О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, КАСАЮЩИХСЯ ПОРЯДКА ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ, БЕЗДЕЙСТВИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЛИ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, А ТАКЖЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ О НАЛОЖЕНИИ ВЗЫСКАНИЯ. Письмо. Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России). 10.11.97 14-11/5401

         О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, КАСАЮЩИХСЯ ПОРЯДКА ОБЖАЛОВАНИЯ
          РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ, БЕЗДЕЙСТВИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЛИ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, А ТАКЖЕ
                 ПОСТАНОВЛЕНИЙ О НАЛОЖЕНИИ ВЗЫСКАНИЯ

                                ПИСЬМО

                ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ

                          10 ноября 1997 г.
                             N 14-11/5401

                              (ЭЖ 97-49)


     По информации,  поступающей из таможенных органов в Управление по
борьбе с таможенными правонарушениями,  имеют  место  случаи  принятия
арбитражными   судами   к   рассмотрению  исковых  заявлений  -  жалоб
юридических  лиц  на  решения,  действия  или  бездействия  таможенных
органов  Российской  Федерации  или  их  должностных  лиц,  а также на
постановления таможенных органов о наложении взыскания,  поданных  без
соблюдения  установленной  Таможенным  кодексом  Российской  Федерации
процедуры первичного обжалования.  Таможенные органы  по  таким  делам
привлекаются к участию в разбирательстве в качестве ответчиков.
     Управление по борьбе с таможенными правонарушениями обратилось  в
Генеральную  прокуратуру Российской Федерации с запросом о том,  какие
действия в соответствии с  действующим  законодательством  могут  быть
предприняты таможенными органами, выступающими в качестве ответчиков в
арбитражных  судах  по  таким  делам,  для  защиты  своих   интересов.
Генеральная прокуратура Российской Федерации сообщила следующее.
     Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в письме от  12.04.94
N  ОЩ-7/03-99  указал,  что  в  соответствии  со статьей 416 ТК России
арбитражным судам следует принимать к  своему  рассмотрению  споры  по
вторичным    жалобам    предприятий,    учреждений,    организаций   и
граждан-предпринимателей  на   решения,   действия   или   бездействия
таможенных  органов  Российской  Федерации  и  их  должностных  лиц  и
разъяснил подсудность указанных споров. Президиум Высшего Арбитражного
Суда  Российской  Федерации  в  информационном  письме от 17.06.96 N 5
"Обзор  практики  рассмотрения   споров,   связанных   с   применением
таможенного   законодательства",  доведенном  до  сведения  таможенных
органов указанием ГТК  России  от  23.07.96  N  01-14/804  "Об  обзоре
практики  рассмотрения  споров,  связанных  с  применением таможенного
законодательства"  еще  раз  обратил  внимание  арбитражных  судов  на
обязательность  соблюдения  процедуры предварительного обжалования при
принятии  жалоб  на  постановления  таможенных  органов  о   наложении
взыскания,  разъяснив,  что  "в  соответствии  со  смыслом  статьи 371
Таможенного кодекса  обратиться  в  арбитражный  суд  с  заявлением  о
признании  недействительным  решения таможни можно только после подачи
на него жалобы в вышестоящий орган" (п. 15 письма).
     Несоблюдение досудебного  порядка обжалования является основанием
для оставления иска без рассмотрения и в соответствии с п. 5 статьи 87
АПК России.
     Однако действующим законодательством не предусмотрена возможность
обжалования  или  опротестования  определения  суда  о принятии дела к
производству, в связи с чем в случае принятия арбитражным судом такого
решения представляется необходимым для таможенных органов - ответчиков
по жалобам - на стадии рассмотрения дела ставить вопрос об  оставлении
искового заявления без рассмотрения.  Определение арбитражного суда об
отклонении заявленного ходатайства также не может быть обжаловано  или
опротестовано  в соответствии с законодательством (в соответствии с п.
3 статьи 88 АПК России допускается  лишь  обжалование  определений  об
оставлении  иска  без рассмотрения,  а ст.  160,  179 АПК - только тех
определений,  обжалование  которых   прямо   предусмотрено   указанным
Кодексом).
     Анализ статей 158 и 176 АПК России, устанавливающих основания для
изменения  или отмены решения по делу,  позволяет сделать вывод о том,
что  нарушение  предварительной  процедуры  рассмотрения   жалобы   не
является  самостоятельным  основанием  к  изменению или отмене решения
(постановления) арбитражного суда.  В соответствии с п. 2 статьи 158 и
п.   2   статьи   176   нарушение  или  неправильное  применение  норм
процессуального права  является  основанием  для  обжалования  решения
(постановления) суда только в том случае, когда принятое судом решение
(постановление) является незаконным и неправильным и к принятию такого
решения привело или могло привести указанное нарушение.
     В письме  Генеральной  прокуратуры  Российской  Федерации   также
указывается,  что  принесение  протестов  уполномоченными должностными
лицами  органов  прокуратуры  на  стадиях,  предшествующих  вступлению
решения   (постановления)   арбитражного   суда   в   законную   силу,
Арбитражно-процессуальным кодексом не предусмотрено.
     Таким образом, при несоблюдении установленной Таможенным кодексом
Российской  Федерации  процедуры   первичного   обжалования   решений,
действий  или  бездействий таможенных органов Российской Федерации или
их  должностных  лиц,  а  также  постановлений  таможенного  органа  о
наложении  взыскания,  и  принятии  арбитражным судом дел по указанным
жалобам к  производству  таможенные  органы,  выступающие  в  качестве
ответчиков  по  таким  делам,  должны  шире  использовать возможности,
предоставленные  действующим  законодательством:  ходатайствовать   на
стадии   рассмотрения   дела  об  оставлении  искового  заявления  без
рассмотрения; в случае вынесения определения об отклонении заявленного
ходатайства  и  принятия  незаконного  и неправильного решения по делу
обжаловать решение суда в апелляционную и  кассационную  инстанции.  В
соответствии  со  статьей  180  АПК  России вступившие в законную силу
решения и постановления арбитражных судов могут  быть  пересмотрены  в
порядке надзора по протестам уполномоченных на то должностных лиц.

     Начальник Управления
     М. Ванин Нач