ГОРОД МОСКВА ЗАКОН О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА (Редакция на 20.06.2007) Настоящий Закон регулирует отношения в сфере защиты населения и территорий города Москвы (далее - защита населения и территорий) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации). I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Ликвидация чрезвычайных ситуаций - проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций аварийно-спасательные и другие неотложные работы, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов. Зона чрезвычайной ситуации - территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация. Катастрофа - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и разрушение или уничтожение объектов и других материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей среде. Авария - опасное происшествие на промышленном объекте или на транспорте, создающее угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению производственных помещений и сооружений, повреждению или уничтожению оборудования, механизмов, транспортных средств, сырья и готовой продукции, к нарушению производственного процесса и нанесению ущерба окружающей среде. Потенциально опасный объект - объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации. Декларация безопасности - документ, содержащий перечень и показатели опасности возникновения возможных аварий, катастроф, проявления угроз жизни и (или) здоровью работающего персонала и (или) населения прилегающих к объекту территорий. Стандарты безопасности в чрезвычайных ситуациях - нормативно-технические документы, утверждаемые уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти и устанавливающие комплекс норм, правил, требований безопасности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Эксплуатирующая организация - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), осуществляющий деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации соответствующего производственного, другого хозяйственного и иного объекта собственными силами и (или) с привлечением на договорной основе других предприятий или организаций и имеющий для осуществления этой деятельности соответствующее разрешение (лицензию). Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения. Статья 2. Законодательство о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Правовую основу защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют Устав города Москвы, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты города Москвы, принимаемые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Статья 3. Московская городская территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Московская городская территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - МГСЧС) объединяет силы и средства органов исполнительной власти города Москвы, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее - органы местного самоуправления), организаций независимо от их организационно-правовых форм (далее - организации), в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Организация, состав сил и средств, порядок функционирования МГСЧС определяются Положением о МГСЧС, утверждаемым Правительством Москвы по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России). Статья 4. Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях. Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления и руководители организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них. Порядок обеспечения такой информацией населения, органов власти города и организаций определяется нормативными актами Российской Федерации и города Москвы. Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Статья 5. Полномочия органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций 1. Исключена. 2. Мэр Москвы: а) принимает решения, определяющие в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и Уставом города Москвы основные направления политики и организации защиты населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций; б) в случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения города, принимает необходимые меры по ликвидации чрезвычайных ситуаций и поддержанию правопорядка на территории города Москвы; в) принимает решение о привлечении при необходимости к ликвидации чрезвычайных ситуаций сил и средств органов внутренних дел города; г) осуществляет руководство МГСЧС. 3. Правительство Москвы: а) принимает на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных правовых актов, законодательных актов и распоряжений Мэра Москвы постановления по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения безопасности людей на водных объектах; б) создает Комиссию Правительства Москвы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - Комиссия Правительства Москвы по чрезвычайным ситуациям); в) организует и обеспечивает проведение научных исследований, разработку и выполнение специальных целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; г) определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности Правительства Москвы, префектур, районных Управ и организаций, расположенных на территории города, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; д) организует в соответствии с действующим законодательством соблюдение мер безопасности в процессе производства, хранения, перевозки и использования радиоактивных и других опасных веществ; е) осуществляет финансирование мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению безопасности людей на водных объектах; ж) обеспечивает создание городских резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, определяет порядок их использования; з) осуществляет подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения безопасности людей на водных объектах; и) определяет порядок информирования населения об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществляет сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен ей; к) принимает решение о проведении эвакуационных мероприятий, организует их подготовку и обеспечивает выполнение мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера; л) организует аварийно-спасательные и другие неотложные работы, обеспечивает поддержание необходимого общественного порядка в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращается к Правительству Российской Федерации за помощью; м) оказывает финансовую и материально-техническую помощь и поддержку аварийно-спасательным службам и аварийно-спасательным формированиям, а также устанавливает дополнительные социальные гарантии их сотрудникам исходя из интересов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; н) осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти города Москвы и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы; о) организует подготовку руководителей органов исполнительной власти города Москвы и организаций, обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; п) организует мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах; р) содействует устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера; с) обеспечивает поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности и осуществляет информирование населения об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций; с.1) содействует территориальному органу федерального органа исполнительной власти - органу, специально уполномоченному решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по городу Москве, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; т) реализует иные полномочия в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы. 4. Органы местного самоуправления взаимодействуют с органами исполнительной власти города Москвы в реализации мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы. Статья 6. Руководство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Руководство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет Правительство Москвы при участии территориального органа федерального органа исполнительной власти - органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по городу Москве. Обеспечение выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, содействие территориальному органу федерального органа исполнительной власти - органу, специально уполномоченному решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по городу Москве, в установке и использовании специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также проверку готовности сил и средств при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций осуществляет функциональный орган исполнительной власти города Москвы. В составе функционального органа исполнительной власти города Москвы создается специальное структурное подразделение, предназначенное для единого оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях. Положение о функциональном органе исполнительной власти города Москвы утверждается Правительством Москвы. Руководство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территориях административных округов, районов города Москвы и в организациях города Москвы осуществляют соответственно руководители территориальных органов исполнительной власти города Москвы и руководители организаций. Руководители территориальных органов исполнительной власти города Москвы и руководители организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Статья 7. Комиссия Правительства Москвы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Обеспечение координации действий органов исполнительной власти города Москвы и организаций в целях реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляет Комиссия Правительства Москвы по чрезвычайным ситуациям. Положение о Комиссии Правительства Москвы по чрезвычайным ситуациям и ее персональный состав утверждаются Правительством Москвы. В административных округах, районах города Москвы и в организациях города Москвы создаются соответствующие комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - комиссии по чрезвычайным ситуациям) в порядке, установленном Правительством Москвы. III. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГРАЖДАН, ОРГАНИЗАЦИЙ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Статья 8. Права и обязанности граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций 1. Граждане имеют право: - на защиту жизни, здоровья и личного имущества; - быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории города, и о мерах необходимой безопасности; - обращаться лично, а также направлять в органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; - участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, используя средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество города Москвы и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций; - на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; - на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; - на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья; - на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка. 2. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы. 3. Граждане обязаны: - соблюдать законы и нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; - знать и соблюдать правила безопасности в быту и трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности; - изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты; - выполнять правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций; - при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ. Статья 9. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций 1. Организации обязаны: а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях в составе нештатных аварийно-спасательных формирований; г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях; д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций. и) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, предоставлять территориальному органу федерального органа исполнительной власти - органу, специально уполномоченному решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по городу Москве, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами. 2. Организации, являющиеся потенциально опасными объектами, также обязаны: а) осуществлять разработку и реализацию мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций и снижению их негативных последствий для персонала, населения и окружающей природной среды; б) использовать оборудование, технологии и материалы в соответствии с требованиями и условиями разрешений (лицензий) и только для тех целей, для которых они предназначены; в) иметь в наличии необходимые приборы и системы контроля за производственными процессами и обеспечивать их функционирование; г) поддерживать на должном уровне квалификацию работающего персонала, осуществлять подбор и подготовку личного состава аварийно-спасательных служб и формирований; д) разрабатывать и представлять в установленном порядке в функциональный орган исполнительной власти города Москвы проект декларации безопасности; е) своевременно информировать в установленном порядке органы управления МГСЧС, организации и население, находящиеся в зоне чрезвычайной ситуации, о ее возникновении (характере и масштабе, реальной угрозе жизни и здоровью, материальным ценностям) на потенциально опасном объекте или подведомственной территории; ж) проводить работы по оценке риска и прогнозированию вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций. Статья 10. Участие общественных объединений в ликвидации чрезвычайных ситуаций Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации. Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке. IV. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Статья 11. Специальные целевые программы Правительство Москвы организует разработку и обеспечивает выполнение специальных целевых программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения, поддержание в этих условиях устойчивого функционирования организаций, прежде всего связанных с обеспечением жизнедеятельности города. По согласованию с Правительством Российской Федерации целевые программы защиты населения и территорий города могут включаться в состав целевых федеральных программ развития города Москвы - столицы Российской Федерации в качестве их составной части (подпрограммы). Статья 12. Стандарты, нормы, показатели и правила безопасности В интересах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, конкретизации параметров защищенности от возможных аварий, катастроф, стихийных и иных бедствий органами управления МГСЧС разрабатываются и устанавливаются стандарты, нормы, показатели и правила безопасности. Статья 13. Единая классификация потенциально опасных объектов Каждый потенциально опасный объект на территории города подлежит обязательному категорированию (классификации) в зависимости от уровня потенциальной опасности возникновения природных и техногенных аварий и катастроф. Данные о категорированных производствах и технологиях, объектах хозяйственной и иной деятельности подлежат включению в Единый классификатор потенциально опасных объектов, утверждаемый Правительством Москвы. Статья 14. Единая регистрация опасных веществ и материалов В целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду опасных веществ и материалов в городе устанавливается единая государственная система регистрации опасных веществ и материалов - государственный регистр вредных веществ и материалов. В государственный регистр города вносятся наименование каждого опасного вещества (материала), сведения о его характеристиках, критериях опасности и количестве, находящемся в распоряжении конкретной организации. Статья 15. Декларирование безопасности потенциально опасных объектов Руководители потенциально опасных объектов, расположенных на территории города Москвы, в обязательном порядке представляют в органы управления МГСЧС доклад (декларацию), содержащий перечень и показатели опасн ости возникновения возможных аварий, катастроф, проявления угроз жизни и (или) здоровью работающего персонала и (или) населения прилегающих к объекту территорий. Порядок, содержание и сроки представления доклада определяются специальным положением. Статья 16. Государственная экспертиза Государственная экспертиза предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, организуется и проводится специально уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации и города Москвы в целях проверки и выявления степени их соответствия установленным нормам, стандартам и правилам и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы. Статья 17. Исключена. Статья 18. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций В отношении потенциально опасных объектов, территорий города производится систематический прогноз вероятности возникновения на них чрезвычайных ситуаций вследствие возникновения аварий, катастроф, стихийных бедствий. Такой прогноз организует администрация соответствующей территории или объекта согласно методике, утвержденной органами управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). К выполнению прогноза вероятности возникновения аварий, катастроф привлекаются структуры и организации, осуществляющие наблюдение и контроль за показателями опасности, сбор, накопление и обработку данных. Органы государственной власти города Москвы и местного самоуправления в пределах их компетенции обязаны учитывать результаты прогноза и составленные на его основе рекомендации при разработке, утверждении и реализации целевых программ, а также своевременно обеспечивать население, предприятия, учреждения и организации информацией о результатах прогнозирования и мерах противочрезвычайного планирования. Статья 19. Подготовка населения по защите от чрезвычайных ситуаций Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей. Подготовка руководителей и специалистов организаций, а также сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по защите от чрезвычайных ситуаций осуществляется в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, повышения квалификации, на курсах, в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям города Москвы и непосредственно по месту работы. Статья 20. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обеспечивается органами управления, входящими в РСЧС, совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти города Москвы, органами местного самоуправления, организациями. Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций могут использоваться средства массовой информации, а также специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей. Статья 21. Порядок реализации статей 11-20 Порядок реализации статей 11-20 настоящего Закона определяется Правительством Москвы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Статья 22. Надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Государственные надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в соответствии с задачами, возложенными на МГСЧС, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения. В соответствии с федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы надзор и контроль в указанной области на территории города осуществляются постоянно действующими органами управления МГСЧС и ее территориальных звеньев в пределах их компетенции на принципах самостоятельности и независимости от надзорных органов. Статья 23. Полномочия должностных лиц, уполномоченных осуществлять надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Полномочия должностных лиц, уполномоченных осуществлять надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, определяются законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы. Статья 24. Ответственность за невыполнение требований законодательства по вопросам предупреждения, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций 1. Непредставление организациями, являющимися потенциально опасными объектами, в функциональный орган исполнительной власти города Москвы, доклада (декларации) безопасности влечет за собой наложение на руководителя организации административного штрафа от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. 2. Непроведение немедленного уведомления организациями, являющимися потенциально опасными объектами, функционального органа исполнительной власти города Москвы, руководителей территориальных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения, расположенных в опасной зоне, о чрезвычайной ситуации (характере и масштабе, реальной угрозе жизни и здоровью, материальным ценностям), возникшей на территории организации, осуществляющей потенциально опасную деятельность, или подведомственной ей территории, влечет за собой наложение на руководителя организации административного штрафа от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. 