РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 28 сентября 2007 г. N 1305-р (Д) Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Концепцию развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 - 2010 годы, одобренную распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 г. N 69-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 4, ст. 364). Председатель Правительства Российской Федерации В.ЗУБКОВ 28 сентября 2007 г. N 1305-р УТВЕРЖДЕНЫ распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2007 года N 1305-р ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В КОНЦЕПЦИЮ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2003 - 2010 ГОДЫ Концепцию развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 - 2010 годы изложить в следующей редакции: "ОДОБРЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 года N 69-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2007 года N 1305-р) КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2010 ГОДА I. Введение Лесной сектор играет важную роль в экономике страны и имеет существенное значение для социально-экономического развития более чем 40 субъектов Российской Федерации, в которых продукция лесной промышленности составляет от 10 до 50 процентов общего объема промышленной продукции соответствующих регионов. В целом по Российской Федерации этот показатель составляет около 4 процентов. Организация рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов является стратегически важной задачей. В Российской Федерации общая площадь земель лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, по состоянию на 1 января 2002 г. составляла 1,2 млрд. гектаров (69 процентов территории страны), запасы древесины в лесах - 82 млрд. куб. метров (свыше четверти мировых запасов), потенциальный ежегодный объем заготовки древесины - более 500 млн. куб. метров. С 2003 года проведена работа по совершенствованию лесного законодательства по вопросам разграничения полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, совершенствованию организационной структуры управления лесным хозяйством, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. За 2003 - 2006 годы было осуществлено: лесовосстановление - на общей площади 3082,4 тыс. гектаров (45 процентов объема, предусмотренного Концепцией на период с 2003 по 2010 год), в том числе посев и посадка леса - 745,3 тыс. гектаров; ввод молодых древостоев в категорию ценных лесных насаждений - 4600,9 тыс. гектаров (49 процентов); строительство дорог лесохозяйственного назначения - 2259,9 км (42 процента); лесоустройство - 146,6 млн. гектаров, лесоинвентаризация - 50,3 млн. гектаров, мониторинг состояния лесного фонда - 154 млн. гектаров (46 процентов). В целях оперативной оценки пожарной опасности в лесах и своевременного принятия мер с 2003 года ежегодно на площади 560 млн. гектаров проводится космический мониторинг лесных пожаров. Площадь лесных земель, подвергшаяся пожарам, с 2003 года сократилась в 1,7 раза, количество лесных пожаров - в 1,14 раза, ущерб от лесных пожаров - в 8 раз. Вместе с тем увеличение объемов рубок главного пользования не достигнуто. На высоком уровне сохраняется объем незаконных рубок. Изменения в системе государственного управления, произошедшие в стране в ходе осуществления административной реформы, бюджетно-финансовой реформы, разграничения полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, затронули и сферу лесных отношений. Указанные обстоятельства, а также необходимость существенного повышения эффективности и объемов использования лесов, совершенствования арендных отношений, решения задач по развитию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, создания благоприятных условий для инвестиций в лесной сектор потребовали принятия нового Лесного кодекса Российской Федерации. Россия, имея самые большие в мире лесные ресурсы, значительно отстает в торговле продукцией глубокой переработки древесины от ведущих стран мира. В настоящее время потребление лесобумажной продукции в России находится на относительно низком уровне и в значительной мере зависит от степени деловой активности в смежных отраслях промышленности, а также на потребительском рынке. В структуре экспорта лесобумажной продукции России лесоматериалы круглые составляют более 32 процентов, что свидетельствует прежде всего о несовершенной структуре производства и неразвитости химико-механической переработки древесины. Несмотря на указанные негативные тенденции, огромные возобновляемые запасы лесных ресурсов и конкурентные преимущества позволяют прогнозировать возможность обеспечения России соответствующего ее потенциалу места в мировом товарообороте лесной продукции. Развитие промышленности и строительного сектора в совокупности с ростом реальных доходов населения будет способствовать увеличению спроса на все виды лесобумажной продукции на внутреннем рынке. Приоритетным направлением станет развитие новых сегментов спроса на древесину в сфере энергетики и строительства, включая: развитие деревянного домостроения в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России"; развитие массового производства деревянных клееных конструкций; применение энергоносителей древесного происхождения в качестве альтернативных источников топлива для коммунальной энергетики. В целях улучшения качества лесов, расположенных