ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ПРОВЕРКЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ В ОРГАНИЗАЦИИ. Приказ. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. 22.05.07 355

Оглавление

                 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
     МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ПРОВЕРКЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ
        УЧЕТА И КОНТРОЛЯ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И РАДИОАКТИВНЫХ
                        ОТХОДОВ В ОРГАНИЗАЦИИ

                                ПРИКАЗ

        ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
                          И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

                            22 мая 2007 г.
                                N 355

                                 (Д)


     Приказываю:
     Утвердить  и  ввести  в  действие  с  25 июля 2007 г. прилагаемые
Методические  указания  по проверке выполнения Основных правил учета и
контроля  радиоактивных  веществ и радиоактивных отходов в организации
(РД-07-08-2007).

Руководитель
                                                       К.Б.ПУЛИКОВСКИЙ
22 мая 2007 г.
N 355


                                                            УТВЕРЖДЕНЫ
                                                  Приказом Федеральной
                                             службы по экологическому,
                                                      технологическому
                                                    и атомному надзору
                                                   от 22 мая 2007 года
                                                                 N 355

                                                    Введены в действие
                                                   с 25 июля 2007 года

                        РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ

                        МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
       ПО ПРОВЕРКЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ
     РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ В ОРГАНИЗАЦИИ
                            РД-07-08-2007

                          I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     1.  Методические  указания по проверке выполнения Основных правил
учета  и  контроля  радиоактивных  веществ  и  радиоактивных отходов в
организации (далее - Методические указания) разработаны в соответствии
с  Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому
и   атомному   надзору,   утвержденным   Постановлением  Правительства
Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401.
     2.  Методические указания распространяют свое действие и являются
обязательными  для  работников центрального аппарата и межрегиональных
территориальных   округов   по   надзору  за  ядерной  и  радиационной
безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному  надзору (далее - Служба), на которых возлагаются организация
и  непосредственное  выполнение  проверок,  предусмотренных  настоящим
документом.
     3.  Методические  указания конкретизируют требования к работникам
центрального  аппарата  и  территориальных  органов  Службы  (на этапе
подготовки  к  проведению  инспекции  и  на этапе проведения инспекции
деятельности  организаций)  по  проверке  учета  и контроля РВ и РАО в
организации.
     4.  В  названиях  глав Методических указаний приведены в кавычках
наименования соответствующих разделов Основных правил учета и контроля
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации НП-067-05,
(далее - Правила) <1>.
--------------------------------
     <1>  В  Методических  указаниях  приведены номера пунктов Правил,
подлежащих проверке.

     5.  Перечень сокращений, используемых в Методических указаниях, и
их расшифровка приведены в Приложении N 1.
     6.   Термины,   используемые   в  Методических  указаниях,  и  их
определения приведены в Приложении N 2.

