ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ГРАЖДАНСКИХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ 2 июля 2007 г. N 85 (Д) В соответствии со статьями 33 и 34 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (I ч.), ст. 29) приказываю: Утвердить прилагаемые Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации. Министр И.ЛЕВИТИН 2 июля 2007 г. N 85 Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 17 сентября 2007 г. N 10142 УТВЕРЖДЕНЫ Приказом Минтранса России от 2 июля 2007 года N 85 ПРАВИЛА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ГРАЖДАНСКИХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ I. Общие положения 1. Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации (далее - Правила) определяют порядок государственной регистрации и выдачи свидетельств о регистрации гражданских воздушных судов (далее - свидетельство о регистрации), предназначенных для выполнения полетов, ведения Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации (далее - Государственный реестр) и внесения в него изменений, выдачи свидетельств об исключении гражданских воздушных судов из Государственного реестра (далее - свидетельство об исключении), присвоения государственных и регистрационных опознавательных знаков и нанесения их на гражданские воздушные суда, нанесения товарных знаков на гражданские воздушные суда. Настоящие Правила не применяются в отношении сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения, метеорологических шаров-пилотов и беспилотных неуправляемых аэростатов. 2. Зарегистрированное в соответствии с настоящими Правилами гражданское воздушное судно приобретает национальную принадлежность Российской Федерации с вытекающими из этого обязательствами государства регистрации в соответствии с требованиями Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г. (Международные воздушные сообщения СССР, Сборник документов, Москва, 1970, том 3). 3. Гражданские воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, за исключением сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения, подлежат государственной регистрации в Государственном реестре с выдачей свидетельств о регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации. 4. Государственный реестр содержит данные о гражданских воздушных судах и их собственниках. Неотъемлемой частью Государственного реестра являются дела гражданских воздушных судов, включающие документы, послужившие основанием для государственной регистрации, и копии выданных свидетельств о регистрации. 5. Акт регистрации гражданского воздушного судна в Государственном реестре не является актом регистрации прав на воздушное судно и сделок с ним. 6. Ведение Государственного реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (далее - орган регистрации) в установленном настоящими Правилами порядке. 7. При включении данных о гражданском воздушном судне в Государственный реестр ему присваиваются государственный и регистрационный опознавательные знаки, которые наносятся на гражданское воздушное судно. 8. Дело гражданского воздушного судна хранится в течение всего срока эксплуатации гражданского воздушного судна и через три года после его исключения из Государственного реестра уничтожается в установленном порядке. II. Порядок проведения государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации 9. При проведении государственной регистрации гражданского воздушного судна органом регистрации осуществляются следующие действия: прием и регистрация документов, необходимых для государственной регистрации гражданского воздушного судна; оценка полноты заявляемых собственником (далее - заявитель) сведений о гражданском воздушном судне и правильности оформления представляемых заявителем документов; внесение сведений о гражданском воздушном судне в Государственный реестр и присвоение ему государственного и регистрационного опознавательных знаков; оформление и выдача заявителю свидетельства о регистрации. 10. Государственная регистрация гражданского воздушного судна проводится органом регистрации в течение не более 10 рабочих дней со дня поступления предусмотренных настоящими Правилами документов. За государственную регистрацию гражданского воздушного судна в Государственном реестре и внесение в него изменений уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации. 11. Для внесения данных о гражданском воздушном судне в Государственный реестр заявитель представляет в орган регистрации следующие документы: заявление в произвольной форме, содержащее данные о воздушном судне и сведения о его собственнике; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию гражданского воздушного судна; документы или их заверенные копии, подтверждающие право собственности на гражданское воздушное судно; документ, подтверждающий (при необходимости): снятие воздушного судна с эксплуатации в государственной или экспериментальной авиации, исключение из реестра гражданских воздушных судов иностранного государства или экспортный сертификат летной годности. 