Страницы: 1 2 США. В этом случае положительное сальдо торговли товарами и услугами может составить 42,5 млрд. долларов США. В соответствии с третьим вариантом, предполагающим улучшение внешнеэкономической конъюнктуры, ожидается более быстрый рост экспорта товаров и услуг - до 378,7 млрд. долларов США. Вместе с тем прогнозируется еще более интенсивное наращивание импорта. В этих условиях активное сальдо торговли товарами и услугами может сократиться до 62,1 млрд. долларов США. Дефицит баланса доходов и текущих трансфертов прогнозируется в диапазоне 25,9 - 28,0 млрд. долларов США при умеренном росте соответствующих поступлений и выплат. Предполагается, что положительное сальдо финансового счета уменьшится до 34,6 млрд. долларов США. Внешние обязательства органов государственного управления сократятся, а в целом международная инвестиционная позиция государственного сектора улучшится на 5,4 млрд. долларов США. При сохранении значительных объемов внешнего финансирования частного сектора чистый приток иностранного капитала в этот сектор может составить 40 млрд. долларов США. Как и в 2007 году, совокупное воздействие внешнеэкономических факторов обусловит превышение предложения иностранной валюты над спросом на внутреннем валютном рынке. Вместе с тем в условиях сокращения профицита счета текущих операций давление на обменный курс рубля ослабнет, что выразится в том числе в меньших темпах его укрепления в реальном выражении. Валютные резервы могут увеличиться на 37,9 - 68,4 млрд. долларов США. Согласно среднесрочному прогнозу социально-экономического развития страны до 2010 года ожидается усиление негативного влияния внешних факторов на платежный баланс, прежде всего в сфере внешней торговли. В 2009 году значительное сокращение активного сальдо торгового баланса на фоне сохранения отрицательного сальдо баланса услуг и существенного превышения расходов по обслуживанию внешних обязательств над соответствующими доходами обусловит, в зависимости от варианта, дефицит счета текущих операций (в размере 33,1 млрд. долларов США или 17,7 млрд. долларов США) или уменьшение его профицита (до 4,6 млрд. долларов США). В 2010 году отрицательное сальдо счета текущих операций в зависимости от варианта может быть равно 56,5; 46,4 и 31,2 млрд. долларов США соответственно. Общая макроэкономическая стабильность станет определяющим фактором роста инвестиционной привлекательности экономики. Ожидается, что чистый приток иностранного капитала в частный сектор составит 45 млрд. долларов США в 2009 году и 55 млрд. долларов США в 2010 году. Его объема будет достаточно для обеспечения внешнего финансирования дефицита счета текущих операций платежного баланса в 2009 году. Прирост валютных резервов может составить 8,6 - 46,3 млрд. долларов США. В 2010 году возможно их сокращение на 4,5 млрд. долларов США или рост на 5,6 - 20,8 млрд. долларов США. Прогноз платежного баланса Российской Федерации на 2007 - 2010 годы (млрд. долларов США) ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | |2006 год |2007 год| 2008 год | 2009 год | 2010 год | | | (факт) |--------|-----------------------------|------------------------------|-----------------------------| | | |55 долл.|I вариант| II | III |I вариант| II | III |I вариант| II | III | | | | США за |(44 долл.| вариант | вариант |(41 долл.| вариант | вариант |(39 долл.| вариант | вариант | | | | баррель| США за |(53 долл.|(62 долл.| США за |(52 долл.|(62 долл. | США за |(50 долл.|(62 долл.| | | | | баррель)| США за | США за |баррель) | США за | США за |баррель) | США за | США за | | | | | |баррель) |баррель) | |баррель) | баррель) | |баррель) |баррель) | |---------------------|---------|--------|---------|---------|---------|---------|---------|----------|---------|---------|---------| |Счет текущих операций| 94,5 | 50,7 | 3,6 | 15,2 | 34,2 | -33,1 | -17,7 | 4,6 | -56,5 | -46,4 | -31,2 | |---------------------|---------|--------|---------|---------|---------|---------|---------|----------|---------|---------|---------| |Баланс товаров и | 124,3 | 77,2 | 29,5 | 42,5 | 62,1 | -6,4 | 10,3 | 32,7 | -27,7 | -17,5 | -2,1 | |услуг | | | | | | | | | | | | |---------------------|---------|--------|---------|---------|---------|---------|---------|----------|---------|---------|---------| | Экспорт товаров и | 334,3 | 347,8 | 321,9 | 352,3 | 378,7 | 311,2 | 356,0 | 392,5 | 311,9 | 358,6 | 399,3 | | услуг | | | | | | | | | | | | |---------------------|---------|--------|---------|---------|---------|---------|---------|----------|---------|---------|---------| | Импорт товаров и | -210,0 | -270,6 | -292,4 | -309,9 | -316,6 | -317,5 | -345,7 | -359,8 | -339,6 | -376,1 | -401,5 | | услуг | | | | | | | | | | | | |---------------------|---------|--------|---------|---------|---------|---------|---------|----------|---------|---------|---------| |Баланс доходов и | -29,8 | -26,4 | -25,9 | -27,2 | -28,0 | -26,7 | -28,0 | -28,1 | -28,8 | -28,9 | -29,0 | |текущих трансфертов | | | | | | | | | | | | |---------------------|---------|--------|---------|---------|---------|---------|---------|----------|---------|---------|---------| |Счет операций с | 13,0 | 64,2 | 34,3 | 34,3 | 34,3 | 41,7 | 41,7 | 41,7 | 52,0 | 52,0 | 52,0 | |капиталом и | | | | | | | | | | | | |финансовыми | | | | | | | | | | | | |инструментами | | | | | | | | | | | | |---------------------|---------|--------|---------|---------|---------|---------|---------|----------|---------|---------|---------| |Финансовый счет | 12,8 | 64,5 | 34,6 | 34,6 | 34,6 | 42,0 | 42,0 | 42,0 | 52,3 | 52,3 | 52,3 | |(кроме резервных | | | | | | | | | | | | |активов) | | | | | | | | | | | | |---------------------|---------|--------|---------|---------|---------|---------|---------|----------|---------|---------|---------| | Сектор | -28,9 | -5,6 | -5,4 | -5,4 | -5,4 | -3,0 | -3,0 | -3,0 | -2,7 | -2,7 | -2,7 | | государственного | | | | | | | | | | | | | управления и органы | | | | | | | | | | | | | денежно-кредитного | | | | | | | | | | | | | регулирования | | | | | | | | | | | | |---------------------|---------|--------|---------|---------|---------|---------|---------|----------|---------|---------|---------| | Частный сектор | 41,7 | 70,0 | 40,0 | 40,0 | 40,0 | 45,0 | 45,0 | 45,0 | 55,0 | 55,0 | 55,0 | | (включая чистые | | | | | | | | | | | | | ошибки и пропуски) | | | | | | | | | | | | |---------------------|---------|--------|---------|---------|---------|---------|---------|----------|---------|---------|---------| |Изменение валютных | -107,5 | -114,9 | -37,9 | -49,5 | -68,4 | -8,6 | -24,0 | -46,3 | 4,5 | -5,6 | -20,8 | |резервов ("+" - | | | | | | | | | | | | |снижение, "-" - рост)| | | | | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- IV. Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2008 году IV.1. Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа В соответствии со сценарными условиями и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2008 году до 6 - 7%, в 2009 году - до 5,5 - 6,5%, в 2010 году - до 5 - 6% (из расчета декабрь к декабрю). Указанной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция 5 - 6% в 2008 году, 4,5 - 5,5% - в 2009 году и 4 - 5% - в 2010 году. Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год темпы роста внутреннего спроса могут быть несколько ниже, чем в 2007 году, укрепление рубля будет не столь интенсивным, как в предыдущие годы, что обусловливает некоторое снижение темпов роста спроса на деньги по сравнению с 2007 годом. В связи с этим Банк России предполагает в зависимости от вариантов прогноза увеличение денежного агрегата М2 на 24 - 30% за год. В 2009 - 2010 годах темпы прироста спроса на деньги будут замедляться. При этом темпы прироста денежной массы М2 могут составить 20 - 24% в 2009 году и 16 - 20% в 2010 году. Денежная программа на 2008 - 2010 годы представлена в трех вариантах, соответствующих сценариям прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 - 2010 годы. В зависимости от сценарных вариантов темп прироста денежной базы в 2008 году может составить 18 - 24%, в 2009 году - 15 - 20%, в 2010 году - 12-17%. Основным источником роста денежной базы в 2008 - 2009 годах, как и в предшествующий период, будет увеличение чистых международных резервов (ЧМР) органов денежно-кредитного регулирования. Однако если в 2008 году по всем трем вариантам прогнозируемый прирост ЧМР будет превышать прирост денежной базы, допустимый с точки зрения достижения цели по инфляции, что потребует от органов денежно-кредитного регулирования реализации комплекса мер по абсорбированию избыточной ликвидности в банковском секторе, то начиная с 2009 года (по третьему варианту - с 2010 года) ожидается увеличение чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования, в том числе - за счет наращивания валового кредита банкам. При этом в 2010 году по всем рассматриваемым вариантам кредит банкам может стать основным источником прироста денежного предложения, поскольку прогнозируется заметное повышение спроса со стороны кредитных организаций на инструменты рефинансирования Банка России. Проект основных характеристик федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года предусматривает смягчение бюджетной политики и уменьшение объема абсорбирования ликвидности в условиях существенного замедления роста остатков средств федерального правительства на счетах в Банке России. По первому варианту денежной программы прирост ЧМР в 2008 году может сократиться до 37,9 млрд. долларов США (или около 1 трлн. рублей по фиксированному курсу доллара США к рублю на 01.01.2007) - почти в 3 раза по сравнению с ожидаемым в 2007 году. В рамках данного сценария увеличение денежной базы, по оценке, не превысит 765 млрд. рублей, поэтому требуемое снижение объема ЧВА составит около 233 млрд. рублей - в основном вследствие прогнозируемого сокращения чистого кредита расширенному правительству на 220 млрд. рублей (за счет роста остатков средств на счетах в Банке России). В соответствии со сценарными характеристиками первого варианта при прогнозируемом существенном замедлении прироста ЧМР в 2009 году (до 226 млрд. рублей) и их абсолютном снижении в 2010 году на 118 млрд. рублей для удовлетворения спроса на деньги потребуется увеличение объема чистых внутренних активов. При условии замедления в 2009 - 2010 годах темпов прироста остатков средств на счетах расширенного правительства в Банке России потребность в увеличении чистого кредита банкам, по оценке, возрастет с 793 млрд. рублей в 2009 году до 991 млрд. рублей в 2010 году. При этом, если в 2009 году указанная потребность почти полностью будет обеспечена за счет снижения объема ликвидности, абсорбированной Банком России в предшествующий период, то в 2010 году более чем на 80% - за счет использования инструментов Банка России по предоставлению денежных средств кредитным организациям. В рамках второго варианта денежной программы, в котором прирост чистых международных резервов в 2008 году может составить 1,3 трлн. рублей, предусмотрено уменьшение ЧВА на 421 млрд. рублей. Макроэкономические характеристики, соответствующие данному сценарию (в том числе более высокие мировые цены на энергоносители), предопределяют более значительное, чем по первому варианту, увеличение суммарных остатков средств на счетах федерального правительства в Банке России. Общее снижение чистого кредита расширенному правительству по этому варианту программы может составить 370 млрд. рублей. Второй вариант программы предусматривает, что в 2009 - 2010 годах прироста ЧМР (на 632 и 148 млрд. рублей соответственно) будет недостаточно для обеспечения запланированных темпов роста денежного предложения со стороны