О ПОРЯДКЕ УЧЕТА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ПРОЦЕНТОВ ПО ДОГОВОРУ ЗАЙМА, ЗАКЛЮЧЕННОМУ МЕЖДУ РОССИЙСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, КОГДА ЗАИМОДАВЕЦ ЯВЛЯЕТСЯ АФФИЛИРОВАННЫМ ЛИЦОМ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ПРЯМО ИЛИ КОСВЕННО ВЛАДЕЮЩЕЙ БОЛЕЕ ЧЕМ 20 % ЕГО УСТАВНОГО (СКЛАДОЧНОГО) КАПИТАЛА (ФОНДА) ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 25 июня 2007 г. N 03-03-06/1/393 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета процентов по договору займа для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее. Из вашего письма следует, что российская организация - заемщик заключила договор займа с российской организацией - заимодавцем, признаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации аффилированным лицом иностранной организации, прямо или косвенно владеющей более чем 20 процентами уставного (складочного) капитала (фонда) этой организации-заимодавца. Подпунктом 2 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что в состав внереализационных расходов включаются расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида. В соответствии с п. 2 ст. 269 НК РФ если налогоплательщик - российская организация имеет непогашенную задолженность по долговому обязательству перед иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более чем 20 процентами уставного (складочного) капитала (фонда) этой российской организации, либо по долговому обязательству перед российской организацией, признаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации аффилированным лицом указанной иностранной организации, а также по долговому обязательству, в отношении которого такое аффилированное лицо и (или) непосредственно эта иностранная организация выступают поручителем, гарантом или иным образом обязуются обеспечить исполнение долгового обязательства российской организации (далее в ст. 269 НК РФ - контролируемая задолженность перед иностранной организацией), и если размер контролируемой задолженности перед иностранной организацией более чем в 3 раза (для банков, а также для организаций, занимающихся исключительно лизинговой деятельностью, - более чем в 12,5 раза) превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств налогоплательщика - российской организации на последнее число отчетного (налогового) периода, при определении предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов, с учетом положений п. 1 ст. 269 НК РФ применяются правила, установленные п. 2 ст. 269 НК РФ. Согласно п. 4 ст. 269 НК РФ положительная разница между начисленными процентами и предельными процентами, исчисленными в соответствии с порядком, установленным п. 2 ст. 269 НК РФ, приравнивается в целях налогообложения к дивидендам, уплаченным иностранной организации, в отношении которой существует контролируемая задолженность, и облагается налогом в соответствии с п. 3 ст. 284 НК РФ. Таким образом, организация-заемщик вправе отнести к расходам для целей налогообложения прибыли организаций расходы в виде процентов по договору займа, заключенному с организацией-заимодавцем. При этом положительная разница между начисленными процентами и предельными процентами, исчисленными в соответствии с порядком, установленным п. 2 ст. 269 НК РФ, приравнивается в целях налогообложения к дивидендам и не учитывается организацией-заемщиком в составе расходов. Пунктом 2 ст. 275 НК РФ установлено, что если источником дохода налогоплательщика является российская организация, указанная организация признается налоговым агентом и определяет сумму налога с учетом положений п. 2 ст. 275 НК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с КОС РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Таким образом, в случае возникновения положительной разницы между начисленными процентами и предельными процентами, приравненной в целях налогообложения к дивидендам, на организацию-заемщика возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у организации-заимодавца и перечислению в бюджет налога с вышеуказанной разницы. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 25 июня 2007 г. N 03-03-06/1/393 |