О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФГУП. Письмо. Федеральное агентство по промышленности. --.--.--

Оглавление

      О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФГУП

                                ПИСЬМО

               ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ПРОМЫШЛЕННОСТИ




                                 (Д)


     При  подготовке программ деятельности федеральным государственным
унитарным   предприятиям   необходимо   руководствоваться  действующим
законодательством   РФ.   В   соответствии   с   п.   1  Постановления
Правительства   РФ   от   10.04.2002  N  228  "О  мерах  по  повышению
эффективности  использования  федерального  имущества, закрепленного в
хозяйственном    ведении    федеральных    государственных   унитарных
предприятий"   Федеральным   агентством   по  промышленности  ежегодно
утверждаются  программы  деятельности подведомственных ему федеральных
государственных унитарных предприятий.
     Согласно  Правилам разработки и утверждения программ деятельности
и  определения  подлежащей  перечислению  в  федеральный  бюджет части
прибыли    федеральных    государственных    унитарных    предприятий,
утвержденным  Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от
10.04.2002  N  228, в раздел II "Мероприятия по развитию предприятия",
подраздел  3  "Финансово-инвестиционная  сфера" программы деятельности
федерального   государственного   унитарного   предприятия  включаются
мероприятия по совершенствованию налогового планирования и оптимизации
налогообложения,  снижению издержек, повышению рентабельности и другие
мероприятия.  В графе "Ожидаемый эффект" указанного раздела приводится
прогноз   увеличения   (уменьшения)   чистой   прибыли  предприятия  в
результате  реализации мероприятий в планируемом году, году, следующем
за  планируемым,  и  во  втором  году, следующем за планируемым. Таким
образом,    программа   деятельности   федерального   государственного
унитарного  предприятия  является  долгосрочной  и данные рекомендации
должны  учитываться федеральными казенными предприятиями (далее - ФКП)
и  федеральными  государственными  учреждениями (далее - ФГУ), которые
планируется    присоединить    или    преобразовать    в   федеральные
государственные унитарные предприятия (далее - ФГУП).
     ФГУП,  которым  имущество  принадлежит  на  праве  хозяйственного
ведения,  и  ФКП,  ФГУ,  за  которыми  имущество  закреплено  на праве
оперативного   управления,   не   являются  собственниками  имущества,
владеют,  пользуются  и  распоряжаются  этим  имуществом  в  пределах,
установленных   законодательством,   в   частности   ст.   294  -  300
Гражданского   кодекса.  ФГУП,  ФКП,  ФГУ  могут  являться  следующими
участниками земельных отношений (ст. 5 Земельного кодекса):
     - землепользователями   -   лицами,  владеющими  и  пользующимися
земельными  участками  на  праве постоянного (бессрочного) пользования
или на праве безвозмездного срочного пользования;
     - арендаторами  -  лицами,  владеющими и пользующимися земельными
участками по договору аренды, договору субаренды;
     - обладателями  сервитута  - лицами, имеющими право ограниченного
пользования  чужими земельными участками (сервитута). В зависимости от
права  на  землю  (ст.  20  -  24 Земельного кодекса) у ФГУП, ФКП, ФГУ
возникает  обязанность  уплаты  земельного  налога (ст. 388 Налогового
кодекса), арендной платы, иной платы.

                 Компенсация уплаты земельного налога
                       из федерального бюджета