                       II. ПРОВЕРКА ТРЕБОВАНИЙ,
              СОДЕРЖАЩИХСЯ В РАЗДЕЛЕ 2 "ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ"

     7.  С  целью  проверки применения принципов учета и контроля РВ и
РАО  на  практике  работникам  центрального аппарата и территориальных
органов Службы необходимо:
     По п. 2.2:
     Проверить, что принципы учета и контроля, изложенные в подпунктах
2.2.1  -  2.2.8,  с  надлежащей  полнотой  отражены  в соответствующих
документах   (инструкциях)   организации,  по  этим  вопросам  ведется
инструктаж  работников.  Проверку  практического  применения указанных
принципов  необходимо  провести  путем  выборочной или полной проверки
оперативного учета и отчетности.
     По п. 2.2.3:
     Определить  факт  наличия  РВ и РАО во время инвентаризации путем
проведения измерений.
     Проверить  наличие  методик  выполнения  измерений (далее - МВИ),
аттестованных в установленном порядке для определения факта наличия РВ
и  РАО  и  зарегистрированных в Федеральном реестре методик выполнения
измерений;
     По п. п. 2.2.4 - 2.2.6:
     Проверить  наличие  разработанной с учетом характера деятельности
организации системы учетных и отчетных документов (журналы, накладные,
требования и т.д.), в соответствии с которой:
     - учетные  документы  содержат  данные  по каждому виду РВ и РАО,
включая  количество  РВ и РАО в организации и изменения количеств РВ и
РАО в организации;
     - исправление  ошибочно  сделанных записей в учетной документации
(учетных  данных) производится внесением новой записи за новым номером
с сохранением ошибочно сделанной записи с отметкой ее как ошибочной, а
не исправлением записи;
     - исправление   отчетных   данных   осуществляется  только  путем
представления новых отчетных документов.
     По п. п. 2.2.7 - 2.2.8:
     Проверить   наличие   и  реализацию  документально  закрепленного
порядка, обеспечивающего:
     - своевременную регистрацию РВ и РАО;
     - проведение   внутреннего  административного  контроля  с  целью
своевременного  выявления  и  незамедлительного исправления ошибок при
проведении учета и устранения причин их возникновения.
     По п. п. 2.3 - 2.5:
     Проверить  наличие  документов,  устанавливающих  порядок учета и
проверки  наличия  РВ  и  РАО на основе отнесения их к соответствующим
группам, предусмотренным Правилами, т.е.:
     - к группе ЗРИ с активностью, превышающей значения, установленные
приложением N 1 к Правилам;
     - к   группе   ОРИ  на  основе  одного  радионуклида  или  смесей
радионуклидов    с   удельной   активностью,   превышающей   значения,
установленные приложением N 1 к Правилам;
     - к  ядерным  материалам  и  тритию  (кроме  ядерных  материалов,
находящихся  в ЗРИ), в количествах, подлежащих учету в системе учета и
контроля  РВ  и  РАО  и не подлежащих учету в системе учета и контроля
ядерных материалов.
     - к  другим  группам,  перечисленным в соответствующих подпунктах
пунктов 2.3 - 2.5 Правил.
     Необходимо  учитывать, что инспектируемая организация может иметь
широкий  спектр РВ и РАО, а также ядерные материалы и, соответственно,
может  иметь  две  системы  учета  и  контроля  - ядерных материалов и
радиоактивных  веществ.  И наоборот, может иметь узкую номенклатуру РВ
(например,  единственный ЗРИ в составе технологической или медицинской
облучательной   установки).  С  учетом  этого  должен  строиться  круг
проверяемых вопросов.
     Специальный вопрос, который может представлять особую сложность -
проверка  достоверности "пограничных" количественных критериев, в этом
случае  искусственно  может  занижаться количество ядерных материалов,
чтобы  они  не  подпадали  под государственный учет и контроль ядерных
материалов как ядерные материалы.
     Формула  для  пересчета  активности радиоактивного вещества в его
массу приведена в Приложении N 3.
     8.   Проверка   наличия  ЗРИ  технически  трудно  осуществима.  В
большинстве   случаев  невозможно  провести  визуальную  идентификацию
самого   ЗРИ   по  соображениям  радиационной  безопасности.  Основное
внимание  должно  быть уделено косвенным методам подтверждения наличия
ЗРИ, включая использование УИВ.

          III. ПРОВЕРКА ТРЕБОВАНИЙ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В РАЗДЕЛЕ 3
         "ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕТУ И КОНТРОЛЮ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
                И РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ В ОРГАНИЗАЦИИ"

