О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРИЕМКИ ГОДОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОТ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ ЗА 2006 ГОД. Письмо. Федеральное казначейство. 04.06.07 42-7.1-15/2.1-24

        О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРИЕМКИ ГОДОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОТ ФИНАНСОВЫХ
     ОРГАНОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ
          ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ ЗА 2006 ГОД

                                ПИСЬМО

                       ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО

                            4 июня 2007 г.
                         N 42-7.1-15/2.1-243

                                 (Д)


     Федеральное    казначейство    по    результатам   представленной
финансовыми   органами   субъектов  Российской  Федерации  и  органами
управления  государственными  внебюджетными фондами годовой отчетности
за  2006 год провело анализ в части отражения операций, осуществляемых
при исполнении бюджетов, и сообщает.
     1.  Анализ  полноты  охвата  показателей  о  состоянии  активов и
обязательств субъектов Российской Федерации, муниципальных образований
     Статьей  240 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено,
что  все  доходы  бюджета,  источники финансирования дефицита бюджета,
расходы   бюджета,   а   также  операции,  осуществляемые  в  процессе
исполнения  бюджета,  подлежат  бюджетному  учету,  а  Инструкцией  по
бюджетному   учету,   утвержденной   Приказом   Министерства  финансов
Российской  Федерации  от  10.02.2006  N  25н, определяется порядок их
отражения.
     Так,   нефинансовые   и   финансовые   активы,  не  переданные  в
оперативное  управление бюджетным учреждениям и составляющие имущество
казны,    подлежат   бюджетному   учету   в   исполнительных   органах
государственной   власти   субъектов   Российской  Федерации  (органах
местного  самоуправления),  на  которые возложены функции управления и
распоряжения государственным (муниципальным) имуществом.
     Однако  как  показала  проверка и анализ показателей форм годовой
отчетности  за  2006  год,  в  этих  органах  не  проведена  работа по
инвентаризации имущества казны и постановки его на учет.
     Имущество казны:
     частично  отражено  в  балансах  следующих  субъектов  Российской
Федерации:    Республики   Карелия,   Республики   Алтай,   Удмуртской
Республики,     Республики     Башкортостан,    Республики    Бурятия,
Краснодарского  края,  Ставропольского  края,  Волгоградской  области,
Ростовской    области,   Челябинской   области,   Читинской   области,
Магаданской  области,  Мурманской области, Пермской области, Кировской
области, Сахалинской области, Ненецкого автономного округа;
     не отражено в балансах следующих субъектов Российской Федерации:
     Кабардино-Балкарской  Республики, Республики Калмыкия, Республики
Тыва, Республики Мордовия, Карачаево-Черкесской Республики, Республики
Ингушетия,  Республики  Коми,  Республики  Хакасия, Республики Адыгея,
Хабаровского  края,  Красноярского  края,  Тюменской  области,  Омской
области,   Владимирской  области,  Вологодской  области,  Новгородской
области,  Костромской  области,  Курской  области,  Самарской области,
Липецкой    области,   Кемеровской   области,   Саратовской   области,
Ленинградской  области, Астраханской области, Калининградской области,
Архангельской  области,  Московской  области, города Санкт-Петербурга,
Корякского   автономного   округа,  Агинского  Бурятского  автономного
округа.
     Тем  самым  в отчетности указанных субъектов Российской Федерации
значительно  занижена  балансовая величина - чистая стоимость активов,
характеризующая финансовый результат их деятельности.
     2.  Анализ  соответствия  операций, осуществляемых при исполнении
бюджетов, требованиям нормативных правовых документов
     2.1.   Нарушения   правил   отражения  операций  с  межбюджетными
трансфертами
     Долговые   обязательства  субъектов  Российской  Федерации  перед
Российской  Федерацией, числящиеся по данным Минфина России за высшими
органами  исполнительной власти субъектов Российской Федерации, должны
быть поставлены на учет и отражены в бюджетной отчетности.
     Однако в представленной годовой отчетности одиннадцать финансовых
органов  субъектов  Российской  Федерации  (Самарская область, Курская
область,   Белгородская   область,   Тюменская   область,   Республика
Башкортостан,   Свердловская   область,   Республика  Коми,  Орловская
область, Республика Дагестан, Московская область, Хабаровский край) не
отразили  кредиторскую  задолженность  перед  Российской Федерацией по
займам,  связанным  кредитам,  гарантиям,  по  которым  наступил  срок
платежа.
     Необходимо  обратить  внимание  на то, что трансферты, полученные
(перечисленные)   из  других  бюджетов  бюджетной  системы  Российской
Федерации,   должны  отражаться  по  соответствующим  кодам  бюджетной
классификации Российской Федерации, предназначенным для учета средств,
полученных (перечисленных) в порядке межбюджетных отношений. Нарушение
установленного    правила    выявлено    в    отчете   об   исполнении
консолидированного бюджета Ростовской области.