на землях лесного фонда, за период 2007 - 2010 годов необходимо обеспечить сбалансированность объемов лесовосстановления в зависимости от площади вырубленных, погибших и поврежденных лесов, необходимо улучшить санитарное состояние лесов, своевременно проводить противопожарное обустройство лесов и снизить опасность лесных пожаров, обеспечить ежегодную оценку состояния лесов путем проведения государственной инвентаризации лесов. II. Цели и задачи развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2007 - 2010 годы. Этапы реализации Концепции Принятие Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ) обусловило необходимость изменения Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 - 2010 годы в части корректировки задач, направлений развития лесного хозяйства и комплекса мероприятий по ее реализации на 2007 - 2010 годы. Целями развития лесного хозяйства и совершенствования управления лесами являются создание условий, обеспечивающих устойчивое управление лесами, то есть соблюдение требований непрерывного, рационального и неистощительного использования лесов, повышение доходов от использования лесных ресурсов, своевременное и качественное воспроизводство лесов, сохранение их ресурсного, рекреационного, экологического потенциала и биологического разнообразия. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи: подготовка актов, необходимых для реализации Лесного кодекса Российской Федерации, включая нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты и акты субъектов Российской Федерации; организация управления в области лесных отношений в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (передача в установленном порядке лесхозов субъектам Российской Федерации, формирование органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, организация финансирования расходов, связанных с введением в действие Лесного кодекса Российской Федерации, организация мониторинга реализации полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, осуществление которых передается субъектам Российской Федерации); организация эффективного межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по пресечению незаконных заготовок, оборота незаконно заготовленной древесины и иных противоправных посягательств в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда и земель иных категорий; повышение эффективности использования лесов за счет вовлечения в эксплуатацию неосвоенных лесных массивов, развития долгосрочных арендных отношений, стимулирования привлечения инвестиций в освоение лесов и увеличения объемов использования малоценной древесины; обеспечение дальнейшего совершенствования и развития рыночных отношений в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов; повышение интенсивности ведения лесного хозяйства с учетом экологических и экономических факторов; совершенствование экономического механизма в лесном секторе в целях увеличения лесного дохода. Реализация настоящей Концепции предусматривается в 2 этапа. На первом этапе (2007 год) в Российской Федерации должна быть сформирована система лесных отношений и управления лесами на принципиально новой правовой и организационной основе функционирования, характеризующаяся дальнейшей децентрализацией управления лесами и повышением ответственности лесопользователей за сохранение и устойчивое развитие лесов, в том числе путем: передачи осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации; передачи в собственность субъектов Российской Федерации имущества лесхозов и территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства; формирования в субъектах Российской Федерации уполномоченных органов исполнительной власти, осуществляющих переданные полномочия; создания новых территориальных единиц управления лесами - лесничеств и лесопарков. На втором этапе (2008 - 2010 годы) необходимо осуществить планомерное развитие лесного хозяйства на основе новой системы государственного управления лесами, внедрения достижений науки и техники, широкого использования геоинформационных систем и технологий (ГИС-технологий) для обеспечения интенсивного, комплексного использования лесных ресурсов при сохранении экологического и генетического потенциала лесов России. III. Основные направления развития лесного хозяйства Российской Федерации до 2010 года С целью создания благоприятных условий, обеспечивающих устойчивое управление лесами, должны быть приняты дополнительные меры развития лесного хозяйства по следующим направлениям. Повышение эффективности государственного управления лесами Повышение эффективности государственного управления лесами обеспечивается в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации путем: разграничения полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области лесных отношений; совершенствования лесного планирования; совершенствования организации использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов; совершенствования государственного лесного контроля и надзора, введения мониторинга реализации полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, осуществление которых передается субъектам Российской Федерации. Упорядочение управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также развитие рыночных отношений требуют совершенствования деятельности лесничеств и лесопарков. Основными задачами