     9. По п. 3.1.1 необходимо:
     Проверить:
     - что   в   организации  имеется  организационно-распорядительный
документ о создании структурного подразделения, осуществляющего учет и
контроль РВ и РАО;
     - что  в  положении  о  структурном подразделении, осуществляющем
учет  и  контроль  РВ  и  РАО,  отражены его функции по предоставлению
информации в систему государственного учета и контроля РВ и РАО;
     - наличие  приказов  организации  о  назначении  в подразделениях
организации,  осуществляющих  обращение  с  РВ и РАО, должностных лиц,
ответственных за учет и контроль РВ и РАО в подразделениях;
     - что  в должностных инструкциях ответственных за учет и контроль
РВ  и  РАО  в подразделениях отражены их обязанности по своевременному
предоставлению  информации в структурное подразделение, осуществляющее
учет и контроль РВ и РАО.
     10.  По  п. 3.1.5 необходимо проверить, что в организации имеется
инструкция  по  учету  и контролю РВ и РАО, утвержденная руководителем
организации,   и  ее  срок  действия  не  истек.  В  ней  должны  быть
определены:
     - организация  работ  по  учету  и контролю РВ и РАО, структура и
состав работников (персонала), занятых учетом и контролем РВ и РАО;
     - применяемые  в  организации  методики  и средства измерений для
учета и контроля РВ и РАО;
     - необходимость и порядок применения УИВ к РВ и РАО;
     - перечень и формы учетных и отчетных документов;
     - порядок  административного  контроля  выполнения  в организации
требований к учету и контролю РВ и РАО;
     - порядок расследования нарушений в учете и контроле РВ и РАО;
     - порядок  подготовки  и допуска работников (персонала) к работам
по учету и контролю РВ и РАО;
     - сроки составления СНК в организации;
     - порядок проведения инвентаризаций;
     - процедуры оценки потерь РВ и РАО.
     11.  По п. 3.1.6 необходимо проверить, что в организации, имеющей
несколько  подразделений,  осуществляющих  деятельность  с  РВ  и РАО,
имеются  инструкции  о  порядке  учета  и  контроля  РВ  и  РАО в этих
подразделениях,  утвержденные  руководителем  организации,  и  их срок
действия  не  истек.  В  инструкции  по  учету  и  контролю РВ и РАО в
подразделении должны быть определены:
     - применяемые в подразделении методики и средства измерений;
     - необходимость и порядок применения УИВ к РВ и РАО;
     - процедуры  учета  и  контроля  РВ  и  РАО, применяемые в данном
подразделении.
     12.   По   п.  3.1.7  необходимо  проверить  наличие  приказов  о
назначении   ответственных   лиц  за  РВ  и  ответственных  за  РАО  в
подразделениях,  осуществляющих  деятельность с РВ и РАО (кладовщиков,
ответственных хранителей и т.д.).
     13.  По  п.  3.1.8  необходимо  проверить,  что  передача  РВ  от
ответственного  лица  другим  лицам,  а  также с одной технологической
операции  на  другую или между сменами оформляется документально (т.е.
регистрируется в учетных документах).
     14.   По   п.   3.1.9  необходимо  проверить,  что  передача  РАО
ответственными  лицами  с  одной  технологической  операции на другую,
перемещение  РАО  из одного пункта хранения в другой пункт хранения, а
также    между   подразделениями   оформляется   документально   (т.е.
регистрируется в учетных документах).
     15. По п. 3.1.10 необходимо проверить, что в организации:
     - потери РВ и РАО измеряются или определяются с помощью расчетных
методик,  основанных  на  результатах  предварительных  измерений  или
экспериментальных исследований;
     - списание  потерь оформляется документально и регистрируется для
РВ в приходно-расходном журнале, а для РАО - в журнале учета.
     16.  По п. 3.2.1 необходимо проверить, что в организации ставятся
на  учет  РВ  и  РАО с оформлением установленной в организации учетной
документации  (паспортов, записей в журналах, отдельных журналах учета
РАО и т.д.) при:
     - производстве (образовании);
     - получении от другой организации;
     - поступлении на склад готовой продукции ОРИ и ЗРИ;
     - переработке  РАО  (на каждую установку или комплекс переработки
РАО должен быть заведен отдельный журнал учета РАО).
     Необходимо   проверить,   что  сведения,  фиксируемые  в  учетной
документации, соответствуют требованиям, приведенным в приложениях 3 -
9 к Правилам.
     17.  По  п.  3.2.2  необходимо  проверить,  что  в  организации в
соответствующих  документах (РДЭО, положениях, инструкциях, приказах и
т.п.) установлен порядок снятия с учета РВ:
     - при   завершении   операции,   связанной  с  расходованием  РВ,
разрешенной условиями действия лицензии Службы;
     - при расходовании РВ со сбросами (выбросами);
     - если имели место потери РВ;
     - если   в   результате   радиоактивного   распада  РВ  по  своим
характеристикам не подпадают под требования раздела 2.3 Правил;
     - при переводе РВ в категорию ядерных материалов;
     - при переводе РВ в категорию РАО;
     - при передаче РВ другой организации.
     18.  По  п.  3.2.3  необходимо  проверить,  что  в  организации в
соответствующих  документах (РДЭО, положениях, инструкциях, приказах и
т.п.) установлен и соблюдается порядок:
     - снятия  с учета как РВ ЗРИ с истекшим назначенным сроком службы
с  переводом  их  в  категорию  РАО  и  с  соответствующими записями в
приходно-расходном   журнале   учета  РВ  и  в  журнале  учета  РАО  с
оформлением соответствующего акта;
     - продления   назначенного   срока   службы   ЗРИ   с  записью  в
приходно-расходном журнале учета РВ.