органов денежно-кредитного регулирования. Поэтому прогнозируется увеличение чистых внутренних активов на 239 и 640 млрд. рублей соответственно. Для этого в 2009 году Банку России потребуется обеспечить рост чистого кредита банкам на 663 млрд. рублей, а в 2010 году - на 955 млрд. рублей (из них около 84% - за счет увеличения объема валового кредита). Прогноз показателей денежной программы на 2008 - 2010 годы (млрд. рублей) <*> -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | |01.01.2008| 01.01.2009 | 01.01.2010 | 01.01.2011 | | |(оценка) |-----------------------|-----------------------|-----------------------| | | | I | II | III | I | II | III | I | II | III | | | |вариант|вариант|вариант|вариант|вариант|вариант|вариант|вариант|вариант| |-------------------------------------------|----------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------| |Денежная база (узкое определение) | 4087 | 4852 | 4969 | 5022 | 5609 | 5840 | 5946 | 6315 | 6627 | 6858 | |-------------------------------------------|----------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------| |- наличные деньги в обращении (вне Банка | 3896 | 4611 | 4722 | 4768 | 5315 | 5534 | 5625 | 5970 | 6261 | 6468 | |России) | | | | | | | | | | | |-------------------------------------------|----------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------| |- обязательные резервы | 191 | 241 | 247 | 254 | 294 | 306 | 321 | 345 | 366 | 391 | |-------------------------------------------|----------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------| |Чистые международные резервы | 11 009 |12 007 |12 312 |12 810 |12 233 |12 944 |14 029 |12 115 |13 092 |14 577 | |-------------------------------------------|----------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------| |- в млрд. долларов США | 418 | 456 | 468 | 486 | 465 | 492 | 533 | 460 | 497 | 554 | |-------------------------------------------|----------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------| |Чистые внутренние активы | -6922 | -7155 | -7343 | -7788 | -6625 | -7104 | -8083 | -5800 | -6464 | -7718 | |-------------------------------------------|----------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------| |Чистый кредит расширенному правительству | -4951 | -5171 | -5321 | -5721 | -5291 | -5591 | -6291 | -5311 | -5761 | -6661 | |-------------------------------------------|----------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------| | - чистый кредит федеральному правительству| -4551 | -4801 | -4951 | -5351 | -4951 | -5251 | -5951 | -5001 | -5451 | -6351 | |-------------------------------------------|----------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------| | - остатки средств консолидированных | -400 | -370 | -370 | -370 | -340 | -340 | -340 | -310 | -310 | -310 | | бюджетов субъектов Российской Федерации и | | | | | | | | | | | | государственных внебюджетных фондов на | | | | | | | | | | | | счетах в Банке России | | | | | | | | | | | |-------------------------------------------|----------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------| |Чистый кредит банкам | -1542 | -1410 | -1437 | -1457 | -617 | -774 | -978 | 374 | 181 | -55 | |-------------------------------------------|----------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------| | - валовой кредит банкам | 5 | 5 | 5 | 5 | 202 | 61 | 5 | 1014 | 861 | 670 | |-------------------------------------------|----------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------| | - корреспондентские счета кредитных | -1547 | -1415 | -1442 | -1462 | -818 | -835 | -983 | -640 | -680 | -725 | | организаций, депозиты банков в Банке | | | | | | | | | | | | России и другие инструменты абсорбирования| | | | | | | | | | | | свободной банковской ликвидности | | | | | | | | | | | |-------------------------------------------|----------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------| |Прочие чистые неклассифицированные активы | -429 | -574 | -584 | -609 | -716 | -739 | -814 | -862 | -884 | -1002 | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> Показатели программы, рассчитываемые по фиксированному обменному курсу, определены исходя из официального курса рубля на начало 2007 года. По третьему варианту денежной программы прогнозируемый прирост ЧМР в 2008 году (1,8 трлн. рублей) будет почти в 2 раза больше прироста денежной базы, допустимого с точки зрения достижения цели по инфляции. Необходимое снижение ЧВА по данному варианту программы может составить в 2008 году 866 млрд. рублей. Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и ускорение темпов экономического роста станут факторами сохранения значительных налоговых поступлений в бюджет. С учетом прогнозируемой динамики остатков средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов на счетах в Банке России снижение чистого кредита расширенному правительству по этому варианту прогнозируется в размере 770 млрд. рублей. Оставшийся прирост чистых внутренних активов будет обеспечен за счет динамики прочих чистых неклассифицированных активов. По данному варианту денежной программы предусматривается, что и в 2009 году увеличение ЧМР будет превышать допустимый прирост денежной базы - необходимое сокращение чистых внутренних активов оценивается на уровне 295 млрд. рублей. Прогнозируемое уменьшение чистого кредита расширенному правительству в 2009 году составит 570 млрд. рублей, что существенно превысит снижение ЧВА. В этих условиях Банку России потребуется обеспечить увеличение чистого кредита банкам на 479 млрд. рублей. Ожидается, что в 2010 году прирост ЧМР по третьему варианту будет недостаточен для обеспечения необходимого увеличения денежной базы и потребуется повысить объем чистых внутренних активов на 365 млрд. рублей. В условиях прогнозируемого снижения чистого кредита