лесничеств и лесопарков должны являться: реализация лесохозяйственного регламента в лесничествах и лесопарках; организация рационального, многоцелевого, непрерывного и неистощительного использования лесов, а также рационального использования земель лесного фонда; организация охраны и защиты лесов, а также охраны объектов животного мира и среды их обитания на землях лесного фонда; обеспечение выполнения мероприятий по воспроизводству лесов, улучшению их породного состава и повышению продуктивности; сохранение и усиление средообразующих, защитных, водоохранных, оздоровительных, санитарно-гигиенических и иных полезных природных свойств лесов; сохранение биологического разнообразия и объектов историко-культурного и природного наследия на землях лесного фонда и в лесах, расположенных на землях иных категорий; обеспечение соблюдения всеми физическими и юридическими лицами порядка использования лесных участков, а также выполнения иных требований, установленных лесным законодательством. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также ведение лесного хозяйства в лесах, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, проводят скоординированную политику в области лесных отношений. Совершенствование организации использования лесов Предполагается увеличение объема использования лесов путем вовлечения в эксплуатацию новых, еще не освоенных лесных территорий, а также путем повышения интенсивности использования лесов в освоенных лесах за счет более полного использования ресурсов древесины лиственных пород и других лесных ресурсов. В современных социально-экономических условиях наиболее целесообразным является использование ресурсов в европейской части России, на Урале и в южных районах Сибири и Дальнего Востока. Приоритет в дальнейшем развитии использования лесов должен быть отдан европейской части России и Уралу (несмотря на их меньший ресурсный потенциал по сравнению с другими регионами) в связи с близостью лесных ресурсов к потребителям и рынкам сбыта, относительно развитой транспортной сетью и инфраструктурой различных отраслей. Леса этого региона имеют многоцелевое значение, и режим пользования ими требует высокого уровня ведения лесного хозяйства. Для повышения эффективности использования лесов в европейской части России и на Урале необходимо обеспечить выращивание лесных насаждений с максимально возможным запасом древесины на единицу продуцирующей площади, в том числе за счет расширения практики создания лесных плантаций. Основным направлением повышения эффективности использования лесов в данном регионе должно быть обеспечение более полного использования накопившихся ресурсов малоценной древесины лиственных пород путем развития производств по ее переработке. В южных районах Сибири и Дальнего Востока стратегия развития использования лесов должна предусматривать освоение новых лесных территорий путем передачи лесных участков в аренду для реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, что позволит увеличить объемы заготовки лесных ресурсов, создать дополнительные рабочие места и увеличить доходность от использования лесов. Необходимо усовершенствовать методы определения расчетной лесосеки с учетом экономической доступности лесов (экономической эффективности освоения лесных массивов). Использование лесов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, должно основываться на принципах нормирования и оптимизации обеспечения радиационной безопасности и дифференцироваться по зонам радиоактивного загрязнения в зависимости от его уровней с обязательным радиационным контролем лесной продукции и условий труда. При использовании лесов должны быть обеспечены: выполнение арендаторами обязанностей по ведению лесного хозяйства; разработка и внедрение экономических механизмов стимулирования развития глубокой переработки древесины путем совершенствования политики ценообразования, политики в области внешней торговли лесопродукцией и оборудованием для лесного комплекса, а также путем содействия развитию интегрированных структур в лесопромышленном комплексе; вовлечение в эксплуатацию перспективных лесосырьевых территорий за счет строительства сети лесных дорог круглогодичного действия. Совершенствование лесоустройства, учета лесных участков и оценки лесов Для решения задач, стоящих перед лесным хозяйством, требуется совершенствование лесоустройства и учета лесных участков как системы мероприятий по получению достоверной и разносторонней информации о лесах, необходимой для среднесрочного и текущего планирования лесохозяйственной деятельности, нормирования использования лесов, проектирования лесных участков, а также для осуществления контроля за состоянием, охраной, защитой и воспроизводством лесов. Совершенствование лесоустроительного проектирования с учетом экономических и экологических условий развития лесного хозяйства и использования лесов основывается на отказе от государственной монополии в проведении лесоустройства. Результаты работ по оценке экологического и ресурсного потенциала лесов должны стать основанием для уточнения их разделения на защитные, эксплуатационные и резервные леса. Предстоит создать комплекс программно-методического обеспечения системы проведения лесопатологического мониторинга, внедрить его в приоритетном порядке на участках леса с ценными насаждениями, а также на