О ПРИМЕНЕНИИ НОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 21 ИЮЛЯ 2005 Г. N 94-ФЗ). Письмо. Министерство экономического развития и торговли РФ. 18.09.07 14026-АП/Д04


                                ПИСЬМО

          МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РФ

                         18 сентября 2007 г.
                            N 14026-АП/Д04

                                 (Д)


     Минэкономразвития  России,  с  учетом  дополнительной  проработки
вопроса  с  Государственно-правовым  управлением Президента Российской
Федерации,  сообщает  относительно применения норм Федерального закона
от  21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров,
выполнение  работ,  оказание услуг для государственных и муниципальных
нужд" (далее - Закон) при назначении и проведении судебных экспертиз в
рамках   расследования   уголовных  дел,  привлечении  специалистов  и
переводчиков  для  участия  в  уголовном судопроизводстве, а также при
привлечении адвокатов к защите граждан в уголовном судопроизводстве.
     В  соответствии  с частями 1, 2 статьи 1 Уголовно-процессуального
кодекса  Российской  Федерации  (далее  -  УПК  РФ) порядок уголовного
судопроизводства  на  территории  Российской Федерации устанавливается
УПК  РФ,  основанным  на  Конституции  Российской  Федерации;  порядок
уголовного    судопроизводства,   установленный   УПК   РФ,   является
обязательным  для судов, органов прокуратуры, органов предварительного
следствия  и  органов  дознания,  а  также  иных участников уголовного
судопроизводства.
     Согласно  части  1  статьи  7  УПК РФ установлен приоритет УПК РФ
перед    иными    федеральными    законами    в    рамках   уголовного
судопроизводства.
     Порядок   назначения   экспертов,   привлечения   специалистов  и
переводчиков,    а    также   защитников   (адвокатов)   в   уголовном
судопроизводстве  определен  положениями  УПК РФ, которые не позволяют
применять  Закон для целей регулирования правоотношений между органами
предварительного   следствия,   органами   дознания   и   назначаемыми
(привлекаемыми) экспертами, специалистами, переводчиками и защитниками
(адвокатами).  Например,  частью  1 статьи 162 УПК РФ установлено, что
предварительное  следствие  по уголовному делу должно быть закончено в
срок,  не  превышающий  2  месяцев со дня возбуждения уголовного дела;
согласно  статьям  69,  70, 71 УПК РФ предусмотрена возможность отвода
дознавателем,   следователем,   прокурором   или  судом  переводчиков,
экспертов, специалистов, защитника (адвоката); согласно статье 169 УПК
РФ  при  назначении  и производстве судебной экспертизы подозреваемый,
обвиняемый,   его   защитник   вправе   заявлять  отвод  эксперту  или
ходатайствовать о производстве судебной экспертизы в другом экспертном
учреждении,   ходатайствовать   о  привлечении  в  качестве  экспертов
указанных ими лиц либо о производстве судебной экспертизы в конкретном
экспертном учреждении.
     Порядок   приглашения   и   назначения   адвокатов  для  оказания
юридической  помощи  подозреваемому  (обвиняемому) в рамках уголовного
судопроизводства  регулируется  статьями  50  и  51  УПК  РФ,  которые
предусматривают  участие  в  уголовном  судопроизводстве  защитника по
приглашению  подозреваемого, обвиняемого, его законного представителя,
а  также  других  лиц  по  поручению  или  с  согласия подозреваемого,
обвиняемого,  или  по назначению дознавателя, следователя или суда. Во
втором  случае расходы на оплату труда адвоката компенсируются за счет
средств федерального бюджета.
     Размер вознаграждения адвокатов, участвующих в качестве защитника
в   уголовном   судопроизводстве   по   назначению  органов  дознания,
предварительного    следствия,    прокурора    или   суда,   определен
Постановлением  Правительства Российской Федерации от 4 июля 2003 г. N
400   "О  размере  оплаты  труда  адвоката,  участвующего  в  качестве
защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания,
органов  предварительного  следствия,  прокурора или суда". Совместным
Приказом  Минюста  России  и  Минфина  России  от  6 октября 2003 г. N
257/89Н  утвержден порядок расчета оплаты труда адвоката, участвующего
в  качестве  защитника  в  уголовном  судопроизводстве  по  назначению
органов  дознания,  органов  предварительного следствия, прокурора или
суда, в зависимости от сложности уголовного дела.
     Кроме   того,   учитывая,   что   работы   (услуги)   выполняются
(оказываются)   указанными   лицами  в  целях  охраны  прав  и  свобод
обвиняемого  (подозреваемого),  их  нельзя  квалифицировать как работы
(услуги)  для государственных или муниципальных нужд в понятии Закона,
которые  соответственно  выполняются,  оказываются для нужд Российской
Федерации,  субъекта Российском Федерации, муниципального образования,
государственного или муниципального заказчика.
     Таким  образом, к отношениям, связанным с привлечением экспертов,
специалистов,    переводчиков    и    иных    участников    уголовного
судопроизводства,  назначением адвокатов (защитников) к защите граждан
в уголовном судопроизводстве, не применяются положения Закона.
     Одновременно  сообщаем,  что  предусмотренные  Законом  процедуры
размещения заказов применяются в случаях, когда адвокат привлекается в
целях   оказания   юридической   помощи  для  представления  интересов
Российской  Федерации,  субъектов  Российской Федерации, муниципальных
образований, государственных и муниципальных заказчиков.

                                                            А.В.ПОПОВА
18 сентября 2007 г.
N 14026-АП/Д04