О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ РЕВМАТОЛОГИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Приказ. Министерство здравоохранения и социального развития РФ. 27.06.07 444

Оглавление

      О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ РЕВМАТОЛОГИЧЕСКОЙ
          МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                ПРИКАЗ

        МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ

                           27 июня 2007 г.
                                N 444

                                 (Д)


     В   целях   повышения   доступности,   качества  и  эффективности
организации  оказания  ревматологической  медицинской помощи населению
Российской Федерации приказываю:
     1. Утвердить:
     1.1.  Положение  об  организации  деятельности  врача-ревматолога
согласно Приложению N 1;
     1.2.  Порядок организации деятельности кабинета врача-ревматолога
согласно Приложению N 2;
     1.3.  Порядок  организации  деятельности  отделения  ревматологии
согласно Приложению N 3;
     1.4.   Примерный   табель  оснащения  процедурного  кабинета  для
внутрисуставных манипуляций согласно Приложению N 4;
     1.5.  Порядок  организации  деятельности  дневного стационара для
ревматологических больных согласно Приложению N 5.
     2.   Департаменту   фармацевтической   деятельности,  обеспечения
благополучия человека, науки, образования в срок до 31 декабря 2007 г.
подготовить   программы   подготовки   специалистов  по  специальности
"ревматология"   в   клинической  ординатуре,  а  также  программы  по
повышению их квалификации и профессиональной переподготовки.
     3.  Контроль  за  исполнением  настоящего  Приказа  возложить  на
заместителя Министра здравоохранения и социального развития Российской
Федерации В.И. Стародубова.

Министр
                                                           М.Ю.ЗУРАБОВ
27 июня 2007 г.
N 444


                                                        Приложение N 1

                                                к Приказу Министерства
                                         здравоохранения и социального
                                         развития Российской Федерации
                                                  от 27 июня 2007 года
                                                                 N 444

                              ПОЛОЖЕНИЕ
            ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА-РЕВМАТОЛОГА

     1.      Настоящее      Положение      регулирует     деятельность
врачей-ревматологов.
     2.  На  должность  врача-ревматолога  назначаются  специалисты  с
высшим  медицинским  образованием  по специальностям "лечебное дело" и
"педиатрия", получившие подтвержденное соответствующими документами об
образовании и сертификатом специалиста послевузовское профессиональное
образование     (интернатура,     ординатура)    и    профессиональную
переподготовку   по   специальности   "ревматология"  в  установленном
порядке.
     3.   Врач-ревматолог   в   своей   деятельности   руководствуется
законодательством  Российской Федерации, нормативными правовыми актами
федеральных  органов  исполнительной  власти  в сфере здравоохранения,
нормативными  правовыми актами органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, а также настоящим Положением.
     4.   Врач-ревматолог   подчиняется   заведующему  отделением  или
руководителю медицинского учреждения.
     5.  Врач-ревматолог  может  быть лечащим врачом или консультантом
при  ведении больного, определяет объем и план обследования больного с
учетом  состояния  его  здоровья,  возраста,  диагностических  задач и
рациональных методов обследования.
     6. Врач-ревматолог:
     дает  клиническую  оценку  состояния  здоровья больного, проводит
необходимое   обследование,   назначает   и  осуществляет  необходимое
лечение;
     обеспечивает   проведение   консультаций  при  оценке  неотложных
состояний,  при  разборе сложных для диагностики и терапии клинических
случаев;
     выполняет   практическую  работу  по  амбулаторному,  дневному  и
круглосуточному    стационарному   ведению   больных   в   медицинских
учреждениях,  оказывающих  медицинскую  помощь  при  ревматологических
заболеваниях, при необходимости привлекает консультантов;
     использует   протоколы  ведения  больных,  стандарты  медицинской
помощи,    методические    документы,   нормативные   правовые   акты,
утвержденные в установленном порядке;
     обеспечивает  проведение  необходимых консультаций при неотложных
состояниях,  при разборе сложных для диагностики и терапии клинических
случаев;
     проводит    отбор,    подготовку   и   направление   больных   на
госпитализацию          в         специализированные         отделения
(ортопедотравматологическое, кардиохирургическое, гемодиализа и др.);
     участвует  в  проведении экспертизы качества оказания медицинской
помощи больным с ревматическими заболеваниями;
     организует в рамках лечебного процесса работу среднего и младшего
медицинского персонала;
     оформляет    учетную    и   отчетную   медицинскую   документацию
установленного образца;
     повышает  квалификацию  по  своей  специальности  в установленном
порядке;
     осуществляет проведение экспертизы временной нетрудоспособности;
     осуществляет    диспансеризацию    больных    с    ревматическими
заболеваниями;
     взаимодействует    с    медицинскими,   страховыми   медицинскими
учреждениями  и  иными  учреждениями  по вопросам организации оказания
ревматологической помощи населению.
     7. Врач-ревматолог осуществляет:
     7.1. Диагностику:
     сбор анамнеза и клинический осмотр больного;
     оценку суставного статуса;
     анализ и интерпретацию всех данных обследования больного;
     диагностическую  пункцию  сустава с эвакуацией суставной жидкости
для исследования.
     7.2. Лечение:
     этиотропное,  патогенетическое, симптоматическое с ревматическими
заболеваниями;
     с использованием экстракорпоральных методов;
     методом  локальной  терапии, в том числе внутрисуставное введение
лекарственных препаратов.
     7.3. Профилактику:
     проведение   мероприятий   по   первичной,  вторичной,  третичной
профилактике, раннему выявлению больных с ревматическими заболеваниями
с  формированием  групп  повышенного  риска,  мониторингом  больных  с
ревматологическими заболеваниями.
     7.4. Реабилитацию больных с ревматическими заболеваниями.


