ДОКЛАД О РЕЗУЛЬТАТАХ И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2007 - 2009 ГОДЫ МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РФ (Д) 1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Миссия Министерства заключается в повышении конкурентоспособности российской экономики как основы экономического роста и повышения благосостояния и качества жизни населения. Устойчивый экономический рост практически невозможен при нынешнем уровне развития конкурентных рынков в российской экономике, сохраняющейся в различных секторах высокой степени монополизации, доминировании нерыночных принципов деятельности в таких крупных секторах, как жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование и ряд других. Из этого вытекает первая стратегическая цель Министерства - "Создание комфортных условий для ведения бизнеса, развития свободных конкурентных рынков" как основного фактора повышения реального уровня благосостояния населения (на достижение данной цели направлена деятельность Министерства, Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости). Ее достижение означает выравнивание условий и возможностей деятельности на рынках хозяйствующих субъектов. Реализация данной цели требует развития социально-экономической инфраструктуры, а также повышения эффективности государственного регулирования экономики и снижения непроизводственных издержек предприятий и населения, связанных с государственным регулированием, ослабления административного давления на экономику на всех уровнях - от федерального до муниципального. Из этого вытекает вторая стратегическая цель СБП - "Развитие потенциала государственного управления и институтов гражданского общества" (на достижение данной цели направлена деятельность Министерства и Федерального агентства по управлению федеральным имуществом). Работы по реализации второй цели призваны повысить качество и эффективность государственного регулирования экономики при максимально допустимом сокращении его масштабов и сокращении регулирующих функций государства. Повышение эффективности государственного управления будет позитивно воздействовать как на осуществление бюджетной политики, так и результативность проведения структурных реформ, повышение эффективности управления государственной собственностью, государственными инвестициями и государственными закупками. Развитие институтов гражданского общества является важнейшим условием обеспечения эффективного взаимодействия граждан и государства, решения задач социально-экономического развития. Общенациональная задача по повышению конкурентоспособности российской экономики требует обеспечения максимально выгодной для страны интеграции в мировое экономическое пространство, содействия выходу российских предприятий на внешние рынки товаров, услуг, капитала. Из этого вытекает третья стратегическая цель СБП - "Обеспечение выгодной интеграции страны в мировое экономическое пространство" (цель Министерства). Общенациональная задача по повышению уровня национальной безопасности требует обеспечения необходимого уровня мобилизационной готовности экономики, требуемого уровня материальных резервов, повышения эффективности системы государственного оборонного заказа. Исходя из этого определяется четвертая стратегическая цель СБП - "Повышение эффективности экономического обеспечения обороноспособности и безопасности" (на достижение данной цели направлена деятельность Министерства и Федерального агентства по государственным резервам). Решение задач по устойчивому экономическому развитию страны, повышению уровня жизни граждан должно определяться главным образом ее научными и технологическими преимуществами. Необходимо стимулировать рост инвестиций в производственную инфраструктуру и в развитие инноваций. Исходя из этого определяется пятая стратегическая цель СБП - "Создание условий для развития инновационных отраслей экономики" (на достижение данной цели направлена деятельность Министерства и Федерального агентства по особым экономическим зонам). Создаваемые особые экономические зоны являются новым перспективным инструментом для решения стоящих перед страной задач по привлечению инвестиций, диверсификации и выводу российской экономики на инновационный путь развития. Основными потребителями государственных услуг СБП, включая подведомственные органы исполнительной власти, являются Правительство Российской Федерации, федеральные органы законодательной и исполнительной власти, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, бюджетные учреждения, субъекты предпринимательства и население. Нормативное правовое обеспечение стратегических целей и их соответствие долгосрочным приоритетам государственной политики Цели и задачи СБП, а также механизмы их реализации определены исходя из долгосрочных приоритетов, закрепленных в Конституции Российской Федерации, Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2004, 2005 и 2006 годов, Основных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 28 июня 2000 года), Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы) (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. N 38-р), а также на основе Системы целей социально-экономического развития (приложение N 1 к Методическим рекомендациям по подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования). Заявленные в докладе цели и задачи охватывают все основные направления деятельности СБП по отношению к внешним потребителям услуг СБП. Цель N 1. Создание комфортных условий для ведения бизнеса и развитие свободных конкурентных рынков Деятельность Министерства в рамках достижения данной цели направлена на улучшение инвестиционного климата, снижение уровня прямого вмешательства государства в экономику, создание максимально благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, обеспечение честной конкуренции на рынках. Деятельность Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в рамках достижения данной цели направлена на создание благоприятных условий для развития рынка недвижимости и обеспечение рационального и эффективного использования земель в Российской Федерации. Основными показателями, характеризующими уровень достижения данной цели, являются: - доля субъектов малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте; - доля товаров и услуг естественных монополий в ВВП; - вклад тарифов субъектов естественных монополий в уровень инфляции. Задачи, решение которых обеспечивает достижение цели "Создание комфортных условий для ведения бизнеса и развитие свободных конкурентных рынков": Задача 1.1. Совершенствование системы комплексного планирования и реализации структурных реформ в экономике. Разработка проектов программ социально-экономического развития, Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации, подготовка заключений на доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования является одной из основных функций Министерства. Повышение качества проработки структурных реформ является важнейшей тактической задачей Министерства. Реализация структурных реформ позволит, в свою очередь, создать комфортные условия для ведения бизнеса и развития свободных конкурентных рынков. Задача 1.2. Совершенствование системы государственного регулирования предпринимательской деятельности, развитие малого предпринимательства и институтов частно-государственного партнерства. Повышение эффективности механизмов государственного регулирования повышает комфортность среды для ведения бизнеса, снижает затраты предпринимателей на преодоление административных барьеров. Эффективная поддержка малого предпринимательства и развитие институтов частно-государственного партнерства, включая расширение практики использования механизмов страхования государством некоммерческих рисков, софинансирования расходов на развитие программ профессионального образования, проведения НИОКР и коммерциализации их результатов, продвижения экспорта товаров и услуг, развития промышленного дизайна, обеспечивает формирование предпосылок устойчивого экономического роста и диверсификации экономики. Задача 1.3. Развитие конкуренции в сфере деятельности инфраструктурных монополий. Инфраструктурные монополии оказывают серьезное влияние на деятельность большинства