     2.2.   Нарушение,   связанное   с   осуществлением   операций  по
обязательствам,  возникшим в связи с привлечением кредитов (займов) за
счет средств от приносящей доход деятельности
     Исходя  из  положений  гражданского  законодательства  Российской
Федерации,    субсидиарную    ответственность    по    всем   принятым
обязательствам   учреждения   несет   создавший  его  собственник,  а,
следовательно,  самостоятельное  привлечение  бюджетными  учреждениями
кредитов (займов) не допустимо.
     Однако  показатели  в  годовой  отчетности  субъектов  Российской
Федерации указывают на нарушение вышеуказанных ограничений.
     Данные  по  обязательствам,  возникшим  в  связи  с  привлечением
кредитов  (займов)  за  счет средств от приносящей доход деятельности,
выявлены   в  отчетности  следующих  субъектов  Российской  Федерации:
Костромской  области, Липецкой области, Московской области, Смоленской
области,  Новгородской  области,  города  Санкт-Петербурга, Республики
Северная  Осетия  - Алания, Волгоградской области, Ростовской области,
Самарской  области, Челябинской области, Ханты-Мансийского автономного
округа, Алтайского края, Хабаровского края, Магаданской области.
     2.3.  Нарушение  правил  операций  по  платежам в бюджет в рамках
государственного социального страхования
     В соответствии с законодательством Российской Федерации бюджетные
учреждения,   выступающие   в   качестве  страхователей-работодателей,
осуществляют     выплаты     работникам     пособий    по    временной
нетрудоспособности  в  счет  начисленного  единого социального налога,
подлежащего   зачислению   в   бюджет  Фонда  социального  страхования
Российской Федерации.
     Вместе  с  тем Инструкцией о порядке учета и расходования средств
обязательного  социального  страхования,  утвержденной  Постановлением
Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22,
установлено,  что  в случае превышения суммы произведенных расходов по
государственному   социальному  страхованию  над  суммой  начисленного
единого  социального  налога  средства  на  осуществление (возмещение)
расходов   выделяются   из   бюджета   Фонда  социального  страхования
Российской  Федерации  за  тот  отчетный  период,  расходы  за который
подтверждены документально.
     Указанная  норма  приводит  к образованию в бюджетных учреждениях
значительных сумм дебиторской задолженности относительно Фонда.
     В   целях   урегулирования   данного  вопроса  Фонду  социального
страхования  Российской Федерации следует принять меры по оперативному
рассмотрению   документов,  подтверждающих  произведенные  расходы  по
государственному  социальному страхованию и перечислению средств на их
возмещение.
     2.4. Операции со средствами от приносящей доход деятельности, при
отражении их в составе соответствующего бюджета
     В  годовой отчетности за 2006 год выявлены нарушения, связанные с
реализацией  механизма  выполнения нормы Бюджетного кодекса Российской
Федерации,  в  части  отражения  в  соответствующем бюджете средств от
приносящей доход деятельности.
     Указанные  средства  при  наличии  в  законе  (решении) о бюджете
решения  об отражении их в доходах соответствующего бюджета продолжают
оставаться   в   распоряжении   бюджетных  учреждений  и  являются  их
внебюджетными  доходами.  Операции  по использованию указанных средств
учитываются   на  соответствующих  счетах  40603  "Счета  организаций,
находящихся   в  государственной  (кроме  федеральной)  собственности.
Некоммерческие    организации",    40703    "Счета   негосударственных
организаций.    Некоммерческие    организации",   открытых   бюджетным
учреждениям в учреждениях Банка России и кредитных организациях либо в
органах  Федерального  казначейства или в финансовых органах субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований.
     При   этом  финансовые  органы  субъектов  Российской  Федерации,
муниципальных   образований,   при   отражении   в   законе  (решении)
соответствующего  бюджета  средств  от  приносящей доход деятельности,
отразили  в отчетности по бюджетной деятельности показатели исполнения
сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности на основании
отчетных  данных  бюджетных  учреждений  по  балансовым  счетам 40603,
40703.
     Факты  нарушения по реализации указанной нормы Бюджетного кодекса
Российской  Федерации выявлены в шестидесяти семи субъектах Российской
Федерации из восьмидесяти девяти.
     2.5.  Отражение  операций  со средствами бюджетов территориальных
фондов обязательного медицинского страхования, переданными учреждениям
здравоохранения   субъектов   Российской   Федерации  и  муниципальных
образований в рамках программ обязательного медицинского страхования
     Средства    бюджетов    территориальных    фондов   обязательного
медицинского  страхования,  передаваемые  учреждениям  здравоохранения
субъектов  Российской  Федерации  и муниципальных образований в рамках
программ  обязательного  медицинского  страхования,  подлежат  учету в
порядке,  установленном  для  средств,  полученных от приносящей доход
деятельности.
     Такой   порядок   предусматривает  перечисление  территориальными
фондами  обязательного  медицинского  страхования указанных средств по
подразделу   "Здравоохранение"   (0901)  функциональной  классификации