участках, подверженных негативному, в том числе радиационному, воздействию. Совершенствование охраны и защиты лесов Повышение эффективности охраны лесов должно осуществляться по следующим направлениям: организация эффективной системы государственного лесного контроля и надзора; развитие системы государственной инвентаризации лесов. Охрана лесов от пожаров должна стать важным направлением государственной политики, обеспечивающей экологическую безопасность страны и сохранение ресурсного потенциала лесов. Система охраны лесов должна функционировать в существенно меняющихся природных условиях. Основными причинами возникновения лесных пожаров являются антропогенные факторы, вследствие которых возникает более 80 процентов лесных пожаров. В связи с этим необходимо формировать в сознании людей, начиная с детского возраста, бережное отношение к лесу. Необходимо усилить агитационную деятельность по профилактике лесных пожаров с помощью средств массовой информации. Развитие наземных служб обнаружения лесных пожаров должно осуществляться путем эффективного использования стационарных пунктов наблюдения (пожарно-наблюдательных вышек и мачт) и установки на них современных телевизионных камер цветного изображения с высокой разрешающей способностью. Для повышения оперативности тушения лесных пожаров необходимо укомплектовать существующие пожарно-химические станции до нормативного уровня технического оснащения и заменить изношенную пожарную технику и оборудование. Главными целями авиационных работ по охране и защите лесов являются обнаружение и ликвидация очагов огня в начальной стадии развития, а также очагов вредных организмов. Для достижения этих целей следует обеспечить необходимую периодичность авиапатрулирования. Одним из путей снижения затрат на авиапатрулирование является внедрение малой авиации. Необходимо завершить создание, сертификацию и приобретение легких самолетов, обустройство аэродромов и аэропортов, обеспечение наземных служб средствами технического обслуживания и контроля. Необходимо обеспечить дальнейшее развитие технологии тушения лесных пожаров с воздуха с применением авиатанкеров, а также химических средств и полимеров, повышающих эффективность использования воды для тушения лесных пожаров. Будет продолжено внедрение современных технологий радиосвязи для оперативного управления охраной лесов, осуществление радиоэлектронного контроля работы воздушных судов, переоснащение радиосетей, применяемых в лесном хозяйстве. Следует продолжить работы по развитию центров дистанционного мониторинга лесных пожаров на территории России, материалы которого должны дополнять сведения авиационного и наземного обнаружения лесных пожаров. Система охраны лесов от пожаров предусматривает: осуществление районирования территории Российской Федерации по уровню требуемой противопожарной охраны с учетом экономической и экологической ценности лесов, а также степени хозяйственного освоения территорий; совершенствование системы управления тушением крупных лесных пожаров; осуществление мониторинга лесных пожаров в лесах на базе геоинформационных систем, обеспечивающих обработку наземных, авиационных и космических наблюдений; расширение научно-исследовательских и проектных работ в области охраны лесов от пожаров. Для защиты лесов от вредных организмов и принятия экологически и экономически обоснованных решений по этому вопросу предусматриваются осуществление лесопатологического мониторинга с использованием наземных и дистанционных средств, а также создание единой информационной системы об изменениях лесопатологической и санитарной обстановки в лесах. Повышение эффективности мероприятий по защите лесов должно обеспечиваться путем совершенствования методов активной защиты лесов от вредных организмов. Важнейшими направлениями в области защиты лесов должны стать повышение роли профилактических мероприятий по предупреждению вспышек распространения вредных организмов, в том числе путем формирования лесных насаждений, устойчивых к воздействию негативных факторов, и соблюдение требований правил санитарной безопасности в лесах. Воспроизводство лесов и лесоразведение В современных условиях воспроизводство лесов на вырубках, гарях и других не покрытых лесной растительностью лесных землях должно быть обеспечено за счет: своевременного проведения мероприятий по восстановлению леса, уходу за лесом и обеспечению условий для естественного возобновления хозяйственно-ценных древесных пород; оптимизации соотношения интенсивных и экстенсивных методов восстановления лесов, сохранения их генетического потенциала, совершенствования системы лесного селекционного семеноводства, развития и эффективного использования постоянных лесосеменных участков. В предстоящий период планируется реализовать комплекс мероприятий по воспроизводству лесов, в первую очередь в регионах, утративших экологический, рекреационный и лесохозяйственный потенциал в результате интенсивного использования лесов в прошлые годы, обратив особое внимание на посадку и посев леса, создание лесных плантаций. Указанные мероприятия предусматривают: переход на принципы районирования лесов по способам лесовосстановления и нормативам затрат на лесовосстановительные мероприятия в пределах лесных районов; внедрение модели интенсивного воспроизводства лесов, обеспечивающей повышение их качества и