предприятий, имея при этом потенциальную возможность злоупотребления своим монопольным положением. В этой связи регулирование их деятельности, повышение прозрачности, введение конкурентных принципов функционирования непосредственно сказываются на предпринимательском климате в стране. Развитие конкуренции в этой сфере позволит создать комфортные условия для ведения малого и среднего бизнеса и в целом для развития свободных конкурентных рынков. Задача 1.4. Развитие рынка земли, иной недвижимости. Вовлечение земли и иной недвижимости в хозяйственный оборот существенно увеличивает возможности для ведения эффективной предпринимательской деятельности. В рамках решения этой тактической задачи Министерство осуществляет нормативное правовое обеспечение, необходимое для развития рынка земли и иной недвижимости. Реализация данной задачи позволит создать комфортные условия для ведения бизнеса и развития свободных конкурентных рынков земли и другой недвижимости. Для решения данной задачи перед Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости поставлены следующие цели и задачи: Цель первая. Создание благоприятных условий для развития рынка недвижимости. Задачи: - создание системы государственного кадастра объектов недвижимости; - ведение государственного кадастра объектов недвижимости и обеспечение своевременного предоставления информации всем заинтересованным лицам сведений государственного кадастра объектов недвижимости; - проведение государственной кадастровой оценки земель в рамках подготовки к введению в действие (реформирования) земельного налога на основе кадастровой стоимости земельных участков; - проведение оценки объектов недвижимости в рамках подготовки к введению в действие (реформирования) налога на имущество физических лиц и налога на недвижимость. Цель вторая. Обеспечение рационального и эффективного использования земель в Российской Федерации. Задачи: - совершенствование государственного регулирования землеустройства в Российской Федерации; - совершенствование системы государственного мониторинга земель; - совершенствование государственного земельного контроля за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель. Задача 1.5. Обеспечение защиты прав собственности и развитие корпоративного управления. Данная задача решается через обеспечение защиты прав собственности, совершенствование корпоративного законодательства и создание условий для улучшения корпоративного управления. Задача 1.6. Улучшение инвестиционных условий и инвестиционного климата в Российской Федерации. Многочисленные международные исследования и опросы иностранных инвесторов показывают, что инвестиционный климат России оценивается ими лучше, чем пишут о нем в зарубежных СМИ. Необъективное и недостаточное информирование потенциальных иностранных инвесторов об инвестиционных возможностях российской экономики оказывает негативное влияние на приток инвестиций в страну. Иностранные инвестиции как носители передовых производственных технологий и технологий менеджмента, развитой корпоративной культуры, положительно влияющей на предпринимательский климат в целом, должны играть возрастающую роль в российской экономике. Задача 1.7. Содействие проведению социально-экономических реформ в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Стимулирование регионов и муниципальных образований к проведению социально-экономических преобразований способствует созданию благоприятных условий для их устойчивого социально-экономического развития. Нормотворческая и экспертная поддержка регионального и муниципального развития обеспечивает единство экономического и правового пространства страны и позволяет регионам более высокими темпами наращивать свой экономический потенциал. Проведение социально-экономических реформ в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях будет способствовать обеспечению их устойчивого социально-экономического развития. Цель N 2. Развитие потенциала государственного управления и институтов гражданского общества Деятельность Министерства в рамках достижения данной цели направлена: на обеспечение качественной и эффективной нормотворческой поддержки органов власти в области проведения административной реформы, реформы государственного управления, модернизации государственной службы, повышение отдачи от использования государственной собственности, обеспечение максимального количества и качества товаров и услуг, получаемых в рамках государственных закупок, обеспечение максимального эффекта, выражаемого в уровне решения ключевых социальных, хозяйственных и инфраструктурных проблем за счет осуществляемых государством инвестиций. Деятельность Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в рамках достижения данной цели направлена на эффективное управление федеральной собственностью и ее приватизацию. Основными показателями, характеризующими уровень достижения данной цели, являются: - место России в рейтинге стран по качеству государственного управления; - качество государственного регулирования. Задачи, решение которых обеспечивает достижение цели "Развитие потенциала государственного управления и институтов гражданского общества". Задача 2.1. Обеспечение эффективного проведения реформ государственного управления (задача Министерства). Министерство выполняет большую работу по экспертной и нормотворческой поддержке деятельности Правительства в области осуществления административной реформы. Показателями реализации задачи должны стать рост, повышение качества предоставляемых государством услуг, сокращение избыточных функций государственных органов и повышение места России в международных рейтингах качества государственного управления. Обеспечение эффективного проведения данных реформ позволит значительно расширить потенциал государственного управления. Кроме того, предполагается увеличение количества государственных публичных услуг, оказываемых федеральными органами власти через информационные системы общего пользования, формирование системы административных регламентов, обеспечение возможностей максимально широкого доступа граждан к информации о деятельности органов власти, проводимых социально-экономических реформах. Основными факторами, препятствующими достижению указанной цели, являются: недостаточный уровень информатизации органов власти, отсутствие института административных регламентов, недостаточный уровень подготовки кадров и социально-экономического обеспечения государственных служащих, реализация ведомственных интересов, препятствующих осуществлению административной реформы и реформы государственной службы. Обеспечение информационной открытости государственных органов необходимо также для оценки обществом потенциала государственного управления. Задача 2.2. Обеспечение приватизации государственной собственности и увеличение доходов от имущества, находящегося в государственной собственности. Приватизация является одним из наиболее эффективных инструментов регулирования структуры экономики, обеспечивая при этом повышение эффективности использования производственных ресурсов. Эффективность осуществления приватизации государственной собственности как способа распоряжения имуществом отражает в целом эффективность управления государственным имуществом. Для решения данной задачи Министерство осуществляет нормативное правовое обеспечение приватизации государственной собственности. В рамках решения данной задачи Министерство осуществляет нормативное правовое обеспечение, необходимое для увеличения доходов от имущества, находящегося в государственной собственности. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) для решения данной задачи реализует следующие приоритетные направления (подзадачи): - вовлечение в рыночный оборот федерального имущества, исходя из принципа соответствия состава федерального имущества полномочиям (функциям) Российской Федерации, при условии четкого определения целей участия государства в предприятиях и организациях. Для решения данной задачи перед Росимуществом поставлены следующие цели: - максимизация доходов от использования и продажи федерального имущества, не отнесенного к имуществу, необходимому для обеспечения функций Российской Федерации, и организация эффективного использования имущества, необходимого для нужд Российской Федерации; - оптимизация структуры федерального имущества в соответствии с критерием обеспечения интересов Российской Федерации; - развитие оценочной деятельности. Для достижения этих целей Росимуществом будут решаться следующие задачи: Задачи, направленные на максимизацию доходов федерального бюджета от использования и продажи федерального имущества, не отнесенного к перечню имущества, необходимого для обеспечения функций Российской Федерации, и организацию эффективного использования имущества, необходимого для нужд Российской Федерации: - установление регламентов осуществления Росимуществом прав собственника федерального имущества; - переход на осуществление сделок с федеральным имуществом, исходя из его рыночной стоимости; - формирование полноценной и достоверной информационной основы управления федеральным имуществом; - совершенствование технологий управления федеральными государственными унитарными предприятиями и акционерными обществами с участием Российской Федерации на основе эффективной инвестиционной, финансово-кредитной и дивидендной политики. Задачи, направленные на оптимизацию структуры федерального имущества в соответствии с критерием обеспечения интересов Российской Федерации: - определение видов и объема федерального имущества, необходимого для нужд Российской Федерации, организация использования указанного имущества на условиях, обеспечивающих надлежащее исполнение соответствующих функций Российской Федерации, и отчуждение до 2009 года имущества, не предназначенного для выполнения функций Российской Федерации; - закрепление за федеральными органами исполнительной власти, федеральными предприятиями и учреждениями необходимого для выполнения функций Российской Федерации имущества; - передача субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям находящегося в собственности Российской Федерации имущества, необходимого для осуществления их функций; - формирование реестра федерального имущества в соответствии с новыми принципами; - разграничение государственной собственности на землю. Задачи, направленные на развитие оценочной деятельности: - стандартизация требований к отчетам об оценке; - организация контрольной работы территориальных органов Росимущества, направленной на выявление нарушений лицензионного законодательства; - проведение исследования рынка и создание информационной базы по ценам объектов недвижимости и арендной плате за недвижимость; - проведение обучения сотрудников территориальных органов Росимущества. Увеличение доходов от имущества, находящегося в государственной собственности, способствует повышению эффективности управления государственной собственностью. Задача 2.3. Совершенствование механизмов реализации заказов на поставку товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд. Увеличение доли товаров и услуг, приобретаемых на открытых конкурсах, должно обеспечить снижение удельных затрат (по критерию "цена - качество") при осуществлении государственных закупок, что отражает степень эффективности управления государственными закупками. Задача 2.4. Повышение качества формирования и реализации ФАИП, ФЦП и ВЦП. Повышение эффективности ФАИП через расширение программного подхода, разработку и совершенствование формализованных методик анализа издержек и выгод минимизирует риск принятия неверного решения в отношении того или иного объекта госинвестиций и способствует повышению эффективности государственных инвестиций в целом. Расширение использования программного подхода через широкое использование ФЦП и ВЦП позволит еще более эффективно использовать бюджетные средства. Задача 2.5. Развитие институтов гражданского общества. Развитие институтов гражданского общества является важнейшей предпосылкой устойчивого социально-экономического развития, повышения эффективности деятельности государства, реализации прав и свобод граждан. Цель N 3. Обеспечение выгодной интеграции страны в международное экономическое пространство Деятельность Министерства в рамках достижения данной цели направлена на повышение открытости российской экономики, более глубокую ее интеграцию в систему мирового разделения труда, увеличение конкурентных стимулов для российских производителей при условии снижения внутренних и внешних барьеров для выхода российских экспортеров на мировые рынки, обеспечения эффективной политической и экономической поддержки российских компаний, работающих за рубежом, ускоренного развития хозяйственных связей со странами СНГ. Основными показателями, характеризующими уровень достижения данной цели, являются: - удельный вес промышленного экспорта в общем объеме российского экспорта; - объем иностранного содействия, поступившего в Россию. Задачи, решение которых обеспечивает достижение цели "Обеспечение выгодной интеграции страны в международное экономическое пространство": Задача 3.1. Развитие международного экономического сотрудничества и содействие экспорту. В рамках решения данной задачи предусматривается обеспечить выгодное позиционирование России в международной экономике, активное участие в выработке международных правил торговли, развитие сотрудничества с другими странами в рамках международных экономических организаций, что позволяет контролировать процесс интеграции российской экономики в международную. Поддержка экспорта, в том числе через сокращение и профилактику введения мер нетарифного регулирования против российского экспорта, является одним из основных факторов, обеспечивающих успешную деятельность российских компаний за рубежом. Задача 3.2. Обеспечение защиты российских производителей от возросшего демпингового и субсидируемого импорта. Выгодная интеграция России в международное экономическое пространство предполагает обеспечение недискриминационных условий хозяйствования иностранных и отечественных предприятий, в том числе и на внутреннем рынке. Демпинговый и субсидируемый импорт нарушает данное условие, поэтому защита российских производителей от возросшего демпингового и субсидируемого импорта является одной из задач достижения рассматриваемой цели. Задача 3.3. Повышение эффективности таможенного регулирования внешнеторговой деятельности. Реализация общегосударственных задач в области таможенного дела, обеспечение безусловного и полного соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Повышение эффективности таможенно-тарифного регулирования через совершенствование нормативной базы, способствует сокращению затрат предприятий на экспортно-импортные операции, а как следствие, приводит к увеличению товарооборота и интеграции страны в мировую экономику. Основными факторами, препятствующими достижению указанной цели, являются: целенаправленные негативные действия со стороны стран - экономических и политических партнеров Российской Федерации, а также иных стран, препятствующие интеграции российской экономики в международную, отсутствие изменений в нормативную базу, направленных на повышение эффективности таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. В рамках решения этой тактической задачи Министерство осуществляет нормативное правовое обеспечение, необходимое для таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Задача 3.4. Развитие взаимодействия с международными финансовыми организациями. В рамках данной задачи планируется работа с международными финансовыми организациями с целью: - увеличения доли инфраструктурных проектов, реализуемых МФО в России; - увеличения доли российского софинансирования по проектам Всемирного банка, увеличение объемов оказания Всемирным банком консультативного содействия России; - увеличение количества выданных удостоверений о признании техпомощью; - увеличения объема иностранного содействия, поступившего в Россию. Цель N 4. Повышение эффективности экономического обеспечения обороноспособности и безопасности Деятельность Министерства в рамках достижения данной цели направлена на создание экономических условий, обеспечивающих достаточный уровень обороноспособности и безопасности государства с минимальными для этого затратами. Основными показателями, характеризующими уровень достижения данной цели, являются: прирост отношения уровня реализации натуральных