                                                        Приложение N 2

                                                к Приказу Министерства
                                         здравоохранения и социального
                                         развития Российской Федерации
                                                  от 27 июня 2007 года
                                                                 N 444

                               ПОРЯДОК
         ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАБИНЕТА ВРАЧА-РЕВМАТОЛОГА

     1.    Настоящий    Порядок   регулирует   деятельность   кабинета
врача-ревматолога (далее - кабинет).
     2.  Кабинет  создается  руководителем  медицинского учреждения по
указанию   органа  управления  здравоохранением  или  по  собственному
усмотрению        в        составе        амбулаторно-поликлинических,
стационарно-поликлинических  и  больничных лечебно-профилактических, а
также   санаторных   учреждений  (включая  городские  поликлиники  или
поликлинические  отделения  городских  и центральных районных больниц,
поликлинические   отделения   областных,   краевых,   республиканских,
окружных больниц) в соответствии с действующим законодательством.
     Положение  о  кабинете  утверждается  руководителем  медицинского
учреждения.
     3. Структура и штатная численность медицинского и иного персонала
кабинета   утверждается   руководителем   медицинского   учреждения  в
зависимости    от    объема   проводимой   лечебно-диагностической   и
профилактической работы.
     4.  Численность населения, обслуживаемого специалистами кабинета,
определяется органом управления здравоохранением.
     Рекомендуемый     штатный    норматив    для    врача-ревматолога
амбулаторно-поликлинического   кабинета   составляет   не   менее  0,3
должности на 10 тыс. человек взрослого населения.
     5. Рекомендуемые нормы нагрузки врача-ревматолога на амбулаторном
приеме: первичный прием - 40 мин., повторный - 20 мин.
     6. Основные задачи деятельности кабинета:
     консультативно-диагностическая     и    лечебная    помощь    при
ревматических заболеваниях;
     отбор  и  направление больных с ревматическими заболеваниями и их
осложнениями на стационарное лечение;
     консультация больных с ревматическими заболеваниями;
     диспансерное    наблюдение    за    больными   с   ревматическими
заболеваниями;
     профилактическая помощь населению;
     повышение  знаний врачей, среднего медицинского и иного персонала
о   происхождении,   течении,  профилактике  и  лечении  ревматических
заболеваний (лекции, специальные тренинги и др.);
     организация  проведения  экспертизы  временной нетрудоспособности
больных с ревматическими заболеваниями;
     принятие  совместно  с  клинико-экспертной  комиссией  решения  о
направлении  больного  с  ревматическими  заболеваниями  с  признаками
стойкой    утраты    трудоспособности   для   освидетельствования   на
медико-социальную экспертизу;
     организация школ больных с ревматическими заболеваниями и участие
в  реализации образовательных программ для населения по профилактике и
лечению ревматических заболеваний;
     ведение    учета   и   составление   медицинской   отчетности   в
установленном порядке.
     7.   Для  проведения  внутрисуставных  манипуляций  рекомендуется
организовывать  процедурный  кабинет  для внутрисуставных манипуляций,
оснащаемый согласно Приложению N 4.