     19.  По  п.  3.3.2.1  необходимо  проверить  факт установки УИВ в
местах  доступа  в  помещения,  камеры,  боксы, на контейнеры и другое
оборудование, где имеются РВ и РАО, а также на учетные единицы.
     Следует обратить внимание на то, что алюминиевые, пластмассовые и
свинцовые  пломбы,  устанавливаемые  с  помощью  пломбира, не являются
устройствами индикации вмешательства, так как не имеют индивидуального
номера или другого идентификатора.
     Устройства   индикации   вмешательства   должны   соответствовать
требованиям национальных стандартов:
     - ГОСТ Р 51912-2002 "Устройства пломбировочные. Классификация";
     - ГОСТ   Р   51913-2002  "Устройства  запорно-пломбировочные  для
транспорта  и  контейнеров  общего  и  специального  назначения. Общие
технические требования";
     - ГОСТ  Р  52077-2003  "Пломбы  индикаторные.  Общие  технические
требования";
     - ГОСТ Р 52259-2004 "Устройства пломбировочные электронные. Общие
технические требования".
     20.  По  п.  3.3.2.2  необходимо  проверить  фактическую  частоту
проверок   работоспособности   и   состояния   УИВ   и  документальную
регистрацию результатов таких проверок.
     21.   По   п.  3.3.2.3  необходимо  проверить  наличие  программы
использования УИВ, в которой должны быть определены:
     - процедуры   получения,   приемки,  хранения,  установки/снятия,
проверки подлинности и уничтожения снятых или недоброкачественных УИВ;
     - порядок отчетности и отчетные формы по применению УИВ;
     - обязанности персонала по применению УИВ;
     Программа   применения   устройств   индикации   вмешательства  в
организации должна учитывать требования национального стандарта ГОСТ Р
52326-2005 "Устройства пломбировочные. Учет, контроль и утилизация".
     22.   По   п.  3.4.1  необходимо  проверить,  что  в  организации
разработана    программа    измерений,    утвержденная   руководителем
организации,  и  ее срок действия не истек. Указанная программа должна
пересматриваться  не  реже  одного  раза  в  5  лет. В ней должны быть
предусмотрены:
     - перечни методик выполнения измерений;
     - перечни технических средств;
     - перечни процедур пробоотбора;
     - сведения   о   периодичности  проведения  измерений,  требуемой
точности измерений;
     - сведения о сроках и форме представления результатов измерений.
     23.  По п. 3.4.2 необходимо проверить наличие МВИ и их надлежащее
оформление.    Построение,    содержание   и   изложение   документов,
регламентирующих   МВИ,  должны  соответствовать  требованиям  ГОСТ  Р
8.563-96  "ГСИ.  Методики  выполнения  измерений",  ГОСТ  Р 8.594-2002
"Метрологическое    обеспечение   радиационного   контроля.   Основные
положения"   и   ОСТ   95  924-88  "ОСОЕИ.  Требования  к  построению,
содержанию,  изложению  и  оформлению  методик  анализа проб веществ и
материалов".
     24.  По  п.  3.4.3  необходимо  проверить наличие метрологической
аттестации  МВИ,  выполненной  в  соответствии с ГОСТ Р 8.315-97 "ГСИ.
Стандартные  образцы  состава и свойств веществ и материалов. Основные
положения"  и  ОСТ  95  10430-90  "Порядок  проведения метрологической
аттестации  методик  анализа  и  методик  выполнения измерений свойств
веществ и материалов".
     25. По п. 3.4.4 необходимо проверить, что образцы для градуировки
средств  измерений и проверки правильности результатов измерений (т.е.
радионуклидные источники ионизирующего излучения):
     - метрологически  аттестованы  в соответствии с требованиями ГОСТ
8.315-97 "Стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов";
     - имеют  установленного  образца  свидетельства  об  аттестации с
указанием   их   наименования,   типа,   аттестуемой   величины  и  ее
погрешности.
     26.  По  п.  3.4.5  необходимо  проверить наличие перечня средств
измерений  и  соответствие  его содержания требованиям п. 3.4.5 Правил
(наименование технического средства, его тип, заводской номер).
     27.  По  п.  3.4.6  необходимо  проверить порядок поверки средств
измерений  в  организации  и  наличие не просроченных клейм поверки на
средствах   измерения,   включенных   в  Перечень  средств  измерений,
используемых в системе измерений РВ и РАО.
     28.  По  п. 3.4.7 необходимо проверить наличие программы контроля
качества  измерений и что контроль качества измерений в рамках системы
государственного   учета   и   контроля  РВ  и  РАО  осуществляется  в
соответствие с этой программой.
     29.     По     п.    3.5.1    необходимо    проверить    отправку
организацией-отправителем      в      адрес     организации-получателя
сопроводительной документации, а также паспортов на ЗРИ, ОРИ, РАО.
     30.  По  п.  3.5.2  необходимо  проверить  соответствие  данных о
контейнерах  с РВ и РАО, указанных в сопроводительных документах на РВ
и   РАО,   требованиям   п.   3.5.2   Правил  (типы  и  идентификаторы
печатей/пломб, брутто-массы контейнеров и другие необходимые данные).
     31.  По  п.  3.5.3 необходимо проверить, что при отправлении РВ и
(или)  РАО организация-отправитель в течение одного рабочего дня сняла
их  с  учета  и  осуществила  в  течение  трех  рабочих  дней отправку
паспортов   (формуляров,  сертификатов)  на  них  (если  они  не  были
отправлены с грузом) организации-получателю.
     32.   По   п.   3.5.4  необходимо  проверить  наличие  записи  об
отправлении  РВ  и/или РАО в приходно-расходном журнале учета РВ или в
журнале учета РАО организации-отправителя.
     33.  По  п.  3.5.5  необходимо  проверить  документы,  в  которых
регистрируются результаты следующих действий:
