, яв-
ляющихся  юридическими лицами (далее именуются - метрологические служ-
бы), разрабатываются в соответствии с Законом Российской Федерации "Об
обеспечении единства измерений" и другими нормативными актами.
     Положения о  метрологических  службах утверждаются руководителями
федеральных органов исполнительной власти или  предприятий,  организа-
ций, учреждений, являющихся юридическими лицами.
     В положениях о метрологических службах определяются основные  за-
дачи,  функции, права, порядок образования и организации работы метро-
логических служб.  При подготовке положений допускается  использование
типовых текстов.
     2. Создание метрологических служб  является  обязательным,  когда
государственный метрологический контроль и надзор распространяются на:
     здравоохранение, ветеринарию,  охрану окружающей среды, обеспече-
ние безопасности труда;
     торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и  продав-
цом,  в  том  числе на операции с применением игровых автоматов и уст-
ройств;
     государственные учетные  операции;
     обеспечение обороны государства;
     геодезические и гидрометеорологические работы;
     банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции;
     производство продукции,  поставляемой по контрактам для государс-
твенных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации;
     испытания и контроль качества продукции в целях определения соот-
ветствия обязательным требованиям государственных стандартов  Российс-
кой Федерации;
     обязательную сертификацию продукции и услуг;
     измерения, проводимые по поручению органов суда, прокуратуры, ар-
битражного суда, федеральных органов исполнительной власти;
     регистрацию национальных и международных спортивных рекордов.
     В случае  принятия  республиками  в составе Российской Федерации,
краями,  областями,  городами Москвой, Санкт-Петербургом и автономными
образованиями  нормативных  актов  о  распространении метрологического
контроля и надзора на другие сферы деятельности создание метрологичес-
ких служб в федеральных органах исполнительной власти или на предприя-
тиях,  в организациях и учреждениях,  являющихся юридическими  лицами,
считается обязательным.


 
                                                    УТВЕРЖДЕНО
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                           от 12 февраля 1994 г. N 100

                          П О Л О Ж Е Н И Е
                о метрологическом обеспечении обороны
                        в Российской Федерации

     1. Общие положения
     1. Метрологическое обеспечение обороны - это деятельность Комите-
та Российской Федерации по стандартизации,  метрологии и сертификации,
Вооруженных Сил и других войск* Российской Федерации,  федеральных ор-
ганов  исполнительной власти,  предприятий,  учреждений и организаций,
являющихся юридическими лицами, по установлению и применению научных и
организационных основ, технических средств, норм и правил, необходимых
для достижения единства и требуемой точности измерений в сфере  оборо-
ны.
     II. Основные задачи метрологического обеспечения обороны
     2. Основными задачами метрологического обеспечения обороны  явля-
ются:
     обеспечение функционирования метрологических служб в  Вооруженных
Силах и других войсках Российской Федерации в целях поддержания их бо-
евой готовности;
     обеспечение требуемого качества вооружения, военной и специальной
техники (далее именуются - вооружение и военная техника), других видов
оборонной продукции;
     повышение эффективности научных исследований,  опытных разработок
и производства вооружения и военной техники,  сокращение сроков и зат-
рат, необходимых для их создания, испытания, изготовления и эксплуата-
ции;
     содействие повышению    уровня    мобилизационной     подготовки.
-----------------
     * Перечень других войск,  привлекаемых к обороне, указан в статье
1 раздела 1 Закона Российской Федерации "Об обороне".

     III. Функции метрологических служб в сфере обороны
     3. Основными функциями метрологических служб в сфере обороны  яв-
ляются:
     разработка и применение метрологических правил, положений и норм,
осуществление метрологического контроля и надзора, проведение метроло-
гической экспертизы,  военно-метрологическое сопровождение разработки,
производства и испытаний вооружения и военной техники;
     обеспечение развития  средств  измерений  военного   назначения*,
включая военные эталоны единиц величин**, осуществление разработки об-
щих тактико-технических требований и методик испытаний  этих  средств,
организация их заказа, разработки, производства и эксплуатации;
     проведение военно-научных исследований, научноисследовательских и
опытно-конструкторских  работ  в  области метрологического обеспечения
обороны, в том числе по повышению живучести, автономности, мобильности
и оперативности войсковой системы обеспечения единства измерений;
     выполнение мероприятий по  мобилизационной  подготовке  государс-
твенной метрологической службы,  предприятий, учреждений и организаций
промышленности в целях решения задач метрологического обеспечения обо-
роны в военное время;
     проведение работ по стандартизации и унификации в области  метро-
логического обеспечения обороны;
     подготовка и повышение квалификации метрологов.