     В соответствии  со ст.  84,  89 Федерального закона от 19.12.2006
N 238-ФЗ "О федеральном  бюджете  на  2007  год"  в  составе  расходов
федерального бюджета зарезервированы средства для компенсации расходов
на уплату налога на имущество организаций и земельного налога  ФГУ,  а
также ФГУП и ФКП,  участвующих в мобилизационной подготовке экономики.
Распределение бюджетных ассигнований на  уплату  налога  на  имущество
организаций    и   земельного   налога   осуществляется   в   порядке,
установленном Правительством РФ.
     Согласно п. 19 Постановления Правительства РФ от 23.02.2007 N 126
"О  мерах  по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на
2007 год" в 2007 году в целях уплаты налога на имущество организаций и
земельного   налога   ФГУ,   а   также  ФГУП  и  ФКП,  участвующими  в
мобилизационной   подготовке   экономики,   Федеральное  агентство  по
промышленности  составляет реестры подведомственных ему ФГУ, ФГУП, ФКП
отдельно  для  расчета  налога  на имущество организаций и для расчета
земельного    налога   в   соответствии   с   формами,   утверждаемыми
Министерством финансов Российской Федерации.
     Письма  Минфина России, определяющие специальные формы реестров и
порядок  их  заполнения, размещены на официальном сайте Минфина России
по web-адресу: http://www1.minfin.ru.
     Для  компенсации  налога  на  имущество  организаций и земельного
налога  ФГУП,  ФКП,  ФГУ  должны заполнить и представить в Федеральное
агентство по промышленности вышеуказанные реестры.

         Разграничение государственной собственности на землю

     В соответствии с п.  1 ст.  3.1 Федерального закона от 25.10.2001
N 137-ФЗ  "О  введении  в  действие  Земельного   кодекса   Российской
Федерации"   (далее   -   Закон   N   137-ФЗ)  в  целях  разграничения
государственной собственности на  землю  к  федеральной  собственности
относятся:
     - земельные  участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями,
находящимися в собственности Российской Федерации;
     - земельные   участки,   предоставленные  казенным  предприятиям,
государственным     унитарным    предприятиям    или    некоммерческим
организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
     - иные  предусмотренные федеральными законами земельные участки и
предусмотренные федеральными законами земли.
     Следовательно,   если   ФГУП,   ФКП,  ФГУ  владеют  и  пользуются
земельными  участками, предоставленными субъектом РФ или муниципальным
образованием,   на   правах   постоянного  (бессрочного)  пользования,
безвозмездного срочного пользования, аренды, то:
     - земельные  участки  должны  быть  переоформлены в собственность
Российской Федерации;
     - ФГУП,  ФКП, ФГУ должны заключить с Российской Федерацией в лице
уполномоченного  органа  исполнительной  власти  договоры  аренды  или
постоянного   (бессрочного)   пользования,   безвозмездного   срочного
пользования.
     В  соответствии со статьей 30.1 Федерального закона от 21.07.1997
"О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с
ним"  Постановлением  Правительства  РФ  от 30.06.2006 N 404 утвержден
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права
собственности  РФ,  субъекта  РФ  или  муниципального  образования  на
земельный  участок  при разграничении государственной собственности на
землю.

             Особенности права постоянного (бессрочного)
                   пользования земельными участками

