ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ПОДПИСАНИЯ И ВИЗИРОВАНИЯ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ РУКОВОДИТЕЛЯМИ ЮРИДИЧЕСКИХ СЛУЖБ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПРИКАЗ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ 2 декабря 1997 г. N 711 (Д) В целях реализации положений Приказов ГТК России от 23.09.94 N 485 "Об утверждении Общего положения о юридическом отделе, юридической группе, юрисконсульте таможенного органа Российской Федерации" и от 02.07.97 N 392 "О совершенствовании деятельности юридических служб таможенных органов", повышения роли и ответственности юридических служб таможенных органов при осуществлении контроля за соблюдением законности в деятельности таможенных органов приказываю: 1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке подписания и визирования правовых актов и иных документов руководителями юридических служб таможенных органов. 2. Установить, что правовые акты и иные документы региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов, принятые после вступления в силу настоящего Приказа с нарушением порядка их подписания и визирования, установленного прилагаемой Инструкцией, не имеют юридической силы и не подлежат применению. 3. Установить, что правовые акты таможенных органов Российской Федерации по вопросам порядка подписания (утверждения), визирования документов, принятые до издания настоящего Приказа, применяются в части, не противоречащей Инструкции о порядке подписания и визирования правовых актов и иных документов руководителями юридических служб таможенных органов. 4. Руководителям юридических служб региональных таможенных управлений до 01.01.98 информировать Правовое управление о практической реализации в таможенных органах подведомственного региона установленного утверждаемой Инструкцией порядка подписания и визирования правовых актов и иных документов руководителями юридических служб таможенных органов. 5. Контроль за исполнением настоящего Приказа осуществлять заместителю Председателя ГТК России В.А. Максимцеву. Председатель Комитета А.С. КРУГЛОВ Приложение к Приказу ГТК России от 02.12.97 N 711 ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ПОДПИСАНИЯ И ВИЗИРОВАНИЯ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ РУКОВОДИТЕЛЯМИ ЮРИДИЧЕСКИХ СЛУЖБ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ I. Общие положения 1. Настоящая Инструкция разработана в целях совершенствования контрольных функций юридических отделов, юридических групп, юрисконсультов таможенных органов Российской Федерации (далее - юридические службы) за соответствием действующему законодательству Российской Федерации правовых актов и иных документов, издаваемых региональными таможенными управлениями, таможнями и таможенными постами. 2. Настоящей Инструкцией определяются понятие и юридическая сила второй подписи и визы руководителя юридической службы таможенного органа, перечень актов, подлежащих подписанию (вторая подпись) и визированию руководителем юридической службы таможенного органа, устанавливается порядок подписания (вторая подпись) и визирования актов таможенного органа руководителем юридической службы. 3. Настоящая Инструкция не распространяет свое действие на финансовые документы таможенного органа, кроме гражданско-правовых договоров, на процессуальные документы, издаваемые правоохранительными подразделениями таможенных органов, а также на оперативные документы, принимаемые по линии собственной безопасности. 4. Вторая подпись руководителя юридической службы означает полное его согласие с содержанием и формой данного акта таможенного органа. Вторая подпись подтверждает наличие у таможенного органа полномочий по изданию такого акта, отсутствие в нем противоречий действующему законодательству, соблюдение требований юридической техники при его подготовке. Вторая подпись руководителя юридической службы означает, что он наравне с начальником таможенного органа несет ответственность за правовые последствия применения подписанного акта. Виза руководителя юридической службы означает отсутствие в визируемом документе противоречий действующему законодательству Российской Федерации. 5. Правом подписи (вторая подпись) и визирования проектов правовых актов и иных документов таможенного органа в соответствии с настоящей Инструкцией обладают: 1) начальники юридических отделов региональных таможенных управлений и таможен; 2) начальники юридических групп таможен; 3) юрисконсульты таможенных постов. 6. На период отсутствия руководителей юридической службы (командировка, отпуск, болезнь и т.д.) его право второй подписи и визирования переходит к его заместителю, а при его отсутствии - к назначенному приказом руководителя таможенного органа сотруднику юридической службы. 7. Документы, указанные в разделах II и III настоящей Инструкции, вступают в силу только в случае их подписания или визирования руководителем юридической службы таможенного органа. II. Перечень документов, подписываемых (вторая подпись) руководителями юридических служб таможенных органов 8. Руководители юридических служб таможенных органов подписывают (вторая подпись): 1) правовые акты таможенного органа, изданные в целях реализации федерального законодательства и/или правовых актов вышестоящего таможенного органа; 2) положения, определяющие задачи, функции и права структурных подразделений таможенного органа; 3) правила, содержащие комплексное решение о порядке и условиях осуществления определенного вида деятельности таможенного органа; 4) документы, содержащие решение о процедуре осуществления каких-либо конкретных действий и рассчитанных на неоднократное применение; 5) документы, разъясняющие отдельные положения правовых актов, изданных таможенным органом, в состав которого входит юридическая служба; 6) письменные запросы, направляющиеся в вышестоящий таможенный орган и касающиеся порядка применения правовых актов вышестоящего таможенного органа или ГТК России; 7) правовые акты таможенного поста, в котором отсутствует юридическая служба, подчиненного данному таможенному органу. 