показателей к уровню финансирования по годовому срезу ГПВ. Задачи, решение которых обеспечивает достижение цели "Повышение эффективности экономического обеспечения обороноспособности и безопасности": Задача 4.1. Обеспечение эффективности мобилизационной подготовки экономики. Система мобилизационной подготовки должна обеспечивать достаточно высокую степень готовности мобилизации ресурсов при минимальной нагрузке на гражданские предприятия и является необходимым звеном эффективного экономического обеспечения обороноспособности и безопасности. Задача 4.2. Повышение эффективности государственного оборонного заказа. Оптимизация расходов при размещении заказов на производство вооружений должна повысить эффективность расходования выделяемых на эти цели средств и одновременно повысить обеспеченность Вооруженных Сил Российской Федерации, правоохранительных органов и органов безопасности современными видами вооружений. Задача 4.3. Обеспечение эффективности деятельности системы государственного материального резерва. Создание достаточного объема государственного материального резерва с оптимальными на это затратами. Организация работ по запуску механизмов рыночных интервенций с целью своевременного обновления запасов и сглаживания сезонных ценовых колебаний на стратегически важные продукты (углеводородное топливо, зерно и т.д.). В рамках решения данной тактической задачи Минэкономразвития России осуществляется деятельность Федерального агентства по государственным резервам, целью которого является обеспечение сохранности материальных ценностей государственного материального резерва. Основными приоритетными направлениями (подзадачами) Федерального агентства по государственным резервам в рамках решения данной задачи являются: - своевременное освежение материальных ценностей государственного резерва; - своевременный выпуск материальных ценностей государственного материального резерва по заданиям Правительства Российской Федерации; - снижение затрат некапитального характера, связанных с хранением, обслуживанием и выпуском материальных ценностей государственного материального резерва. Реализация данных направлений необходима для повышения эффективности экономического обеспечения обороноспособности и безопасности. Задача N 4.4. Обеспечение эффективности государственного регулирования деятельности закрытых административно-территориальных образований, их устойчивого социально-экономического развития. Устойчивое социально-экономическое развитие закрытых административно-территориальных образований является условием поддержания обороноспособности и безопасности государства. Цель N 5. Создание условий для развития инновационных отраслей экономики Развитие эффективных институтов взаимодействия государства и бизнеса выступает одним из важнейших условий формирования эффективной экономической политики, повышения инновационной активности, развития экономической и социальной инфраструктуры. Такое взаимодействие позволяет повысить эффективность бюджетного сектора экономики, науки и образования с точки соответствия запросам экономики, снизить издержки бюджетов всех уровней при реализации инфраструктурных проектов. С учетом интересов и при активном участии бизнеса необходимо активизировать деятельность, направленную на поддержку инноваций и социальной сферы; стимулирование частного сектора к развитию предпринимательской активности в областях, обладающих наибольшим потенциалом качественного экономического роста. Основными показателями, характеризующими уровень достижения данной цели, являются: - темп роста экспорта высокотехнологичной продукции и интеллектуальных услуг в особых экономических зонах; - темп роста производства промышленно-производственной продукции особых экономических зон; - темп роста выручки от реализации результатов технико-внедренческой деятельности ОЭЗ; - темп роста объема инвестиций, осуществленных в компании, работающей на территории промышленно-производственных ОЭЗ. В настоящее время очевидна необходимость в создании условий для ускоренного технологического обновления, развитии современных перерабатывающих производств и транспортных мощностей, освоении новых перспективных рынков, при этом необходимо полностью обеспечивать как потребности внутреннего развития, так и экспорт. Для этих целей предлагается использовать новый инструмент - особые экономические зоны. Создаваемые особые экономические зоны будут реально стимулировать развитие обрабатывающих секторов, отраслей высоких технологий, а также, в рамках технико-внедренческих особых экономических зон, разработку и внедрение в производство конкурентоспособной наукоемкой продукции и услуг. В особых экономических зонах будет создаваться такая инновационная среда, которая поставит производство новых знаний на поток. Для этого создается и необходимая инфраструктура: технико-внедренческие зоны, технопарки, венчурные фонды, инвестиционный фонд. Нужно сформировать благоприятные налоговые условия для финансирования инновационной деятельности. Достижение этой цели приведет к улучшению инвестиционного климата, созданию максимально благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности в сфере разработки и производства конкурентоспособной наукоемкой продукции и услуг, туристской и санаторно-курортной деятельности. Задачи, решение которых обеспечивает достижение цели "Создание условий для развития инновационных отраслей экономики": Задача 5.1. Организация и развитие эффективных технико-внедренческих процессов в особых экономических зонах. Основные направления технико-внедренческой деятельности в технико-внедренческих зонах соответствуют мировым приоритетам развития науки, техники и технологий, а именно - они ориентированы на развитие информационных технологий, медицинских и биотехнологий, нанотехнологий и новых материалов, разработку современной элементной базы для микроэлектроники, что является одним из самых перспективных направлений и путей развития энергосбережения, элементной базы, медицины, робототехники. РосОЭЗ будет осуществлять развитие в особых экономических зонах технико-внедренческого типа инновационных предприятий, в том числе в рамках государственной поддержки малого предпринимательства, а также мер по развитию технопарков. Решение данной задачи позволит: - расширить государственную поддержку новых инновационных компаний на этапе старта; - страховать возможные убытки компаний на начальных стадиях их развития при осуществлении технологических инвестиций; - стимулировать развитие венчурного финансирования; - развивать институциональные условия для расширения трансферта знаний и технологий, их капитализацию на уровне организаций; - обеспечивать эффективную защиту прав на интеллектуальную собственность; - обеспечивать учет научных и научно-технических результатов, полученных за счет бюджетных средств, контроль за их использованием; - стимулировать использование новейших отечественных разработок; - развивать совместные предприятия по разработке технологий с зарубежными странами; - развивать экспорт высокотехнологичной продукции и интеллектуальных услуг. Задача 5.2. Организация и эффективное развитие промышленно-производственных процессов в особых экономических зонах. Промышленно-производственные зоны создаются для развития высокотехнологичных отраслей промышленности за счет привлечения отечественных и иностранных инвестиций, содействия переводу российской экономики на инновационный путь развития. Также такие зоны направлены на импортозамещение, увеличение экспорта и оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных регионах. Развитие особых экономических зон промышленно-производственного типа с использованием новейших технологий и производств, внедрением инноваций созданных как внутри страны, так и за ее пределами позволит предприятиям выпускать конкурентоспособную продукцию как на отечественный, так и зарубежный рынки. Создание и развитие промышленно-производственных особых экономических зон способствует выводу экономики страны из сферы преимущественного экспортно-сырьевого развития, развитию отраслей с высокой степенью переработки и наукоемких, высокотехнологичных отраслей промышленности, обеспечению конкурентоспособности России в мировом сообществе и ее равноправной интеграции в мировое экономическое пространство. Создаст условия для формирования в перспективе территориально-производственных высокотехнологичных кластеров как ведущих составляющих российской экономики. Задача 5.3. Привлечение инвестиций для эффективного развития ОЭЗ. Решение данной задачи РосОЭЗ позволит: - подготовить нормативное и методологическое обеспечение процедуры отбора и реализации инвестиционных проектов; - прием, проверку и обработку документов, поданных инициаторами инвестиционных проектов; - осуществлять подготовку сводного заключения Агентства по инвестиционному проекту на основе проведенной оценки инвестиционных проектов; - осуществлять подготовку проектов сводных отчетов о ходе и результатах реализации инвестиционных проектов, а также рассмотрение предложений по внесению изменений в паспорт инвестиционного проекта; - организовывать взаимодействие с инвестиционными консультантами и прочими сторонними организациями, а также осуществлять подготовку материалов для участия руководства Агентства в публичных мероприятиях (форумы, круглые столы и т.