     - внешний  осмотр  и  проверка  количества  и  целостности  тары,
соответствие    идентификаторов    и   мест   их   размещения   данным
сопроводительных документов;
     - проверка  количества,  типа  и  целостности  УИВ, примененных к
транспортному  средству  и/или к таре с РВ и РАО, соответствие мест их
установки и идентификаторов данным сопроводительных документов;
     - подтверждающие  измерения  массы-брутто контейнеров с РВ и РАО,
параметров   РВ   и  РАО  по  методике  согласованной  с  организацией
отправителем.
     Кроме того, в ходе инспекций по проверке процедур передач ядерных
материалов следует проверить:
     - своевременность  (в  течение 3 рабочих дней) постановки на учет
РВ и РАО;
     - соответствие  выполняемых персоналом процедур передачи порядку,
установленному в организации.
     34.    По   п.   3.5.6   необходимо   проверить   своевременность
окончательной  приемки и постановки на учет РВ и (или) РАО (не позднее
10  суток  после  получения  РВ  и/или  РАО  и  паспортов, формуляров,
сертификатов).
     35.  По  п.  3.5.7  необходимо  проверить  документы,  в  которых
регистрируются результаты следующих действий:
     - внешнего  осмотра  и  проверки количества и целостности учетных
единиц   (контейнеров),   соответствия   идентификаторов   и  мест  их
размещения данным сопроводительных документов;
     - фактического проведения подтверждающих измерений РВ и РАО.
     Вид и объем подтверждающих измерений должны отвечать требованиям,
установленным документами организации.
     Кроме  того,  должны  регулярно проводиться инспекции по проверке
данных входного/выходного контроля с использованием средств измерений,
имеющихся в распоряжении организации и/или Службы.
     36.  По  п.  3.5.8  необходимо  проверить  наличие  документально
оформленных  данных, полученных в результате измерений, и соответствие
их  требованиям  п.  3.5.8  Правил  (сведения  о  средствах  и методах
измерений,  результаты  измерений,  типы  и  идентификаторы  УИВ, дата
выполнения измерений и фамилии лиц, выполнявших измерения).
     37.   По   п.   3.5.9  необходимо  проверить  наличие  записей  в
приходно-расходном  журнале  учета  РВ  и  РАО  о  постановке на учет,
сделанных на основании результатов входного контроля.
     38.  По  п.  3.5.10  необходимо  проверить,  что в организации, в
соответствующих документах установлен и соблюдается порядок подготовки
и  направления  в  орган  управления  системы государственного учета и
контроля   на   региональном   уровне,   в  орган  управления  системы
государственного   учета   и   контроля  на  ведомственном  уровне,  в
Федеральное  агентство  по  атомной  энергии  и  в Службу информации о
выявлении   организацией-получателем   при   сопоставлении  с  данными
организации-отправителя    утраты,    хищения,    несанкционированного
использования,  или  обнаружения  недостачи  (излишка)  РВ и/или РАО в
течение 24 ч с момента установления вышеуказанных фактов.
     39.   По   п.  3.5.11  необходимо  проверить,  что  информация  о
несанкционированном использовании РВ и РАО содержит:
     - описание  обстоятельств, события и/или серии событий, связанных
с  РВ  и/или  РАО, в отношении которых имело место несанкционированное
действие;
     - идентификацию и определение РВ и/или РАО;
     - исходные данные для определения количественных характеристик РВ
и/или РАО;
     - принятые  меры  и программу последующих действий для разрешения
возникших проблем.
     40. По п. 3.6.1.2 необходимо проверить - проведение в организации
первичной  инвентаризации  РВ  и  РАО  при  ее  регистрации  в системе
государственного учета и контроля РВ и РАО.
     41. По п. 3.6.1.3 необходимо проверить в организации:
     - проведение ежегодной инвентаризации РВ;
     - проведение один раз в пять лет инвентаризации РАО.
     42.  По  п.  3.6.1.4  необходимо  проверить, что в организации, в
соответствующих документах установлен и соблюдается порядок проведения
внеочередной    инвентаризации   РВ   и   РАО   в   случае   изменения
организационно-правовой   формы   организации,   ее   ликвидации   или
реорганизации,  полного  прекращения  работ  с  РВ и РАО, установления
факта  хищения,  несанкционированного  воздействия  на  пункты (места)
нахождения  или  хранения  РВ  и  РАО,  после  ликвидации  последствий
чрезвычайных  ситуаций, а также в иных случаях по решению руководителя
организации.
     43.   По  п.  3.6.2.1  необходимо  проверить,  что  руководителем
организации  издан  приказ  о  проведении  ФИ,  в  котором  определены
инвентаризационная    комиссия,    сроки   подготовки   и   проведения
инвентаризации,  а  также  время,  после  которого  запрещаются  любые
перемещения   РВ   и  РАО  на  период  инвентаризации  без  разрешения
председателя инвентаризационной комиссии, включая отправку и получение
РВ  и  РАО  (кроме непрерывных технологических процессов образования и
переработки РАО).
     44.  По  п.  3.6.2.2  необходимо  проверить наличие в организации
перечня  документов,  необходимых  для  проведения  инвентаризации.  В
перечень должны входить:
     - документы,   определяющие   правила   и   процедуры  проведения
инвентаризации (инструкции и методики);
     - учетные документы РВ и РАО;
     - список наличного количества РВ и РАО;
     - отчетные документы по предыдущей инвентаризации РВ и РАО;
     - документы   перевода  РВ  и  РАО  в  другую  физическую  форму,
документы перевода РВ в категорию РАО;
     - документы на передачу РВ и РАО;
     - документы о расходовании РВ.
