О НАРУШЕНИЯХ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ. Постановление. Главный государственный санитарный врач РФ. 02.07.07 45

              О НАРУШЕНИЯХ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
         ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

              ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РФ

                            2 июля 2007 г.
                                 N 45

                                 (Д)


     Я,  Главный  государственный санитарный врач Российской Федерации
Г.Г.  Онищенко,  проанализировав  положение  дел  с обращением отходов
производства  и  потребления,  отмечаю,  что  в последнее время в ряде
субъектов   Российской   Федерации   осуществлены   организационные  и
практические мероприятия по соблюдению санитарных норм и правил в этой
сфере.
     В  г.  г.  Москве  и  Санкт-Петербурге,  Вологодской и Мурманской
областях,     Ставропольском     и    Приморском    краях    действуют
мусоросжигательные   заводы,   в  г.  Санкт-Петербурге,  Белгородской,
Ленинградской,    Свердловской    и   Самарской   областях   построены
мусороперерабатывающие  предприятия. Количество мусороперерабатывающих
комплексов возросло с 32 в 2005 г. до 39 в 2006 г.
     Во  многих  регионах  введены  в  действие демеркуризационные или
специализированные  предприятия, осуществляющие централизованный сбор,
хранение и дальнейшую переработку ртутьсодержащих отходов.
     Активизировалась   работа   по   ликвидации  несанкционированного
размещения отходов в населенных пунктах.
     В   Республике   Татарстан,   Саратовской,  Тульской,  Калужской,
Рязанской,   Орловской   областях   реализуются  программы  утилизации
пришедших  в  негодность  и  запрещенных  к использованию пестицидов и
агрохимикатов.
     Управлениями  Роспотребнадзора  в  2006  г.  проведены более двух
тысяч   проверок   по  соблюдению  установленных  требований  в  части
размещения, хранения, утилизации отходов производства и потребления, а
также содержания территории населенных мест.
     Вместе  с  тем  в  указанной  сфере  имеют  место  многочисленные
нарушения     санитарного     законодательства,    создающие    угрозу
санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
     Низкой остается эффективность системы плановой очистки территории
от     бытовых     отходив.     По-прежнему     сохраняется    дефицит
специализированного  автотранспорта,  контейнеров  для  сбора  бытовых
отходов, несвоевременно осуществляется их вывоз.
     В   большинстве   субъектов   Российской   Федерации   нарушаются
требования  СП  2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и
содержанию  полигонов для твердых бытовых отходов" (зарегистрировано в
Минюсте   России   26.07.2001   N   2826)   и   СанПиН   2.1.7.1322-03
"Гигиенические   требования  к  размещению  и  обезвреживанию  отходов
производства   и   потребления"  (зарегистрировано  в  Минюсте  России
12.05.2003 N 4526). Отсутствуют подъездные дороги с твердым покрытием,
ограждения, дезинфицирующие ванны, складирование мусора осуществляется
без  изоляционных  слоев,  отмечается  острая нехватка спецтехники для
утилизации  отходов.  Многие полигоны фактически превратились в свалки
бытовых отходов с крайне высокой заселенностью грызунами.
     В  Новосибирской, Иркутской, Томской, Кировской и других областях
продолжается  эксплуатация  от  15%  до  40% полигонов с коэффициентом
заполнения 90%. Строительство новых полигонов ведется крайне медленно.
     В  стране  ежегодно  образуется от 2,7 до 3,4 млрд. тонн отходов,
однако  практически  не  развита  индустрия их вторичной переработки и
использования.
     Многими  хозяйствующими  субъектами не принимается должных мер по
утилизации  и  обезвреживанию  промышленных  отходов,  в  том  числе и
чрезвычайно  опасных.  Продолжается  практика  их  вывоза  на полигоны
твердых   бытовых   отходов,   несанкционированные   свалки,  а  также
накопление  на  территории  промышленных  предприятий. Такое положение