д.); - расширить государственно-частное партнерство в сфере развития сектора исследований и разработок, технологическую модернизацию отраслей экономики на следующих принципах: - финансирование прикладных исследований и создание инновационной инфраструктуры осуществляется бюджетом на долевой основе с коммерческим сектором экономики; - технологическая модернизация широкого круга отраслей экономики в интересах обеспечения глобальной конкурентоспособности и формирования в перспективе рынка инноваций для российского сектора исследований и разработок стимулируется государством и происходит, в основном, с использованием внебюджетных средств на базе передовых технологий, в том числе в рамках интеграции с мировыми технологическими комплексами; - реализация национальных приоритетов технологического развития происходит при привлечении существенных объемов внебюджетных средств, при этом в интересах обеспечения таких приоритетов реализуются отраслевые федеральные и ведомственные целевые программы технологического профиля. Задача 5.4. Создание инфраструктуры особых экономических зон и обеспечение эффективного функционирования, управления и контроля деятельности резидентов. Инженерные изыскания, проектирование зданий и сооружений, коммуникаций и других объектов инфраструктуры будут осуществляться с учетом самых передовых достижений строительной науки, применения инновационных архитектурно-планировочных решений. Строительно-монтажные работы будут базироваться на новейших научно-технических достижениях при максимальном сокращении сроков их проведения без снижения качества за счет обеспечения многосменной работы. В конкурсных заданиях заложено обязательное условие учета лучших достижений международного опыта по созданию инфраструктуры особых экономических зон. В нынешних условиях актуально широкое использование энергосберегающих технологий, новых строительных материалов. Задача 5.5. Улучшение организации процессов создания новых рабочих мест в особых экономических зонах и развития человеческого капитала. Решение данной задачи позволит содействовать: - созданию системы многоуровневого непрерывного образования в инновационной сфере и связанного с ним процесса формирования инновационной культуры в бизнес-сообществах; - формированию государственного заказа на профессиональную переподготовку (повышение квалификации) в области инновационной деятельности; - организации обязательного обучения сотрудников в форме профессиональной переподготовки (повышения квалификации) в области инновационного менеджмента; - развитию сети Центров повышения квалификации и профессиональной переподготовки в инновационной сфере при лицензированных в этой области вузах, обучению преподавателей и подготовку учебно-методических материалов; - реализации программы поддержки обучения персонала компаний новым технологиям. 2. РАСХОДНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ Объем планируемых доходов (платежей в федеральный бюджет) СБП, включая подведомственные органы исполнительной власти, государственные учреждения и федеральные государственные унитарные предприятия, оценочно составит 261132,14 тыс. руб. в 2004 году, 189510,16 тыс. руб. в 2005 году, 316529,59 тыс. руб. в 2006 году, 447670,7 тыс. руб. в 2007 году, 465682,66 тыс. руб. в 2008 году, 468937,73 тыс. руб. в 2009 году. 3. БЮДЖЕТНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ И НЕПРОГРАММНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Для достижения сформулированных целей и задач определены 100 бюджетных программ с указанием их статуса, ответственных исполнителей, необходимых мероприятий и бюджета. Бюджет каждой программы включает расходы на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда, приобретение услуг и другие статьи экономической классификации расходов. Конечные показатели выполнения бюджетных программ сформулированы, исходя из принципов четкости, простоты в понимании и использовании, сравнимости, экономической целесообразности, контролируемости и проверяемости. Ряд предложенных показателей требует разработки и утверждения формализованных методик, проведения опросов общественного мнения, выбора международных рейтингов и других показателей, применяемых для межстрановых сравнений на основе прозрачных и регулярных процедур расчета. Далее приведены описания нескольких ключевых аналитических ведомственных программ. Программа 1.1.1. Разработка и мониторинг реализации комплексных программ социально-экономического развития Российской Федерации Актуальность программы: связана с увеличением роли государственного стратегического планирования в достижении целей, поставленных Правительством Российской Федерации. Целевой группой, на которую ориентирована программа, являются органы государственной власти и местного самоуправления, а также все граждане Российской Федерации. Цели программы: 1. Определение ключевых направлений деятельности Правительства Российской Федерации, обеспечивающих достижение стратегических целей развития страны. 2. Анализ выполнения и контроль за реализацией Программы социально-экономического развития Российской Федерации, реализацией Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации, реализацией приоритетных национальных проектов Сводного доклада Правительства Российской Федерации. Программа 1.1.6. Разработка макроэкономических прогнозов и прогнозов развития Актуальность программы: прогнозирование экономического и социального развития России уже вошло в российскую практику как одна из важнейших задач Правительства Российской Федерации, реализация которой формирует исходную базу для разработки проектов бюджетов, федеральных целевых программ, стратегий и программ развития отраслей, принятия других решений на различных уровнях государственного и корпоративного управления. Минэкономразвития России ежегодно обеспечивает представление в Правительство Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики страны на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу. Сценарные условия представляют наиболее вероятные внешние и внутренние условия хозяйствования в прогнозируемой перспективе. Цель программы: 1. Разработка и представление в Правительство РФ и другие органы исполнительной власти РФ макроэкономических параметров развития экономики Российской Федерации с целью выработки стратегических и тактических решений Правительства РФ для проведения экономических реформ и обоснования стратегий развития отдельных секторов экономики, формирования федерального бюджета (перспективных и текущих финансовых планов). Программа 1.1.13. Развитие механизмов бюджетирования по результатам Актуальность программы: существующая в настоящее время в России система управления государственными расходами не отвечает требованиям эффективного использования бюджетных средств. Сложившаяся система расходования бюджетных средств имеет ряд недостатков и не учитывает результативности финансируемых работ. Все это сказывается как на качестве предоставляемых отдельными органами власти государственных услуг, так и на эффективности государственного аппарата в целом, его подконтрольности высшему руководству страны и обществу, что диктует переход к более эффективным методам бюджетного планирования. Цель программы: совершенствование системы и методов среднесрочного бюджетного планирования, ориентированного на результат. Программа 1.1.14. Инвестиционный фонд Актуальность: связана с тем, что одной из основных проблем развития экономики России на современном этапе является недостаточное развитие инфраструктуры, которая оказывает воздействие на темпы экономического роста в стране. Программа ориентирована на широкие круги частного бизнеса. Отбор инвестиционных проектов, претендующих на государственную поддержку за счет средств инвестиционного фонда Российской Федерации, а также их сопровождение и контроль по их реализации, позволит привлечь средства инвесторов в проекты в сфере инфраструктурного развития, инновационной системы и институциональных преобразований. Цели программы: 1. Создание комфортных условий для ведения бизнеса, развития свободных конкурентных рынков. 