     IV. Организация и управление метрологическим обеспечением
                  обороны в Российской Федерации
     4. Задачи метрологического  обеспечения  обороны  решают  Комитет
Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, Во-
оруженные Силы  и  другие  войска  Российской  Федерации,  федеральные
органы исполнительной  власти,  предприятия,  учреждения и организации
Российской Федерации, являющиеся юридическими лицами, разрабатывающие,
изготавливающие  и  поставляющие вооружение и военную технику,  другую
оборонную продукцию, включая средства измерений военного назначения.
     5. Комитет  Российской Федерации по стандартизации,  метрологии и
сертификации:
     осуществляет межрегиональную и межотраслевую координацию деятель-
ности по обеспечению единства измерений в сфере обороны;
     утверждает совместно  с  Министерством обороны Российской Федера-
ции,  другими заинтересованными федеральными  органами  исполнительной
власти нормативные документы, определяющие порядок проведения работ по
обеспечению единства измерений в сфере обороны;
     по представлению Министерства обороны Российской Федерации прини-
мает решение об отнесении технических устройств к средствам  измерений
военного назначения;
     утверждает совместно с Министерством обороны Российской Федерации
тип средств измерений военного назначения.
     6. Министерство обороны Российской Федерации:
     решает совместно с Комитетом Российской Федерации по стандартиза-
ции,  метрологии и сертификации задачи по обеспечению единства измере-
ний в сфере обороны;
     осуществляет метрологическое обеспечение Вооруженных Сил Российс-
кой  Федерации,  формирует  концепцию  и основные направления развития
метрологического обеспечения,  реализует военно-техническую  политику,
направленную на обеспечение единства измерений в войсках (силах);
     организует взаимодействие в области метрологического  обеспечения
обороны  с  федеральными органами исполнительной власти,  в подчинении
которых находятся другие войска, привлекаемые к обороне;
     заказывает и  финансирует  на договорной основе научно-исследова-
тельские и опытно-конструкторские работы по созданию средств измерений
военного  назначения,  их  производство  и  осуществляет  закупку этих
средств для Вооруженных Сил Российской Федерации;
     проводит испытания  средств измерений военного назначения,  пред-
назначенных для применения в Вооруженных Силах  Российской  Федерации,
ведет  совместно  с  Комитетом Российской Федерации по стандартизации,
метрологии и сертификации специальный раздел Государственного  реестра
средств измерений;
     проводит в установленном порядке поверку средств измерений  воен-
ного назначения, применяемых в Вооруженных Силах и других войсках Рос-
сийской Федерации,  и аттестацию физических лиц в качестве поверителей
этих средств;
     лицензирует в порядке, устанавливаемом Комитетом Российской Феде-
рации по стандартизации, метрологии и сертификации деятельность воинс-
ких частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации по из-
готовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений военного наз-
начения;
     осуществляет регистрацию  воинских  частей и подразделений Воору-
женных Сил Российской Федерации,  выполняющих работы по поверке, изго-
товлению и ремонту средств измерений военного назначения;
     решает задачи метрологического обеспечения обороны в рамках  меж-
дународного  сотрудничества,  оказывает  в установленном порядке воен-
но-техническое содействие армиям зарубежных стран.
     7. Федеральная  пограничная  служба - Главное командование Погра-
ничных войск Российской Федерации,  Министерство внутренних  дел  Рос-
сийской Федерации, Федеральная служба контрразведки Российской Федера-
ции,  Федеральное агентство правительственной связи и  информации  при
Президенте Российской Федерации,  Федеральное управление железнодорож-
ных войск при Министерстве путей сообщения Российской Федерации и  Ми-
нистерство Российской Федерации по делам гражданской обороны,  чрезвы-
чайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий участвуют
по  согласованию  с  Комитетом Российской Федерации по стандартизации,
метрологии и сертификации и Министерством обороны Российской Федерации
в  организации  метрологического  обеспечения  обороны применительно к
своей сфере деятельности,  а подчиненные им войска  решают  задачи  по
метрологическому  обеспечению обороны во взаимодействии с Вооруженными
Силами Российской Федерации.
     Координация взаимодействия частей и подразделений Вооруженных Сил
и других войск  Российской  Федерации  осуществляется  метрологической
службой Вооруженных Сил Российской Федерации в порядке,  устанавливае-
мом Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с феде-
ральными органами исполнительной власти, в подчинении которых находят-
ся другие войска.
     8. Государственный  комитет Российской Федерации по оборонным от-
раслям промышленности, Комитет Российской Федерации по машиностроению,
Министерство  Российской  Федерации  по атомной энергии,  Министерство
связи Российской Федерации,  а также другие министерства и  ведомства,
ответственные  за  выпуск  и  использование  средств измерений в целях
обеспечения обороны Российской Федерации, осуществляют совместно с Ко-
митетом Российской Федерации по стандартизации,  метрологии и сертифи-
кации и Министерством обороны Российской Федерации управление метроло-
гическим обеспечением разработки,  производства и испытаний вооружения
и военной техники, специальной и другой оборонной продукции, созданием
средств измерений военного назначения.
     Предприятия, учреждения и организации промышленности решают зада-
чи  метрологического  обеспечения  обороны применительно к своей сфере
деятельности во взаимодействии с органами  государственной  метрологи-
ческой службы и военными представительствами.
     9. Для выполнения работ по метрологическому обеспечению обороны в
обязательном  порядке  в Вооруженных Силах и других войсках Российской
Федерации создаются метрологические службы по обеспечению единства из-
мерений.
     Структура и функции этих метрологических служб,  права и  обязан-
ности  их должностных лиц устанавливаются соответствующими руководите-
лями на основании нормативных актов,  утверждаемых в установленном по-
рядке  Комитетом Российской Федерации по стандартизации,  метрологии и
сертификации.
--------------
     * Понятие  "средство  измерений  военного  назначения" обозначает
средство измерений,  разработанное и (или) применяемое в установленном
порядке для измерений в сфере обороны.
     ** Понятие "военный эталон единицы величины"  обозначает  эталон,
разработанный  по  заказу  Министерства обороны Российской Федерации и
признанный Комитетом Российской Федерации по стандартизации,  метроло-
гии и сертификации в качестве исходного для Вооруженных Сил Российской
Федерации.