продуктивности, улучшение экологических условий, в том числе за счет выращивания лесных насаждений на неиспользуемых землях; рост ежегодных объемов лесовосстановительных работ. В целях предупреждения процессов опустынивания и эрозии земель необходимо обеспечить выполнение работ по созданию и выращиванию защитных лесных насаждений на юго-востоке европейской части России, Северном Кавказе, в Поволжье и на Южном Урале. Следует предусмотреть постепенное наращивание объемов активных способов лесовосстановления (посадка и посев леса) в европейской части России и на Урале, проведение работ по лесоразведению в рамках реализации положений Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, планирование и проведение работ по лесовосстановлению и лесоразведению в увязке с мероприятиями по уходу за лесом. Проведение интенсивных рубок ухода за лесом, в первую очередь рубок ухода за молодняками, должно осуществляться в объемах, достаточных для предотвращения гибели или существенного ухудшения состояния созданных лесных культур в результате заглушения их нежелательной древесной растительностью. Важной задачей является обучение арендаторов методам оптимального сочетания способов заготовки древесины со способами лесовосстановления и ухода за лесами в конкретных экономических и лесорастительных условиях. Научное и кадровое обеспечение Развитие лесного хозяйства базируется на фундаментальных и прикладных исследованиях, направленных на разработку экологически безопасных природоохранных систем ведения лесного хозяйства, обеспечивающих максимальное и вместе с тем неистощительное использование лесных ресурсов и их своевременное воспроизводство. Приоритетными направлениями научных исследований в области лесного хозяйства на рассматриваемый период являются: разработка научных основ управления лесами и устойчивого развития лесных отношений в условиях рыночной экономики; изучение природы леса и на этой основе разработка экологически безопасных систем ведения лесного хозяйства, технологий и технических средств, обеспечивающих повышение устойчивости и продуктивности лесов (разработка и создание высокоэффективных методов и технологий получения достоверной и оперативной информации о лесах, создание и разработка прогрессивных технологий и средств механизации различных видов рубок леса, совершенствование методологических и нормативных документов по вопросам сохранения биоразнообразия, разработка методов восстановления функциональных качеств лесных территорий); разработка новых методов охраны лесов от пожаров (разработка и совершенствование методов прогноза возникновения пожароопасной ситуации в лесах, новых технических средств обнаружения и тушения лесных пожаров, совершенствование правовой базы охраны лесов от пожаров); разработка мероприятий по сохранению биоразнообразия, воспроизводству, повышению продуктивности и качества лесов на селекционно-генетической основе; разработка эффективных экологически безопасных систем защиты лесов от вредных организмов и техногенных факторов (совершенствование методов сбора, анализа и использования лесопатологической информации, разработка эколого-экономических критериев необходимости проведения защитных мероприятий, новых способов и средств защиты лесов от вредных организмов, профилактики и обеспечения санитарной безопасности в лесах); изучение влияния лесоводственно-экологических факторов на миграцию и накопление радионуклидов в лесах в целях обеспечения радиационно безопасного использования лесов; разработка научно-методических основ информационного обеспечения радиационно безопасного использования лесов, загрязненных радионуклидами. Приоритетными также являются научные исследования, направленные на выполнение положений международных конвенций по биологическому разнообразию, изменению климата, а также на развитие добровольной лесной сертификации и приведение российских национальных стандартов в сфере лесного хозяйства в соответствие с мировыми. Повышение эффективности ведения лесного хозяйства требует обеспечения отрасли высококвалифицированными кадрами. В настоящее время система подготовки специалистов лесного профиля не в полной мере отвечает изменениям, происходящим в лесной отрасли. Уровень и качество образования в этой области не в полной мере соответствуют современным требованиям. В предстоящий период предполагается активизировать работу, направленную на повышение квалификации работников лесного хозяйства в части государственного управления лесами, развития рыночной экономики в лесном секторе и использования ГИС-технологий. IV. Экологическое значение лесов и необходимость сохранения их биоразнообразия Леса России являются одним из важнейших природных ресурсов страны. Особенность лесов состоит в том, что они в отличие от многих других природных ресурсов являются возобновляемыми, что позволяет организовать их неистощительное использование. Лесные экосистемы, являющиеся основным компонентом природной среды, обеспечивают естественное регулирование большинства протекающих в экологической системе Земли процессов, что предопределяет необходимость максимального сохранения природных свойств лесов. Без учета экологических проблем, структуры и динамики изменения состава лесов России, а также анализа природных и антропогенных процессов, происходящих в лесах, невозможны реальные прогнозы глобальных