отмечается   в   Челябинской,   Пензенской,   Новосибирской  областях,
Красноярском крае.
     В   Вологодской,   Курской,   Брянской,   Сахалинской   областях,
Краснодарском крае имеют место серьезные нарушения хранения пестицидов
и агрохимикатов.
     Во   многих   лечебно-профилактических   учреждениях   отмечается
неправильное   обращение   с   медицинскими   отходами,   что  создает
возможность    повторного    применения    использованного    разового
медицинского  оборудования,  подвергая  работников  здравоохранения  и
население риску возникновения травм и социально значимых заболеваний.
     В   результате   несоблюдения  санитарного  законодательства  при
обращении  с отходами производства и потребления, неудовлетворительной
организации  плановой  санитарной  очистки населенных мест, происходит
накопление  токсичных  веществ  в  почве,  отмечается  высокий уровень
бактериального загрязнения ее на территории жилой застройки.
     Количество  исследованных проб почвы, не отвечающих гигиеническим
нормативам  по  санитарно-химическим  показателям, составляет 11,4%. В
Свердловской,  Тульской,  Читинской  областях,  Краснодарском крае, г.
Санкт-Петербурге  доля  таких проб в 3,7 - 4,4 раза больше чем в целом
по  стране.  При  этом загрязнение происходит преимущественно тяжелыми
металлами   (свинец,   кадмий,   ртуть),   представляющих   наибольшую
потенциальную опасность для здоровья населения.
     В  г.  Москве,  Республике  Коми,  Пермском  и  Приморском краях,
Вологодской и Ростовской областях количество проб почвы, не отвечающих
гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, составляет
от 30 до 50%.
     Органы  местного  самоуправления  не  принимают  должных  мер  по
реализации  Федерального  закона  от  24.06.1998  N  89-ФЗ "Об отходах
производства  и  потребления"  (Собрание  законодательства  Российской
Федерации,  29.06.1998, N 26, ст. 3009; 2001, N 1 (ч. 2) ст. 21; 2003,
N  2,  ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1,
ст.   10,   N  52,  ст.  5498),  низкой  остается  требовательность  к
предприятиям  и  организациям в решении вопросов, связанных с очисткой
населенных   мест,   хранением,   транспортировкой,   переработкой   и
утилизацией отходов.
     Многие  управления  Роспотребнадзора не обеспечивают действенного
надзора  и  не привлекают к установленной законом ответственности лиц,
виновных  в  нарушениях санитарных правил и нормативов при обращении с
отходами производства и потребления.
     Положение  усугубляется  тем, что не разработана в должном объеме
нормативно-правовая  и  методическая  база  по  вопросам  обращения  с
отходами  производства  и  потребления,  в  том числе о порядке выдачи
лицензий на деятельность по обращению с опасными отходами.
     До настоящего времени не приняты меры по выполнению Постановления
Правительства  Российской  Федерации  от  26.10.2000  N 818 "О порядке
ведения  государственного  кадастра отходов и проведения паспортизации
опасных  отходов"  (Собрание  законодательства  Российской  Федерации,
06.11.2000 N 45, ст. 4476).
     В   связи  с  вышеизложенным  и  на  основании  статей  22  и  51
Федерального      закона      от     30.03.1999     N     52-ФЗ     "О
санитарно-эпидемиологическом    благополучии    населения"   (Собрание
законодательства  Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 482; 2002, N 1
(ч.  1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35,
ст.  3607;  2005,  N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10, N 52 (ч. 1), ст.
5498; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 29, N 27, ст. 3213) постановляю:
     1.   Рекомендовать   органам   исполнительной   власти  субъектов
Российской Федерации и органам местного самоуправления:
     1.1.  Рассмотреть вопрос о ходе реализации Федерального закона от
24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
     1.2.  Разработать  или  внести  коррективы  в целевые программы в
области   обращения   с   производственными   и   бытовыми   отходами,
