ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В КОНЦЕПЦИЮ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2003 - 2010 ГОДЫ). Распоряжение. Правительство РФ. 28.09.07 1305-Р

Оглавление


                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                         28 сентября 2007 г.
                               N 1305-р

                                 (Д)


     Утвердить  прилагаемые  изменения,  которые  вносятся в Концепцию
развития  лесного  хозяйства Российской Федерации на 2003 - 2010 годы,
одобренную  распоряжением  Правительства  Российской  Федерации  от 18
января 2003 г. N 69-р (Собрание законодательства Российской Федерации,
2003, N 4, ст. 364).

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                              В.ЗУБКОВ
28 сентября 2007 г.
N 1305-р


                                                            УТВЕРЖДЕНЫ
                                           распоряжением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                              от 28 сентября 2007 года
                                                              N 1305-р

                              ИЗМЕНЕНИЯ,
            КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В КОНЦЕПЦИЮ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО
                    ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                         НА 2003 - 2010 ГОДЫ

     Концепцию развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003
- 2010 годы изложить в следующей редакции:

                                                             "ОДОБРЕНА
                                           распоряжением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                от 18 января 2003 года
                                                                N 69-р

                                              (в редакции распоряжения
                                    Правительства Российской Федерации
                                              от 28 сентября 2007 года
                                                             N 1305-р)

                              КОНЦЕПЦИЯ
           РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                             ДО 2010 ГОДА

                             I. Введение

     Лесной  сектор  играет  важную  роль  в  экономике страны и имеет
существенное  значение для социально-экономического развития более чем
40   субъектов   Российской  Федерации,  в  которых  продукция  лесной
промышленности   составляет  от  10  до  50  процентов  общего  объема
промышленной продукции соответствующих регионов. В целом по Российской
Федерации этот показатель составляет около 4 процентов.
     Организация   рационального   использования,   охраны,  защиты  и
воспроизводства лесов является стратегически важной задачей.
     В  Российской  Федерации  общая  площадь  земель  лесного фонда и
лесов,  не  входящих  в  лесной фонд, по состоянию на 1 января 2002 г.
составляла 1,2 млрд. гектаров (69 процентов территории страны), запасы
древесины  в  лесах  -  82  млрд.  куб. метров (свыше четверти мировых
запасов),  потенциальный  ежегодный  объем заготовки древесины - более
500 млн. куб. метров.
     С   2003  года  проведена  работа  по  совершенствованию  лесного
законодательства   по   вопросам   разграничения   полномочий  органов
государственной  власти Российской Федерации и органов государственной
власти     субъектов     Российской    Федерации,    совершенствованию
организационной структуры управления лесным хозяйством, использования,
охраны, защиты и воспроизводства лесов.
     За 2003 - 2006 годы было осуществлено:
     лесовосстановление  -  на  общей площади 3082,4 тыс. гектаров (45
процентов объема, предусмотренного Концепцией на период с 2003 по 2010
год), в том числе посев и посадка леса - 745,3 тыс. гектаров;
     ввод  молодых  древостоев  в категорию ценных лесных насаждений -
4600,9 тыс. гектаров (49 процентов);
     строительство дорог лесохозяйственного назначения - 2259,9 км (42
процента);
     лесоустройство  -  146,6 млн. гектаров, лесоинвентаризация - 50,3
млн.  гектаров, мониторинг состояния лесного фонда - 154 млн. гектаров
(46 процентов).
     В   целях   оперативной  оценки  пожарной  опасности  в  лесах  и
своевременного  принятия  мер с 2003 года ежегодно на площади 560 млн.
гектаров проводится космический мониторинг лесных пожаров.
     Площадь   лесных   земель,  подвергшаяся  пожарам,  с  2003  года
сократилась в 1,7 раза, количество лесных пожаров - в 1,14 раза, ущерб
от лесных пожаров - в 8 раз.
     Вместе  с  тем  увеличение  объемов рубок главного пользования не
достигнуто. На высоком уровне сохраняется объем незаконных рубок.
     Изменения  в  системе государственного управления, произошедшие в
стране     в     ходе    осуществления    административной    реформы,
бюджетно-финансовой    реформы,   разграничения   полномочий   органов
государственной  власти  Российской Федерации, органов государственной
власти    субъектов    Российской   Федерации   и   органов   местного
самоуправления,   затронули   и   сферу  лесных  отношений.  Указанные
обстоятельства,   а   также   необходимость   существенного  повышения
эффективности   и   объемов   использования  лесов,  совершенствования
арендных  отношений,  решения  задач  по  развитию  объектов  лесной и
лесоперерабатывающей  инфраструктуры,  создания  благоприятных условий
для  инвестиций  в  лесной  сектор потребовали принятия нового Лесного
кодекса Российской Федерации.
     Россия,  имея  самые  большие  в мире лесные ресурсы, значительно
отстает  в  торговле  продукцией  глубокой  переработки  древесины  от
ведущих   стран  мира.  В  настоящее  время  потребление  лесобумажной
продукции  в  России  находится  на  относительно  низком  уровне  и в
значительной  мере  зависит  от  степени  деловой активности в смежных
отраслях промышленности, а также на потребительском рынке. В структуре
экспорта   лесобумажной   продукции   России   лесоматериалы   круглые
составляют  более  32  процентов,  что  свидетельствует прежде всего о
несовершенной      структуре      производства      и     неразвитости
химико-механической переработки древесины.
     Несмотря    на    указанные    негативные   тенденции,   огромные
возобновляемые  запасы  лесных  ресурсов  и  конкурентные преимущества
позволяют     прогнозировать     возможность     обеспечения    России
соответствующего  ее  потенциалу  места в мировом товарообороте лесной
продукции.
     Развитие  промышленности и строительного сектора в совокупности с
ростом  реальных  доходов  населения  будет  способствовать увеличению
спроса  на  все  виды  лесобумажной  продукции  на  внутреннем  рынке.
Приоритетным  направлением  станет  развитие новых сегментов спроса на
древесину в сфере энергетики и строительства, включая:
     развитие   деревянного   домостроения   в   рамках  приоритетного
национального  проекта  "Доступное  и  комфортное  жилье  -  гражданам
России";
     развитие массового производства деревянных клееных конструкций;
     применение  энергоносителей  древесного  происхождения в качестве
альтернативных источников топлива для коммунальной энергетики.
     В целях улучшения качества лесов, расположенных на землях лесного
фонда,   за   период   2007   -   2010   годов  необходимо  обеспечить
сбалансированность объемов лесовосстановления в зависимости от площади
вырубленных,   погибших  и  поврежденных  лесов,  необходимо  улучшить
санитарное  состояние  лесов,  своевременно  проводить противопожарное
обустройство  лесов  и  снизить  опасность  лесных пожаров, обеспечить
ежегодную  оценку  состояния  лесов  путем  проведения государственной
инвентаризации лесов.

