ВПРАВЕ ЛИ БЫЛО ЗАО, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЕ САНАТОРНО-КУРОРТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, В 2005 Г. ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЛЬГОТОЙ ПО УПЛАТЕ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА В Г. МОСКВЕ, УСТАНОВЛЕННОЙ П. 4 СТ. 12 ЗАКОНА РФ ОТ 11.10.1991 N 1738-1 "О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ" (В РЕДАКЦИИ, ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ДО 01.01.2006), ЕСЛИ ЧАСТИЧНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ЭТОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЯЛОСЬ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ АКЦИОНЕРОВ ЗАО, В ТОМ ЧИСЛЕ ФОНДА ИМУЩЕСТВА ПРОФСОЮЗОВ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 21 сентября 2007 г. N 03-05-06-02/109 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения льготы по земельному налогу и сообщает следующее. До 2005 г. на территории г. Москвы земельный налог устанавливался в соответствии с Законом Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон). Согласно ст. 1 Закона собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагались ежегодным земельным налогом. При этом основанием для установления земельного налога являлся документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования земельным участком (ст. 15 Закона). Пунктом 4 ст. 12 Закона от уплаты земельного налога были полностью освобождены учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов (кроме курортных учреждений). При применении вышеуказанной льготы необходимо было учитывать прежде всего факт отнесения организации к учреждению здравоохранения и ее финансирование за счет определенных Законом источников. Так, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 14.12.2004 N 447-О, медицинским учреждением признаются созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации юридические лица, имеющие лицензию на осуществление медицинской деятельности, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности. В отношении определенных Законом источников финансирования необходимо отметить, что в Законе отсутствует указание на обязательность полного финансирования за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов. В связи с этим, а также учитывая положения п. 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, полагаем, что организация до 2005 г. вправе была воспользоваться налоговой льготой по земельному налогу, установленной п. 4 ст. 12 Закона. Одновременно сообщаем, что с 1 января 2005 г. на территории г. Москвы земельный налог установлен Законом г. Москвы от 24.11.2004 N 74 "О земельном налоге" (далее - Закон N 74). Пунктом 2 ст. 3.1 Закона N 74 от уплаты земельного налога освобождены учреждения образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта, финансируемые из федерального бюджета, бюджета города Москвы, а также за счет средств профсоюзов, в отношении земельных участков, предоставленных для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта. Поскольку положения вышеуказанной нормы Закона N 74 в отношении предоставления льготы по уплате земельного налога учреждениям здравоохранения, финансируемым за счет средств профсоюзов, аналогичны положениям п. 4 ст. 12 ранее действовавшего Закона, полагаем, что в этом случае применение данной льготы также не зависит от способа финансирования учреждения (полное или частичное финансирование). Вместе с тем отмечаем, что на основании п. 2 ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах дают финансовые органы субъектов Российской Федерации. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 21 сентября 2007 г. N 03-05-06-02/109 |