2. Государственная поддержка инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнерства за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. Программа 1.2.2. Совершенствование государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства Актуальность: развитие в Российской Федерации малого предпринимательства является одним из приоритетов экономической политики и одним из важнейших условий ее социально-экономического развития. В течение последних 10 лет были заложены основы государственной политики в сфере поддержки и стимулирования развития малого предпринимательства. В большинстве субъектов Российской Федерации разработаны и действуют специализированные программы, создан целый ряд достаточно успешно действующих институтов развития - региональные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства, специализированные агентства и др. Основная задача в этой сфере на среднесрочную перспективу - увеличение масштабов и повышение эффективности деятельности органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в этой сфере. Участие средств федерального бюджета в реализации региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. N 249. Цель программы: создание условий, стимулирующих граждан к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности, увеличение общего количества эффективно функционирующих малых предпринимательств и их вклада в ВВП, в налоговые доходы бюджетов всех уровней, в рост занятости населения. Программа 1.4.1. ФЦП "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2007 - 2009 годы)", включая подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости (2007 - 2009 годы)" и "Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирования и регулирование земельных и имущественных отношений" Программа реализуется Минэкономразвития России и федеральными агентствами Роснедвижимость, Росимущество. Актуальность программы: одной из важнейших целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития Российской Федерации является эффективное использование земли и иной недвижимости. Возможность внедрять эффективные экономические механизмы в сфере управления недвижимостью ограничена отсутствием систематизированных сведений об объектах недвижимости, современных автоматизированных технологий их учета и оценки. Цель программы: 1. Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, обеспечивающей реализацию государственной политики в области эффективного использования земли и иной недвижимости, вовлечение их в гражданский оборот и стимулирование инвестиционной деятельности на рынке недвижимости в целях удовлетворения потребностей общества и граждан. Цель подпрограммы "Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирования и регулирование земельных и имущественных отношений": 1. Разграничение государственной собственности на землю и создание автоматизированной системы управления недвижимостью, обеспечивающей эффективное управление недвижимостью на уровне Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Цели подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости (2007 - 2009 годы)": 1. Создание условий обеспечения государственных гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество. 2. Совершенствование системы налогового администрирования, создания полного и достоверного источника информации, используемого в целях налогообложения. 3. Совершенствование государственных услуг, оказываемых организациям и гражданам, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Программа 1.6.6. "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006 - 2014 годы)" Актуальность: программа направлена на решение вопроса создания в г. Сочи горноклиматического курорта мирового уровня, обеспечения России конкурентных преимуществ в борьбе за право проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года и создание условий для подготовки спортсменов международного уровня по зимним видам спорта. Реализация программы позволить сформировать в районе Сочи спортивную и туристическую инфраструктуры, отвечающие мировым стандартам. Цели программы: 1. Создание условий для формирования первого в России горноклиматического курорта мирового уровня. 2. Обеспечение российских спортсменов высокого класса тренировочными базами для подготовки по зимним видам спорта. 3. Обеспечение возможности проведения в России международных и общероссийских соревнований по зимним видам спорта. 4. Обеспечение г. Сочи конкурентных преимуществ в борьбе за право проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года. Программа 2.1.1. Административная реформа в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах Актуальность: реформирование системы государственного управления в России является одним из важных условий ускорения социально-экономического развития страны. В 2003 - 2005 годах были приняты важные решения по реализации административной реформы в Российской Федерации. Необходимо повысить эффективность государственного управления путем кардинального улучшения деятельности органов исполнительной власти. Для этой цели разработана настоящая программа административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах. Цели программы: 1. Повышение качества и доступности государственных услуг. 2. Ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования. 3. Повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти. Программа 2.1.3. Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" Актуальность: по мере развития и проникновения информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) во все сферы общественной жизни органы государственной власти все чаще используют их для организации эффективного управления своей деятельностью и повышения качества предоставляемых услуг населению. Использование ИКТ в современном информационном обществе является необходимым условием обеспечения соответствия государственного управления ожиданиям и потребностям населения. Цели программы: 1. Повышение качества и эффективности государственного управления на основе организации межведомственного информационного обмена и обеспечения эффективного использования органами государственной власти информационных и коммуникационных технологий. 2. Расширение возможности доступа граждан к информации для реализации своих конституционных прав, в том числе к сведениям о деятельности органов государственной власти, обеспечение непосредственного участия институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления. 3. Обеспечение защиты и безопасности данных, используемых для целей государственного управления, прав граждан на защиту персональных данных и реализацию их законных интересов при информационном взаимодействии с органами государственной власти. 4. Устранение дублирования сбора органами государственной власти данных, снижение издержек для населения и организаций, связанных с их предоставлением. 5. Повышение оперативности предоставления государственных услуг, требующих межведомственного взаимодействия, снижение числа обращений граждан и организаций в органы государственной власти и сокращение времени вынужденного ожидания, внедрение единых стандартов обслуживания населения, создание условий для предоставления государственных услуг на принципе "одного окна". 