9. Руководители юридических служб единолично подписывают письменные консультации, предоставляемые юридическими службами в порядке информирования и консультирования по вопросам таможенного дела, а также отчетную информацию о правовой деятельности таможенного органа. III. Перечень документов, визируемых руководителями юридических служб таможенных органов 10. Руководители юридических служб таможенных органов визируют: 1) приказы об увольнении сотрудников таможенных органов, кроме приказов об увольнении по собственному желанию; 2) приказы о наложении дисциплинарных взысканий на сотрудников таможенного органа; 3) приказы о переводе сотрудника на другую должность в том же таможенном органе, в другой таможенный орган в той же местности или на службу в другую местность по инициативе начальника таможенного органа; 4) правовые акты, содержащие решения по текущим вопросам деятельности таможенного органа; 5) договоры, связанные с хозяйственной деятельностью таможенного органа; 6) исковые заявления и иные документы, связанные с осуществлением таможенным органом функций по защите государственных интересов в судах; 7) документы, принимаемые по результатам проведения служебного расследования. IV. Порядок подписания (вторая подпись) и визирования документов руководителями юридических служб таможенных органов 11. Руководители юридических служб рассматривают представленный на подпись или на визу документ после его визирования руководителями структурного подразделения - разработчика документа и всех иных заинтересованных подразделений, непосредственно перед передачей на подпись начальнику таможенного органа. 12. Проекты документов представляются на подпись и визирование руководителю юридической службы с приложением всех нормативных и иных правовых актов, а также поручений вышестоящих органов, на основании и во исполнение которых издается акт. 13. Срок рассмотрения руководителем юридической службы представленного ему на подпись или на визу документа не может превышать трех дней, не считая дня передачи, кроме случаев, предусмотренных частями 3 и 4 настоящего пункта. В случае представления на визу распоряжения, содержащего решение по оперативным вопросам деятельности таможенного органа, а также в иных конкретных случаях, определяемых начальником таможенного органа, срок рассмотрения составляет один день. При необходимости получения отсутствующих в таможенном органе нормативных и иных правовых актов, без которых руководитель юридической службы не может осуществить правовую экспертизу документа, срок рассмотрения отсчитывается со дня получения таких актов. В случае необходимости проведения многостороннего правового анализа представленного на подпись или на визу документа, его рассмотрение может быть продлено начальником таможенного органа по мотивированному представлению руководителя юридической службы на срок до семи дней. 14. При выявлении несоответствий представленного проекта документа действующему законодательству руководитель или иной сотрудник юридической службы, уполномоченный руководителем, вносит соответствующие поправки к проекту и возвращает его для доработки руководителю структурного подразделения - разработчика документа. Замечания, предложения и иные поправки к проекту документа излагаются в устной форме или в письменной форме на отдельном листе. 15. Начальник таможенного органа в случае его согласия с заключением руководителя юридической службы обязывает руководителя подразделения - разработчика документа внести в проект соответствующие изменения. В случае несогласия начальника таможенного органа с позицией руководителя юридической службы, он обращается к руководителю юридической службы вышестоящего таможенного органа с просьбой дать юридическое заключение по существу спорных вопросов. При этом к проекту документа прилагаются заключения руководителей юридической службы и подразделения - разработчика документа. Если заключение руководителя юридической службы вышестоящего таможенного органа совпадает с позицией руководителя юридической службы нижестоящего таможенного органа, то доработка проекта документа с учетом замечаний руководителя юридической службы является обязательной, после чего документ вновь представляется ему на подпись или на визу в порядке, установленном пунктами 11 - 14 настоящего раздела Инструкции. В случае, если в заключении руководителя вышестоящей юридической службы будет поддержана позиция подразделения - разработчика документа, руководитель нижестоящей юридической службы обязан завизировать проект такого документа. 16. Проекты правовых актов и иных документов таможенного поста, в котором не создана юридическая служба, вступают в силу после их подписания начальником таможенного поста и второй подписи руководителя юридической службы, которой подчиняется таможенный пост. При этом начальник таможенного поста до подписания такого акта должен передать его начальнику юридической службы таможенного органа, которому подчинен таможенный пост. Руководитель юридической службы после получения указанного документа должен в течение трех дней провести правовую экспертизу документа на его соответствие действующему законодательству. После проведения правовой экспертизы руководитель юридической службы подписывает правовой акт таможенного поста либо, в случае выявления противоречий действующему законодательству, составляет заключение с указанием конкретных противоречий и передает его начальнику таможенного поста. Руководитель юридической службы ведет учет рассмотренных им документов таможенных постов и (отдельно) документов, признанных противоречащими законодательству. В случае установления фактов применения таможенными постами, в которых не созданы юридические службы, документов, не подписанных руководителем юридической службы вышестоящего таможенного органа, такие документы считаются не имевшими юридической силы с момента их издания. V. Заключительные положения 17. Подпись руководителя юридической службы таможенного органа располагается ниже подписи начальника таможенного органа или лица, его замещающего, на том же листе. 18. Виза руководителя юридической службы таможенного органа располагается на оборотной стороне последнего листа первого экземпляра документа с указанием его Ф.И.О. и даты визирования. 19. При подготовке проекта документа, не упомянутого в настоящей Инструкции, вопрос его подписания или визирования согласуется с руководителем юридической службы с учетом требований настоящей Инструкции. 20. Контроль за деятельностью таможенных органов по обеспечению выполнения положений настоящей Инструкции возлагается на: 1) Правовое управление - в отношении региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ГТК России; 2) юридические отделы региональных таможенных управлений - в отношении таможен и таможенных постов, непосредственно подчиненных соответствующим управлениям; 3) юридические отделы, юридические группы таможен - в отношении подчиненных таможенных постов. 21. Изданные таможенным органом правовые акты направляются по запросу в вышестоящую юридическую службу. |