             II. Цели и задачи развития лесного хозяйства
              Российской Федерации на 2007 - 2010 годы.
                      Этапы реализации Концепции

     Принятие  Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон
от  4  декабря  2006  г.  N 200-ФЗ) обусловило необходимость изменения
Концепции  развития  лесного  хозяйства Российской Федерации на 2003 -
2010  годы  в  части корректировки задач, направлений развития лесного
хозяйства  и  комплекса  мероприятий  по  ее реализации на 2007 - 2010
годы.
     Целями  развития лесного хозяйства и совершенствования управления
лесами являются создание условий, обеспечивающих устойчивое управление
лесами,  то  есть  соблюдение требований непрерывного, рационального и
неистощительного    использования    лесов,   повышение   доходов   от
использования    лесных   ресурсов,   своевременное   и   качественное
воспроизводство   лесов,  сохранение  их  ресурсного,  рекреационного,
экологического потенциала и биологического разнообразия.
     Для  достижения  поставленных  целей  необходимо решить следующие
задачи:
     подготовка  актов,  необходимых  для  реализации  Лесного кодекса
Российской  Федерации, включая нормативные правовые акты Правительства
Российской  Федерации,  ведомственные нормативные правовые акты и акты
субъектов Российской Федерации;
     организация  управления в области лесных отношений в соответствии
с  Лесным  кодексом  Российской  Федерации  (передача  в установленном
порядке  лесхозов субъектам Российской Федерации, формирование органов
исполнительной  власти  субъектов Российской Федерации, осуществляющих
полномочия   Российской   Федерации   в   области   лесных  отношений,
организация  финансирования расходов, связанных с введением в действие
Лесного   кодекса   Российской   Федерации,   организация  мониторинга
реализации полномочий Российской Федерации в области лесных отношений,
осуществление которых передается субъектам Российской Федерации);
     организация   эффективного  межведомственного  взаимодействия,  а
также  взаимодействия с уполномоченными органами исполнительной власти
субъектов  Российской  Федерации  по  пресечению незаконных заготовок,
оборота   незаконно  заготовленной  древесины  и  иных  противоправных
посягательств  в  отношении  лесных  участков в составе земель лесного
фонда и земель иных категорий;
     повышение  эффективности использования лесов за счет вовлечения в
эксплуатацию   неосвоенных   лесных  массивов,  развития  долгосрочных
арендных  отношений,  стимулирования привлечения инвестиций в освоение
лесов и увеличения объемов использования малоценной древесины;
     обеспечение  дальнейшего  совершенствования  и  развития рыночных
отношений  в  области  использования, охраны, защиты и воспроизводства
лесов;
     повышение   интенсивности  ведения  лесного  хозяйства  с  учетом
экологических и экономических факторов;
     совершенствование  экономического  механизма  в  лесном секторе в
целях увеличения лесного дохода.
     Реализация настоящей Концепции предусматривается в 2 этапа.
     На  первом  этапе  (2007  год) в Российской Федерации должна быть
сформирована   система   лесных   отношений  и  управления  лесами  на
принципиально     новой     правовой    и    организационной    основе
функционирования,    характеризующаяся   дальнейшей   децентрализацией
управления  лесами  и  повышением ответственности лесопользователей за
сохранение и устойчивое развитие лесов, в том числе путем:
     передачи  осуществления отдельных полномочий Российской Федерации
в  области  лесных  отношений органам государственной власти субъектов
Российской Федерации;
     передачи в собственность субъектов Российской Федерации имущества
лесхозов  и  территориальных  органов  Федерального  агентства лесного
хозяйства;
     формирования  в  субъектах  Российской  Федерации  уполномоченных
органов исполнительной власти, осуществляющих переданные полномочия;
     создания   новых   территориальных  единиц  управления  лесами  -
лесничеств и лесопарков.
     На  втором  этапе  (2008  -  2010  годы)  необходимо  осуществить
планомерное   развитие  лесного  хозяйства  на  основе  новой  системы
государственного  управления  лесами,  внедрения  достижений  науки  и
техники,  широкого использования геоинформационных систем и технологий
(ГИС-технологий)    для    обеспечения    интенсивного,   комплексного
использования   лесных   ресурсов   при  сохранении  экологического  и
генетического потенциала лесов России.

         III. Основные направления развития лесного хозяйства
                  Российской Федерации до 2010 года

     С целью создания благоприятных условий, обеспечивающих устойчивое
управление  лесами,  должны  быть приняты дополнительные меры развития
лесного хозяйства по следующим направлениям.