6. Повышение эффективности управления внедрением информационных и коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти. Программа 2.2.4. Приватизация федерального имущества Актуальность: программа направлена на повышение доходов федерального бюджета путем вовлечения в рыночный оборот федеральных предприятий и земельных участков, находящихся в государственной собственности. В результате реализации настоящей ВЦП ожидается, что к 2009 году в государственной собственности Российской Федерации должны остаться только те предприятия и акционерные общества, которые подпадают под перечень стратегических организаций. Цель программы: 1. Максимизация доходов федерального бюджета от продажи федерального имущества, не отнесенного к имуществу, необходимому для обеспечения функций Российской Федерации. Программа 2.2.5. Управление федеральным имуществом Актуальность: проблемы, связанные с технической инвентаризацией, техническим учетом и регистрацией права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, возникают из-за отсутствия владельца указанного недвижимого имущества, который обязан совершить регистрационные действия. Целями и задачами настоящей ВЦП является выявление объектов недвижимости государственной казны Российской Федерации, не представленных в установленном порядке к учету в реестре федерального имущества. Цели программы: 1. Оптимизация структуры федерального имущества в соответствии с критериями допустимости нахождения имущества в федеральной собственности, организация его эффективного использования имущества. 2. Максимизация доходов от использования федерального имущества, не предназначенного для обеспечения осуществления полномочий Российской Федерации в период до его отчуждения (до 2009 года). Программа 2.3.1. Разработка стандартов и совершенствование процедур и регламентов формирования государственного заказа Актуальность: повышение объема заказов на поставку товаров (работ, услуг) для федеральных государственных нужд, размещаемых путем проведения открытых конкурсов (задача Министерства, п. 1 Положения о Министерстве, п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2004 г. N 443). Увеличение доли товаров и услуг, приобретаемых на открытых торгах, должно обеспечить снижение удельных затрат (по критерию "цена - качество") при осуществлении государственных и муниципальных закупок, что отражает степень эффективности управления государственными и муниципальными закупками. Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ предусматривает единые процедуры размещения заказов для всех уровней власти. Цели программы: 1. Повышение объема заказов на поставку товаров (работ, услуг) для федеральных государственных нужд, размещаемых путем проведения открытых конкурсов. 2. Разработка стандартов и совершенствование процедур и регламентов формирования государственного заказа (ВЦП). Ответственный исполнитель: Катамадзе А.Т. - заместитель директора Департамента стратегии социально-экономических реформ. Программа 2.4.1. Формирование расходов инвестиционного характера и реализация Федеральной адресной инвестиционной программы на очередной год Актуальность: проблема, на решение которой направлена целевая программа ведомства - формирование расходов инвестиционного характера и реализация Федеральной адресной инвестиционной программы на очередной год. Цель программы: 1. Формирование структуры и объемов расходов инвестиционного характера, включая ФАИП, и исполнение перечня строек и объектов в рамках ФАИП, и разработка нормативно правовых актов, направленных на совершенствование механизмов формирования расходов инвестиционного характера и Федеральной адресной инвестиционной программы. Программа 2.4.5. Методологическое обеспечение работы субъектов бюджетного планирования в применении механизмов программно-целевого метода в виде ведомственных целевых программ Актуальность: в соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в 2004 - 2006 годах, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249, в качестве основного направления реформирования бюджетного процесса рассматривается переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной политики. Расширение сферы применения программно-целевого метода бюджетного планирования, согласно Концепции, предусматривается расширять преимущественно за счет использования ведомственных целевых программ. Таким образом, ведомственные целевые программы являются одним из основных инструментов бюджетирования, ориентированного на результат. Принимая во внимание новизну механизма ведомственных целевых программ, возможности расширения сферы их использования в деятельности субъектов бюджетного планирования особенно зависят от разработки методического обеспечения, исполнения функций по координации работ в области их практического применения. Настоящая программа обеспечивает решение задач формирования нормативно-методической базы целевых программ ведомств, соблюдения требований к их разработке, использования механизмов их реализации и контроля. Цель программы: Повышение качества формирования и реализации ВЦП. Методологическое обеспечение работы субъектов бюджетного планирования в применении механизмов программно-целевого метода в виде ведомственных целевых программ. Программа 3.1.4. Обеспечение вступления Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) и взаимодействия Российской Федерации с ВТО Актуальность: программа направлена на решение вопроса интеграции Российской Федерации в мировую экономику и дальнейшее участие в выработке правил мировой торговли. Россия является крупным игроком на международных рынках и преодоление ее дискриминации должно стать фактором роста отечественного производства и внешней торговли. Россия не имела и до сих пор не имеет возможности добиваться от своих торговых партнеров устранения нетарифных барьеров в отношении перспективных товаров российского экспорта. Вступление в ВТО повысит эффективность применения инструментов торговой политики, в результате этого российская экономика выиграет и в динамике развития, и в инвестиционной привлекательности. Цели программы: 1. Участие Российской Федерации в ВТО. 2. Приведение российского законодательства в соответствие с нормами ВТО, а также подготовка нормативной правовой базы интеграционных объединений с участием России и других стран-членов СНГ с учетом требований ВТО. Программа 3.1.7. Поддержка участия российских предприятий в зарубежных и внутренних выставках, ярмарках и других презентационных мероприятиях Актуальность: все большее значение для эффективной поддержки экспорта и продвижения продукции и услуг на внешние рынки приобретает выставочно-ярмарочная деятельность. В этой области осуществляются меры по улучшению подготовки и проведения российских экспозиций на крупнейших международных выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом, которые предусмотрены Перечнем выставок и ярмарок, организуемых за рубежом в соответствующем году (утверждается ежегодно распоряжением Правительства Российской Федерации). Перечень выставок и ярмарок, проводимых за рубежом в соответствующем году, на которых планируется организация российских экспозиций, частично финансируемых за счет средств федерального бюджета, подготавливается, согласовывается с заинтересованными министерствами и направляется в Правительство Российской Федерации. Оказывается организационное содействие в подготовке ряда крупных выставочных мероприятий как за рубежом, так и на территории России. Цель программы: 1. Обеспечение выгодной интеграции страны в международное экономическое пространство. Программа 3.1.12. Содействие развитию двустороннего экономического сотрудничества в рамках реализации единой государственной политики Российской Федерации в сфере торгово-экономического сотрудничества Актуальность: в современных условиях глобализации, углубления процессов интеграции стран и формирования единого мирового экономического пространства вопросы международного сотрудничества и организации эффективной деятельности на мировом рынке становятся все более актуальными. Россия стоит перед необходимостью активного включения в эти процессы, поиска своей ниши в системе международных экономических