     Согласно п. 1 ст. 20 Земельного кодекса в постоянное (бессрочное)
пользование   земельные   участки  предоставляются  ФКП  и  ФГУ  и  не
предоставляются ФГУП.
     Одновременно  в п. 3 ст. 20 Земельного кодекса указано, что права
юридических   лиц,   получивших   земельные   участки   в   постоянное
(бессрочное)  пользование  до  вступления  в  силу  Земельного кодекса
(30.10.2001),  сохраняются.  Т.е.  если  ФГУП  владело  и пользовалось
земельным  участком  на праве постоянного (бессрочного) пользования до
30.10.2001, то это право за ним сохраняется.
     В  свою очередь, п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ обязывает юридических
лиц,   за  исключением  ФКП  и  ФГУ,  переоформить  право  постоянного
(бессрочного)  пользования  земельными  участками  на право аренды или
приобрести  их  в собственность до 1 января 2008 г. Противоречие между
положениями  п.  3  ст.  20  Земельного  кодекса и п. 2 ст. 3 Закона N
137-ФЗ   послужило   причиной   обращения   Законодательного  собрания
Нижегородской  области  в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке
конституционности  абз.  1 п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ. Конституционный
Суд  в  Определении  от  25.12.2003  N  512-О  отказал  в  принятии  к
рассмотрению данного запроса и разъяснил, что абз. 1 п. 2 ст. 3 Закона
N 137-ФЗ указывает лишь на возможность для юридического лица по своему
желанию  приобрести земельный участок в собственность или использовать
его  на  правах  арендатора  (после  соответствующего переоформления),
свидетельствует о предоставлении права выбора самому юридическому лицу
и   отсутствии   какого-либо   произвольного   ограничения  свободы  в
заключении  договора. Таким образом, переоформление земельных участков
для   данной   категории   юридических   лиц  является  правом,  а  не
обязанностью.
     ФГУП,  получившие  право  постоянного  (бессрочного)  пользования
земельными  участками  до  введения в действие Земельного кодекса и не
переоформившие  его,  признаются плательщиками земельного налога (п. 1
ст. 388 Налогового кодекса).
     ФГУП,   ФКП,   ФГУ,  обладающие  земельными  участками  на  праве
постоянного   (бессрочного)   пользования,   освобождаются  от  уплаты
земельного  налога  в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 389 Налогового
кодекса  (земельные  участки изъяты из оборота, ограничены в обороте и
предоставлены  для  обеспечения  обороны, безопасности и др.), а также
ст.  395 Налогового кодекса (земельные участки заняты государственными
автомобильными  дорогами общего пользования, расположены на территории
особой экономической зоны и др.).
     Также согласно статье 15 Налогового кодекса земельный налог имеет
статус  местного  налога,  при  этом  нормы главы 31 "Земельный налог"
Налогового  кодекса не исключают возможности предоставления ФГУП, ФКП,
ФГУ  льгот по уплате земельного налога соответствующим решением органа
государственной власти или органа местного самоуправления на основании
полномочий, установленных статьей 31 Бюджетного кодекса.
     В  случае  отсутствия  производственной  необходимости,  в  целях
снижения  налоговой  нагрузки, в соответствии с п. 3 ст. 53 Земельного
кодекса,   ФГУП,  ФКП,  ФГУ  может  отказаться  от  права  постоянного
(бессрочного)  пользования  земельным участком. Заявление об отказе от
права  на  земельный  участок подается в уполномоченный исполнительный
орган  государственной  власти  или  орган  местного самоуправления. К
заявлению  об  отказе  от  права постоянного (бессрочного) пользования
земельным  участком  прилагаются  кадастровая  карта (план) земельного
участка  (при ее наличии), подлинники документов, удостоверяющих права
на  землю,  в  случае  их  отсутствия  - копия решения исполнительного
органа  государственной  власти  или  органа местного самоуправления о
предоставлении  земельного  участка,  копия документа, подтверждающего
государственную  регистрацию  юридического лица, документы (письма или
приказы),    подтверждающие   согласие   Федерального   агентства   по
промышленности  и  Федерального  агентства  по  управлению федеральным
имуществом.
     В целях снижения издержек и повышения рентабельности отказу ФГУП,
ФКП,  ФГУ  от  земельных  участков  должно предшествовать рассмотрение
экономической  целесообразности  отчуждения  земельных  участков путем
продажи  расположенных  на них объектов недвижимости (в т.ч. объектов,
строительство  которых  не  завершено)  или  реализации инвестиционных
проектов по строительству либо реконструкции таких объектов.
     Также   возможно  принудительное  прекращение  права  постоянного
(бессрочного)   пользования   земельным   участком  при  использовании
земельного  участка  не  в  соответствии  с  его целевым назначением и
принадлежностью  к  той  или  иной категории земель, а также по другим
основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 45 Земельного кодекса.