               Повышение эффективности государственного
                          управления лесами

     Повышение   эффективности   государственного   управления  лесами
обеспечивается  в  соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации
путем:
     разграничения    полномочий    органов   государственной   власти
Российской   Федерации,   органов   государственной  власти  субъектов
Российской  Федерации  и  органов  местного  самоуправления  в области
лесных отношений;
     совершенствования лесного планирования;
     совершенствования  организации  использования,  охраны,  защиты и
воспроизводства лесов;
     совершенствования  государственного  лесного  контроля и надзора,
введения  мониторинга  реализации  полномочий  Российской  Федерации в
области  лесных  отношений, осуществление которых передается субъектам
Российской Федерации.
     Упорядочение управления в области использования, охраны, защиты и
воспроизводства  лесов,  а  также  развитие рыночных отношений требуют
совершенствования деятельности лесничеств и лесопарков.
     Основными задачами лесничеств и лесопарков должны являться:
     реализация   лесохозяйственного   регламента   в  лесничествах  и
лесопарках;
     организация    рационального,   многоцелевого,   непрерывного   и
неистощительного    использования   лесов,   а   также   рационального
использования земель лесного фонда;
     организация  охраны  и  защиты  лесов,  а  также  охраны объектов
животного мира и среды их обитания на землях лесного фонда;
     обеспечение  выполнения  мероприятий  по  воспроизводству  лесов,
улучшению их породного состава и повышению продуктивности;
     сохранение  и  усиление  средообразующих, защитных, водоохранных,
оздоровительных,  санитарно-гигиенических  и  иных  полезных природных
свойств лесов;
     сохранение     биологического     разнообразия     и     объектов
историко-культурного и природного наследия на землях лесного фонда и в
лесах, расположенных на землях иных категорий;
     обеспечение  соблюдения  всеми  физическими и юридическими лицами
порядка   использования  лесных  участков,  а  также  выполнения  иных
требований, установленных лесным законодательством.
     Федеральные  органы исполнительной власти и органы исполнительной
власти  субъектов  Российской  Федерации,  осуществляющие полномочия в
области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также
ведение  лесного  хозяйства  в  лесах, расположенных на землях лесного
фонда  и  землях иных категорий, проводят скоординированную политику в
области лесных отношений.

          Совершенствование организации использования лесов

     Предполагается   увеличение   объема  использования  лесов  путем
вовлечения в эксплуатацию новых, еще не освоенных лесных территорий, а
также  путем  повышения  интенсивности использования лесов в освоенных
лесах   за   счет   более  полного  использования  ресурсов  древесины
лиственных пород и других лесных ресурсов.
     В    современных    социально-экономических   условиях   наиболее
целесообразным  является  использование  ресурсов  в европейской части
России,  на  Урале  и  в  южных  районах  Сибири  и  Дальнего Востока.
Приоритет  в дальнейшем развитии использования лесов должен быть отдан
европейской  части  России  и  Уралу (несмотря на их меньший ресурсный
потенциал по сравнению с другими регионами) в связи с близостью лесных
ресурсов   к   потребителям  и  рынкам  сбыта,  относительно  развитой
транспортной  сетью  и  инфраструктурой различных отраслей. Леса этого
региона  имеют  многоцелевое значение, и режим пользования ими требует
высокого уровня ведения лесного хозяйства.
     Для  повышения  эффективности  использования  лесов в европейской
части  России  и  на  Урале  необходимо  обеспечить выращивание лесных
насаждений  с  максимально  возможным  запасом  древесины  на  единицу
продуцирующей  площади,  в  том  числе  за  счет  расширения  практики
создания    лесных    плантаций.   Основным   направлением   повышения
эффективности   использования  лесов  в  данном  регионе  должно  быть
обеспечение   более   полного   использования   накопившихся  ресурсов
малоценной древесины лиственных пород путем развития производств по ее
переработке.
     В  южных  районах  Сибири  и  Дальнего Востока стратегия развития
использования  лесов  должна  предусматривать  освоение  новых  лесных
территорий  путем  передачи  лесных  участков  в аренду для реализации
приоритетных  инвестиционных  проектов  в  области освоения лесов, что
позволит   увеличить   объемы   заготовки   лесных  ресурсов,  создать
дополнительные  рабочие  места и увеличить доходность от использования
лесов.
     Необходимо   усовершенствовать   методы   определения   расчетной
лесосеки  с  учетом  экономической  доступности  лесов  (экономической
эффективности освоения лесных массивов).
     Использование  лесов,  подвергшихся  радиоактивному  загрязнению,
должно   основываться   на   принципах   нормирования   и  оптимизации
обеспечения  радиационной  безопасности  и дифференцироваться по зонам
радиоактивного загрязнения в зависимости от его уровней с обязательным
радиационным контролем лесной продукции и условий труда.
     При использовании лесов должны быть обеспечены:
     выполнение   арендаторами   обязанностей   по   ведению   лесного
хозяйства;
     разработка  и  внедрение  экономических механизмов стимулирования
развития   глубокой   переработки  древесины  путем  совершенствования
политики   ценообразования,   политики   в  области  внешней  торговли
лесопродукцией  и  оборудованием  для лесного комплекса, а также путем
содействия   развитию   интегрированных  структур  в  лесопромышленном
комплексе;
     вовлечение  в  эксплуатацию перспективных лесосырьевых территорий
за счет строительства сети лесных дорог круглогодичного действия.