12. Данные о воздушном судне, которые необходимо включить в заявление: тип (наименование) воздушного судна; серийный (идентификационный) номер; дата изготовления; наименование изготовителя; максимальная взлетная масса; тип и количество установленных двигателей; мощность (тяга) двигателя; адрес места базирования. 13. Данные о воздушном судне, указанные в пункте 12 настоящих Правил, подтверждаются представителем подразделения Федеральной службы по надзору в сфере транспорта или его территориального органа по месту базирования воздушного судна, уполномоченного осуществлять контроль и надзор за поддержанием летной годности гражданских воздушных судов (далее - представитель), на основании результатов его осмотра или эквивалентной ему оценки заявленных данных. Отметка представителя о подтверждении заявленных данных делается на заявлении в орган регистрации и заверяется подписью с указанием фамилии, имени, отчества и занимаемой должности. 14. Сведения о собственнике воздушного судна должны включать следующую информацию: полное наименование организации (для физических лиц - фамилия, имя, отчество и данные документа, удостоверяющего личность); юридический и почтовый адрес (для физических лиц - адрес места жительства); номер телефона/телефакса; ОГРН, ИНН/КПП (для физических лиц - ИНН (при наличии)). Название организации или фамилия, имя, отчество собственника, а также адрес его местонахождения (жительства) указываются на русском и английском (для гражданских воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки или авиационные работы за рубежом) языках. 15. На основании представленных документов данные о гражданском воздушном судне включаются в Государственный реестр и заявителю выдается (направляется) свидетельство о регистрации согласно образцу (приложение N 1 к настоящим Правилам), имеющее степень защиты. При получении свидетельства о регистрации физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, или документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени другого лица. Представитель юридического лица предъявляет документ, удостоверяющий его личность, и документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени юридического лица. 16. В случае отказа в государственной регистрации гражданского воздушного судна заявителю направляется письменно уведомление в течение не более 10 рабочих дней. Решение об отказе в государственной регистрации гражданского воздушного судна заявитель может обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. III. Порядок внесения изменений в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации и замены свидетельств о государственной регистрации гражданских воздушных судов 17. Внесение изменений в Государственный реестр производится органом регистрации в следующих случаях: изменение собственника гражданского воздушного судна; изменение адреса собственника гражданского воздушного судна; изменение модификации (наименования) гражданского воздушного судна, связанное с его переоборудованием. 18. В случае изменения собственника гражданского воздушного судна или его адреса, непригодности к дальнейшему использованию свидетельства о регистрации, при изменении модификации (наименования) гражданского воздушного судна, связанного с его переоборудованием, органом регистрации производится замена свидетельства о регистрации. 19. При внесении изменений в Государственный реестр органом регистрации осуществляются следующие действия: прием и регистрация документов, необходимых для внесения изменений в Государственный реестр; оценка полноты заявляемых сведений о гражданском воздушном судне и правильности оформления представляемых заявителем документов; внесение представленных сведений в Государственный реестр; оформление и выдача заявителю в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, нового свидетельства о регистрации в порядке, установленном пунктом 15 настоящих Правил. 20. При изменении собственника гражданского воздушного судна или его адреса заявителем представляются в орган регистрации следующие документы: заявление, составленное в произвольной форме и содержащее сведения, указанные в пункте 14 настоящих Правил; свидетельство о регистрации; документы или их заверенные копии, подтверждающие право собственности на гражданское воздушное судно; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за внесение изменений в Государственный реестр. 21. При изменении модификации (наименования) гражданского воздушного судна в связи с его переоборудованием заявителем представляются в орган регистрации следующие документы: заявление, составленное в произвольной форме и содержащее сведения, указанные в пункте 12 настоящих Правил; свидетельство о регистрации; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за внесение изменений в Государственный реестр. 22. В случае непригодности для дальнейшего использования свидетельства о регистрации заявителем представляются в орган регистрации следующие документы: заявление, составленное в произвольной форме и содержащее сведения, указанные в пунктах 12 и 14 настоящих Правил; свидетельство о регистрации, пришедшее в негодность. 