расширенному правительству на 370 млрд. рублей главным источником прироста ЧВА станет повышение чистого кредита банкам на 923 млрд. рублей. Параметры денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены в соответствии со складывающейся макроэкономической ситуацией, изменением влияния ключевых внутренних и внешних факторов на состояние денежно-кредитной сферы. Банк России при реализации денежно-кредитной политики будет учитывать возможные риски в целях адекватного реагирования с применением инструментов, имеющихся в его распоряжении. IV.2. Политика валютного курса В 2008 году Банк России продолжит проведение денежно-кредитной политики в условиях сохранения режима управляемого плавающего курса рубля. Курсовая политика будет направлена на сглаживание резких колебаний обменного курса, не обусловленных действием фундаментальных экономических факторов, и будет проводиться с учетом необходимости сдерживания инфляционных процессов и поддержания ценовой конкурентоспособности отечественного производства. В среднесрочной перспективе Банк России перейдет к более гибкому формированию валютного курса, что будет способствовать выполнению количественных ориентиров денежно-кредитной политики в области поддержания ценовой стабильности путем воздействия на стоимость денег в экономике, преимущественно с помощью инструментов процентной политики органов денежно-кредитного регулирования. В целях поддержания на относительно низком уровне волатильности курса рубля к значимым для Российской Федерации иностранным валютам Банк России в 2008 году продолжит использовать в качестве операционного ориентира при проведении валютных интервенций бивалютную корзину, состоящую из евро и доллара США. Это позволит Банку России оперативно реагировать на взаимные колебания курсов основных мировых валют и, соответственно, осуществлять сглаживание колебаний эффективного курса рубля. Повышение в 2008 году реального эффективного курса рубля будет зависеть от внешних и внутренних экономических условий и может составить от 0 до 10%. В условиях, близких ко второму варианту макроэкономического прогноза, реальный эффективный курс рубля повысится примерно на 3%. При реализации сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации в 2008 году прирост реального эффективного курса рубля останется умеренным и не подорвет конкурентоспособность отечественных производителей, устойчивость платежного баланса и будет способствовать модернизации экономики. В случае резкого увеличения бюджетных расходов, повышения регулируемых цен и тарифов темпами, превышающими установленные допустимые границы, роста цен на нефть сверх уровня, предусмотренного третьим вариантом прогноза, укрепление реального эффективного курса рубля может приблизиться к верхней границе указанного диапазона. При значительном падении мировых цен на экспортируемые Россией товары, существенном снижении притока частного капитала реальный эффективный курс рубля в 2008 году может остаться на уровне, сложившемся к концу 2007 года. IV.3. Инструменты денежно-кредитной политики и их использование В 2008 году Банк России продолжит работу по совершенствованию системы инструментов денежно-кредитной политики и их оперативное использование для обеспечения устойчивого состояния денежно-кредитной сферы при различных сценариях социально-экономического развития страны. Приоритет будет иметь последовательная активизация процентной политики и повышение значимости канала процентных ставок в трансмиссионном механизме денежно-кредитной политики по мере формирования необходимых экономических предпосылок. К ключевым факторам относятся: прогнозируемое в среднесрочной перспективе значительное уменьшение положительного сальдо платежного баланса, соответствующее уменьшение участия Банка России в операциях на внутреннем валютном рынке. Следствием этого должно стать замедление динамики денежного предложения. В этих условиях можно ожидать усиления влияния ставок по операциям Банка России на процентные ставки в российской экономике. Последовательное сужение коридора процентных ставок по операциям Банка России на денежном рынке в 2008 году останется стратегическим направлением процентной политики. В условиях отмены ограничений на движение капитала повышение нижней границы коридора будет осуществляться с учетом риска масштабного притока иностранного капитала. Банком России будут использоваться инструменты абсорбирования свободной банковской ликвидности, в первую очередь проводимые на регулярной основе операции с ОБР и депозитные операции. При этом в 2008 году основным каналом стерилизации (по объему абсорбируемых денежных средств) по-прежнему будет использование бюджетного механизма в рамках планируемого с 1 февраля 2008 года перехода к формированию Резервного фонда и Фонда будущих поколений. Ведущую роль в связывании Банком России свободных денежных ресурсов будут играть рыночные инструменты, используемые на аукционной основе (аукционы по продаже ОБР и депозитные аукционы). Переход к выпуску краткосрочных ОБР будет способствовать упрощению использования данного стерилизационного инструмента и, соответственно, повышению спроса на него со стороны участников денежного рынка. Одновременно в 2008 году Банк России продолжит применение инструментов постоянного действия, обеспечивающих связывание ликвидности на короткие сроки (депозитные операции по фиксированным ставкам на стандартных условиях). Кроме того, при необходимости долгосрочного абсорбирования ликвидности Банк России предполагает осуществлять операции по продаже государственных ценных бумаг из собственного портфеля (без обязательства обратного выкупа). В 2008 году предполагается рассмотреть вопрос об изменении структуры портфеля государственных ценных бумаг, принадлежащих Банку России, за счет обмена облигаций федерального займа (ОФЗ) с нерыночными характеристиками