       Совершенствование лесоустройства, учета лесных участков
                            и оценки лесов

     Для  решения  задач,  стоящих  перед лесным хозяйством, требуется
совершенствование  лесоустройства  и учета лесных участков как системы
мероприятий  по  получению  достоверной  и разносторонней информации о
лесах,   необходимой   для   среднесрочного  и  текущего  планирования
лесохозяйственной   деятельности,  нормирования  использования  лесов,
проектирования  лесных участков, а также для осуществления контроля за
состоянием, охраной, защитой и воспроизводством лесов.
     Совершенствование   лесоустроительного  проектирования  с  учетом
экономических  и  экологических  условий  развития лесного хозяйства и
использования   лесов   основывается   на  отказе  от  государственной
монополии в проведении лесоустройства.
     Результаты работ по оценке экологического и ресурсного потенциала
лесов должны стать основанием для уточнения их разделения на защитные,
эксплуатационные и резервные леса.
     Предстоит  создать  комплекс программно-методического обеспечения
системы  проведения  лесопатологического  мониторинга,  внедрить его в
приоритетном  порядке на участках леса с ценными насаждениями, а также
на  участках,  подверженных  негативному,  в  том числе радиационному,
воздействию.

               Совершенствование охраны и защиты лесов

     Повышение  эффективности  охраны  лесов  должно осуществляться по
следующим направлениям:
     организация эффективной системы государственного лесного контроля
и надзора;
     развитие системы государственной инвентаризации лесов.
     Охрана   лесов   от  пожаров  должна  стать  важным  направлением
государственной  политики,  обеспечивающей  экологическую безопасность
страны  и сохранение ресурсного потенциала лесов. Система охраны лесов
должна функционировать в существенно меняющихся природных условиях.
     Основными   причинами   возникновения   лесных  пожаров  являются
антропогенные факторы, вследствие которых возникает более 80 процентов
лесных  пожаров.  В  связи  с  этим  необходимо формировать в сознании
людей,  начиная  с  детского  возраста,  бережное  отношение  к  лесу.
Необходимо  усилить  агитационную  деятельность по профилактике лесных
пожаров с помощью средств массовой информации.
     Развитие   наземных   служб  обнаружения  лесных  пожаров  должно
осуществляться  путем  эффективного использования стационарных пунктов
наблюдения  (пожарно-наблюдательных  вышек  и мачт) и установки на них
современных   телевизионных   камер  цветного  изображения  с  высокой
разрешающей  способностью.  Для повышения оперативности тушения лесных
пожаров   необходимо  укомплектовать  существующие  пожарно-химические
станции  до  нормативного  уровня  технического  оснащения  и заменить
изношенную пожарную технику и оборудование.
     Главными  целями  авиационных  работ  по  охране  и  защите лесов
являются  обнаружение  и  ликвидация  очагов  огня  в начальной стадии
развития, а также очагов вредных организмов. Для достижения этих целей
следует обеспечить необходимую периодичность авиапатрулирования.
     Одним  из  путей  снижения  затрат на авиапатрулирование является
внедрение малой авиации. Необходимо завершить создание, сертификацию и
приобретение  легких  самолетов, обустройство аэродромов и аэропортов,
обеспечение  наземных  служб  средствами  технического  обслуживания и
контроля.
     Необходимо  обеспечить  дальнейшее  развитие  технологии  тушения
лесных   пожаров   с  воздуха  с  применением  авиатанкеров,  а  также
химических средств и полимеров, повышающих эффективность использования
воды   для   тушения   лесных   пожаров.  Будет  продолжено  внедрение
современных  технологий радиосвязи для оперативного управления охраной
лесов,   осуществление  радиоэлектронного  контроля  работы  воздушных
судов,  переоснащение  радиосетей,  применяемых  в  лесном  хозяйстве.
Следует   продолжить   работы   по   развитию  центров  дистанционного
мониторинга  лесных  пожаров  на территории России, материалы которого
должны  дополнять сведения авиационного и наземного обнаружения лесных
пожаров.
     Система охраны лесов от пожаров предусматривает:
     осуществление  районирования  территории  Российской Федерации по
уровню  требуемой  противопожарной  охраны  с  учетом  экономической и
экологической  ценности лесов, а также степени хозяйственного освоения
территорий;
     совершенствование  системы  управления  тушением  крупных  лесных
пожаров;
     осуществление   мониторинга   лесных  пожаров  в  лесах  на  базе
геоинформационных    систем,    обеспечивающих   обработку   наземных,
авиационных и космических наблюдений;
     расширение  научно-исследовательских  и проектных работ в области
охраны лесов от пожаров.
     Для  защиты лесов от вредных организмов и принятия экологически и
экономически  обоснованных  решений по этому вопросу предусматриваются
осуществление   лесопатологического   мониторинга   с   использованием
наземных   и   дистанционных   средств,   а   также   создание  единой
информационной  системы  об изменениях лесопатологической и санитарной
обстановки в лесах.
     Повышение   эффективности  мероприятий  по  защите  лесов  должно
обеспечиваться  путем  совершенствования методов активной защиты лесов
от вредных организмов.
     Важнейшими  направлениями  в  области  защиты  лесов должны стать
повышение  роли профилактических мероприятий по предупреждению вспышек
распространения  вредных  организмов,  в  том числе путем формирования
лесных  насаждений,  устойчивых  к  воздействию негативных факторов, и
соблюдение требований правил санитарной безопасности в лесах.