23. В случае утери свидетельства о регистрации заявителем представляется в орган регистрации заявление о факте утери, составленное в произвольной форме и содержащее сведения, указанные в абзаце втором пункта 11 настоящих Правил. На основании заявления органом регистрации заявителю выдается дубликат свидетельства о регистрации, на бланке которого в левом верхнем углу делается запись "Дубликат". Информация о выдаче дубликата свидетельства о регистрации направляется в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. IV. Порядок исключения данных о гражданском воздушном судне из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации 24. Данные о гражданском воздушном судне исключаются из Государственного реестра в следующих случаях: списание гражданского воздушного судна или снятие его с эксплуатации; продажа гражданского воздушного судна или переход на иных законных основаниях права собственности на него иностранному государству, а также иностранному гражданину, лицу без гражданства или иностранному юридическому лицу при условии вывоза гражданского воздушного судна за пределы территории Российской Федерации; нарушение требований к государственной регистрации гражданского воздушного судна; внесение воздушного судна в государственный реестр гражданских воздушных судов иностранного государства согласно пункту 1 статьи 33 Воздушного кодекса Российской Федерации. 25. При исключении гражданского воздушного судна из Государственного реестра осуществляются следующие действия: прием и регистрация документов, необходимых для исключения гражданского воздушного судна из Государственного реестра; оценка полноты и правильности оформления представленных заявителем документов; внесение необходимых изменений в Государственный реестр в соответствии с представленными документами; оформление и выдача заявителю свидетельства, подтверждающего исключение гражданского воздушного судна из Государственного реестра, согласно образцу (приложение N 2 к настоящим Правилам) в порядке, установленном пунктом 15 настоящих Правил. 26. Для исключения данных о гражданском воздушном судне из Государственного реестра в случае его списания заявителем представляются в орган регистрации следующие документы: заявление, составленное в произвольной форме и содержащее данные о воздушном судне и его собственнике; свидетельство о регистрации (дубликат свидетельства о регистрации в случае, указанном в пункте 23 настоящих Правил); акт списания гражданского воздушного судна; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию гражданского воздушного судна. 27. Для исключения данных о гражданском воздушном судне из Государственного реестра при продаже или переходе на иных законных основаниях права собственности на него иностранному государству, а также иностранному гражданину, лицу без гражданства или иностранному юридическому лицу при условии вывоза гражданского воздушного судна за пределы территории Российской Федерации или для последующей регистрации в реестре воздушных судов иностранного государства заявителем представляются в орган регистрации следующие документы: заявление, составленное в произвольной форме и содержащее данные о гражданском воздушном судне и его собственнике; свидетельство о регистрации (дубликат свидетельства о регистрации в случае, указанном в пункте 23 настоящих Правил); документы или их заверенные копии, подтверждающие переход на законных основаниях права собственности на гражданское воздушное судно к иностранному государству, гражданину, юридическому лицу или лицу без гражданства; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию гражданского воздушного судна. 28. Для исключения гражданского воздушного судна из Государственного реестра в связи со снятием его с эксплуатации в гражданской авиации в целях передачи в государственную или экспериментальную авиацию заявителем в орган регистрации представляются следующие документы: заявление, составленное в произвольной форме и содержащее данные о гражданском воздушном судне и его собственнике; свидетельство о регистрации (дубликат свидетельства о регистрации в случае, указанном в пункте 23 настоящих Правил); документы или их заверенные копии, подтверждающие право собственности на гражданское воздушное судно; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию гражданского воздушного судна; документ, подтверждающий согласие уполномоченного органа в области государственной (экспериментальной) авиации на государственную регистрацию (государственный учет) передаваемого гражданского воздушного судна. 29. В случае исключения гражданского воздушного судна из Государственного реестра за нарушение требований к государственной регистрации свидетельство об исключении выдается заявителю при представлении документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за государственную регистрацию гражданского воздушного судна. Информация об исключении гражданского воздушного судна из Государственного реестра направляется в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. V. Порядок нанесения на гражданское воздушное судно государственных и регистрационных опознавательных знаков, товарных знаков 30. При включении данных о гражданском воздушном судне в Государственный реестр органом регистрации присваиваются ему государственный и регистрационный опознавательные знаки (далее - опознавательные знаки), которые наносятся на гражданское воздушное судно. Без опознавательных знаков, нанесенных в соответствии с требованиями настоящих Правил на элементы конструкции гражданского воздушного судна, полеты не производятся. Одновременное нанесение на гражданское воздушное судно опознавательных знаков разных государств не допускается. 