3. Непроведение организациями, являющимися потенциально опасными объектами, работ по оценке риска и прогнозированию вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций влечет за собой наложение на руководителя организации административного штрафа от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. 4. Административная ответственность за невыполнение или недобросовестное выполнение других обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предусмотренных законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также за непринятие мер по обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, наступает в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 5. До вступления в силу закона города Москвы, устанавливающего источники доходов бюджетов муниципальных образований, и вступления в силу правовых актов органов местного самоуправления, утверждающих бюджеты муниципальных образований, суммы административных штрафов зачисляются в бюджет города Москвы с последующим их распределением в соответствии с законом города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год. Статья 25. Порядок наложения административных взысканий Порядок наложения административных взысканий за невыполнение или нарушение требований законодательства по вопросам предупреждения, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяется федеральным законодательством. V. МЕРЫ ПО ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Статья 26. Готовность потенциально опасных объектов и территорий к действиям в чрезвычайных ситуациях Каждый потенциально опасный объект либо объект, находящийся в зоне возможного влияния от других потенциально опасных объектов, должен быть подготовлен к действиям по локализации или ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций. Показатели готовности объектов и территорий к такого рода действиям устанавливаются органами управления РСЧС и МГСЧС и отражаются в планах предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, заранее разрабатываемых для каждого такого объекта, территории. На каждом объекте, территории, опасных по вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, создаются локальные системы организации наблюдения, контроля и оповещения за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов, деятельность которых организуют руководители объектов и соответствующих территориальных органов исполнительной власти. Создание и функционирование указанных систем регулируются нормативным документом, утвержденным Правительством Москвы по согласованию с органом управления РСЧС. Статья 27. Силы и средства для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Для осуществления на территории города наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются силы и средства МГСЧС, включающие в себя органы управления, системы связи, оповещения и информирования, аварийно-спасательные службы, профессиональные, нештатные и общественные аварийно-спасательные формирования, создаваемые органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями города. В состав этих сил в обязательном порядке входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом необходимой достаточности для выполнения аварийно-спасательных работ. Создание аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований осуществляется по решению Правительства Москвы в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы. Порядок подготовки, поддержания в готовности и использования указанных сил и средств определяется Положением о МГСЧС. Статья 28. Оповещение о чрезвычайной ситуации Руководитель, иное должностное лицо эксплуатирующей организации либо комиссии по чрезвычайным ситуациям обязаны немедленно уведомить орган управления МГСЧС при соответствующих органах исполнительной власти города о возникшей на объекте или подведомственной территории чрезвычайной ситуации. Органы управления МГСЧС, в распоряжение которых поступила информация о возникновении чрезвычайной ситуации, в соответствии с Положением о МГСЧС обязаны: - немедленно оповестить население, руководителей административных округов, районных Управ и объектов, расположенных в опасной зоне, о характере и масштабах бедствия, реальной угрозе для жизни, здоровья и имущества граждан; - привести в действие первоочередные меры плана предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; - проинформировать вышестоящий орган управления МГСЧС. Статья 29. Ликвидация чрезвычайных ситуаций В целях обеспечения необходимых условий для успешного осуществления работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций органы управления МГСЧС в пределах своей компетенции: - проводят мобилизацию необходимых материально-технических ресурсов (фондов, сырья, материалов, транспортных средств, производственной продукции) организаций независимо от их принадлежности и форм собственности с последующей компенсацией нанесенного ущерба; - изменяют режим работы организаций независимо от их принадлежности и форм собственности, производят иные изменения производственной (хозяйственной и иной) деятельности, необходимые для достижения цели по ликвидации чрезвычайной ситуации; - прекращают либо приостанавливают функционирование организаций любой формы собственности, на которых возникла чрезвычайная ситуация или деятельность которых может усугубить возможные вредные последствия; - объявляют карантин или особое положение с указанием необходимых ограничений; - проводят временную эвакуацию населения из зон, подвергшихся опасному воздействию чрезвычайных ситуаций, угрожающему жизни и здоровью населения. Статья 30. Организация работ в чрезвычайных ситуациях Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, административно-территориальных единиц города, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под непосредственным руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям. Непосредственное руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайной ситуации, и организацию их взаимодействия осуществляет руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, определяемый в соответствии с действующим законодательством или планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций либо назначаемый решениями соответствующих органов государственной власти города Москвы и местного самоуправления, руководителей организаций, к компетенции которых отнесено решение данных вопросов. Решения руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, направленные на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Первоначальные действия по локализации и ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации организуются согласно заранее разработанному плану. Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, то руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации обращается за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям. Вышестоящая комиссия по чрезвычайным ситуациям (района, округа, Правительства Москвы) может взять на себя координацию или руководство ликвидацией этой чрезвычайной ситуации и оказать необходимую помощь. Организация и ведение аварийно-спасательных работ аварийно-спасательными службами и спасателями на объекте или территории города осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей". Ликвидация чрезвычайных ситуаций на территории посольств, консульств, торговых представительств и других объектов, обладающих экстерриториальностью, осуществляется с согласия их уполномоченного представителя либо в ином порядке, установленном международными договорами Российской Федерации. Статья 31. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций Для ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 32. Применение сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации и органов внутренних дел города Москвы при ликвидации чрезвычайных ситуаций При ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства органов внутренних дел Российской Федерации и органов внутренних дел города применяются в соответствии с задачами, возложенными на органы внутренних дел законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы. Статья 33. Служебное расследование чрезвычайных ситуаций Любая чрезвычайная ситуация расследуется специальной комиссией с целью оценки нанесенного ущерба, выяснения причин возникновения и развития аварий, катастроф и выработки мер по их предотвращению в порядке, устанавливаемом МЧС России. Материалы по результатам служебного расследования чрезвычайных ситуаций должны передаваться в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и привлечения виновных к ответственности. VI. ПОРЯДОК ФИНАНСОВОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Статья 34. Финансирование целевых программ и других мероприятий Финансирование целевых программ и других мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами города Москвы. Затраты города на разработку и осуществление утвержденных целевых федеральных программ развития города Москвы - столицы Российской Федерации с учетом мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций финансируются в порядке, определенном федеральными органами государственной власти и органами государственной власти города Москвы и местного самоуправления. Финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций производится из средств, поступающих от предприятий, организаций, учреждений и граждан города, а также иностранных лиц и граждан, в том числе от страховых органов, благотворительных фондов, средств общественных объединений и добровольных пожертвований. Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности на потенциально опасных объектах, предупреждению возникновения на них аварий, катастроф осуществляется за счет средств указанных объектов. Статья 35. Финансирование органов управления МГСЧС Финансирование постоянно действующих органов управления МГСЧС, строительство ее объектов, развитие и совершенствование поисково-спасательной службы и других подразделений осуществляются за счет средств федерального и городского бюджетов. Финансирование МГСЧС из городского бюджета планируется отдельной строкой. В дополнение к перечисленным источникам финансирования для выполнения задач, возложенных на функциональный орган исполнительной власти города Москвы, используются средства, полученные им от выполнения платных услуг. Статья 36. Платные услуги в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Перечень платных услуг в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, тарифы и порядок взимания платы утверждаются Правительством Москвы. Средства от оказания платных услуг в области предупреждения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций перечисляются на счет по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, функционального органа исполнительной власти города Москвы. Статья 37. Финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций Финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального характера является расходным обязательством города Москвы. Организации города Москвы участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы. Статья 38. Создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций заблаговременно создаются органами исполнительной власти города Москвы и организациями города Москвы в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Размеры резервов финансовых и материальных ресурсов устанавливаются законодательством города Москвы. Порядок расходования резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Москвы. Статья 39. Фонды обязательного страхования рисков возникновения чрезвычайных ситуаций Организации, осуществляющие деятельность, связанную с повышенным риском возникновения чрезвычайных ситуаций (с потенциально опасной деятельностью), обязаны застраховать свою ответственность за причинение ущерба гражданам и окружающей среде. Представление страхового полиса является необходимым условием для получения указанными предприятиями и организациями разрешения (лицензии) на деятельность. Расходы по оплате предприятиями и организациями страховых взносов по страхованию рисков и созданию соответствующих фондов относятся на себестоимость производимой продукции и услуг. Фонды страхования используются на прогнозирование, предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. Использование их на иные цели запрещается. Конкретные условия и порядок страхования ответственности за причинение ущерба, а также порядок образования и расходования страховых фондов определяются законодательством Российской Федерации и города Москвы. VII. ИНЫЕ ВОПРОСЫ Статья 40. Ответственность за нарушение законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско - правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско - правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы. Статья 41. Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Город Москва участвует в пределах своей компетенции в выполнении международных договоров Российской Федерации, формировании и осуществлении внешнеполитического курса страны в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, заключает в этих целях договоры и соглашения о сотрудничестве с зарубежными городами, регионами, административно - территориальными и государственно - территориальными образованиями, иностранными юридическими лицами. Статья 42. Введение в действие настоящего Закона Настоящий Закон вводится в действие с момента его официального опубликования. Статья 43. Приведение нормативных правовых актов города Москвы в соответствие с настоящим Законом Нормативные правовые акты Мэра Москвы, Правительства Москвы и иные нормативные правовые акты города Москвы приводятся в соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу. Правительство Москвы в трехмесячный срок в установленном порядке вносит в Московскую городскую Думу предложения о приведении законодательства города Москвы в соответствие с настоящим Законом. Мэр Москвы Ю.М. Лужков Москва, Московская городская Дума 5 ноября 1997 г. N 46 |