     45. По п. 3.6.2.3 необходимо проверить, что перед инвентаризацией
в  организации  проведена соответствующая подготовка - учетные единицы
были   приведены   в  состояние,  удобное  для  проверки  их  наличия,
целостности и идентификационных номеров.
     46.   По   п.   3.6.2.4   необходимо   проверить,  что  во  время
инвентаризации:
     - было проведено измерение фактического количества и состава всех
РВ   и   РАО   с   анализом  полученных  результатов  измерений  и  их
документальному подтверждению;
     - было проведено определение фактического наличного количества РВ
и РАО (только для организаций - изготовителей РВ);
     - был сформирован список наличного количества РВ и РАО по учетным
данным;
     - была  осуществлена  проверка  соответствия РВ, РАО и пунктов их
хранения паспортным данным.
     47. По п. 3.6.2.5 необходимо проверить, что в ходе инвентаризации
были  выполнены  подтверждающие измерения, соответствующие требованиям
п.   3.6.2.5  Правил.  Совокупность  подтверждающих  измерений  должна
подтвердить отсутствие недостачи или излишка РВ и РАО.
     Для неразборных учетных единиц должны выполняться проверки:
     - соответствия  типа  учетных  единиц  и  идентификаторов учетных
единиц паспортным данным;
     - целостности учетных единиц;
     - наличия ионизирующего излучения от учетных единиц.
     Для разборных учетных единиц должны выполняться проверки:
     - соответствия  типа  учетных  единиц  и  идентификаторов учетных
единиц паспортным данным;
     - целостности учетных единиц;
     - соответствия типа и состояние УИВ;
     - веса брутто учетных единиц, объема жидких РАО или твердых РАО в
учетной единице;
     - наличия ионизирующего излучения от учетных единиц.
     48.  По  п.  3.6.2.6  необходимо  проверить,  что  по результатам
инвентаризации  был оформлен отчетный документ - акт инвентаризации РВ
и   (или)   РАО,   соответствующий   требованиям   п.  3.6.2.6  Правил
(рекомендуемая форма акта приведена в приложении 10 к Правилам).
     Необходимо проверить, что в акте отражены:
     - результаты  проверки  ведения  учетной и отчетной документации,
проверки наличия учетных единиц РВ и (или) РАО и условий их хранения;
     - основные результаты инвентаризации в соответствии с процедурами
инвентаризации согласно пункту 3.6.2.4;
     - все  выявленные  нарушения и недостатки в учете и контроле РВ и
РАО, а также принятые в ходе инвентаризации меры по их устранению;
     - предложения  по устранению выявленных нарушений и недостатков в
учете и контроле РВ и РАО.
     49.  По  п.  3.6.2.7  необходимо  проверить, что в организации, в
соответствующих документах установлен и соблюдается порядок подготовки
и направления в течение 24 часов с момента установления фактов утраты,
хищения,  несанкционированного использования или обнаружения недостачи
(излишка)   РВ   и/или  РАО  информации  в  орган  управления  системы
государственного  учета  и  контроля  на  региональном уровне, в орган
управления  системы государственного учета и контроля на ведомственном
уровне, в Федеральное агентство по атомной энергии и в Службу.
     50.   По  п.  3.6.2.8  необходимо  проверить,  что  информация  о
несанкционированном использовании РВ и РАО содержит:
     - описание  обстоятельств, события и/или серии событий, связанных
с  РВ  и/или РАО, в отношении которого имело место несанкционированное
действие;
     - идентификацию и определение РВ и/или РАО;
     - исходные данные для определения количественных характеристик РВ
и/или РАО;
     - принятые  меры  и программу последующих действий для разрешения
возникших проблем.
     51.   По   п.  3.7.1  необходимо  проверить,  что  в  организации
разработана  система  учетных  документов, которые содержат данные обо
всех  подлежащих  учету  РВ  и  РАО,  включая  количество  РВ  и РАО и
изменения  РВ  и  РАО в организации. Необходимо проверить, что учетные
документы  отвечают  требованиям  установленным  в приложениях 3 - 9 к
Правилам.
     52. По п. 3.7.2 необходимо проверить, что в организации в систему
учетных документов входят:
     - подлинники сопроводительных документов;
     - паспорта на ЗРИ, ОРИ и РАО;
     - подлинники учетных документов (приходно-расходные журналы учета
РВ, журналы учета РАО);
     - электронные базы данных;
     - паспорта на хранилища;
     - результаты экспертных оценок.
     53.   По   п.  3.7.3  необходимо  проверить,  что  в  организации
разработана  система,  обеспечивающая  хранение  учетных  документов в
соответствии с требованиями п. 3.7.3 Правил.
     54.   По   п.  3.7.4  необходимо  проверить,  что  в  организации
разработана   система   отчетных  документов,  отвечающая  требованиям
Приказов Министерства Российской Федерации по атомной энергии:
     - "Об  утверждении  форм  представления оперативной информации по
учету  и  контролю  радиоактивных  веществ  и  радиоактивных отходов в
системе государственного учета и контроля" от 24.07.2000 N 449;
     - "О  введении  в  действие  форм  федерального  государственного
статистического  наблюдения  N  2-тп (радиоактивные вещества) и N 2-тп
(радиоактивность)  и  утверждении  рекомендаций  по  их заполнению" от
11.11.2002 N 538.
     55.  По  п.  3.7.5  необходимо  проверить, что отчетные документы
организации направляются в установленные сроки в информационные центры
системы  государственного  учета  и  контроля РВ и РАО (ведомственный,
региональный, федеральный).
     56.   По   п.   3.7.6  необходимо  проверить  отчетные  документы
организации, которые направляются в Службу по запросу.