                                                        Приложение N 3

                                                к Приказу Министерства
                                         здравоохранения и социального
                                         развития Российской Федерации
                                                  от 27 июня 2007 года
                                                                 N 444

                               ПОРЯДОК
           ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЕНИЯ РЕВМАТОЛОГИИ

     1.    Настоящий   Порядок   регулирует   деятельность   отделения
ревматологии (далее - отделение).
     2.  Отделение  создается  руководителем медицинского учреждения в
составе         стационарно-поликлинических        и        больничных
лечебно-профилактических учреждений (многопрофильных больницах).
     Положение  об  отделении  утверждается руководителем медицинского
учреждения.
     3. Структура и штатная численность медицинского и иного персонала
отделения   утверждается   руководителем   медицинского  учреждения  в
зависимости от объема проводимой лечебно-диагностической работы.
     Рекомендуемый  штатный  норматив  отделения (с учетом сложности и
тяжести  стационарных больных и реальных затрат времени при проведении
сложных   диагностических   и   лечебных  манипуляций)  составляет:  1
должность врача-ревматолога на 15 коек.
     4. Численность населения, обслуживаемого специалистами отделения,
определяется  органом  управления здравоохранением субъекта Российской
Федерации.  Рекомендуемое  количество  коек  отделения определяется из
расчета 1 койка на 15000 взрослого населения.
     5. Основные задачи деятельности отделения:
     диагностика и лечение больных с ревматическими заболеваниями;
     внедрение  в  клиническую  практику  новых  достижений  в области
оказания   медицинской   помощи   при   ревматических  заболеваниях  и
проведение  анализа  эффективности  внедрения  новых диагностических и
лечебных методов и методик;
     проведение  дифференциально-диагностических мероприятий в сложных
клинических случаях;
     обучение  больных  (в  том  числе  в школах для ревматологических
больных)   с   хроническими   ревматическими   заболеваниями   методам
самоконтроля, профилактики обострений и здоровому образу жизни;
     оказание  медицинским  учреждениям,  расположенным на территории,
обслуживаемой   отделением,   организационно-методической   помощи  по
вопросам  профилактики ревматических заболеваний, диагностики, лечения
и реабилитации больных, страдающих этими заболеваниями;
     организация  проведения  экспертизы  временной нетрудоспособности
больных с ревматическими заболеваниями;
     ведение    учета   и   составление   медицинской   отчетности   в
установленном порядке.
     6.   Для   проведения  внутрисуставных  манипуляций  в  структуре
отделения   рекомендуется   организовывать   процедурный  кабинет  для
внутрисуставных манипуляций, оснащаемый согласно Приложению N 4.


                                                        Приложение N 4

                                                к Приказу Министерства
                                         здравоохранения и социального
                                         развития Российской Федерации
                                                  от 27 июня 2007 года
                                                                 N 444