изменений природной среды. Решение экологических проблем обеспечения устойчивого развития лесного хозяйства в настоящее время предполагает: сохранение биологического разнообразия и экологических функций лесов путем выделения лесов природоохранного назначения (защитных лесов) и обеспечение режима их сохранности; разработку системы сохранения биоразнообразия в лесах, являющихся объектом экономической деятельности, развитие сертификации; обеспечение качественного воспроизводства лесных ресурсов как обязательного элемента использования лесов, недопущение деградации и истощения почвенных и водных ресурсов при использовании лесов; расширение защитного лесоразведения в малолесных районах; сохранение и рациональное использование генетического и экологического потенциала лесов России, расширение сотрудничества с другими государствами и международными организациями в этой области, развитие системы особо охраняемых природных территорий; усиление просветительской деятельности по формированию в обществе понимания важной роли лесов и необходимости бережного отношения к ним. Леса в Российской Федерации подразделяются по целевому назначению на защитные, эксплуатационные и резервные (занимающие соответственно 23, 53 и 24 процента общей площади лесов, расположенных на землях лесного фонда). Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций таких лесов. К резервным лесам относятся леса, в которых в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины. Важным является необходимость уточнения режимов использования эксплуатационных и особенно защитных лесов. V. Экономические и финансовые основы развития лесного хозяйства Долгосрочной целью реформирования системы управления лесами является повышение эффективности работы лесного сектора страны в целом и лесного хозяйства в частности. Положения Лесного кодекса Российской Федерации создали для этого необходимые условия, законодательно закрепив инструмент проведения прогрессивной экономической политики в сфере лесных отношений, децентрализации системы управления лесами, создания открытой рыночной конкурентной среды в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. В Лесном кодексе Российской Федерации заложены принципиально новые экономические и финансовые основы развития лесного хозяйства, предусмотрены следующие необходимые условия для повышения эффективности его функционирования: предоставление субъектам Российской Федерации прав и полномочий в области лесных отношений в объеме, характерном для стран с максимальной децентрализацией системы управления лесами; значительное расширение перечня разрешенных видов использования лесов; осуществление арендаторами на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, мероприятий по лесовосстановлению, охране и защите лесов. В отношении не предоставленных в аренду лесных участков органы государственной власти или органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение этих работ путем проведения торгов; заключение договоров аренды по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, предусмотренных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации; обеспечение доступа к лесным ресурсам на основе соглашений, связанных с осуществлением приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов в увязке с развитием лесной инфраструктуры. Для реализации заложенных в Лесном кодексе Российской Федерации условий, направленных на достижение основной цели - повышение дохода от использования лесов при одновременном сокращении бюджетных расходов, связанных с государственным управлением лесами, необходимо решить следующие основные задачи: обеспечение устойчивого лесопользования с учетом изменения правил аренды лесных участков; стимулирование инвестиционной активности в лесном секторе экономики. Лесным кодексом Российской Федерации вводятся условия, когда арендаторы лесных участков, ведущие заготовку древесины, должны организовать охрану, защиту и воспроизводство лесов на арендуемой территории и нести бремя соответствующих затрат. Вместе с этим существенно расширяются права арендаторов - вместо разрешительных документов (лесорубочных и лесных билетов) вводится заявительная система, при которой арендатор декларирует свои намерения по использованию арендуемого лесного участка. Переход на аукционную систему предоставления лесных участков будет способствовать повышению уровня транспарентности и конкуренции на рынке лесных ресурсов, повысит заинтересованность субъектов Российской Федерации в процессе управления лесами. Важной задачей в сфере управления лесами является разработка оптимальной государственной политики ценообразования на используемые лесные ресурсы, прежде всего на древесину. Эта политика должна удовлетворять следующим целям: стимулировать устойчивое развитие отечественного производства по глубокой переработке древесины; обеспечивать покрытие расходов по воспроизводству вырубаемых насаждений; служить источником доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Стратегическим направлением совершенствования ценообразования на лесные ресурсы является формирование условий, необходимых для возникновения добросовестной конкуренции. Эти условия должны быть сформированы с учетом того, что практически все леса в нашей стране находятся в федеральной собственности при федеративном устройстве государства