          IV. ПРОВЕРКА ТРЕБОВАНИЙ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В РАЗДЕЛЕ 10
      "ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТНИКАМ (ПЕРСОНАЛУ), ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ УЧЕТ
      И КОНТРОЛЬ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ"

     57. По п. 4.1 необходимо проверить, что:
     - в организации определен порядок обучения по выполнению процедур
по  учету  и  контролю  РВ  и РАО и прохождения периодической проверки
знаний для работников (персонала), осуществляющих учет и контроль РВ и
РАО и имеющих необходимую квалификацию;
     - работники  (персонал), осуществляющие учет и контроль РВ и РАО,
проходят   обучение   по   выполнению   соответствующих   процедур   и
периодическую проверку знаний.
     58. По п. 4.2 необходимо проверить, что:
     - периодичность    проведения    переподготовки   или   повышение
квалификации для работников, ответственных за ведение учета и контроля
РВ и РАО в организации, устанавливается руководителем организации и не
превышает одного раза в пять лет.


                                                        Приложение N 1

                 ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И ИХ РАСШИФРОВКА

     ЗРИ - закрытый радионуклидный источник
     ОРИ - открытый радионуклидный источник
     ОТВС - облученная тепловыделяющая сборка
     РАО - радиоактивные отходы
     РВ - радиоактивное вещество
     РДЭО - руководящий документ эксплуатирующий организации
     СНК - список наличного количества РВ и РАО
     УИВ - устройство индикации вмешательства
     ОЯТ - отработавшее ядерное топливо
     ТУК - транспортный упаковочный комплект


                                                        Приложение N 2

                       ТЕРМИНЫ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

     В   настоящем   документе   используются   следующие   термины  и
определения:
     Закрытый радионуклидный источник - источник излучения, устройство
которого  исключает  поступление  содержащихся  в  нем радионуклидов в
окружающую  среду  в  условиях  применения  и  износа,  на  которые он
рассчитан.
     Инвентаризация  радиоактивных  веществ  и радиоактивных отходов -
определение  фактически  наличного количества РВ и РАО в организации с
последующей сверкой с данными учетных документов.
     Контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов - контроль
за  наличием и перемещением РВ и РАО, включающий контроль доступа к РВ
и  РАО,  оборудованию  и  информации, наблюдение за РВ и РАО, проверку
санкционированного размещения и перемещения РВ и РАО.
     Облученная тепловыделяющая сборка - облученная в ядерном реакторе
и  извлеченная из него тепловыделяющая сборка, содержащая отработавшее
ядерное топливо.
     Открытый   радионуклидный  источник  -  источник  излучения,  при
использовании   которого   возможно  поступление  содержащихся  в  нем
радионуклидов в окружающую среду.
     Отработавшее  ядерное  топливо  -  ядерное  топливо, облученное в
активной зоне ядерного реактора и окончательно удаленное из нее.
     Подтверждающие   измерения   -   измерения,   результаты  которых
используются  для  подтверждения всех или некоторых характеристик РВ и
РАО.
     Радиоактивное  вещество  - вещество в любом агрегатном состоянии,
содержащее  радионуклиды  с  активностью,  на которые распространяются
Основные   правила   учета   и   контроля   радиоактивных   веществ  и
радиоактивных отходов в организации (НП-067-05).
     Радионуклид - нуклид, обладающий радиоактивностью.
     Список наличного количества радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов  -  перечень  наличных  РВ  и  РАО  с  указанием их количеств,
составленный на основании учетных данных.
     Упаковочный   комплект   (транспортный  упаковочный  комплект)  -
совокупность  компонентов,  необходимых  для  размещения  и  удержания
радиоактивного содержимого.
     Устройство  индикации  вмешательства  -  техническое  устройство,
имеющее  индивидуальный  номер или другой идентификатор, защищенное от
возможности  снятия  и  повторного  использования  без  нарушения  его
целостности  или изменения одного (нескольких) поддающихся регистрации
параметров  и  предназначенное  для  обнаружения  несанкционированного
доступа к учетной единице.
     Учет  радиоактивных веществ и радиоактивных отходов - определение
наличного  количества  РВ  и  РАО,  составление, регистрация и ведение
учетных и отчетных документов.
     Учетная  единица  радиоактивных веществ или радиоактивных отходов
(учетная  единица)  - поддающийся идентификации предмет, содержащий РВ
или  РАО,  характеристики  которого  регистрируются документом и (или)
отдельной   записью   (строкой)  в  учетных  документах  РВ  или  РАО,
целостность  которого  остается  неизменной  в  течение  определенного
периода времени.
     Учетные  данные - характеристики РВ и РАО, используемые в учетных
документах.
     Учетные  документы  -  документы,  содержащие  данные  о наличии,
количестве, составе, местонахождении и состоянии РВ и РАО.
     Фактически    наличное   количество   радиоактивных   веществ   и
радиоактивных   отходов   -   измеренное   или  иначе  определенное  в
соответствии с установленными организацией процедурами количество РВ и
РАО, фактически имеющееся в наличии в данное время в организации.