на более ликвидные выпуски, что будет способствовать повышению эффективности использования данного инструмента. Обязательные резервные требования по-прежнему будут использоваться Банком России в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности банковского сектора. В случае значительного роста банковской ликвидности, в частности, вследствие интенсивного притока краткосрочного иностранного капитала в российскую экономику, когда применение иных инструментов для ее абсорбирования не сможет дать должного эффекта, Банк России допускает вероятность повышения нормативов обязательных резервов. Вместе с тем в целях предоставления кредитным организациям возможности оперативно управлять собственной ликвидностью Банк России может продолжить поэтапное увеличение коэффициента усреднения обязательных резервов. Банк России учитывает возможность изменения уровня ликвидности банковского сектора, связанного с внешними шоками, в том числе риски значительного сокращения уровня ликвидности в условиях продолжения действия факторов неопределенности в отношении направления трансграничного движения капитала, а также изменений мировых цен на товары российского экспорта. В случае снижения уровня банковской ликвидности, в том числе носящего краткосрочный характер, Банк России готов активизировать применение инструментов по предоставлению денежных средств кредитным организациям на аукционных и фиксированных условиях. Для этого будет продолжено проведение аукционов прямого РЕПО, ломбардных кредитных аукционов, применение инструментов постоянного действия (ломбардных кредитов, предоставляемых по фиксированным процентным ставкам, сделок "валютный своп"). Для обеспечения бесперебойного осуществления расчетов кредитным организациям на ежедневной основе будут предоставляться внутридневные кредиты и кредиты "овернайт" Банка России. В целях повышения эффективности операций рефинансирования (кредитования) кредитных организаций Банк России в течение 2008 года продолжит работу по созданию единого механизма рефинансирования. При этом основной задачей Банка России является создание системы, которая предоставит любой финансово стабильной кредитной организации возможность получать внутридневные кредиты, кредиты "овернайт" и кредиты на срок до 1 года под любой вид обеспечения, входящий в "единый пул" обеспечения. Планируемые меры направлены на обеспечение оперативного доступа кредитных организаций к достаточному объему денежных средств, предоставляемых за счет операций Банка России. В 2008 году будет продолжена работа по включению в Ломбардный список Банка России ценных бумаг, отвечающих требованиям Банка России, а также по расширению круга контрагентов Банка России по операциям рефинансирования и количества кредитуемых счетов кредитных организаций, открытых во всех территориальных учреждениях Банка России. В связи с планируемым расширением состава имущества, принимаемого в обеспечение кредитов Банка России, в течение 2008 года Банк России будет отрабатывать механизм привлечения специализированных организаций, в том числе Агентства по страхованию вкладов, к организации публичных торгов по реализации имущества, принятого в залог по кредитам Банка России и не обращающегося в России на организованном рынке, в случае непогашения кредитными организациями - заемщиками кредитов Банка России. Повышению эффективности инструментов Банка России по предоставлению и изъятию ликвидности будет содействовать развитие рынка РЕПО с центральным контрагентом. В связи с анонимностью сделок и отсутствием риска контрагента данный вид сделок позволяет преодолеть сегментированность межбанковского рынка и способствовать более эффективному перетоку ликвидности внутри банковской системы. В 2008 году Банк России продолжит участие в совершенствовании нормативной базы сделок РЕПО с центральным контрагентом. V. Приложение V.1. Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора в 2008 году В 2008 году в условиях благоприятной макроэкономической ситуации развитие банковского сектора продолжится по всем основным направлениям, включая увеличение объемов кредитования эффективных проектов, малого предпринимательства и видов деятельности регионального значения, расширение спектра розничных услуг, развитие ипотеки, повышение степени доступности банковских услуг для клиентов, в том числе для населения средних и малых городов, а также сельских населенных пунктов. Дальнейшему развитию банковского сектора будет способствовать реализация предусмотренных Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года (далее - Стратегия), "Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы)", поручениями Президента Российской Федерации мер, направленных на улучшение правовой среды, инвестиционного и делового климата, повышение эффективности функционирования системы страхования вкладов, расширение доступа кредитных организаций к финансовым ресурсам, повышение их капитализации, укрепление конкурентоспособности и устойчивости банковской системы. Банковский сектор сохранит инвестиционную привлекательность, что позволит повысить уровень его капитализации за счет реализации вновь выпускаемых акций. Возрастет роль банков, контролируемых иностранным капиталом. В 2008 году Банк России в соответствии со Стратегией продолжит работу по развитию банковского сектора и банковского надзора по ряду направлений. В число приоритетных направлений входит дальнейшее развитие риск-ориентированного надзора, повышение качества оценки финансовой устойчивости кредитных организаций. Будет продолжена работа: - по развитию с учетом международно признанной практики содержательной компоненты надзора, в том числе консолидированного надзора. Это будет способствовать повышению качества надзорной оценки экономического положения банков, выявлению проблем в банковской деятельности на ранних стадиях их