О ПРОЕКТЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ МИТИНГОВ, УЛИЧНЫХ ШЕСТВИЙ, ДЕМОНСТРАЦИЙ И ПИКЕТИРОВАНИЯ НА УЛИЦАХ, ПЛОЩАДЯХ И ИНЫХ ОТКРЫТЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ Г. МОСКВЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 17 марта 1992 г. N 120 (Д) Рассмотрев в соответствии с распоряжением Мэра Москвы от 17.03.92 N 66-РМ проект Положения о порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и иных открытых общественных местах г. Москвы, Правительство Москвы постановляет: 1. Одобрить проект Положения о порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и иных открытых общественных местах г. Москвы (приложение). 2. Министру Правительства Москвы Гусеву П.Н. в целях вынесения проекта Положения на обсуждение жителей г. Москвы обеспечить в двухдневный срок его публикацию в средствах массовой информации. 3. Начальнику Государственно-правового управления Мэрии Москвы С.Е. Донцову совместно с ГУВД г. Москвы (А.Н. Мурашев) до 31.03.92 подготовить проект Положения с учетом результатов обсуждения на утверждение Правительства Москвы. 4. Впредь до принятия соответствующего законодательства Российской Федерации руководствоваться Указом Президиума Верховного Совета СССР "О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР" в части, не противоречащей Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом Российской Федерации 22.11.91. 5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Э.А. Бакирова. Премьер Правительства Москвы Ю.М. Лужков 17 марта 1992 г. N 120 Приложение к постановлению Правительства Москвы от 17 марта 1992 года N 120 ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ МИТИНГОВ, УЛИЧНЫХ ШЕСТВИЙ, ДЕМОНСТРАЦИЙ И ПИКЕТИРОВАНИЯ НА УЛИЦАХ, ПЛОЩАДЯХ И ИНЫХ ОТКРЫТЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ Г. МОСКВЫ 1. Настоящее Положение действует и регулирует порядок реализации в г. Москве основных конституционных прав и свобод граждан на проведение митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования <*> на улицах, площадях и иных подобных открытых общественных местах до принятия соответствующего законодательства Российской Федерации. -------------------------------- <*> Под терминами "митинг", "уличное шествие", "демонстрация", "пикетирование" в Положении понимаются: - митинг - массовое собрание граждан для публичного выражения отношения к действиям лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни; - уличное шествие - организованное массовое движение людей по пешеходной или проезжей части дороги с целью привлечения внимания к каким-либо проблемам; - демонстрация - публичное выражение группой людей общественно-политических настроений с использованием во время шествия плакатов, транспарантов и иных средств; - пикетирование - наглядная демонстрация группой граждан настроений и взглядов без шествия и звукоусиления. Положение учитывает специфику г. Москвы, международную практику и исходит из принципов Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом Российской Федерации 22.11.91, гласящей, что граждане Российской Федерации вправе собираться мирно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование при условии уведомления властей. 2. Уведомление о проведении митингов, шествий, демонстраций и пикетирования (далее по тексту - массовые акции) подается в органы исполнительной власти уполномоченными (организаторами) трудовых коллективов предприятий, учреждений и организаций, органов общественных организаций, общественной самодеятельности и отдельных групп граждан в срок не ранее пятнадцати и не позднее десяти дней до намечаемой даты их проведения. Выбор уведомляемого органа исполнительной власти (города, административного или муниципального округа) зависит от числа участников массовой акции и ее масштабов, места и времени ее проведения и необходимости изменения работы городских служб. О массовой акции с количеством участников свыше 10 тыс. чел. письменно уведомляется Мэр Москвы, до 10 тыс. - префект административного округа, до 1 тыс. - супрефект муниципального округа. 3. В уведомлении указываются цель, форма, место проведения массовой акции или маршруты движения, время начала и окончания, предполагаемое количество участников, фамилии, имена, отчества уполномоченных (организаторов), места их жительства, дата подачи уведомления, номер контактного телефона. Уведомление подписывают не менее трех уполномоченных (организаторов). Орган исполнительной власти принимает уведомление к сведению и на его копии письменно подтверждает дату получения. Решение исполнительным органом по уведомлению не принимается, за исключением случаев, предусмотренных пп. 4 и 5 настоящего Положения. 4. Рассматривающий уведомление по принадлежности орган исполнительной власти (Мэр Москвы, префект и супрефект) запрещает массовую акцию только в тех случаях, если ее проведение: - направлено к насильственному свержению или изменению государственного и общественного строя; - способствует пропаганде войны, разжиганию расовой, национальной или религиозной исключительности, вражды и нетерпимости; - связано с подстрекательством к неисполнению законов или совершению преступлений; - угрожает жизни и безопасности граждан, чревато возникновением массовых беспорядков; - противоречит общепринятым нормам общественной морали и нравственности; - совпадает по форме, месту, времени, но не по направленности и целям с другой массовой акцией, уведомление о которой в установленные сроки подано ранее либо одновременно; - связано с необходимостью прекращения работы пассажирского транспорта в рабочие дни недели; - запланировано в непосредственной близости у зданий