                                                        Приложение N 3

                               МЕТОДИКА
       ПЕРЕСЧЕТА АКТИВНОСТИ РАДИОАКТИВНОГО ВЕЩЕСТВА В ЕГО МАССУ

     Пересчет   активности   радиоактивного   вещества   в  его  массу
проводится по следующей формуле:

                               0,693N
                           А = ------,
                                Т
                                 1/2

     где:
     А - активность удельная (распад/сек. - Бк.);
     N - число радиоактивных атомов;
     Т    - период полураспада (сек.) таблица 1.
      1/2

                                ё
                                А
                           m = -- N,
                               Na

    ё
    А - атомная масса (г/моль);
    m - масса;
                                       23     -1
    Na - число Авогадро Na = 6,022 х 10   моль  .

                                  ё
                              А х А х Т
                                       1/2
                      m = --------------------.
                                            23
                          0,693 х 6,022 х 10

                                                             Таблица 1

-------------------------------------------------------------------
| N |        Ядерный материал        |   Период полураспада <1>   |
|п/п|                                |           (годы)           |
|---|--------------------------------|----------------------------|
|1  | Плутоний-238                   |86,69                       |
|---|--------------------------------|----------------------------|
|   | Плутоний-239                   |241113                      |
|---|--------------------------------|----------------------------|
|   | Плутоний-240                   |6569                        |
|---|--------------------------------|----------------------------|
|   |                                |           5                |
|2  | Уран-233                       |1,5927 х 10                 |
|---|--------------------------------|----------------------------|
|   |                                |          8                 |
|   | Уран-235                       |7,098 х 10                  |
|---|--------------------------------|----------------------------|
|   |                                |           9                |
|   | Уран-238                       |4,4683 х 10                 |
|---|--------------------------------|----------------------------|
|   |                                |         6                  |
|4  | Нептуний-237                   |2,14 х 10                   |
|---|--------------------------------|----------------------------|
|6  | Америций-241                   |132,2                       |
|---|--------------------------------|----------------------------|
|7  | Америций-243                   |7348                        |
|---|--------------------------------|----------------------------|
|8  | Калифорний-252                 |2,368                       |
|---|--------------------------------|----------------------------|
|   |                                |          10                |
|   | Тритий-232                     |1,405 х 10                  |
|---|--------------------------------|----------------------------|
|12 | Тритий                         |12,33                       |
-------------------------------------------------------------------

--------------------------------
     <1> Н.Н. Гусев, П.Д. Дмитриев. Радиоактивные цепочки. Справочник.
Энергоатомиздат, 1988.

     Пример расчета массы:
     Расчет массы урана 238 с активностью 1,86 + 5 Бк.
                     9
     Т    = 4,47 х 10  лет.
      1/2
     ё
     А = 238 г/моль.

---------------------------------------------------------------------------------
|             -1     5                         9                                |
|    1,86 сек.   х 10  х 238 г/моль х 4,47 х 10  х 365 х 24 х 3600 сек.         |
|m = ------------------------------------------------------------------ = 15 г. |
|                                              23     -1                        |
|                            0,693 х 6,022 х 10   моль                          |
---------------------------------------------------------------------------------
Оглавление