возникновения, дальнейшему совершенствованию пруденциальной отчетности, своевременному и адекватному применению корректирующих мер в отношении кредитных организаций; - по регулированию рисков, принимаемых кредитными организациями при осуществлении операций и сделок кредитного характера со связанными с ними лицами и связанными должниками; - по совершенствованию подходов к управлению риском потери ликвидности, ориентированных на использование концепции денежных потоков и оценку состояния систем управления рисками ликвидности в кредитных организациях; - по подготовке к реализации подходов, предусмотренных документом Базельского комитета по банковскому надзору "Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы" (Базель II), включая разработку предложений по внесению изменений в действующее законодательство в соответствии с этим документом. Будут разрабатываться подходы к определению стандартов внутренних процедур организации риск-менеджмента и оценки достаточности капитала для банков, к оценке внутренних процедур банка по определению достаточности капитала и стратегии поддержания капитала, а также адекватности внутрибанковских оценок достаточности капитала; - по дальнейшему совершенствованию правовой базы в части придания нормативного характера положениям о составе и способах раскрытия информации при осуществлении кредитными организациями потребительского (включая ипотечное) кредитования, а также при предоставлении населению других розничных финансовых продуктов. Важной частью данной работы будут совместные усилия Банка России и банковского сообщества по повышению финансовой грамотности и информированности населения о банковских услугах, в том числе путем разработки и принятия банковскими ассоциациями стандартов качества раскрытия информации и их применения кредитными организациями; - по совершенствованию доверительного управления путем закрепления на законодательном уровне возможности создания кредитными организациями общих фондов банковского управления, а также определения полномочий Банка России по регламентированию их деятельности; - по совершенствованию мониторинга устойчивости банковского сектора и отдельных кредитных организаций, в том числе основных его компонентов: стресс-тестирования, расчета показателей финансовой устойчивости, текущего мониторинга рисков. В 2007 году вступили в действие поправки в законодательство, выравнивающие условия доступа российского и иностранного капитала в банковский сектор и направленные на повышение капитализации кредитных организаций и развитие конкуренции в банковском секторе. В 2008 году предстоит продолжить работу в направлении повышения эффективности противодействия участию в управлении кредитными организациями лиц, не обладающих должными профессиональными качествами или имеющих сомнительную деловую репутацию, включая: - создание механизма оценки деловой репутации руководителей и владельцев кредитных организаций, предусматривающего в том числе расширение надзорных полномочий Банка России по сбору необходимой информации; - создание механизма, обеспечивающего отстранение от участия в управлении кредитной организацией лиц, деятельность которых может привести к нарушениям законодательства и нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации. В 2008 году будет продолжена работа по осуществлению дополнительных мер, направленных на повышение капитализации кредитных организаций и обеспечение благоприятных условий публичного размещения их акций. Указанные меры предусматривают совершенствование процедуры регистрации ценных бумаг (введение уведомления об итогах выпуска для кредитных организаций в форме открытого акционерного общества с уставным капиталом свыше рублевого эквивалента 5 млн. евро) при одновременном соблюдении требований банковского законодательства приобретателями акций (долей) кредитных организаций. В целях защиты интересов вкладчиков признанных банкротами кредитных организаций, не участвующих в системе страхования вкладов, Банком России будет продолжена работа по обеспечению выполнения требований, предусмотренных Федеральным законом N 96-ФЗ "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". Банк России продолжит работу по совершенствованию деятельности банковского сектора в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. С целью обеспечения эффективной реализации кредитными организациями требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, Банк России с учетом правоприменительной практики и анализа результатов проверок кредитных организаций предпримет меры по дальнейшему развитию и совершенствованию нормативно-правового регулирования и методологического обеспечения деятельности кредитных организаций по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом, подлежащими обязательному контролю. В 2008 году основными задачами Банка России в области инспекционной деятельности будут являться организация и проведение проверок кредитных организаций преимущественно на плановой основе, при этом повышенное внимание будет уделяться качеству результатов проверок кредитных организаций (их филиалов). В этих целях при проведении проверок кредитных организаций (их филиалов) основное внимание будет сосредоточено на вопросах: - оценки финансового состояния кредитных организаций; - контроля за соблюдением банками - участниками системы страхования вкладов требований, установленных Федеральным законом N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"; - выявления и оценки рисков, возникающих в деятельности кредитных организаций (их филиалов); - оценки качества и эффективности систем внутреннего контроля и управления рисками кредитных организаций; - контроля за соблюдением кредитными организациями (их филиалами) требований Федерального закона N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и изданных в целях его реализации нормативных