                Воспроизводство лесов и лесоразведение

     В современных условиях воспроизводство лесов на вырубках, гарях и
других  не  покрытых  лесной растительностью лесных землях должно быть
обеспечено за счет:
     своевременного  проведения  мероприятий  по  восстановлению леса,
уходу  за  лесом и обеспечению условий для естественного возобновления
хозяйственно-ценных древесных пород;
     оптимизации   соотношения   интенсивных  и  экстенсивных  методов
восстановления   лесов,   сохранения   их   генетического  потенциала,
совершенствования   системы   лесного   селекционного   семеноводства,
развития   и   эффективного   использования   постоянных  лесосеменных
участков.
     В предстоящий период планируется реализовать комплекс мероприятий
по  воспроизводству  лесов,  в  первую  очередь в регионах, утративших
экологический,   рекреационный   и   лесохозяйственный   потенциал   в
результате  интенсивного  использования  лесов в прошлые годы, обратив
особое внимание на посадку и посев леса, создание лесных плантаций.
     Указанные мероприятия предусматривают:
     переход    на    принципы   районирования   лесов   по   способам
лесовосстановления   и   нормативам  затрат  на  лесовосстановительные
мероприятия в пределах лесных районов;
     внедрение     модели    интенсивного    воспроизводства    лесов,
обеспечивающей  повышение  их  качества  и  продуктивности,  улучшение
экологических   условий,  в  том  числе  за  счет  выращивания  лесных
насаждений на неиспользуемых землях;
     рост ежегодных объемов лесовосстановительных работ.
     В  целях  предупреждения  процессов опустынивания и эрозии земель
необходимо  обеспечить  выполнение  работ  по  созданию  и выращиванию
защитных  лесных  насаждений  на юго-востоке европейской части России,
Северном Кавказе, в Поволжье и на Южном Урале.
     Следует  предусмотреть  постепенное  наращивание объемов активных
способов лесовосстановления (посадка и посев леса) в европейской части
России  и  на  Урале,  проведение  работ  по  лесоразведению  в рамках
реализации  положений  Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об
изменении    климата,    планирование    и    проведение    работ   по
лесовосстановлению  и лесоразведению в увязке с мероприятиями по уходу
за  лесом.  Проведение  интенсивных  рубок  ухода  за  лесом, в первую
очередь  рубок  ухода за молодняками, должно осуществляться в объемах,
достаточных  для  предотвращения  гибели  или  существенного ухудшения
состояния   созданных   лесных  культур  в  результате  заглушения  их
нежелательной древесной растительностью.
     Важной задачей является обучение арендаторов методам оптимального
сочетания способов заготовки древесины со способами лесовосстановления
и  ухода  за  лесами  в  конкретных  экономических  и лесорастительных
условиях.

                    Научное и кадровое обеспечение

     Развитие   лесного  хозяйства  базируется  на  фундаментальных  и
прикладных  исследованиях,  направленных  на  разработку  экологически
безопасных   природоохранных   систем   ведения   лесного   хозяйства,
обеспечивающих   максимальное   и   вместе   с   тем   неистощительное
использование лесных ресурсов и их своевременное воспроизводство.
     Приоритетными   направлениями   научных  исследований  в  области
лесного хозяйства на рассматриваемый период являются:
     разработка научных основ управления лесами и устойчивого развития
лесных отношений в условиях рыночной экономики;
     изучение  природы  леса  и на этой основе разработка экологически
безопасных  систем ведения лесного хозяйства, технологий и технических
средств,  обеспечивающих повышение устойчивости и продуктивности лесов
(разработка   и   создание   высокоэффективных  методов  и  технологий
получения  достоверной  и  оперативной  информации о лесах, создание и
разработка  прогрессивных  технологий  и средств механизации различных
видов  рубок  леса,  совершенствование  методологических и нормативных
документов  по вопросам сохранения биоразнообразия, разработка методов
восстановления функциональных качеств лесных территорий);
     разработка  новых  методов  охраны лесов от пожаров (разработка и
совершенствование   методов   прогноза   возникновения   пожароопасной
ситуации  в  лесах,  новых  технических  средств обнаружения и тушения
лесных  пожаров,  совершенствование  правовой  базы  охраны  лесов  от
пожаров);
     разработка    мероприятий    по    сохранению    биоразнообразия,
воспроизводству,   повышению   продуктивности   и  качества  лесов  на
селекционно-генетической основе;
     разработка  эффективных  экологически  безопасных  систем  защиты
лесов  от вредных организмов и техногенных факторов (совершенствование
методов  сбора, анализа и использования лесопатологической информации,
разработка  эколого-экономических  критериев  необходимости проведения
защитных мероприятий, новых способов и средств защиты лесов от вредных
организмов,  профилактики  и  обеспечения  санитарной  безопасности  в
лесах);
     изучение   влияния   лесоводственно-экологических   факторов   на
миграцию  и  накопление  радионуклидов  в  лесах  в  целях обеспечения
радиационно безопасного использования лесов;
     разработка  научно-методических основ информационного обеспечения
радиационно     безопасного    использования    лесов,    загрязненных
радионуклидами.
     Приоритетными  также  являются научные исследования, направленные
на  выполнение  положений  международных  конвенций  по биологическому
разнообразию,  изменению  климата,  а  также  на развитие добровольной
лесной  сертификации и приведение российских национальных стандартов в
сфере лесного хозяйства в соответствие с мировыми.
     Повышение   эффективности   ведения   лесного  хозяйства  требует
обеспечения  отрасли  высококвалифицированными  кадрами.  В  настоящее
время система подготовки специалистов лесного профиля не в полной мере
отвечает изменениям, происходящим в лесной отрасли. Уровень и качество
образования  в этой области не в полной мере соответствуют современным
требованиям.
     В   предстоящий   период  предполагается  активизировать  работу,
направленную  на повышение квалификации работников лесного хозяйства в
части  государственного управления лесами, развития рыночной экономики
в лесном секторе и использования ГИС-технологий.