высших органов власти и управления Российской Федерации, Моссовета и Мэрии Москвы, судебных и иных правоохранительных органов, а также зданий, являющихся памятниками истории, национальной и мировой культуры (исключения составляют массовые акции, обусловленные порядком и традициями проведения установленных государственных и городских праздников и памятных дат). Решение о запрещении принимается в течение пяти суток с момента получения уведомления о проведении массовой акции. В решении должны быть приведены мотивы, по которым запрещено проведение массовой акции. Оно должно быть в течение двух суток доведено до сведения уполномоченных (организаторов) и территориального органа внутренних дел в письменном виде. Решение может быть обжаловано в вышестоящий орган исполнительной власти либо непосредственно в суд по месту нахождения соответствующего исполнительного органа, запретившего проведение массовой акции. 5. Орган исполнительной власти вправе по согласованию с уполномоченными (организаторами) изменить время, место и порядок проведения массовой акции в целях обеспечения общественного порядка, нормальной работы транспорта, государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций. В случае если согласие между уполномоченными (организаторами) и органом исполнительной власти не будет достигнуто, место и время проведения массовой акции окончательно определяются органом исполнительной власти с соблюдением требований, предусмотренных частью второй п. 4 настоящего Положения. Решение органов исполнительной власти об изменении времени и места проведения массовой акции может быть обжаловано в порядке, предусмотренном частью второй п. 4 настоящего Положения. 6. Органы исполнительной власти обеспечивают необходимые условия для проведения массовых акций (в обусловленное время предоставляют место для проведения массовой акции, оказывают содействие в охране общественного порядка, организации медицинской помощи, предоставляют за плату имеющееся звукоусиливающее и другое необходимое оборудование). 7. Для проведения массовых акций в центральной части г. Москвы, не требующих специального решения городской исполнительной власти, но с условием их уведомления, выделяются: для митингов - площадка у центрального входа в ЦПКиО им. Горького, тренировочная площадка N 1 в Лужниках, пл. Коммуны; для шествий и демонстраций - маршруты: от пл. Коммуны до площадки у независимой телерадиокомпании "Останкино"; от центрального входа ЦПКиО им. Горького по Фрунзенской наб. до тренировочной площадки N 1 в Лужниках. Специальным решением администрации городской исполнительной власти для митингов могут быть предоставлены Советская площадь и площадь Свободы России. В другой части города места проведения массовых акций определяются по согласованию с префектами административных округов и ГУВД г. Москвы. Места, находящиеся в непосредственной близости от линий электропередачи высокого напряжения, газопроводов высокого давления, теплотрасс большого диаметра, взрыво- и пожароопасных объектов, для проведения массовых акций не предоставляются. 8. Государственные и общественные организации, должностные лица, а также граждане не вправе препятствовать массовым акциям, проводимым с соблюдением установленного настоящим Положением порядка. 9. Массовые акции проводятся в соответствии с целями, указанными в уведомлении, а также в определенные сроки и в обусловленном месте. При проведении массовых акций уполномоченные (организаторы), а также иные участники обязаны соблюдать законы, общественный порядок, содействовать органам внутренних дел в поддержании порядка. Участникам запрещается иметь при себе оружие, а также специально подготовленные или приспособленные предметы, могущие быть использованными против жизни и здоровья людей, для причинения материального ущерба государственным, общественным и иным организациям и гражданам. 10. Уполномоченные (организаторы) массовой акции не вправе проводить ее, если имеется решение о запрещении, и обязаны принять меры к прекращению ее подготовки. Они обязаны также прекратить проведение массовой акции в случаях нарушения порядка, предусмотренного п. 9 настоящего Положения, либо при возникновении реальной опасности для жизни и здоровья граждан. При неисполнении организаторами этой обязанности меры по прекращению массовой акции при наличии обстоятельств, указанных в части первой настоящего пункта, принимаются должностными лицами органа исполнительной власти или по их поручению руководителями органов внутренних дел. Если обстоятельства, препятствующие проведению массовой акции, уполномоченными (организаторами) устранены, она может быть продолжена. Для устранения обстоятельств, препятствующих проведению массовой акции, или для ее прекращения по распоряжению уполномоченного должностного лица органа исполнительной власти могут привлекаться органы внутренних дел. 11. Организаторы, участники массовых акций, должностные и иные лица, нарушившие установленный порядок организации и проведения массовых акций, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Материальный ущерб, причиненный во время проведения массовых акций их участниками государству, общественным и иным организациям или гражданам, подлежит возмещению в установленном законом порядке. 12. Требования настоящего Положения об уведомлении органов исполнительной власти не распространяются на граждан, желающих в индивидуальном порядке публично выразить свои взгляды с помощью плакатов, лозунгов и других наглядных средств. Указанным гражданам не разрешается использовать входы и лестницы зданий, а также преграждать движение пешеходам и транспорту, применять звукоусиление. |