расходов  бюджетов  Российской Федерации, подстатье "Пенсии, пособия и
выплаты   по   пенсионному,  социальному  и  медицинскому  страхованию
населения"  (261)  статьи "Социальное обеспечение" (260) экономической
классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
     При   этом   указанные   операции   являются   кассовым  расходом
территориальных  фондов  обязательного  медицинского  страхования и не
должны   оставаться  по  окончании  отчетного  периода  на  счетах  их
бюджетного учета по учету расчетов.
     Однако,   как   показали   результаты   проверки   отчетности,  у
территориальных   фондов  обязательного  медицинского  страхования  по
завершении  бюджетного  года остались незакрытыми расчеты с бюджетными
учреждениями  (в  балансах  фондов  присутствует  дебетовый остаток по
счету  бюджетного  учета  030215000  "Расчеты  по  пенсиям, пособиям и
выплатам   по  пенсионному,  социальному  и  медицинскому  страхованию
населения"),  что  является нарушением принципов отражения операций по
исполнению бюджета.
     Нарушения    выявлены   в   отчетности   территориальных   фондов
обязательного   медицинского   страхования   по   следующим  субъектам
Российской   Федерации:  Московской  области,  Ленинградской  области,
Республики   Ингушетия,   Ставропольского  края,  Карачаево-Черкесской
Республики,   Нижегородской  области,  Пермской  области,  Саратовской
области, Республики Алтай, Хабаровского края.
     2.6.   Анализ   достоверности   отражения   отдельных   операций,
осуществляемых  при  исполнении  бюджетов государственных внебюджетных
фондов
     При  проверке  и  анализе  показателей форм годовой отчетности об
исполнении  бюджетов  государственных  внебюджетных фондов за 2006 год
выявлены  нарушения,  связанные  с отражением операций с межбюджетными
трансфертами.
     В   нарушение   установленных   требований   Федеральным   фондом
обязательного медицинского страхования, Фондом социального страхования
при осуществлении операций с межбюджетными трансфертами были применены
коды   классификации   расходов   бюджетов  Российской  Федерации,  не
предназначенные для их учета.
     Так,   средства,   переданные  Федеральным  фондом  обязательного
медицинского    страхования    в    бюджеты   территориальных   фондов
обязательного  медицинского  страхования на выполнение территориальных
программ   обязательного   медицинского   страхования,   отражены   по
подразделу   "Здравоохранение"   (0901)  функциональной  классификации
расходов бюджетов Российской Федерации, подстатье "Перечисление другим
бюджетам  бюджетной  системы Российской Федерации" (251) экономической
классификации  расходов бюджетов Российской Федерации, а не по разделу
"Межбюджетные трансферты" (1100) функциональной классификации расходов
бюджетов Российской Федерации.
     В  результате  применения  указанных кодов классификации расходов
бюджетов    Российской    Федерации    не    обеспечено   соответствие
осуществляемых операций с межбюджетными трансфертами их экономическому
содержанию.
     Такое положение дел сохраняется и в 2007 году.
     3.  Проблемы,  возникшие  при  отражении  операций,  связанных  с
передачей  имущества  в  рамках  реализации  национальных  проектов  и
федеральных целевых программ
     Учитывая,  что  реализация  национальных  проектов  и федеральных
целевых    программ    носит    приоритетный   характер,   Федеральным
казначейством   осуществлялся  контроль  за  соответствием  данных  по
переданному  федеральными  органами  исполнительной власти имуществу в
собственность субъектов Российской Федерации.
     Как  показали результаты приема годовой отчетности за 2006 год от
главных  распорядителей  средств  федерального  бюджета  и  финансовых
органов  субъектов  Российской Федерации, по переданному и полученному
имуществу  в  рамках реализации национальных проектов были установлены
определенные несоответствия.
     Согласно   постановлениям   Правительства  Российской  Федерации,
определяющим  порядок  и  условия  передачи  в собственность субъектов
Российской  Федерации  объектов  нефинансовых активов, организационная
работа   по  учету  заявленного  и  полученного  имущества  бюджетными
учреждениями субъектов Российской Федерации, муниципальных образований
и   другими   организациями   возложена   на   уполномоченные   органы
государственной власти субъектов Российской Федерации.
     Однако  не  во  всех  субъектах  Российской Федерации работа была
организована  должным  образом,  и  соответственно  не была обеспечена
своевременная  постановка  на  учет  полученного  имущества,  при этом
данные  по  нему  включались  в  отчетность  только  при  ее  проверке
Федеральным казначейством.
     В связи с этим рекомендуем уполномоченным органам государственной
власти   субъектов   Российской   Федерации   обеспечить  контроль  за
надлежащим    выполнением   требований   постановлений   Правительства
Российской  Федерации  по  организации учета имущества, полученного из
федеральной собственности, и его целевого использования.
     Положения  настоящего письма согласованы с Министерством финансов
Российской Федерации.

                                                        Т.Г.НЕСТЕРЕНКО
4 июня 2007 г.
N 42-7.1-15/2.1-243