           IV. Экологическое значение лесов и необходимость
                    сохранения их биоразнообразия

     Леса  России  являются  одним  из  важнейших  природных  ресурсов
страны.  Особенность  лесов состоит в том, что они в отличие от многих
других  природных  ресурсов  являются  возобновляемыми,  что позволяет
организовать их неистощительное использование.
     Лесные  экосистемы,  являющиеся  основным  компонентом  природной
среды, обеспечивают естественное регулирование большинства протекающих
в   экологической   системе   Земли   процессов,   что  предопределяет
необходимость максимального сохранения природных свойств лесов.
     Без  учета  экологических проблем, структуры и динамики изменения
состава  лесов  России,  а  также  анализа  природных  и антропогенных
процессов,   происходящих   в   лесах,  невозможны  реальные  прогнозы
глобальных изменений природной среды.
     Решение  экологических  проблем  обеспечения устойчивого развития
лесного хозяйства в настоящее время предполагает:
     сохранение  биологического  разнообразия  и экологических функций
лесов  путем  выделения  лесов  природоохранного  назначения (защитных
лесов) и обеспечение режима их сохранности;
     разработку системы сохранения биоразнообразия в лесах, являющихся
объектом экономической деятельности, развитие сертификации;
     обеспечение  качественного  воспроизводства  лесных  ресурсов как
обязательного  элемента  использования лесов, недопущение деградации и
истощения почвенных и водных ресурсов при использовании лесов;
     расширение защитного лесоразведения в малолесных районах;
     сохранение   и   рациональное   использование   генетического   и
экологического  потенциала  лесов  России, расширение сотрудничества с
другими  государствами  и международными организациями в этой области,
развитие системы особо охраняемых природных территорий;
     усиление просветительской деятельности по формированию в обществе
понимания важной роли лесов и необходимости бережного отношения к ним.
     Леса в Российской Федерации подразделяются по целевому назначению
на  защитные,  эксплуатационные и резервные (занимающие соответственно
23,  53  и  24  процента  общей площади лесов, расположенных на землях
лесного фонда).
     Защитные    леса    подлежат    освоению   в   целях   сохранения
средообразующих,   водоохранных,   защитных,  санитарно-гигиенических,
оздоровительных   и   иных  полезных  функций  лесов  с  одновременным
использованием  лесов при условии, если это использование совместимо с
целевым  назначением  защитных  лесов  и  выполняемыми  ими  полезными
функциями.
     Эксплуатационные  леса  подлежат  освоению  в  целях устойчивого,
максимально  эффективного  получения  высококачественной  древесины  и
других  лесных  ресурсов,  продуктов  их  переработки  с  обеспечением
сохранения полезных функций таких лесов.
     К  резервным  лесам относятся леса, в которых в течение 20 лет не
планируется осуществлять заготовку древесины.
     Важным  является  необходимость  уточнения  режимов использования
эксплуатационных и особенно защитных лесов.

            V. Экономические и финансовые основы развития
                          лесного хозяйства

     Долгосрочной   целью  реформирования  системы  управления  лесами
является повышение эффективности работы лесного сектора страны в целом
и  лесного хозяйства в частности. Положения Лесного кодекса Российской
Федерации   создали  для  этого  необходимые  условия,  законодательно
закрепив  инструмент проведения прогрессивной экономической политики в
сфере  лесных  отношений,  децентрализации  системы управления лесами,
создания  открытой  рыночной конкурентной среды в сфере использования,
охраны, защиты и воспроизводства лесов.
     В  Лесном  кодексе  Российской  Федерации  заложены принципиально
новые  экономические  и  финансовые основы развития лесного хозяйства,
предусмотрены    следующие    необходимые    условия   для   повышения
эффективности его функционирования:
     предоставление субъектам Российской Федерации прав и полномочий в
области   лесных   отношений   в   объеме,  характерном  для  стран  с
максимальной децентрализацией системы управления лесами;
     значительное  расширение  перечня разрешенных видов использования
лесов;
     осуществление  арендаторами на лесных участках, предоставленных в
аренду  для  заготовки  древесины,  мероприятий по лесовосстановлению,
охране  и защите лесов. В отношении не предоставленных в аренду лесных
участков   органы   государственной   власти   или   органы   местного
самоуправления   размещают  заказы  на  выполнение  этих  работ  путем
проведения торгов;
     заключение  договоров  аренды  по результатам аукциона по продаже
права   на   заключение   такого  договора,  за  исключением  случаев,
предусмотренных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации;
     обеспечение  доступа  к  лесным  ресурсам  на  основе соглашений,
связанных  с  осуществлением  приоритетных  инвестиционных  проектов в
области освоения лесов в увязке с развитием лесной инфраструктуры.
     Для  реализации  заложенных в Лесном кодексе Российской Федерации
условий,  направленных  на достижение основной цели - повышение дохода
от   использования   лесов   при  одновременном  сокращении  бюджетных
расходов,  связанных  с государственным управлением лесами, необходимо
решить следующие основные задачи:
     обеспечение устойчивого лесопользования с учетом изменения правил
аренды лесных участков;
     стимулирование   инвестиционной   активности   в  лесном  секторе
экономики.
     Лесным  кодексом  Российской  Федерации  вводятся  условия, когда
арендаторы   лесных  участков,  ведущие  заготовку  древесины,  должны
организовать  охрану,  защиту  и  воспроизводство  лесов на арендуемой
территории  и  нести  бремя  соответствующих  затрат.  Вместе  с  этим
существенно  расширяются  права  арендаторов  -  вместо разрешительных
документов  (лесорубочных  и  лесных  билетов)  вводится  заявительная
система,   при   которой   арендатор  декларирует  свои  намерения  по
использованию арендуемого лесного участка.
     Переход  на  аукционную  систему  предоставления  лесных участков
будет  способствовать  повышению уровня транспарентности и конкуренции
на   рынке   лесных  ресурсов,  повысит  заинтересованность  субъектов
Российской Федерации в процессе управления лесами.
     Важной  задачей  в  сфере  управления  лесами является разработка
оптимальной  государственной  политики ценообразования на используемые
лесные  ресурсы,  прежде  всего  на  древесину.  Эта  политика  должна
удовлетворять следующим целям:
     стимулировать  устойчивое развитие отечественного производства по
глубокой переработке древесины;
     обеспечивать  покрытие  расходов  по  воспроизводству  вырубаемых
насаждений;
     служить   источником  доходов  федерального  бюджета  и  бюджетов
субъектов Российской Федерации.
     Стратегическим  направлением совершенствования ценообразования на
лесные   ресурсы   является   формирование  условий,  необходимых  для
возникновения  добросовестной  конкуренции.  Эти  условия  должны быть
сформированы  с  учетом  того, что практически все леса в нашей стране
находятся  в  федеральной  собственности  при  федеративном устройстве
государства и негосударственной собственности на средства производства
в лесопромышленном секторе экономики.
     В целях стимулирования инвестиционной активности в лесном секторе
целесообразно  разработать  порядок,  предусматривающий  более  гибкие
принципы установления платежей за лесные ресурсы, включая формирование
механизмов  установления  ставок  арендной  платы  на рентной основе и
определения ее размера с учетом затрат на выполнение лесохозяйственных
работ.