предусмотрев   в  них  осуществление  организационных  и  практических
мероприятий   по  обеспечению  эффективной  системы  плановой  очистки
населенных   мест,  строительству  полигонов  промышленных  и  твердых
бытовых  отходов, мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов,
мусоросортировочных комплексов.
     1.3.   Требовать  от  руководителей  организаций  и  предприятий,
осуществляющих  деятельность  по  обращению  с отходами производства и
потребления,  принять  меры  к  ликвидации  несанкционированных свалок
промышленных и бытовых отходов.
     2. Рекомендовать Ростехнадзору:
     2.1.    Принять    дополнительные   меры   по   совершенствованию
нормативно-правовой  и  методической базы в сфере обращения с отходами
производства и потребления.
     2.2.   Усилить  контроль  за  трансграничной  перевозкой  опасных
отходов и их удалением.
     2.3. Усилить взаимодействие территориальных органов Ростехнадзора
с  территориальными  органами  Роспотребнадзора при выдаче лицензий на
деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке,
размещению опасных отходов.
     3.  Рекомендовать  организациям,  осуществляющим  деятельность по
обращению  с  отходами  обеспечить  выполнение  требований санитарного
законодательства  по  осуществлению  плановой очистки населенных мест,
эксплуатации   и   рекультивации   мест   централизованного  хранения,
захоронения и обезвреживания отходов производства и потребления.
     4.  Руководителям  органов  управления здравоохранением субъектов
Российской   Федерации   осуществить  организационные  и  практические
мероприятия   по   неукоснительному  соблюдению  СанПиН  2.1.7.1322-03
"Гигиенические   требования  к  размещению  и  обезвреживанию  отходов
производства  и  потребления",  а  также  по  обращению с медицинскими
отходами.
     5.   Руководителям   управлений   Роспотребнадзора  по  субъектам
Российской Федерации и железнодорожному транспорту:
     5.1.    Разработать   совместно   с   территориальными   органами
Ростехнадзора  и  внести  в  органы  исполнительной  власти  субъектов
Российской  Федерации  и органов местного самоуправления предложения о
включении  в  целевые программы по обращению с отходами производства и
потребления  мероприятия,  направленные  на  совершенствование  систем
сбора, транспортировки, хранения, переработки и обезвреживания отходов
производства и потребления.
     5.2.   В   порядке,  установленном  законодательством  Российской
Федерации,   осуществлять   совместно   с   территориальными  органами
Ростехнадзора  проверки  деятельности  организаций в сфере обращения с
отходами  производства  и  потребления  и  информировать о результатах
проверок  органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
а    также   органы   местного   самоуправления   с   целью   принятия
соответствующих мер.
     5.3.   Провести   анализ   работы  по  осуществлению  надзора  за
обращением  с  отходами  производства  и  потребления, принять меры по
повышению  его эффективности, повысить требовательность к организациям
и  предприятиям  за неукоснительным соблюдением требований санитарного
законодательства в этой сфере.
     5.4.  Направлять информацию о результатах надзора за обращением с
отходами   производства   и   потребления,   а  также  предложения  по
совершенствованию  этой  работы  в  ФГУЗ  "Федеральный центр гигиены и
эпидемиологии" Роспотребнадзора вместе с годовыми отчетами.
     6.    ФГУЗ    "Федеральный   центр   гигиены   и   эпидемиологии"
Роспотребнадзора   разработать   и   согласовать  с  Роспотребнадзором
ведомственные  отчетные  формы  о  проводимой  работе  по  надзору  за
обращением   с   отходами   производства   и  потребления,  обобщенную
информацию представлять в срок до 15 июня ежегодно.
     7. Контроль за выполнением Постановления возложить на заместителя
Главного  государственного санитарного врача Российской Федерации Л.П.
Гульченко.

                                                          Г.Г.ОНИЩЕНКО
2 июля 2007 г.
N 45