                           ПРИМЕРНЫЙ ТАБЕЛЬ
         ОСНАЩЕНИЯ ПРОЦЕДУРНОГО КАБИНЕТА ДЛЯ ВНУТРИСУСТАВНЫХ
                             МАНИПУЛЯЦИЙ

-------------------------------------------------------------------
| N |       Наименование оборудования и     | Единица | Минимально|
|п/п|             инструментария            |измерения|необходимое|
|   |                                       |         | количество|
|---|---------------------------------------|---------|-----------|
|1. | Бактерицидная лампа                   |шт.      |1          |
|---|---------------------------------------|---------|-----------|
|2. | Стол (кушетка) высотой 75 - 85 см     |шт.      |1          |
|   | (для манипуляций на нижних            |         |           |
|   | конечностях пациента)                 |         |           |
|---|---------------------------------------|---------|-----------|
|3. | Ступеньки к столу (для пациента)      |шт.      |1          |
|---|---------------------------------------|---------|-----------|
|4. | Столик (для манипуляций на верхних    |шт.      |1          |
|   | конечностях пациента)                 |         |           |
|---|---------------------------------------|---------|-----------|
|5. | Стул для больного                     |шт.      |1          |
|---|---------------------------------------|---------|-----------|
|6. | Столик для бикса со стерильным        |шт.      |1          |
|   | материалом                            |         |           |
|---|---------------------------------------|---------|-----------|
|7. | Шкаф с аптечкой неотложной помощи     |шт.      |1          |
|---|---------------------------------------|---------|-----------|
|8. | Шкаф для медицинских препаратов,      |шт.      |1          |
|   | инструментов и др.                    |         |           |
|---|---------------------------------------|---------|-----------|
|9. | Штатив с пробирками для синовиальной  |шт.      |1          |
|   | жидкости                              |         |           |
|---|---------------------------------------|---------|-----------|
|10.| Емкость для слива синовиальной        |шт.      |1          |
|   | жидкости                              |         |           |
|---|---------------------------------------|---------|-----------|
|11.| Клеенчатые подкладные (под конечности)|шт.      |по 2       |
|   | подушечки (15 см х 30 см, 25 см х 40  |         |           |
|   | см)                                   |         |           |
-------------------------------------------------------------------

     Примечание.  Процедурный  кабинет для внутрисуставных манипуляций
располагается  в  отдельном  помещении,  соответствующем предъявляемым
асептическим    требованиям,   с   предпроцедурным   помещением   (для
переодевания пациента).


                                                        Приложение N 5

                                                к Приказу Министерства
                                         здравоохранения и социального
                                         развития Российской Федерации
                                                  от 27 июня 2007 года
                                                                 N 444

                               ПОРЯДОК
             ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДНЕВНОГО СТАЦИОНАРА
                    ДЛЯ РЕВМАТОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ

     1.  Настоящий Порядок регулирует деятельность дневного стационара
для ревматологических больных (далее - дневной стационар).
     2.   Дневной   стационар   создается  руководителем  медицинского
учреждения   в   составе   стационарно-поликлинических   и  больничных
лечебно-профилактических      учреждений      (областная,     краевая,
республиканская, окружная больница).
     Положение   о   дневном   стационаре  утверждается  руководителем
медицинского учреждения.
     3.  Структура, штатная численность медицинского и иного персонала
дневного стационара утверждаются руководителем медицинского учреждения
в соответствии с объемом проводимой лечебно-диагностической работы.
     4.  Целью  создания  дневного  стационара  является своевременное
проведение  (при  наличии  соответствующих показаний) диагностических,
лечебных   и   профилактических   мероприятий  больным  ревматическими
заболеваниями, не нуждающимся в медицинском наблюдении в ночное время.
Дневной стационар может являться этапом перед направлением больного на
лечение в ревматологическое отделение.
     5. Основные задачи дневного стационара:
     диагностика  ревматических  заболеваний, уточнение их активности,
стадии, функционального состояния больного;
     назначение  или  коррекция  антиревматической  терапии  больных с
ревматическими заболеваниями;
     мониторирование  эффективности  и переносимости антиревматических
препаратов;
     проведение    очередных    процедур    программного   лечения   и
внутрисуставных манипуляций;
     обследование  и подготовка больных с ревматическими заболеваниями
перед направлением для экспертной оценки трудоспособности, определения
показаний    для    оперативного,   санаторно-курортного   лечения   и
реабилитации, в том числе ортопедо-хирургической и др.;
     ведение   учета   и   составление   отчетов   в   соответствии  с
установленным порядком.
     6.   Для   проведения  внутрисуставных  манипуляций  в  структуре
дневного  стационара  рекомендуется организовывать процедурный кабинет
для внутрисуставных манипуляций, оснащаемый согласно Приложению N 4.
Оглавление