31. Опознавательные знаки гражданского воздушного судна состоят из: государственного знака, изображаемого в виде двух букв латинского алфавита "RA"; регистрационного знака, состоящего из пяти арабских цифр или сочетания арабских цифр и букв латинского алфавита. Государственный знак отделяется от регистрационного знака дефисом. 32. Опознавательные знаки наносятся черным цветом на светлом фоне или белым цветом на темном фоне. Типы символов, применяемых для нанесения опознавательных знаков, а также рекомендации по их расположению на элементах конструкции гражданского воздушного судна приведены в приложении N 3 к настоящим Правилам. 33. На гражданское воздушное судно, помимо государственного и регистрационного опознавательных знаков, должно наноситься изображение Государственного флага Российской Федерации, могут наноситься изображение флага субъекта Российской Федерации, а также товарные знаки - символы, надписи, эмблемы и иные зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке знаки. Изображение Государственного флага Российской Федерации должно располагаться выше изображения флага субъекта Российской Федерации и по размеру должно быть больше изображения флага субъекта Российской Федерации. Изображение Государственного флага Российской Федерации наносится на киль или фюзеляж гражданского воздушного судна параллельно строительной горизонтали. Форма и размеры Государственного флага Российской Федерации установлены Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. N 1-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 52 (часть I), ст. 5020). 34. На гражданские воздушные суда, предназначенные для медико-санитарной службы, может наноситься изображение красного креста или красного полумесяца (далее - красный крест). На самолетах красный крест наносится на крыло и киль гражданского воздушного судна. На крыло красный крест наносится снизу и сверху посередине концевой части каждой плоскости там, где нет опознавательных знаков, и на киль с обеих сторон посередине его высоты. Одна из осей красного креста при этом располагается параллельно продольной оси фюзеляжа. На киль красный крест наносится с обеих сторон киля посередине его высоты, а при многокилевом оперении - на внешние стороны килей. На вертолетах изображение красного креста наносится посередине обоих бортов и на днище фюзеляжа. 35. Внешняя раскраска гражданского воздушного судна осуществляется на основании разработанного владельцем эскиза, представляющего собой изображение гражданского воздушного судна с элементами раскраски и наносимых символов, надписей, эмблем и знаков, включая зарегистрированные в соответствии с Законом Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 42, статья 2322) товарные знаки. 36. При внешней раскраске гражданских воздушных судов все эксплуатационно-технологические надписи и знаки, нанесенные на гражданское воздушное судно заводом-изготовителем, а также аварийно-спасательная маркировка сохраняются. Приложение N 1 к Правилам (п. 15) Образец -------------------------------------------------------------------- | РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ | | МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА | | | | СВИДЕТЕЛЬСТВО О РЕГИСТРАЦИИ | | гражданского воздушного судна <*> | | | | N --------- | |------------------------------------------------------------------| | 1. Изготовитель, |2. Государственный| 3. Серийный | | тип (наименование) | и регистрационный|(идентификационный) | | воздушного судна | знаки | номер | | ........... | | | | .........................| RA - ..... |................... | |------------------------------------------------------------------| | 4. Собственник воздушного судна .................... | | | | 5. Адрес собственника .............................. | | | | 6. Настоящим удостоверяется, что данное воздушное судно | | должным образом занесено в Государственный реестр гражданских | | воздушных судов Российской Федерации в соответствии с Воздушным | | кодексом Российской Федерации и Конвенцией о международной | | гражданской авиации от 07.12.1944. | | | | 7. Данное Свидетельство выдано только для целей регистрации и | | не является документом, удостоверяющим право собственности на | | воздушное судно. | | | | ......................... | | (подпись, Ф.И.О.) | | | | М.