              Особенности права безвозмездного срочного
                   пользования земельными участками

     Согласно  п.  1 ст. 24 Земельного кодекса в безвозмездное срочное
пользование   могут   предоставляться  земельные  участки  из  земель,
находящихся  в  государственной или муниципальной собственности, ФКП и
ФГУ  на  срок  не  более  чем  один  год;  из  земель,  находящихся  в
собственности  граждан  или  юридических  лиц,  иным юридическим лицам
(ФГУП, ФКП, ФГУ) на основании договора.
     В  Законе  N  137-ФЗ  и  Земельном  кодексе  Российской Федерации
отсутствуют  положения  о  необходимости переоформления ФГУП, ФКП, ФГУ
прав  безвозмездного  срочного  пользования, возникших до вступления в
силу Земельного кодекса.
     В   случае   если  земельный  участок  был  предоставлен  органом
государственной   власти   или   органом  местного  самоуправления  до
вступления   в   силу   Земельного  кодекса  в  безвозмездное  срочное
пользование ФГУП, ФКП, ФГУ на срок более чем один год, то это право за
ФГУП,   ФКП,   ФГУ   сохраняется  до  истечения  срока  предоставления
земельного  участка,  если  собственник  земельного  участка не примет
решение о прекращении или переоформлении права.
     Также   следует   отметить,   что   ст.   24  Земельного  кодекса
предусматривает  передачу  земельных участков из земель, находящихся в
государственной   или  муниципальной  собственности,  в  безвозмездное
срочное  пользование  ФКП  и  ФГУ  на  срок не более чем один год и не
устанавливает запрета на неоднократное предоставление участков в такое
пользование.
     В  соответствии со ст. 47 Земельного кодекса Российской Федерации
право   безвозмездного   срочного   пользования   земельным   участком
прекращается  по  решению лица, предоставившего земельный участок, или
по соглашению сторон:
     - по   истечении   срока,   на   который  земельный  участок  был
предоставлен;
     - по   основаниям,   аналогичным   основаниям  прекращения  права
постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

                Особенности аренды земельных участков

     ФГУП, ФКП, ФГУ могут переоформить права постоянного (бессрочного)
пользования земельными участками на права их аренды.
     В  соответствии с п. 1 ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ земельные участки,
предоставленные   государственным  унитарным  предприятиям,  созданным
федеральными  органами государственной власти, относятся к федеральной
собственности.
     Таким  образом,  после  переоформления права на земельные участки
ФГУП,  ФКП, ФГУ не будут являться плательщиками земельного налога, так
как  данные  земельные участки могут находиться у них только на правах
аренды.
     Арендодателем в данном случае будет являться Российская Федерация
в лице уполномоченного органа исполнительной власти.
     Арендная  плата  за  использование  указанных  земельных участков
устанавливается  в  соответствии  с  решением Правительства Российской
Федерации (п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ).
     В  соответствии  с  п.  4  ст.  22  Земельного  кодекса  решением
Правительства  Российской  Федерации  будут  установлены  общие начала
определения  арендной платы при аренде земельных участков, находящихся
в  государственной  и  муниципальной собственности, где предполагается
выделить  отдельные  категории арендаторов, а также виды использования
земельных участков.
     В    настоящее   время   разрабатывается   проект   постановления
Правительства Российской Федерации, регулирующего вопросы установления
арендной  платы,  в  том  числе  за  находящиеся в государственной или
муниципальной   собственности   земельные   участки,   предоставленные
предприятиям оборонно-промышленного комплекса.
     Минимальная   величина   арендной  платы  за  земельные  участки,
находящиеся в собственности Российской Федерации и переданные в аренду
ФГУП,  ФКП,  ФГУ,  имеет  экономическое обоснование. Дело в том, что в
арендную   плату   обычно   включается   величина  земельного  налога,
уплачиваемого   собственником   земли.  Однако  Российская  Федерация,
являясь   собственником,  не  является  налогоплательщиком  земельного
налога (разъяснения Минфина России от 08.06.2005 N 03-06-02-04/39).
     Законодательством  установлен  запрет  аренды  изъятых из оборота
земельных  участков  -  земельных  участков, занятых пунктами хранения
ядерных  материалов  и  радиоактивных  веществ  и  др.  (п.  11 ст. 22
Земельного  кодекса).  Например,  ФГУП владеет и пользуется изъятым из
оборота  земельным  участком  (с  размещенным  на нем пунктом хранения
ядерных  материалов  и  радиоактивных веществ), предоставленным ему на
праве   постоянного  (бессрочного)  пользования  субъектом  Российской
Федерации   или   муниципальным  образованием  до  вступления  в  силу
Земельного  кодекса.  В  соответствии  с  п. 1 ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ
такой участок является федеральной собственностью и субъект Российской
Федерации  или  муниципальное  образование  не  могут выступать в роли
собственника,   предоставляющего   земельный   участок   в  постоянное
(бессрочное)  пользование  ФГУП.  Переоформление  отношений на договор
аренды  земельного участка с Российской Федерацией запрещено, передача
участка   в   безвозмездное   срочное   пользование   или   постоянное
(бессрочное)  пользование  после  вступления в силу Земельного кодекса
допускается только в отношении ФКП и ФГУ.
     Аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке,
которые  предусмотрены  гражданским  законодательством.  Также  аренда
земельного  участка может быть прекращена по инициативе арендодателя в
случаях,  предусмотренных  п.  2 ст. 46 Земельного кодекса, например в
случае  использования  земельного  участка  не  в  соответствии  с его
целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель.