              VI. Участие в международном сотрудничестве
                     в области лесного хозяйства

     Осуществление  международного сотрудничества Российской Федерации
в  области  использования,  охраны,  защиты  и  воспроизводства  лесов
связано   с  выполнением  соответствующих  международных  обязательств
страны. Конкретными задачами международной деятельности в этой области
на ближайшую перспективу являются:
     анализ  опыта  проведения  реформ  в  лесном  секторе экономики в
странах  с  различными  формами  собственности на леса и использование
полученных результатов при дальнейшем реформировании лесного хозяйства
Российской Федерации;
     усиление представительства и влияния Российской Федерации в таких
международных  организациях,  как  Форум  ООН  по  лесам,  Конференция
министров    по    защите    лесов    Европы,    Продовольственная   и
сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) и другие;
     предоставление   в   соответствии   с  международными  договорами
Российской  Федерации  международному  сообществу  актуальной, точной,
совместимой  с  форматами  ФАО информации о лесных ресурсах Российской
Федерации и об их использовании;
     борьба     с    нелегальными    рубками    в    рамках    решений
Санкт-Петербургской     министерской    конференции    по    проблемам
правоприменения  и  управления в лесном секторе Европы и Северной Азии
(ЕСА ФЛЕГ);
     признание    международным    сообществом    российской   системы
добровольной   лесной  сертификации  и  увеличение  объемов  работ  по
добровольной лесной сертификации в Российской Федерации;
     активизация работ по лесовосстановлению и лесоразведению в рамках
Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата;
     разработка   и   реализация   комплексных   программ  изучения  и
сохранения биологического разнообразия лесных экосистем;
     развитие     международного     сотрудничества    по    проблемам
экологического    мониторинга    с    использованием    дистанционного
зондирования и геоинформационных систем;
     содействие мировой общественности в вопросах пропаганды бережного
сохранения   и   использования   лесных  ресурсов,  сотрудничество  по
популяризации    лесных    профессий    путем   проведения   различных
международных конкурсов.

      VII. Механизм реализации Концепции и ожидаемые результаты

     Для  решения  задач  по  развитию  лесного  хозяйства  необходимо
осуществить  комплекс мероприятий, направленных на совершенствование и
развитие    нормативной   базы   в   области   лесного   хозяйства   и
лесопользования, управления лесами, межведомственной и межрегиональной
координации   в   сфере   лесных  отношений,  повышение  эффективности
деятельности по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов,
научное  и кадровое обеспечение лесного хозяйства и расширение участия
Российской  Федерации в международном сотрудничестве в области лесного
хозяйства.
     План  мероприятий  по реализации настоящей Концепции до 2010 года
представлен в Приложении.
     Предполагается   разработать   ряд  нормативных  правовых  актов,
направленных на регулирование следующих вопросов:
     эффективный  контроль  за  исполнением  органами  государственной
власти  субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления
полномочий в области лесных отношений;
     эффективное использование лесов на праве аренды лесных участков и
на основе договора купли-продажи лесных насаждений;
     обеспечение    благоприятного    инвестиционного    климата   при
использовании  лесов,  привлечение  дополнительных финансовых средств,
развитие конкурентной среды в лесном секторе экономики;
     обеспечение  эффективного  экономического механизма использования
лесов;
     обеспечение    защиты    деятельности    государственных   лесных
инспекторов  при пресечении нелегальных рубок и иных нарушений лесного
законодательства;
     оценка   экономического   и   экологического   потенциала  лесных
участков.
     Основными  инструментами  реализации  настоящей  Концепции должны
стать целевые программы регионального уровня.
     Выполнение плана мероприятий по реализации настоящей Концепции до
2010 года позволит обеспечить:
     устойчивое развитие лесного хозяйства;
     существенное улучшение состояния лесов;
     увеличение  поступления платежей за использование лесов в бюджеты
всех уровней;
     улучшение  условий  труда  работников лесного хозяйства, создание
дополнительных рабочих мест;
     защиту  прав  инвесторов  и иных пользователей лесными участками,
что  объективно  будет  способствовать  снижению  рисков хозяйственной
деятельности, повышению эффективности функционирования лесного сектора
экономики и увеличению производства его продукции.


