ОБ ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ПРИЗНАНИЯ СУММЫ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ БЕЗНАДЕЖНОЙ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ПРИ НАЛИЧИИ АКТА СУДЕБНОГО ПРИСТАВА-ИСПОЛНИТЕЛЯ О НЕВОЗМОЖНОСТИ ВЗЫСКАНИЯ И ПОСТАНОВЛЕНИЯ ОБ ОКОНЧАНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА И ВОЗВРАЩЕНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЛИСТА, А ТАКЖЕ ОБ ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ПРИЗНАНИЯ ИСТЕЧЕНИЕМ СРОКА ИСКОВОЙ ДАВНОСТИ ПРОПУСКА СРОКА ПОВТОРНОГО ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЛИСТА К ИСПОЛНЕНИЮ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 5 сентября 2007 г. N 03-03-06/1/644 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке списания дебиторской задолженности для целей налогообложения прибыли и сообщает следующее. В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде в виде суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва, приравниваются для целей налогообложения прибыли к внереализационным расходам. Согласно п. 2 ст. 266 Кодекса безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации. Таким образом, Кодексом четко определены условия, при которых задолженность может быть признана безнадежной и включена в состав внереализационных расходов. В отношении признания задолженности безнадежной на основании постановления суда о невозможности взыскания долга и окончании исполнительного производства сообщаем следующее. Подпунктами 3, 4 п. 1 ст. 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 119-ФЗ) установлено, что исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, в частности, если невозможно установить адрес должника-организации или место жительства должника-гражданина, место нахождения имущества должника либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях (за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества), и если у должника отсутствуют имущество или доходы, на которые может быть обращено взыскание, и принятые судебным приставом-исполнителем все допустимые законом меры по отысканию его имущества или доходов оказались безрезультатными. При окончании исполнительного производства судебный пристав-исполнитель констатирует исключительно положения, закрепленные пп. 3, 4 п. 1 ст. 26 Федерального закона N 119-ФЗ, и не делает выводы о реальности или нереальности взыскания. Проверка наличия или отсутствия должника или его имущества производится судебным приставом-исполнителем на день проведения исполнительных действий, поэтому п. 3 ст. 15 Федерального закона N 119-ФЗ установил правило о прерывании срока предъявления исполнительного документа, а ст. 26 Федерального закона N 119-ФЗ закрепила за взыскателем право нового предъявления исполнительного документа в пределах срока предъявления. При этом отсутствие должника, выявленное при предыдущем исполнении исполнительного документа, не является основанием к отказу в его новом принятии. Таким образом, акт судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания и постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа не являются основанием для признания суммы дебиторской задолженности безнадежной для целей налогообложения. Пропуск организацией срока повторного предъявления исполнительного листа к исполнению в рамках гражданского законодательства не может рассматриваться для целей налогообложения прибыли в режиме истечения срока исковой давности и являться основанием для признания задолженности безнадежной. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Н.А.КОМОВА 5 сентября 2007 г. N 03-03-06/1/644 |