Заместитель Руководителя
                                                         С.Б.ПУГИНСКИЙ


                                                          Приложение 1

             ТАБЛИЦА ЗАВИСИМОСТИ ПЛАТЕЖЕЙ ФГУП, ФКП, ФГУ
                  ОТ ВИДА ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ

-----------------------------------------------------------------------------------
|   Право на   |      Участник    |    Участник    |    Платежи ФГУП, ФКП, ФГУ    |
|     землю    |     земельных    |    земельных   |------------------------------|
|              |     отношений,   |   отношений,   |земельный налог | арендная или|
|              |  предоставляющий |    которому    |                |  иная плата |
|              |     земельный    | предоставляется|                |             |
|              |      участок     |    земельный   |                |             |
|              |                  |     участок    |                |             |
|--------------|------------------|----------------|----------------|-------------|
| Постоянное   | Российская       | ФГУП, ФКП, ФГУ |Уплачивается    |Не           |
| (бессрочное) | Федерация,       |                |                |уплачивается |
| пользование  | субъекты         |                |                |             |
|              | Российской       |                |                |             |
|              | Федерации,       |                |                |             |
|              | муниципальные    |                |                |             |
|              | образования      |                |                |             |
|--------------|------------------|----------------|----------------|-------------|
| Безвозмездное| Российская       | ФКП, ФГУ       |Не уплачивается |Не           |
| срочное      | Федерация,       |                |                |уплачивается |
| пользование  | субъекты         |                |                |             |
|              | Российской       |                |                |             |
|              | Федерации,       |                |                |             |
|              | муниципальные    |                |                |             |
|              | образования      |                |                |             |
|              |------------------|----------------|                |             |
|              | Граждане,        | ФГУП, ФКП, ФГУ |                |             |
|              | юридические      |                |                |             |
|              | лица             |                |                |             |
|--------------|------------------|----------------|----------------|-------------|
| Аренда       | Граждане,        | ФГУП, ФКП, ФГУ |Не уплачивается |Уплачивается |
|              | юридические лица,|                |                |             |
|              | Российская       |                |                |             |
|              | Федерация,       |                |                |             |
|              | субъекты         |                |                |             |
|              | Российской       |                |                |             |
|              | Федерации,       |                |                |             |
|              | муниципальные    |                |                |             |
|              | образования      |                |                |             |
|--------------|------------------|----------------|----------------|-------------|
| Сервитут     | Граждане,        | ФГУП, ФКП, ФГУ |Не уплачивается |Собственник  |
| (право       | юридические лица,|                |                |земли вправе |
| ограниченного| Российская       |                |                |требовать    |
| пользования  | Федерация,       |                |                |соразмерную  |
| чужим        | субъекты         |                |                |плату        |
| земельным    | Российской       |                |                |             |
| участком)    | Федерации,       |                |                |             |
|              | муниципальные    |                |                |             |
|              | образования      |                |                |             |
-----------------------------------------------------------------------------------
Оглавление