                                                            Приложение

                                к Концепции развития лесного хозяйства
                                     Российской Федерации до 2010 года
                                              от 28 сентября 2007 года
                                                              N 1305-р

                                 ПЛАН
         МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО
             ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2010 ГОДА

----------------------------------------------------------------------------------------
|     |                                        |    Срок      |   Ответственные        |
|     |                                        | реализации   |    исполнители         |
|--------------------------------------------------------------------------------------|
|                       I. Нормативная правовая деятельность                           |
|--------------------------------------------------------------------------------------|
| 1.  | Подготовка и принятие нормативных      | 2007 год     | органы                 |
|     | правовых актов субъектов Российской    |              | государственной        |
|     | Федерации, необходимых для             |              | власти субъектов       |
|     | реализации Лесного кодекса             |              | Российской Федерации   |
|     | Российской Федерации                   |              |                        |
|--------------------------------------------------------------------------------------|
|                 II. Совершенствование государственного управления                    |
|                             в области лесных отношений                               |
|--------------------------------------------------------------------------------------|
| 2.  | Формирование новых основных            | до 1 января  | МПР России             |
|     | территориальных единиц управления в    | 2008 г.      | Рослесхоз              |
|     | области использования, охраны,         |              | Минобороны России      |
|     | защиты и воспроизводства лесов -       |              | органы исполнительной  |
|     | лесничеств и лесопарков                |              | власти субъектов       |
|     |                                        |              | Российской Федерации   |
|-----|----------------------------------------|--------------|------------------------|
| 3.  | Преобразование лесхозов из             | до 1 января  | Минобороны России      |
|     | государственных учреждений в иные      | 2008 г.      | Рослесхоз              |
|     | организационно-правовые формы          |              | органы исполнительной  |
|     |                                        |              | власти субъектов       |
|     |                                        |              | Российской Федерации   |
|-----|----------------------------------------|--------------|------------------------|
| 4.  | Контроль и надзор в установленном      | 2007 - 2010  | МПР России             |
|     | порядке за осуществлением              | годы         | Рослесхоз              |
|     | уполномоченными органами               |              | Росприроднадзор        |
|     | государственной власти субъектов       |              |                        |
|     | Российской Федерации переданных им     |              |                        |
|     | полномочий в области лесных            |              |                        |
|     | отношений                              |              |                        |
|--------------------------------------------------------------------------------------|
|                 III. Повышение эффективности использования,                          |
|                   охраны, защиты и воспроизводства лесов                             |
|--------------------------------------------------------------------------------------|
| 5.  | Разработка и реализация субъектами     | 2007 - 2010  | органы исполнительной  |
|     | Российской Федерации региональных      | годы         | власти субъектов       |
|     | программ воспроизводства лесов         |              | Российской Федерации   |
|     |                                        |              | МПР России             |
|-----|----------------------------------------|--------------|------------------------|
| 6.  | Организация эффективного               | 2007 - 2008  | МПР России             |
|     | межведомственного взаимодействия, а    | годы         | МВД России             |
|     | также взаимодействия с органами        |              | Минсельхоз России      |
|     | исполнительной власти субъектов        |              | Минобороны России      |
|     | Российской Федерации,                  |              | ФТС России             |
|     | осуществляющими государственный        |              | Рослесхоз              |
|     | лесной контроль и надзор, по           |              |                        |
|     | пресечению незаконных заготовок и      |              |                        |
|     | оборота незаконно заготовленной        |              |                        |
|     | древесины и иных противоправных        |              |                        |
|     | посягательств в отношении лесных       |              |                        |
|     | участков в составе земель лесного      |              |                        |
|     | фонда и земель иных категорий          |              |                        |
|--------------------------------------------------------------------------------------|
|                         IV. Научное и кадровое обеспечение                           |
|                               развития лесного хозяйства                             |
|--------------------------------------------------------------------------------------|
| 7.  | Организация выполнения приоритетных    | 2007 - 2010  | МПР России             |
|     | прикладных научных исследований в      | годы         | Рослесхоз              |
|     | области использования, охраны, защиты  |              |                        |
|     | и воспроизводства лесов                |              |                        |
|-----|----------------------------------------|--------------|------------------------|
| 8.  | Организация подготовки и повышения     | 2007 - 2009  | МПР России             |
|     | квалификации работников лесного        | годы         | Рослесхоз              |
|     | хозяйства в части государственного     |              | органы исполнительной  |
|     | управления лесами, развития рыночной   |              | власти субъектов       |
|     | экономики в лесном секторе и           |              | Российской Федерации   |
|     | использования ГИС-технологий           |              |                        |
|--------------------------------------------------------------------------------------|
|                V. Участие в международном сотрудничестве в области                   |
|                                 лесного хозяйства                                    |
|--------------------------------------------------------------------------------------|
| 9.  | Разработка и реализация совместных     | 2007 - 2010  | МПР России             |
|     | проектов в области использования,      | годы         | Минпромэнерго          |
|     | охраны, защиты и воспроизводства       |              | России                 |
|     | лесов Российской Федерации в рамках    |              | МИД России             |
|     | Продовольственной и                    |              | Рослесхоз              |
|     | сельскохозяйственной организации ООН   |              |                        |
|-----|----------------------------------------|--------------|------------------------|
| 10. | Участие в разработке Добровольного     | 2007 - 2009  | МПР России             |
|     | кодекса по лесам в рамках Форума ООН   | годы         | МИД России             |
|     | по лесам                               |              | Рослесхоз              |
|-----|----------------------------------------|--------------|------------------------|
| 11. | Развитие международного сотрудничества | 2007 - 2010  | МПР России             |
|     | (на двусторонней и многосторонней      | годы         | Минпромэнерго          |
|     | основе) по проблемам охраны лесов от   |              | России                 |
|     | пожаров и защиты от вредных            |              | МИД России             |
|     | организмов, управления лесами,         |              | Минэкономразвития      |
|     | лесопатологического мониторинга лесов, |              | России                 |
|     | полного использования лесной биомассы, |              | органы исполнительной  |
|     | развития национальных систем           |              | власти субъектов       |
|     | добровольной лесной сертификации,      |              | Российской             |
|     | сохранения биологического разнообразия |              | Федерации".            |
|     | в лесах, развития лесной генетики и    |              |                        |
|     | селекции, борьбы с нелегальными        |              |                        |
|     | рубками древесины                      |              |                        |
----------------------------------------------------------------------------------------
Оглавление