П. ......................... | | (должность) | | | | ------------------------- г. | | (дата выдачи) | -------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> Справочно: бланк Свидетельства о регистрации гражданского воздушного судна содержит подстрочный перевод текста с русского языка на английский язык в соответствии с пунктом 7.2 Приложения 7 к Конвенции о международной гражданской авиации от 07.12.1944. Приложение N 2 к Правилам (п. 25) Образец -------------------------------------------------------------------- |------------------------------------------------------------------| || РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ || || МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА || || || || СВИДЕТЕЛЬСТВО ОБ ИСКЛЮЧЕНИИ <*> || || || || N ---------- || || || || Настоящим удостоверяется, что гражданское воздушное судно || || || || -------------------------------------------------------------- || || тип/модель серийный/идентификационный номер || || || || принадлежащее ------------------------------------------------ || || || || исключено из Государственного реестра гражданских воздушных || || судов Российской Федерации || || || || Примечание --------------------------------------------------- || || || || ......................... || || (подпись, Ф.И.О.) || || || || М.П. ......................... || || (должность) || || || || ------------------------- г. || || (дата выдачи) || |------------------------------------------------------------------| -------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> Справочно: бланк Свидетельства об исключении может содержать подстрочный перевод текста с русского языка на английский язык в соответствии с пунктом 7.2 Приложения 7 к Конвенции о международной гражданской авиации от 07.12.1944. Приложение N 3 к Правилам (п. 32) ТИПЫ СИМВОЛОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗНАКОВ, И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ РАСПОЛОЖЕНИЮ НА ЭЛЕМЕНТАХ КОНСТРУКЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО СУДНА 1. Для цифровых обозначений используются арабские цифры без орнамента. Для буквенных обозначений - заглавные буквы латинского алфавита без орнамента. Ширина каждого символа и длина дефиса составляют две трети высоты символа. Все символы и дефисы выполняются сплошными линиями и таким цветом, который обеспечивает хорошую контрастность с фоном. Толщина линий составляет одну шестую высоты символа. Каждый символ отделяется от предыдущего или последующего символа расстоянием, составляющим не менее одной четвертой ширины символа. В таких случаях дефис считается отдельным символом. 2. Государственный и регистрационный опознавательные знаки наносятся на крыло самолета, на боковые поверхности хвостовой части фюзеляжа самолета или на киль. На вертолетах государственный и регистрационный опознавательные знаки наносятся на боковые поверхности фюзеляжа или хвостовой балки, не занятые элементами конструкции воздушного судна. 3. Опознавательные знаки наносятся на обе стороны фюзеляжа, имеют высоту не менее 250 мм и не более 1000 мм и сориентированы в одном направлении со строительной горизонталью фюзеляжа. Буквы и цифры наносятся перпендикулярно строительной горизонтали фюзеляжа. 4. В случае недостатка свободного места на боковых поверхностях хвостовой части фюзеляжа опознавательные знаки могут быть нанесены на боковые поверхности нижней части киля. Опознавательные знаки наносятся на обе боковые поверхности киля в одну сторону параллельно строительной горизонтали фюзеляжа воздушного судна, а на многокилевых воздушных судах - на внешние стороны крайних килей. Символы, наносимые на киль воздушного судна, имеют высоту не менее 250 мм и не более 1000 мм. 5. На правой половине нижней поверхности крыла самолета наносится государственный опознавательный знак, на левой половине нижней поверхности крыла самолета регистрационный опознавательный знак, который располагается посередине нижней поверхности крыла, занимая примерно 1/3 его размаха, свободного от гондол двигателей или основных стоек шасси. Символы, наносимые на крыло и относящиеся к одной группе знаков, имеют высоту не менее 400 мм и не более 1500 мм и направлены своей верхней частью к передней кромке крыла. 6. На дирижабль опознавательные знаки наносятся на его оболочку в трех местах: сверху - вдоль образующей, полученной сечением вертикальной продольной плоскостью, и по бокам - под наибольшим горизонтальным сечением оболочки. Символы, наносимые на оболочку дирижабля, имеют высоту не менее 1000 мм и не более 2000 мм. Символы, наносимые вдоль верхней образующей, направляются своей верхней частью в сторону правого борта дирижабля. 7. На сферический аэростат опознавательные знаки наносятся на его оболочку под наибольшим горизонтальным ее сечением, в двух диаметрально противоположных местах. Символы, наносимые на оболочку сферического аэростата, имеют высоту не менее 1500 мм и не более 2000 мм. 8. На несферический аэростат опознавательные знаки наносятся как на дирижабле, если ось наибольшей длины аэростата расположена в горизонтальном полете под углом не более 45 градусов к горизонту. Если названная ось в горизонтальном полете расположена под углом более 45 градусов к горизонту или вертикально, знаки на оболочку несферического аэростата наносятся, как и на сферическом аэростате. 9. Опознавательные знаки наносятся на наружную поверхность борта корзины (гондолы) свободного аэростата с двух противоположных сторон. Символы, наносимые на корзину (гондолу), имеют высоту не менее 250 мм и не более 1000 мм. |