актов Банка России; - оценке достоверности учета и отчетности кредитных организаций; - контроля за выполнением требований по устранению кредитными организациями (их филиалами) нарушений законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России, выявленных в ходе надзора за их деятельностью. В связи с возрастанием рисков кредитных организаций, обусловленных высокими темпами расширения потребительского кредитования, особую актуальность приобретает контроль за соблюдением требований отражения кредитными организациями реального уровня риска по потребительским кредитам. Также в целях защиты интересов клиентов банков повышенное внимание при проведении проверок будет уделяться проверке соблюдения требований по доведению до сведения заемщиков информации о реальной стоимости кредита. В 2008 году Банком России будет продолжена работа по совершенствованию правового и методологического обеспечения инспекционной деятельности в соответствии с Планом мероприятий Банка России по реализации Стратегии. V.2. Мероприятия Банка России по совершенствованию финансовых рынков в 2008 году Банк России в рамках реализации Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006 - 2008 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2006 N 793-р, продолжит участвовать в работе по совершенствованию законодательства о финансовом рынке, в том числе: - по совершенствованию нормативной базы, регламентирующей проведение сделок РЕПО на рынке ОФЗ, в том числе сделок РЕПО с центральным контрагентом в целях развития денежного рынка и повышения его ликвидности; - по подготовке совместно с Минфином России предложений по совершенствованию нормативной базы обмена обращающихся на рынке выпусков ОФЗ на размещаемые Минфином России облигации базовых выпусков в целях повышения ликвидности рынка ОФЗ; - по подготовке предложений по формированию нормативно-правовой среды для деятельности центральных депозитариев в целях повышения эффективности расчетов на рынке ценных бумаг и системы учета прав на ценные бумаги; - по совершенствованию законодательства о клиринговой деятельности в целях повышения эффективности управления рисками по сделкам, проводимым участниками финансовых рынков через организатора торгов; - по внедрению механизмов предоставления ценных бумаг на возвратной основе в целях повышения устойчивости рынков долговых инструментов и их ликвидности; - по развитию системы индикаторов рыночных процентных ставок в целях развития денежного рынка и механизма управления процентным риском. V.3. Мероприятия Банка России по совершенствованию платежной системы в 2008 году Деятельность Банка России по совершенствованию платежной системы в 2007 году будет направлена на обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы и ее дальнейшее развитие и, как результат, на укрепление финансовой стабильности в стране и эффективное проведение денежно-кредитной политики. Банк России будет осуществлять мероприятия по развитию системы валовых расчетов в режиме реального времени в направлении расширения состава участников и спектра предоставляемых системой услуг, способствующие увеличению количества и объема платежей, проводимых через систему, и снижению финансовых рисков в платежной системе России в целом. Банк России в 2008 году продолжит работу по совершенствованию методологической и информационной базы в области платежных систем, проведению мероприятий по расширению безналичных платежей, а также мероприятий по сокращению расчетов наличными деньгами, мониторингу состояния розничных платежей в экономике, проводимых как наличными деньгами, так и в безналичном порядке. Указанная работа будет проводиться с учетом международных стандартов и практики зарубежных центральных банков. В соответствии с законодательно установленными функциями (статья 80 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России намерен в основном завершить мероприятия по установлению порядка наблюдения Банком России за частными платежными системами, нарушения в деятельности которых могут отразиться на стабильности финансовой системы Российской Федерации или существенно повлиять на доверие населения к национальной валюте - рублю как средству платежа. V.4. План важнейших мероприятий Банка России на 2008 год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы -------------------------------------------------------------------------------- | Содержание мероприятий |Срок исполнения| |------------------------------------------------------------------------------| | Банковская система и банковский надзор | |------------------------------------------------------------------------------| |1. Участие в подготовке изменений в статью 36 Федерального |I - IV кварталы| |закона "О банках и банковской деятельности", | | |предусматривающих получение банком права на привлечение во | | |вклады денежных средств физических лиц с даты его | | |государственной регистрации, если размер уставного капитала | | |вновь регистрируемого банка не ниже суммы рублевого | | |эквивалента 100 млн. евро, а также банками с устойчивым | | |финансовым положением до истечения двухлетнего срока с даты | | |их государственной регистрации, если размер их собственных | | |средств составляет в рублевом эквиваленте не менее 100 млн. | | |евро | | |--------------------------------------------------------------|---------------| |2. Участие в разработке федерального закона "О внесении |I - II кварталы| |изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской | | |Федерации (Банке России)", направленного на создание условий, | | |способствующих повышению финансовой устойчивости кредитных | | |организаций и банковского сектора Российской Федерации в | | |целом, в частности, создание эффективного механизма | | |регулирования рисков, принимаемых кредитными организациями | | |при осуществлении операций и сделок кредитного