и негосударственной собственности на средства производства в лесопромышленном секторе экономики. В целях стимулирования инвестиционной активности в лесном секторе целесообразно разработать порядок, предусматривающий более гибкие принципы установления платежей за лесные ресурсы, включая формирование механизмов установления ставок арендной платы на рентной основе и определения ее размера с учетом затрат на выполнение лесохозяйственных работ. VI. Участие в международном сотрудничестве в области лесного хозяйства Осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов связано с выполнением соответствующих международных обязательств страны. Конкретными задачами международной деятельности в этой области на ближайшую перспективу являются: анализ опыта проведения реформ в лесном секторе экономики в странах с различными формами собственности на леса и использование полученных результатов при дальнейшем реформировании лесного хозяйства Российской Федерации; усиление представительства и влияния Российской Федерации в таких международных организациях, как Форум ООН по лесам, Конференция министров по защите лесов Европы, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) и другие; предоставление в соответствии с международными договорами Российской Федерации международному сообществу актуальной, точной, совместимой с форматами ФАО информации о лесных ресурсах Российской Федерации и об их использовании; борьба с нелегальными рубками в рамках решений Санкт-Петербургской министерской конференции по проблемам правоприменения и управления в лесном секторе Европы и Северной Азии (ЕСА ФЛЕГ); признание международным сообществом российской системы добровольной лесной сертификации и увеличение объемов работ по добровольной лесной сертификации в Российской Федерации; активизация работ по лесовосстановлению и лесоразведению в рамках Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата; разработка и реализация комплексных программ изучения и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем; развитие международного сотрудничества по проблемам экологического мониторинга с использованием дистанционного зондирования и геоинформационных систем; содействие мировой общественности в вопросах пропаганды бережного сохранения и использования лесных ресурсов, сотрудничество по популяризации лесных профессий путем проведения различных международных конкурсов. VII. Механизм реализации Концепции и ожидаемые результаты Для решения задач по развитию лесного хозяйства необходимо осуществить комплекс мероприятий, направленных на совершенствование и развитие нормативной базы в области лесного хозяйства и лесопользования, управления лесами, межведомственной и межрегиональной координации в сфере лесных отношений, повышение эффективности деятельности по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, научное и кадровое обеспечение лесного хозяйства и расширение участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в области лесного хозяйства. План мероприятий по реализации настоящей Концепции до 2010 года представлен в Приложении. Предполагается разработать ряд нормативных правовых актов, направленных на регулирование следующих вопросов: эффективный контроль за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий в области лесных отношений; эффективное использование лесов на праве аренды лесных участков и на основе договора купли-продажи лесных насаждений; обеспечение благоприятного инвестиционного климата при использовании лесов, привлечение дополнительных финансовых средств, развитие конкурентной среды в лесном секторе экономики; обеспечение эффективного экономического механизма использования лесов; обеспечение защиты деятельности государственных лесных инспекторов при пресечении нелегальных рубок и иных нарушений лесного законодательства; оценка экономического и экологического потенциала лесных участков. Основными инструментами реализации настоящей Концепции должны стать целевые программы регионального уровня. Выполнение плана мероприятий по реализации настоящей Концепции до 2010 года позволит обеспечить: устойчивое развитие лесного хозяйства; существенное улучшение состояния лесов; увеличение поступления платежей за использование лесов в бюджеты всех уровней; улучшение условий труда работников лесного хозяйства, создание дополнительных рабочих мест; защиту прав инвесторов и иных пользователей лесными участками, что объективно будет способствовать снижению рисков хозяйственной деятельности, повышению эффективности функционирования лесного сектора экономики и увеличению производства его продукции. Приложение к Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации до 2010 года от 28 сентября 2007 года N 1305-р ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2010 ГОДА ---------------------------------------------------------------------------------------- | | | Срок | Ответственные | | | | реализации | исполнители | |--------------------------------------------------------------------------------------| | I. Нормативная правовая деятельность | |--------------------------------------------------------------------------------------| | 1. | Подготовка и принятие нормативных | 2007 год | органы | | | правовых актов субъектов Российской | | государственной | | | Федерации, необходимых для | | власти субъектов | | | реализации Лесного кодекса | | Российской Федерации | | | Российской Федерации | | | |--------------------------------------------------------------------------------------| | II. Совершенствование государственного управления | | в области лесных отношений | |--------------------------------------------------------------------------------------| | 2. | Формирование новых основных | до 1 января | МПР России | | | территориальных единиц управления в | 2008 г. | Рослесхоз | | | области использования, охраны, | | Минобороны России | | | защиты и воспроизводства лесов - | | органы исполнительной | | | лесничеств и лесопарков | | власти субъектов | | | | | Российской Федерации | |-----|----------------------------------------|--------------|------------------------| | 3. | Преобразование лесхозов из | до 1 января | Минобороны России | | | государственных учреждений в иные | 2008 г. | Рослесхоз | | | организационно-правовые формы | | органы исполнительной | | | | | власти субъектов | | | | | Российской Федерации | |-----|----------------------------------------|--------------|------------------------| | 4. | Контроль и надзор в установленном | 2007 - 2010 | МПР России | | | порядке за осуществлением | годы | Рослесхоз | | | уполномоченными органами | | Росприроднадзор | | | государственной власти субъектов | | | | | Российской Федерации переданных им | | | | | полномочий в области лесных | | | | | отношений | | | |--------------------------------------------------------------------------------------| | III. Повышение эффективности использования, | | охраны, защиты и воспроизводства лесов | |--------------------------------------------------------------------------------------| | 5. | Разработка и реализация субъектами | 2007 - 2010 | органы исполнительной | | | Российской Федерации региональных | годы | власти субъектов | | | программ воспроизводства лесов | | Российской Федерации | | | | | МПР России | |-----|----------------------------------------|--------------|------------------------| | 6. | Организация эффективного | 2007 - 2008 | МПР России | | | межведомственного взаимодействия, а | годы | МВД России | | | также взаимодействия с органами | | Минсельхоз России | | | исполнительной власти субъектов | | Минобороны России | | | Российской Федерации, | | ФТС России | | | осуществляющими государственный | | Рослесхоз | | | лесной контроль и надзор, по | | | | | пресечению незаконных заготовок и | | | | | оборота незаконно заготовленной | | | | | древесины и иных противоправных | | | | | посягательств в отношении лесных | | | | | участков в составе земель лесного | | | | | фонда и земель иных категорий | | | |--------------------------------------------------------------------------------------| | IV. Научное и кадровое обеспечение | | развития лесного хозяйства | |--------------------------------------------------------------------------------------| | 7. | Организация выполнения приоритетных | 2007 - 2010 | МПР России | | | прикладных научных исследований в | годы | Рослесхоз | | | области использования, охраны, защиты | | | | | и воспроизводства лесов | | | |-----|----------------------------------------|--------------|------------------------| | 8. | Организация подготовки и повышения | 2007 - 2009 | МПР России | | | квалификации работников лесного | годы | Рослесхоз | | | хозяйства в части государственного | | органы исполнительной | | | управления лесами, развития рыночной | | власти субъектов | | | экономики в лесном секторе и | | Российской Федерации | | | использования ГИС-технологий | | | |--------------------------------------------------------------------------------------| | V. Участие в международном сотрудничестве в области | | лесного хозяйства | |--------------------------------------------------------------------------------------| | 9. | Разработка и реализация совместных | 2007 - 2010 | МПР России | | | проектов в области использования, | годы | Минпромэнерго | | | охраны, защиты и воспроизводства | | России | | | лесов Российской Федерации в рамках | | МИД России | | | Продовольственной и | | Рослесхоз | | | сельскохозяйственной организации ООН | | | |-----|----------------------------------------|--------------|------------------------| | 10. | Участие в разработке Добровольного | 2007 - 2009 | МПР России | | | кодекса по лесам в рамках Форума ООН | годы | МИД России | | | по лесам | | Рослесхоз | |-----|----------------------------------------|--------------|------------------------| | 11. | Развитие международного сотрудничества | 2007 - 2010 | МПР России | | | (на двусторонней и многосторонней | годы | Минпромэнерго | | | основе) по проблемам охраны лесов от | | России | | | пожаров и защиты от вредных | | МИД России | | | организмов, управления лесами, | | Минэкономразвития | | | лесопатологического мониторинга лесов, | | России | | | полного использования лесной биомассы, | | органы исполнительной | | | развития национальных систем | | власти субъектов | | | добровольной лесной сертификации, | | Российской | | | сохранения биологического разнообразия | | Федерации". | | | в лесах, развития лесной генетики и | | | | | селекции, борьбы с нелегальными | | | | | рубками древесины | | | ---------------------------------------------------------------------------------------- |