отношений. Министерством на постоянной основе проводится целенаправленная работа по активизации двусторонних торгово-экономических связей со странами дальнего зарубежья и ЕС. Деятельность Минэкономразвития России в данном направлении осуществляется в рамках реализации единой государственной политики Российской Федерации в сфере торгово-экономического сотрудничества и основывается на целевых программах содействия развитию двустороннего экономического сотрудничества и сотрудничества с международными организациями. Одной из основных задач торгово-экономического сотрудничества между странами является увеличение российского экспорта машин, оборудования, транспортных средств, готовых промышленных изделий, а также услуг. При этом одной из основных задач Министерства является создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров, услуг для деятельности российских инвесторов за рубежом, защиты торгово-экономических интересов государства, включая обеспечение недискриминационного и благоприятного доступа российских товаров и услуг на внешние рынки, увеличения объемов их экспорта. Не менее важным направлением двусторонних связей представляется расширение инвестиционного сотрудничества (приток инвестиций в реальный сектор российской экономики, в инновационную сферу и крупные инфраструктурные проекты), в том числе на основе новых возможностей привлечения зарубежного капитала в создаваемые в России особые экономические зоны (ОЭЗ). Цель программы: 1. Развитие двустороннего международного экономического сотрудничества и содействие экспорту. Программа 4.1.1. Разработка и реализация мероприятий по мобилизационной подготовке экономики Российской Федерации Актуальность: система мобилизационной подготовки экономики должна обеспечивать достаточно высокую степень ее готовности к мобилизации при минимальной нагрузке на объекты экономики и является необходимым звеном эффективности экономического обеспечения обороноспособности и безопасности. Решение проблемы предусмотрено путем совершенствования законодательной и нормативной правовой базы в сфере мобилизационной подготовки экономики, разработки (уточнения) мобилизационного плана экономики Российской Федерации, разработки и реализации мероприятий по обеспечению готовности экономики Российской Федерации к выполнению мобилизационного плана экономики Российской Федерации в целях поднятия уровня мобилизационной подготовки экономики Российской Федерации. Реализация целевой программы позволит обеспечить эффективность мобилизационной подготовки экономики. Цели программы: 1. Разработка проектов нормативных правовых актов в сфере мобилизационной подготовки экономики Российской Федерации. 2. Разработка и реализация мероприятий по переводу экономики Российской Федерации на работу в условиях военного времени. Программа 5.4.5. Создание объектов инженерной, транспортной, социальной и инновационной инфраструктуры особых экономических зон Актуальность программы: обеспечение необходимых условий для размещения и функционирования резидентов в особых экономических зонах. Цель программы: 1. Создание и обеспечение стабильного функционирования инженерной, транспортной и инновационной инфраструктуры. 4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАСХОДОВ ПО ЦЕЛЯМ, ЗАДАЧАМ И ПРОГРАММАМ Распределение фактических и планируемых расходов СБП по целям, задачам и программам приводится по Министерству и подведомственным органам исполнительной власти (за исключением Федерального агентства по государственным резервам). В основе определения фактических и планируемых расходов СБП находится текущий уровень финансирования по соответствующим статьям бюджета. Распределение фактических и планируемых расходов по целям, задачам и программам СБП представляется по установленной форме в приложении N 5 (не приводится) к настоящему Докладу. Плановые показатели по федеральным целевым программам, непрограммной части ФАИП и др. расходам инвестиционного характера на плановый период рассчитаны исходя из дефляторов. 5. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ Приказом от 31 августа 2006 г. N 260 утвержден План мероприятий Минэкономразвития России по повышению результативности бюджетных расходов и качества контроля за соблюдением бюджетного законодательства в сфере деятельности субъекта бюджетного планирования, содержащий следующие меры: 1) Повышение качества планирования целей, задач и результатов деятельности: - проведение оценки качества системы показателей, характеризующих достижение целей, задач и программ Минэкономразвития России и подведомственных агентств; - проведение семинара для представителей субъекта бюджетного планирования, посвященных повышению качества планирования целей, задач и результатов деятельности; - доработка Обоснований бюджетных ассигнований Минэкономразвития России и подведомственных агентств по замечаниям Минфина России; - доработка планового реестра расходных обязательств Минэкономразвития России и подведомственных агентств по замечаниям Минфина России; - доработка пояснительной записки к проекту федерального бюджета на 2007 год в части, касающейся соответствующего Минэкономразвития России и подведомственных агентств, по замечаниям Минфина России; - утверждение положения о разработке плана деятельности Минэкономразвития России и его структурных подразделений. 2) Расширение сферы применения и повышение качества методов бюджетного планирования, ориентированных на результаты: - утверждение порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ Минэкономразвития России; - утверждение положения о разработке Докладов о результатах и основных направлениях деятельности подведомственных агентств и их структурных подразделений; - создание системы оценки качества Докладов о результатах и основных направлениях деятельности структурных подразделений центрального аппарата Министерства с целью стимулирования подразделений Минэкономразвития России, активно участвующих во внедрении методов среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результаты; - утверждение (уточнение) порядка организации бюджетного процесса (формирования и исполнения бюджета, ведение бюджетного учета, составления бюджетной отчетности). 3) Оптимизация бюджетной сети и повышение качества управления бюджетными средствами: - создание единой системы управления социальной инфраструктурой Минэкономразвития России и подведомственных федеральных агентств; - утверждение приказа о переходе загранучреждений Минэкономразвития России на бюджетный учет; - представление в Минфин России результатов мониторинга сети подведомственных бюджетных учреждений СБП/ФСА за 2006 год в соответствии с Приказом Минфина России от 19.12.03 N 399; - утверждение критериев оценки финансового менеджмента в подведомственных службах, агентствах и бюджетных учреждениях. 4) Совершенствование распределения ассигнований между подведомственными органами и учреждениями с учетом результатов их деятельности: - утверждение порядка распределения части премиального фонда с учетом результатов деятельности структурных подразделений федерального органа исполнительной власти. 5) Совершенствование системы государственных закупок: - разработка и внедрение методических рекомендаций по осуществлению планирования размещения заказов и разбивке на лоты; - разработка методических рекомендаций по определению начальной цены контракта для проведения торгов по размещению заказов; - разработка методических рекомендаций по определению эффективности системы размещения заказов; - разработка автоматизированной информационной системы мониторинга НИОКР. 6) Иные мероприятия по повышению результативности бюджетных расходов и качества контроля за соблюдением бюджетного законодательства в установленной сфере деятельности: - утверждение порядка внутреннего контроля (аудита) результативности деятельности Минэкономразвития России и подведомственных агентств; - подготовка и размещение на сайте отчета о результатах деятельности Минэкономразвития России в 2005 году; - подготовка и публикация Доклада о результатах и основных направлениях деятельности Минэкономразвития России; - реализация плана проверок на 2006 год; - обучение сотрудников центрального аппарата и территориальных органов. |