характера со | | |связанными с ними лицами | | |--------------------------------------------------------------|---------------| |3. Совершенствование законодательства о рынке ценных бумаг по | IV квартал | |представлению кредитными организациями в установленных | | |случаях в Банк России уведомления об итогах выпуска ценных | | |бумаг с одновременным изменением законодательства по | | |применению Банком России мер воздействия к акционерам | | |(участникам) кредитных организаций, нарушившим банковское | | |законодательство при приобретении акций (долей) кредитной | | |организации | | |--------------------------------------------------------------|---------------| |4. Участие в подготовке предложений по внесению изменений в |I - IV кварталы| |банковское законодательство, направленных на реализацию | | |положений Базеля II в части: - предоставления Банку России | | |полномочий требовать от кредитных организаций, исходя из | | |оценки характера и уровня принятых рисков, поддержания на | | |определенном уровне норматива достаточности собственных | | |средств (капитала) сверх минимально установленного; | | | | | |- разработки (пересмотра) процедур по управлению рисками и | | |внутреннему контролю; | | | | | |- дополнения части 2 статьи 74 Федерального закона "О | | |Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" | | |перечнем мер воздействия, рекомендованных Базельским | | |комитетом по банковскому надзору при работе со "слабыми" | | |(проблемными) банками (Supervisory Guidance on Dealing with | | |Weak Banks, март, 2002) | | |--------------------------------------------------------------|---------------| |5. Разработка проекта федерального закона "О внесении |I - IV кварталы| |изменений в статью 5 Федерального закона "О банках и | | |банковской деятельности", в соответствии с которым | | |предполагается закрепить на законодательном уровне | | |возможность создания кредитными организациями общих фондов | | |банковского управления и определить полномочия Банка России | | |по регламентированию их деятельности | | |--------------------------------------------------------------|---------------| |6. Участие в подготовке законопроекта, закрепляющего |I - IV кварталы| |возможность привлечения организаций федеральной почтовой | | |связи для осуществления отдельных технологических операций, | | |связанных с осуществлением банковских операций | | |--------------------------------------------------------------|---------------| |7. Проведение работы по изменению подходов регулирования |I - II кварталы| |рисков ликвидности на основании концепции денежных потоков с | | |учетом международного опыта результатов проекта EC/TACIS | | |"Банковский надзор и отчетность" | | |--------------------------------------------------------------|---------------| |8. Продолжение работы по реализации положений Базеля II в |I - IV кварталы| |России в части внесения изменений в порядок расчета норматива | | |достаточности собственных средств (капитала) кредитных | | |организаций на основе Упрощенного стандартизированного | | |подхода к оценке кредитного риска | | |--------------------------------------------------------------|---------------| |9. Участие в разработке стандарта качества банковской |I - IV кварталы| |деятельности по применению банковских информационных | | |технологий (совместно с банковскими ассоциациями) | | |--------------------------------------------------------------|---------------| |10. Совершенствование нормативно-правового регулирования | IV квартал | |банковской деятельности, направленное на создание механизмов | | |противодействия участию в управлении кредитными организациями | | |лиц с сомнительной репутацией или неустойчивым финансовым | | |положением | | |------------------------------------------------------------------------------| | Финансовые рынки | |------------------------------------------------------------------------------| |11. Продолжение работы по совершенствованию нормативной базы, | II - IV | |регламентирующей проведение сделок РЕПО на рынке ОФЗ, в том | кварталы | |числе сделок РЕПО с центральным контрагентом | | |--------------------------------------------------------------|---------------| |12. Подготовка совместно с Минфином России предложений по | II - IV | |совершенствованию нормативной базы обмена обращающихся на | кварталы | |рынке выпусков ОФЗ на размещаемые Минфином России облигации | | |базовых выпусков | | |--------------------------------------------------------------|---------------| |13. Участие в подготовке предложений по формированию | I - III | |нормативно-правовой среды для деятельности центральных | кварталы | |депозитариев | | |--------------------------------------------------------------|---------------| |14. Продолжение работы по совершенствованию законодательства | II - IV | |о клиринговой деятельности | кварталы | |--------------------------------------------------------------|---------------| |15. Участие в работе по внедрению механизмов предоставления | IV квартал | |ценных бумаг на возвратной основе | | |--------------------------------------------------------------|---------------| |16. Содействие развитию системы индикаторов рыночных | II - IV | |процентных ставок | кварталы | |------------------------------------------------------------------------------| | Платежная система | |------------------------------------------------------------------------------| |17. Развитие системы валовых расчетов в режиме реального |I - IV кварталы| |времени | | |--------------------------------------------------------------|---------------| |18. Завершение мероприятий по установлению порядка наблюдения | III квартал | |Банком России за частными платежными системами | | -------------------------------------------------------------------------------- Страницы: 1 2 |